Сочетание традиционализма и модернизма в современном праве Японии.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Право
  • 37 37 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 16.09.2011
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
1.Традиционализм в праве Японии
1.1.Традиция и философия как основа права
1.2.Укрепление статуса императора после принятия Конституции 1946 г.
2.Процессы трансформации конституционного права
2.1.Общая характеристика конституционного права
2.1.1.Общая характеристика Конституции Японии
2.1.2.Сочетание традиций и современности в управлении страной: император и парламент
2.2.Трансформация Конституции Японии
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Право на ведение государством войны не признается». Именно отсюда вооруженные силы, которые создавались впоследствии в Японии, назывались «силами самообороны», а ведомство, которое занималось их управлением, было лишено традиционного статуса министерства.
В 1950-1960-е годы в Японии были также приняты законодательные нормы, запрещавшие оснащать силы самообороны наступательными видами вооружений, экспортировать и импортировать определенные виды вооружений и военные технологии, участвовать в разработке космического оружия. В 1955 году был принят закон о мирном использовании атомной энергии, закрепивший право страны использовать атомную энергию исключительно в мирных целях. Кроме того, в этот же период был законодательно закреплен запрет на отправку войск за рубеж, в том числе в составе миротворческих контингентов.
Ситуация изменилась под влиянием многих обстоятельств и факторов примерно начиная с 1990-х годов. И теперь одна из ключевых тенденций внешней политики Японии заключается в постепенном отказе от опыта невоенной державы и тесно связанных с ним обязательств и договоренностей. В прошлом году японскими законодателями было принято решение о том, что в 2010 году будет вынесен на всеобщий референдум проект изменений в конституцию Японии, в котором девятой статьи уже не будет. Многие влиятельные политические силы в Японии выступили в поддержку такого решения, заявляя, что ограничения, связанные с развитием японской армии и вооруженных сил, давно устарели и что Япония должна воспользоваться новыми возможностями и стать влиятельной военной державой.
Тем временем руководством Японии делается множество на первый взгляд незаметных, но последовательных шагов в сторону отмены или отказа от исполнения различных законодательных норм, тесно связанных с девятой статьей. Так, в 2007 году в Японии на основе управления национальной обороны было создано полноценное министерство обороны, что де-юре нарушает принцип отказа от создания армии и системы управления вооруженными силами.
В 2007 году Япония закупила у Соединенных Штатов 50 истребителей-бомбардировщиков F-22 «Raptor», а ранее японским правительством были также осуществлены закупки самолетов-дозаправщиков, которые позволяют в значительной степени расширить диапазон патрулирования японскими ВВС территорий за пределами Японии. Эти самолеты, безусловно, относятся к наступательному классу вооружений, ранее запрещенных для японских сил самообороны. В 2007 году Япония объявила также о завершении строительства вертолетонесущего авианосца «Hyuga» и готовности построить еще три корабля такого класса (решение о том, что на вооружении японского флота должны появиться авианосцы, было принято впервые со времен окончания Второй мировой войны).
От запрета на участие в военных действиях за рубежом Япония стала постепенно отказываться с начала 1990-х годов, когда был принят закон об участии «сил самообороны» Японии в миротворческих операциях. В рамках этого закона были регламентированы случаи, когда японские военные могли быть направлены за рубеж, и в том числе выдвигалось требование, что для участия японских контингентов в миротворческих операциях последние обязательно должны быть «санкционированы» мандатом ООН. На практике, нужно сказать, участие Японии в военных операциях за рубежом не ограничивалось только миротворчеством под эгидой ООН. Так, японские контингенты принимали участие в операциях в Камбодже, входили с 2003 года в возглавляемую США иракскую коалицию. Между тем в апреле этого года суд г. Нагоя (Япония) признал неправомерным и нарушающим девятую статью конституции участие сил самообороны Японии в военных операциях в Ираке.
Несмотря на то, что японское правительство неоднократно декларировало намерение не экспортировать оружие и отказаться от передачи за рубеж военных технологий, эти меры в Японии также не всегда исполнялись. Еще в 1980-х годах Токио принимал активное участие в известной «стратегической оборонной инициативе» администрации Р. Рейгана, при этом известно, что вклад японских компонентов в эту программу, и прежде всего компонентной базы спутникового оружия, полупроводников, лазерного оружия, был неоценимым. По последним данным 2007 года, Япония взяла курс на создание совместной с Соединенными Штатами системы противоракетной обороны и недавно провела успешные испытания ракет-перехватчиков SM-3 американского производства, которые, как предполагаются, станут главным компонентом японской системы ПРО.
В 2007 году по представлению правящей либерально-демократической партии Японии была инициирована разработка законопроекта, который разрешит Японии участвовать в разработке космического оружия; данный закон был принят парламентом в мае этого года. При этом еще в 2006 году в рамках реализации космической программы Япония осуществила успешный запуск ракеты-носителя Н-2А со спутником мониторинга Земли.
Из всего багажа законодательных (нормативных) актов, а также налагающих определенные моральные обязательство на японское правительство парламентских деклараций и заявлений, касающихся укрепления мирного статуса Японии, на сегодняшний день действующими остались, пожалуй, только два положения.
Во-первых, это обязательство Японии не превышать однопроцентный уровень военных расходов (не более 1% по отношению к ВНП страны). При всем при этом, однако, Япония по своему военному бюджету занимает, по разным оценкам, от 4-го до 6-го места в мире, то есть объем средств, которые страна направляет на развитие вооруженных сил, в сравнении с другими мировыми державами остается очень высоким.
Во-вторых, и это также важное обстоятельство, Япония остается неядерной державой, продолжая придерживаться так называемых «трех неядерных принципов», сформулированных еще в начале 1970-х годов: не иметь, не производить и не ввозить ядерное оружие. Тем не менее вопрос о «ядерном выборе» Японии остается на сегодняшний день достаточно актуальным, особенно в свете международной ситуации в Северо-Восточной Азии. Такие события, как ядерные испытания, проведенные КНДР в 2006 году, и обострение ситуации в зоне Тайваньского пролива, которые очень болезненно воспринимаются в Японии, вполне могут привести впоследствии к пересмотру официальным Токио своего «безъядерного» статуса.
В целом, однако, следует отметить, что вокруг вопроса о возрождении военного потенциала Японии и перспектив отказа от «мирного статуса», закрепленного в конституции страны, продолжается общественная дискуссия. И ситуация здесь не настолько определенная, как может показаться на первый взгляд. Японское общество, по сути, разделилось на сторонников и противников значительно изменившегося за последние годы военно-политического курса. И помимо тех, кто выступает за возрождение Японии как военной державы и укрепление ее военной мощи, здесь сильны также позиции политиков, придерживающихся более прагматичных взглядов и считающих, что будущее экономическое процветание Японии не обязательно требует отказа от «мирного наследия» и невоенного статуса.
О сложности и неоднозначности поставленных проблем и об отношении к ним в японском обществе можно судить по опросам общественного мнения. Так, согласно опросу, который провела в прошлом году японская газета «Асахи», за изменение девятой статьи конституции выступило 35 процента опрошенных, а против изменения этой статьи - 49 процентов опрошенных. Если учесть, что сейчас Япония находится на совершенно другом этапе своего развития и в новом «международном окружении», в чем-то даже более опасном, чем старое, - тот факт, что почти половина населения страны по-прежнему настроена против того, чтобы изменить конституцию, говорит о многом.
Японцы относятся к своей конституции весьма неоднозначно и очень хорошо помнят о том, что она была написана под диктовку американских оккупационных властей. Сегодня в Токио растут опасения, связанные с ростом гонки вооружений в Восточной Азии и странах АТР, военным усилением Китая и развитием ядерной программы Пхеньяна, в целом нестабильностью в международных отношениях. Не исключено, все эти факторы подтолкнут Японию к отказу от своего мирного статуса в интересах национальной безопасности. Можно также предположить, что изменение конституции в Японии (если таковое произойдет) вряд ли вызовет какие-либо социальные беспорядки, массовое недовольство политическим курсом и так далее. Однако для миротворческого движения и сторонников политики разоружения во всем мире это будет, безусловно, большой удар. А тот огромный потенциал, который заложен в девятой статье японской конституции - опыт невоенной державы, несущей моральную ответственность перед всем миром, - будет не только сохранен, но и приумножен.
Таким образом, следует отметить, что современная Япония, старается пересматривать некоторые незыблемые основы конституционного строя, что объективно, является требованием времени и событиями, которые происходят в мире, такие как интеграция, глобализация, а также политика в области безопасности, не только конкретного государства, но и мира в целом от таких угроз как терроризм, накротизм и др.


Заключение


Мир не стоит на месте. Различные процессы создают необходимость трансформации некоторых институтов, в том числе и права. Особенно данные процессы отражаются на странах, сохраняющих традиционные основы развития общества. Это касается и Японии.
Так, например процессы глобализации, а также смещения акторной политики в страны Азии в частности Китай, страны Персидского залива диктуют новые условия для политики безопасности других стран. Для конституционного права Японии это означает пересмотр традиционной статьи 9 Конституции Японии. И в этом смысле, на современном этапе развития Япония не только пересматривает нормы права, она усиленно формирует профессиональные вооруженные силы, в соответствии с новыми направлениями политики безопасности.
Традиционализм японского права во многом основан на философских воззрениях, которые сформированы веками, традициями, национальной религией Японии. Традиции японского общества основаны на особом мироощущении японцев.
Первая традиция права сформировалась под влиянием традиций общества так называемого «первого порядка», восходящих к предсовременному периоду и рассматривающихся как основные компоненты традиционного мироощущения японцев, основанного на синтоизме, конфуцианстве, буддизме, бусидо.
К неправовым, или социальным, регуляторам относятся, к примеру, «гири», «сёбай дотоку», «нэмаваси», «ринги», «дзин», «хадзи», «цуми».
Нормы социального поведения «гири» (в переводе – долг благодарности, обязательство), широко проявляются в общении вышестоящего по должности лица с нижестоящим, а также во взаимоотношениях между равными по социальному статусу людьми. Нормы «ниндзё», как и нормы «гири», сформировались еще в феодальной Японии и отражают сложные и специфические отношения, регулирующие поведение людей в обществе.
Особенностью японского института монархии можно считать его поразительную способность гибко реагировать на многочисленные перемены в обществе и сохранять в качестве главного ядра черты, свойственные ему на ранних этапах, а следовательно, и ритуально-мифологический комплекс, характерный для института «священных царей». Неизменная на протяжении веков и ставшая впоследствии ведущей функция императора как верховного священнослужителя синтоистского культа прочно утвердила в сознании японцев представление о тэнно как воплощении мистической силы космических масштабов, способной оказывать определяющее влияние на жизнь всего общества.
Обращение к конституционному праву показывает, что оно продолжает сохранять в себе как традиционалистский подход к праву, так и модернистистский навеянный системами права европейских государств и США. В частности главой государства остается Император, при том, что в стране существуют все демократические институты власти: законодательная, исполнительная и судебная.
На современном этапе развития, конституционного права, в Японии идет процесс усиления влияния исполнительной власти, что выражается в следующем
1) делегирование кабинету министров значительной части своих законодательных функций;
2) теоретически нормативные акты, подлежащие утверждению парламента, могут быть аннулированы в случае, если они не получат поддержки большинства депутатов. В действительности, это нисколько не ограничивает власть кабинета министров, т.к., во-первых, он всегда может использовать голоса депутатов либерально – демократической партии Японии для утверждения того или иного акта и, во-вторых, в таких случаях парламент уже стоит перед свершившимся фактом;
3) право кабинета министров принимать решение о роспуске парламента.
В целом, различные конституционное право формировались как под влиянием традиционных норм, начиная с религиозных, так и под влиянием права различных зарубежных государств.
Эволюция законодательства отмечена все тем же совокупным влиянием европейских образцов и традиционного права, но одновременно с этим вводились в действие и самобытные новеллы, и юридические конструкции, неизвестные континентальной и англосаксонской правовым семьям.
Сочетание традиционализма и модернистского подхода позволяет Японии оставаться одной из высокоразвитых стран в современном мире.


Список использованной литературы
Источники (нормативные акты)

Конституция Японии // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Сост. В.Н. Садиков. – М.: ООО ТК Велби, 2002. С.681-688
Конституция Японии с изменениями и дополнениями на 2010 г. // [Электронный ресурс]: http://artlibrary2007.narod.ru/konstitucii.html
Литература на русском языке:

Вагацума С., Ариидзуми Т. Гражданское право Японии. Кн. 1. М., 1983.
Гаджиева Е. А. Страна восходящего солнца. История и культура Японии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
Еремин В.Н. Традиция в политике и праве Японии: взгляд из России. – М., 2000.
Зенин И.А.Гражданское и торговое право зарубежных стран – М.: МЭСИ, 2005.
Иванов Ю. Камикадзе – пилоты – смертники. Глава II “Дух Ямато” - источник японского национализма и милитаризма.- Смоленск. : Русич, 2003
Инако Ц. Современное право Японии. Пер. с яп. М., 1981.
Кларк Грегори. Рожденные социальным балансом резервы роста (Кураку Гурегори. Сякай-но барансу га уму сэйтё: ёрёку). - Токио: Нихон кейдзай кэнкюю сэнта кахоо, 1979, № 355. С. 37
Оки А. Правовые идеи японцев // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 1. М., 1999.
Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т. 2. – М.,2002.
Савинцева М.И. Конституционно – правовые проблемы регулирования информационных отношений в Японии: история и современность // Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н. – М., 2007
Стрельцов Д. С космической скоростью Япония отказывается от своих мирных принципов. // Красная звезда 10 июня 2008
Шевченко Т.И. Парламентаризм в Японии // Вологодинские чтения 2002 - № 23. С. 80-81
Япония: Справочник / Под общ. Ред. Г.Ф. Кима и др.; Сост. В.Н. Еремин. – М., 1992.


Литература на японском языке:


Esaki Kouschi. Änderungen des japanischen Patent,- Muster,- und Warenzeichenrecht // GRUR Int. 1976, № 3. S. 100.
Yamamoto, Atsumasa. Multilateral Activities for Stability in the East Asia-Pacific region. - IIPS Policy Paper 135E, September 1994



Еремин В.Н. Традиция в политике и праве Японии: взгляд из России. – М., 2000. С. 53.
Савинцева М.И. Конституционно – правовые проблемы регулирования информационных отношений в Японии: история и современность // Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н. – М., 2007
Стрельцов Д. С космической скоростью Япония отказывается от своих мирных принципов. // Красная звезда 10 июня 2008 г
Гаджиева Е. А. Страна восходящего солнца. История и культура Японии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
Япония: Справочник / Под общ. Ред. Г.Ф. Кима и др.; Сост. В.Н. Еремин. – М., 1992. С. 39.
См.: Гаджиева Е. А. Страна восходящего солнца. История и культура Японии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

Иванов Ю. Камикадзе – пилоты – смертники. Глава II “Дух Ямато” - источник японского национализма и милитаризма.- Смоленск. : Русич, 2003
Еремин В.Н. Традиция в политике и праве Японии: взгляд из России. – М., 2000. С. 53.

См.: Савинцева М.И. Конституционно – правовые проблемы регулирвоания информационных отношений в Японии: история и современность // Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н. – М., 2007. С. 16
Япония: Справочник / Под общ. Ред. Г.Ф. Кима и др.; Сост. В.Н. Еремин. – М., 1992. С. 415.

Гейн М. Японский дневник. М., 1951. С. 178
См.: Хидзиката Кадэуо. «Нихон бунка рон» то тэнносэй идэороги («Теория японской культуры» и идеология императорской системы). Токио, 1983. С. 74
Современные избирательные системы: Испании, США, Финляндии и Японии. – М.: РЦИОТ, 2009. С. 361
Конституция Японии 1947 г. // В кн.: Маклаков В.В.Конституции зарубежных государств – М.: БЕК, 2002. С. 375
Конституция Японии 1947 г. // В кн.: Маклаков В.В.Конституции зарубежных государств – М.: БЕК, 2002. С. 377
Конституция Японии // [Электронный ресурс]: http://artlibrary2007.narod.ru/konstitucii.html
Там же.
Шевченко Т.И. Парламентаризм в Японии // Вологодинские чтения 2002 - № 23. С. 80
Примечание: ЛДП была образована 15 ноября 1955 года в результате слияния двух оппозиционных партий: Либеральной партии и Японской демократической партии
См.: Yamamoto, Atsumasa. Multilateral Activities for Stability in the East Asia-Pacific region. - IIPS Policy Paper 135E, September 1994
Стрельцов Д. С космической скоростью Япония отказывается от своих мирных принципов. // Красная звезда 10 июня 2008 г









5

Список использованной литературы
Источники (нормативные акты)

1.Конституция Японии // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Сост. В.Н. Садиков. – М.: ООО ТК Велби, 2002. С.681-688
2.Конституция Японии с изменениями и дополнениями на 2010 г. // [Электронный ресурс]: http://artlibrary2007.narod.ru/konstitucii.html
Литература на русском языке:

3.Вагацума С., Ариидзуми Т. Гражданское право Японии. Кн. 1. М., 1983.
4.Гаджиева Е. А. Страна восходящего солнца. История и культура Японии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
5.Еремин В.Н. Традиция в политике и праве Японии: взгляд из России. – М., 2000.
6.Зенин И.А.Гражданское и торговое право зарубежных стран – М.: МЭСИ, 2005.
7.Иванов Ю. Камикадзе – пилоты – смертники. Глава II “Дух Ямато” - источник японского национализма и милитаризма.- Смоленск. : Русич, 2003
8.Инако Ц. Современное право Японии. Пер. с яп. М., 1981.
9.Кларк Грегори. Рожденные социальным балансом резервы роста (Кураку Гурегори. Сякай-но барансу га уму сэйтё: ёрёку). - Токио: Нихон кейдзай кэнкюю сэнта кахоо, 1979, № 355. С. 37
10.Оки А. Правовые идеи японцев // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. Т. 1. М., 1999.
11.Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. Т. 2. – М.,2002.
12.Савинцева М.И. Конституционно – правовые проблемы регулирования информационных отношений в Японии: история и современность // Автореферат на соискание ученой степени к.ю.н. – М., 2007
13.Стрельцов Д. С космической скоростью Япония отказывается от своих мирных принципов. // Красная звезда 10 июня 2008
14.Шевченко Т.И. Парламентаризм в Японии // Вологодинские чтения 2002 - № 23. С. 80-81
15.Япония: Справочник / Под общ. Ред. Г.Ф. Кима и др.; Сост. В.Н. Еремин. – М., 1992.


Литература на японском языке:


16.Esaki Kouschi. Anderungen des japanischen Patent,- Muster,- und Warenzeichenrecht // GRUR Int. 1976, № 3. S. 100.
17.Yamamoto, Atsumasa. Multilateral Activities for Stability in the East Asia-Pacific region. - IIPS Policy Paper 135E, September 1994

Вопрос-ответ:

Какие основные принципы лежат в основе права в Японии?

Право в Японии основывается на традициях и философии, что отражает сочетание традиционализма и модернизма в правовой системе страны.

Какова роль императора в современном праве Японии?

После принятия Конституции в 1946 году, статус императора укрепился, и он стал символом государства и единства нации.

Каким образом происходит трансформация конституционного права в Японии?

Трансформация конституционного права в Японии происходит путем сочетания традиций и современности в управлении страной, где император и парламент играют важные роли.

Какие особенности имеет Конституция Японии?

Конституция Японии объединяет традиции и современные принципы управления страной, устанавливая права и обязанности граждан, а также определяя структуру и функции правительства.

Какой статус имеет император в Японии?

В современном праве Японии император является символом государства и единства нации. Он не обладает полномочиями исполнительной, законодательной или судебной власти, но выполняет ритуальные и представительные функции.

Какие основные принципы традиционализма присутствуют в праве Японии?

В праве Японии присутствуют основные принципы традиционализма, такие как уважение к старшим, обязательство подчиняться властям и придерживаться установленных норм и ценностей.

Каким образом укрепился статус императора после принятия Конституции в 1946 году?

После принятия Конституции в 1946 году, статус императора укрепился благодаря его новой роли символа единства нации и гаранта безопасности страны. Он стал выступать в качестве ненарушимого источника власти и одновременно лица, не вмешивающегося в политические дела.

Какие процессы трансформации проходит конституционное право Японии?

Конституционное право Японии проходит процессы трансформации, связанные с сочетанием традиций и современности в управлении страной. Японская Конституция сочетает в себе элементы традиционного империализма и определенные современные демократические принципы. В такой системе специфическую роль играют и император, и парламент.