Продолжить курсовую Н-45916
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 03.05.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ПЕРВОИСТОКИ. ФРАНЦИЯ 7
1.1. История зарождения 7
1.2. Отличительные черты классического импрессионизма 8
ГЛАВА 2. ИМПРЕССИОНИЗМ В ЕВРОПЕ 10
2.1. «Новое мироощущение» немецкого импрессионизма 10
2.2. «Стиль жизни» английского импрессионизма 13
2.3. Импрессионизм солнечной Италии 14
ГЛАВА 3. ИМПРЕССИОНИЗМ В РУССКОЙ ЖИВОПИСИ 17
3.1. Предыстория. Зарождение 17
3.2. Творчество В.Серова и К.Коровина 20
3.3. Русский и французский импрессионизм в сравнении 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
Некая связь и взаимодействие между импрессионизмом и передвижничеством отмечают исследователи искусства. Они называют следующие черты сходства: отечественные передвижники, как и импрессионисты, противостояли академическим догмам и канонам в борьбе за истинно современное демократическое искусство. Оба течения оформляли собственные выступления организационно, создавая творческие коллективы, выдвинув программные призывы.
Но сходство на этом заканчивается. Эти движения представляют собой неодинаковые периоды стилистического формирования искусства XIX в. Передвижники и импрессионисты находились в разных стадиальных степенях – французское художественное искусство к тому периоду миновало этап реализма и вступало в принципиально новую стадию, то русская живопись находилась еще на пути к наилучшим достижениям реализма.
Анализируя творчество Репина, Поленова и даже Сурикова, как и иных мастеров старшего поколения, их наилучшие творения 1870-1880-х гг. представляли скрытый, латентный вариант формирования импрессионизма в России. Импрессионистические открытия, органично соединившись с реалистическим ядром, помогли им добиться высокого художественного качества.
Если прежде Левитана чаще всего называли реалистом, то в последнее время делают «недоимпрессионистом». В монографии о Левитане В.Петров заявляет, что «идентифицировать Левитана с импрессионистическим направлением вряд ли правомочно». Левитан глубже, сердечнее, т.к. у него «предметом изображения на полотне является не впечатление как таковое», он «заботится не о рациональной, рафинированной организации мазков...». В то время как у импрессионистов «с их утонченным гедонизмом, рафинированной чувственностью мировосприятия в гораздо большей степени типично беззаботное наслаждение, купание глаза в световоздушной среде». Творчество Левитана, действительно, не является точной копией творчества французских художников, но ведь в этой непохожести и заключается особенность русского импрессионизма.
Иная живописная манера, нежели чем у французов, все равно приближает Серова к импрессионизму благодаря написанию им крестьянских пейзажей-жанров. Колорит и характер мазка определены цветовыми спецификами русской природы, и создадут черты позднего отечественного импрессионизма.
К.Коровин воспринял импрессионизм через призму творчества шведского живописца Андерса Цорна, отличавшегося широкой и свободной манерой письма и склонностью к монохромным колористическим решениям. Картины Коровина имеют более тяжеловесный характер, они материальнее, весомее. Коровин использует в своем письме черные и коричневые краски, использование которых сообщает живописи неповторимую броскость. Различие с французскими импрессионистами раскрывается в зрелищном сценическом начале, которое далее четко обнаружится в цикле этюдов «Парижские огни» (1900-е гг.). В более динамичной, в отличие от других русских художников, живописи Коровина немалую роль исполнили парижские впечатления. Причиной тому стал скорее не столь импрессионизм как таковой, чем общее влияние характера парижской городской жизни. Но освобождение времени не приобрело главенствующей роли, как у французов. У Коровина при всем ускорении временного потока пространство и материальность натуры продолжали доминировать и не растворялись в нем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Импрессионизм как художественное течение достаточно стремительно исчерпал собственный потенциал. Даже французские импрессионисты первого поколения почувствовали на себе всю гибельность своего метода. Если в первые годы их объединяли какой-то самобытный, отличающийся от академического, стиль и вкус жизни, их общности не вредили ни разные взгляды и характеры, ни социальное положение, ни личная вражда. То в их поздних картинах читается глубокий кризис. По мнению М.Аплатова, «чистого импрессионизма, вероятно, не существовало… Импрессионизм – не доктрина, он не мог бы иметь канонизированных форм… Французским художникам-импрессионистам в различной степени присущи те или иные импрессионистические и неимпрессионистические черты, и если мы будем отсеивать тех, кто от импрессионизма отступал, останется только разве один Моне, да и у него далеко не все картины будут вполне импрессионистичными».
Иными словами, французский импрессионизм был чрезмерно узок, и немногочисленные художники всю жизнь оставались преданными ему, может быть, Писсарро и Ренуар.
Понятие «импрессионизм» несколько обширнее наименования течения французского изобразительного искусства конца XIX в. Как система миропонимания художника, импрессионизм, видимо, постоянно наличествовал в истории искусства задолго до появления этого термина. О.Шпенглер в своей монографии «Закат Европы» писал «…импрессионизм есть широкое выражение определенного мирочувствования, и этим объясняется тот факт, что им проникнута вся физиогномика нашей поздней культуры. Существует импрессионистическая математика… существует импрессионистическая физика… этика, трагедия, логика». По мнению Шпенглера, импрессионизм – одна из характерных черт разрушения целостности мировоззрения, признак «заката Европы».
Несмотря на «закат», о котором говорит Шпенглер, французский импрессионизм дал мировой живописи новый толчок к развитию. Художники начинали писать по-новому, вбирая новый стиль писания картин. Так, импрессионизм, проникая даже в соседние Западные страны приобретал уже свои отличительные черты. Иногда пересечение с тенденциями импрессионизма были настолько эфимерны, что некоторые историки искусства считают, что импрессионизм как таковой не имеет отношения к живописи того или иного государства. Но при пристальном рассмотрении работ художников обнаруживаются черты, присущие только импрессионизмы.
Таким образом, исследую импрессионизм в целом, необходимо изучать его не только в классическом, иначе говоря, французской манере написания, но его последователи есть и среди художников Италии, Германии, Англии и России и т.д. И везде он раскрывается так, что становится понятно, какое огромное количество у него граней, как у драгоценного камня, алмаза, и такие же неповторимые и удивительные.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алпатов, М. В. Поэтика импрессионизма / М. В. Алпатов // Этюды по всеобщей истории искусств. – М.: «Советский художник», 1979. – С. 123–132.
Андреев Л.Г. Импрессионизм: Видеть. Чувствовать. Выражать. – М.: Гелиос, 2008 – 320 с.
Большая Российская энциклопедия: В 30 т./Председатель Науч.-ред. совета Ю.С.Осипов. Т.11. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 767 с.: ил.: карты.
Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусств. URL: http://lib.ru/TEXTBOOKS/ART/vipper.txt_with-big-pictures.html
Власов В. Г. Cтили в искусстве. URL: http://www.booksite.ru/localtxt/vla/sov/index.htm
Всеобщая история искусств. Том 5. Искусство 19 века \\под общей редакцией Ю.Д.Колпинского и Н.В.Яворской - Москва: Искусство, 1964 - с.1200 URL: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000019/index.shtml
Вся история искусства. Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство/пер. с ит. Т.М.Котельниковой. – М.: Астрель: АСТ, 2007- 414с.: ил.
Жабцев В.М. Импрессионизм. – Минск: Харвест, 2008.- 128 с.: ил.
Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: учебное пособие./ Сост. Т.В. Ильина - М.: Высшая школа, 1999. – 547 с.
Искусство. Живопись скульптура Архитектура Графика. В 3 ч. Ч.2. Искусство Западной Европы XVII-XX веков/ Сост. М.В. Алпатов, Н.Н. Ростовцев. - М. Просвещение, 2005. – 286 с.: ил.
Лифшец М. Иван Николаевич Крамской в его переписке. URL:http://mesotes.narod.ru/lifshiz/kramskoy.htm
Маслов Н.Я. Пленэр. Практика по изобразительному искусству. – М.: «Просвещение», 2006. – 112с.: ил.
Петров В. Левитан. Серия Русские живописцы XIX века. – СПб.: Художник РСФСР, 1992. - 200 с. , илл.
Ревалд Д. История импрессионизма. М.:Республика, - 1997г. – 125 с.
Рейтерсверд О. Импрессионисты перед публикой и критикой – М.: Искусство, 1974. – 300с.
Словарь «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/1877
Федотова Е.Д. Флорентийская школа Флорентийская школа маккьяйоли. Эпохи. Стили. Направления. – М.: Белый город, 2006–48 с.
Филиппов В. Импрессионизм в Русской живописи. – М.: Белый город, 2003.- 320 с.
Хилл Я. Б. Импрессионизм. Новые пути в искусстве.- М.: Арт-Родник,1995. – 375 с.
Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993, т. 1, с. 286, 295.
Электронная библиотека Д. Самин. 100 великих художников URL: http://bibliotekar.ru/100hudozh/58.htm
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Рисунок 1. Клод Моне. Впечатление. Восход солнца, 1872. Музей Мармоттан-Моне, Париж. 30
Рисунок 2. Сильв. Щедрин. Берег в Сорренто с видом на остров Капри, 1826. Третьяковская Государственная Галерея. 31
Рисунок 3. Сильв. Щедрин. Большая гавань на острове Капри, 1828. Государственная Третьяковская Галерея. 31
Рисунок 4. Александр Иванов. Неаполитанский залив у Кастелламаре, 1846. Государственная Третьяковская Галерея. 32
Рисунок 5. Илья Репин. На дерновой скамье, 1876. Русский Музей. 32
Рисунок 6. Илья Репин. Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу, 1891. Государственная Третьяковская Галерея. 33
Рисунок 7. Илья Репин. Осенний букет, 1892. Государственная Третьяковская Галерея. 34
Рисунок 8. Илья Репин. На солнце, 1900. Государственная Третьяковская Галерея. 35
Рисунок 9. Валентин Серов. Девочка с персиками, 1887. Государственная Третьяковская галерея 36
Рисунок 10. Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем (Портрет Марии Симонович), 1888. Государственная Третьяковская галерея 37
Рисунок 11. Константин Коровин. Портрет хористки, 1887. Государственная Третьяковская галерея 38
Рисунок 12. Константин Коровин. За чайным столом, 1888. Галерея живописи и графики 39
ПРИЛОЖЕНИЯ
АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Рисунок 1. Клод Моне. Впечатление. Восход солнца, 1872. Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Рисунок 2. Сильв. Щедрин. Берег в Сорренто с видом на остров Капри, 1826. Третьяковская Государственная Галерея.
Рисунок 3. Сильв. Щедрин. Большая гавань на острове Капри, 1828. Государственная Третьяковская Галерея.
Рисунок 4. Александр Иванов. Неаполитанский залив у Кастелламаре, 1846. Государственная Третьяковская Галерея.
Рисунок 5. Илья Репин. На дерновой скамье, 1876. Русский Музей.
Рисунок 6. Илья Репин. Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу, 1891. Государственная Третьяковская Галерея.
Рисунок 7. Илья Репин. Осенний букет, 1892. Государственная Третьяковская Галерея.
Рисунок 8. Илья Репин. На солнце, 1900. Государственная Третьяковская Галерея.
Рисунок 9. Валентин Серов. Девочка с персиками, 1887. Государственная Третьяковская галерея
Рисунок 10. Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем (Портрет Марии Симонович), 1888. Государственная Третьяковская галерея
Рисунок 11. Константин Коровин. Портрет хористки, 1887. Государственная Третьяковская галерея
Рисунок 12. Константин Коровин. За чайным столом, 1888. Галерея живописи и графики
Алпатов, М. В. Поэтика импрессионизма / М. В. Алпатов // Этюды по всеобщей истории искусств. – М.: «Советский художник», 1979. – С. 123–132.
Словарь «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/1877
Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусств.- URL: http://lib.ru/TEXTBOOKS/ART/vipper.txt_with-big-pictures.html
Рейтерсверд О. Импрессионисты перед публикой и критикой – М.: Искусство, 1974. – С 182
Андреев Л.Г. Импрессионизм: Видеть. Чувствовать. Выражать. – М.: Гелиос, 2008 - С.109
Андреев Л.Г. Импрессионизм: Видеть. Чувствовать. Выражать. – М.: Гелиос, 2008 - С.110
Андреев Л.Г. Импрессионизм: Видеть. Чувствовать. Выражать. – М.: Гелиос, 2008 - С.114
Андреев Л.Г. Импрессионизм: Видеть. Чувствовать. Выражать. – М.: Гелиос, 2008 - С.112
Андреев Л.Г. Импрессионизм: Видеть. Чувствовать. Выражать. – М.: Гелиос, 2008 - С.115
Словарь «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/1877
Филиппов В. Импрессионизм в Русской живописи. – М., "Белый город", 2003- С.. 60 .
Лифшец М. Иван Николаевич Крамской в его переписке .- URL:http://mesotes.narod.ru/lifshiz/kramskoy.htm
Филиппов В. Импрессионизм в Русской живописи. – М., "Белый город", 2003. – С.87
Жабцев В.М. Импрессионизм. – Минск: Харвест, 2008.- С.120
Филиппов В. Импрессионизм в Русской живописи. – М., "Белый город", 2003 - С. 147
Петров В. Левитан. Серия Русские живописцы XIX века. – СПб.: Художник РСФСР 1992г. - С.122
Петров В. Левитан. Серия Русские живописцы XIX века. – СПб.: Художник РСФСР 1992г. – С.130
Петров В. Левитан. Серия Русские живописцы XIX века. – СПб.: Художник РСФСР 1992г. – С.130
Алпатов, М. В. Поэтика импрессионизма / М. В. Алпатов // Этюды по всеобщей истории искусств. – М.: «Советский художник», 1979. – С. 123–132.
Власов В. Г. Cтили в искусстве. – URL: http://www.booksite.ru/localtxt/vla/sov/index.htm
4
3
2. Андреев Л.Г. Импрессионизм: Видеть. Чувствовать. Выражать. – М.: Гелиос, 2008 – 320 с.
3. Большая Российская энциклопедия: В 30 т./Председатель Науч.-ред. совета Ю.С.Осипов. Т.11. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 767 с.: ил.: карты.
4. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусств. URL: http://lib.ru/TEXTBOOKS/ART/vipper.txt_with-big-pictures.html
5. Власов В. Г. Cтили в искусстве. URL: http://www.booksite.ru/localtxt/vla/sov/index.htm
6. Всеобщая история искусств. Том 5. Искусство 19 века \\под общей редакцией Ю.Д.Колпинского и Н.В.Яворской - Москва: Искусство, 1964 - с.1200 URL: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000019/index.shtml
7. Вся история искусства. Живопись, архитектура, скульптура, декоративное искусство/пер. с ит. Т.М.Котельниковой. – М.: Астрель: АСТ, 2007- 414с.: ил.
8. Жабцев В.М. Импрессионизм. – Минск: Харвест, 2008.- 128 с.: ил.
9. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство: учебное пособие./ Сост. Т.В. Ильина - М.: Высшая школа, 1999. – 547 с.
10. Искусство. Живопись скульптура Архитектура Графика. В 3 ч. Ч.2. Искусство Западной Европы XVII-XX веков/ Сост. М.В. Алпатов, Н.Н. Ростовцев. - М. Просвещение, 2005. – 286 с.: ил.
11. Лифшец М. Иван Николаевич Крамской в его переписке. URL:http://mesotes.narod.ru/lifshiz/kramskoy.htm
12. Маслов Н.Я. Пленэр. Практика по изобразительному искусству. – М.: «Просвещение», 2006. – 112с.: ил.
13. Петров В. Левитан. Серия Русские живописцы XIX века. – СПб.: Художник РСФСР, 1992. - 200 с. , илл.
14. Ревалд Д. История импрессионизма. М.:Республика, - 1997г. – 125 с.
15. Рейтерсверд О. Импрессионисты перед публикой и критикой – М.: Искусство, 1974. – 300с.
16. Словарь «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/1877
17. Федотова Е.Д. Флорентийская школа Флорентийская школа маккьяйоли. Эпохи. Стили. Направления. – М.: Белый город, 2006–48 с.
18. Филиппов В. Импрессионизм в Русской живописи. – М.: Белый город, 2003.- 320 с.
19. Хилл Я. Б. Импрессионизм. Новые пути в искусстве.- М.: Арт-Родник,1995. – 375 с.
20. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993, т. 1, с. 286, 295.
21. Электронная библиотека Д. Самин. 100 великих художников URL: http://bibliotekar.ru/100hudozh/58.htm
Вопрос-ответ:
Какие отличительные черты имеет классический импрессионизм?
Классический импрессионизм характеризуется такими чертами, как использование ярких и насыщенных цветов, свободная мазковая техника, отражение моментного впечатления и преобладание открытых пространств.
Как новое мироощущение выразилось в немецком импрессионизме?
В немецком импрессионизме новое мироощущение выразилось через использование ярких и контрастных цветов, а также в поэтической и эмоциональной интерпретации сюжетов и мотивов.
Какой стиль жизни был характерен для английского импрессионизма?
Английский импрессионизм отражал стиль жизни высшего класса общества, его развлечения, прогулки в парках, повседневные занятия. Художники изображали элегантных людей, модные театры и рестораны.
Каким образом импрессионизм проявился в итальянской живописи?
Импрессионизм в итальянской живописи проявился через передачу особой атмосферы и света солнечной Италии. Художники изображали прекрасные пейзажи, солнечные пляжи и уличные сцены с населением.
Какова предыстория зарождения импрессионизма в русской живописи?
Предыстория зарождения импрессионизма в русской живописи связана с появлением артельных движений, таких как Передвижники, и стремлением художников к освобождению от академических стандартов и правил. Новое мироощущение и эксперименты с цветом стали основой для дальнейшего развития импрессионизма в России.
Что такое импрессионизм?
Импрессионизм - это художественное направление, возникшее во второй половине XIX века. Оно характеризуется яркими цветами, быстрыми мазками, отображением моментных эмоций и впечатлений художника. Основными представителями импрессионизма были французские художники, но это направление оказало влияние на искусство во всем мире.
Какое новое мироощущение привнес немецкий импрессионизм?
Немецкий импрессионизм привнес новое мироощущение, подчеркивающее индивидуальность и интеллектуальную глубину художника. Он объединил яркость французского импрессионизма с центрально-европейской культурой и философией. Немецкие художники старались показать скрытые смыслы и эмоции, заставить зрителя задуматься и пережить произведение на своем уровне.
Какой стиль жизни характерен для английского импрессионизма?
Английский импрессионизм отражает стиль жизни английского общества в конце XIX - начале XX века. Художники придавали важность повседневной жизни и социальным аспектам, а не только природной красоте. Они изображали городские пейзажи, парки, уличные сцены, а также жизнь высшего общества, обычные люди на работе и в отдыхе.
Какова история зарождения импрессионизма во Франции?
История зарождения импрессионизма во Франции началась в конце XIX века. Это было время, когда художники начали отказываться от старых традиций и искать новые способы выражения своих идей на холсте. Они стремились передать моментальные впечатления, играть с цветом, светом и тенями. Одним из основателей импрессионизма во Франции был Клод Моне, который стал известен своими знаменитыми картиными сериями с кувшинками и мостами. Его работы и работы других импрессионистов вызвали скандалы и критику, но вскоре получили признание и стали высоко оцененными.
Какие отличительные черты имеет классический импрессионизм?
Классический импрессионизм отличается несколькими особенностями. Во-первых, художники стремились передать мгновенные впечатления, поймать момент и запечатлеть его на холсте. Во-вторых, в работах импрессионистов цвет становится главным средством выражения и создания настроения. Они использовали яркие, насыщенные оттенки и часто передавали изменение света и тени. В-третьих, импрессионисты не старались создавать точные детали и реалистические изображения. Их работы были скорее эскизами, набросками, которые передавали общую атмосферу и настроение.
Каким образом импрессионизм проявился в русской живописи?
Импрессионизм в русской живописи проявился в конце XIX - начале XX века. Большой вклад в развитие русского импрессионизма внесли художники Валентин Серов и Константин Коровин. Они применили технику мазков и пятен, чтобы передать мгновение и загадочность природы. Русские импрессионисты также стремились передать настроение и эмоции через цвет и свет. В работах Серова и Коровина можно увидеть влияние французского импрессионизма, но они также добавили собственные особенности и стиль.