Проблемы одиночества в повестях Г.Г. Маркеса "Полковнику никто не пишет" и "Осень патриарха"

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Зарубежная литература
  • 21 21 страница
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 14.04.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Тема одиночества в повести «Полковнику никто не пишет» 5
Тема одиночества в романе «Осень патриарха» 8
Заключение 16
Список использованной литературы 21
Фрагмент для ознакомления

Источники мифологизма гватемальца Астуриаса, кубинца Карпентьера, мексиканца Рульфо или колумбийца Гарсиа Маркеса, которых были лишены такие писатели Ла-Платы, как Кортасар или Онетти, — культура индейцев майя и ацтеков и негритянско-мулатского населения Антильских островов, бытовой народный католицизм. Все они осуществили мифологизацию житейских ситуаций, типов и даже языка того народа, к которому принадлежали. Однако общий мифологический фон не стирает различий. Так, питательная среда чудесной реальности Гарсиа Маркеса — бытовое «магическое» сознание, формируемое местными и семейными поверьями, устными рассказами, «молвой», а не освященное многовековой традицией, легендами и мифами, как у Астуриаса.
На вопрос, заданный в 1979 году в редакции журнала «Латинская Америка»: «Во что вы верите: в магический реализм или в магию литературы?», — Гарсиа Маркес ответил: «Я верю в магию реальной жизни». Ответ абсолютно точный, одновременно сближающий писателя с его современниками и единомышленниками, создателями магического реализмаили заклинателями слов, чародеями вымысла, и показывающий его уникальное место в общем потоке. Реальная жизнь магии реальной жизни — по-видимому, так могла бы быть определена задача, которую писатель перед собой поставил. Однако начинал он в ранних рассказах сборника «Глаза голубой собаки» с чистой магии, которую вскоре сменила ориентация в повестях «Палая листва», «Полковнику никто не пишет» и «Недобрый час» на реальную жизнь без каких бы то ни было писательских ухищрений.
Эпоха диктует писателю свои законы — идеологические, эстетические, тематические, жанровые. Однако не только незнание законов не избавляет от наказания за их нарушение, но и знание этих законов вовсе не обязывает, коль скоро речь идет о великом писателе, к неукоснительному их соблюдению. Становление Гарсиа Маркеса как писателя совпало с эпохой виоленсии (насилия) в истории его страны, долгих лет полицейского разгула, столь типичного для диктаторских, военных режимов Латинской Америки. Сказывалось и наследие банановой лихорадки, хищнической деятельности в Колумбии, да и в других странах Карибского бассейна американской Юнайтед фрут компани. Банановая лихорадканагнала в такие городки, как родная писателю Аракатака — Макондо его книг — «палую листву», отребье, человеческуюгниль. Насилие и беззакония — питательная среда всеобщей озлобленности, которая постепенно сливалась в единый «хор озлобленных людей», как применительно к повести «Недобрый час» писал Марио Бенедетти. Между тем Гарсиа Маркес не раз подчеркивал, что его интересует не «становление инвентаря мертвецов и описание методов насилия», а «корни этого насилия, причины этого насилия и прежде всего последствия насилия для тех, кто выжил». Природа его таланта такова, что он отразил не столько сами беззакония, сколько этот единый хор недоброго сознания, раз и навсегда вошедший в его творчество.
Талантливый провинциальный юноша становится репортером, реагируя в своих очерках на происходящее, но вместе с тем, параллельно, начитывая западноевропейских и американских авторов (Кафка, Вирджиния Вулф, Фолкнер), прививавших иммунитет против прямой ангажированности. В то же время работа репортером прививала вкус к лаконизму — в стиле мышления, в построении фразы и в выборе жанров. Такие маленькие шедевры Гарсиа Маркеса, как рассказ«Искусственные розы» или повесть «Полковнику никто не пишет» — прекрасное тому подтверждение.
Повесть «Полковнику никто не пишет» не принесла писателю славы. Более того, не только такие тонкие ценители его творчества и глубокие его истолкователи, как Марио Варгас Льоса, но и сам Гарсиа Маркес на волне поистине сказочной популярности романа «Сто лет одиночества» готовы были считать ее, наряду с многочисленными репортажами, рассказами и повестями, чем-то если не второстепенным, то предваряющим. «Этот мир — согласно Варгасу Льосе — несмотря на свою сцементированность, жизненность и символичность, страдал, однако, недостатками, которые мы сегодня, оглядываясь назад, обнаруживаем благодаря роману «Сто лет одиночества»: он был непритязателен и скоротечен. Все в нем билось за право расти и развиваться: люди, вещи, чувства и мечты означали больше, чем казалось на первый взгляд, потому что словесная смирительная рубашка сковывала их движения, отмеряла число их появлений, опутывала в тот самый момент, когда они готовы были выйти из себя и взорваться в неуправляемой, головокружительной фантасмагории».
Должны были пройти годы, чтобы Гарсиа Маркес, как бы спохватившись и восстав против перспективы остаться навсегда гениальным автором одной единственной книги, стал настойчиво повторять, что «Полковнику никто не пишет» — лучшая его книга. Как известно, писателям в этом смысле верить и можно и нельзя: эстетическое чутье не позволяет слукавить, а сегодняшние творческие задачи порождают сдвинутую перспективу. Однако повесть «Полковнику никто не пишет»действительно навсегда останется в истории мировой литературы, вызывая восторг даже тех, кто не приемлет сочного изобилия «Ста лет одиночества». Ценители творчества Гарсиа Маркеса никогда не спутают интонацию повести«Полковнику никто не пишет» с тональностью других повестей писателя — «Палая листва» и «Недобрый нас» — написанных в те же годы, проникнутых теми же мотивами эпохи виоленсии и проникнутых той же атмосферой недоброго сознания. Поединок одинокого человека с небытием и кажущейся бессмысленностью человеческого существования, старик, который не носит шляпы, чтобы ни перед кем ее не снимать, полковник, бросающий вызов неминуемому поражению, — такого персонажа и такой коллизии не знала современная Гарсиа Маркесу литература, да и в творчестве самого писателя подобная коллизия осталась непревзойденной, поскольку культура накапливается, а не преодолевается. Далеко не случайно повесть «Полковнику никто не пишет» часто сравнивают с повестью Хемингуэя «Старик и море». Их роднит и немногословное совершенство языка и стиля, и трагический оптимизм героев, та философия, носителями которой являются несломимые старики американского и колумбийского писателей.
У любого писателя творческая родина всегда — малая. А он уже наделяет ее вселенским масштабом, дает ей вселенское измерение, видит в ней модель мироздания. Даже у Хорхе Луиса Борхеса, обосновавшегося в мировой культуре всех времен и народов, с его космополитическим размахом — это окраины Буэнос-Айреса. Гарсиа Маркес наделяет вселенским масштабом свою малую родину — городок Аракатаку, в котором он родился, городки и селения различных провинций Колумбии, которые он, будучи репортером, исколесил вдоль и поперек, Карибское средиземноморье, неотъемлемой частью которого она являлась, и наконец, это — Латинская Америка, непременный и единый духовный ориентир для любого из творцов нового латиноамериканского романа, в каком бы медвежьем углу ее они ни родились. Между тем для нас, читателей, этой малой родиной Гарсиа Маркеса стало Макондо, вымышленный городок, в котором обитают герои писателя. Макондо, согласно Марио Бенедетти, соконтинентному собрату по перу Гарсиа Маркеса, пресловутое Макондо, находящееся в Колумбии, — это, в конечном счете, что-то вроде необъятной и в то же время предельно сжатой латиноамериканской земли, где в яркой и самодвижущейся метафоре Гарсиа Маркес конструирует почти континентальное по масштабам состояние человеческой души.
«Фолкнер научил меня описывать Америку», — признавался Гарсиа Маркес. Мир Йокнапатофы и мир Макондо во многом сходны, не в последнюю очередь потому, что Йокнапатофа, согласно Гарсиа Маркесу, — неотъемлемая часть Карибского средиземноморья и вообще Карибского мира, что, кстати говоря, вполне доказуемо с географической точки зрения. У созданного воображением Фолкнера округа Йокнапатофа, расположенного на юге США, есть, утверждает Гарсиа Маркес, выход к Карибскому морю.












Список использованной литературы
1. Былинкина, М. И снова – «Сто лет одиночества» / М. Былинкина // Литературная газета. – 1995. – № 23. – С. 7. 2. Гусев, В. Жестокое бесстрашие Маркеса / В. Гусев // Память и стиль. – М.: Сов. писатель, 1981. – С. 318–323.
2. Зарубежная литература ХХ века: учеб. для вузов / Л. Г. Андреев [и др.]; под ред. Л. Г. Андреева. – 2-е изд. – М.: Высш. шк.; Изд. центр Академия, 2000. – С. 518–554.
3. Зарубежная литература. ХХ век: учеб. для студ. / под ред. Н. П. Михальской [и др.]; под общ. ред. Н. П. Михальской. – М.: Дрофа, 2003. – С. 429–443.
4. Земсков, В. Б. Габриэль Гарсиа Маркес / В. Б. Земсков. – М., 1986.
5. Кобо, Х. Возвращение Гобо / Х. Кобо // Литературная газета. – 2002. – № 22. – С. 13.
6. Кофман, А. Ф. Латиноамериканский художественный образ мира / А. Ф. Кофман. – М., 1997.
7. Кутейщикова, В. Н. Новый латиноамериканский роман / В. Н. Кутейщикова, Л. С. Осповат. – М., 1983.
8. Можейко, М. А. Магический реализм / М. А. Можейко // Энциклопедия постмодернизма / А. А. Грицанов. – М.: Книжный дом, 2001.
9. Столбов, В. Послесловие / В. Столбов // Сто лет одиночества. Полковнику никто не пишет // Г. Г. Маркес. – М.: Правда., 1986. – С. 457–478.
10. Тертерян, И. Латиноамериканский роман и развитие реалистической формы / И. Тертерян // Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе. 70-е гг. – М., 1982.
11. Шабловская, И. В. История зарубежной литературы (ХХ век, первая половина) ∕ И. В. Шабловская. – Минск: Изд. центр Экономпресс, 1998. – С. 323–330.
Тертерян, И. Латиноамериканский роман и развитие реалистической формы / И. Тертерян // Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе. 70-е гг. – М., 1982.
Кофман, А. Ф. Латиноамериканский художественный образ мира / А. Ф. Кофман. – М., 1997.
Зарубежная литература. ХХ век: учеб. для студ. / под ред. Н. П. Михальской [и др.]; под общ. ред. Н. П. Михальской. – М.: Дрофа, 2003. – С. 429–443.
Зарубежная литература ХХ века: учеб. для вузов / Л. Г. Андреев [и др.]; под ред. Л. Г. Андреева. – 2-е изд. – М.: Высш. шк.; Изд. центр Академия, 2000. – С. 518–554.
Шабловская, И. В. История зарубежной литературы (ХХ век, первая половина) ∕ И. В. Шабловская. – Минск: Изд. центр Экономпресс, 1998. – С. 323–330.












2

Список использованной литературы
1. Былинкина, М. И снова – «Сто лет одиночества» / М. Былинкина // Литературная газета. – 1995. – № 23. – С. 7. 2. Гусев, В. Жестокое бесстрашие Маркеса / В. Гусев // Память и стиль. – М.: Сов. писатель, 1981. – С. 318–323.
2. Зарубежная литература ХХ века: учеб. для вузов / Л. Г. Андреев [и др.]; под ред. Л. Г. Андреева. – 2-е изд. – М.: Высш. шк.; Изд. центр Академия, 2000. – С. 518–554.
3. Зарубежная литература. ХХ век: учеб. для студ. / под ред. Н. П. Михальской [и др.]; под общ. ред. Н. П. Михальской. – М.: Дрофа, 2003. – С. 429–443.
4. Земсков, В. Б. Габриэль Гарсиа Маркес / В. Б. Земсков. – М., 1986.
5. Кобо, Х. Возвращение Гобо / Х. Кобо // Литературная газета. – 2002. – № 22. – С. 13.
6. Кофман, А. Ф. Латиноамериканский художественный образ мира / А. Ф. Кофман. – М., 1997.
7. Кутейщикова, В. Н. Новый латиноамериканский роман / В. Н. Кутейщикова, Л. С. Осповат. – М., 1983.
8. Можейко, М. А. Магический реализм / М. А. Можейко // Энциклопедия постмодернизма / А. А. Грицанов. – М.: Книжный дом, 2001.
9. Столбов, В. Послесловие / В. Столбов // Сто лет одиночества. Полковнику никто не пишет // Г. Г. Маркес. – М.: Правда., 1986. – С. 457–478.
10. Тертерян, И. Латиноамериканский роман и развитие реалистической формы / И. Тертерян // Новые художественные тенденции в развитии реализма на Западе. 70-е гг. – М., 1982.
11. Шабловская, И. В. История зарубежной литературы (ХХ век, первая половина) ∕ И. В. Шабловская. – Минск: Изд. центр Экономпресс, 1998. – С. 323–330.

Вопрос-ответ:

Какие проблемы одиночества рассматриваются в повести "Полковнику никто не пишет"?

В повести "Полковнику никто не пишет" Г.Г. Маркес анализирует проблему одиночества подразделенные прежде всего на 3 категории: одиночество в общественной сфере, одиночество в семейном кругу и одиночество внутри самого героя.

Какая тема одиночества развивается в романе "Осень патриарха"?

В романе "Осень патриарха" Г.Г. Маркес исследует тему одиночества в контексте политической власти. Главный герой, патриарх, высокоизменяемый диктатор, окружен его протеже и прислужниками, однако, несмотря на свое величие, он испытывает глубокое одиночество и страдания.

Какие источники мифологизма у гватемальца Астуриаса, кубинца Карпентьера, мексиканца Рульфо или колумбийца Гарсиа Маркеса?

У гватемальца Астуриаса, кубинца Карпентьера, мексиканца Рульфо и колумбийца Гарсиа Маркеса источником мифологизма являются культура индейцев майя и ацтеков, а также наследие негритянско-мулатского населения Антильских островов.

В чем заключается тема одиночества в повести "Полковнику никто не пишет"?

Тема одиночества в повести "Полковнику никто не пишет" Г.Г. Маркеса проявляется в том, что главный герой, полковник, оказывается изолированным от внешнего мира, обреченным на собственную внутреннюю пустоту и отчаяние.

Какие проблемы одиночества рассматриваются в романе "Осень патриарха"?

В романе "Осень патриарха" Г.Г. Маркес посвящает внимание проблемам одиночества в контексте политической власти, выявляя трагическую судьбу диктатора, который, несмотря на свою власть и окружение, испытывает глубокое одиночество и страдания.

Какие проблемы одиночества рассматриваются в повести "Полковнику никто не пишет"?

В повести "Полковнику никто не пишет" рассматривается проблема одиночества старика-полковника, который после службы остался без писем и общения со своими бывшими соратниками. Его одиночество и отчаяние являются центральными темами повести.

Каким образом тема одиночества раскрывается в романе "Осень патриарха"?

В романе "Осень патриарха" одиночество представлено как неотъемлемая часть власти и диктатуры. Главный герой, патриарх, изолирован от общества и испытывает огромное одиночество в своих решениях и мыслях. Эта тема имеет сильное мифологическое оттенение и отражает традиции и культуры латиноамериканских народов.

Какие источники мифологизма можно найти в произведениях латиноамериканских писателей?

Латиноамериканские писатели, такие как Габриэль Гарсиа Маркес, Мигель Анхель Астуриас, Хулио Кортасар и другие, часто в своих произведениях используют источники мифологии народов, проживающих на этом континенте. Это может быть культура индейцев майя и ацтеков, а также традиции негритянского и мулатского населения Антильских островов.

Каким образом проблема одиночества выражается в повести "Полковнику никто не пишет"?

В повести "Полковнику никто не пишет" проблема одиночества выражается через отсутствие писем и общения у старика-полковника. Его изоляция и отчуждение от близких людей и сообщества становятся источником его муки и страдания.

Каким образом одиночество связано с народной культурой Ла Платы, Антильских островов и других латиноамериканских регионов?

Одиночество в латиноамериканской культуре часто связано с традициями и обычаями народов этого региона. Например, на Антильских островах, традиционно обитаемых негритянским и мулатским населением, одиночество может быть связано с идеей переживания своего прошлого и культурной идентичности. То же самое можно сказать и о народной культуре Ла Платы, где одиночество может быть результатом разрыва социальных и культурных связей.

Какие проблемы одиночества представлены в повести "Полковнику никто не пишет" Г. Г. Маркеса?

В повести "Полковнику никто не пишет" Г. Г. Маркеса основные проблемы одиночества связаны с психологическим состоянием главного героя полковника Аурелиано Буэндии. Он обречен на одиночество в своей частной жизни и социальной среде, так как его семья, друзья и даже государство не признают его достоинства и отвергают его. Полковник погружается в глубокое одиночество, испытывает горечь отверженности и неверие в свою значимость как личности. Это проблема, с которой сталкивается не только полковник, но и многие люди в реальной жизни.