Наука как социальный институт.
Заказать уникальное эссе- 4 4 страницы
- 5 + 5 источников
- Добавлена 25.08.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Характеристика сообщества ученых включает в себя многообразие параметров, черт и признаков. Очевидно, что ученый – это не только глубокий специалист, высококомпетентный знаток своего дела. Он – всегда представитель той или иной социально-культурной сферы, как личность обладает определенными нравственными и эмоционально-волевыми свойствами. Здесь исследователи, как правило, отмечают, что уровень профессионализма не всегда совпадает с качествами личности. Известно немало случаев, когда специалисты поступают неэтично, а то и преступно.
Социальный статус науки проявляется, прежде всего, в ее основных функциях.
Во-первых, наука выполняет функцию непосредственной производительной силы, направленной на умножение ресурсов общества. Иными словами, наука определяет потенциал социально-экономического роста.
Во-вторых, науке принадлежит важная функция в сфере образования и формирования личности, т.е. имеется в виду мировоззренческая функция науки.
В-третьих, современная наука реализует в качестве приоритетной социальную функцию. Суть ее состоит в том, что методы науки и данные научных исследований используются для разработки и обоснования крупномасштабных планов, программ социального и экономического развития [См.:2, с.147-148].
В науке как в социальном пространстве можно выделить три уровня – индивидуально-личностный, социальный и институциональный.
К индивидуально-личностному уровню относятся конкретные индивиды-ученые, профессионально занимающиеся научной деятельностью, их роли, статусы, интересы, потребности, мотивация, социальные установки и ценностные ориентации.
Социальный уровень с одной стороны представляет собой структуру объективных отношений между агентами, которые определяют деятельность целых институтов, научных сообществ или отдельных исследователей. С другой стороны развитую систему коммуникации.
Институциональный уровень предполагает углубленное изучение института науки. Здесь институт науки можно представить в виде институциональной матрицы, которая, в свою очередь лежит «в основе меняющихся эмпирических состояний конкретного общества и постоянно воспроизводится» [4, с. 60].
Таким образом, институт науки может выступать в качестве структурной формы человеческих взаимодействий, в рамках которого исследователи сотрудничают согласно формальным и неформальным нормам, правилам поведения, что требует более глубокого и всестороннего изучения.
Список литературы
1. Бабосов Е.М. Социология науки / Е.М. Бабосов. Мн:Харвест, 2009. 224 с.
2. Безвесельная З.В., Козьмин В.С., Самсин А.И. Философия науки: Учеб. пособие. М.: Юриспруденция, 2009. 216 с.
3. Гурштейн А.А. Природа и наука / А.А. Гурштейн [Электронный ресурс] / Библиотека «От молекул до планет». Режим доступа: http://omdp.narod.ru/gip/nipn.htm.
4. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России / С.Г. Кирдина. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 2001. 308 с.
5. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. М.: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. 873 c.
4
1. Бабосов Е.М. Социология науки / Е.М. Бабосов. Мн:Харвест, 2009. 224 с.
2. Безвесельная З.В., Козьмин В.С., Самсин А.И. Философия науки: Учеб. пособие. М.: Юриспруденция, 2009. 216 с.
3. Гурштейн А.А. Природа и наука / А.А. Гурштейн [Электронный ресурс] / Библиотека «От молекул до планет». Режим доступа: http://omdp.narod.ru/gip/nipn.htm.
4. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России / С.Г. Кирдина. Новосибирск: ИЭ и ОПП СО РАН, 2001. 308 с.
5. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. М.: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. 873 c.
Вопрос-ответ:
Какие параметры характеризуют сообщество ученых?
Характеристика сообщества ученых включает в себя многообразие параметров, таких как уровень профессионализма, специализация, научные интересы, наличие научной степени и опыта и другие.
Что входит в определение ученого как представителя социально-культурной сферы?
Ученый как представитель социально-культурной сферы обладает определенными нравственными и эмоционально-волевыми свойствами. Также, он является личностью, которая активно взаимодействует с обществом, вносит свой вклад в развитие науки и культуры.
Всегда ли уровень профессионализма соответствует компетенциям ученых?
Нет, не всегда уровень профессионализма ученых совпадает с их компетенциями. В научных кругах часто можно встретить ситуации, когда ученый обладает высоким уровнем знаний и квалификации в своей узкой области, но не имеет достаточных навыков или знаний в других смежных областях.
В чем заключается значение науки как социального института?
Наука как социальный институт имеет огромное значение для общества. Она способствует развитию и процветанию общества, обеспечивает рост и расширение научных знаний, открывает новые возможности и перспективы. Кроме того, наука играет важную роль в формировании культурного и интеллектуального потенциала общества.
Какие свойства и качества должен обладать ученый?
Ученый должен обладать определенными свойствами и качествами, такими как любознательность, настойчивость, аналитическое мышление, критичность, ответственность, творческий подход, коммуникабельность и другие. Эти свойства помогают ученым успешно заниматься научной деятельностью и достигать новых открытий и результатов.
Каковы характеристики сообщества ученых?
Характеристика сообщества ученых включает в себя многообразие параметров черт и признаков. Ученый - это не только глубокий специалист и высококомпетентный знаток своего дела, но и представитель определенной социально-культурной сферы. Он обладает определенными нравственными и эмоционально-волевыми свойствами.
Какие свойства обладает ученый?
Ученый обладает определенными нравственными и эмоционально-волевыми свойствами. Он должен быть надежным и честным, обладать высокой мотивацией и настойчивостью, быть готовым к постоянному самосовершенствованию и расширению своих знаний.
Совпадает ли уровень профессионализма с нравственными свойствами ученого?
Исследователи отмечают, что уровень профессионализма не всегда совпадает с нравственными свойствами ученого. Некоторые ученые могут быть профессионально успешными, но не всегда сохраняют высокие моральные принципы. Однако, накопление знаний и опыта в науке часто требует этичности и честности, поэтому большинство ученых старается сочетать профессионализм с высокими этическими стандартами.