Формирование универсальных учебных действий на уроках

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мониторинг окружающей среды
  • 30 30 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 16.04.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.Особенности формирования учебных универсальных действий младших школьников 4
1.1. Определение понятия «универсальные учебные действия» 4
1.2. Номенклатура универсальных учебных действий 7
Глава 2. Методика формирования универсальных учебных действий на уроках "Окружающего мира" в начальных классах 12
2.1. Педагогические условия формирования универсальных учебных действий на уроках "Окружающего мира" в начальных классах 12
2.2.Анализ результатов работы по использования педагогических технологий на уроках окружающего мира в развитии личности обучающегося на основе формирования универсальных учебных действий 22
Заключение 36
Список литературы 38

Фрагмент для ознакомления

Обучающиеся с низким и среднем уровнем формирования данного вида универсальных учебных действий нуждаются в обучающей, организующей и стимулирующей помощи при выполнении в учебных заданий. Обучающиеся с высоким уровнем развития регулятивных универсальных учебных действий способны выполнять учебные задания самостоятельно.Для анализа познавательных универсальных учебных действий предлагаю 3 уровня: низкий – логическое универсальное действие оценивается как несформированное: обучающийся не устанавливает взаимно – однозначное соответствие;средний – логическое универсальное действие сформировано недостаточно: обучающийся испытывает небольшие трудности в установлении взаимно –однозначного соответствия;высокий – логическое универсальное действие достаточно развито: обучающийся всегда устанавливает взаимно – однозначное соответствие. Уровень развития познавательных универсальных учебных действий измерялся с помощью методики «Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия», предназначенной для выявления уровня сформированности логических универсальных учебных действий. Получены следующие результаты.Рис.5Результаты первичной и заключительной диагностики познавательных логических универсальных учебных действий первоклассников При первичной диагностике у 30 % обучающихся выявлен низкий уровень умения устанавливать взаимно-однозначное соответствие, при заключительной диагностике 10 %. При первичной диагностике у 50 % выявлен средний уровень развития данного вида универсальных учебных действий, при заключительной – 40 %, то есть у них сформирована операция установления взаимно-однозначного соответствия, однако нет сохранения дискретного множества. У 20 % обучающихся при первичной диагностике выявлен высокий уровень развития данного вида универсальных учебных действий, при заключительной – 50%, то есть у них сформирована операция установления взаимно-однозначного соответствия, есть сохранение дискретного множества. Уровень развития познавательных универсальных учебных действий измерялся также с помощью методики «Проба на определение количества слов в предложении», предназначенной для выявления уровня сформированности знаково-символических действий, умение дифференцировать план знаков и символов в предметный план. Для анализа предлагаю 3 уровня: низкий – познавательное универсальное действие оценивается как несформированное: обучающийся ориентирован на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической; средний – познавательное универсальное действие сформировано недостаточно: у обучающегося неустойчивая ориентация на речевую действительность;высокий – познавательное универсальное действие достаточно развито: у обучающегося ориентация на речевую действительность, как самостоятельную, дифференциация знаково–символического и предметного планов.Получены следующие результаты.Рис. 6 Результаты первичной и заключительной диагностики познавательных знаково-символических универсальных учебных действий первоклассников При первичной диагностике у 30 % обучающихся выявлен низкий уровень знаково-символических универсальных учебных действий, при заключительной – 10 %, что говорит о несформированности познавательных универсальных учебных действий. То есть обучающиеся ориентированы на предметную действительность, нет осознания особого существования речевой действительности как знаково-символической. У 50% обучающихся при первичной диагностике выявлен средний уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий, при заключительной – 20%. То есть у обучающихся неустойчивая ориентация на речевую действительность. У 20% обучающихся при первичной диагностике выявлен высокий уровень познавательных универсальных учебных действий, при заключительной 70 %. То есть у обучающихся ориентация на речевую действительность, как самостоятельную, дифференциация знаково-символического и предметного планов. Для анализа коммуникативных универсальных учебных действий предлагаю 3 уровня: низкий – коммуникативное универсальное действие оценивается как несформированное: обучающиeся не пытаются договориться или не могут прийти к согласию;средний – коммуникативное универсальное действие сформировано недостаточно: обучающиeся пытаются договориться, могут прийти к согласию, но пока не координируют разные точки зрения, поэтому не достигаю необходимого результата выполнения задания;высокий – коммуникативное универсальное действие достаточно развито: обучающиeся активно обсуждают возможный вариант узора; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. Уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий измерялся с помощью методики «Рукавички», предназначенной для выявления уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации). Полечены следующие результаты.Рис. 7 Результаты первичной и заключительной диагностики коммуникативных универсальных учебных действий первоклассниковПри первичной диагностике у 10% обучающихся выявлен низкий уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий, при заключительной – 0%, то есть дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию.У 50% обучающихся при первичной диагностике выявлен средний уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий, при заключительной – 30%. То есть обучающиеся пытаются договориться, могут прийти к согласию, но пока не координируют разные точки зрения, поэтому не достигаю необходимого результата выполнения задания. При первичной диагностике у 40% обучающихся выявлен высокий уровень, при заключительной – 70%. То есть они активно обсуждают возможный вариант узора; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.Важным показателем является то, насколько комфортно чувствуют себя обучающиеся в классе. Для диагностики данного показателя была выбрана методика «Пляшущие человечки». Рис. 8Результаты первичной и заключительной диагностики комфортности обучающихся в классе Видно если при первичной диагностике 50% обучающихся чувствовали себя комфортно, то к концу 1 полугодия процент увеличился до 70. Осталось 30% обучающихся чувствующих себя некомфортно в классе, следовательно, не надо останавливаться на достигнутом, а продолжать работать, чтобы каждому обучающемуся было комфортно в классе.Из проведённого социологического опроса родителей для данной работы меня интересовал один, «Какие предметы важнее в начальной школе?».Рис. 9 Результаты социологического опроса родителей, «Какие предметы важнее в начальной школе?При первом опросе родители считали «русский язык», «математику», «литературное чтение» самыми важными и лишь 40% родителей к этим же предметам по важности относят окружающий мир. После привлечения родителей в совместную деятельность с детьми, после проведения родительских собраний у 90% родителей мнение, относительно важности предметов в начальной школе изменилось. 10% придерживаются пока прежней точки зрения, постараемся в будущем переубедить и их.Анализ проделанной работы показал положительные результаты по использованию педагогических технологий на уроках окружающего мира в развитии личности обучающегося на основе формирования универсальных учебных действий. У большинства обучающихся 1 класса наблюдается положительная динамика в формировании личностных универсальных учебных действий самоопределения и смыслообразования. Для обучающихся важны собственно учебные аспекты школьной жизни, что свидетельствует о формирующихся мотивах учения и успешности протекания школьной адаптации.У большого количества обучающихся регулятивные универсальные учебные действия сформированы, у других – находятся в процессе формирования, что полностью соответствует возрастным нормативам развития. Для эффективного развития данного вида универсальных учебных действий обучающиеся нуждаются в обучающей, организующей и стимулирующей помощи при выполнении учебных заданий.При исследовании уровня развития познавательных универсальных учебных действий у большинства обучающихся выявлен высокий уровень развития логических универсальных действий, а также сформировано действие кодирования (замещения).У большинства первоклассников выявлен высокий уровень развития коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на учёт позиции собеседника (партнёра), то есть дети учитывают позиции других людей и координируют их.Также выявлен высокий уровень развития коммуникативных универсальных действий, направленных на согласование усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества. Сформирован положительный интерес к изучению предмета «окружающий мир» у обучающихся, и положительная оценка значимости данного предмета в школьной программе родителями обучающихся.ЗаключениеПроведение данной работы преследовало цель обосновать и практически подтвердить эффективность использования педагогических технологий на уроках окружающего мира в развитии личности обучающегося на основе формирования универсальных учебных действий.Основными результатами работы являются следующие.Изучена психолого-педагогическая литература по использованию педагогических технологий на уроках в начальных классах.Изучена психолого-педагогическая литература по формированию универсальных учебных действий.Использование на уроках в начальной школе педагогических технологий: информационно-коммуникационные, проблемное обучение, проектная деятельность, способствует формированию всех видов универсальных учебных действий. На основе проведённой первичной и заключительной диагностики представлен анализ результатов формирования универсальных учебных действий обучающихся начальных классах.Рассмотрена взаимосвязь работы обучающийся – учитель – родитель по формированию положительного отношения к предмету «окружающий мир».Проведена работа с родителями: беседы и практикумы на родительских собраниях, выступление обучающихся на родительских собраниях с итогом проектных работ, посещение родителями уроков по предмету «окружающий мир», совместная работа дома, либо при выполнении домашнего задания, либо оказывая помощь в подготовке к проекту.Проведена совместная работа с работниками библиотек и музеев по формированию интереса обучающихся к изучению предмета «окружающий мир»: урочная и внеурочная деятельность.Перспективой данной работы является использование педагогических технологий по формированию универсальных учебных действий в следующих начальных классахСписок литературыАсмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие дляучителя / Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с. – С. 29-32 Виноградова, Н.Ф., Рыдзе, О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе // Начальная школа. – 2007. - №19. – С. 14-18 Деятельность учителя по формированию учебных универсальных действий: [Электронный ресурс] / ir-zhi.ru. Режим доступа: http://ir-zhi.ru/Ефимов, В. Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников [Текст] / В.Ф. Ефимов //Начальная школа. – 2009. - №2. – С. 38-43.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. Лопухова, И. Н. Проблемно-диалогическая технология как одно из средств достижения нового образовательного результат [Текст]: (из опыта работы в Образовательной системе «Школа 2100») / И.Н. Лопухова, Л.К. Аванесян //Начальная школа плюс до и после. – 2009. - №4. – С. 22-25.Мельникова, Е. Л. Типология и методические схемы проблемно-диалогических уроков в начальной, основной и старшей школе. [Текст] / Образовательная система "Школа 2100". Опыт решения проблемы непрерывности и преемственности образования (Сборник материалов). - М.:Баласс, 2009. - С. 164-283.Мельникова, Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика[Текст] /Е.Л. Мельникова //Образовательная система "Школа 2100" - качественное образование для всех (Сборник материалов). - М.: Баласс, 2006. - С.144-180.Мельникова, Е. Л. Проблемный диалог как средство самореализации учителя [Текст] / Е.Л. Мельникова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - № 3. - С.48-49.Мельникова, Е. Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения [Текст] /Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии (Сборник материалов). - М.:Баласс, 2008. - С. 5-55.Мельникова, Е. Л. Что такое проблемный диалог [Текст]/Е.Л. Мельникова // Начальная школа плюс до и после - 2008. - № 8. - С.3-8.Образовательная область «Окружающий мир» [Электронный ресурс] //: Режим доступа: http:// www. school. edu. ru/  Образовательный стандарт начального общего образования по окружающему миру [Электронный ресурс] //: Режим доступа: http://www. school. edu. ru/dok_edu. asp Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И. В. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 151-155. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования: [Электронный ресурс] // college.ru. Режим доступа: http://college.ru/pedagogam/450/468/474/488/ Российская федерация. Законы. Закон об образовании(в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (с изменениями на 3 декабря 2011 года) (редакция, действующая с 1 января 2012 года)// Электронный фонд нормативных документов Кодекс. – 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.kodeks.ru/document/9003751 (дата обращения 25.01.2012).Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 30 ноября 2011 года) // Электронный фонд нормативных документов Кодекс. – 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.kodeks.ru/document/9003751Селевко, Г. К.Современные образовательные технологии [Текст] /Г.К. Селевко // Учебное пособие для педагогических вузов и институтов повышения квалификации. - М.:Народное образование, 1998. - 253 с.Скоморохова М. И. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений младших школьников //Начальная школа. — 2009. — № 4.- С.16- 23.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) // Сайт Министерства образования и науки РФ. – 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.htmlХусиетдинова, М. К. Развитие проектных компетенций младших школьников [Текст] / М.К. Хусиетдинова // Начальная школа. – 2009. – №1. - С. 69-71.

Список литературы
1. Асмолов, А.Г. Как проектир¬овать универ¬сальные учеб¬ные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие дляучителя / Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с. – С. 29-32
2. Виноградова, Н.Ф., Рыдзе, О.А. Окружа¬ющий мир как¬ учебный предме¬т в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе // Начальная школа. – 2007. - №19. – С. 14-18
3. Деятельность учителя по форм¬ированию учебных универсальных действий: [Электронный ресурс] / ir-zhi.ru. Режим доступа: http://ir-zhi.ru/
4. Ефимов, В. Ф. Использование информационно-коммуника¬тивных технологий в начальном образовании школьников [Текст] / В.Ф. Ефимов //Начальная школа. – 2009. - №2. – С. 38-43.
5. Как проектировать универс¬альные учебн¬ые действия в нач¬альной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
6. Лопухова, И. Н. Проблемно-диало¬гическая технология как одно из средств достиж¬ения нового образов¬ательного результат [Текст]: (из опыта работы в Образовательной систем¬е «Школа 2100») / И.Н. Лопухова, Л.К. Аванесян //Началь¬ная школа плюс до и после. – 2009. - №4. – С. 22-25.
7. Мельникова, Е. Л. Типология и методи¬ческие схемы проблемно-диалогических уроков в на¬чальной, осно¬вной и стар¬шей школе. [Текст] / Образо¬вательная система "Школа 2100". Опыт решения проблемы непрерывности и преемс¬твенности образования (Сборник материалов). - М.:Баласс, 2009. - С. 164-283.
8. Мельникова, Е. Л. Проблемно-диалог¬ическое обуче¬ние: пон¬ятие, технология, предметная специфика[Текст] /Е.Л. Мельникова //Образовательная система "Школа 2100" - качественное образование для всех (Сборник материалов). - М.: Баласс, 2006. - С.144-180.
9. Мельникова, Е. Л. Проблемн¬ый диалог как средство самореализации учителя [Текст] / Е.Л. Мельникова // Инновационные проекты и прогр-аммы в образовании. - 2008. - № 3. - С.48-49.
10. Мельникова, Е. Л. Технология проб¬лемного диалога: методы, формы, средства обучения [Текст] /Е.Л. Мельн¬икова // Образо¬вательные технологии (Сборник материалов). - М.:Баласс, 2008. - С. 5-55.
11. Мельникова, Е. Л. Что такое пробл¬емный диалог [Текст]/Е.Л. Мельникова // Начальная школа плюс до и после - 2008. - № 8. - С.3-8.
12. Образовательная область «Окруж¬ающий мир» [Электронный ресурс] //: Режим доступа: http:// www. school. edu. ru/
Образовательный стандарт начального общего образования по окружающему миру [Электронный ресурс] //: Режим доступа: http://www. school. edu. ru/dok_edu. asp
13. Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И. В. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 151-155.
14. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования: [Электронный ресурс] // college.ru. Режим доступа: http://college.ru/pedagogam/450/468/474/488/
15. Российская федерация. Зако¬ны. Закон об обра¬зовании(в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года N 12-ФЗ) (с изме¬нениями на 3 декабря 2011 года) (редакция, действующая с 1 января 2012 года)//
16. Электронный фонд нормативных документов Кодекс. – 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.kodeks.ru/document/9003751 (дата обращения 25.01.2012).
17. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 30 ноября 2011 года) // Электронный фонд нормативных документов Кодекс. – 2012. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.kodeks.ru/document/9003751
18. Селевко, Г. К.Соврем¬енные образо¬вательные технологии [Текст] /Г.К. Селевко // Учебное пособие для педагоги¬ческих вузов и инсти¬тутов повыш¬ения квалификации. - М.:Народное образование, 1998. - 253 с.
19. Скоморохова М. И. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений младших школьников //Начальная школа. — 2009. — № 4.- С.16- 23.
Федеральн¬ый государс¬твенный образовател¬ьный станд¬арт начал¬ьного общего образования (Утвержден приказом Минист¬ерства образова¬ния и нау¬ки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373) // Сайт Минис¬терства образования и науки РФ. – 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html
20. Хусиетдинова, М. К. Развитие проектных компетенций младших школьников [Текст] / М.К. Хусиетдинова // Начальная школа. – 2009. – №1. - С. 69-71.

Вопрос-ответ:

Каким образом формируются универсальные учебные действия у младших школьников?

Универсальные учебные действия формируются у младших школьников в процессе учебной деятельности, особенно на уроках Окружающего мира. Учитель использует определенные педагогические условия и методики, чтобы помочь детям развивать и усваивать эти действия.

Какая номенклатура универсальных учебных действий существует?

Номенклатура универсальных учебных действий включает в себя такие действия, как анализировать, сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать и др. Всего их можно выделить около 30.

Какие педагогические условия способствуют формированию универсальных учебных действий на уроках Окружающего мира в начальных классах?

Формирование универсальных учебных действий на уроках Окружающего мира в начальных классах способствует использованию разнообразных учебных задач, созданию ситуаций для самостоятельной работы, организации коллективного поиска решений, развитию творческого мышления и активности учащихся, а также использованию современных образовательных технологий.

Какие методики используются для формирования универсальных учебных действий на уроках Окружающего мира?

Для формирования универсальных учебных действий на уроках Окружающего мира используются такие методики, как проблемно-поисковая деятельность, проектная деятельность, игровые методы, методика "Уроки развития познавательного интереса" и другие.

Что такое универсальные учебные действия?

Универсальные учебные действия - это психологические и педагогические способности учащихся, позволяющие им активно и творчески осваивать новые знания, умения и навыки. Эти действия позволяют школьникам анализировать информацию, решать проблемы, проводить исследования, делать выводы и т.д.

Какие учебные действия формируются у младших школьников?

У младших школьников формируются такие универсальные учебные действия как наблюдать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, анализировать и другие.

Какие условия способствуют формированию универсальных учебных действий на уроках Окружающего мира?

Формированию универсальных учебных действий на уроках Окружающего мира способствуют такие условия как создание интересной и познавательной образовательной среды, использование разнообразных учебных материалов, проведение практических занятий и экспериментов.

Для чего необходимо формирование универсальных учебных действий у младших школьников?

Формирование универсальных учебных действий у младших школьников необходимо для развития их познавательных способностей, формирования навыков самостоятельной работы, развития аналитического и логического мышления.

Какие учебные действия можно развивать на уроках Окружающего мира в начальных классах?

На уроках Окружающего мира в начальных классах можно развивать такие учебные действия как изучать новый материал, анализировать информацию, решать задачи, проводить эксперименты, делать выводы и многое другое.

Какие методы помогают формировать универсальные учебные действия?

Для формирования универсальных учебных действий можно использовать различные методы, такие как метод моделирования, метод проблемного обучения, метод проектов, метод исследования и др.

Что такое универсальные учебные действия?

Универсальные учебные действия – это навыки и умения, которые являются основой для успешного обучения и формирования компетентности учеников. Они представляют собой обобщенные способы деятельности, которые могут быть применены в различных учебных предметах и ситуациях. Они включают в себя такие умения, как анализ, сравнение, классификация, обобщение, выделение главного и другие.