Идея университета

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 15 15 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 21.06.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление


Введение
1. «Идея университета» в философской концепции К. Ясперса
2. Традиции и современное развитие университета
3. Роль философии в идее об университете
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

Экзистенциализм – как философское выражение жизненной позиции интеллигентного, высококультурного, свободного и ответственного человека в массовом обществе – еще далеко не исчерпал своего значения. Наоборот, он только обретает все новую актуальность в связи с усилением процессов глобализации, с распространением стандартизации повседневного образа жизни людей в самых различных странах.
Основные принципы философии экзистенциализма К. Ясперса оказали значительное идейное влияние на развитие философии образования и педагогической антропологии в Германии, так среди его непосредственных идейных последователей можно назвать Х. Арендт, Ф.-П. Буркхарда, О. Ф. Больнова, Э. Венигера, Е. Дерболава, Х. Занера, Т. Литта, Г. Манн, А. Майера, Х. Ноля, Б. Толкеттера, В. Флитнера Ж. Херш, Г. Хорна и многих других исследователей.
Открытость образовательного процесса и гуманистические установки являются основополагающими принципами в развитии К. Ясперсом экзистенциалистской концепции воспитания, обеспечивая актуальность и значимость его учения в современном глобализирующемся мире.







Заключение

Подведем итоги по работе.
Университет как культурный феномен (и артефакт в широком смысле) предполагает интерпретацию. Это влечёт за собой осмысление места и функций университета в культуре, а также уяснение смыслов порождаемых им явлений. И поскольку смысл артефакта может меняться в зависимости от его «удельного веса» в контексте той или иной культурной эпохи, интерпретации могут быть различными даже в рамках одного культурного типа. Именно поэтому мы можем вести речь о нескольких вариантах «прочтения» идеи университета в контексте европейской культуры. Смысл этих прочтений определялся символическими языками культурных эпох, которые по-разному истолковывали миссию и культуротворческие функции университета.
Социально-экономические трансформации и реформы в жизни России, произошедшие в начале 90-х годов, существенно повлиял на жизнь каждого ее гражданина. Демократия, в отличие от тоталитаризма, предполагает существование гражданского общества, основанного на принципах толерантности и открытости. Новый человек, который сможет реализовать эти принципы на практике, не появится сам собой, без разработки и применения гуманистической концепции воспитания.
Суть этой концепции должна состоять в отказе от «педагогических технологий», которые ставят воспитание людей на одну плоскость с промышленным массовым производством. В противовес нивелирующему воздействию глобализационных процессов, современная философия воспитания должна отстаивать принцип активности индивида, подтверждающего свою уникальность и самоидентичность творческими и ответственными действиями. Демократизация общественной жизни всегда выдвигает на передний план требование активной жизненной позиции и способности к самостоятельному и ответственному жизненному выбору.
История российской философии и общественно-политической мысли, равно как и вся современная жизнь страны, предоставляют нам достаточно материала для разработки концепции воспитания свободного и ответственного человека. Такая концепция не может быть импортирована, она должна вызреть на основе национальной культуры. Однако нельзя игнорировать и зарубежный опыт двух последних столетий – ведь на Западе существуют глубокие и ценные концепции, предлагающие пути и способы преодоления тоталитаризма и морального нигилизма. Ответственность и мужество, которые требуются для реализации собственного выбора; неприятие конформизма как растворения в массе; выбор подлинного, собственного пути, направленного к индивидуальному воплощению высших человеческих ценностей – вся эта проблематика западноевропейской философии ХХ века сегодня необыкновенно актуальна для России.
Особенно обстоятельно эта проблематика представлена в философии экзистенциализма. Ее уроки, успехи и неудачи в решении проблемы человеческой свободы, реализуемой в «массовом обществе потребления», заслуживают самого внимательного изучения. В свою очередь, среди представителей экзистенциализма нам сегодня особенно интересен К. Ясперс (1883–1969). Интерес к нему объясняется тем, что он выстроил свою концепцию воспитания на основе синтеза точных наук о человеке, медицины и психиатрии, с одной стороны, и глубинного переосмысления мировой философской традиции, которая привела его к созданию периэхонтологического учения, с другой стороны. В итоге возникла оригинальная концепция «университетского воспитания», которое начинается с детства и продолжается всю жизнь. Университет при этом выступает как центр и источник всей мировой культуры, как хранилище ценностей и духовных богатств, которое должен по мере собственных сил пополнять каждый, проявляя самобытность, творчество и свободу.




Список использованных источников


Малкова Я.Ф. Философская антропология К. Ясперса: от психиатрии к экзистенциализму //История философии. Современная зарубежная философия ХХ век, – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2007. –С.141–150.
Ясперс К. Философская вера. В кн.: Смысл и назначение истории. М., Изд-во политической литературы. – 508 с.
Карл Ясперс ; пер. с нем. Т. В. Тягуновой; ред. перевода О. Н. Шпарага ; под общ. ред. М. А. Гусаковского. – Минск : БГУ, 2006. – 159 с. : ил. – (Universitas).

Карл Ясперс ; пер. с нем. Т. В. Тягуновой; ред. перевода О. Н. Шпарага ; под общ. ред. М. А. Гусаковского. – Минск : БГУ, 2006. – с.11.
Там жес.13.
Ясперс К. Философская вера. В кн.: Смысл и назначение истории. М., Изд-во политической литературы. – с.34.

Малкова Я.Ф. Философская антропология К. Ясперса: от психиатрии к экзистенциализму //История философии. Современная зарубежная философия ХХ век, – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2007. –С.141.

Малкова Я.Ф. Философская антропология К. Ясперса: от психиатрии к экзистенциализму //История философии. Современная зарубежная философия ХХ век, – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2007. –С.147.

Карл Ясперс ; пер. с нем. Т. В. Тягуновой; ред. перевода О. Н. Шпарага ; под общ. ред. М. А. Гусаковского. – Минск : БГУ, 2006. – с.15.

Малкова Я.Ф. Философская антропология К. Ясперса: от психиатрии к экзистенциализму //История философии. Современная зарубежная философия ХХ век, – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2007. –С.150.













2


Список использованных источников


1.Малкова Я.Ф. Философская антропология К. Ясперса: от психиатрии к экзистенциализму //История философии. Современная зарубежная философия ХХ век, – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2007. –С.141–150.
2.Ясперс К. Философская вера. В кн.: Смысл и назначение истории. М., Изд-во политической литературы. – 508 с.
3.Карл Ясперс ; пер. с нем. Т. В. Тягуновой; ред. перевода О. Н. Шпарага ; под общ. ред. М. А. Гусаковского. – Минск : БГУ, 2006. – 159 с. : ил. – (Universitas).

Вопрос-ответ:

Какова идея университета в философской концепции К. Ясперса?

В философской концепции К. Ясперса идея университета заключается в представлении университета как места, где происходит поиск истинного знания, а также формирование и развитие личности студентов.

Какие традиции присутствуют в университете и как они развиваются в современном мире?

В университете существуют такие традиции, как академическая свобода, свобода научного исследования и обсуждения, передача знаний от поколения к поколению. В современном мире эти традиции продолжают развиваться, адаптируясь к изменяющимся условиям и требованиям общества.

Какую роль играет философия в идее об университете?

Философия играет важную роль в идее об университете, поскольку она помогает студентам развивать критическое мышление, аналитические навыки и способность к рефлексии. Она также помогает формировать мировоззрение студентов и помогает им понять место человека в мире и в обществе.

Какие источники использовались при написании статьи?

В настоящей статье использованы следующие источники: [список источников].

Чем объясняется актуальность экзистенциализма в современном обществе?

Актуальность экзистенциализма объясняется усилением процессов глобализации и повышением сложности и неопределенности человеческого существования. Экзистенциализм помогает нам разбираться в смысле и цели нашей жизни, а также понять наши свободы и ответственность.

Что такое университет?

Университет - это высшее учебное заведение, где предоставляются образовательные программы по различным специальностям и наукам.

Какую роль играет философия в идее об университете?

Философия играет важную роль в идее об университете, поскольку она помогает студентам развивать критическое и аналитическое мышление, а также формировать свою мировоззренческую позицию.

Какие традиции связаны с университетом?

Университеты имеют богатые традиции, такие как проведение научных конференций, издание научных журналов, организация образовательных программ и т.д.

Какова концепция университета К. Ясперса?

К. Ясперс развивает идею университета как места, где студенты получают образование не только в профессиональной сфере, но и развивают свою личность в целом, осознают свою свободу и ответственность перед обществом.