Учение о Втором Пришествии и Страшном Суде в Соборном послании Святого Апостола Иакова
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 17 + 17 источников
- Добавлена 13.03.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Апостол Иаков и его Соборное Послание 6
Глава 2. Содержание Соборного Послания. Учение о Втором Пришествии и Страшном Суде 14
Заключение 26
Список литературы 30
В Слове говорится, что покаяние является первым этапом образования церкви. Иоанн Креститель был послан для того, чтобы проповедовать покаяние и готовить тем самым людей ссозданию Церкви, к крещению. То крещение, которое совершал Иоанн Креститель, представляет собой крещение покаяния, поскольку крещение связано с очищением от грехов. Крещение было совершено в Иордане, а река Иордан является границей Ханаанской земли, где располагалась церковь. Спаситель также постоянно говорил о том, что без покаяния прощение грехов невозможно. Таким образом, образование Церкви невозможно без очищения верующих от грехов, соответственно, покаяние можно с полным правом считать первым этапом в образовании Церкви. Что же касается покаяния как таинства новозаветной Церкви, то его, как уже отмечалось, установил сам Спаситель, Иисус Христос. Иисус Христос также дал апостолам право разрешения грехов на земле: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф.XVIII, 18).По воскресении же Своем Он на самом деле даровал им эту власть, когда сказал: приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Иоан.XX, 22, 23). Кающийся должен искренне покаяться в своих грехах и рассказать о них священнику. Кроме того, большое значение имеет наличие твердого намерения исправить собственную жизнь. Также кающийся должен верить в милосердие Божие. Также таинство покаяния включает в себя подготовительный этап, в частности, речь идет о посте и молитве. Согласно православному вероучению, истинное кающийся обязательно получает прощение, поскольку милосердие Бога безгранично, нет такого греха, который не может быть прощен, если человек покаялся от всей души и твердо решил не совершать его более. Есть и грехи против Святого Духа (когда человек является атеистом, не верит в милость Бога и его существование). Конечно же, такой человек не способен искренне раскаяться в своих грехах, а значит, ему никогда не получить их отпущения. В переводе с греческого языка покаяние (метанойя) обозначает «перемену мыслей», «перемену ума». То есть, основным моментом является не только осознание греховности, сожаление, раскаяние, но и наличие воли к исправлению. Покаяние выступает в качестве средства самосовершенствования, борьбы с собственными слабостями, дурными наклонностями и негативными личностными качествами. В момент искреннего покаяния человек испытывает особое состояние благости, которое оказывает благотворное влияние на его характер и поведение, образ мыслей.Также следует обозначить, чем же покаяние отличается от раскаяния. К примеру, человек может просто сознавать, что совершил плохой поступок, однако не прикладывать никаких усилий для совершенствования себя. А возможен и обратный вариант, когда человек стремится к духовному совершенству и желает приложить для этого все необходимые усилия. В нравственности жизни простого осознания своей греховности недостаточно, необходима напряженная и каждодневная борьба с ней (здесь и подразумевается намерение человека исправиться, стать лучше и духовно чище). Особое внимание нужно обратить на исповедь, которая непосредственно связана с таинством покаяния. Как уже отмечалось ранее, исповедь является покаянным изложением грехов перед свидетелем Бога – священником. После исповеди священник отпускает грехи. Совершается исповедь в храме в соответствии с чином исповеди (чин включает в себя чтение покаянных молитв). Несомненно то, что исповедь является важнейшей частью покаяния, поскольку именно на исповеди верующий получает прощение и благословение на новую жизнь, более духовную и совершенную. Кроме того, исповедь помогает верующему побороть грех гордыни.В целом, священническое служение является одним из древнейших в Церкви. Оно существовало ещё в эпоху Авраама и Мелхиседека, о нем есть упоминания в Книге Бытия (Быт. 4: 18). В дальнейшем Моисеем были назначены для служения при Ковчеге Завета и в храме лица особого звания – первосвященники, священники и левиты, которые должны были принадлежать к колену Левия. Однако они не выступали в качестве учителей народа, на более позднем этапе учителями и толкователями Закона стали фарисеи и книжники, которые не относились к священству. После прихода на землю Спасителя, Господа Иисуса Христа сама сущность священнического служения была значительно дополнена. Именно после этого в священнике стали видеть главным образом пастыря Христова стада, священники должны были следовать за Христом, продолжать Его дело, ведь Он неоднократно называл Себя Пастырем (Ин. 10: 11). После возвращения апостольства Петру Христос трижды произнес следующие слова: «Паси овцы Моя». Так священническое служение было провозглашено пастырским служением, являющимся проявлением любви ко Господу. Однако апостолы только на протяжении короткого времени играли роль единственных пастырей и проповедников Слова Божия. Ими были рукоположены пресвитеры в каждой Церкви, которая ими организовывалась (Деян. 14: 23; Тит. 1: 5), апостолы говорили о том, что им необходимо надзирать за стадом Божиим (1 Пет. 2: 5). Как отмечает св. ап. Иаков, предел долготерпения – это пришествия Господа. Земледелец терпеливо ожидает, когда взойдут плоды, так и христианину следует терпеливо ожидать, когда взойдут плоды его жизни, когда придет Христос в Своей славе и каждому воздастся по делам его:«Пришествие Христово приближается». Апостолы часто говорят о том, что второе пришествие близится. Оно действительно является близким по внутренней нравственной связи второго пришествия с первым, поскольку с того, как Христов пришел на землю, произошло наступление последней эпохи мира, как называлась данная эпоха еще ветхозаветными пророками (например, Ис. 2:1; 4:2). Второе Пришествие Христово и потому является близким, что мы не можем знать точного его дня и часа, однако важна наша готовность встретить Спасителя. И св. апостол Иаков постоянно говорит о том, что верующим следует обращаться к примерам из истории Ветхого завета, которые помогут верующим терпеливо переносить страдания, а именно, речь идет о пророках, терпеливо переносивших преследования со стороны властей, великом ветхозаветном страдальце Иове, который затем был вознагражден за свои страдания Богом. ЗаключениеИтак, Соборное Послание св. ап. Иакова было создано для того, чтобы укрепить верующих людей, показать им, как им надлежит себя вести в ожидании Второго Пришествия и чтобы на Страшном Суде заслужить Божию милость.В самом начале своего послания св. Иаков говорит о том, что верующие подвергаются искушениям, испытаниям. В ожидании Второго Пришествия верующим надлежит не просто верить в Бога, но и доказывать свою веру делами. В первую очередь, верующему человеку не следует бояться испытаний, бедствий, поскольку в земной жизни эти испытания закаляют веру, возводят к нравственному совершенству через терпение, представляющее собой истинный подвиг. Если в борьбе с искушениями и бедствиями человек ощущает себя слабым, ему не следует впадать в уныние, проявлять малодушие. Верующему человеку следует просить, чтобы Бог наделил его мудростью, а на Страшном Суде каждый получит по делам его. Добродетель совершенного христианского терпения для обычного человека является слишком высокой, соответственно, человек, обладающий слабыми силами, не может достичь особой духовной мудрости, которую дает верующим Господь Бог: «Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» (ст. 6) — «да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (ст. 7-8).Главным условием для того, чтобы получить через молитву желаемое – наличие твердой и непоколебимой веры.Так происходит по той причине, что только такая вера помогает человеку соединиться с Богом, а посредством этого единения Божественная благодать может сообщиться душе человека. Если верующий исполнен истинной христианской мудрости, то все испытания и превратности судьбы ему радостны, ему безразлично, является ли он богатым или бедным: «Да хвалится же брат смиренный в высоте своей» (ст. 9).Более того, для христианина скорби и испытания – это доказательство особой Божьей милости и благоволения. «А богатый (да хвалится) унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве» (ст. 10-11) — богатый может хвалиться или утешать себя лишь сознанием ничтожности, тленности своего богатства. «Блажен человек, который переносит искушение» (ст. 12), потому что надлежащим образом переносимое искушение помогает человеку духовно совершенствоваться, посредством этого человек обретает «венец жизни».Св. апостол Иаков говорит о том, что Господом испытания верующим посылаются не для того, чтобы вовлечь их в грех, а чтобы укрепить их силы для того, чтобы они могли противостоять грехам. И если человек не может побороть искушение, то в этом заключается вина самого человека, который «искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (ст. 14). Господь же всегда помогает человеку нравственно совершенствоваться и умножать добро.Также апостол говорит о том, как христианину следует относиться к слову истины (ст. 18-27). Поскольку мы все являемся рожденными от Бога словом истины, нам следует заботиться о своем нравственном развитии, а для этого в первую очередь означает умение слышать Бога, а также контролировать собственные слова. Гнев, ревность – эти качества делают христианина уязвимым перед лицом греха, впадая в гнев, христианин отдаляется от Божьей правды.Однако одно слышание слова не поможет христианину достойно предстать перед Господом во время Страшного Суда. Истинно верующий человек должен исполнять слово, чтобы не быть таким человеком, который смотрится в зеркало, однако не видит своего истинного отражения. Верующий человек должен деятельно проводить в свою жизнь все требования нравственного Закона Божия, за счет чего он обретает благочестие. Св. Иаков предостерегает от пустого, лживого благочестия.Таким образом, наличие одной лишь рассудочной веры, без согласования с ней жизни человека, не имеет значения и не поможет человеку обрести спасение. Для св. апостола Иакова истинная спасающая вера всегда связана с совершением добрых дел, причем, вера является первой и предшествующей, а дела – это следствие веры. То есть, св. Иаков подчеркивал, что накануне Второго Пришествия каждому следует понять, что вера и дела взаимосвязаны, по отдельности они не приведут человека к спасению. Вера и дела являются нераздельными, хотя и различными сторонами одного предмета. Страшный Суд грозит каждому грешнику, а милость и христианская любовь, жизнь по Закону Божьему являются источником спасения, они оправдывают даже и другие совершенные человеком грехи. В делах христианской любви и милосердия заключена божественная мудрость. Вера без дела является мертвой, как утверждает св. апостол Иаков.Апостол Иаков также говорит о том, что есть такие люди, которые стремятся учить других правильной жизни. Однако такое стремление проистекает от пустого благочестия. В целом, слову человеческому апостол придает особенное значение, призывая контролировать свои порывы и слова. Божья благодать может помочь человеку в укрощении своего языка. Обладающий истинной христианской мудростью является чистым в побуждениях и намерениях, он является кротким и скромным в желаниях, он помогает ближним, наполнен милосердием и творит добрые дела. То есть, св. апостол Иаков призывает верующих выстраивать свою жизнь в соответствии с этой христианской мудростью, поскольку именно она приведет верующих к спасению на Страшном Суде. Список литературыАверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета.// http://www.sedmitza.ru/lib/text/430477/Алексий (Поликарпов), архим. Исповедь. Ответы на вопросы прихожан.//Путь покаяния. – М., 2005.// http://www.wco.ru/biblio/books/alx-poli/H00-T.htmБлаженный Феофилакт (Архиепископ Болгарский). Толкования на Соборные Послания святых апостолов.//http://sdruzhie-volga.ru/knigi/blazhennyj_feofilakt-arkhiepiskop_bolgarskij-tolko.htm#_Toc287854985Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. - Сергиев Посад. 1918.Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 4-е изд., испр. и доп. – М., 2001. Киприан (Керн), архимандрит. Евхаристия. - Париж: YMCA — Press, 1995.Лопухин А.П., проф. Толковая Библия Ветхого и Нового Завета.// http://azbyka.ru/otechnik/?Lopuhin/tolkovaja_bibliaЛященко И., диакон. Литургия апостола Иакова.// http://www.blagobor.by/article/liturgia/yakovПокаяние. Вера православная.// http://verapravoslavnaya.ru/?PokayanieПравила Святых Вселенских соборов с толкованиями. - М.: Паломник, 2000.Православное учение о церковной иерархии:Антология святоотеческих текстов. - М., 2012.Священное Писание Нового Завета. – Сергиев Посад, 2005.// http://otechnik.narod.ru/novzavetsv1.htmСкабалланович М. Толковый Типикон. М.: изд-во Сретенского монастыря, 2004.Соборное Послание святого апостола Иакова.//http://www.sedmitza.ru/lib/text/430595/Тиссен Г.К. Эсхатология. Глава Вторая.// http://pastor-vladimir.net/g-k-tissen-esxatologiya-glava-2-vtoroe-prishestvie-xrista-priroda-ego-prishestviya/Тиссен Г.К. Лекции по систематическому богословию. – СПб.,1994. Христианство. Энциклопедический словарь: в 3 т.: т.2. - М.: Изд-во Большая Российская энциклопедия, 1993.
1. Аверкий (Таушев), архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета.// http://www.sedmitza.ru/lib/text/430477/
2. Алексий (Поликарпов), архим. Исповедь. Ответы на вопросы прихожан.//Путь покаяния. – М., 2005.// http://www.wco.ru/biblio/books/alx-poli/H00-T.htm
3. Блаженный Феофилакт (Архиепископ Болгарский). Толкования на Соборные Послания святых апостолов.//http://sdruzhie-volga.ru/knigi/blazhennyj_feofilakt-arkhiepiskop_bolgarskij-tolko.htm#_Toc287854985
4. Голубцов А.П. Из чтений по церковной археологии и литургике. - Сергиев Посад. 1918.
5. Кассиан (Безобразов), еп. Христос и первое христианское поколение. 4-е изд., испр. и доп. – М., 2001.
6. Киприан (Керн), архимандрит. Евхаристия. - Париж: YMCA — Press, 1995.
7. Лопухин А.П., проф. Толковая Библия Ветхого и Нового Завета.// http://azbyka.ru/otechnik/?Lopuhin/tolkovaja_biblia
8. Лященко И., диакон. Литургия апостола Иакова.// http://www.blagobor.by/article/liturgia/yakov
9. Покаяние. Вера православная.// http://verapravoslavnaya.ru/?Pokayanie
10. Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями. - М.: Паломник, 2000.
11. Православное учение о церковной иерархии: Антология святоотеческих текстов. - М., 2012.
12. Священное Писание Нового Завета. – Сергиев Посад, 2005.// http://otechnik.narod.ru/novzavetsv1.htm
13. Скабалланович М. Толковый Типикон. М.: изд-во Сретенского монастыря, 2004.
14. Соборное Послание святого апостола Иакова.// http://www.sedmitza.ru/lib/text/430595/
15. Тиссен Г.К. Эсхатология. Глава Вторая.// http://pastor-vladimir.net/g-k-tissen-esxatologiya-glava-2-vtoroe-prishestvie-xrista-priroda-ego-prishestviya/
16. Тиссен Г.К. Лекции по систематическому богословию. – СПб., 1994.
17. Христианство. Энциклопедический словарь: в 3 т.: т.2. - М.: Изд-во Большая Российская энциклопедия, 1993.
Вопрос-ответ:
Что говорит статья о Втором Пришествии и Страшном Суде?
Статья рассматривает учение о Втором Пришествии и Страшном Суде, которое проповедуется в Соборном послании Святого Апостола Иакова 3 главы 1.
Какое значение придается покаянию в Соборном послании Иакова?
В Соборном послании Иакова утверждается, что покаяние является первым этапом образования церкви и необходимо для принятия крещения.
Кто был послан для проповеди покаяния?
Иоанн Креститель был послан, чтобы проповедовать покаяние и подготовить людей к крещению для создания Церкви.
Каким образом Иоанн Креститель представлял крещение?
Иоанн Креститель совершал крещение, которое представляло собой символическое очищение от грехов и готовность принять Царство Божье.
Где можно найти дополнительную информацию по данной теме?
Дополнительную информацию по теме учения о Втором Пришествии и Страшном Суде можно найти в списке литературы, представленном в конце статьи.
Что говорится в Соборном послании Святого Апостола Иакова о Втором Пришествии и Страшном Суде?
В Соборном послании Святого Апостола Иакова говорится о приближении Второго Пришествия Христа и о Страшном Суде, который ожидает всех людей. Апостол Иаков призывает верующих к терпению в ожидании Судного дня и к подчинению воле Божьей, чтобы избежать осуждения и получить вечную жизнь.
Какое значение имеет покаяние в учении о Втором Пришествии и Страшном Суде по Соборному посланию Святого Апостола Иакова?
Покаяние является первым и необходимым этапом образования церкви по учению Соборного послания Иакова. Святой Апостол Иаков указывает, что Иоанн Креститель был послан для проповеди покаяния и готовления людей к крещению. Таким образом, покаяние помогает людям подготовиться к Второму Пришествию Христа и избежать осуждения в Страшном Суде.
Какую роль играет Иоанн Креститель в учении о Втором Пришествии и Страшном Суде по Соборному посланию Святого Апостола Иакова?
Иоанн Креститель играет роль главного проповедника покаяния в учении Соборного послания Иакова. Он был послан Богом, чтобы приготовить народ к пришествию Христа и провозгласить им необходимость покаяния. Крещение, которое осуществлял Иоанн, символизировало очищение через покаяние и готовило людей к Второму Пришествию и Страшному Суду.
Какое обещание дает Соборное послание Святого Апостола Иакова в связи с Вторым Пришествием и Страшным Судом?
Соборное послание Иакова обещает верующим вечную жизнь и избавление от осуждения в Страшном Суде. Апостол Иаков призывает верующих к терпению и подчинению воле Божьей, чтобы они могли проснуться, когда Христос явится и получить обещанное спасение. Те, кто проявит верность и покаяние, будут награждены вечной жизнью в присутствии Господа.