методика развития гибкости у детей младших классов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 35 35 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 09.04.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Гибкость и методика ее развития в младшем школьном возрасте 6
1.1.Понятие о гибкости, ее виды 6
1.2. Факторы, определяющие развитие гибкости 7
1.3.Особенности методика развития гибкости в младшем школьном возрасте 8
Глава 2. Развитие гибкости в младшем школьном возрасти 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Программа занятий по развитию гибкости у младших школьников 24
2.3. Результаты исследований и их интерпретация 27
Заключение 31
Список литературы 33

Фрагмент для ознакомления

Известно, что разминка включает в себя комплекс специально подобранных физических упражнений, выполняемых с целью подготовки организма к предстоящей работе и повышения его общей работоспособности путем усиления вегетативных функций. Повышение температуры тела и главным образом мышц (особенно тех, которым предстоит работать), имеет большое значение для выполнения движений с максимальной амплитудой при предварительном "разогревании" мышц, их растяжимость увеличивается.Разминка включает в себя бег 6-10 минут в непрерывном умеренном, темпе. После бега необходимо выполнить 6-8 специально подобранных упражнений для мышц туловища, верхних конечностей, рук и ног, причем каждое из них по 10-15 раз. 1. И.п. – Ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1. – Круговые движение головой вправо. 2. – Круговые движения головой влево.2. И. п. – Ноги на ширине плеч, руки перед собой.1.– Круговые движения руками вперед. 2..– Круговые движения руками назад.И.п. – Ноги на ширине плеч, руки перед собой.– Отведение рук в стороны.5. И. п. – Ноги на ширине плеч, руки на пояс. 1. – Наклоны туловища вперед. 2. – Наклоны туловища назад.6. И.п. – о.с. Руки на пояс. Поднять правое бедро. 1. – Вращательное движение голени вправо. 2. – Вращательное движение голени влево.7. И.п. – о.с. Руки на пояс. Поднять левое бедро. 1. – Вращательное движение голени влево. 2. – Вращательное движение голени вправо. Затем рекомендуется проделать комплекс из 8-10 упражнений на растягивание. Упражнения на растягивание необходимо выполнять сериями в определенной последовательности; упражнения для суставов верхней конечности, туловища и нижней конечности, а между сериями необходимо выполнять упражнения на расслабление. Комплекс упражнений может состоять из 8-10 упражнений пассивного или активного характера.1. И.п. – о.с. 1. – Рывки руками, правая рука наверху, левая в низу, 10 раз. 2. – Рывки руками, правая рука внизу, левая наверху, 10 раз.2. И.п. – о.с. Руки перед собой. 1. – Наклоны туловища вперед, стараясь задеть пол, 10 раз. 2. – Наклоны туловища назад 10 раз. 3. И.п. – Сидя на матрасе руки, перед собой. 1. – Тянуться к носкам ног, не сгибая колени 10 раз. 4. И.п. – Сидя на матрасе руки перед собой, партнер стоит сзади. 1. – Тянуться к носкам ног, не сгибая колени, с помощью партнера. 5. И.п. – Ноги на ширине плеч, руки на полу. 1. – Приседание на шпагат. При выполнении упражнений махового характера необходимо максимально расслаблять мышцы ноги, так как только в таком случае можно добиться максимальной амплитуды движения, для этого необходимо опорной ногой встать на возвышение или на скамейку, так как, чтобы работающая нога, производя сгибание и разгибание, отведение и приведение, свободно свисала и не задевала площади опоры.[2]Пружинящее приседание в положении разведенных в переднезаднем направлении ног следует выполнить обязательно с опорой на руки. Если занимающийся не достает руками до площади опоры, то упражнение можно выполнять у стенки, опираясь на нее руками.Выполняя упражнение на растягивание, амплитуду движений нужно увеличивать постепенно, так как в противном случае даже после хорошей разминки возможны повреждения мышц и связок. Постепенное увеличение амплитуды движения дает возможность организму приспособиться к специальной работе. Темп движения с небольшой амплитудой (махи ногами, рывки руками и т.д.) – должен быть примерно 60 движений в минуту, в других движениях (наклоны туловища) - 40-50 движений в минуту. После упражнений на растягивание необходимо проделать упражнения на расслабление.2.3. Результаты исследований и их интерпретацияАнализ полученных данных показал, что между контрольной и экспериментальной группами испытуемых - школьников имеются существенные различия.Антропометрические данные испытуемых - школьников 3-го класса в обеих группах (контрольной и экспериментальной) соответствуют нормальным средним возрастным показателям. Так, средняя величина роста в контрольной группе составила 123.2 см, в экспериментальной - 121,2 см. Средняя величина веса тела соответственно 20,8 и 21,7 в обеих группах. Данные показатели роста и веса соответствуют возрастной норме.Показатели гибкости приведены в таблицах 6 и 7. В контрольной группе до начала эксперимента (сентябрь) показатель гибкости составил в среднем - 1,4 см, в конце эксперимента (декабрь) - 0,87 см. Соответствующие показатели в экспериментальной группе, занимающейся по методике акцентированного развития гибкости, составили соответственно - 1,4 в начале эксперимента и + 1,31 - в конце эксперимента.В пересчете на проценты абсолютных величин, в экспериментальной группе показатель гибкости увеличился на 128 % больше по сравнению с контрольной.Показатели гибкости, рассчитанные по углу в тазобедренном суставе в положении "продольный шпагат" дают более полную картину о развитии гибкости. Так, этот показатель в начале учебного года у контрольной группы составил 172 градуса, в конце обследуемого периода - 174 градуса. В контрольной группе соответствующие показатели составили также 172 градуса в начале исследования и достигли 179 градуса в конце исследования. Разница по этому показателю в обычной группе составила всего 2 градуса, в экспериментальной группе - 7 градусов. Эти различия весьма существенны и статистически достоверны (t = 4,17 при р < 0, 01).Интересно отметить, что между исследованными величинами наблюдается определенная зависимость. Так, чем выше показатель гибкости по наклонному тесту, тем больше величина угла в тазобедренном суставе и наоборот. Между антропометрическим масса-ростовым показателем Кетле и показателем гибкости наблюдалась некоторая отрицательная зависимость.Таблица 4.Контрольная группа - ученики 3а классаФ.И.О.Рост(см)Вес(кг)Тест на гибкость до (см), градТест на гибкость после (см), град1345612019.500-2/173-3/17411819.0-3/172-2/17312521+1/171+2/17212422-1/1680/17011920+1/172+2/174118180/172+1/17412420.200-4/173-2/17513021.300-2/170-1/17312520.500-3/168-1/17213523-5/170-4/17112420+1/167+1/17012121.500-4/165-4/16912722-4/169-3/17112521.500-1/166-1/17011920.3000/168+1/17212523+1/1720/17511819-1/1720/17412222.5000/1700/172Средние показатели гибкости, см.123,220,8-1,4/ 1720,87/174Таблица 5.Экспериментальная группа - ученики 3 б классаФ. И. О.Рост(см)Вес(кг)Тест на гибкость до (см)/градТест на гибкость после (см)/град1345612018.5000/173+2/17911819-1/172+3/17811919.500+1/169+4/17612526-1/1780/18012324-4/172-1/17912019.500+1/170+2/17811920-5/1690/178112523-3/172+1/18012424-2/172+1/18011819.500-4/1720/18011920.5000173+2/17712022+1/171+2/17811819.500-1/173+1/17612526.200+1/171+3/17912324.500-3/169-1/17712422.300-2/172+1/178Средние показателигибкости, см121,221,7- 1,4/172+1,31/178Таким образом, между контрольной и экспериментальной группами наблюдаются существенные различия. Положительная динамика в гибкости у испытуемых контрольной группы, очевидно, объясняется некоторым улучшением подвижности благодаря занятиям физической культурой по обычной программе. Поскольку в экспериментальной группе внимание было акцентировано на развитие как пассивной, так и активной гибкости, более значительные изменения объясняются именно эффектом акцентированного развития гибкости. Методика проведения занятий на акцентированное развитие гибкости описана в разделе "Обзор литературных данных".Поскольку возрастной и половой состав в обеих исследованных группах является идентичным, различия в динамике развития гибкости объясняется особой методикой проведения уроков физической культуры, которая положительно сказывается на развитие такого важного двигательного качества как гибкость.По антропометрическим данным индекс Кетле в конце обследования у школьников контрольной группы составил 179 г/см, у школьников экспериментальной группы - 169 г/см. Такие показатели массаростового индекса косвенно могут свидетельствовать о более высокой гибкости у школьников контрольной группы. Этот факт также говорит в пользу того, что акцентированные занятия на развитие гибкости положительно сказываются на антропометрических факторах, определяющих гибкость. Заключение1. Анализ научно-методической литературы показывает, что развитие гибкости у детей младшего школьного возраста имеет отличия в связи с возрастными особенностями детского организма. Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15 – 17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9 – 10 лет, а для активной – 10 – 14 лет. Целенаправленно развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7 лет. У детей 9 – 14 лет это качество развивается почти в 2 раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте. Это объясняется большой растяжимостью мышечно-связочного аппарата у детей данного возраста. Подвижность в суставах развивается неравномерно в различные возрастные периоды. У детей младшего и среднего школьного возраста активная подвижность в суставах увеличивается, в дальнейшем она уменьшается. Объем пассивной подвижности в суставах также с возрастом уменьшается. Причем, чем больше возраст, тем меньше разница между активной и пассивной подвижностью в суставах. Это объясняется постепенным ухудшением эластичности мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Возрастные особенности суставов необходимо принимать во внимание в процессе развития и гибкости.2. Литературные данные показали, что для воспитания гибкости методически важно определить оптимальные пропорции в использовании упражнений на растягивание, а также правильную дозировку нагрузок. 3. Между контрольной и экспериментальной группой обнаружены различия в развитии гибкости. Акцентированные занятия на развитие гибкости положительно влияют на динамику антропометрических данных по показателям Кетле. Различия в показателе гибкости в контрольной и экспериментальной группе в конце исследованного периода наблюдаются по тесту "угол тазобедренного сустава".Таким образом, между контрольной и экспериментальной группами наблюдаются существенные различия. Положительная динамика в гибкости у испытуемых контрольной группы, очевидно, объясняется некоторым улучшением подвижности благодаря занятиям физической культурой по обычной программе. Поскольку в экспериментальной группе внимание было акцентировано на развитие как пассивной, так и активной гибкости, более значительные изменения объясняются именно эффектом акцентированного развития гибкости.Список литературыАртемьев В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб. пособ. для студентов ВУЗов / В.П. Артемьев, В.В. Шутов. -Могилёв: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 284 с.Анатомия человека: Учебник /М.Ф. Иваницкий, Б.А.Никитюка, А.А. Гладышев, Ф.В. Судзиловский. - М.: Тера-Спорт, 2003 – 624 с. Иванов, В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов /В.В. Иванов// Спорт. - 1987.- № 8. – С. 43. Иванов, А.В. От уроков к дням здоровья и спорта/А.В. Иванов// Физическая культура в школе. - 1996.- № 8. - 44с.Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 152 с.Лаврик Н.Г. Методика нормирования нагрузок, направленных на повышение гибкости у мальчиков 11-13 лет на уроках физической культуры / Н.Г. Лаврик, Р.Э. Зимницкая // Мир спорта. - 2010. - №3. - С. 67-71.Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М.: АСТ,1998. - 270 с.Захманчук Е.В. Возрастные изменения качества гибкости у школьников 6-10 лет / Е.В. Захманчук, Л.В. Шукевич. - Брест: БГУ, 2002. - С. 44.Лях В.И. Гибкость: основы измерения / В.И. Лях // Физическая культура в школе. - 2003. - №1. - С. 29-35.Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии /Э.Г. Мартиросов// Физиология человека. - 1982. - №7. – С. 194 Масленников, С. М. Родительский час в спортивном зале /С.М. Масленников//Физическая культура в школе.- 1990.- № 1. - 54с.Матвеев, Л.П. - Теория и методика физического воспитания: Учебник /Л.П. Матвеев. - М., 1991. – 65 с.Матвеев, Л. П. - Теория и методика физического воспитания. Т.I: Учебник /Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 169,190,209,229 с.Матвеева, О. П. - Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (I-XI классов): Программа /О.П. Матвеева. - М.: Просвещение, 1995.-215с.Матвеев, Л. П. - Теория и методика физического воспитания. ТII: Учебник /Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1976.-173с.Морозов, О. В. Успех в разнообразии форм занятий /О.В. Морозов// Физическая культура в школе. - 1991.- № 5.- 41с.Наука и спорт: Сб. обзорных статей. - М.: Издатель А.Н. Жуков, 1982.- 34 с.Настольная книга учителя физической культуры: Пособие для учителя /Под ред. проф. Л. Б. Кофмана. – М.: Академия, 2000. – 72 с.Портных, Ю. И. - Спортивные игры и методика преподавания: Учебное пособие /Ю.И. Портных. - М.: Физкультура и спорт, 1986.-219с.Программа /О.П. Матвеева. - М.: Просвещение, 1996. – 43 с.Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости /Б.В. Сермеев// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. Науч. Конгр. - М., 1970.- С. 32.Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости: Учебное пособие /Б.В. Сермеев. - М.: Просвещение 1970.- 24с.Скворцов, Г. И. - Допрофессиональная подготовка учащихся 5-6 специализированных спортивных классов: Учебное пособие /Г.И. Скворцов. - Челябинск, 1997.- 20с.Смоленский, В.А, Гимнастика в трех измерениях: Учебное пособие /В.А. Смоленский, Ю.А. Менхин, В.А. Силин. - М - 1979. – 123 с. Туманян, Г.С. Телосложение и спорт: Учебное пособие /Г.С. Туманян, Э.Г Мартиросов.- М.: Терра-спорт, 1976. - 239.Фарфель, B.C. - Управление упражнениями в спорте: Учебное пособие /В.С. Фарфель. - М.: Физкультура и спорт, 1975.-208с.Фомин, Н.А. Возрастные особенности физического воспитания: Учебное пособие /Н.А.Фомин, Филин В.П. - М.: Академия, 1983.- 75.Харабуги, Г.Д. - Теория и методика физического воспитания: Учебник /Г.Д. Харабуги.- М.: Физкультура и спорт, 1974. - 102с.Холодов, Ж. К. – Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник /Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология /А.Г. Хрипкова. - М.: Академия, 1978.- 73.Хрипкова, Л.Т. - Возрастная физиология: Учебное пособие /Л.Т. Хрипкова. - М..: Просвещение, 1988 .- 36 с.Шафеева А.Ш. Воспитание гибкости детей младшего школьного возраста средствами восточных оздоровительных гимнастик: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Шафеева Альбина Шамильевна. - Челябинск, 2001. - 127 с.

Список литературы
1. Артемьев В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб. пособ. для студентов ВУЗов / В.П. Артемьев, В.В. Шутов. -Могилёв: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. - 284 с.
2. Анатомия человека: Учебник /М.Ф. Иваницкий, Б.А.Никитюка, А.А. Гладышев, Ф.В. Судзиловский. - М.: Тера-Спорт, 2003 – 624 с.
3. Иванов, В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов /В.В. Иванов// Спорт. - 1987.- № 8. – С. 43.
4. Иванов, А.В. От уроков к дням здоровья и спорта/А.В. Иванов// Физическая культура в школе. - 1996.- № 8. - 44с.
5. Зациорский В.М. Основы спортивной метрологии / В.М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 152 с.
6. Лаврик Н.Г. Методика нормирования нагрузок, направленных на повышение гибкости у мальчиков 11-13 лет на уроках физической культуры / Н.Г. Лаврик, Р.Э. Зимницкая // Мир спорта. - 2010. - №3. - С. 67-71.
7. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников / В.И. Лях. - М.: АСТ, 1998. - 270 с.
8. Захманчук Е.В. Возрастные изменения качества гибкости у школьников 6-10 лет / Е.В. Захманчук, Л.В. Шукевич. - Брест: БГУ, 2002. - С. 44.
9. Лях В.И. Гибкость: основы измерения / В.И. Лях // Физическая культура в школе. - 2003. - №1. - С. 29-35.
10. Мартиросов Э.Г. Методы исследования в спортивной антропологии /Э.Г. Мартиросов// Физиология человека. - 1982. - №7. – С. 194
11. Масленников, С. М. Родительский час в спортивном зале /С.М. Масленников//Физическая культура в школе.- 1990.- № 1. - 54с.
12. Матвеев, Л.П. - Теория и методика физического воспитания: Учебник /Л.П. Матвеев. - М., 1991. – 65 с.
13. Матвеев, Л. П. - Теория и методика физического воспи¬тания. Т.I: Учебник /Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 169,190,209,229 с.
14. Матвеева, О. П. - Образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы (I-XI классов): Программа /О.П. Матвеева. - М.: Про¬свещение, 1995.-215с.
15. Матвеев, Л. П. - Теория и методика физического воспитания. ТII: Учебник /Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1976.-173с.
16. Морозов, О. В. Успех в разнообразии форм занятий /О.В. Морозов// Физи¬ческая культура в школе. - 1991.- № 5.- 41с.
17. Наука и спорт: Сб. обзорных статей. - М.: Издатель А.Н. Жуков, 1982.- 34 с.
18. Настольная книга учителя физической культу¬ры: Пособие для учителя /Под ред. проф. Л. Б. Кофмана. – М.: Академия, 2000. – 72 с.
19. Портных, Ю. И. - Спортивные игры и методика преподавания: Учебное пособие /Ю.И. Портных. - М.: Физкультура и спорт, 1986.-219с.
20. Программа /О.П. Матвеева. - М.: Просвещение, 1996. – 43 с.
21. Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости /Б.В. Сермеев// Здоровье нации: Сб. материалов Междунар. Науч. Конгр. - М., 1970.- С. 32.
22. Сермеев, Б.В. Спортсменам о воспитании гибкости: Учебное пособие /Б.В. Сермеев. - М.: Просвещение 1970.- 24с.
23. Скворцов, Г. И. - Допрофессиональная подготовка учащихся 5-6 специализированных спортивных классов: Учебное пособие /Г.И. Скворцов. - Челябинск, 1997.- 20с.
24. Смоленский, В.А, Гимнастика в трех измерениях: Учебное пособие /В.А. Смоленский, Ю.А. Менхин, В.А. Силин. - М - 1979. – 123 с.
25. Туманян, Г.С. Телосложение и спорт: Учебное пособие /Г.С. Туманян, Э.Г Мартиросов.- М.: Терра-спорт, 1976. - 239.
26. Фарфель, B.C. - Управление упражнениями в спорте: Учебное пособие /В.С. Фарфель. - М.: Физкультура и спорт, 1975.-208с.
27. Фомин, Н.А. Возрастные особенности физического воспитания: Учебное пособие /Н.А.Фомин, Филин В.П. - М.: Академия, 1983.- 75.
28. Харабуги, Г.Д. - Теория и методика физического воспитания: Учебник /Г.Д. Харабуги.- М.: Физкультура и спорт, 1974. - 102с.
29. Холодов, Ж. К. – Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебник /Ж.К. Холодов, В. С. Кузнецова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
30. Хрипкова, А. Г. Возрастная физиология /А.Г. Хрипкова. - М.: Академия, 1978.- 73.
31. Хрипкова, Л.Т. - Возрастная физиология: Учебное пособие /Л.Т. Хрипкова. - М..: Просвещение, 1988 .- 36 с.
32. Шафеева А.Ш. Воспитание гибкости детей младшего школьного возраста средствами восточных оздоровительных гимнастик: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Шафеева Альбина Шамильевна. - Челябинск, 2001. - 127 с.

Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста, практика плаванием с использованием упражнений йоги















РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ младшего ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, занимающихся ПЛАВАНИЕМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УПРАЖНЕНИЙ ЙОГИ

Содержание

пловец школы йоги гибкость

Введение

Глава 1. Анализ научной и научно - методической литературы

.1 анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

1.2 Организация и проведение учебно-тренировочных занятий с пловцами младшего школьного возраста

1.3 Методы развития гибкости у пловцов младшего школьного возраста

1.4 Хатха - йога

1.5 Применение специальных упражнений йоги для пловцов младшего школьного возраста

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования

2.1 Цель и задачи исследования

.2 Методы исследования

.3 Организация исследования

Глава 3. Экспериментальное обоснование эффективности комплексов упражнений с применением асан йоги для развития гибкости у пловцов младшего школьного возраста

Выводы

библиография

Приложения

введение

Актуальность. Плавание как вид спорта является составной частью Российской системы физического воспитания, занимают одно из первых мест. Основной целью спортивных мероприятий плавание является достижение самых высоких спортивных результатов. Плавание - спорт молодых. Проблема развития физических качеств пловцов занимались многие ученые, исследователи:. Господин Хорошо. Булгаков, B. C. Васильев, С. Вильке, И. Л. Ганчар, В. И. Кубышкин, Л. С., Макаренко, Vb. Господин Никита и другие.

Как в любом виде спорта спорт, плавание, есть много вопросов и проблем. Одну из ключевых ролей в воспитании физических качеств пловцов требует гибкости пловцов, начиная с младшего школьного возраста. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и эффективность движений, увеличивает путь эффективного усилия при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека. Для детей младшего школьного возраста, занимающихся плаванием, выходит задача повышения как общей, так и специальной гибкости, т. е. подвижности в тех суставах, которым предъявляются повышенные требования в плавание. Для пловца очень важна гибкость в плечо, лодыжки, а также гибкость позвоночника