Цели и методы манипулирования общественной моралью (по работам Ницше)
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 08.04.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ:
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВЕННАЯ МОРАЛЬ В ТЕОРИИ Ф. НИЦШЕ
1. 1. Сущность и роль общественной морали
1. 2. Манипулирование общественной моралью
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ-РАЗМЫШЛЕНИЕ НА ТЕМУ ФЕНОМЕНА ОБЩЕСТВЕННОЙ МОРАЛИ КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОЙ МАНИПУЛЯЦИИ В ТЕОРИИ Ф. НИЦШЕ
ЛИТЕРАТУРА:
- «Жизнь уж так устроена, что она основана не на морали; она ищет заблуждения, она живет заблуждением».
Таким образом, с одной стороны, Ницше нивелирует ценность моральных принципов в обществе, с другой – сетует на отсутствие в обществе стоящих «моралистов», учителей нравственности.
Само понятие морали Ницше изначально рассматривает под углом власти: «..под моралью подразумевается именно учение об отношениях власти, при которых возникает феномен «жизнь». В данном утверждении уже можно усмотреть определенный манипулятивный момент – мораль не для общества, а, напротив, общество для морали, для власти, для удовлетворения определенных потребностей определенной группы индивидов.
При всем этом нельзя однозначно обвинить Ницше в аморальности идей и призывов. Автор вовсе не стремится дискредитировать феномен общественной морали и свести его к манипулятивной функции, как может показаться на первый взгляд. Скорее он пытается представить другую сторону моральной культуры, а заодно продемонстрировать относительность человеческого представления о том, что есть Благо, а что Зло. В его учении понятия «плохого» и «хорошего» не возникают и не существуют сами по себе – это порождение человеческого разума, не без участия утилитарных потребностей индивида.
Возможно здесь сказывается еще и атеистическая позиция автора – отказ от Бога влечет за собой отказ от идеи всеобщего блага как высшей ценности, которая должна быть основой существования человечества. Религиозная позиция принимает мораль как нечто несомненное, не зависимое от воли и желаний человечества, как высшую истину, которая существовала всегда, прежде его возникновения.
Однако Ницше не разделяет данную позицию. Если в его интерпретации общественная мораль – это только явление человеческой мысли и человеческих потребностей, то манипулятивная сторона данной морали вполне предсказуема. То, что появилось как следствие удовлетворения определенных человеческих потребностей, может и в дальнейшем использоваться с данной целью.
Также своего рода «защитным» аргументом для нравственной теории Ницше является упомянутая выше идея природной обусловленности. В самом деле, процесс борьбы, приводящей к доминированию сильных особей над слабыми, изначально запрограммирован природой. Ницше, как сторонник естественно-натуралистского подхода к общественному развитию, предлагает человечеству отказаться от искусственных ограничений, сдерживающих его естественный рост и совершенствование. Данными ограничениями выступают моральные ценности.
Однако следует отметить, что воплощение нравственных идей Ницше на практике вряд ли оправдало бы его ожидания. Естественно-природная сущность человека составляет только часть его структуры, ее доминирование привело бы к определенному «обесчеловечиванию» индивида. Так как именно нравственная сторона человеческой сущности прежде всего отличает его от животного мира и делает собственно человеком.
Победа сильных особей над слабыми, доминирующая в животном мире, не сможет обеспечить стабильного и процветающего общества в мире человека, так как вместе с развитием физической формы, человеческому индивиду необходимо моральное совершенствование, которое, в свою очередь, подразумевает поддержание тех самых христианских моральных ценностей, от которых предлагал отказаться Ницше.
Только совместно существование, взаимодействие и взаимоподдержка способны определять процесс гармоничного развития общества. А общество физически развитых, но эгоистически направленных индивидов, не заинтересованных в развитии других индивидов, обречено на гибель. Да и само название «общества» для объединения подобных индивидов можно поставить под сомнение, так как собственно общей сущности – то есть того основополагающего стержня, на котором образуется социум – оно как раз и лишено.
ЛИТЕРАТУРА:
Апресян Р. Г. Феномен общественной морали // Актуальные проблемы современности сквозь призму философии: Сборник докладов. Выпуск № 1 (Серия «Научные доклады», Вып. 4) / Отв. ред. С. В. Девяткин. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2007. – С. 57-86.
Зиммель Г. Фридрих Ницше: Этико-философский силуэт. – М.: Юристъ, 1996.
Ницше Ф. Генеалогия морали. – СПб.: Азбука-классика, 2006.
Ницше Ф. Несвоевременные размышления: [сборник эссе]. – СПб.: Азбука-классика, 2009.
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: [Соч.: Пер. с нем]. – М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2001.
Ницше Ф. Утренняя заря: Мысли о моральных предрассудках: [Перевод] / [Послесл. А. В. Перцева]. – Свердловск: Воля, 1991.
Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов [Пер. с нем. С.Л. Франка; Вступ. ст., коммент. К.А. Свасьяна]. – М.: ОЛМА-пресс, 2001.
Ницше Ф. Утренняя заря: Мысли о моральных предрассудках: [Перевод] / [Послесл. А. В. Перцева]. – Свердловск: Воля, 1991.
Ницше Ф. Генеалогия морали. – СПб.: Азбука-классика, 2006.
Там же.
Там же.
Ницше Ф. Утренняя заря: Мысли о моральных предрассудках: [Перевод] / [Послесл. А. В. Перцева]. – Свердловск: Воля, 1991.
Ницше Ф. Утренняя заря: Мысли о моральных предрассудках: [Перевод] / [Послесл. А. В. Перцева]. – Свердловск: Воля, 1991.
Там же.
Там же.
Ницше Ф. Генеалогия морали. – СПб.: Азбука-классика, 2006.
Ницше Ф. Генеалогия морали. – СПб.: Азбука-классика, 2006.
Там же.
Зиммель Г. Фридрих Ницше: Этико-философский силуэт. – М.: Юристъ, 1996.
Там же.
Зиммель Г. Фридрих Ницше: Этико-философский силуэт. – М.: Юристъ, 1996.
Там же.
Ницше Ф. Генеалогия морали. – СПб.: Азбука-классика, 2006.
Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов [Пер. с нем. С.Л. Франка; Вступ. ст., коммент. К.А. Свасьяна]. – М.: ОЛМА-пресс, 2001.
Апресян Р. Г. Феномен общественной морали // Актуальные проблемы современности сквозь призму философии: Сборник докладов. Выпуск № 1 (Серия «Научные доклады», Вып. 4) / Отв. ред. С. В. Девяткин. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2007. – С. 59.
Ницше Ф. Утренняя заря: Мысли о моральных предрассудках: [Перевод] / [Послесл. А. В. Перцева]. – Свердловск: Воля, 1991.
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: [Соч.: Пер. с нем]. – М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2001.
Ницше Ф. Несвоевременные размышления: [сборник эссе]. – СПб.: Азбука-классика, 2009.
Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов [Пер. с нем. С.Л. Франка; Вступ. ст., коммент. К.А. Свасьяна]. – М.: ОЛМА-пресс, 2001.
3
1.Апресян Р. Г. Феномен общественной морали // Актуальные проблемы современности сквозь призму философии: Сборник докладов. Выпуск № 1 (Серия «Научные доклады», Вып. 4) / Отв. ред. С. В. Девяткин. – Великий Новгород: НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2007. – С. 57-86.
2.Зиммель Г. Фридрих Ницше: Этико-философский силуэт. – М.: Юристъ, 1996.
3.Ницше Ф. Генеалогия морали. – СПб.: Азбука-классика, 2006.
4.Ницше Ф. Несвоевременные размышления: [сборник эссе]. – СПб.: Азбука-классика, 2009.
5.Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: [Соч.: Пер. с нем]. – М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 2001.
6.Ницше Ф. Утренняя заря: Мысли о моральных предрассудках: [Перевод] / [Послесл. А. В. Перцева]. – Свердловск: Воля, 1991.
7.Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов [Пер. с нем. С.Л. Франка; Вступ. ст., коммент. К.А. Свасьяна]. – М.: ОЛМА-пресс, 2001.
Вопрос-ответ:
Какую роль играет общественная мораль в теории Ницше?
Общественная мораль в теории Ницше играет важную роль, так как он считал ее основным инструментом контроля и манипуляции над индивидуумами. Он считал, что общественная мораль создает идеалы и нормы, которыми люди должны следовать, и это ограничивает их свободу и самовыражение.
Как Ницше оценивал манипулирование общественной моралью?
Ницше отрицательно относился к манипулированию общественной моралью. Он считал, что это явление, направленное на подавление индивидуальности и подчинение массы общественным идеалам, которые не всегда соответствуют истинным потребностям и ценностям людей.
Какими методами осуществляется манипулирование общественной моралью?
Манипулирование общественной моралью осуществляется различными методами, такими как создание идеалов, норм и стандартов, пропаганда, формирование стереотипов, контроль над информацией и др. Целью манипуляции является контроль над поведением и мышлением людей, чтобы они соответствовали определенным интересам и целям определенных групп или идеологий.
Какие аспекты общественной морали Ницше отмечал как манипулятивные?
Ницше отмечал, что манипулятивными аспектами общественной морали являются ее установки на отрицание человеческих инстинктов, подавление индивидуальности, создание ложных идеалов и норм, формирование чувства вины и стыда, а также использование моральных стереотипов для контроля над людьми.
В чем суть феномена общественной морали как средства социальной манипуляции в теории Ницше?
В теории Ницше феномен общественной морали рассматривается как основное средство социальной манипуляции. Он считал, что общественная мораль формирует идеалы, нормы и ценности, которыми люди должны следовать, и это позволяет контролировать их поведение и мышление. Через манипуляцию общественной моралью реализуются интересы определенных групп и идеологий, которые используют ее для подавления индивидуальности и установления своей власти.
Какую роль играет общественная мораль согласно Фридриху Ницше?
Общественная мораль, по мнению Ницше, играет существенную роль в жизни общества. Она определяет нормы и ценности, которые общество должно придерживаться. Мораль является основой для оценки человеческих поступков и поведения, и она имеет влияние на взаимодействие людей друг с другом.
Какими методами можно манипулировать общественной моралью по мнению Ницше?
Ницше утверждал, что манипулирование общественной моралью может производиться различными способами. В перспективе, это может быть достигнуто с помощью создания и распространения определенных идей и ценностей, которые формируют поступки и поведение людей. Кроме того, манипуляция может осуществляться через использование власти и контроля над обществом, чтобы формировать определенные нормы и стандарты поведения.
Какую роль играет общественная мораль в социальной манипуляции согласно Фридриху Ницше?
Согласно Ницше, общественная мораль играет центральную роль в социальной манипуляции. Она является инструментом, с помощью которого власть и элита общества могут контролировать и манипулировать массами. Ницше считал, что общественная мораль создает иллюзию свободы и независимости у индивидуумов, в то время как они фактически подчиняются правилам и нормам, установленным элитой.
Каким образом манипуляция общественной моралью может проявляться в теории Фридриха Ницше?
Манипуляция общественной моралью в теории Фридриха Ницше может проявляться в различных формах. Например, это может быть достигнуто путем создания и продвижения определенных идей и ценностей, которые формируют поступки и поведение людей. Кроме того, манипуляция может осуществляться через использование власти и контроля над обществом, чтобы устанавливать определенные нормы и стандарты поведения. Также, Ницше указывал на то, что общественная мораль создает иллюзию свободы и независимости, когда на самом деле люди подчиняются правилам, установленным элитой.