Денежно-кредитная политика
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 29 + 29 источников
- Добавлена 20.06.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. Денежно-кредитная политика: понятие и элементы
2. Механизм реализации денежно-кредитной политики в РФ на современном этапе
2.1. Процентная политика Банка России
2.2. Денежное предложение
2.3. Применение инструментов денежно-кредитной политики
3. Направления совершенствования денежно-кредитной политики в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Однако не исключаются более пессимистичные сценарии выхода мировой экономики из рецессии и развития международной торговли.
В условиях увеличения доходов от экспорта российских товаров ожидается повышение инвестиционной активности. В 2011 году прирост инвестиций в основной капитал может составить 11,0%, прирост реальных располагаемых денежных доходов населения - 4,8%. Объем ВВП в этом случае может увеличиться на 4,8% [28].
3. Направления совершенствования денежно-кредитной политики в РФ
Каждый год Банк России направляет в Государственную Думу РФ проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на следующий период. Учитывая напряженное состояние как мировой, так и отечественной экономики, ожидалось, что столь важный документ, содержащий планы реализации денежно-кредитной политики Банка России, не станет простой формальностью. Заинтересованные субъекты надеялись получить если не стратегию прорыва, то план конкретных мер по обеспечению устойчивого развития денежно-кредитной сферы страны.
Автором предпринята попытка оценить данный документ на предмет его конкретности и способности стать программой действий, понятной для всех активных участников рынка. Сам факт, что Банк России пытается прогнозировать свои действия и состояние экономики на трехлетний период, дает основания полагать, что в документе должны быть некие принципиальные моменты как по недопущению развития кризисной ситуации в денежно-кредитной сфере, так и возможные действия по обеспечению экономического роста.
Как и в прошлые годы, в качестве главной цели единой денежно-кредитной политики на 2011 год обозначено снижение инфляции до 5—7%. Причем заявлено, что для достижения этой цели будут использоваться все инструменты денежно-кредитной политики, имеющиеся в распоряжении Банка России. Если оценивать внутренние факторы, которые влияют на показатель инфляции (меры государственной поддержки реального сектора и банковской системы, поддержка спроса), то эта задача для Банка России будет непростой. Сжатие потребительской активности, а также кредитной активности банков обеспечило даже некоторое снижение индекса потребительских цен в отдельные периоды 2009-2010 гг. [25]
Одной из ключевых проблем в реализации мер денежно-кредитной политики является ситуация, при которой эмиссия в национальной валюте трансформируется в активы в иностранной валюте (конвертации и отток капитала либо размещение в наличной иностранной валюте и на валютных депозитах). По нашему мнению, именно решение данной проблемы должно стать одной из основных целей единой денежно-кредитной политики России.
Одним из ключевых в Основных направлениях должен был стать раздел «Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов», где заданы количественные ориентиры денежно-кредитной политики, охарактеризована политика валютного курса и использование инструментов денежно- кредитного регулирования. Данный раздел по-прежнему содержит декларацию намерений относительно темпов инфляции: предполагается добиться ее снижения до 4,5—6,5 % в 2012 г. Что касается денежной программы на 2010—2012 гг., то она представлена в 4 вариантах, что соответствует варртантам прогноза социально-экономического развития России на 2010—2012 гг. В программе прогнозируется прирост денежной базы в узком определении (2010 г. — 8—17%; 2011 г. — 11-19%; 2012 - 13-19%). Основные варианты прогноза основаны на том, что источником роста денежной базы будет рост чистых международных резервов. В целом стратегия по управлению денежным предложением пассивна и ориентирована на внешнюю конъюнктуру[25].
В части политики валютного курса заявлена цель постепенного сокращения государственного вмешательства в процессы курсообразования. При этом параметры управления курсом будут определяться с учетом задач по сдерживанию инфляции и обеспечению условий для диверсификации экономики. Конкретных мер по усилению влияния курса на диверсификацию экономики в Основных направлениях не указано.
В части применения инструментов денежно-кредитной политики упор сделан на реализацию эффективной процентной политики. Основные меры направлены на совершенствование технологий рефинансирования: развитие механизма рефинансирования кредитных организаций с использованием единого пула обеспечения; расширение перечня активов, используемых для обеспечения при рефинансировании и др. [25].
Этими направлениями программа денежно-кредитной политики на предстоящий период исчерпывается. Еще имеется раздел мероприятиях Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2010 г. и на период 2011—2012 гг. Если сделать сухую выжимку основных мероприятий, то получается, что приоритетами Банка России по развитию банковского надзора являются:
развитие содержательных подходов к организации надзора;
развитие подходов к надзору за кредитным риском;
совершенствование подходов к надзору за риском ликвидности;
совершенствование подходов к регулированию и управлению рисками, связанными с использованием кредитными организациями современных информационных систем;
совершенствование отчетности, в т. ч. развитие надзора на консолидированной основе и др.
В Основных направлениях содержится ряд дополнительных мер в части совершенствования банковского надзора: оценка деловой репутации руководителей, совершенствование процессов регулирования реорганизации банков, упрощение эмиссии ценных бумаг, эффективное взаимодействие банков и аудиторов, ряд мер по развитию инспекционной деятельности. Как видим, Банк России представил список рабочих мероприятий. Завершают документ разделы по совершенствованию финансовых рынков и платежной системы, которые также не содержат какого-либо стратегического задела [25].
Проделанный анализ вышеназванных документов позволяет сделать ряд выводов.
В таком стратегическом документе, как «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 201.0 год и период 2011 и 2012 годов», не содержится элементов стратегии прорыва, новых векторов развития денежно-кредитного регулирования экономики, в том числе с учетом последствий мирового экономического и финансового кризиса.
Документ можно признать отражающим пассивную стратегию денежно-кредитного регулирования, почти целиком определяемого факторами внешнеэкономической конъюнктуры. Такая ключевая задача Банка России, как обеспечение эмиссии под национальные активы, формирование национальной системы рефинансирования, рассмотрена в Основных направлениях косвенно и явно недостаточно.
Основные направления не содержат четкого указания сфер ответственности Банка России в части достижения поставленных целей денежно-кредитного регулирования. Как и в предыдущих документах, сфера и степень ответственности за достижение параметров денежной программы не определена.
При составлении денежной программы необходимо давать экономическое обоснование выбора того или иного показателя, его приоритетности, последствий недостижения заданного значения. Разумеется, необходимо обеспечить сопоставимость различных форм статистической отчетности Банка России и соблюдать элементарную лексическую корректность при использовании терминов и названий показателей.
Требует более концептуального развития раздел Основных направлений — «Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора». Мировой финансовый кризис показал, что необходимы принципиально новые подходы в сфере банковского регулирования и надзора, основанные не на ограниченном ведомственном подходе, а на комплексном подходе и объединении усилий регуляторов различных сегментов рынка финансово-банковских услуг. На текущий момент, а как следует из текста Основных направлений, и на среднесрочную перспективу Банк России не планирует каких-либо шагов по внедрению принципов мега-регулирования или иного концептуального пересмотра действующих подходов в сфере банковского надзора [25].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель работы заключается в том, чтобы раскрыть роль и место денежно-кредитных отношений в системе государственного регулирования экономики в условиях рынка и перспективы ее развития в современной России.
В соответствии с заявленной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
определены теоретические основы денежно-кредитной политики государства, рассмотрены ее инструменты и методы;
рассмотрены основные моменты реализации денежно-кредитной политики Банка России;
рассмотрены направления совершенствования денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе.
В работе рассмотрены принципы и цели кредитно-денежной политики, ее инструменты и проблемы ее реализации, а также приведены примеры России и других стран.
По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.
Устойчивость финансовой системы любого государства обеспечивается за счет стабильного функционирования ее отдельных элементов. Анализ денежно-кредитной политики Банка России позволяет сделать вывод о том, что в ближайшее время должна произойти серьезная корректировка ориентиров политики Банка России с учетом реального положения дел в денежно-кредитной системе страны.
Денежные фонды, имеющиеся в распоряжении определенной группы юридических лиц, как отмечается в научной литературе, являются одним из ключевых элементов финансовой системы, входя в состав финансов хозяйствующих субъектов.
Кредитная и денежная системы, как важнейшие звенья системы финансов, призваны способствовать выполнению целого ряда задач публичного характера. Политика любого государства напрямую связана с процессом аккумуляции, распределения и использования денежных средств. Именно поэтому финансовая политика и ее реализация напрямую зависят от достижения тех задач, которые решаются в процессе денежно-кредитного регулирования.
При отсутствии должных усилий представляется возможным предположить, как сложится дальнейшее снижение объемов кредитования, а также уменьшение спектра розничных услуг, предлагаемых кредитными организациями, и в целом - снижение их доступности для клиентов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция РФ // СПС «Гарант»
Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 30 сентября, 3 ноября 2010 г., 7 февраля 2011 г.) // СПС «Гарант».
Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1917-1 "О финансово-кредитном обеспечении экономической реформы и реорганизации банковской системы РСФСР" // ВСНД и ВС РФ. 1991. N 48. Ст. 1667 // СПС «Гарант».
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год, одобр. Советом директоров Банка России 18 июня 2007 г. // ВБР. 2007. N 47 // СПС «Гарант».
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год, одобр. Советом директоров Банка России 30 октября 2006 г. // ВБР. 2006. N 66 // СПС «Гарант».
Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов (одобрено Советом директоров Банка России 12 ноября 2010 г.) // Вестник Банка России. 14.11.2008. N 66 // СПС «Гарант»
Братко А.Г. Банк России: правовой статус и компетенции. – М.: Банки и биржи, 2011. – 684 с.
Быля А.Б., Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. (и др.). Финансовое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П.. - М.: ТК "Велби", Изд-во "Проспект", 2011. – 547 с.
Денежно-кредитная политика Банка России. Обзор семинаров, проведенных в ЦБ РФ. - М.: Юстицинформ, 2009. – 488 с.
Казимагомедов А.А., Ильясов С.М. Организация денежно-кредитного регулирования. - М.: Юстицинформ, 2010. – 503 с.
Карташов А.В. Денежно-кредитная политика Банка России в условиях финансовой неустойчивости // Юридическая работа в кредитной организации, N 2, апрель-июнь 2009 г. – С. 17-20.
Кузнецова Л.Г., Кутузова Н.В. Платежеспособность и ликвидность: Уточнение понятий // Деньги и кредит. 2010. N 8. – С. 7-11.
Латус Е.Б. Рынок банковских услуг: правовое обеспечение стабильности. – М.: Проспект, 2010. – 408 с.
Мигулин П.П. Наша банковская политика (1729-1903). - Харьков, 1904 // СПС «Гарант»
Николаев И.А. Единая государственная денежно-кредитная политика на 2010 год: оценка реалистичности // Финансовые и бухгалтерские консультации, N 10, октябрь 2009 г. – С. 11-13.
Новиков А.Н. Денежно-кредитное регулирование: Современные методы и инструменты. - М.: Юстицинформ, 2010. – 478 с.
Савинский Ю.П. Денежно-кредитное регулирование: Учеб. пособие. - М.: Банки и биржи, 2009. – 398 с.
Степыкина А.В. Актуальные задачи государственной денежно-кредитной политики России и пути их решения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, N 6, март 2009 г. – С. 7-10.
Судейкин В. Государственный банк. Исследование его устройства, экономического и финансового значения Власия Судейкина. СПб., 1891 // СПС «Гарант»
Толковый словарь // СПС «Гарант»
Тосунян Г.И., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". – М.: Дело, 2010. – 642 с.
Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: Республика, 2009. – 682 с.
Шанаев В.Н., Наимченко О.В. Центральный банк в процессе экономического регулирования. Зарубежный опыт и возможности его использования в России. - М.: Банки и биржи, 2010. – 412 с.
Яснопольский Л.Н. Государственный банк. - СПб., 1913 // СПС «Гарант».
Братко А.Г. Почему доллар будет постоянно падать? Доступ: www.bratko.ru.
Братко А.Г. Глобализация, государственность и цена менталитета // Argumentum ad judicium. ВЮЗИ - MЮИ - МГЮА. Труды. Том II. - М., 2010. С. 493-503.Доступ: www.bratko.ru.
«Меры денежной политики» / Официальный сайт Банка России в сети Интернет. Доступ:
Нефть переходит на евро // Электронная версия Деловой газеты "Взгляд".Доступ: www.vz.ru.
http://www.forecast.ru/mainframe.asp?ADDR_FROM=http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/Monopol2002/monpol-2002.asp
3
1.Конституция РФ // СПС «Гарант»
2.Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 30 сентября, 3 ноября 2010 г., 7 февраля 2011 г.) // СПС «Гарант».
3.Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1917-1 "О финансово-кредитном обеспечении экономической реформы и реорганизации банковской системы РСФСР" // ВСНД и ВС РФ. 1991. N 48. Ст. 1667 // СПС «Гарант».
4.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год, одобр. Советом директоров Банка России 18 июня 2007 г. // ВБР. 2007. N 47 // СПС «Гарант».
5.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год, одобр. Советом директоров Банка России 30 октября 2006 г. // ВБР. 2006. N 66 // СПС «Гарант».
6.Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов (одобрено Советом директоров Банка России 12 ноября 2010 г.) // Вестник Банка России. 14.11.2008. N 66 // СПС «Гарант»
7.Братко А.Г. Банк России: правовой статус и компетенции. – М.: Банки и биржи, 2011. – 684 с.
8.Быля А.Б., Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. (и др.). Финансовое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. Грачева Е.Ю., Толстопятенко Г.П.. - М.: ТК "Велби", Изд-во "Проспект", 2011. – 547 с.
9.Денежно-кредитная политика Банка России. Обзор семинаров, проведенных в ЦБ РФ. - М.: Юстицинформ, 2009. – 488 с.
10.Казимагомедов А.А., Ильясов С.М. Организация денежно-кредитного регулирования. - М.: Юстицинформ, 2010. – 503 с.
11.Карташов А.В. Денежно-кредитная политика Банка России в условиях финансовой неустойчивости // Юридическая работа в кредитной организации, N 2, апрель-июнь 2009 г. – С. 17-20.
12.Кузнецова Л.Г., Кутузова Н.В. Платежеспособность и ликвидность: Уточнение понятий // Деньги и кредит. 2010. N 8. – С. 7-11.
13.Латус Е.Б. Рынок банковских услуг: правовое обеспечение стабильности. – М.: Проспект, 2010. – 408 с.
14.Мигулин П.П. Наша банковская политика (1729-1903). - Харьков, 1904 // СПС «Гарант»
15.Николаев И.А. Единая государственная денежно-кредитная политика на 2010 год: оценка реалистичности // Финансовые и бухгалтерские консультации, N 10, октябрь 2009 г. – С. 11-13.
16.Новиков А.Н. Денежно-кредитное регулирование: Современные методы и инструменты. - М.: Юстицинформ, 2010. – 478 с.
17.Савинский Ю.П. Денежно-кредитное регулирование: Учеб. пособие. - М.: Банки и биржи, 2009. – 398 с.
18.Степыкина А.В. Актуальные задачи государственной денежно-кредитной политики России и пути их решения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, N 6, март 2009 г. – С. 7-10.
19.Судейкин В. Государственный банк. Исследование его устройства, экономического и финансового значения Власия Судейкина. СПб., 1891 // СПС «Гарант»
20.Толковый словарь // СПС «Гарант»
21.Тосунян Г.И., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". – М.: Дело, 2010. – 642 с.
22.Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: Республика, 2009. – 682 с.
23.Шанаев В.Н., Наимченко О.В. Центральный банк в процессе экономического регулирования. Зарубежный опыт и возможности его использования в России. - М.: Банки и биржи, 2010. – 412 с.
24.Яснопольский Л.Н. Государственный банк. - СПб., 1913 // СПС «Гарант».
25.Братко А.Г. Почему доллар будет постоянно падать? Доступ: www.bratko.ru.
26.Братко А.Г. Глобализация, государственность и цена менталитета // Argumentum ad judicium. ВЮЗИ - MЮИ - МГЮА. Труды. Том II. - М., 2010. С. 493-503.Доступ: www.bratko.ru.
27.«Меры денежной политики» / Официальный сайт Банка России в сети Интернет. Доступ:
28.Нефть переходит на евро // Электронная версия Деловой газеты "Взгляд".Доступ: www.vz.ru.
29.http://www.forecast.ru/mainframe.asp?ADDR_FROM=http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/Monopol2002/monpol-2002.asp
Вопрос-ответ:
Что такое денежно-кредитная политика?
Денежно-кредитная политика - это совокупность мер, которые принимаются центральным банком для регулирования денежного обращения, процентных ставок и кредитования в стране с целью достижения определенных макроэкономических целей, таких как стабильность цен и сбалансированный экономический рост.
Каковы элементы денежно-кредитной политики?
Элементы денежно-кредитной политики включают в себя процентную политику, управление денежным предложением, применение инструментов денежно-кредитной политики и другие меры, которые используются центральным банком для достижения своих целей.
Что означает процентная политика Банка России?
Процентная политика Банка России включает в себя установление и регулирование процентных ставок на различные операции с целью влияния на поведение банков и хозяйствующих субъектов, а также контроля за инфляцией и стабилизацией национальной валюты.
Что такое денежное предложение?
Денежное предложение - это сумма наличных денег в обращении и депозиты в коммерческих банках, которые доступны для использования в экономике. Оно является одним из индикаторов, которые используются центральным банком при принятии решений о масштабах и характере монетарной политики.
Какие инструменты используются в денежно-кредитной политике?
В денежно-кредитной политике используются различные инструменты, такие как изменение процентных ставок, резервные требования, операции на открытом рынке и прямое вмешательство центрального банка в валютный рынок. Эти инструменты позволяют регулировать предложение и стоимость денег, а также контролировать инфляцию и поддерживать финансовую стабильность.
Что такое денежно-кредитная политика?
Денежно-кредитная политика - это набор мер и инструментов банковского регулирования, принимаемых центральными банками для контроля над денежным обращением и кредитной системой в стране. Она имеет целью обеспечить стабильность денежной системы, управлять инфляцией и поддерживать экономический рост.
Какие элементы включает в себя денежно-кредитная политика?
Денежно-кредитная политика включает в себя несколько элементов. Во-первых, это процентная политика, где регулируются уровень процентных ставок и доступность кредитных ресурсов. Во-вторых, это денежное предложение, которое контролируется через изменение объема денежной массы в обращении. Также важным элементом является использование различных инструментов денежно-кредитной политики, таких как операции на открытом рынке, резервные требования и др.
Как реализуется денежно-кредитная политика в России?
В России денежно-кредитная политика реализуется через деятельность Банка России, который является центральным банком страны. Его процентная политика основывается на установлении ключевой ставки, которая влияет на уровень процентных ставок в экономике. Также Банк России осуществляет операции на открытом рынке для регулирования денежного предложения. Инструменты денежно-кредитной политики применяются для достижения инфляционных и экономических целей.
Какие направления совершенствования денежно-кредитной политики в России?
В России есть несколько направлений совершенствования денежно-кредитной политики. Во-первых, это развитие более гибкого инструментария и усовершенствование механизмов передачи монетарной политики. Во-вторых, это укрепление финансовой стабильности и адекватное управление рисками в банковской системе. Также важным направлением является расширение инструментов макропруденциального регулирования, чтобы предотвратить системные риски и кризисы в экономике.
Что такое денежно-кредитная политика?
Денежно-кредитная политика - это совокупность мер, применяемых центральным банком для регулирования денежного обращения и кредитной системы страны. Она направлена на достижение макроэкономической стабильности и управление инфляцией.
Какой механизм реализации денежно-кредитной политики в РФ на современном этапе?
На современном этапе в РФ денежно-кредитная политика реализуется через следующие элементы: процентная политика Банка России, регулирование денежного предложения и применение различных инструментов монетарного контроля.
Какие инструменты используются в денежно-кредитной политике?
В денежно-кредитной политике могут применяться различные инструменты, такие как изменение учетных ставок Банка России, операции на открытом рынке, резервные требования, ликвидность и др. Они используются для регулирования денежного предложения и кредитной активности в стране.