Особенности коммуникации в различных отраслях социальной сферы
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 05.03.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. О понятии «социальный институт» 4
1.1. Структура, признаки и особенности социальных институтов 4
1.2. Основные социальные институты и выполняемые ими функции. Виды социальных институтов 6
Глава 2. Коммуникация как социальный феномен 12
2.1. Социальная сущность коммуникации 12
2.2. Функции коммуникации как средства социальной организации 15
Заключение 28
Список литературы 30
Нужно отметить, что информационное общество современности характеризуется определенным падением спроса на осознание окружающего мира.
Современный социум активно поглощает информацию, не успевая переваривать ее, тем самым познавательная активность постепенно умирает, а на смену её приходит копия реальности, которая постепенно заменяет саму реальность.
Поэтому для реципиента информационное сообщение о реальности теряет свой смысл, что постепенно ведет к общей атрофии сознания. В этой ситуации журналистика должна выполнять культурно-просветительскую функцию, выступая как педагог, от которого, безусловно, требуется самоотверженность, как культурного созидателя, так и мастерство слова, чтобы увлечь информационным сообщением реципиента из реальности виртуальной в реальность текущую.
Организаторская функция коммуникации дополняет вышеперечисленные и является способом формирования массового сознания. Организаторская функция реализуется двумя путями.
Первый путь выражается в непосредственном влиянии на сознание индивида и создании у него внутренней модели оценки общественного сознания, второй путь выражается через создание определенного общественного мнения, которое управляет отдельными индивидами уже в интересах социума. Посредством этих двух направлений происходит воздействие на поведение всех социальных институтов в обществе в целом.
Реализация информационной функции коммуникации осуществляется посредством СМИ.
Информационная функция – данная функция по определению свойственна средствам массовой информации. Также следует отметить неразрывную связь данной функции с коммуникативной функций. Так как СМИ – это часть социальных коммуникаций, которые действуют как каналы обмена информацией в обществе. Содержание данной функции заключается в производстве и распространении информации на массовую аудиторию, при этом, учитываются разнообразные характеристики аудитории, в частности, речь идет о составе, запросах, потребностях и интересах, главной целью является обеспечение совместной деятельности людей.
Для реализации информационной функции имеет значимость условие доступности. Однако доступность должна касаться не только коммуникации в целом, но и содержания (контента). Иными словами, сообщения должны быть рассчитаны на массовую аудиторию, особенности её сознания. Контент должен обращаться к людям с тем учетом, что у них отсутствуют специальные знания по определенным вопросам.
В социологии, чтобы охарактеризовать особый срез сознания людей, в которому осуществляется обращение массовой информации, используется понятие массового сознания. В массовом сознании основными структурными образованиями являются стереотипы. Стереотипы — «устойчивые, мало зависимые от эмпирического познания представления о социальных объектах».
Таким образом, первичным качеством массовой информации является доступный характер её смысла для сознания людей, которые не специалисты.
Таким образом, средства массовой информации позволяют людям получать информацию о том, что происходит в природной и социальной сферах. Более того, люди выстраивают свою жизнь в соответствии с данной информацией. Исходя из этого, специалисты выделяют следующие необходимые качестве информации:
1. актуальность, соответствие тем потребностям, интересам, жизненным проблемам, с которыми аудитория сталкивается в определенный момент;
2. предупреждение об опасности, которая может носить как природный, так и социальный характер (к сожалению, современные СМИ занимаются эксплуатированием данной роли информации, они драматизируют события);
3. своевременность, чтобы информацию можно было в случае необходимости использовать в определенный момент;
4. общезначимость – здесь подразумевается, что информация должна быть интересной для аудитории, являться отражением жизни;
5. полнота, чтобы у аудитории была возможность всесторонней оценки сути и значимости происходящего.
Именно по этой причине недопустимыми являются различные ограничения, в частности, речь идет о цензуре (здесь не подразумеваются случаи, которые оговорены законом);
6. объективность, чтобы полученная информация давала возможность адекватного реагирования на происходящее. Таким образом, СМИ в реальности контролируют среду за счет того, что они с разных сторон освещают явления, отражая позиции разных сторон.
7. разнообразие в плане видов, тем, авторов и позиций по видам, темам, авторам, позициям в целях отражения происходящего со всех сторон и максимально глубоко. Здесь также подразумевается наличие разных информационных источников, что является гарантией защиты от манипулирования сознанием и поведением аудитории.
Создание таких значений и шкал не является функцией коммуникации, однако журналистика выполняет функции их выражения, трансляции.
Воплощение ценностей осуществляется в социальных нормах, которые представляют собой определенные стандарты, предписания, правила поведения, которые и отражает журналистика.
Также в числе функций коммуникации выделяют:
коммуникативную
информационную
ценностно-регулирующую
социально-организационную и социально-креативную
функцию форума или начала социального участия
функцию психического регулирования.
Многообразие функций коммуникации в современно обществе объясняется глобальным информационным характером коммуникаций.
Сегодня журналистика, по сути, переживает трансформацию собственной структуры сложившейся в течение нескольких столетий.
Все больше людей становятся вовлеченными в процесс производства информационных сообщений и обмена ими.
Иными словами все перечисленные функции сегодня реализуются не столько в традиционных СМИ, к которым относятся пресса, радио, телевидение и интернет ресурсы, но и новообразования в виде СМИ социальных, где в качестве журналистов выступают рядовые члены социума, которые получили возможность массового выражения и общедоступности других людей к своей точке зрения или своему видению того или иного события.
Журналистика перестает быть только официальной и оппозиционной, в современном обществе она становится всеобъемлющей, что многократно усиливает её черты как социально-политического института.
Заключение
Социальный феномен коммуникации является исторически сложившейся, устойчивой формой организации совместной деятельности людей, которая регулируется нормами, правилами и традициями, направлена на то, чтобы удовлетворять фундаментальные общественные потребности в информации.
Являясь социальным феноменом коммуникация с одной стороны обслуживает потребности общества в информации, его постоянном пополнении новыми сведениями о том, как функционирует и живет социум, а с другой стороны, задача коммуникации состоит в том, чтобы постоянно регулировать информационный поток с тем, чтобы сохранять в обществе стабильность, обеспечивать его информационную безопасность, через соблюдение закона о СМИ.
Таким образом, журналистика является видом творческой деятельности человека, которая основана на том, чтобы постигать жизнь, объективно освещать любые стороны реальной действительности, осмыслять многообразие человеческого бытия, а также специфической формой внеличностного общения.
Журналистика является отражением общественного сознания, более того, она участвует в его формировании, она служит обществу и одновременно представляет собой инструмент социального управления. Журналистика способствует общественному прогрессу, поскольку развитие коммуникации тесно связано с развитием общества и человеческой цивилизации.
Отметим, что наряду с функциями обслуживания социума у коммуникации есть и свои политические задачи.
Журналистика с одной стороны может быть подконтрольной политикам различных уровней и таким образом, будет отражать информацию в выгодном для них ключе, с другой стороны, журналистика может быть контролирующим субъектом, который действуя в рамках законности через информационное поле воздействует на остальные политические институты, которые находятся в постоянном поле зрения средств массовой информации и тем самым обязаны соблюдать законность всех своих действий в целях публичного продвижения.
Задача коммуникации как социально-политического института состоит в том, чтобы будучи не зависимым источником информации адекватно и эффективно освещать события происходящие в обществе и откликаться на самые животрепещущие темы и проблемы с целью их непременного решения.
Журналистика как социально-политический институт является главным информационным базисом современного общества. В информационном обществе совмещение социальной и политической роли коммуникации многократно возрастает и ставит во главу угла гармонию отношений внутри общества и за его пределами.
Список литературы
1. Аполлонова Л.П. Журналистика как социальный институт [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-292050.html
2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
3. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М., 1996.
4. Дмитровский А. Особенности формы и композиции эссе // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2.
5. Кин Дж. Журналистика и демократия. – М., 2001.
6. Корконосенко С.Г. Основы теории коммуникации. - СПб., 1995.
7. Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.
8. Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории [Электронный ресурс] Режим доступа// http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.
9. Мазитова Л. Журналистика как социальный институт [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://crab-online.ru/2010/06/22/zhurnalistika-kak-socialnyj-institut.html
10. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. - М., 2004.
11. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию./Т.В. Науменко//Вопросы психологии. – М.: НИИТ МГАФК, 2003. № 6.
12. Прохоров Е.П. Введение в теорию коммуникации: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1995.
13. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации /Под ред. А.А.Леонтьева. - М.: Наука, 1974.
14. Российская Федерация. Законы. ФЗ «О средствах массовой информации» [федеральный закон принят 06.06.1995 (с изм. и исправл. внесенными Федеральным законом от 21.07.2011 N 252- ФЗ)].// Российская газета. 1991. № 237.
15. Социальное функционирование коммуникации/Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. - СПб., 1994.
16. Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы коммуникации. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
17. Шибаева Л. Жанры в теории и практике коммуникации [Электронный ресурс] Режим доступа // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm
18. Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога.//М.В. Шкондин. - М.: МГУ, 2002.
19. Хмара Г.И. Печать в системе массовых коммуникаций //Проблемы социологии печати. Вып. 1. – Новосибирск, 1969.
20. Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие.- Изд. 2-е, доп. и переработанное. - М., 2000.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2001. [Ресурс локального доступа]
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2001. [Ресурс локального доступа]
Там же.
Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2001. [Ресурс локального доступа]
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2001. [Ресурс локального доступа]
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2001. [Ресурс локального доступа]
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М., 2001. [Ресурс локального доступа]
Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
Российская Федерация. Законы. ФЗ «О средствах массовой информации» [федеральный закон принят 06.06.1995 (с изм. и исправл. внесенными Федеральным законом от 21.07.2011 N 252- ФЗ)].// Российская газета. 1991. № 237.
См.: Комментарий к Закону РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года N 2124-1./Е.А. Моргунова, В.В. Погуляев, В.А. Вайпан, А.П. Любимов//под ред. В.В. Погуляева. - М., 2005. С. 6-10
Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога.//М.В. Шкондин. - М.: МГУ, 2002.
Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога.//М.В. Шкондин. - М.: МГУ, 2002.
Аполлонова Л.П. Журналистика как социальный институт [ Электронный ресурс] Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-292050.html
Аполлонова Л.П. Журналистика как социальный институт [ Электронный ресурс] Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-292050.html
Аполлонова Л.П. Журналистика как социальный институт [ Электронный ресурс] Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-292050.html
Науменко Т.В../Т.В. Науменко//Вопросы психологии. – М.: НИИТ МГАФК, 2003. № 6.
Михайлов С. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию // Журналист. – 2008. № 11–12.
Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики [Электронный ресурс] Режим доступа // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm
Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики [Электронный ресурс] Режим доступа // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm
Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики [Электронный ресурс] Режим доступа // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm
Там же. См.: Харрис Р. Психология массовой коммуникации. – М., 2002.
См.: Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. - М., 2004.
Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие.- Изд. 2-е, доп. и переработанное. - М., 2000. С. 24.
Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие.- Изд. 2-е, доп. и переработанное. - М., 2000. С. 26.
Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории [Электронный ресурс] Режим доступа// http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.
Дмитровский А. Особенности формы и композиции эссе // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2.
Мазитова Л. Журналистика как социальный институт [Электронный ресурс] – Режим доступа:// http://crab-online.ru/2010/06/22/zhurnalistika-kak-socialnyj-institut.html
31
2. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
3. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. - М., 1996.
4. Дмитровский А. Особенности формы и композиции эссе // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2.
5. Кин Дж. Журналистика и демократия. – М., 2001.
6. Корконосенко С.Г. Основы теории коммуникации. - СПб., 1995.
7. Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.
8. Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории [Электронный ресурс] Режим доступа// http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.
9. Мазитова Л. Журналистика как социальный институт [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://crab-online.ru/2010/06/22/zhurnalistika-kak-socialnyj-institut.html
10. Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. - М., 2004.
11. Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию./Т.В. Науменко//Вопросы психологии. – М.: НИИТ МГАФК, 2003. № 6.
12. Прохоров Е.П. Введение в теорию коммуникации: Учебное пособие. - М.: Изд-во МГУ, 1995.
13. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации /Под ред. А.А.Леонтьева. - М.: Наука, 1974.
14. Российская Федерация. Законы. ФЗ «О средствах массовой информации» [федеральный закон принят 06.06.1995 (с изм. и исправл. внесенными Федеральным законом от 21.07.2011 N 252- ФЗ)].// Российская газета. 1991. № 237.
15. Социальное функционирование коммуникации/Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. - СПб., 1994.
16. Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы коммуникации. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.
17. Шибаева Л. Жанры в теории и практике коммуникации [Электронный ресурс] Режим доступа // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm
18. Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога.//М.В. Шкондин. - М.: МГУ, 2002.
19. Хмара Г.И. Печать в системе массовых коммуникаций //Проблемы социологии печати. Вып. 1. – Новосибирск, 1969.
20. Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие.- Изд. 2-е, доп. и переработанное. - М., 2000.
Вопрос-ответ:
Какие особенности коммуникации можно выделить в различных отраслях социальной сферы?
В различных отраслях социальной сферы есть свои особенности коммуникации. Например, в медицине важно грамотно передавать информацию пациентам, используя понятные термины. В образовательной сфере коммуникация должна быть направлена на эффективное обучение студентов. В политике коммуникация играет ключевую роль в формировании общественного мнения и управлении государственными делами.
Какие функции выполняет коммуникация в общественной жизни?
Коммуникация выполняет множество функций в общественной жизни. Она способствует передаче информации, обмену мнениями, установлению и поддержанию отношений, решению конфликтов, формированию общественного мнения и т. д. Без коммуникации невозможно эффективное функционирование социальных институтов.
Какие основные социальные институты существуют и какие функции они выполняют?
Основные социальные институты включают семью, образование, медицину, политику и экономику. Каждый из них выполняет свои функции. Например, семья отвечает за социализацию нового поколения, образование обеспечивает передачу знаний и навыков, медицина заботится о здоровье населения, политика управляет государством, а экономика регулирует процессы производства и распределения благ.
Каким образом коммуникация влияет на социальную организацию?
Коммуникация играет важную роль в социальной организации. Она помогает людям передавать информацию, устанавливать контакты, регулировать взаимоотношения, координировать действия. Посредством коммуникации люди формируют социальные нормы, ценности, общественное мнение. Она также способствует разрешению конфликтов и созданию сплоченного общества.
В чем особенности коммуникации в информационном обществе?
В информационном обществе коммуникация происходит с использованием современных технологий и средств связи. Люди имеют доступ к большому объему информации и могут свободно обмениваться ею через интернет, социальные сети, мобильные приложения и другие средства коммуникации. Однако, вместе с этим возникают новые проблемы, связанные с информационной перегрузкой, фильтрацией и проверкой достоверности информации.
Какие особенности коммуникации можно выделить в различных отраслях социальной сферы?
Особенности коммуникации в различных отраслях социальной сферы могут быть связаны с особенностями предметной области, использованием специфической терминологии, наличием определенных коммуникативных процессов или ситуаций. Например, в медицине коммуникация может иметь особую значимость, так как от точности и ясности передачи информации может зависеть здоровье и жизнь пациента. В образовательной сфере коммуникационные процессы направлены на обмен знаниями и умениями между преподавателями и учащимися. В сфере социальной работы важным аспектом коммуникации является эмпатия и умение слушать людей, а в общественной деятельности - умение убеждать и влиять на общественное мнение.
Какие функции выполняют основные социальные институты?
Основные социальные институты выполняют ряд различных функций. Семья, например, выполняет функцию социализации, передачи норм и ценностей от одного поколения к другому. Государство выполняет регулятивные и организационные функции, такие как поддержание общественного порядка и создание условий для экономического развития. Религия выполняет духовно-этические функции, предоставляя людям значения, цели и объяснения жизненных событий. Экономика выполняет функции производства, распределения и потребления материальных благ. Культура выполняет функции идентификации и символического общения.
Какая роль коммуникации в социальной организации общества?
Коммуникация играет важную роль в социальной организации общества. Она служит средством передачи информации, идеологий, ценностей и норм общественным институтам и отдельным людям. Коммуникация позволяет людям взаимодействовать, координировать свои действия, разрешать конфликты и создавать совместные значения и цели. Она также выполняет функцию социализации - передачи знаний, умений и норм от одного поколения к другому. Кроме того, коммуникация является средством формирования личности, ее самоопределения и самовыражения.