Межличностная, специализированная и массовая коммуникации: особенности и роль в современном обществе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коммуникационные технологии
  • 42 42 страницы
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 26.02.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теории средств коммуникации 6
1.1 Сущность и основные виды теории коммуникации 6
1.2 Теории межличностной коммуникации. 9
1.3 Теории специализированной коммуникации 13
1.4 Теории массовой коммуникации 18
Глава 2. Использование коммуникативной теории на практике 27
2.1. Профессионализм и профессиональная этика в коммуникационной сфере. 27
2.2 Доверие общественности 31
Глава 3. Преодоление противоречий в коммуникативной сфере на примере связей с общественностью. Социальная ответственность и профессиональная этика 33
Заключение 40
Литература 42
Приложение 1 45
Приложение 2. 46
Фрагмент для ознакомления

Рассуждая о важности доверия и этики, следует отметить наличие определенной проблемы, которая нередко оказывается непреодолимой для тех, кто работает в сфере связей с общественностью. В какой-то момент, заручившись высокой репутацией и доверием общественности, и при этом и обладая профессиональными навыками, знаниями и опытом, такой специалист оказывается перед искушением начать действовать исключительно в своих интересах, либо учитывая при этом интересы одного лишь заказчика. Профессиональные преимущества PR позволяют тому, кто владеет секретами профессии, манипулировать общественным мнением, тем самым добиваясь статуса и обогащения, и в ход могут идти нечестные и неэтичные приемы, спекуляция чужими тайнами, шантаж, завуалированное вымогательство и т.п.Глава 3. Преодоление противоречий в коммуникативной сфере на примере связей с общественностью. Социальная ответственность и профессиональная этикаОдин из важнейших принципов, отличающий профессионала, сводится к тому, что он должен оправдывать ожидания и соблюдать нравственные обязательства и перед обществом. Истинного профессионала в области PR отличает преданность служения обществу. Данный аспект профессиональной этики специалиста по связям с общественностью называется социальной ответственностью. Избрав своим поприщем, к примеру, деятельность по связям с общественностью, человек берет на себя помимо обязанности овладеть соответствующими знаниями, навыками, мастерством, и в то же время и пользоваться большим доверием и привилегиями со стороны общества, что подразумевает определенные социальные обязательства. Задача любого профессионала в области PR - взятие на себя ответственности за определение стандартов компетентности, выработку стандартов поведения и подчеркивание тех аспектов деятельности, которые влияют на ее общественную деятельность.Если этот принцип не соблюдается, последствия могут быть весьма плачевными. И одним из наиболее частых отрицательных результатов несоблюдения социальной ответственности является то, что PR направляются на обслуживание частных, нередко за счет общественного блага. Таким образом, рассмотрев некоторые ключевые моменты деятельность специалиста по связям с общественностью, следует сформулировать три базовых характеристики человека, являющегося подлинным Профессионалом в сфере связей с общественностью, реальным примером соблюдения норм и правил профессиональной этики:-он обладает необходимым уровнем квалификации, набором навыков и практическим опытом;-он наделен доверием общественности;-он несет социальную ответственность за принятые решения и действия (оправдывает ожидания и выполняет моральные обязательства).В то же время, не следует полагать, что в смысле морали и этики специалисты по PR обязаны и могут реализовать то, что не под силу обычным людям. Важно помнить, что этические нормы и законы предотвращают множество столкновений и недопонимания, которые неизбежны в практической деятельности по связям с общественностью. Такие нормы не регламентируют частную жизнь специалистов по PR, соблюдают стандартные для них, как и для всех, права и свободы, и действуют лишь в профессиональной области, где устанавливают четкие этические принципы профессионального поведения. И эти принципы не прописаны законодательно, не регламентированы, они не отменяют личного нравственного выбора, взглядов и убеждений человека, гражданских позиций, совести и ответственности.Именно эта идея легла в основу всех этических сводов правил в области PR. На сегодняшний день подобных документов насчитывается около 10. Так, «Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью», принятый РАСО в сентябре 2001 г., закрепляет принципы поведения специалиста по связям с общественностью в трех главных сферах. Данный Кодекс устанавливает принципы коммуникации с клиентами, с коллегами по связям с общественностью, со СМИ и представителями других профессий, и, кроме того, предлагает общие принципы, цель которых - способствовать выработке должного отношения к своей профессиональной деятельности. К сожалению, на сегодняшний день как это часто случается с подобного рода предписаниями, в большинстве случаев они остаются лишь на бумаге.Следует особо отметить, что если работодатели просят PR-специалистов выполнить нечто, что выходит за рамки дозволенного, у последних есть определенная сила, заложенная в кодексах профессиональной чести, которая позволяет им отказаться от выполнения работы непрофессиональным образом.Так, с возрастанием роли связей с общественностью, появляются новые профессии, работающие с формированием событий и использующие для этого особые технологии. Одна из них - спиндоктор (spin doctor) - «событийный менеджер». Чаще всего спиндоктор занят исправлением промахов, допущенных государственными структурами, после того как информационное развитие приняло неблагоприятный оттенок, задача такого специалиста - подача событий в более благоприятном виде. Подобная деятельность особо значима в кризисных ситуациях: забастовка, народные волнения, оплошности, допущенные ключевыми фигурами власти, политики и прочих значимых сфер жизни.Спиндоктор организует и реорганизует событие в его коммуникативной плоскости. Он нацелен не столько на создание, информирование, как это имеет место у журналиста, как на предупреждение нежелательных последствий. Основным аспектом каждого организуемого события становится его последствия для массовой аудитории («как это аукнется?»). Событийный менежер обыгрывает подаваемую информацию с утонченным мастерством. Он делает это, отбирая наиболее эффективные сообщения, помещая их в наиболее важные каналы, выбирая для этого нужное время. Новость превращается в сложный продукт, посредством режиссуры уже имеющегося события в нужном для определенных сил и структур ключе. Если методы влияния журналиста – прямые, то спиндоктор действует косвенно. Великолепной иллюстрацией работы спиндоктора служит фильм «Плутовство» (другое название «Хвост, который виляет собакой») - сатирическая комедия Барри Левинсона, снятая в 1997 году по мотивам книги Ларри Бейнхарта «Американский герой». Любопытно, что подобная история случилась в реальности год спустя, вылившись в политический скандал по поводу интимных связей американского президента Билла Клинтона со стажеркой Моникой Левински. Сценарий разрешения скандала в точности напоминал сюжет «Плутовства».Тем не менее, подобные технологии заслужили сомнительную славу во всем мире, а в особенности, в России, где общество особенно остро реагирует на подобные виды манипуляции. Реакция соотечественников выражается не столько в возмущении и выражении несогласия, сколько в скептическом отношении к событиям, происходящим в мире политики и госструктур, недоверия к любым новостям. Подобное положение дел, безусловно, имеет под собой определенную подоплеку, однако, в свете выхода нашего общества на новый виток развития, требования к профессиональной этике специалистов по связям с общественностью значительно возрастают.Большую роль в формировании информационного потока играет сегодня сеть Интернет. Публицист Александр Калмыков отмечает: все, что происходит в сети, есть продолжение того, что происходит вовне. То есть, он-лайн социальность есть переведенная офф-лайн социальность. Проводя аналогию виртуального мира с реальным, автор все же оставляет открытым вопрос, годятся ли современные методы социологии и социальной психологии для познания информационного виртуального пространства, или же здесь требуется иной подход. Тем не менее, на сегодняшний день политика, экономика и иные сферы жизни имеют свою проекцию в виртуальной среде, и там же современное молодое и зрелое поколение черпает новостную информацию. Как в любой молодой отрасли, информация в сети Интернет считается наиболее актуальной, оперативной и достоверной. Работа с новостной лентой там осуществляется гораздо проще, нежели в других СМИ, и, тем не менее, с каждым месяцем идет сближение виртуального и реального пространств, тем самым подтверждая тезис о том, что все, в конце концов, стремится к своему естественному равновесию.В конце прошлого века российская практика связей с общественностью впервые была отмечена, как профессиональная деятельность. Тем не менее, там, где поддержка и позитивное восприятие обществом является особенно значимым, профессия специалиста по PR вошла в обиход практически сразу, и динамично развивается и совершенствуется. Профессия PR-специалиста в наши дни является одной из наиболее востребованных, престижных и высокооплачиваемых. В Москве и Санкт-Петербурге насчитывается порядка пятидесяти вузов, где изучается специальность «Связи с общественностью», в стране же число подобных образовательных заведений приближается к двумстам. Это число непрерывно растет.К сожалению, PR в России в сознании людей еще достаточно сильно ассоциируется с понятием «черный PR» и, как уже отмечалось выше, это нелегко изменить. Серия избирательных кампаний, проведенная в крайне развязной манере, очевидная агрессивная и нескрываемая продажность некоторых СМИ и журналистов привели к закреплению в массовом сознании стереотипа: если PR, то обязательно черный.И, несмотря на то, что в России есть практики и теоретики, осознавшие перспективность, необходимость PR как для успешного существования фирмы в конкурентной среде, так и для гармонизации общественных отношений в целом, подобное восприятие PR как позитивной, конструктивной деятельности пока не распространено. На сегодняшний день профессиональный имидж отечественного PR закрепляется как циничное манипулирование общественным сознанием и полное отсутствие какой бы то ни было социальной ответственности.Связи с общественностью – это особая функция управления, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между организацией и общественностью, решению различных проблем и задач; помогает руководству организации быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него; определяет и делает особый упор на главной задаче руководства – служить интересам общественности; помогает руководству быть готовым к любым переменам и использовать их наиболее эффективно; играет роль «системы раннего оповещения» об опасности и помогает справиться с нежелательными тенденциями; использует исследования и открытое, основанное на этических нормах общение в качестве основных средств деятельности.ЗаключениеНовое время привнесло в общественный уклад множество перемен, и значительный вклад в эти перемены принадлежит коммуникативному компоненту. Любая информация, причем, как массовая, так и межличностного характера, становится достоянием широких слоев населения, и способна управлять выбором и поведением людей. В данной работе мы  обозначили некоторые из текущих и перспективных проблем, возникающих во взаимоотношениях общества и видов коммуникации в начале XXI века.Всестороннее изучение выбранной нами темы показало, что поскольку эффективность всякой коммуникации зависит от цели, которую ставит перед собой коммуникатор, то сами эффекты коммуникации, как массовой, так и межличностной, а также и специализированной, могут быть как позитивными, так и деструктивными для общества. Как уже было отмечено, массовая коммуникация проникает во все сферы человеческой деятельности, в результате чего изменяются привычные образы поведения и самосознания людей, что нередко приводит к трансформации многих социальных процессов и явлений. В то же время, более узконаправленные виды коммуникаций оказывают на людей более личностное, более доверительное воздействие, что также имеет свои плюсы и минусы. Наконец, следует отметить очевидную взаимосвязь всех трех видов коммуникации, их взаимодополнение и обогащение друг друга. Поскольку эффективность коммуникации зависит от цели, которую ставит перед собой коммуникатор, то сами эффекты коммуникации могут быть как позитивными, так и деструктивными для индивида и общества. Мнение социологов по данному вопросу разделилось: одни считают, что современное общество объединяет людей, прежде всего, на основе «новой народной культуры», поскольку с появлением радио, телевидения, газет, других СМИ и увеличением доступа аудиторий к ним в современном обществе появляется единая система идей, образов и развлечений, предоставляемых вниманию широких народных масс.СМИ делают свои аудитории полноправными участниками культурных, социальных и политических процессов, приближая обывателей к выдающимся личностями современной эпохи и делая их участниками многих событий. Другая группа ученых высказывает прямо противоположную точку зрения: «массовизация» культуры ведет к частичной или полной утрате многих образцов и установок высокой элитарной культуры и духовному обеднению общества, вследствие чего имеет смысл обратиться к индивидуализации коммуникативных процессов. Слепое копирование ценностей, пропагандируемых СМИ, приводит к исчезновению традиции, приводит все разнообразие человеческих характеров к единому стандарту, что снижает уровень культуры общества в целом.Тем не менее, время диктует нам свои условия, в мире происходят  глобальные процессы, в рамках которых формирование нового коммуникативного формата является одной из значимых составляющих. Возникают новые формы коммуникации на стыке массового, специализированного и межличностного общения, такого, например, как общение в сети интернет. Нахождение в едином информационном пространстве неизбежно создает общность между людьми. ЛитератураАлешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М.: Гном-Пресс, 2009. -242 сАндреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Гардарики, 2009. - 318 сАндреева Г.М., Богомолова Н.Н, Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия. - М.: Гардарики, 2011. -219 сБакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. – М., Аспект-пресс, 2012. - 263 с.Березин В.М. Теория массовой коммуникации. Курс лекций. - М.: Владос, 2009 - 288 сБольшая Российская энциклопедия. Сост. Кравец В.М. - М.: Оникс 21 век, 2009Буданцев Ю.П. В контексте жизни. - М.: Вентана-Граф, 2009. – 240 с.Василик М.А. Основы теории коммуникации. - М.:. «Гардарики», 2013. -280 с.Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации. - М., 2010. – 322 с Грушин Б.А. Массовое сознание. - М., Юнити-Дана, 2008. -268 сДьякова Е.Г. Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. - Екатеринбург, 2009.Ионин Л.Г. Психодрама и социодрама // Краткий словарь по социологии.- СПб, Ювента, 2010. -255 сКалмыков А.А. Виртуальные сообщества, как генератор новой социальности. Тезисы к докладу на iCamp/StartCamp2009Коммуникационный менеджмент. Учебное пособие /  Шепель В.М. - М.: Гардарики, 2011. - 352 с. Кондратьева Я.В. Социология массовой коммуникации. - СПб.: СПбАУЭ, 2009.- 262 сМерманн Э. Коммуникация и коммуникабельность. – М.: Гуманитарный центр, 2012. - 296 сНазаров М.М. Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XXI века// Социально-гуманитарные знания. - М., 2009 - 418 сОрлов А.С. Введение в коммуникационный менеджмент. – М.: Гардарики, 2009. - 368 сПочепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М.: Рефл-Бук, 2009 - 374 сПочепцов Г.Г. Паблик рилейшнз или как успешно управлять общественным мнением. - М.: Центр, 2004 -525 сРубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2010. - 525 сСоциальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева. - М.: ПЕР СЭ, 2009.Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. - М., 2010. -368 сТертычный А.А. Жанры периодической печати. - М., 2009 - 465 сУманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов.- СПб.: Питер, 2010 - 156 сФилатова О.Г. Социология массовой коммуникации. - М., 2010. - 194 сФилософский энциклопедический словарь /Под ред. Е.Ф. Губского [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2010.Фирсов Б. М. Пути развития средств массовой коммуникации. - СПб.: Ювента. – 2010. -272 с.Шарков Ф.К. Основы теории коммуникации. – М.: Перспектива, 2012.Швандар В., Торопцов В., Горфинкель В. Коммуникации и корпоративное управление. – М.: Юнити-Дана, 2009. - 128 сШейнов В.П. PR «белый» и «черный». М: Астрель, 2012 – 324 сПриложение 1Сравнительный анализ иерархической и демократической коммуникацииКритерий сравненияИерархическая коммуникацияДемократическая коммуникацияприоритетная связьпрямаяобратнаяполучательподчиненныйсвободный человеккоммуникативное действиеприказубеждениетип коммуникациимонологдиалогтекстодинмногоПриложение 2.Первое впечатление в межличностной коммуникации.Первое впечатление складывается у собеседника достаточно быстро. На него, в частности, влияют такие факторы, как:Манера входить в помещение, а также закрывать за собой дверь. Входить следует без особого шума, однако, уверенно, дверь закрывать, не поворачиваясь спиной, а глядя на присутствующих.Манера подавать руку при знакомстве. Рукопожатие не должно быть вялым или агрессивным, но уверенным, демонстрирующим открытость к дальнейшему диалогу.Манера садиться, сидеть. Садиться следует не напротив собеседника, немного сбоку, по возможности, занимая угловую позицию. Тем самым создается ощущение открытости, собеседник чувствует, что «путь впереди открыт», и более склонен к доверию, сотрудничеству.Осанка и жесты. Подтянутость, некий тонус в теле придают собеседнику уверенность в том, что он имеет дело с уверенным в себе человеком, полным самоуважения и внутреннего достоинства. Жесты также должны быть в меру энергичны, но не экспрессивны. Умеренная жестикуляция свидетельствует о богатстве внутреннего мира говорящего. Важно в процессе беседы установить контакт «глаза в глаза», однако, здесь также полезно чувство меры - взгляд должен дополнять общее впечатление, а не казаться «пронизывающим». Исключение – конфликтная коммуникация.Интонации и тембр голоса должны свидетельствовать об уверенности в себе и своей коммуникативной цели. Если коммуникация не предполагает жесткого конфликта, имеет смысл выбрать уважительный, приветливый тон общения.Основными аспектами успешной коммуникации, таким образом, является, во-первых, уверенность в себе и своей цели, и, во-вторых, умение получать обратную связь от собеседника, сообразуя полученную информацию, опять же, со своей целью.

Литература
1. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М.: Гном-Пресс, 2009. -242 с
2. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Гардарики, 2009. - 318 с
3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н, Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия. - М.: Гардарики, 2011. -219 с
4. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. – М., Аспект-пресс, 2012. - 263 с.
5. Березин В.М. Теория массовой коммуникации. Курс лекций. - М.: Владос, 2009 - 288 с
6. Большая Российская энциклопедия. Сост. Кравец В.М. - М.: Оникс 21 век, 2009
7. Буданцев Ю.П. В контексте жизни. - М.: Вентана-Граф, 2009. – 240 с.
8. Василик М.А. Основы теории коммуникации. - М.:. «Гардарики», 2013. -280 с.
9. Ворошилов В.В. Теория и практика массовой информации. - М., 2010. – 322 с
10. Грушин Б.А. Массовое сознание. - М., Юнити-Дана, 2008. -268 с
11. Дьякова Е.Г. Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. - Екатеринбург, 2009.
12. Ионин Л.Г. Психодрама и социодрама // Краткий словарь по социологии.- СПб, Ювента, 2010. -255 с
13. Калмыков А.А. Виртуальные сообщества, как генератор новой социальности. Тезисы к докладу на iCamp/StartCamp 2009
14. Коммуникационный менеджмент. Учебное пособие / Шепель В.М. - М.: Гардарики, 2011. - 352 с.
15. Кондратьева Я.В. Социология массовой коммуникации. - СПб.: СПбАУЭ, 2009.- 262 с
16. Мерманн Э. Коммуникация и коммуникабельность. – М.: Гуманитарный центр, 2012. - 296 с
17. Назаров М.М. Средства массовой коммуникации и российское общество на пороге XXI века// Социально-гуманитарные знания. - М., 2009 - 418 с
18. Орлов А.С. Введение в коммуникационный менеджмент. – М.: Гардарики, 2009. - 368 с
19. Почепцов Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. - М.: Рефл-Бук, 2009 - 374 с
20. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз или как успешно управлять общественным мнением. - М.: Центр, 2004 -525 с
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2010. - 525 с
22. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева. - М.: ПЕР СЭ, 2009.
23. Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. - М., 2010. -368 с
24. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М., 2009 - 465 с
25. Уманский Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов.- СПб.: Питер, 2010 - 156 с
26. Филатова О.Г. Социология массовой коммуникации. - М., 2010. - 194 с
27. Философский энциклопедический словарь /Под ред. Е.Ф. Губского [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2010.
28. Фирсов Б. М. Пути развития средств массовой коммуникации. - СПб.: Ювента. – 2010. -272 с.
29. Шарков Ф.К. Основы теории коммуникации. – М.: Перспектива, 2012.
30. Швандар В., Торопцов В., Горфинкель В. Коммуникации и корпоративное управление. – М.: Юнити-Дана, 2009. - 128 с
31. Шейнов В.П. PR «белый» и «черный». М: Астрель, 2012 – 324 с

Вопрос-ответ:

Какие основные виды теории коммуникации существуют?

Основные виды теории коммуникации включают в себя межличностную, специализированную и массовую коммуникацию.

Чем отличается межличностная коммуникация от специализированной и массовой?

Межличностная коммуникация происходит между отдельными индивидами и основана на взаимодействии лиц, в то время как специализированная коммуникация имеет профессиональную направленность и осуществляется с использованием специализированных навыков и знаний. Массовая коммуникация, в свою очередь, предполагает передачу информации множеству людей через различные массовые средства связи.

Какие теории межличностной коммуникации существуют?

Существует несколько теорий межличностной коммуникации, включая теорию обратной связи, теорию семантической информации и теорию самореализации.

Какую роль играют специализированная и массовая коммуникация в современном обществе?

Специализированная коммуникация играет важную роль в передаче специализированной информации и знаний между профессионалами различных отраслей. Массовая коммуникация, в свою очередь, позволяет широкому кругу людей получать информацию о происходящих событиях, формировать свое мнение и участвовать в общественной жизни.

Какие принципы профессионализма и профессиональной этики присутствуют в коммуникационной сфере?

В коммуникационной сфере принципы профессионализма и профессиональной этики включают в себя обязательность достоверной информации, защиту конфиденциальности, уважение к достоинству клиентов и партнеров, а также соблюдение профессиональных стандартов и норм поведения.

Что такое межличностная коммуникация?

Межличностная коммуникация - это процесс обмена информацией, эмоциями и мыслями между двумя или более людьми. Она основывается на прямом контакте между участниками общения и включает в себя визуальные и невербальные сигналы.

Какие виды коммуникации относятся к межличностной?

К межличностной коммуникации относятся разговоры лицом к лицу, телефонные звонки, видеоконференции и другие формы общения, где происходит прямой контакт между людьми.

Какие особенности имеет специализированная коммуникация?

Специализированная коммуникация – это обмен информацией между специалистами в определенной области, такой как медицина, юриспруденция или наука. Она отличается использованием специфической терминологии и требует знания специализированных знаний и навыков.

Какие теории относятся к массовой коммуникации?

К теориям массовой коммуникации относятся теория агитации и пропаганды, теория информационного общества и теория медиаэффектов. Все эти теории изучают механизмы передачи информации массовой аудитории через средства массовой информации.

Какую роль играет профессиональная этика в коммуникационной сфере?

Профессиональная этика в коммуникационной сфере играет важную роль, так как она определяет стандарты поведения и нормы, которыми должны руководствоваться специалисты в сфере коммуникации. Это включает в себя соблюдение конфиденциальности, честность и уважение к клиентам и партнерам.