Понятия и институт непосредственной демократии и их характеристики
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 18.04.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Основная часть 5
1. Общетеоретическое определение непосредственной демократии и ее институтов (форм) 5
2. Конституционно-правовое регулирование институтов непосредственной демократии в РФ 10
Заключение 13
Список использования литературы 14
Демократия является непосредственной, если народ правит сам, на своих собраниях, если нет различия между правящими и управляемыми. В отдельных случаях народ участвует вместе с его представителями в решении вопросов законодательного или конституционного порядка: он может владеть или правом законодательной инициативы, или правом вето (в последнем случае несогласие части населения с законом, принятым представителями, требует консультации со всем народом). В других случаях право принятия НПА передается народу или частично, или в полном объеме.
Выделяют несколько форм непосредственного политического волеизъявления народа: парламентские выборы; голосование во время проведения плебисцита или референдума; с помощью специальных органов (ассоциации и политические партии). Указанные формы используются по-разному: если выборы, которые были предусмотрены уже в самых первых конституциях, стали привычной практикой для большинства государств, то другие формы непосредственной демократии не применяются повсеместно.
Подытоживая сказанное, можно сделать следующее заключение: все формы непосредственной демократии способствуют активизации политической жизни любой страны. Удельный вес и значение каждой из названных форм непосредственной демократии разные и зависят от многих исторических, национальных, политических и других обстоятельств, которые наиболее характерны для каждого общества. Наиболее распространенными формами непосредственной демократии являются: выборы, референдумы (плебисцит), народная инициатива, местное самоуправление.
Список использования литературы
Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) «О референдуме Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 05.07.2004, № 27, ст. 2710.
Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О выборах Президента Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 13.01.2003, № 2, ст. 171
Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 21.02.2014) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, № 24, ст. 2253
Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 23.05.2005, № 21, ст. 1919.
Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ, 21.06.2004, № 25, ст. 2485.
Barber P.B. Participatory Democracy / P.B. Barber // Encyclopedia of Democracy. N.Y., 1995. V. 3
Budge I. The New Challenge of Direct Democracy. Cambridge,1996. P. 11 – 13.
Пшизова С.Н. Демократия и политический рынок в сравнительной перспективе // Полис. 2000. № 2. С. 42.
Актон Дж. История свободы в античности // Полис.- 1993. - № 3.С. 112.
Бёкенфёрде Е.В. Демократия как конституционный принцип // Государственное право Германии. - М., 1994. - С. 37.
Васильев В.И. Прямая демократия: опыт Калифорнии // Государство и право. - 1994. - № 1. - С. 116.
Даль Р. О демократии: Пер. с англ. - М., 2000. - С. 106 – 107.
Нересянц В.С. История политических и правовых учений / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М., 2000. - С. 209.
Оськина И.Ю., Лупу А.А. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие: конспект лекций. – М.: Проспект, 2011.
Электронно-библиотечная система IPRbooks: http://www.iprbookshop.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnyix-stran.-konspekt-lekczij.html
Нересянц В.С. История политических и правовых учений / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М., 2000. - С. 209.
Бёкенфёрде Е.В. Демократия как конституционный принцип // Государственное право Германии. - М., 1994. - С. 37.
Оськина И.Ю., Лупу А.А. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие: конспект лекций. – М.: Проспект, 2011. Электронно-библиотечная система IPRbooks: http://www.iprbookshop.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnyix-stran.-konspekt-lekczij.html
Barber P.B. Participatory Democracy / P.B. Barber // Encyclopedia of Democracy. — N.Y., 1995. — V. 3
Budge I. The New Challenge of Direct Democracy. — Cambridge,1996. — P. 11 – 13.; Пшизова С.Н. Демократия и политический рынок в сравнительной перспективе / С.Н. Пшизова // Полис. — 2000. — № 2. — С. 42.
Актон Дж. История свободы в античности // Полис. — 1993. — № 3. — С. 112.
Васильев В.И. Прямая демократия: опыт Калифорнии // Государство и право. — 1994. — № 1. — С. 116.
Даль Р. О демократии: Пер. с англ. — М., 2000. — С. 106 – 107.
Даль Р. О демократии: Пер. с англ. — М., 2000. — С. 106 – 107.
Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.
Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 21.02.2014) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, № 24, ст. 2253
Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О выборах Президента Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 13.01.2003, № 2, ст. 171
Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 23.05.2005, № 21, ст. 1919.
Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) «О референдуме Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 05.07.2004, № 27, ст. 2710.
Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ, 21.06.2004, № 25, ст. 2485.
1
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008) «О референдуме Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 05.07.2004, № 27, ст. 2710.
3. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О выборах Президента Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 13.01.2003, № 2, ст. 171
4. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 21.02.2014) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, № 24, ст. 2253
5. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 23.05.2005, № 21, ст. 1919.
6. Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ, 21.06.2004, № 25, ст. 2485.
7. Barber P.B. Participatory Democracy / P.B. Barber // Encyclopedia of Democracy. N.Y., 1995. V. 3
8. Budge I. The New Challenge of Direct Democracy. Cambridge,1996. P. 11 – 13.
9. Пшизова С.Н. Демократия и политический рынок в сравнительной перспективе // Полис. 2000. № 2. С. 42.
10. Актон Дж. История свободы в античности // Полис.- 1993. - № 3.С. 112.
11. Бёкенфёрде Е.В. Демократия как конституционный принцип // Государственное право Германии. - М., 1994. - С. 37.
12. Васильев В.И. Прямая демократия: опыт Калифорнии // Государство и право. - 1994. - № 1. - С. 116.
13. Даль Р. О демократии: Пер. с англ. - М., 2000. - С. 106 – 107.
14. Нересянц В.С. История политических и правовых учений / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М., 2000. - С. 209.
15. Оськина И.Ю., Лупу А.А. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие: конспект лекций. – М.: Проспект, 2011.
16. Электронно-библиотечная система IPRbooks: http://www.iprbookshop.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava-zarubezhnyix-stran.-konspekt-lekczij.html
Вопрос-ответ:
Что такое непосредственная демократия?
Непосредственная демократия - это форма государственного устройства, при которой народ сам участвует в принятии политических решений на коллективных собраниях. Отличительной особенностью непосредственной демократии является отсутствие разделения между правящими и управляемыми.
Какие характеристики имеют институты непосредственной демократии?
Институты непосредственной демократии характеризуются активным и прямым участием граждан в принятии решений, системностью и регулярностью собраний, равноправием всех участников, открытостью и прозрачностью процесса, а также развитыми механизмами контроля и ответственности.
Как регулируются институты непосредственной демократии в России?
В России институты непосредственной демократии регулируются конституционно-правовыми нормами. Конституция РФ предусматривает возможность проведения референдумов и иных форм прямого выражения воли народа. Законодательством также устанавливается порядок и правила проведения этих механизмов демократического участия.
Какими механизмами контроля и ответственности обладают институты непосредственной демократии?
В институтах непосредственной демократии предусмотрены механизмы контроля и ответственности, такие как проведение голосований, публичное обсуждение и оценка решений, реакция со стороны правительственных органов на мнение и требования граждан, а также возможность отзыва представителей народа.
В чем отличие непосредственной демократии от представительной?
Основное отличие непосредственной демократии от представительной состоит в способе принятия решений. В непосредственной демократии решения принимаются непосредственно народом на собраниях, в то время как в представительной демократии народ избирает своих представителей, которые принимают решения от его имени.
Что такое непосредственная демократия?
Непосредственная демократия - это форма правления, при которой народ принимает решения напрямую, без посредников или представителей. Различных форм непосредственной демократии существует несколько, включая народное собрание, референдумы, инициативы граждан и другие.
Каким образом непосредственная демократия регулируется в России?
В России непосредственная демократия регулируется на конституционно-правовом уровне. Основные институты непосредственной демократии включают право граждан на участие в референдумах, народные инициативы, а также выборы и внеочередное прекращение полномочий высших должностных лиц государства. Эти институты регулируются Федеральным законом "О референдуме Российской Федерации" и другими законодательными актами.
Какова роль народа в непосредственной демократии?
В непосредственной демократии народ является основным источником власти. Именно народ принимает решения и участвует в принятии важных политических решений. Народ может высказываться через различные институты, такие как народные собрания, референдумы и инициативы граждан. Таким образом, в непосредственной демократии нет разделения между правящими и управляемыми, все граждане имеют возможность принимать участие в принятии решений.