Рациональное размещение товаров в торговом зале магазина.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коммерция
  • 36 36 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 05.04.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1.Теоретические основы исследования рационального размещения товаров в торговом зале магазина 6
1.1. Понятие мерчендайзинга 6
1.2. Особенности организации торговли продуктовыми товарами 10
1.3. Использование технологии мерчендайзинга в торговле продуктовыми товарами 14
2. Аналитическая часть 20
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Ашан» 20
2.2. Анализ организации мерчендайзинга на примере ООО «Ашан» 27
Заключение 35
Список используемой литературы 36

Фрагмент для ознакомления

Также данное расположение способствует скорости продвижения покупателей в выходные и праздничные дни, часы пик.
Ассортимент магазина довольно разнообразный, что требует определенного плана их расположения, который позволит видеть их всех покупателю, а также буде способствовать совершению комплексных покупок и приносили прибыль магазину.
Так, самые востребованные отделы, как уже указывалось, находятся по периметру магазина. Среди них: овощной; молочный; кондитерский; мясной; хлебобулочный.
Это расположение заставляет покупателей обходить весь магазин.
К внутренним отделам магазина относятся: отдел замороженных продуктов; бакалейные товары; бытовая химия.
Замороженные товары располагаются рядом с бакалейными, что заставляет покупателей проходить через ряды данных товаров, а это в свою очередь может стать стимулом совершения покупки.
Бытовая химия располагается на расстоянии от основных отделов, что исключает распространение специфического запаха в торговом зале. Его расположение дает возможность покупателю не посещать его, без такой необходимости [16].
Стеллажи с товарами расположены параллельно стенами. Рядом располагается отдел с алкогольной продукцией, при необходимости, потребитель может совершить покупку и там. Учитывая российский менталитет, такая потребность не редкая.
Следующий ряд занимают чаи, кофе, кондитерские изделия. Так как последний отдел наиболее разнообразнее, у покупателя «разбегаются глаза» и он берет то, что ему понравится, скорее всего, не одну товарную позицию.
Далее покупатель может ощутить потребность покупки: замороженных продуктов; консерв; алкогольной продукции.
Приведем схему расположения отделов магазина.
Магазин занимается розничной торговлей продуктами питания и характеризуется формой самообслуживания покупателей. Магазин имеет общую площадь –370 кв.м, из которая торговая –250 кв.м., зона склада и подсобных помещений – 120 кв. м.
Определим коэффициенты эффективности планировки магазина и торгового зала.
Рассчитаем установочную площадь магазина.
Таблица 1
Установочная площадь
Вид оборудования Si – площадь единицы оборудования Количество единиц Общая площадь оборудования 1 2 3 4 Стеклянные витрины 1,08 10 10,8 Столы– прилавки 0,6 10 6 Стеллажи 3,36 10 33,6 Горки пристенные 1,19 49 58,31 Кассовые кабины 0,4 5 2 Столы упаковочные 0,9 5 4,5 Итого 7,53 89 115,21
Коэффициент использования торговой площади под оборудование = 115,2/250 = 0,5.
Эффективным является коэффициент установочной площади от 0,27 до 0,32, поэтому в магазине наблюдается избыток оборудования, что усложняет движение покупателей.
Удельный вес площади торговых помещений в общей площади магазина = 250/370*100 = 65,6 %
Экономически эффективным является удельный вес равный 50 % и выше.
Выполним рисунок планировки магазина с указанием расположения системы «вход-выход», кассового узла, расстановки оборудования.
Согласно ГОСТ 51773-2001 и СНиП 2.08.02–89, расстояние между магазинными стеллажами не должно быть меньше 1,4 метра. При торговой площади св. 150 до 400 м2 – 2 м.

Рис. 9. Планировка магазина
Таблица 2
Список оборудования в магазине
Вид оборудования Si – площадь единицы оборудования Количество единиц Количество полок в оборудовании 1 2 3 4 Стеклянные витрины 0,9 * 1,2 10 3 Столы– прилавки 1,2 * 0,5 10 - Стеллажи 1,2 * 2,8 10 - Горки пристенные 1,7 * 0,7 49 3 Кассовые кабины 0,8 * 0,5 5 3 Столы упаковочные 1,8*0,5 5 -
Стеллажи отделены друг от друга проходами, хоть и довольно узкими, однако все же выполняющими свою функцию – облегчения поиска товара. У потребителя существует возможность, не ходить по всем рядам, а пройти сквозь них, при этом находя товар, который окажется ему необходимым.
При организации мерчендайзинга в компании «Ашан» используются в том числе, психологические методы. Так покупателей гипнотизирует желтый цвет [16].
Как известно, эмблема ТС «Ашан» сочетает в себе красный и зеленый цвета, что успокаивающе действует на покупателя и гипнотизирует его.
Стены магазина окрашены в спокойные теплые цвета – желтоватый и бежевый. Это также благоприятно воздействует на человека и способствует тому, чтобы он дольше оставался в магазине и выбирал товары. Желтый цвет используется для того, чтобы покупатель в расслабленном состоянии совершил большее количество импульсивных покупок.
По замыслу работников торговли, покупатель в этот момент не должен задумываться о том, нужнее ли ему этот товар или нет. Указатели в магазине «Ашан» имеют вид пластиковых таблиц яркого красноо цвета с указанием наименований отделов.
Рассмотрим организацию выкладки товара в магазине «Ашан». Цели организации выкладки товара в магазине: привлечение покупателя; мотивирование покупки; запоминание товара, способствование совершения повторных покупок.
В рассматриваемом магазине применяется горизонтальная, так и вертикальная выкладка товара. Однако, большее распространение в данном магазине получила горизонтальная выкладка. При этом товары, хранящиеся в холодильнике выложены вертикально, выставленные на стеллажах - горизонтально.
Горизонтальная выкладка подразумевает такую выкладку товара, когда аналогичные товары различных марок расположены на нескольких полках одного стеллажа. При этом выкладываются товары различных марок – известных и неизвестных. Так, потребитель может выбрать нужный именно ему товар.
Каждый товар, выложенный на полке, достаточно хорошо просматривается и расположен лицевой частью к покупателю, что облегчает его выбор [16].
У покупателя обычно не возникает проблем с тем, чтобы достать товар, осмотреть его, и, если он не оправдал его ожиданий, поставить на место. Тут не существует такой опасности, что весь товар, выложенный на стеллажах, упадет на голову покупателя. Персонал магазина осуществляет ежедневную уборку торгового зала, что исключает наличие грязи на полках и немытых упаковок с товаром. Товар, расположенный впереди – «товар переднего ряда» опрятен. Постоянно мерчендайзерами магазина проводится контроль наличия товара на полках.
У стеллажей периодически приходится наблюдать коробки и тележки с товаром, что затрудняет подход к стеллажам. Иногда это делается специально конкурирующими мерчендайзерами предприятий-поставщиков.
При этом раскладка товаров производится во время, когда в нем присутствует минимальное количество покупателей. Производится это для того, чтобы не препятствовать продажам. С целью перемещения товаров в магазине используют тележки. Размещение товаров в магазине осуществлено с учетом требований: предоставление покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микрокомплексом и товарных групп и в совершении покупки в минимально короткий срок; создание условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине; предоставление покупателям необходимой информацией и широкого круга услуг; оптимального использования товарных площадей магазина; обеспечение сохранности материальных ценностей; организации рациональных товарных потоков и расчетных операции с покупателями [16].
При размещении товаров в магазине соблюдаются правила товарного соседства, что означает, что каждой товарной группе присваивается постоянная зона размещения. Товары для продажи в магазине, размещают ближе к зоне, в которой выполняются подготовительные операции.
На первых полках магазины представлены товары частого спроса и не требующие длительного выбора. Для размещения товаров используют типы торговой мебели, тару-оборудование, торговое холодильное оборудование. Товары в магазине располагаются рационально с максимально возможной эффективностью использования площади выкладки и емкости торгового оборудования. Однако, принцип удобства покупателя не всегда соблюдается.
Принципы выкладки товаров на торговом оборудовании:
однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость;
используются простейшие приемы выкладки товаров (прямая укладка, навалом и т. д.);
полки горок и другие элементы для выкладки товаров не переполняются товарами, что обычно наблюдается в периоды праздников;
в оптимальной зоне обозреваемости размещаются товары, быстрая реализация которых предпочтительна. Так, при входе в магазин расположена выкладка овощей и фруктов, срок хранения которых ограничен и потому, данная группа товаров требует быстрой реализации;
выкладка товаров в торговом зале должна быть насыщенной;
сопутствующие товары следует размещать навалом в различных местах (у торцовых стенок, расчетных узлов и т. д.), используя для этих целей корзины или кассеты.
Принцип выкладки товаров в упаковке, когда необходимо часть образцов оставлять без упаковки для того, чтобы покупатель мог ознакомиться с товаром в «Ашан» не всегда соблюдается по причине экономии товара [16].
Форма обслуживания во всех магазинах «Ашан» - самообслуживание. Данная форма подразумевает, что покупатель самостоятельно проводит осмотр, отбор и доставку товара к узлу расчета. Это позволяет проводить отпуск товаров, требующих нарезки, отмеривания или взвешивания, продавцами, если прилавки находятся в зале самообслуживания и товары отпускают без предварительной оплаты их стоимости в кассе. Такая модель удобна для покупателей и для магазина, так как увеличивает пропускную способность магазина, и увеличить объем продаж, т.е. получить экономическую выгоду. Самообслуживание:
снижает потребности в торговой площади. В магазинах «Ашан» - это зона вкладки товара;
позволяет рационально использовать трудовые ресурсы.


Заключение

Новые маркетинговые технологии создают огромные возможности их использования в современной розничной торговле. Их специфика заключается в том, что они дают потребителям огромные возможности в выборе и приобретении товара, а производителям и продавцам - в получении большей прибыли с меньшими затратами. Это особенно важно при значительной динамике роста розничных продаж и высокой конкуренции. Одним из таких нововведений является мерчендайзинг.
В теории мерчендайзинга три основных составляющих. Во-первых, обеспечение запаса, гарантированное присутствие товара на полках, учет его популярности. Во-вторых, организация места торговли. В-третьих, непосредственно организация выкладки или расположения продукции.
В данной работе была исследована организация рационального размещения товара в торговом зале магазина. В результате в торговом зале было размещено следующее оборудование:
стеклянные витрины;
столы–прилавки;
стеллажи;
горки пристенные;
кассовые кабины;
столы упаковочные.


Список используемой литературы

Законодательные материалы, статистика
Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в Российской Федерации» №381 от 28 декабря 2009
Федеральный Закон «О рекламе» №38 от 13 марта 2006 (с изменениями от 28 октября 2006, 1 июля 2007, 25 июля 2007, 9 ноября 2008, 16 мая 2008)
Гражданский кодекс Российской Федерации
ГОСТ Р 51773-2009 Розничная торговля. Классификация предприятий
ГОСТ Р 51303-2009 Торговля. Термины и определения
ГОСТ Р 51304-2009 Услуги розничной торговли. Общие требования

Книги и статьи
Астафьев В.А. Развитие регионального производителя крепкоалкогольной продукции в условиях современного экономического кризиса / Астафьев В.А. // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2009. № 1. С. 50-61.
Брызгалин А.В., Аникеева О.Е. Расходы на рекламу: обоснованность, нормирование, спорные вопросы исчисления // Налоги и финансовое право. 2011. № 3. С. 174-204.
Глобализация рынков труда: динамика, проблемы, перспективы / Сб. обзоров / Центр научн.-информ. исслед. глобал. и регион. пробл. Отд. глобал. пробл. - М. - 2010. - С. 113.
Голова А.А. Мерчандайзинг продукции. / А.А. Голова // Маркетинговые коммуникации. - 2008. – №1. – С. 52-63.
Клочкова М.С.,Логинова Е.Ю.,Якорева А.С.Мерчандайзинг.-М.:Дашков и К, 2008.-268 с.
Мальков М. В. Организационные формы осуществления мерчандайзинга на рынке FMCG / М. В. Мальков // Управление каналами дистрибуции. –2008. – №3. – С. 236-241.

Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. – СПб., 2006.
Шамилов М.Ш. Сезонный мерчандайзинг: организация торговли с учетом времен года и праздников // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2011. № 2. С. 83-88.

Электронные источники
Ашан [Электронный ресурс]. – Официальный сайт. Режим доступа: www.auchan.ru/‎.
http://managment-study.ru/merchandajzing-ili-merchendajzing.html










36



Молочные продукты

мясо

кассы

мясо


Замороженные продукты

Овощи и фрукты

Замороженные продукты


Замороженные продукты


Овощи и фрукты


Овощи и фрукты

Кондитерские изделия

Кондитерские
изделия

Замороженные продукты


Молочные продукты

мясо

кассы

мясо


Овощи и фрукты

Замороженные продукты


Замороженные продукты


Замороженные продукты


Молочные продукты


Молочные продукты


Кондитерские изделия

Кондитерские
изделия

Замороженные продукты


Молочные продукты

Овощи и фрукты


Овощи и фрукты

Кондитерские изделия


Бытовая химия/ масла

мясо


мясо

мясо


консервы

Кондитерские изделия

Салфетки/ посуда

Мука/ ср-ва гигиены

Кондитерские изделия/ кофе

Замороженные продукты


Замороженные продукты


Замороженные продукты


Замороженные продукты

Детское питание

Овощи и фрукты

Корм для животных

Бумага/ посуда

Специи/ канцтовары

печенье

Супы/ крупы

кассы

Кондитерские изделия

Молочные продукты

Молочные продукты

мясо

мясо


Полуфабрикаты собственного производства

Полуфабрикаты собственного производства


Гастрономия

Смешанные товары


Смешанные товары

Напитки, соки

Замороженные продукты


Бытовая химия

Замороженные продукты

Замороженные продукты

Замороженные продукты


Овощи и фрукты

Овощи и фрукты

Кондитерские изделия


Кондитерские изделия


Салфетки,
посуда

Растительное
масло

Корм для
животных

Кофе, чай

Легкие закуски

супы

Консервированные овощи и фрукты

крупы

Крекеры и печенье

Овощи и фрукты


кассы

Кондитерские изделия

Молочные продукты

Молочные продукты

Полуфабрикаты собственного производства

Полуфабрикаты собственного производства


Гастрономия

Смешанные товары


Смешанные товары

Напитки, соки

Замороженные продукты


Бытовая химия

Замороженные продукты


Овощи и фрукты

Овощи и фрукты

Кондитерские изделия


Кондитерские изделия


Салфетки,
посуда

Растительное
масло

Корм для
животных

Кофе, чай

Легкие закуски

супы

Консервированные овощи и фрукты

крупы

Крекеры и печенье

Овощи и фрукты


кассы

мясо

крупы

Замороженные продукты



















Директор

Заместитель директора


Продавец

Фасовщица

Кассир-контролер

Уборщица

Старший продавец-кассир

Главный бухгалтер

Список используемой литературы

Законодательные материалы, статистика
1. Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в Российской Федерации» №381 от 28 декабря 2009
2. Федеральный Закон «О рекламе» №38 от 13 марта 2006 (с изменениями от 28 октября 2006, 1 июля 2007, 25 июля 2007, 9 ноября 2008, 16 мая 2008)
3. Гражданский кодекс Российской Федерации
4. ГОСТ Р 51773-2009 Розничная торговля. Классификация предприятий
5. ГОСТ Р 51303-2009 Торговля. Термины и определения
6. ГОСТ Р 51304-2009 Услуги розничной торговли. Общие требования

Книги и статьи
7. Астафьев В.А. Развитие регионального производителя крепкоалкогольной продукции в условиях современного экономического кризиса / Астафьев В.А. // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2009. № 1. С. 50-61.
8. Брызгалин А.В., Аникеева О.Е. Расходы на рекламу: обоснованность, нормирование, спорные вопросы исчисления // Налоги и финансовое право. 2011. № 3. С. 174-204.
9. Глобализация рынков труда: динамика, проблемы, перспективы / Сб. обзоров / Центр научн.-информ. исслед. глобал. и регион. пробл. Отд. глобал. пробл. - М. - 2010. - С. 113.
10. Голова А.А. Мерчандайзинг продукции. / А.А. Голова // Маркетинговые коммуникации. - 2008. – №1. – С. 52-63.
11. Клочкова М.С.,Логинова Е.Ю.,Якорева А.С.Мерчандайзинг.-М.:Дашков и К, 2008.-268 с.
12. Мальков М. В. Организационные формы осуществления мерчандайзинга на рынке FMCG / М. В. Мальков // Управление каналами дистрибуции. –2008. – №3. – С. 236-241.
13.
14. Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. – СПб., 2006.
15. Шамилов М.Ш. Сезонный мерчандайзинг: организация торговли с учетом времен года и праздников // Вестник Казанского государственного финансово-экономического института. 2011. № 2. С. 83-88.

Электронные источники
16. Ашан [Электронный ресурс]. – Официальный сайт. Режим доступа: www.auchan.ru/‎.
17. http://managment-study.ru/merchandajzing-ili-merchendajzing.html


Вопрос-ответ:

Что такое мерчендайзинг?

Мерчендайзинг - это комплекс мероприятий, направленных на организацию продаж и привлечение внимания покупателей в торговом зале магазина.

Какие особенности имеет организация торговли продуктовыми товарами?

Организация торговли продуктовыми товарами требует учета сезонности, сроков годности, требований к хранению и правильного размещения товаров.

Какие технологии мерчендайзинга используются в торговле продуктовыми товарами?

В торговле продуктовыми товарами используются такие технологии мерчендайзинга, как правильное размещение товаров на полках, использование эффектных витрин, проведение акций и распродаж.

Каким образом осуществляется анализ организации мерчендайзинга в магазине "Ашан"?

Анализ организации мерчендайзинга в магазине "Ашан" проводится путем изучения характеристик предприятия, анализа размещения товаров, оценки эффективности использования технологий мерчендайзинга.

Какие преимущества имеет рациональное размещение товаров в торговом зале магазина?

Рациональное размещение товаров позволяет улучшить видимость товаров для покупателей, снизить временные и финансовые затраты на поиск нужного товара, повысить эффективность продаж.

Что такое мерчендайзинг?

Мерчендайзинг - это комплекс маркетинговых и организационных мероприятий, направленных на рациональное размещение товаров в торговом зале магазина, с целью привлечения внимания покупателей и увеличения продаж.

Какие особенности организации торговли продуктовыми товарами?

Организация торговли продуктовыми товарами имеет свои особенности, такие как ограниченный срок годности, требования к условиям хранения и транспортировки, а также высокая конкуренция на рынке.

Как технология мерчендайзинга помогает в торговле продуктовыми товарами?

Технология мерчендайзинга помогает оптимизировать размещение товаров в торговом зале, выделять их на фоне конкурентов, создавать привлекательные витрины и акционные предложения, что в свою очередь привлекает внимание покупателей и увеличивает продажи.

Какой анализ проводится для организации мерчендайзинга в конкретной компании?

Для организации мерчендайзинга в конкретной компании проводится анализ организации торговли, анализ конкурентов, анализ запросов и предпочтений покупателей, анализ эффективности текущих мероприятий и другие исследования, позволяющие определить наиболее эффективные стратегии размещения товаров в торговом зале.