Византийская икона
Заказать уникальный реферат- 13 13 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 11.03.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАННИЙ ПЕРИОД 3
2. ЭПОХА ИКОНОБОРЧЕСТВА (730 - 843гг.) 3
3. МАКЕДОНСКИЙ ПЕРИОД 3
4. КОМНИНОВСКИЙ ПЕРИОД 3
5. ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО XIII ВЕКА 3
6. ПОЗДНЕЕ ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО XIV- ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКА 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 3
Искусство крестоносцев ценит подробный рассказ и наглядность символов, и не смогло уловить византийскую духовную созерцательность, психологическую тонкость и изящество стиля. 6. ПОЗДНЕЕ ВИЗАНТИЙСКОЕ ИСКУССТВО XIV- ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКАЭтот период в искусстве называют «Палеологовским», по имени последней правящей династии – Палеологов. В истории Византии – это время утраты былого могущества, потери территории и превращение в небольшое государство. Для искусства характерно символичность иконографии, появление новых сюжетов и композиций, различные толкования икон, множественность стилистических вариантов, тесная связь искусства с богословской мыслю и высокое художественное мастерство. В этот период византийское искусство очень активно придерживается самых важных своих установок, определяющих главное его направление в течение всей истории: поклонение античному идеалу, проявившемуся в блистательном византийском Палеологовском классицизме первой третиXIV в. и поиск глубины религиозного образа, который нашел отражение в византийской духовности. Две стороны византийской жизни – религия и культура, город и монастырь, существовавшие всегда рядов в Византии, получили в этом периоде в искусстве законченное воплощение. Иконы этого времени отличаются необыкновенной красотой исполнения, и доступностью внутреннего содержания образа. Множество форм, взятых от античности в это время, символизировали реальный мир человека.Этот мир представлен одухотворенным, на нем лежит Божественная благодать. Отсюда любовь иконописцев этого времени к очаровательным античным деталям: к колоннам с коринфскими капителями, просторным портикам, декоративным маскам, эффектным позам фигур, напоминающих античные статуи философов. Все это можно увидеть на многих иконах, в частности на иконе Благовещение нач. XIV в. (ил.11)из галереи икон собора Охрида.Ил.10.Христос Пантокраор. Ил.11.Благовещение. XIVв.Начало XIII в.В 50 – гг. XIVвв. Византии господствует богословская концепция свт. Григория Паламы. Ученый-монах с Афона был носителем древней и традиционной православной мистики )»исихия», что означает «безмолвие»)- таинства приобщения человека к Богупутем соприкосновения с исходящими от него Божественными энергиями.Путь исихии приводит душу к такому особому состоянию, при котором и могут быть восприняты Божественные энергии. Наступивший период называют «позднепалеологовским». Это было время, когда вопросы веры были едва ли не главными в обществе, период сосредоточенности на молитвах, обсуждения внутренней жизни человека. Монашеская жизнь понималась как идеал. Изменилось и отношение к иконе. Иконы увеличиваются в размерах, образы с большими силуэтами легко читаются в церковном интерьере. После серединыXIVв., когда исихазм стал общепризнанной доктриной в монашеской жизни, и во всей Церкви, византийское искусство стало отличаться от Возрождения начала века. Это искусство уже опиралось не на подражание классике, а на духовные ценности.Одна из лучших икон этого периода – «Христос Пантократор» (ил. 12) из Эрмитажа, созданная в Константинополе ок.1363 г. Образ и фигура Спасителя светятся на иконе. Образ окружен сиянием, исходящим и от взгляда и от самой красочной поверхности. Облик Христа отражает спокойствие, ясность и прямоту взора, живой взгляд. Но поражает редкая для Византии красота иконы. Лик, голова, руки написаны с пластическим совершенством. Разнообразие тонов, полная гармония в колорите. На такой живописной поверхности лежат белые штрихи - лучи Божественного света. Это – Божественные энергии, которые по учению Григория Паламы, могут приходить к человеку. Таким свечением насыщен и синий цвет одежд Христа, сама краска светится изнутри. Обитание Божественного света в живописи будет часто использоваться в позднем византийском искусстве. Это были специально найденные художниками приемы для того чтобы передавать учения о Божественных энергиях, столь важные для этого времени.Сходные особенности стиля прослеживаются в иконе «Архангела Михаила» (ил. 13) из Византийского музея в Афинах. Крупный масштаб, царственный образ и прекрасный лик, наделенный земной красотой и вто же время светоносный, осененный лучами Божественной энергии. Стилистические приемы похожи на искусство Палеологовского Ренессанса. Продолжение классицизма здесь происходит на другой основе. Цель – этого периода не подражание античным моделям, но при сохранении их красоты полное их преображение путем насыщения Божественным светом. Многочисленные образы Богоматери этого периода отличались поэтичностью, душевностью, что раньше в Византии не принималось. Византийская традиционная образность, где акценты ставились на внутренней сосредоточенности, на духовной дисциплине, на глубине созерцания- теперь очень приблизились к миру теплых человеческих чувств. Ил.12. Христос Пантократор. Ил.13. Архангел Михаил. Около 1363 г. Вторая пол.XIVв.Конечный период истории византийской иконописи, как и всего искусства, приходится на первую половину XV века. В 1453 г. Византию завоевали турки, она навсегда перестала существовать как государство. Это трагический день для византийской истории, и византийские художники стали уезжать, эмигрировать. В городах находились люди другой веры, хотя они и не истребляли православное искусство, допуска его существование, хотя тут же создавая все свое и переделывая православные храмы в мечети. Византийские художники уезжали в основном на остров Крит, где им было гораздо свободнее жить. Критом тогда владела Венеция, там не было турок и там они обосновались, и создалась так называемая критская школа живописи – вторая половина XVи XVIвв. Они были грамотные и передавали законы своего мастерства новому поколению. Но образовалась в итоге так называемая поствизантийская живопись, которая стремилась подражать Византии и ей подражает, повторяет ее иконографию, и даже образы. Но высокое византийское искусство все-таки превращается в хорошее качественное ремесло. Еще византийцы отправлялись в Македонию, и была македонская школа живописи. Но это уже было не византийское искусство, а подражание византийскому искусству. Нет империи – нет искусства.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ IX – XVвв. в искусстве Византии определилась классическая художественная система, устойчивый иконографический канон духовных образов. Жизнь Византии была полна разнообразными историческими событиями, которые, так или иначе, отражались в иконописной живописи на протяжении всей истории существования Византии. Но классическая база, как основа осталась в византийской иконописи навсегда, а новое духовное или спиритуалистическое содержание, присущее византийской живописи стало эталоном для многих православных иконописцев. Византийское искусство явилось основой для искусства православного мира – сербского, грузинского, русского, болгарского. К нему нередко обращались художники латинского Запада и мусульманского Востока. Влияние византийского искусства и до сих пор прослеживается в Италии и на Кавказе.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫИстория иконописи. VI – XX века. Истоки. Традиции.Современность. – М.: АРТ-БМБ, 2002. – 289с.Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 528 с.Колпакова Г.С. Искусство Византии. Поздний период. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 320 с.Лазарев В.Н. История византийской живописи. М.:Искусство, 1986.Попова О.С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы М.: Северный паломник, 2006. – 1088с.Попова О.С. Пути византийского искусства. - М.: Гамма-Пресс, 2013.- 460 с.
1. История иконописи. VI – XX века. Истоки. Традиции. Современность. – М.: АРТ-БМБ, 2002. – 289 с.
2. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 528 с.
3. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Поздний период. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 320 с.
4. Лазарев В.Н. История византийской живописи. М.:Искусство, 1986.
5. Попова О.С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы М.: Северный паломник, 2006. – 1088с.
6. Попова О.С. Пути византийского искусства. - М.: Гамма-Пресс, 2013. - 460 с.
Вопрос-ответ:
Каковы основные периоды развития византийской иконы?
Основные периоды развития византийской иконы: ранний период, эпоха иконоборчества, македонский период, комниновский период, византийское искусство XIII века, позднее византийское искусство XIV - первой половины XV века.
Какими качествами обладает византийская икона?
Византийская икона обладает духовной созерцательностью, психологической тонкостью и изяществом стиля. Это особенности, которые не всегда могут быть полностью уловлены современным зрителем искусства.
Какое значение имеют символы на византийской иконе?
Символы на византийской иконе имеют важное значение. Они помогают передать различные понятия и идеи, связанные с христианской верой, и отображают духовный мир исторического периода.
Какое искусство предпочитает исследовать крестоносцев?
Крестоносцы предпочитают изучать искусство, которое представляет детальный рассказ и наглядно передает символы. Однако они не всегда способны полностью уловить византийскую духовную созерцательность, психологическую тонкость и изящество стиля.
Какие периоды являются последними в развитии византийской иконы?
Позднее византийское искусство XIV - первой половины XV века является последними периодами в развитии византийской иконы.
Что такое византийская икона?
Византийская икона - это художественная форма религиозной живописи, которая преобладала в Византийской империи (Восточной Римской империи) с IV по XV век. Иконы были использованы для изображения святых и библейских сцен, а также для культового почитания.
Какое значение имеют иконы в византийском искусстве?
Иконы играли ключевую роль в византийском искусстве и культуре. Они служили не только религиозными изображениями, но и инструментом для представления духовной реальности. Иконы считались святой и пронизанной святым присутствием, они использовались для молитвы и медитации, а также для передачи божественной силы и благословения. Иконы также играли значительную роль в популяризации христианства и в формировании христианской идентичности.
Каковы основные периоды развития византийской иконы?
Основные периоды развития византийской иконы включают ранний период, эпоху иконоборчества, македонский период, комниновский период, византийское искусство XIII века и позднее византийское искусство XIV первой половине XV века.
Что происходило во время эпохи иконоборчества?
Во время эпохи иконоборчества, которая продолжалась с 730 по 843 год, был запрещен культ икон, прошли иконоборческие разрушения и были проведены реформы в церковной иконографии.
Какие характерные черты имеет византийская икона XIII века?
Византийская икона XIII века отличается изяществом стиля, высокой духовной созерцательностью и психологической тонкостью. Её символика и наглядность также играют важную роль.