Театрально-декорационное творчество К.Коровина
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 11.03.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Анализ творчества 5
Заключение 22
Список литературы 24
Еще более свободная, чем в «жуковских» работах, живописная манера - одинаковая при изображении как человека, так и остальных предметов, - призвана утвердить эту неразрывность, являющуюся, кстати говоря, одной из характерных черт импрессионизма, по пути которого последовательно шел Коровин.Такаяспецифика этого направления, как желание выхватить и запечатлеть какое-то мгновение в потоке жизни, особый интерес к общему впечатлению от увиденного, исключительная верность зрительной правде, впервые выраженные еще в Хористке, из года в год все последовательнее утверждались в искусстве мастера. Этому способствовали и участившиеся к концу 1890-х годов поездки в Париж. Во время одной из таких поездок художник создал два этюда Парижских кафе (1890-е), в которых со всей определенностью воплотились импрессионистические принципы. Обе работы изображают утренние часы, когда посетителей уличных кафе еще не много. Мерцание серебристых оттенков утреннего света растворяет в себе предметы, смазывая их контуры.Воздух смягчает звучание цвета, даже красный зонтик в вертикальном этюде смотрится не броско, весь наполненный серебристыми валёрами. Краски этюдов перетекают одна в другую, создавая единую живописную среду. Неясность очертаний вызывает впечатление беглости восприятия изображенного городского мотива, как бы случайно увиденного художником в бесконечном потоке жизненных впечатлений. Вместе с тем поэзия парижского утра, характерная для этого города атмосфера переданы так, что при первом взгляде на полотна в памяти невольно возникают уличные пейзажи Клода Моне или Камилла Писсарро. Правда, и здесь, испытывая безусловное влияние французских импрессионистов, Коровин не шел по пути слепого подражания им. Добиваясь особой изысканности и легкости колорита, маэстрии, художник вместе с тем не прибегал к мелкому, напоминающему по форме запятую мазку французов. Более того, в Парижские кафе Коровин не побоялся ввести земляные краски - охристые, коричневые, - используя их, например, для получения различных оттенков серого. Столь же откровенно используется черный цвет в одеждах фигур, но он нигде не выбивается из колористической гармонии. В целом в колорите не ощущается никакой грязи и тяжеловесности, напротив, он порождает ощущение свободного дыхания.А отливающая серебром влажная мостовая, солнечные блики, пробивающиеся сквозь туман, свежая зелень делают работы и удивительно нарядными. Безусловно, Парижские кафе - высшее достижение Коровина среди работ, созданных в период увлечения серо-серебряным колоритом. Именно в них, как очень точно заметил Никольский, художник «достиг того, о чем многие мечтали живописцы, передавать все цвета в природе лишь оттенками белого и черного». Однако наряду с Парижскими кафе в 1890-е Коровин создал произведения, где появились новые черты, не свойственные ранее живописи мастера. В картинеБумажные фонари (1895) вместо тонких цветовых созвучий зритель видит звонкие красочные аккорды, контрастные колористические сочетания. Художник изобразил молодую девушку в ярко-красной кофте (это будущая жена Коровина, Анна Яковлевна Фидлер), зажигающую пестрые китайские бумажные фонари. Голубые, малиново-розовые, они вместе с красным пятном кофты, с темной зеленью на заднем плане очень интенсивны по цвету. Гармония оттенков, столь характерная для работ Коровина этого времени, сменяется в Бумажных фонарях намеренным контрастным противопоставлением различных цветов. Контрастно и сочетание искусственного света зажженного фонаря, который держит девушка, с освещением летних сумерек. В целом образ приобрел броскую декоративность, напряженность. Изменения, которые проявились в этой картине, несомненно, связаны с работой художника в театре. Как уже говорилось, его театральная деятельность в Частной опере Мамонтова именно во второй половине 1890-х годов чрезвычайно интенсивна. Главным образом его привлекало оформление спектаклей со сказочным сюжетом. Сказка давала наибольший толчок фантазии мастера. И эта фантазия претворялась в необыкновенно декоративные красочные фейерверки, которым уподобляются театральные работы Коровина. «Краски могут быть праздником глаза, как музыка - праздник уха души, - записал впоследствии художник. - Глаза говорят вашей душе радость наслаждения - краски, аккорды цветов, форм. Вот эту-то задачу я и поставил себе в декоративной живописи театра, балета и оперы.Мне хотелось, чтобы глаз зрителя тоже бы эстетически наслаждался, как ухо души - музыкой. Неожиданностью форм, фонтаном цветов мне хотелось волновать глаза людей со сцены, и я видел, что я даю им радость и интерес». Показательно, что именно декорации Коровина были признаны в первую очередь. Назначенный в 1889 году управляющим Московской конторой императорских театров Владимир Аркадьевич Теляковский стремился обновить и реформировать ставшее консервативным положение в Большом театре, пригласив туда Коровина и вскоре Шаляпина.Надо сказать, что Мамонтов до конца своей жизни не мог простить обоим уход от него. Но, естественно, Императорские театры давали больше возможностей для воплощения тех новых идей, которые Коровин реализовал в театрально-декорационном искусстве, а Шаляпин - в пении и в поведении оперного певца на сцене. Для Всемирной выставки в Париже в 1900 году Коровин при участии архитектора Ильи Бондаренко создал Кустарный отдел Русского павильона, так называемую «Русскую деревню», и выполнил с помощью Николая Клодта тридцать панно для павильонов Сибири, Крайнего Севера и Средней Азии. Что касается архитектуры Кустарного отдела, то она отличалась подчеркнутой декоративностью орнаментики от сурового павильона Крайнего Севера на Нижегородской выставке 1896 года. Теперь это был затейливый сказочный городок, состоящий из бревенчатых объемов причудливых форм, украшенных орнаментами, свободно без всякого подражания отталкивающимся от народных росписей и резьбы по дереву. Народное искусство - только импульс для фантазии художника, что и отличает неорусский вариант модерна от псевдорусского направления.Работы для Парижской выставки принесли Коровину невиданный успех. Он стал кавалером ордена Почетного легиона, получил две золотые медали и несколько серебряных. Его Испанок, раннюю работу, которая экспонировалась в Художественном отделе Русского раздела выставки, предложил приобрести директор Люксембургского музея.ЗаключениеВ каждом спектакле Коровин искал и находил колористический ключ для сценического воплощения оперного или балетного произведения. Этот ключ соответствовал музыкальному содержанию. Так был решен цикл спектаклей Н. А. Римского-Корсакова в Мамонтовской опере, в Большом театре в Москве и в Мариинском театре в Петербурге.В «Золотом петушке» (1909) Коровин окрашивает архитектуру русского города в пряные сочетания киновари с изумрудной зеленью и создает неповторимый образ сказки, соединяя декоративный живописный вымысел с образом подлинной архитектуры.В «Сказании о невидимом граде Китеже» (1907, совместно с А. М. Васнецовым) в эскизах лишь намечаются выполненные цветом архитектурные формы и пейзаж. Здесь дана цветовая оркестровка спектакля: синевато-оранжевый, залитый закатными красками призрачный вид Китежа.При всем своеобразии творческого лица К. Коровин опирался на опыт лучших и близких ему художников-современников. В «Снегурочке» (1907) проявляются отголоски васнецовских образов, в «Демоне» А. Г. Рубинштейна (1902-1904) Коровин опирается на цикл «Демонов» Врубеля, по-своему развивая эту тему. В сценической картине занавеса, где сохраняются золотисто-охристые, розовато-лиловые, серебристо-серые тона, заданные Врубелем, — этот схожий колорит подчиняется у Коровина иным живописным ритмам, менее орнаментальным, более порывистым и естественным. Врубель передавал экспрессию, замкнутую в композиции декоративного панно. Коровин стремился с помощью кисти воссоздать на сцене беспредельность стихии, безграничность природы, неба, туч, утесов.Импрессионизм Коровина применительно к театру выразился прежде всего в эскизах декораций к «Снегурочке», «Золотому петушку», «Сказанию о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Сказке о царе Салтане», «Садко», «Демону», «Коньку-горбунку», «Хованщине». Эскизы, выполненные на основе и по приемам импрессионистской живописи, глубоко родственны его станковым работам. Конечно, эскизы являются промежуточным звеном в процессе создания декораций и требуют своего сценического воплощения. При переводе эскиза на большой холст задника или завесы, несомненно, происходили изменения, главным образом за счет усиления предметности изображения. Проработка деталей эскиза происходила за счет широты свободного размашистого движения кисти. Архитектура или природа становились предметными, но были написаны по-коровински темпераментно. С Коровиным в театр пришла полноценная сценическая живопись, не уступающая по своим качествам станковой.Список литературы1) Суздалев П.К. «Врубель.Музыка.Театр.»Москва «Изобразительное искусство» 19832) Молева Н.М. «Жизнь моя живопись. Константин Коровин в Москве»Москва «Московский Рабочий» 19773) Атрощенко О.Д. ,Беспалова Е.Р. ,Гусарова А.П. ,Девятова Г.А. ,Кириченко Е.И., Пастон Э.В. ,Соколов М. Н. ,Чурак Г.С. «Константин Коровин.Живопись.Театр.К 150 летию со дня рождения.»Москва Государственная Третьяковская галерея. 20124) «Константин Алексеевич Коровин 1861-1939.Станковое творчество.»Москва Издательство «Искусство» 19715)Круглов В.Ф. «Константин Алексеевич Коровин» Альбом-проспект.Ленинград «Художник РСФСР» 19866)Капланова С. «К.а.Коровин»Москва. Государственное издательство изобразительного искусства» 19637)В.Мамонова «К.А. Коровин. 1861-1939»Москва ООО Издательство «Директ- Медиа» 20108)Владимир Круглов. «Коровин» Москва «Изобразительное искусство» 19979)Молева Н. М. «Константин Коровин. Жизнь творчество.Письма.Документы.Воспоминания.»Москва Издательство Академии художеств СССР10)Коган Д. « К.Коровин»Москва .Издательство «Искусство».196411)Гутт И.А. «Константин Коровин»Альбом Образ и цвет.Москва «Изобразительное искусство.1977(1978)12)Власова Р.И. «Константин Коровин.Творчество»Ленинград «Художник РСФСР» 196913)Басыров А.Я. «К.А. Коровин 1861-1939»Ленинград «Художник РСФСР» 198514)Терновец Б.Н. «Коровин-Серов»Москва 192515)Комаровская Н «О Константине Коровине»Ленинград 196116)Коган Д.З. «Мамонтовский кружок» Москва 197017)Гусарова А.П. «Константин Коровин. Путь художника.Москва. «Советский художник».,1990(Новая галерея 20 век.)
Москва «Изобразительное искусство» 1983
2) Молева Н.М. «Жизнь моя живопись. Константин Коровин в Москве» Москва «Московский Рабочий» 1977
3) Атрощенко О.Д. ,Беспалова Е.Р. ,Гусарова А.П. ,Девятова Г.А. ,Кириченко Е.И., Пастон Э.В. ,Соколов М. Н. ,Чурак Г.С. «Константин Коровин.Живопись.Театр.К 150 летию со дня рождения.»
Москва Государственная Третьяковская галерея. 2012
4) «Константин Алексеевич Коровин 1861-1939.Станковое творчество.»
Москва Издательство «Искусство» 1971
5)Круглов В.Ф. «Константин Алексеевич Коровин» Альбом-проспект.
Ленинград «Художник РСФСР» 1986
6)Капланова С. «К.а.Коровин»
Москва. Государственное издательство изобразительного искусства» 1963
7)В.Мамонова «К.А. Коровин. 1861-1939»
Москва ООО Издательство «Директ- Медиа» 2010
8)Владимир Круглов. «Коровин»
Москва «Изобразительное искусство» 1997
9)Молева Н. М. «Константин Коровин. Жизнь творчество.Письма.Документы.Воспоминания.»
Москва Издательство Академии художеств СССР
10)Коган Д. « К.Коровин»
Москва .Издательство «Искусство».1964
11)Гутт И.А. «Константин Коровин»Альбом Образ и цвет.
Москва «Изобразительное искусство.1977(1978)
12)Власова Р.И. «Константин Коровин.Творчество»
Ленинград «Художник РСФСР» 1969
13)Басыров А.Я. «К.А. Коровин 1861-1939»
Ленинград «Художник РСФСР» 1985
14)Терновец Б.Н. «Коровин-Серов»
Москва 1925
15)Комаровская Н «О Константине Коровине»
Ленинград 1961
16)Коган Д.З. «Мамонтовский кружок»
Москва 1970
17)Гусарова А.П. «Константин Коровин. Путь художника.
Москва. «Советский художник».,1990
(Новая галерея 20 век.)
Вопрос-ответ:
Какие особенности творчества К. Коровина можно выделить?
Творчество К. Коровина характеризуется свободной и живописной манерой, одинаковой при изображении как человека, так и других предметов. Он стремится запечатлеть мгновение в потоке жизни, что является одной из характерных черт импрессионизма.
Какое влияние импрессионизма оказало на творчество К. Коровина?
Импрессионизм повлиял на творчество К. Коровина в плане его стремления запечатлеть мгновение в потоке жизни, выйти за рамки реалистического изображения и передать эмоции и настроение через свободную мазь и яркие цвета.
Какие черты импрессионизма можно наблюдать в работах К. Коровина?
В работах К. Коровина присутствуют характерные черты импрессионизма, такие как свободная мазь, яркие цвета, стремление выйти за рамки реалистического изображения, а также запечатлеть мгновение в потоке жизни.
Какая манера характерна для работ К. Коровина?
Манера работ К. Коровина является свободной и живописной. Он одинаково изображает как человека, так и другие предметы, стараясь передать эмоции, настроение и запечатлеть мгновение в потоке жизни.
Какими словами можно описать творчество К. Коровина?
Творчество К. Коровина можно описать как свободное и живописное, с особым вниманием к передаче эмоций и настроения. Он стремится запечатлеть мгновение в потоке жизни и передать его особый интимный оттенок.
Какова специфика интерпретации Коровиным человеческой фигуры и других предметов?
Театрально-декорационное творчество Коровина характеризуется свободной живописной манерой, которая одинаково применяется при изображении как человека, так и других предметов. Это позволяет утвердить неразрывность всех элементов на картинах и создает атмосферу импрессионизма.
Какое место занимает живописная манера в творчестве Коровина?
Живописная манера является одной из характерных черт импрессионизма, по пути которого последовательно шел Коровин. Он стремился выхватить и запечатлеть какое-то мгновение в потоке жизни, и эту специфику он передавал через свою манеру живописи.
Каково назначение театрально-декорационного творчества Коровина?
Назначение театрально-декорационного творчества Коровина заключается в создании особой атмосферы и образа на сцене. Его работы помогают передать художественное содержание спектакля, влияют на эмоциональное восприятие зрителей и создают нужное настроение.
Какие черты имеет творчество Коровина, связанные с импрессионизмом?
Творчество Коровина связано с импрессионизмом через стремление выразить моментальность и неразрывность мира в своих работах. Он использовал свободную живописную манеру, чтобы запечатлеть мгновение в потоке жизни, что является одной из особенностей импрессионизма.
Какую роль играет театрально-декорационное творчество Коровина на сцене?
Театрально-декорационное творчество Коровина играет роль в создании атмосферы и образов на сцене. Его работы помогают передать содержание спектакля, влияют на эмоции зрителей и создают нужное настроение.