Религия как источник ценностей культуры.
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 19.02.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Развитие религии в истории культуры 5
Глава 2. Религия и современность 12
Заключение 19
Список литературы 21
В первом случае конечной причиной цивилизационного процесса считается божественное начало, потусторонний мир, сакральные ценности которого воздействуют по руслу религиозного сознания на все сферы культуры, а затем и на общество в целом. При такой точке зрения почти неизбежно межконфессиональное соперничество в борьбе за определяющее влияние на общественную жизнь и государственное устройство страны.Во втором случае речь идет о саморазвитии общества и о совершенствовании его взаимоотношений с природой, в том числе с природной стороной человеческой жизни. Духовному фактору принадлежит здесь во многом определяющая роль: общество должно осознать свои приоритеты, достичь единства в их понимании и совместной реализации. Этот творческий процесс общественного самосознания протекает в различных культурных формах, не в последнюю очередь - в религиозной. В результате должна быть выработана столь необходимая нам сейчас общегосударственная идея, идея российского возрождения.Современная роль религии остается противоречивой. С одной стороны очевидна ее важность для развития культуры, причем, эта роль оформилась исторически, с другой стороны нельзя говорить о простой реставрации религиозных традиций, так как современные реалии и не меньшее, чем религия, значение науки для культуры не позволяют безосновательно ориентироваться, только на религиозное мировоззрение.ЗаключениеСегодня представляется очевидной роль религии в формировании культурных ценностей. Очевидно, что таковое положение вещей формировалось исторически и его нельзя просто игнорировать ни со стороны общества, ни со стороны государства. Религиозный ренессанс заставляет пересмотреть то отношение к религии, которое на протяжении прошлого столетия диктовала секуляризация. Секуляризация сегодня стала ключевым слово в анализе социального значения религии. По сути, она описывает процесс снижения значимости религиозного мировоззрения, а в идеале и полный отказ от него. В настоящее время секуляризация стала настолько обыденным явлением для анализа религиозности, что часто воспринимается как очевидный факт. Однако стоит помнить о том, что секуляризация имеет вполне определенные исторические рамки возникновения и сегодня в новых условиях современности она может исчерпать свой положительный потенциал, и уже не играть ту роль, которая она выполняла на протяжении последних двухсот лет.Религия была важнейшей сферой общественной жизни, более того, во многом определяла ее на протяжении многих тысячелетий. На определенном этапе религиозные нормы вступили в противоречие с динамикой общественной жизни, так как отстаивали традиционные ценности, при этом не позволяя пояснить новые знания, которые не укладывались в рамки религиозной догматики. Все это привело к тому, что религия стала своего рода тормозом социального прогресса, что привело к возникновению стремления ограничить ее влияние на социальную жизнь. Результатом такого стремления и стало развития процесса секуляризация. Для этапа модерна, который и породил секуляризацию, она была вполне передовой концепцией, которая позволяла обеспечить развития социальных отношений и общественный прогресс в целом.Но сейчас ситуация иная. Ценности современной цивилизации станут нам более понятными, если помнить об их религиозных корнях. При этом для современной цивилизации, которая утратила нравственные ориентиры, привлечение религиозных ценностей может быть прямо полезно. Однако стоит отдельно подчеркнуть тот момент, что реставрация религии сегодня часто принимает формы религиозного фундаментализма, что вряд ли можно назвать положительным культурным эффектом. Собственно, и реставрация религиозных ценностей, крах процесса секуляризации в своей основе имеют те же причины. Несмотря на свою традиционность, фундаментализм будет развиваться и представляет собой лицо нового мира. Если эту проблемы не решать, то мир будущего станет именно таким, каким его хочет видеть фундаментализм. Религиозный плюрализм и терпимость – это только первые шаги на пути решения данного вопроса. Список литературыКириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. - М.: Филол. о-во "СЛОВО": ООО "Изд-во "ЭКСМО"", 2003. - 672 с.Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 519 с.Культурология : Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Высшее образование, 2007. — 566 с.Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с.Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 1994.- 368 с.Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. – 328 с.Тойнби А. Постижение истории. М.: Айрис-пресс, 2006. – 598 с.Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 304 с.Шохин В. К. Школы индийской философии: период формирования IV в. до н.э.-II в. н.э. М.: Вост. лит., 2004. – 367 с.Энциклопедия. Т 21. Общество. Ч.1. Экономика и политика. – М.: Аванта+, 2002. – 464 с.
2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 519 с.
3. Культурология : Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. — М. : Высшее образование, 2007. — 566 с.
4. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с.
5. Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 1994.- 368 с.
6. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. – 328 с.
7. Тойнби А. Постижение истории. М.: Айрис-пресс, 2006. – 598 с.
8. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 304 с.
9. Шохин В. К. Школы индийской философии: период формирования IV в. до н.э.-II в. н.э. М.: Вост. лит., 2004. – 367 с.
10. Энциклопедия. Т 21. Общество. Ч.1. Экономика и политика. – М.: Аванта+, 2002. – 464 с.
Вопрос-ответ:
Какое влияние оказывает религия на развитие культуры?
Религия считается источником ценностей культуры, она влияет на все сферы культурного развития, а затем и на общество в целом. Божественные начала и сакральные ценности религии воздействуют на формирование культурных ценностей и норм поведения.
Что является причиной развития религии в истории культуры?
Развитие религии в истории культуры обусловлено потусторонним миром и божественными началами, которые считаются конечной причиной цивилизационного процесса. Религиозные сознание и ценности оказывают воздействие на все сферы культуры и способствуют ее развитию.
Какое место занимает религия в современном обществе?
Религия продолжает играть важную роль в современном обществе. Современность характеризуется многообразием религиозных убеждений и толерантностью. Религия влияет на формирование ценностей и норм поведения, однако не является единственным источником культурных ценностей в современной общественной жизни.
Возможно ли межконфессиональное соперничество в сфере религии?
Да, межконфессиональное соперничество в сфере религии возможно. Различные религиозные конфессии и течения могут бороться за определяющее влияние на культуру и общество. Однако, современный мир также стремится к толерантности и уважению к различным религиозным убеждениям.
Какие литературные источники могут помочь в изучении религии в контексте культуры?
Для изучения религии в контексте культуры можно обратиться к различным литературным источникам. В список литературы можно включить работы из области религиоведения, истории религии, философии и культурологии. Некоторые рекомендуемые источники могут включать работы таких авторов, как Рудольф Отто, Мирча Элиаде, Карл Юнг и других.
Какое влияние оказывает религия на культуру и общество?
Религия оказывает значительное влияние на культуру и общество. Согласно одной из точек зрения, божественное начало и сакральные ценности потустороннего мира воздействуют на религиозное сознание и на все сферы культуры, а затем и на общество в целом.
Что считается конечной причиной цивилизационного процесса?
Согласно определенной точке зрения, конечной причиной цивилизационного процесса считается божественное начало и сакральные ценности потустороннего мира. Эти ценности оказывают влияние на религиозное сознание, культуру и общество.
Какое значение имеет межконфессиональное соперничество?
Межконфессиональное соперничество имеет большое значение в борьбе за определяющее влияние на общество. В условиях, когда религия влияет на культуру и общество, различные религиозные группы могут конкурировать за признание и поддержку.
Какие сферы культуры подвержены влиянию религии?
Религия оказывает влияние на различные сферы культуры. Воздействие религиозных ценностей проявляется, например, в искусстве, архитектуре, литературе, музыке и т.д. Религиозные темы и символика часто становятся важными элементами культурного выражения.
Как связаны религия и современность?
Религия продолжает оставаться значимым фактором в современном обществе. Она может оказывать влияние как на индивидуальные верования и поведение людей, так и на коллективные ценности и нормы общества. Религиозные организации также занимают определенные позиции в политической и социальной сферах.
Какие ценности влияют на развитие культуры в религии?
В религии сакральные ценности потустороннего мира воздействуют на все сферы культуры и общество в целом.
Как влияет религия на современность?
Религия оказывает влияние на современность через религиозное сознание, которое воздействует на различные сферы культуры и общества.