Ямамото Сюгоро как реалист.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 25 25 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 05.02.2012
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


Введение
1. Реализм как литературное направление
2. Особенности развития японской литературы в ХХ веке
3. Творчество Ямамото Сюгоро
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Наиболее известные произведения этого периода – «Пихты остались» и «Цветочный ковёр». Книги писателя отличает симпатия к беднякам и неудачникам, неприязнь к власть имущим и глубокое уважение к традициям.
Книга «Жизнь великих японских женщин» была номинирована на 17-ю премию Наоки, одну из самых престижных японских литературных премий, но Сюгоро отказался её получать, скромно утверждая, что не считает эту «популярную писанину» «литературой».
В творческом наследии Сюгоро особенно выделяются рассказы, написанные в реалистическом ключе. Главным предметом изображения в них становится обыденная жизнь японцев. Рассказы Сюгоро можно назвать реалистическими бытовыми зарисовками японской жизни.
В рассказе «Наивная жена» предметом описания становятся семейные отношения главного героя рассказа Току-сана. Тема рассказа вводится в повествование в первом же абзаце: «Току-сан женился». Затем автор отступает от хронологического повествования и дает развернутую характеристику главного героя: он рассказывает о том, кто такой Току-сан, как он выглядит, какие у него отношения с соседями и т.д., т.е. дает социальную и бытовую характеристику героя. Интересно отметить, что эта характеристика дается как бы для дополнения картины. Кажется, что она не обладает никакой специальной целью. Для примера сравним портретные характеристики героев в рассказах «Наивная жена» и «Отец»:
Току-сан почему-то утверждал, что ему тридцать два года, хотя на самом деле ему было не более двадцати восьми. Он был упитан, даже полноват для своих лет, летом и зимой носил одно и то же застиранное легкое кимоно, поверх которого надевал зимой дырявую кофту на вате. Кофта была женская и такая старая, что невозможно определить, какая она по расцветке. <…> Его лицо иногда казалось продолговатым, иногда круглым, как шар. Брови почти незаметны, глаза узкие, губы толстые, угреватый нос — пористый, словно кожура мандарина. Ростом Току-сан был не более метра шестидесяти, хотя всем и каждому с гордостью заявлял, что в нем не меньше ста семидесяти сантиметров, и на людях он всегда тянулся вверх, насколько хватало сил.

Кунико была миловидной толстушкой небольшого роста, с кукольным личиком, миниатюрным ртом и носиком.

Рётаро, которого все для краткости называли Рё-сан, был невысок ростом и в меру упитан. Его круглое лицо с толстыми губами постоянно излучало добродушие, а маленькие круглые глазки то высматривали что-то из-под густых бровей, то прятались в их тени
Описания, приводимые Сюгоро, строятся по сходному принципу: он дает сведения о возрасте, телосложении (обычно невысокий и плотный человек), форме лица и отдельных чертах. Нельзя сказать, что какая-либо черта является «любимой» у автора. Например, для характеристики Току-сана самым важным оказывается его рост, Кунико – кукольное личико, Рётаро – глаза. Центральной же особенностью данных описаний является практически полное отсутствие художественно-изобразительных средств в таком описании, оно реалистично и даже фактографично, т.е. мы практически видим фотографию героев.
Второй важной реалистической особенностью творчества Сюгоро является его пристальное внимание к социальному окружению. Он подробно описывает быт и нравы соседей героев, что позволяет ему создать краткую характеристику образа жизни главного действующего лица. Очень ярко эта черта проступает в рассказе «Отец», когда автор описывает то, как одевался Рётаро, его дети и их соседи. Он пишет, что одежда была довольно плохая, ее часто чинили и штопали, и «Семья Рё-сан не была исключением в этом отношении». В этой характеристике реализуется реалистический принцип связи жизни героя с его социально-бытовым окружением.
Поведение героя может строиться и на основе контраста традициям окружения. Например, стирка в рассказах Сюгоро – это женская обязанность, но чтобы подчеркнуть тот факт, что женщины-героини его рассказов необычны, автор показывает, что стиркой в занимаются не они, а мужчины, причем он подчеркивает нетипичность такого занятия для мужчины словами соседей:
Таро и Дзиро занимались стиркой. <…>  – Не пойму, что вы за дети? – нередко говорила Мисао, обращась к мальчикам. – Разве это мужская работа – заниматься стиркой? Заранее вижу: растратите себя по пустякам и ничего путного из вас не получится.
Все делал Току-сан – покупал продукты, занимался стиркой у колодца. Он не брезговал стирать даже нижнее белье Кунико. Такое было бы еще простительно для пожилых, давно женатых людей, да и то если жена больна, но для молодоженов, при здоровой жене!.. Позорище! Женщины, которые целыми днями гнули спину, обихаживая мужа и детей, выходили из себя.
В первом фрагменте из рассказа «Отец» тот факт, что дети занимаются стиркой, подчеркивает главную идею рассказа о том, что их мать Мисао никак о них не заботится, а вся забота о доме и детях лежит на плечах отца Рётаро. Во втором фрагменте то, что стирка выполняется мужем, также подчеркивает необычность жены, которая до замужества в течение семи лет работала в баре. Таким образом, реалистичная деталь в творчестве Сюгоро может быть типичной или нетипичной. В последнем случае она противопоставляется типичной жизни и тем самым автору удается создать яркую индивидуальную характеристику героев.
Реалистическое описание касается не только образа жизни, но и быта героев. Автор помещает действующих лиц в самые типичные ситуации, окружая их набором предметов, характерных для японского быта. Например, когда Току-сан предлагает спор, он, в частности, спорит на количество мешков мандаринов в лавке, рисинок в миске. В рассказе «Отец» Сюгоро подробно описывает процесс изготовления щеток. С одной стороны, такая подробность позволяет подчеркнуть главное в характере Рётаро – его вдумчивость, медлительность. С другой стороны, реалистичные детали (количество щетинок, проволока, постоянно горячий клей и его неприятный острый запах) – способ типизировать ситуацию, сделать ее более близкой читателям.
Сюжеты Сюгоро – это зарисовки реальной жизни людей, которые приобретают черты обобщения и раздвигаются да масштабов типичных ситуаций. В рассказе «Наивная жена» это женитьба молодого человека на девушке легкого поведения, в рассказе «Отец» – постоянные измены жены, воспитание детей и т.д. Герой Сюгоро типичны, это обычные довольно бедные японцы, которые зарабатывают на жизнь собственным трудом, они действуют в типичных ситуациях, и их поведение и слова тоже довольно типичны. Таким образом автор достигает максимальной реалистичности повествования, создавая свои рассказы как отражение объективной наблюдаемой им реальности.
Рассказы Сюгоро, таким образом, можно отнести к произведениям, созданным в рамках реалистического метода по нескольким критериям.
Во-первых, в основе повествования лежат обычные ситуации из современной писателю жизни. В этих ситуациях действуют обычные герои, представители наиболее крупного общественного класса.
Во-вторых, описание героев и ситуаций строится по принципу перечисления реалистических деталей. Автор настолько подробен в своих описаниях, что, кажется, по ним можно воссоздать зарисовки комнат, портреты героев.
В-третьих, для автора важно описать социальное окружение героя, которое в значительной степени влияет на поведение действующего лица. Когда деталь оказывается противоречащей традициям социального окружения, она необходима для создания индивидуальной характеристики персонажа.
Заключение


Реалистический метод как особый метод художественного творчества появился, вероятно, практически одновременно с появлением самой литературы. В разное время авторы в разной степени стремились к соответствию литературного произведения реальной действительности.
Как литературное направление реализм формируется в середине XIX века, и именно в этот момент происходит открытие Японии для европейского влияния. В результате первыми зарубежными сочинениями, которые попадают в Японию, становятся именно реалистические произведения. Японский читатель проявил большой интерес к подобного рода литературе, т.к. до сих пор прозаическая литература имела либо догматический, либо авантюрно-приключенческий характер. Изображение жизни обычных людей в обычных обстоятельствах сначала было единственным средством ознакомления с западными цивилизациями, а затем стало популярным приемом японской художественной литературы.
Творчество Ямамото Сюгоро является одним из ярких примеров японской реалистической литературы. В его рассказах появляются типичные японцы в самых обычных ситуациях: в отношениях с членами семьи, соседями и друзьями. Его рассказы можно назвать зарисовками с натуры – настолько они реалистичны: портретные характеристики и описания помещений становятся у Сюгоро практически словесными портретами. Главной целью автора становится создание ощущения абсолютной естественности описываемых событий, типичности персонажей, близости ситуаций и автору, и читателю – в этом и есть главная реалистическая черта творчества Ямамото Сюгоро.

Список использованной литературы


Аникст А.А., Мотылева Т.Л. Реализм // Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 318-321.
Григорьева Т.П. Японская литература ХХ века: Размышления о традиции и современности. – M.: Художественная литература, 1983. – 302 с.
Григорьева Т.П. Японская художественная традиция / Отв. ред. А.П. Делюсин. – М.: Наука, 1979. – 368 с.
Гришелева Л.Д., Чегодарь Н.И. Японская культура нового времени: Эпоха Мэйдзи. – М.: Восточная литература, 1998. – 237 с.
Добролюбов Н.А. Темное царство // Собрание сочинений в 9 тт. Т. 5. – М.: Гослитиздат, 1962. – С. 15-35.
Затонский Д.В. Какой не должна быть история литературы? // Вопросы литературы. – 1998. – Январь-февраль. – С. 6, 28-29.
Зверев А. ХХ век как литературная эпоха // Вопросы литературы. – 1992. – № 2. – С. 3-56.
Краткая история литературы Японии: Курс лекций / отв. ред. Е.М. Пинус. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. – 117 с.
Маркович В.М. Вопрос о литературных направлениях и построение истории русской литературы XIX века // Известия РАН. – Отд. литературы и языка. – 1993. – № 3. – С. 26-32.
Основы литературоведения / под общ. ред. В.П. Мещерякова. – М.: Дрофа, 2003. – 416 с.
Тургенев И.С. Собрание сочинений в 12 тт. Т. 12. – М.: Гослитиздат, 1958. – 586 с.
Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2002. – 437 с.
Цит. по: Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2002. – С. 400.
Затонский Д.В. Какой не должна быть история литературы? // Вопросы литературы. – 1998. – Январь-февраль. – С. 28.
Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2002. – С. 401.
Аникст А.А., Мотылева Т.Л. Реализм // Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 318.
Аникст А.А., Мотылева Т.Л. Реализм // Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 318.
Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2002. – С. 401.
Цит. по: Основы литературоведения / под общ. ред. В.П. Мещерякова. – М.: Дрофа, 2003. – С. 272.
Добролюбов Н.А. Темное царство // Собрание сочинений в 9 тт. Т. 5. – М.: Гослитиздат, 1962. – С. 28.
Там же. – С 22.
Аникст А.А., Мотылева Т.Л. Реализм // Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 319.
Там же.
Тургенев И.С. Собрание сочинений в 12 тт. Т. 12. – М.: Гослитиздат, 1958. – С. 492-493.
Аникст А.А., Мотылева Т.Л. Реализм // Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 319.
Маркович В.М. Вопрос о литературных направлениях и построение истории русской литературы XIX века // Известия РАН. – Отд. литературы и языка. – 1993. – № 3. – С. 28.
Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2002. – С. 402.









2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.Аникст А.А., Мотылева Т.Л. Реализм // Литературный энциклопедический словарь / под общ. ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева. – М.: Советская энциклопедия, 1987. – С. 318-321.
2.Григорьева Т.П. Японская литература ХХ века: Размышления о традиции и современности. – M.: Художественная литература, 1983. – 302 с.
3.Григорьева Т.П. Японская художественная традиция / Отв. ред. А.П. Делюсин. – М.: Наука, 1979. – 368 с.
4.Гришелева Л.Д., Чегодарь Н.И. Японская культура нового времени: Эпоха Мэйдзи. – М.: Восточная литература, 1998. – 237 с.
5.Добролюбов Н.А. Темное царство // Собрание сочинений в 9 тт. Т. 5. – М.: Гослитиздат, 1962. – С. 15-35.
6.Затонский Д.В. Какой не должна быть история литературы? // Вопросы литературы. – 1998. – Январь-февраль. – С. 6, 28-29.
7.Зверев А. ХХ век как литературная эпоха // Вопросы литературы. – 1992. – № 2. – С. 3-56.
8.Краткая история литературы Японии: Курс лекций / отв. ред. Е.М. Пинус. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. – 117 с.
9.Маркович В.М. Вопрос о литературных направлениях и построение истории русской литературы XIX века // Известия РАН. – Отд. литературы и языка. – 1993. – № 3. – С. 26-32.
10.Основы литературоведения / под общ. ред. В.П. Мещерякова. – М.: Дрофа, 2003. – 416 с.
11.Тургенев И.С. Собрание сочинений в 12 тт. Т. 12. – М.: Гослитиздат, 1958. – 586 с.
12.Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 2002. – 437 с.

Вопрос-ответ:

Какие особенности развития японской литературы в ХХ веке?

В ХХ веке японская литература прошла через значительные изменения. Она стала сильно отражать социально-политические и культурные изменения в стране. В этот период появилось много новых жанров и направлений, таких как модернизм, реализм и экспериментальная проза. Также большое внимание уделялось истории и культуре Японии, идеалам и ценностям японского народа.

Что можно сказать о творчестве Ямамото Сюгоро?

Творчество Ямамото Сюгоро отличается особым взглядом на мир и глубокой эмпатией к беднякам и неудачникам. Он пишет о людях, которые часто остаются незамеченными в обществе, и проблемах, с которыми они сталкиваются. В своих произведениях он также выражает неприязнь к власть имущим и уважение к традициям.

Какие произведения Ямамото Сюгоро были наиболее известными в том периоде?

В этом периоде наиболее известными произведениями Ямамото Сюгоро были "Пихты остались" и "Цветочный ковёр". Оба этих романа получили большую популярность среди читателей и были высоко оценены литературной критикой.

Была ли книга "Жизнь великих японских женщин" номинирована на какую-нибудь литературную премию?

Да, книга "Жизнь великих японских женщин" была номинирована на 17-ю премию Наоки, одну из самых престижных японских литературных премий. Это свидетельствует о высоком качестве и значимости этого произведения.

Какие ценности и идеалы отражаются в книгах Ямамото Сюгоро?

Книги Ямамото Сюгоро отражают симпатию к беднякам и неудачникам, неприязнь к власть имущим и глубокое уважение к традициям. Он ставит под сомнение существующие социальные неравенства и выражает солидарность с теми, кто находится на маргине общества.

Ямамото Сюгоро как реалист?

Ямамото Сюгоро является одним из ярких представителей японского реализма в литературе. В своих произведениях он изображает жизнь простых людей, их проблемы, страдания и утраты. Он воссоздает реальность с большим вниманием к деталям и описывает события и переживания персонажей с большой достоверностью.

Какие особенности развития японской литературы в ХХ веке?

В ХХ веке японская литература претерпела значительные изменения. Она стала более разнообразной и отражала сложные проблемы современного общества. Впервые стали появляться произведения, в которых затрагивались темы политической и социальной критики. Кроме того, начали развиваться новые направления, такие как модернизм и экспрессионизм.

Какие самые известные произведения Ямамото Сюгоро?

Некоторые из наиболее известных произведений Ямамото Сюгоро включают "Пихты остались" и "Цветочный ков". В этих книгах автор рисует портреты обычных людей, сталкивающихся с трудностями и несовершенствами жизни. Ямамото Сюгоро пишет с сочувствием к беднякам и неудачникам, одновременно критикуя власть имущих и глубоко уважая традиции.