История логопедии
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 10.04.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
История логопедии 3
Заключение 3
Список литературы 3
В.И.Селиверстов, Б.М.Гриншпун, С.Н.Шаховская на примере истории формирования научной школы кафедры логопедии МГПИ выделили три основных этапа становления отечественной логопедии. Первый этап (начало XX в. – 50-е гг. XX в.) – этап поиска и становления педагогических основ логопедии. М.Е.Хватцев, рассматривая историю организации массовой логопедической помощи в нашей стране, указывал, что вопрос о необходимости оказания логопедической помощи детям был впервые поднят в 1911 г. на съезде московских учителей. В 1915-1918 гг. организовываются первые логопедические курсы для педагогов Москвы и Петербурга. К началу 20-х гг. XX в. открываются первые дефектологические факультеты в Москве, Петербурге, Киеве, при них начинают функционировать кафедры сурдопедагогики и логопедии. Проблемы воспитания аномальных детей, в том числе и детей с нарушениями речи, поднимаются на I Всероссийском съезде по борьбе с детской дефективностью, на II съезде по социально-правовой охране несовершеннолетних. Становление педагогической системы воспитания детей с нарушениями речи связано с именами А.С.Выготского, Ф.А.Pay, В.П.Кащенко, Х.С.Замского и др. В 1929 г. был открыт экспериментальный дефектологический институт (впоследствии НИИ дефектологии, НИИ коррекционной педагогики), на базе которого работает и по нынешний день сектор логопедии. Таким образом, первый этап становления отечественной логопедии характеризуется началом комплексного изучения лиц с нарушениями речи, началом разработки научных основ системы их воспитания, открытием первых специализированных учреждений.Второй этап (50-е гг. XX в. – конец 70-х гг. XX в.) – этап развития комплексного медико-психолого-педагогического подхода к изучению и преодолению нозологически разных речевых расстройств. Этот этап прежде всего связан с научной и практической деятельностью одного из основоположников отечественной логопедии Р.Е.Левиной. Нейропсихологические и нейролингвистические исследования А.Р.Лурия и его учеников послужили базой, на основе которой Р.Е.Левина разрабатывает психолого-педагогическую классификацию речевых нарушений. Было введено понятие «общее недоразвитие речи», выделены четыре основные группы детей с недоразвитием речи: дети с фонетическим недоразвитием речи, дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, дети с общим недоразвитием речи и дети с заиканием, которое рассматривалось как нарушение коммуникативной функции речи. В это же время углубленно изучаются анатомо-физиологические механизмы речи и частных речевых нарушений, разрабатываются методы психолого-педагогической диагностики и коррекции нарушений речи детей (С.С.Ляпидевский, Б.М.Гриншпун, О.В.Правдина, Р.И.Мартынова, О.А.Токарева и др.). К концу этапа была полностью создана научно-методическая база для развития и функционирования педагогической системы воспитания детей с нарушениями речи. Третий этап (начало 80-х гг. XX в. – по настоящий момент) – изучение и совершенствование психолого-педагогических основ логопедии, поиск путей оптимизации психолого-педагогического изучения и коррекционного обучения и воспитания лиц с нарушенной речевой деятельностью. Психолого-педагогическая классификация Р.Е. Левиной позволила научно организовать процесс воспитания лиц с нарушениями речи. В эти годы активно развивается дифференцированная сеть педагогических учреждений для лиц с различными формами нарушений речи: открываются специализированные детские сады и школы, логопедические группы при массовых детских садах, логопедические пункты при дошкольных и школьных учреждениях. В исследованиях Е.М.Мастюковой, З.А.Репиной, Л.Ф.Спировой, Е.Ф.Соботович, Р.И.Лалаевой, Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичевой, С.Н.Шаховской и др. уточняется психолого-педагогическая характеристика нарушений речи детей и взрослых, предлагаются эффективные технологии их коррекции. В то же время можно выделить ряд проблем современного развития логопедии. Остро стоят проблемы раннего оказания логопедической помощи, увеличения потребности общества в специализированных учреждениях для детей с нарушениями речи, особенно дошкольного типа, создания комплексных инновационных и интеграционных моделей воспитания лиц данной категории и т.д. Рассмотренный выше генезис логопедии отразился в ее современном понятийно-терминологическом аппарате. ЗаключениеЛогопедия как система специального воспитания лиц с нарушениями речи является отраслью общей, возрастной и коррекционной педагогики. Логопедия прежде всего связана с общей теорией обучения и воспитания. В основе современной логопедии лежат базовые категории общей педагогики «развитие», «воспитание», «образование» и «обучение». В то же время цель, задачи, принципы и формы организации педагогического процесса в педагогической системе воспитания лиц с нарушениями речи имеют коррекционный характер. Содержательный компонент структуры коррекционно-педагогического процесса зависит от возраста и личностных особенностей пациента, психолого-педагогической и клинической характеристики речевого нарушения, типа специального упреждения, в котором организуется логопедическая работа. Современная логопедия – это активно развивающаяся, востребованная обществом педагогическая наука, находящаяся на стыке многих областей человеческого знания. Обращение к генезису понятий логопедии, научное уточнение дефиниции «логопедия» необходимы для дальнейшего развития этой педагогической науки, определения концептуальных принципов и содержания воспитания человека с нарушениями речи. Список литературыЛогопедия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов // Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др ./ под ред. Л.С.Волковой. М.: Просвещение, 1989. Понятийно-терминологический словарь логопеда // Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Владос, 1997. Селиверстов В.И., ГаубихЮ Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в грудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учеб. пособие для ст-в высших и ср. спец. пед. уч. зав.: В 2 т. T.II // Под ред. Л.С.Волковой и В.И Селиверстова. М.: Владос, 1997. Современный словарь по педагогике // Сост. E.C. Рапацевич. М.: Современное слово, 2001.
2. Понятийно-терминологический словарь логопеда // Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Владос, 1997.
3. Селиверстов В.И., Гаубих Ю Г. Вопросы формирования правильной речи у детей в грудах основоположников отечественной и зарубежной педагогики // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учеб. пособие для ст-в высших и ср. спец. пед. уч. зав.: В 2 т. T.II // Под ред. Л.С.Волковой и В.И Селиверстова. М.: Владос, 1997.
4. Современный словарь по педагогике // Сост. E.C. Рапацевич. М.: Современное слово, 2001.
Вопрос-ответ:
Какие основные этапы были выделены в истории развития отечественной логопедии?
История развития отечественной логопедии была выделена на три основных этапа. Первый этап - это начало XX века, конкретно 50-е годы, когда начинались поиски и становление педагогических основ логопедии. Второй этап - это этап развития массовой логопедической помощи в нашей стране. И третий этап - это формирование научной школы кафедры логопедии МГПИ.
Кто исследовал историю организации массовой логопедической помощи в России?
М.Е. Хватцев рассматривал историю организации массовой логопедической помощи в России.
Что указывали М.Е. Хватцев исследуя историю организации массовой логопедической помощи в России?
М.Е. Хватцев указывал на вопрос о необходимости оказания логопедической помощи и его актуальность в России.
Какие этапы развития логопедии были выделены на примере истории формирования научной школы кафедры логопедии МГПИ?
На примере истории формирования научной школы кафедры логопедии МГПИ были выделены три основных этапа - начало XX века, этап развития массовой логопедической помощи в России и формирование научной школы на кафедре логопедии МГПИ.
Какие особенности имеет история развития отечественной логопедии?
В истории развития отечественной логопедии можно выделить несколько особенностей, такие как появление первых педагогических основ логопедии, формирование системы массовой логопедической помощи в России и развитие научной школы кафедры логопедии МГПИ.
Какие этапы выделяют в истории развития отечественной логопедии?
В истории развития отечественной логопедии выделяют три основных этапа: начало XX века, 50-е годы XX века и современность. На первом этапе проходило формирование педагогических основ логопедии. Второй этап связан с организацией массовой логопедической помощи в нашей стране. На третьем этапе проводится активная научная работа в области логопедии.
Какие проблемы стояли перед логопедами в начале XX века?
В начале XX века перед логопедами стояла проблема разработки педагогических основ логопедии. Они искали ответы на вопросы о необходимости оказания логопедической помощи, методах работы с детьми с нарушениями речи, подходах к реабилитации и др.
Какая работа была проведена в 50-е годы XX века в области логопедии?
В 50-е годы XX века была организована массовая логопедическая помощь в нашей стране. Это был важный этап в развитии логопедии. Были разработаны методики работы с детьми с нарушениями речи, проводились исследования в области логопедии.
Какое значение имеет научная работа в современной логопедии?
Научная работа играет важную роль в современной логопедии. Она позволяет углубить знания об особенностях речевого развития, разработать новые методики и подходы к логопедической помощи, повысить профессионализм логопедов. Научные исследования в области логопедии способствуют эффективному взаимодействию логопедов и улучшению результатов логопедической работы.
Какие достижения были в области логопедии в современной науке?
В современной науке в области логопедии были достигнуты значительные результаты. Были разработаны новые методики работы с детьми с нарушениями речи, проведены исследования в области психологии и педагогики, развиты специальные программы реабилитации. Это позволило улучшить эффективность логопедической помощи и помочь многим детям преодолеть проблемы в речевом развитии.
Какие этапы выделяют в истории логопедии?
История логопедии выделяет три основных этапа: начало XX века, 50-е годы XX века, и настоящее время.
Какие основные задачи стояли перед логопедией на первом этапе ее развития?
На первом этапе развития логопедии, основными задачами были поиск и формирование педагогических основ логопедии.