Контрольная работа в виде реферата, тема № 32

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Этика
  • 19 19 страниц
  • 0 + 0 источников
  • Добавлена 10.04.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Основные религиозные учения 5
Особенности этичных концепций различных типов религии 10
Обновление морально - этического учения современных религий 15
Заключение 17
Список литературы 19
Фрагмент для ознакомления

Назовем для примера пять ее заповедей (панча Шила): воздержание от убийства любого живого существа (ахимса), запрет воровства, лжи, прелюбодеяния, употребления опьяняющих напитков. Для духовных лиц монахов - бхикшу установлены дополнительные правила аскетического характера. Оценивая буддистское нравственное учение, В.С. Соловьев отмечает: "Универсальный характер буддистской морали выражается особым, присущим буддизму элементом безграничного милосердия ко всему существующему. В этом отношении буддизм идет дальше христианской морали, потому что христианство в своей исторической форме останавливается на обязанностях по отношению к людям, а буддизм провозглашает милосердие ко всему существующему".Одновременно подразумевая буддистское учение об иллюзорности чувственно данного мира, философ далее пишет: "Итак, буддизм освободил человеческую личность, но в принципе только отрицательно. Вследствие этого принципа лицо и вообще существо имеет самостоятельное значение только в отрицании, поскольку отрицает в себе активное начало... Наиболее полное развитие идеи личного значения каждого существа и всего существующего дано христианством и последующей историей" [6].Обновление морально - этического учения современных религийУже отмечалось, что религия и мораль по своему происхождению, содержанию и функциям различны духовными явлениями. Они никогда полностью не совпадают. Одновременно между ними есть и точки соприкосновения. Исторически продолжался процесс их сближения, усиление взаимовлияния и взаимопроникновения. В наше время этот процесс особенно выразителен [7].Моральный элемент религии все больше усиливается и выдвигается на первый план. Происходит антропологизация и гуманизация религии. И хотя она остается системой общего мировоззрения, общей теорией мира и его торжественным дополнением, как выражался Маркс, но вопросы, скажем, мироздания, космологические и космогонические, в современных религиозных системах в основном не выходят на первый план. Собственно, религия может принять любую научно обоснованную картину мира, сохраняя свою главную идею: мир создан Богом - высшим Разумом. Главное в современных религиях - "человеческие" проблемы: какова специфика человеческого бытия? какое место человека в мире? каковы его перспективы? каков высший смысл человеческого бытия? как человеку следует жить, чтобы осуществить свое предназначение?Поэтому современная богословская мысль нередко сближается с такими учениями, как экзистенциализм, персонализм, философская антропология, для которых проблемы человеческого бытия важны. В православном мире интерес проявляется к философскому наследию В.С. Соловьева, М.О. Бердяева, С.Н. Булгакова, СЛ. Франка, Е.М. и С.М. Трубецких, П.А. Флоренского и др. Такому интересу способствует традиционный нравственный и гуманистический смысл и пафос русской и философии.В религиозно -этических учениях современных церквей имеются как характерный вообще для наиболее распространенных религий традиционализм, так и тенденция модернизации, обновления. Соотношение двух противоположных тенденций бывает разным - в зависимости от позиций церковных и богословских авторитетов, от того, на какие категории населения они преимущественно ориентируются, от общей духовно -культурной обстановки. Здесь возможны крайности - от воинствующего фундаментализма в таких своеобразных явлениях, как "теология без Бога". Обычно же таких крайностей стараются избегать.Некоторые элементы традиционного учения устраняются или заглушаются - учитывая их явную архаичность или несоответствие современному уровню морального сознания. Это, в частности, касается учения о "вечных адских муках" грешников, установок аскетического характера. Ряд традиционных нравственных идей истолковывается не в буквальном, как раньше, а в аллегорическом или "духовном" смысле. "Для изменения акцентов в религиозной "науке жизни" пригодилась концепция "вертикального" и "горизонтального" направлений человеческого сознания и поведения. "Вертикальное" направление - к Богу, Вечности, Царству небесному - вытекает из самой сути религии, а "горизонтальное" - ориентированность на земные дела, человеческие отношения, социальные, политические и т.п. проблемы, становится все более значимым. Его, в частности, выражает конкретное содержание таких документов, как папские энциклики, различные послания.Проявляется тенденция выделять и подчеркивать в актуальных социально - экономических, социально - политических, духовно - культурных проблемах, в глобальных проблемах современности их этическую сторону, а эту последнюю истолковывать в контексте главных идей религиозного учения [8].Так, стремление к сохранению и укреплению мира, социальной справедливости, обеспечению прав и свобод человека непосредственно связываются с христианскими или мусульманскими идеалами. Соответственно разрабатываются такие отрасли богословской мысли, в которых обосновываются пути решения этих проблем. Конечно, христианские церкви с осторожностью, а то и прямо негативно относятся к таким путям, которые связаны с нарушением освященных религией фундаментальных норм морали, и не признают сугубо политического "оправдания" этих путей. Поэтому для современных церквей не являются приемлемыми установки на "обострение классовой борьбы", развертывание "революционных движений", решение гражданских войн и т.п.В религиозно обоснованных рекомендациях по способам решения социальных, политических, национальных проблем, важная роль отводится нравственному совершенствованию, духовному прогрессу. Революции характеризуются как духовные перевороты, приводящие к восхождению на новый, более высокий уровень морального сознания, а не как какие-то насильственные действия.Вместе с увеличением удельного веса этического элемента в религиозных учениях, происходят определенные изменения в самом содержании этого элемента, в расстановке акцентов. Этика индивидуальной и частной жизни существенно дополняется социальной этикой с ее идеалом справедливого общественного устройства, который должен обеспечить лучшие возможности самопроявления, самореализации, свободного развития каждого отдельного человека и стать основой гуманных отношений между людьми и народами.ЗаключениеВ наше сложное и противоречивое время, когда благополучию человечества, самому его выживанию угрожают вполне реальные факторы, в том числе и порожденные научно - техническим прогрессом,церкви стремятся найти свое место, определить свою особую роль в предотвращении этих угроз. Правда некоторые из них, в частности объединения и секты эсхатологического направления, делают упор именно на угрожающих явлениях, видят в них признак того конца этого мира, который неуклонно приближается, призывают готовиться к нему. Однако преобладающий мотив идеологии и проповеди наиболее распространенных и влиятельных конфессий - это предоставление религии и церкви миссии отстаивания и обеспечения "человеческого", нравственного измерения для социального и научно -технического прогресса. По выражению римского папы Павла VI,церковь призвана быть "экспертом в человечности".Сейчас пересматривается также богословское толкование идеи Бога, сущности и назначения человека. Так, традиционной христианской религии присущи были противопоставление Бога и мира, небесного и земного, вечного и временного, духа и плоти. В человеческой жизни на первое место ставилось служение Богу, молитва, соблюдение ритуальных требований, а повседневные практические дела, труд, житейские заботы рассматривались как нечто второстепенное, в худшем случае - как "суета", в лучшем - как "оброк", который надо выполнять, чтобы заслужить небесное блаженство. У верующих воспитывались чувство греховности, вины перед Богом, смирение,кротость до самоуничижения и жертвенности. Этим качествам придавалось значение нравственных качеств.Уже протестантизм, с одной стороны, подчеркивая противоположность Бога и человека, "испорченность" человеческой природы, с другой стороны, в определенной степени реабилитировал "земные" дела в своем учении о "мирском призвании": ведь "работать означает молиться".В современных же религиозно - философских доктринах, наряду с тенденцией мистического разрыва божественного и земного (например, в "диалектической теологии" К.Барта), заметной становится тенденция приближения Бога к человеку, его "иманентизации", перемещение Бога с трансцендентных сверхчеловеческих высот в глубины человеческой души. Бог рассматривается как абсолютная основа человеческого бытия.Человек же осмысливается не столько как "раб Божий", пассивный исполнитель Божьей воли, слуга Промысла, но и как своеобразный соучастник творения мира и его воссоединения с божественным первоначалом.С этой точки зрения, оправдывается и поощряется активность человека, поскольку она направляется высокими религиозно - этическими идеалами и мотивами. Этика покорности и страдания уступает этике активного действия, творчества. Такое понимание человека, его назначения имело место уже в религиозно - философских взглядах В.С. Соловьева, Бердяева, а на Западе развивалось П.Тейяром де Шарденом, К.Ранетом. Оно также сказалось и на последних документах католической церкви.Список литературыВебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.karamurza.ru/books/Veber/index.html/ – Дата доступа : 06.06.2013 г.Гусейнов, А.А. Золотое правило нравственности / А.А. Гусейнов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.ethicscenter.ru/biblio/guseynov.html/ – Дата доступа : 06.06.2013 г.Гусейнов, А.А. Мораль: между индивидом и обществом (к вопросу о месте морали в современном обществе) / А.А. Гусейнов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.ethicscenter.ru/biblio/guseynov.html / – Дата доступа : 06.06.2013 г.Дюркгейм, Э. Самоубийство / Э. Дюркгейм. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Durkgeim/index.php/ –Дата доступа : 06.06.2013 г.Кастельс, М. Технология, общество и исторические изменения / М. Кастельс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/index.php/ – Дата доступа : 06.06.2013 г.Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.vehi.net/kierkegor/kjerkegor.html/ – Дата доступа : 06.06.2013 г.Скворцов, А.А. Этика Интернета : основные проблемы и принципы / А.А. Скворцов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://www.tpprf.ru/common/upload/191110_pr7.doc/ – Дата доступа : 06.06.2013 г.Столович, Л.Н. «Золотое правило» нравственности как общечеловеческая ценность / Л.Н. Столович. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://magazines.russ.ru/zvezda/2008/2/st14.html/ – Дата доступа : 06.06.2013г.Хюбнер, Б. Произвольный этоc и принудительность эстетики / Б. Хюбнер. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа :http://yanko.lib.ru/books/philosoph/hubner.htm/ – Дата доступа : 06.06.2013г.

Список литературы

1. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.karamurza.ru/books/Veber/index.html/ – Дата доступа : 06.06.2013 г.
2. Гусейнов, А.А. Золотое правило нравственности / А.А. Гусейнов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.ethicscenter.ru/biblio/guseynov.html/ – Дата доступа : 06.06.2013 г.
3. Гусейнов, А.А. Мораль: между индивидом и обществом (к вопросу о месте морали в современном обществе) / А.А. Гусейнов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.ethicscenter.ru/biblio/guseynov.html / – Дата доступа : 06.06.2013 г.
4. Дюркгейм, Э. Самоубийство / Э. Дюркгейм. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Durkgeim/index.php/ –Дата доступа : 06.06.2013 г.
5. Кастельс, М. Технология, общество и исторические изменения / М. Кастельс. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/index.php/ – Дата доступа : 06.06.2013 г.
6. Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.vehi.net/kierkegor/kjerkegor.html/ – Дата доступа : 06.06.2013 г.
7. Скворцов, А.А. Этика Интернета : основные проблемы и принципы / А.А. Скворцов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.tpprf.ru/common/upload/191110_pr7.doc/ – Дата доступа : 06.06.2013 г.
8. Столович, Л.Н. «Золотое правило» нравственности как общечеловеческая ценность / Л.Н. Столович. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://magazines.russ.ru/zvezda/2008/2/st14.html/ – Дата доступа : 06.06.2013г.
9. Хюбнер, Б. Произвольный этоc и принудительность эстетики / Б. Хюбнер. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://yanko.lib.ru/books/philosoph/hubner.htm/ – Дата доступа : 06.06.2013г.

Вопрос-ответ:

Какие особенности этичных концепций различных типов религий?

Этичные концепции различных типов религий могут иметь разные особенности. Например, в буддизме одной из основных этических концепций является понятие ахимсы - воздержания от убийства любого живого существа. В христианстве значительную роль играет заповедь "не убий". Обновление этического учения современных религий включает адаптацию традиционных принципов к современным реалиям и вызовам.

Какие основные религиозные учения существуют?

Существует множество основных религиозных учений, включая христианство, ислам, буддизм, иудаизм, индуизм и другие. Каждое из этих учений имеет свои особенности и принципы, по которым верующие руководствуются в своей жизни.

Что такое панча Шила?

Панча Шила - это набор пяти заповедей в буддизме, которые определяют этические принципы поведения верующих. Эти заповеди включают в себя запрет на убийство любого живого существа, запрет воровства, запрет лжи, запрет прелюбодеяния и запрет на употребление опьяняющих напитков.

Какие дополнительные правила установлены для духовных лиц в буддизме?

Для духовных лиц в буддизме, таких как монахи (бхикшу), установлены дополнительные правила аскетического характера. Эти правила включают в себя воздержание от пищи после полдня, воздержание от развлечений и развлекательных мероприятий, воздержание от использования мягкой мебели и постельного белья, воздержание от приема денег и другие ограничения и правила, которые помогают духовным лицам сконцентрироваться на духовном пути и достижении просветления.

Какие основные религиозные учения рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются основные религиозные учения различных типов.

Какие особенности этичных концепций различных типов религии рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются особенности этичных концепций различных типов религии.

Что можно сказать об обновлении морально-этического учения современных религий?

Обновление морально-этического учения современных религий обсуждается в статье.

Какие заповеди приведены в статье в качестве примера?

В статье приведены пять заповедей: воздержание от убийства любого живого существа, запрет воровства, лжи, прелюбодеяния и употребления опьяняющих напитков.