Детские библиотеки: история и современность.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Библиотековедение
  • 34 34 страницы
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 05.03.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Историческое развитие детских библиотечных фондов в России 4
1.1. Древнерусские библиотеки детской литературы 4
1.2. Реформа библиотечного дела в XVIII веке 7
Глава 2 Состояние детских библиотек в советское время и на современном этапе : методы работы с детьми 15
2.1. Советское библиотечное дело в контексте работы с детьми 15
2.2. Состояние фондов детских библиотек 21
Заключение 31
Список источников и литературы: 32

Фрагмент для ознакомления

Они предпочитают самостоятельно покупатьгазеты и журналы. Даже книгами дети в 43% случаев пользуются изсвоих домашних библиотек. Общедоступная библиотека стоит уних на втором месте (18 %), третье место занимает покупка книг. Подростки, а также юноши и девушки широко обмениваютсякнигами между собой, причем с возрастом доля этого источникаувеличивается более чем в три раза (с 6% до 21%). Этот способкнигопользования занимает у читателей старшего возраста второеместо после домашней библиотеки. На последнем месте в ряду источников получения книг — школьная библиотека, которой пользуется примерно каждый девятый школьник. В целом же совокупная доля всех «домашних» источников получения книг составляет примерно 60%, доля библиотеки — около 30 %. Однако в провинции общественная библиотека служит для детей и подростков практически единственным источником получения книг. Но ситуация осложняется тем, что зачастую по мере удаления от центральной России каналы распространения действуют все хуже. Количество детских библиотек сокращается по вине местных руководителей, закрывающих или объединяющих детские библиотеки с библиотеками для взрослых. Наряду с этим сохраняются прежние позитивные тенденции и определились новые. Документообеспеченность читателей детских библиотек составляет около 11, обращаемость — 1,8, читаемость — около 20. Годовая нагрузка на детского библиотекаря в документовыдаче колеблется в пределах 6 — 9 тыс. экз. в среднем. Это вполне удовлетворительные величины. Постепенно улучшается уровень оснащенности детских библиотек средствами, позволяющими использовать новейшие информационные технологии. Так, на каждую из крупнейших детских библиотек России приходится в среднем по девять персональных компьютеров. Выход в Интернет имеет каждая третья из краевых, республиканских, областных детских библиотек России, сайт —каждая седьмая (в 1998 г. он был только в одной). Более половины библиотек используют электронную почту, однако электронныекаталоги могла предоставить читателям только каждая вторая.Однако проблема встроенности детских библиотек в информационное пространство регионов и страны в целом остается остроактуальной, отсутствует программа информатизации библиотек данного типа, они слабо включаются в корпоративные сети. Тем не менее и в этих сложных обстоятельствах библиотеки усиленно приобщают детей к чтению, к информационной культуре. Зачастую они выполняют функции и клубного учреждения, способствуя организации не только досуга, но и общения детей.Они участвуют в федеральных и региональных проектах и программах образовательного, художественноэстетического, историкокраеведческого, экологического направлений. Особое внимание эти библиотеки уделяют проблемам социальной и культурной адаптации и реабилитации детейинвалидов, детей с нарушениями в развитии, с ограничениями по здоровью. Значительно активизировалась работа детских библиотек с семьей. В 2002 г. прошли важные мероприятия, на которых затрагивались проблемы воспитания детей и подростков, развития детского чтения для детских библиотек. Совет по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации периодически рассматривает вопросы духовнонравственного воспитания подрастающего поколения. Много внимания уделяется проблемам чтения детей, обеспечения их качественной литературой и сохранением библиотек как социальных институтов, обеспечивающих социализацию подрастающего поколения. В июне 2002 г. состоялось заседание Коллегии Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерства образования РФ и Министерства культуры РФ, посвященное проблемам духовнонравственного воспитания детей. Затем был принят Межведомственный комплексный план реализации решений этой Коллегии. 31 октября в Совете Федерации Федерального Собрания РФ состоялись Парламентские слушания «О библиотечном обслуживании детей». Инициатива проведения таких слушаний принадлежала Председателю Совета Федерации С.М. Миронову. В апреле 2002 г. он посетил РГДБ, внимательно ознакомился с работой федерального методического центра, проблемами детских библиотек России в целом и поручил Комитету по социальной защите подготовить рассмотрение вопросов библиотечного обслуживания детей. Участники слушаний констатировали, что «в основу общественного устройства России необходимо положить особое отношение к детям как самой большой общественной ценности», «библиотечное обслуживание детей и подростков должно стать одним из важнейших приоритетов для органов власти и управления всех уровней, государственных и негосударственных организаций». Федеральному Собранию, органам законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления был дан ряд рекомендаций, в том числе по сохранению и развитию сети библиотек и их фондов. В России в 2002 г. действовало свыше 4,5 тыс. Самостоятельныхдетских библиотек, среди них 20 республиканских, 6 краевых, 51областная, 34 централизованные детские библиотечные системы.Центральные детские библиотеки, являющиеся центрами изучения детского чтения и методической работы по библиотечнобиблиографическому обслуживанию детей в регионе, имеются тольков 75 из 89 регионов России; за два последних года в трех крупныхгородах России самостоятельные детские библиотечные системыбыли объединены с библиотеками для взрослых, исчезли республиканские детские библиотеки в Башкирии и Якутии, а такжеНовгородская ОДБ, что привело к резкому ухудшению обслуживания детей, комплектования фондов детской литературой.Услугами библиотек пользовались в 2002 г. около 20 млн детей,что составляет 35,2% от общего числа читающей публики, причемих количество увеличивается год от года, несмотря на неблагоприятные демографические тенденции (примерно такой же показатель зафиксирован в США, Германии, Франции и других странахЗапада). Специализированные детские библиотеки составляют всего9,2% всех массовых и общедоступных библиотек, тем не менее ониобслуживают около 22% всех пользователей библиотек, или 52,3%34читателейдетей, но, к сожалению, интересы этой группы не являются приоритетом государственной политики ни в организациибиблиотечного обслуживания, ни в финансировании, ни в стимулировании книгоиздания для детей. Так, среднее число жителейна одну библиотеку в России составляет 2,43 тыс., а на одну детскую библиотеку приходится в среднем 5,4 тыс. детей и подростков. Нагрузка на одного работника детской библиотеки по количеству читателей в 1,2 раза выше, чем, например, средняя нагрузкаработника в научных библиотеках, а финансирование в среднем наодного читателя детской библиотеки в 2,4 раза ниже, чем в библиотеках для взрослых. Поскольку библиотеки, особенно на селе, остались единственным бесплатным учреждением культуры, акнижная продукция, периодика резко подорожали, пользованиебиблиотеками значительно активизировалось. Тем не менее педагоги традиционно используют материалы, собирающиеся в школьных библиотеках с середины 1970х гг. и сохраняющие свою актуальность. Примечательно, что ни в новом 2013 года законе об образовании,ни в федеральном бюджете на 2014 -2015 гг. нет даже упоминания о библеотечных фондах, основное внимание в законе об образовании вообще уделяется некой эфимерной «эффективности» вузов , новым программам в школе, а о бюблиотечном фонде никто даже и не подумал. Провал проекта ЕГЭ- это уже следует открыто признать- во многом обусловлен отсутствием единого утвержденного библиотечного обязательного перечня школьной литературы- действительно, как можно давать одинаковые тесты детям из столицы и из глубинки- где вообще нет новых книг, тем более- эта проблема касается ЕГЭ по иностранным языкам, поскольку тесты составлены по аутентичным учибникам Оксфорда, а школьная программа построена на учебниках, никакаого отношения к финальным тестам не имеющим, более того, она дробится на ряд авторов- с 1 по 5 класс дети учаттся по Биболетовой (пособие ниже всякой критики), а далее –с 6 класса по ------, который отличается даже по формату издания, не то что по стилю и методолгии изложения. А затем – сдается ЕГЭ, составленный по ученикам оксфордской граммтики! Один комплект таких книг на ученика стоит порялка 2500 рублей, -разумеется, что ролители оплачивают это «удовольствие» из своего кармана либо нанимают репетиторов. Получается, что все предудыщие годы занятий просто прошли впустую. Тестя долдны составляться на основе самого распространенного пособия- пусть уж по Биболетововой, но эти учебники долджны быть в каждой библиотеке в качестве основного фонда. И такого рода проблемы нессоответствие обеспеченности библиотечных фондов учебным программам, несоотвестствие конечных экзаменационных заданий используемым учебным пособиям- все это приводит к хаосу в образовательном процессе и , как следствие, к вполне ожидаемому провалу проекта ЕГЭ. Результативность от него нулевая, а вот вреда- огромное количество, вклюяая такие страшные последствия, как детский суицид- более 4000 детей только по московской области кончает жизнь самоубийством по причине несданного ЕГЭ. В свете такой страшной статистики представляется необходимым пересмотр учебных программ с тем, чтобы в каждой школьной библиотеке появилось достаточное количество учебников – за государственный счет, разумеется, как это и должно быть при провозглашеннои в Конституции РФ бесплатном среднем образовании, а также необходима корректировка существующих тестов по ЕГЭ согласно утвержденным для подготовки к ним учебным пособиям, а не так, как сейчас- по сути, разнобой в тестах, учебниках и предметах вообще сводит весь учебный процесс к нулю. Невозможно нормально научить ребенка считать, если в начальных классах присуствет безобразное по сумбуру содержания пособие Питерсона, где основной упор идет почему-то не на арифметику и алгебру, а на неформальные логические цепочки- в результате применения этой книги дети считают не числами, с геометрическими фигурами- что просто недопустимо в свете последующей школьной программы. В сознании учеников треугольник будет ассоциироваться не с геометрической фигурой, а с десятичным числом. Кроме как вредительством такие пособия назвать нельзя. В результате безграмотной государственной политики в сфере образования в последние несколько лет были фактически уничтожены библиотечные фонды в плане их адекватного времени обновлению- ведь в детских отделах лежит и пылиться литература 70-х годов, подчас вообще не отражающая реальность. К слову- параллельно для пополнения фондов библиотек необходимо создавать альтернативные формы- что позволит сэкономить огромные средства на помещения, оплату труда и прочие расходы- Имеется ввиду формат электронной библиотеки, где должен быть абонемент- ввиде регистрации через логин и пароль пользователя, где можно будет найти не только книги в форматах для чтения, но и аудиокниги, разумеется, для детского формата просто необходима цензура. В настоящее время в сети Интернет огромное количество торрентов и файлообменных систем, на которых бесплатно можно скачивать огромное количество книг, но эти книги не всегда воотвествуют возрастным ограничениям для детей. Поэтому приведение в порядок интернет-пространства в библиотечном контексте имеет огромное значение на современном этапе. Для России очень продуктивен проект Либрусек, Новая Книга, проект аудиокниг «Нигде не купишь». Помимо этих проблем, есть еще одна- и наверное, наоблее существенная, - слишком малое число писателей сейчас пишут непосредственно для детей. Если в советсское время детская литература как направление творчества получала постоянную поддержку государства, то теперь, когда не осталось государственных издательств, а только комерческие агентства, никто не думает о воспитании детей посредством печатного слова- писатели работают на гонорар, не для детей, да и не для читателей. В целом сейчас публикуются либо рерайты народных сказок, либо подарочные издания познавательного характера. Собственно детской литературы как у В.Драгунского, А.Гайдара, Э.Успенского- вообще нет. Причина этому- не выгодно, не интересно авторам стараться – ведь рынок и без того наводнен сомнительными «Гарри Поттерами» и прочими переводными изданиями. ЗаключениеПодводя итог всему сказанному выше можно сделать следующие выводы:В настоящее время детские библиотечные фонды в России испытывают настоящий кризисСледствием этого становится несоответствие между учебной литературой и итоговыми эксзаменационными тестами. В сфере художественной детской литературы наблюдается застой в результате отсутствия государственного заказа при коммерциализации процесса книгоиздания. Все эти факторы критически влияют на процесс социализаци личности в России, приводят к деградации молодежи.Отсутствие внятной стратегии государства в области создания единых интернет-парталов российскиз библиотек приводят к заполнению информационной пустоты у детей с помощью тореентов и файлообменников с книгами сомнительного содержания. В связи с этим необходимы новые методы работы в самих детских библиотеках классического образца- необходимо заинтересовать читателей. С учетом такой сложной целевой аудитории как дети и подростки, необходимо использовать не только современные игротехнологии для привлечения читателей, но и возможности интенет –пространства, необходмо сайтостроение, файлообменная сеть элекстронных государственных библиотек, которые могут быть прошиты под форматы детского интеренета через договора с операторами связи и интернет-провайдерами. Список источников и литературы:Добрынина Н.Е. Соратники мои, библиотекари. Полвека в Ленинке. — М.:Пашков дом, 2004. — С. 105.Кудрявцева Е.Б. Дети и книги в России конца XVIII века // Человек читающий. Homo legens2 / Рос. инт культурологии Минкультуры.- М., 2010,- с.78-90.БирюковБ.В., И.А. Бутенко (отв. ред.). — М., 2000. — С. 79.Писарев Д.И. Избр. пед. соч. — М.: Педагогика, 1984. — С. 65. 6Шелгунов Н.В. Избр. пед. соч. — М.: Издво Акад. пед. наук СССР, 1954. — С. 73.Писарев Д.И. Действительные предметы. Избр. пед. соч. — М.: Педагогика, 1984.- 399с.Водовозов В.И. Избр. пед. соч. — М.: Педагогика, 1986. — С. 254.Голубева Н. Л. Детская библиотека : современные проблемы развития / Н. Л.Голубева. - М. : Литера, 2009. - 160 с. Дети и библиотека в меняющейся медиасреде. - М. : Шк. б-ка, 2004. - С. 191-194. Игровая деятельность в детской библиотеке : уч.-мето. комплекс. Челябинск : ЧГАКИ, 2008. –347с.Информационная среда в детской библиотеке. Вып. 4 / сост. Л. Шевченко. - Киров : ОДБ, 2003. – 298с.Ванеев А.Н. Об объекте библиотековедения и методической работе //Науч. и техн. б-ки.-2002.-N 1.-С.28-30.Дворкина М.Я. От идеологии к философии библиотечного дела //Библиотековедение.-2004.-N2(6).-С.51-53.Жадько Н.В. Статус и функции библиотековедения //Науч. и техн. б-ки.-2008.-N 3.-С.3-12.Карташов Н.С. Сравнительное библиотековедение - новое знание о библиотечном деле // Библиотековедение.-2007.- N5/6.-С.3-15. Клюев В.К. Библиотековедение в академической мантии //Науч. и техн. б-ки.-2009.-N 7.-С.16-23.О новой парадигме библиотековедения //Библиотековедение.-2004.- N4.-С.31-46. Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. – М.: Либерия – Бибинформ, 2007. – Ч.1.: Теоретические основы ББК Полянов В.П. О месте библиотековедения среди родственных наук //Библиотековедение.-1998.- N 1.-С.64-71.Скворцов В.В. Истоки библиотековедческой мысли в России //Сов. библиотековедение.-1994.-N 3(6).-С.113.; становление и развитие библиотековедения как науки //Библиотековедение.-1996.-N 2.-С.29-43. Скворцов В.В. О методологии современного библиотековедения //Библиотековедение.- 1994.-N 1.-С.39-42.Скворцов В.В. Становление и развитие библиотековедения как науки //Библиотековедение.-1996.-N2.-С.29-42. Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. - СПб.: Изд-во "Профессия", 2000. - 432 с. - (Серия "Библиотека").Столяров Ю.Н. У нашей науки есть особые функции //Библиотека.-1998.-N 10.-С.40.Столяров Ю.Н. Энциклопедическое определение библиотековедения //Библиотековедение.-1998.- N 1.-С.54-64.17. Пытанні бібліяграфазнаўства і бібліятэказнаўства.: Міжведамасны зб. Вып. 16/ А.Л. Іванчанка. – Мн.: Універсітэцкае, 1995.Труды по библиотековедению. Руководство для общественных библиотек.: Практ. пособие. – М.: Либерия, - 2002.Черняк А.Я. О теоретических основах истории библиотечного дела //Библиотеки СССР.- 1972.-Вып. 53.-С.81-89Иванова Г.А., Чудинова В.П. Библиотечная работа с детьми за рубежом. —М., 2009. — С. 126. 17 Иаруссо М.Б. Структура библиотечных сетей, обслуживающих детей и юношество // Библиотековедение и библиогр. за рубежом. — 2001. — Вып. 129. — С. 80. Иванова Г.А., Чудинова В.П. Библиотечная работа с детьми за рубежом. —М., 2009. — С. 134 –143. Иванова Г.А., Чудинова В.П. Библиотечная работа с детьми за рубежом. — М.,2005. — С. 183–190. Янов Г.Е. Методы работы с детьми : развитие мотивации к чтению – М., 2003. -154с. Засимская Е.О. Зарубежный опыт воспитания и социализации: роль библиотечного дела.- Минск,- 2009, 246 с.

Список источников и литературы:

1. Добрынина Н.Е. Соратники мои, библиотекари. Полвека в Ленинке. — М.:Пашков дом, 2004. — С. 105.
2. Кудрявцева Е.Б. Дети и книги в России конца XVIII века // Человек читающий. Homo legens2 / Рос. инт культурологии Минкультуры.- М., 2010,- с.78-90.
3. БирюковБ.В., И.А. Бутенко (отв. ред.). — М., 2000. — С. 79.
4. Писарев Д.И. Избр. пед. соч. — М.: Педагогика, 1984. — С. 65. 6Шелгунов Н.В. Избр. пед. соч. — М.: Издво Акад. пед. наук СССР, 1954. — С. 73.
5. Писарев Д.И. Действительные предметы. Избр. пед. соч. — М.: Педагогика, 1984.- 399с.
6. Водовозов В.И. Избр. пед. соч. — М.: Педагогика, 1986. — С. 254.
7. Голубева Н. Л. Детская библиотека : современные проблемы развития / Н. Л.Голубева. - М. : Литера, 2009. - 160 с.
8. Дети и библиотека в меняющейся медиасреде. - М. : Шк. б-ка, 2004. - С. 191-194.
9. Игровая деятельность в детской библиотеке : уч.-мето. комплекс. Челябинск : ЧГАКИ, 2008. –347с.
10. Информационная среда в детской библиотеке. Вып. 4 / сост. Л. Шевченко. - Киров : ОДБ, 2003. – 298с.
11. Ванеев А.Н. Об объекте библиотековедения и методической работе //Науч. и техн. б-ки.-2002.-N 1.-С.28-30.
12. Дворкина М.Я. От идеологии к философии библиотечного дела //Библиотековедение.-2004.-N2(6).-С.51-53.
13. Жадько Н.В. Статус и функции библиотековедения //Науч. и техн. б-ки.-2008.-N 3.-С.3-12.
14. Карташов Н.С. Сравнительное библиотековедение - новое знание о библиотечном деле // Библиотековедение.-2007.- N5/6.-С.3-15.
15. Клюев В.К. Библиотековедение в академической мантии //Науч. и техн. б-ки.-2009.-N 7.-С.16-23.
16. О новой парадигме библиотековедения //Библиотековедение.-2004.- N4.-С.31-46.
17. Общее библиотековедение: хрестоматия / сост. Р.А. Трофимова. – М.: Либерия – Бибинформ, 2007. – Ч.1.: Теоретические основы ББК
18. Полянов В.П. О месте библиотековедения среди родственных наук //Библиотековедение.-1998.- N 1.-С.64-71.
19. Скворцов В.В. Истоки библиотековедческой мысли в России //Сов. библиотековедение.-1994.-N 3(6).-С.113.; становление и развитие библиотековедения как науки //Библиотековедение.-1996.-N 2.-С.29-43.
20. Скворцов В.В. О методологии современного библиотековедения //Библиотековедение.- 1994.-N 1.-С.39-42.
21. Скворцов В.В. Становление и развитие библиотековедения как науки //Библиотековедение.-1996.-N2.-С.29-42.
22. Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. - СПб.: Изд-во "Профессия", 2000. - 432 с. - (Серия "Библиотека").
23. Столяров Ю.Н. У нашей науки есть особые функции //Библиотека.-1998.-N 10.-С.40.
24. Столяров Ю.Н. Энциклопедическое определение библиотековедения //Библиотековедение.-1998.- N 1.-С.54-64.
25. 17. Пытанні бібліяграфазнаўства і бібліятэказнаўства.: Міжведамасны зб. Вып. 16/ А.Л. Іванчанка. – Мн.: Універсітэцкае, 1995.
26. Труды по библиотековедению. Руководство для общественных библиотек.: Практ. пособие. – М.: Либерия, - 2002.
27. Черняк А.Я. О теоретических основах истории библиотечного дела //Библиотеки СССР.- 1972.-Вып. 53.-С.81-89
28. Иванова Г.А., Чудинова В.П. Библиотечная работа с детьми за рубежом. —М., 2009. — С. 126. 17
29. Иаруссо М.Б. Структура библиотечных сетей, обслуживающих детей и юношество // Библиотековедение и библиогр. за рубежом. — 2001. — Вып. 129. — С. 80.
30. Иванова Г.А., Чудинова В.П. Библиотечная работа с детьми за рубежом. —М., 2009. — С. 134 –143.
31. Иванова Г.А., Чудинова В.П. Библиотечная работа с детьми за рубежом. — М.,2005. — С. 183–190.
32. Янов Г.Е. Методы работы с детьми : развитие мотивации к чтению – М., 2003. -154с.
33. Засимская Е.О. Зарубежный опыт воспитания и социализации: роль библиотечного дела.- Минск,- 2009, 246 с.

Вопрос-ответ:

Как исторически развивались детские библиотечные фонды в России?

История детских библиотек в России начинается с древнерусских библиотек детской литературы. В XVIII веке произошла реформа библиотечного дела, которая повлияла на развитие детских библиотек. В советское время было создано много детских библиотек, которые активно работали с детьми. В настоящее время методы работы с детьми в детских библиотеках продолжают развиваться.

Каково состояние детских библиотек в современной России?

Состояние детских библиотек в современной России разнообразно. Фонды детских библиотек включают широкий выбор детской литературы, в том числе и современные популярные книги. Методы работы с детьми также разнообразны и включают чтение сказок, проведение книжных выставок, организацию игровых программ и многое другое.

Какие методы работы с детьми используются в детских библиотеках?

В детских библиотеках используются различные методы работы с детьми. К ним относятся чтение сказок, проведение тематических мероприятий, организация книжных выставок, игровые программы и многое другое. Такие методы помогают привлечь детей к чтению и развивать их интерес к книгам.

Какие источники и литература могут быть полезны для изучения истории детских библиотек в России?

Для изучения истории детских библиотек в России полезно обратиться к различным источникам и литературе. В список источников и литературы могут входить статьи, книги, научные исследования, а также архивные документы. При изучении этой темы можно использовать как классические работы, так и новейшие публикации.

Какие книги дети предпочитают читать?

Предпочтения детей в чтении книг могут быть разнообразны. Одни дети предпочитают сказки и фантастическую литературу, другие интересуются приключениями и детективами, а еще другие зачитываются книгами о животных и природе. Важно, чтобы дети имели возможность выбирать книги сами и находили интересные и увлекательные произведения.

Какие были первые детские библиотеки в России?

Первые детские библиотеки в России возникли еще в древнерусское время. Они были местами, где собирались дети и читали книги сказок и легенд.

Как развивалось библиотечное дело для детей в России в XVIII веке?

В XVIII веке произошла реформа библиотечного дела, которая затронула и детские библиотеки. В это время начали появляться специализированные детские библиотеки, где дети могли находить литературу, приспособленную к их возрасту и интересам.

Какие методы работы с детьми использовались в советское время в детских библиотеках?

В советское время в детских библиотеках активно использовались различные методы работы с детьми, такие как организация книжных выставок, проведение кружков и клубов чтения, организация конкурсов и мероприятий.