Организация управления государственным долгом РФ
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 06.04.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 4
1.1 Экономическая теория государственного долга 4
1.2 Социально-экономические последствия государственного долга 7
ГЛАВА 2 УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РФ 11
2.1 Система управления государственным долгом 11
2.2 Влияние государственного долга на развитие экономики РФ 15
ГЛАВА 3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВНЕШНЕЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ 20
3.1 Направления совершенствования внешней долговой
политики России 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
В документе о долговой политике должен быть установлен принцип расчета принятых в мировой практике показателей, а не только показателей, удобных дляобоснования ведомственных управленческих решений о заимствованиях и приподведении их итогов. Причем в связи с изменением структуры внешнего долгаРоссии необходимо ввести показатель заимствований государства в расширенномопределении. Это относится, в частности, к коэффициенту расходов на обслуживание внешнего долга по отношению к бюджетным расходам и к экспортным доходам. Далее, вместо средневзвешенной процентной ставки по внешним долговымобязательствам, логичнее применять более широкий показатель стоимости кредитас учетом ее основных элементов. Это важно, чтобы избежать повторения развеянного в условиях кризиса мифа о «дешевизне» докризисных иностранных займов,исходя лишь из процентной ставки. Целесообразно совершенствовать систему показателей структуры внешнего долга по его видам, срокам с учетом периода использования, грационного (льготного) периода (если предоставлена отсрочка выплаты процентов и основной суммы долга) и периода погашения. При этом важенрасчет не только полного, но и среднего срока заимствования, который показывает,в течение какого времени заемщик пользовался всей суммой кредита.Необходимо расширить горизонт прогнозирования государственного внешнего долга. Отсутствует прогноз внешнего долга государства в расширенном понимании. Между тем уроки современного кризиса свидетельствуют о необходимости планирования внешнего долга корпораций и банков, в капитале которых участие государства составляет более 50%. Главным критерием этого прогнозирования должна быть целевая мотивация внешних заимствований на модернизацию экономики и их эффективность. В противном случае целесообразно их лимитировать.Такой подход представляется более реальным в отличие от односторонней позиции сторонников и противников увеличения государственных внешних займов.Пришло время унифицировать ведомственные критерии классификации внешнего долга. Банк России в соответствии с методикой МВФ выделяет долг перед резидентом и нерезидентом. В Бюджетном кодексе это не предусмотрено. Минфин классифицирует внешние долговые обязательства по валютному признаку, но не публикует данные о номинированном в иностранной валюте внешнем долге перед резидентами и нерезидентами.Для повышения эффективности долговой политики требуется совершенствование управления внешними заимствованиями на основе системного подхода и с учетом уроков мирового финансово-экономического кризиса. До введения Бюджетного кодекса РФ управление государственным долгом осуществлялось на основе оказавшихся неэффективными двух основных федеральных законов. Следующей попыткой упорядочить управление внешним долгом и зарубежными финансовыми активами стало Постановление Правительства РФ от 4 марта 1997 г., в котором поставлена задача создания двухуровневой системы управления международными кредитными отношениями в составе структуры, подчиненной Правительствуи занимающейся разработкой стратегии по этим вопросам, и государственногодолгового агентства на базе Внешэкономбанка для оперативного управления. Однако тяжелый финансово-экономический кризис в России 1998 г. вынудил отказаться от этих планов.В основных направлениях долговой политики на 2010-2014 гг. впервые поставлена важная проблема разработки критериев эффективного управления госдолгом как портфеля долговых обязательств. Однако не определены критерии и показатели целесообразности операций по выкупу ценных бумаг, их обмену, оценки эффективности с точки зрения влияния на рынок гособлигаций и его участников.В настоящее время проблемы внешнедолговой политики России рассматриваются в ряде законодательных нормативных документов. Однако в них отсутствует понятие «управление государственным долгом», в том числе внешним. В Бюджетном кодексе РФ, законах о федеральном бюджете, определены лишь отдельные вопросы управления долгом (лимит на бюджетный период, право Минфина на проведение операций с государственными долговыми обязательствами). В «Бюджетной стратегии на период до 2023 года» и в «Основных направлениях бюджетной политики на 2013 и 2014 годы» не поставлена задача создания эффективной системы управления госдолгом. В прогнозе социально-экономического развития РФ и федерального бюджета на 2010-2012 гг. обозначены лишь проблемы суверенного внешнего долга, а не долга государства в расширенном определении.Следовательно, необходимо определить основные направления государственной политики по управлению внешними заимствованиями, в том числе государства в расширенном определении, и выделить два приоритета. Это, во-первых, прогнозирование границ внешних заимствований, их воздействие на макро- и микроэкономические показатели, возможность кредитования государственных целевых программ за счет иностранных займов; их использование для инновационного развития экономики; во-вторых, оперативное управление процессом привлечения, использования, погашения, рефинансирования, реструктуризации внешних заимствований, совершенствования долговых инструментов с использованием мирового опыта.Основой повышения эффективности управления внешним долгом государства в расширенном определении должна стать система мониторинга внешних, в том числе полугосударственных заимствований, которая должна отслеживать объем, структуру, условия привлекаемых иностранных кредитов.Важное направление совершенствования долговой политики связано с учетом и контролем в этой сфере. Необходима централизация учета долговых обязательств, который в значительной мере разобщен, и создание единой базы данных государственных долговых обязательств с учетом недостатков, выявленных в результате проверок Счетной палаты РФ. Требуется расширить содержание Государственной книги внешнего долга Российской Федерации, которая должна отражать не только документальную регистрацию соглашений о внешних заимствованиях, но и исполнение обязательств обеими сторонами – заемщиками и кредиторами (изменение объема кредита, его погашение, реструктуризацию, аннулирование контракта). Этими вопросами ведает Министерство Финансов РФ (Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов), но оно не занимается внешним долгом государства в расширенном определении.Для совершенствования внешней долговой политики требуется усилить финансовый контроль и разработать комплексную методику его проведения как в период использования, так и погашения внешних заимствований во избежание ошибочных оценок, основанных на отдельных контрольных проверках, осуществляемых Счетной палатой. Причем в связи с введением в России принятого в некоторых странах понятия «долг государства в расширенном определении» необходимо унифицировать исходные позиции государственного и корпоративного финансового контроля в компаниях и банках, в капитале которых участвует государство, поскольку их внешние заимствования недостаточно прозрачны, особенно на стадии их использования и погашения. В этой связи решения о реструктуризации или погашения их внешнего долга должны иметь четкую законодательно оформленную процедуру.Назрела необходимость нового подхода к институциональной структуре управления внешним долгом государства в расширенном понимании. В управлении государственным долгом участвуют Правительство РФ, Минфин, Минэкономразвития,Банк России, Внешэкономбанк (ВЭБ). В связи с возникающей несогласованностью ихдействий требуется четкое разграничение полномочий, функций, обязанностей и ответственности ведомств, разрабатывающих и реализующих внешнедолговую политику и контроль за ее осуществлением в целях повышения качества управлениявнешним долгом, особенно полугосударственных корпораций и банков.Таким образом, назрела необходимость новых подходов к совершенствованию внешней долговой политики в целях повышения ее роли в модернизации экономики России.ЗаключениеГосударственный долг является важнейшим макроэкономическим показателем в текущих рыночных условиях, который оказывает огромное влияние на состояние национальной экономики государства.В процессе исследования были выявлены такие способы управления государственным долгом:рефинансирование — выпуск новых займов для покрытия задолженности раннее выпущенных долговых обязательств;конверсия — изменение условий предоставления кредита, форм, сроков его возвращения и процентных ставок;консолидация — изменение сроков раннее выпущенных займов; унифицирование — обмен нескольких выпущенных займов на один новый;обмен облигаций по регрессивному соотношению — обмен нескольких ранее выпущенных облигаций на одну новую облигацию, проводится с целью сокращения государственного долга;отсрочка погашения — перенос срока платежа на более поздний период времени;аннулирование займа — признание заимствования недействительным.Оценка влияния государственного долга на динамику развития отечественной экономики в рамках данного исследования показывает, что РФ может и должна избежать бюджетного кризиса. Но, чтобы он не повлиял на ухудшение экономического развития, необходимо грамотно управлять государственным долгом. Следует заимствовать дополнительные средства не на покрытие текущих расходов, а на развитие экономики. В первую очередь через государственно-частное партнерство, чтобы в будущем было чем вернуть долг, а не наращивать его с каждым годом.На наш взгляд, современная долговая политика РФ требует существенных доработок. Поэтому в данном исследовании нами были разработаны возможные направления ее совершенствования.Список использованной литературыАлехин Б.И. Государственный долг. – М.: Инфра-М, 2011. – 368 с.Воронин В.П. Мировое хозяйство и экономика стран мира. М.: Финансы и статистика, 2010. 235 с.Воронцов В.И. Государственный бюджет и государственные долги России. – м.: Инфра-М, 2012. – 93 с.Кангро М. В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / М. В. Кангро. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 152 с.Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Инфра-М, 2012. – 400 с.Поляков В.В. Мировая экономика и международный бизнес. М.: КНОРУС, 2011. 681 с.Федорович В.А. США. Государство и экономика. М.: Международные отношения, 2009. 384 с.Бармин Д. А. Пути повышения эффективности воздействия бюджетно-налогового регулирования на макроэкономические процессы в целях развития экономики России / Д. А. Бармин // Финансы и кредит. – 2009. – №4. – С. 25-31.Гордиенко М. С. Внутренний государственный долг как важнейший стабилизатор бюджетной политики Российской Федерации // Экономика и экологический менеджмент. - 2012. - № 1. – с. 11 – 18Горьковский С.В. Государственный долг – ориентация на национальные приоритеты //Финансы. – 2009. – № 1. – с. 6 – 11Мартьянов А. В. Отдельные направления совершенствования бюджетного законодательства Российской Федерации / А. В. Мартьянов // Финансы и кредит. – 2009. – №26. – С. 46-50.Улюкаев А., Куликов М. Глобальная нестабильность и реформа финансовой сферы России // Вопросы экономики. - 2010. - № 9. – с. 1 – 4
1. Алехин Б.И. Государственный долг. – М.: Инфра-М, 2011. – 368 с.
2. Воронин В.П. Мировое хозяйство и экономика стран мира. М.: Финансы и статистика, 2010. 235 с.
3. Воронцов В.И. Государственный бюджет и государственные долги России. – м.: Инфра-М, 2012. – 93 с.
4. Кангро М. В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / М. В. Кангро. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 152 с.
5. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. – М.: Инфра-М, 2012. – 400 с.
6. Поляков В.В. Мировая экономика и международный бизнес. М.: КНОРУС, 2011. 681 с.
7. Федорович В.А. США. Государство и экономика. М.: Международные отношения, 2009. 384 с.
8. Бармин Д. А. Пути повышения эффективности воздействия бюджетно-налогового регулирования на макроэкономические процессы в целях развития экономики России / Д. А. Бармин // Финансы и кредит. – 2009. – №4. – С. 25-31.
9. Гордиенко М. С. Внутренний государственный долг как важнейший стабилизатор бюджетной политики Российской Федерации // Экономика и экологический менеджмент. - 2012. - № 1. – с. 11 – 18
10. Горьковский С.В. Государственный долг – ориентация на национальные приоритеты //Финансы. – 2009. – № 1. – с. 6 – 11
11. Мартьянов А. В. Отдельные направления совершенствования бюджетного законодательства Российской Федерации / А. В. Мартьянов // Финансы и кредит. – 2009. – №26. – С. 46-50.
12. Улюкаев А., Куликов М. Глобальная нестабильность и реформа финансовой сферы России // Вопросы экономики. - 2010. - № 9. – с. 1 – 4
Вопрос-ответ:
Какие теоретические аспекты относятся к государственному долгу РФ?
Экономическая теория государственного долга и социально-экономические последствия государственного долга включаются в исследования по данной теме.
Каково влияние управления государственным долгом на экономическое развитие РФ?
Управление государственным долгом имеет значительное влияние на развитие экономики РФ, оказывая как положительное, так и отрицательное воздействие.
Каковы основные компоненты системы управления государственным долгом РФ?
Система управления государственным долгом включает в себя такие компоненты, как формирование государственного долга, его погашение, управление структурой долга и прочие аспекты.
Как государственный долг влияет на развитие экономики РФ?
Государственный долг оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на экономику РФ. Он может способствовать финансированию проектов и инфраструктуры, но одновременно создавать давление на бюджет и увеличивать риски для экономической стабильности страны.
Как можно совершенствовать внешнюю долговую политику РФ?
Совершенствование внешней долговой политики РФ может осуществляться путем оптимизации структуры долга, улучшения показателей устойчивости экономики, разработки эффективных механизмов управления долгом и диверсификации источников его привлечения.
Какие теоретические аспекты государственного долга рассматриваются в третьей главе статьи?
В третьей главе статьи рассматриваются экономическая теория государственного долга и социально-экономические последствия государственного долга.
Какие последствия может иметь государственный долг на экономику РФ?
Государственный долг может иметь различные последствия для экономики РФ, такие как ограничение потенциала экономического роста, увеличение затрат на обслуживание долга, рост инфляции, снижение инвестиций и доверия к стране со стороны иностранных инвесторов.
Какова роль системы управления государственным долгом?
Система управления государственным долгом играет важную роль в эффективном управлении долговой политикой государства. Она включает в себя механизмы управления долгом, планирование его размещения и обслуживания, контроль за динамикой долга и принятие решений по его реструктуризации.
Какие предложения по совершенствованию внешней долговой политики РФ представлены в статье?
В статье предлагаются различные меры по совершенствованию внешней долговой политики РФ, включая разнообразие инструментов привлечения внешнего долга, диверсификацию источников его финансирования, укрепление финансовой устойчивости страны, снижение зависимости от внешних кредиторов и повышение прозрачности долговых операций.