Современные аспекты логопедии

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Логопедия
  • 15 15 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 10.04.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Современные аспекты логопедии 4
Заключение 13
Список литературы 14
Фрагмент для ознакомления

Состыковка этих двух важнейших показателей функциональной системы устной речи в онтогенезе формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста, свидетельством чего является наличие у детей различных психолингвистических показателей неплавности речи.Неустойчивость физических параметров устной речи в целом более характерна для дошкольного возраста, что, по-видимому, связано с незрелостью мозговых ритмических процессов. Д. А. Фарбер указывает на постепенность формирования параметров альфа-ритма ЭЭГ с периода новорожденности до зрелого возраста и акцентирует внимание на значении фактора синхронизации ритмической электрической активности различных областей коры в организации состояния оперативного покоя, обеспечивающего оптимальную готовность к реализации когнитивной деятельности.Появление дизритмии или аритмии приводит к тому, что вся речевая функциональная система становится недостаточно полноценной или вовсе несостоятельной в тех или иных условиях реализации (например, в состоянии эмоционального стресса). С этой точки зрения, показатели неплавности речи являются свидетельством того, что созревание ритма речи — наиболее поздно развивающийся и сложный процесс. Неплавность речи, то есть дизритмия протекания речевого процесса, может быть как этапом онтогенеза, так и признаком речевой патологии. Речевая патология со всей очевидностью демонстрирует, что нарушение речевой функциональной системы в любом звене (изолированное нарушение произносительной стороны, слоговой структуры слова, речевого дыхания, просодической стороны речи, плавности речевого высказывания) связано в первую очередь с расстройством ритмической регуляции речевой функции в целом и внутри каждого компонента (подсистемы). Физиологами, в свою очередь, доказано, что у детей с нарушениями речевого развития сочетание дисфункции регуляторных структур ствола с нарушением коркового ритмогенеза, отражающим функциональную незрелость коры, обусловливает тяжесть расстройства и трудности педагогического коррекционного воздействия. Включение внешней ритмической стимуляции в коррекцию некоторых речевых расстройств способно «собрать» всю программу таким образом, что результат действия будет соответствовать заданной модели. Другими словами, «навязывание» ритма речевой деятельности с помощью зрительных, слуховых, тактильных афферентаций будет способствовать развитию координационного взаимодействия всех отделов речевого аппарата.ЗаключениеАнализ исследований речи показывает, что в логопедии накоплен достаточный опыт в области разработки нормативного звукопроизношения при дислалии, дизартрии, комплексных систем нормализации плавности речи при заикании, развития связной речи при алалии. Несмотря на эти достижения, изучение ритмических процессов речи находится на начальном этапе исследования. В настоящее время логопедия как педагогика не имеет в своем арсенале таких технологий и инструментария, которыми располагает физиология для изучения компонентов функциональной системы речи. В то же время интегративный характер логопедии как научного знания на современном этапе требует более широкого включения инструментальных методов исследования речевой функции в целях изучения механизмов речевых расстройств и обоснования педагогических воздействий.Список литературыАнохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. — М. : Наука, 1975.Белякова Л. И. Механизм речедвигательного акта в свете логопедического анализа / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Речь ребенка: Проблемы и решения / под ред. Т. Н. Ушаковой. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. Белякова Л. И. Эволюционный аспект исследования регуляторных механизмов речевой функции / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Дефектология. — 2010. — № 5.Гранстрем М. П. Формирование речевых ритмических стереотипов во время довербального периода развития речи / М. П. Гранстрем // XX съезд Физиологического общества имени И. П. Павлова : тезисы докладов. — М. : Русский врач, 2007. Павлов И. П. Избранные труды / И. П. Павлов. — М., 1951.Психофизиология : учебник для вузов / под ред. Ю. И. Александрова. — СПб. : Питер, 2011. Санкт-Петербургский зимний симпозиум по экспериментальным исследованиям языка и речи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ftp://ftp5.dns-systems.net/~yur002/SWLW/index.shtmlФилатова Ю. О. Логоритмика. Развитие ритма движений и речи у детей с заиканием : учеб.-метод. пособие / Ю. О. Филатова, Н. Н. Гончарова, Е. Н. Прокопенко ; под ред. Л. И. Беляковой. — М. : Национальный книжный центр, 2011.Шеповальников А. Н. Анализ пространственно-временной организации ЭЭГ — путь к познанию нейрофизиологических механизмов интегративной деятельности мозга / А. Н. Шеповальников, М. Н. Цицерошин // Журн. высш. нервн. деятельности. — 2009. — Т. 57. — № 6. Элм П. Э. Двойная премоторная модель заикания и клаттеринга : неврологический аспект / П. Э. Элм // Теоретические основы нарушений плавности речи: коллективная монография / под ред. Ю. О. Филатовой. — М.: Национальный книжный центр, 2012.

1. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. — М. : Наука, 1975.
2. Белякова Л. И. Механизм речедвигательного акта в свете логопедического анализа / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Речь ребенка: Проблемы и решения / под ред. Т. Н. Ушаковой. — М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009.
3. Белякова Л. И. Эволюционный аспект исследования регуляторных механизмов речевой функции / Л. И. Белякова, Ю. О. Филатова // Дефектология. — 2010. — № 5.
4. Гранстрем М. П. Формирование речевых ритмических стереотипов во время довербального периода развития речи / М. П. Гранстрем // XX съезд Физиологического общества имени И. П. Павлова : тезисы докладов. — М. : Русский врач, 2007.
5. Павлов И. П. Избранные труды / И. П. Павлов. — М., 1951.
6. Психофизиология : учебник для вузов / под ред. Ю. И. Александрова. — СПб. : Питер, 2011.
7. Санкт-Петербургский зимний симпозиум по экспериментальным исследованиям языка и речи [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ftp://ftp5.dns-systems.net/~yur002/SWLW/index.shtml
8. Филатова Ю. О. Логоритмика. Развитие ритма движений и речи у детей с заиканием : учеб.-метод. пособие / Ю. О. Филатова, Н. Н. Гончарова, Е. Н. Прокопенко ; под ред. Л. И. Беляковой. — М. : Национальный книжный центр, 2011.
9. Шеповальников А. Н. Анализ пространственно-временной организации ЭЭГ — путь к познанию нейрофизиологических механизмов интегративной деятельности мозга / А. Н. Шеповальников, М. Н. Цицерошин // Журн. высш. нервн. деятельности. — 2009. — Т. 57. — № 6.
10. Элм П. Э. Двойная премоторная модель заикания и клаттеринга : неврологический аспект / П. Э. Элм // Теоретические основы нарушений плавности речи: коллективная монография / под ред. Ю. О. Филатовой. — М.: Национальный книжный центр, 2012.

Вопрос-ответ:

Какие показатели функциональной системы устной речи формируются постепенно на протяжении всего дошкольного возраста?

Состыковка этих двух важнейших показателей функциональной системы устной речи формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Чему свидетельствует наличие у детей различных психолингвистических показателей неплавности речи?

Наличие у детей различных психолингвистических показателей неплавности речи свидетельствует о состыковке аспектов функциональной системы устной речи в онтогенезе.

Почему неустойчивость физических параметров устной речи более характерна для дошкольного возраста?

Неустойчивость физических параметров устной речи более характерна для дошкольного возраста, поскольку это связано с незрелостью мозговых функций.

Какие аспекты функциональной системы устной речи можно наблюдать у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста можно наблюдать различные аспекты функциональной системы устной речи, такие как показатели неплавности речи и неустойчивость физических параметров.

Как формируется состыковка аспектов функциональной системы устной речи в онтогенезе?

Состыковка аспектов функциональной системы устной речи формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Как формируются аспекты функциональной системы устной речи у детей в онтогенезе?

Состыковка аспектов функциональной системы устной речи у детей формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Что свидетельствует о наличии различных психолингвистических показателей неплавности речи у детей?

Наличие различных психолингвистических показателей неплавности речи у детей является свидетельством формирования состыковки аспектов функциональной системы устной речи.

Какие физические параметры устной речи более неустойчивы в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте более неустойчивы физические параметры устной речи в целом.

С чем связана незрелость мозговых процессов, которая приводит к неустойчивости физических параметров устной речи в дошкольном возрасте?

Незрелость мозговых процессов, которая приводит к неустойчивости физических параметров устной речи в дошкольном возрасте, связана видимо с незрелостью мозговых структур.

Как можно охарактеризовать процесс формирования состыковки аспектов функциональной системы устной речи в онтогенезе?

Процесс формирования состыковки аспектов функциональной системы устной речи в онтогенезе характеризуется постепенным развитием на протяжении всего дошкольного возраста.

Какие психолингвистические показатели неплавности речи могут быть у детей в дошкольном возрасте?

Психолингвистические показатели неплавности речи у детей в дошкольном возрасте могут включать неустойчивость физических параметров устной речи, такие как скорость произношения, артикуляция звуков, интонация, паузы и т.д. Также могут наблюдаться ошибки в словоупотреблении, нарушения синтаксической структуры предложений и другие показатели, свидетельствующие о неплавности речи.