Методический аспект изучения лексических особенностей прозы Гончарова (например, Обломов. Особенности художественного слова, откуда пошло понятие обломовщина)

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 23 23 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 15.02.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I Особенности художественного языка И. А. Гончарова 6
1.1.Выбор метода в лексическом анализе романа «Обломов» 6
2.1. Художественный язык Гончарова как достояние русской литературы 7
Глава II Роман «Обломов»: все краски русского языка 10
2.1. «Обломовщина» как образ жизни 10
2.2. Мастерство портретного искусства в романе «Обломов» 15
Заключение 21
Литература 22

Фрагмент для ознакомления

При внимательном прочтении становится очевидным, для чего необходимо рассказчику это множественное отрицание, которое сначала ставит как будто в тупик, ведь с помощью прилагательных перечислены все основные цвета, которые обычно имеет человеческое лицо. Автору нужно это по одной причине: подвести нас к прилагательному «безразличный», которое не является обозначением цвета. В. Виноградов по этому поводу отмечает, что «старое этимологическое значение слова безразличный во второй половине XIX в. вытесняется употреблением слова неразличимый, которое было образовано в 30—40-х годах XIX в.». При этом он сразу приводит примериз Гончарова: «Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам». Здесь предстоит подумать, что же всё-таки обозначает слово «безразличный» в данном контексте: это неразличимый цвет лица Ильи Ильича вследствие его обрюзглости, или же это меткая психологическая характеристика. Скорее всего, автором подразумевается цвет лица героя, сопровождаемый таким необычным эпитетом – «неразличимый», так как читателю всё-таки нужно узнать, как же выглядел герой, обладающий столь интересной внешностью.Но на этом рассказчик не останавливается. Цветовая гамма данного отрывка обогащаетсяследующими прилагательными: «матовый, чересчур белый»; а такая характеристика личности героя как мягкость, на которую обращалось внимание выше, усиливается повторением прилагательного «мягкий» (сразу два в одном предложении): «…маленьких пухлых рук, мягких плеч…». Столь обильное присутствиеэпитетов на такой небольшой отрывок текста, говорит о том, что автор желал подчеркнуть особые качества его героя: изнеженность, лень, может быть, даже немужественность (в обычном понимании этого слова). Стоит также отметить метафору «чересчур белый свет шеи». Удивительно выглядит это выражение: не цвет шеи, а свет. Следовательно, шея героя настолько бела, что от неё как будто исходит свет. Это весьма неожиданное заявление, ведь свет обычно исходит от святых, славящихся своим аскетизмом. А здесь – пухлый, обрюзгший, добродушный мужчина, напоминающий скорее амурчика, чем строгую аскетическую личность. Но не является ли это замечание, обычно прочитываемое вскользь, одним из ключей к пониманию личности Обломова, о которой до сих пор спорят? Не есть ли это намёк на какие-то особые его духовные качества, которые скрыты от обычного взгляда пухлостью, леностью и знаменитым халатом героя?К сожалению, ограниченные рамки данной работы не дают нам возможности в полной мере исследовать этот вопрос. Следует лишь отметить, что он требует пристального внимания и дальнейшего глубокого изучения.Рассмотрим ещё несколько портретных характеристик из романа «Обломов». Вот, например, проходной персонаж Волков. Казалось бы, эпизодический герой, но и ему даётся ёмкая и красноречивая характеристика. Этот «блестящий господин» просто ослепляет своей внешностью. У него «блещущее здоровье», «смеющиеся щёки, губы и глаза». Помимо причастий, которые, в отличие от прилагательных, как бы продолжаются во времени и свидетельствуют о постоянстве привычек их обладателя, в этом отрывке сквозит и авторская ирония: «Зависть брала смотреть на него». Читатель узнаёт, что Волков «причёсан и одет безукоризненно». Автор прибегает к большому количеству деталей, чтобы описать всё разнообразие мелочей, из которых складывается блестящая внешность этого героя: «По жилету лежала изящная цепочка со множеством мельчайших брелоков». К предметам прилагаются непросто эпитеты («изящная»), а часто в превосходной степени («мельчайшие» брелоки и «тончайший» батистовый платок». Характерны и глаголы, описывающие действия Волкова. Они относятся только к его внешним действиям и к одному предмету: платку, который герой «вынул», потом «вдохнул» его восточные ароматы, после чего «провёл» им по лицу и шляпе (которая «глянцевита», а значит, блестяща, как и её хозяин) и, наконец, «обмахнул» лакированные сапоги (блеск, создаваемый Волковым, продолжается). Забота только о внешнем выражена во всей этой мастерски созданной характеристики; это же подтверждается речью Волкова, которая звучит наигранно-возвышенно:« – О баловень, сибарит!».Его дальнейшие действия: попытки сесть, положить шляпу и невозможность их осуществления из-за того, что кругом лежит пыль, – продолжают играть на выявление основной черты его характера. Этого автор добивается путём подбора точных глаголов, выразительных эпитетов и прилагательных в превосходной степени сравнения.Таким образом, мы видим, что будучи мастером создания портретной характеристики, художником слова, И. А. Гончаров создаёт живые выразительные образы своих героев, пользуясь самыми различными лексическими свойствами. Прибегнув к приёму повествования от лица автора-рассказчика, писатель пользуется в большей мере повествовательными предложениями. В то же время, в тексте встречаются восклицательные и вопросительные предложения. В создании образа Обломова применяются различные тропы: метафоры, аллегории, эпитеты; есть и повторяющиеся эпитеты в одном предложении (как это было показано на примере прилагательного «мягкий») для усиления личностной характеристики героя. Обилие глаголов не только формирует внешние поступки, но и даёт ключ к психологической характеристике. Нельзя не отметить и обращение к отрицательной частице «ни». Этот приём – словно ход от противного, для того, чтобы подвести читателя к ключевому слову в выбранном эпизоде.Рассматривая образ Волкова, мы находим в палитре художника такие средства как прилагательные в превосходной степени, обилие внешних деталей, употребление прилагательных, обозначающих блестящие свойства или входящих в группу, описывающих, так или иначе, блеск. Сам Волков назван «блестящим господином». Глаголы, которые передают действия этого персонажа, описывают лишь внешние его действия, в то время как глаголы, относящиеся к Обломову, воссоздают движения его души. Таким образом, можно утверждать, что все лексические средства Гончарова-писателя направлены не только на то, чтобы написать исчерпывающий внешний портрет героя, но и дать ему точную психологическую характеристику. ЗаключениеДанная работа была посвящена анализу лексических особенностей прозы великого русского писателя И. А. Гончарова на примере романа «Обломов». При вопросе о подходах к разбору текста нами были выявлены (при прочтении соответствующей литературы) несколько направлений, с помощью которых проводится разбор художественного произведения.Авторитетные авторы (Л. Бабенко, Ю. Казарин и др.) указывают на совокупность этих методов как на наилучшее средство разбора текста. С нашей точки зрения, лексический разбор художественной прозы должен основываться на внимательном прочтении произведения и применении теоретических знаний. Таким образом, методологический аспект в данном случае, на наш взгляд, должен базироваться на трёх элементах: методе изучения, анализа и синтеза. Эта система позволила нам выявить следующие лексические особенности некоторых эпизодов романа «Обломов».В процессе работы мы обратились к портретной характеристике героев и средствам создания хрестоматийной главы «Сон Обломова».В первом случае мы выявили наличие таких элементов как сочетание повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений; обращение к тропам (гипербола, литота), приём противопоставления.Важным в отрывке, да и во всём романе является слово «сон», а также образ сна. Это – метафора, обозначающая душевное состояние целого ряда людей, более того – это образ, значение которого ещё не выяснено до конца. Образ сна создаётся автором различными средствами: это и олицетворение «безмолвные избы», то есть избы, из которых не доносится ни звука; и устойчивое выражение «не видно ни души» и сонное жужжание мух. Приём инверсии увеличивает эффект мифологически-сказочного звучания.Во втором случае автор также использует большое количество тропов, глаголы движения, отрицательные частицы, повествовательную форму рассказы, цепные и параллельные связи в тексте. Это лишь малая доля того, что можно сказать о лексических средствах большого мастера.ЛитератураБабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум / Л. Г. Бабенко, Ю. Казарин. – 6-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 496 с.Вайль П., Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. –М.: «Независимая газета», 1991.Гончаров И. А. Обломов: Роман. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002. – 576 с.Гончаров И. А. в русской критике. Сборник статей под редакцией А. П. Рыбасова. – М.: Гослитииздат, 1958.Добролюбов Н. А. «Что такое обломовщина»// Собрание сочинений в 9-ти т. – Т. 4. – М.; Л., 1962.Дружинин А. В. Обломов// Литературная критика. – М.: Художественная литература, 1983. Кантор В. К. Долгий навык ко сну// Вопросы литературы. – №1, 1989.Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. – М.: «Эксмо», 2003.Лощиц Ю. М. Гончаров. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Молодая гвардия, 1986. – 367.Петрова С. М. История русской литературы XIXвека (первая половина). – М.: Просвещение, 1973. Поспелов Г. Н. История русской литературы XIX века. М.: Высшая школа, 1972. Романова Г. И. Практика анализа литературного произведения (русская классика). – М.: Флинта: Наука, 2006. Созина Е. К. «Обломов» И. А. Гончарова//Гончаров И. А. Обломов: Роман. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002. – 576 с. Федоров А. В. Язык и стиль художественного произведения. – М: Художественная литература, 1988.Интернет-ресурсы:В.Виноградов. История слов// 2010/http://dic.academic.ru/dic.nsf/wordhistory/143/%D0%98%D0%9D%D0%94%D0%98%D0%A4%D0%A4%D0%95%D0%A0%D0%95%D0%9D%D0%A2%D0%9D%D0%AB%D0%99/

1. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум / Л. Г. Бабенко, Ю. Казарин. – 6-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 496 с.
2. Вайль П., Генис А. Родная речь. Уроки изящной словесности. –М.: «Независимая газета», 1991.
3. Гончаров И. А. Обломов: Роман. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002. – 576 с.
4. Гончаров И. А. в русской критике. Сборник статей под редакцией А. П. Рыбасова. – М.: Гослитииздат, 1958.
5. Добролюбов Н. А. «Что такое обломовщина»// Собрание сочинений в 9-ти т. – Т. 4. – М.; Л., 1962.
6. Дружинин А. В. Обломов// Литературная критика. – М.: Художественная литература, 1983.
7. Кантор В. К. Долгий навык ко сну// Вопросы литературы. – №1, 1989.
8. Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва. – М.: «Эксмо», 2003.
9. Лощиц Ю. М. Гончаров. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Молодая гвардия, 1986. – 367.
10. Петрова С. М. История русской литературы XIXвека (первая половина). – М.: Просвещение, 1973.
11. Поспелов Г. Н. История русской литературы XIX века. М.: Высшая школа, 1972.
12. Романова Г. И. Практика анализа литературного произведения (русская классика). – М.: Флинта: Наука, 2006.
13. Созина Е. К. «Обломов» И. А. Гончарова//Гончаров И. А. Обломов: Роман. – Екатеринбург: У-Фактория, 2002. – 576 с.
14. Федоров А. В. Язык и стиль художественного произведения. – М: Художественная литература, 1988.

Интернет-ресурсы:
15. В.Виноградов. История слов// 2010/http://dic.academic.ru/dic.nsf/wordhistory/143/%D0%98%D0%9D%D0%94%D0%98%D0%A4%D0%A4%D0%95%D0%A0%D0%95%D0%9D%D0%A2%D0%9D%D0%AB%D0%99/

Вопрос-ответ:

Какие методы используются в лексическом анализе романа "Обломов"?

В лексическом анализе романа "Обломов" применяются различные методы, такие как сравнительный анализ, контекстуальный анализ, частотный анализ и другие. Эти методы помогают выявить особенности употребления лексических единиц, выделить наиболее значимые слова и выявить авторский стиль Гончарова.

Что такое "обломовщина" и каково ее происхождение?

Под "обломовщиной" понимается образ жизни, характеризующийся пассивностью, бездействием и нежеланием вступать в активную деятельность. Понятие "обломовщина" происходит от имени главного героя романа "Обломов" Ильи Ильича Обломова, который является воплощением этой пассивности и бездеятельности. Образ Обломова стал символом человека, который отказывается от активной жизни и предпочитает погружаться в собственный мир беззаботности и безделия.

В чем особенности художественного языка А. Гончарова в романе "Обломов"?

Художественный язык А. Гончарова в романе "Обломов" отличается своеобразием и выразительностью. Он использует образные сравнения, живописные описания, изысканные метафоры, которые помогают создать особую атмосферу романа. Гончаров умело передает эмоции и настроения своих персонажей с помощью лексических особенностей, что делает его язык уникальным и отличным от других писателей своего времени.

Какие краски русского языка используются в романе "Обломов"?

Роман "Обломов" богато окрашен русским языком, который воплощает характеры героев и передает атмосферу того времени. В романе можно встретить употребление различных национальных исторических слов, а также использование диалектных особенностей речи. Это придает тексту ощущение подлинности и позволяет читателю погрузиться в мир романа и ощутить его атмосферу.

Какие методы используются для анализа лексики в романе "Обломов" Гончарова?

Для анализа лексических особенностей романа "Обломов" Гончарова используются различные методы, такие как семантический анализ, фразеологический анализ, глоссарный анализ и др. Эти методы позволяют выявить специфическую лексику, которая характеризует главного героя, его образ жизни и окружающую среду.

Какие особенности художественного слова присутствуют в романе "Обломов" Гончарова?

В романе "Обломов" Гончарова присутствуют такие особенности художественного слова, как образность, эмоциональность, изящность и точность выражения. Автор использует богатый лексический арсенал, чтобы передать характеры героев, их внутренний мир, а также описать окружающую их среду.

Откуда пошло понятие "обломовщина"?

Понятие "обломовщина" происходит от имени главного героя романа "Обломов" Гончарова - Ильи Ильича Обломова. Обломов - человек, полностью погруженный в бездействие, лень и отсутствие инициативы. Его образ и образ жизни стали символом пассивности и бездействия, и поэтому понятие "обломовщина" стало обозначать аналогичные состояния и поведение в реальной жизни.

Что можно сказать о художественном языке в произведениях Гончарова?

Художественный язык Гончарова является одним из ярких образцов русской литературной культуры. Он отличается высоким мастерством и точностью выражения. В романе "Обломов" Гончаров использует разнообразные стилистические приемы, такие как описания, диалоги, монологи героев, чтобы передать разнообразие эмоций и тональность событий.

Каким образом роман "Обломов" передает краски русского языка?

Роман "Обломов" Гончарова является прекрасным примером того, как русский язык может передавать все оттенки человеческих чувств и эмоций. Автор использует богатый лексический запас, разнообразные синтаксические конструкции и многообразие стилей речи, чтобы создать полноценное изображение героев и их внутреннего мира.

Какие особенности лексического анализа романа "Обломов" Гончарова?

Методический аспект изучения лексических особенностей прозы Гончарова, включая роман "Обломов", заключается в анализе выбранного метода исследования. Анализ текста произведения направлен на выявление особенностей художественного слова, в том числе специфического лексического состава, использованного Гончаровым.