Русское ювелирное искусство 16-17 века.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История Древняя
  • 35 35 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 10.10.2011
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА
2. ВЕДУЩАЯ РОЛЬ МОСКОВСКОГО ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА
2.1. Становление Москвы как центра российского ювелирного искусства
2.2. Особенности технических приемов московских ювелиров
2.3. Специфика ювелирных украшений
3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА РОССИИ XVI-XVII вв.
3.1. Ювелирное искусство центральной России
3.2. Ювелирные центры северо-запада России
3.3. Серебряное и золотое дело Казани
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ


Фрагмент для ознакомления

Кроме обычных для русского Севера синего и зеленого цветов, имеются черный, желтый, светло-синий, бледно-зеленый и белый.
Сложность изображения, многоцветность эмали и высокое мастерство выполнения говорят нам о том, что этот памятник не мог быть единственным и что вологодские серебряники достигли в искусстве эмали значительной высоты.
В работах вятских мастеров серебряного дела больше всего заметно влияние сольвычегодских ювелиров периода их расцвета в XVII в. и великоустюжских черненых дел мастеров XVIII в. Тонкий peзной орнамент цветов тюльпана на стеблях с листьями, украшающий серебряную ладоницу вятской работы 1675 г., сделанную при епископе Ионе «домовой казной», живо напоминает нам иэлюблшшый мотив тюльпанов в сольвычегодских эмалевых изделиях того времени.
К изделиям вятских эмальеров, выполненным явно под влиянием усольских мастеров, можно отнести две панагии и Евангелие, поступившие в Государственную Оружейную палату из вятской соборной ризницы и сделанные в Вятке, На этих изделиях особенно ярко выступают желтый, желто-оранжевый л зеленый цвета на белом фоне, занимающем сравнительно небольшое пространство, что отличает их от эмалей Сольвычегодска, Надо думать, что эти три предмета были сделаны в Вятке, хотя точных документальных данных об этом не имеется.
Новгород, как крупнейший центр ювелирного искусства, на протяжении многих веков занимал очень значительное место в культуре древней Руси и средневекового русского государства. Влияние мастерства новгородских серебряников распространялось далеко за пределы Новгородского края. Их произведения отмечены ярко выраженным индивидуальным стилем – лаконичным, сильным и выразительным.
Мощная струя византийского искусства не могла не наложить отпечатка на ранние памятники новгородского прикладного искусства. Однако византийские орнаментальные мотивы и изображения получали иное звучание в исполнении русских мастеров. Орнамент вьющейся лозы с крупными цветами, заключенными в кругах, образованных отростками, часто встречающийся на византийских памятниках, был воспринят в Киевской Руси как «златописцами», украшавшими заставками рукописные книги, так и мастерами прикладного искусства. В Новгороде этот орнаментальный мотив полюбился на долгие годы, начиная с XI-XII вв. и до второй половины XVI в., когда он был положен широкими полосами на серебряных басменных окладах икон Софийского собора.
После присоединения Новгорода к Российскому государству город пережил новый экономический расцвет и вместе с тем расширилось и производство серебряных изделий. В то же время серебряное дело не изменило высоким традициям древней культуры, серебряники не снизили качество мастерства, неизмененными остались точность и четкость рисунка, ясность форм и композиционных построений, лаконизм и выразительность художественного языка.
Новгород в XVI-XVII вв. сохраняет значение одного из основных центров, ведущих торговлю со странами Запада и Востока. Туда стекаются со своими товарами гости из всех городов, турецкие купцы, торговые люди из Любека, из Швеции, из прибалтийских городов. Нередко выезжают и сами новгородцы в город «Стекольпо» (Стокгольм) С рыбными товарами, с мясом и пенькой. Широкие торговые связи и благодаря этому возможность ознакомления с самыми различными изделиями западных и восточных мастеров, несомненно, обогащали опыт новгородских серебряников, расширяла их кругозор, их представления о способах художественного выражения, и, несмотря на это, произведения новгородцев всегда сохраняют особый, индивидуальный характер.
В XVI и XVII вв. новгородские серебряники владели всеми приемами ручной обработки драгоценных металлов и. с большим мастерством украшали свои изделия ручным тиснением (басмой), чеканными и резными узорами и изображениями, литыми деталями, сканью, эмалью и чернью.
В формах и орнаментации новгородских серебряных изделий можно порой усмотреть непосредственную связь с произведениями народного творчества. Серебряные литые, иногда украшенные эмалью кресты-нательники XVI и XVII вв., почти круглые, с трехлопастными концами, соединенными между собой, близки по своей форме большому деревянному резному кресту XIV в. и древним каменным «поклонным» крестам, вписанным в круг. Но при всем сходстве небольшой размер делает их значительно изящнее, их рисунок и пропорции приобретают большую легкость и утонченность.
Не случайно именно Новгород, этот крупный центр ювелирного мастерства, стал родиной новой формы драгоценной посуды – золотого и серебряного ковша. Новгородские серебряники были первыми, кто перенес в металл древнюю форму деревянного ковша, основанную на многовековой традиции народного искусства. Слава лучших специалистов по изготовлению ковшей осталась за новгородцами и в XVI, и в XVII вв., когда эта форма посуды стала известна в России утке почти повсеместно. Новгородские серебряные ковши почти круглые, с высокими плотными стенками, больше и дольше, чем где-либо, сохраняют близость деревянной народной утвари.
Орнаментация новгородских серебряных изделий XVI и XVII вв. богата и разнообразна, а отдельные мотивы, получившие в эти годы развитие, уходят корнями далеко в глубь веков, порой сочетаясь на одном предмете с новыми, реалистически трактованными. В XVI и XVII вв. как в деревянной резьбе, так и на серебряных изделиях Новгорода плетенка часто вводится в растительный орнамент и, несколько утратив свободу причудливых изгибов, она принимает определенную форму, иногда напоминающую «кафимский узел». Трудно перечислить орнаментальные мотивы новгородской басмы XVI в., их очень много, и может быть, это богатство выбора определяет то, что на басменных окладах новгородских икон почти без исключения применялось несколько различных узоров на одном предмете – на венце, на фоне, на боковых, верхней и нижней частях рамы. Долго и часто встречается орнамент чешуйчатый, иногда с чередованием матовых и гладких чешуек, иногда же обогащенный включенными в чешуйки розетками.
Во второй половине XVII в. характер орнамента сильно изменяется. Часто встречаются прорезные чеканные узоры вьющегося стебля с пышными розетками и фантастическими цветами или плодами на отростках и ряды бусин, окаймляющие края предмета.
Широкое развитие получила в Новгороде серебряная скань, в особенности в XVI в., когда наблюдается большое разнообразие ее применения и исключительное богатство узоров, большей частью расположенных на фоне, сплошь покрытом мелкими серебряными сканными кружками. Истоки сердцевидного орнамента, известного в новгородской серебряной скани с конца XV в. и занявшего такое большое место в серебряном деле Новгорода в XVI в., следует искать в византийском искусстве.


3.3. Серебряное и золотое дело Казани
Серебряное дело в Казани существенно отличается от искусства городов Верхнего Поволжья.
Казанское ханство, возникшее в первой половине XV в. на развалинах прежнего булгарского улуса Золотой Орды, до некоторой степени восприняло традиции древней культуры Камской Булгарии, преемственная связь с которой прослеживается в орнаментации изделий казанских ремесленников. В составе населения Казанского ханства было много татар, потомков древних булгар, и много русских, захваченных в плен во время грабительских набегов казанских феодалов на русские земли.
Первые летописные сведения об изготовлении в Казани золотых и серебряных сосудов относятся к началу XVI в. и говорят о борьбе с Москвой, которая разгорелась тотчас же по возникновении Казанского ханства.
Борьба с Москвой закончилась при Иване IV взятием Казани и заселением ее в значительной части русскими людьми.
Золотой царский венец, «шапка казанская», сделанный для Ивана IV в середине XVI в., исполнен очень тонко и с большим мастерством. Техника его выполнения, выбор камней (альмандины и бирюза) и густой орнамент переплетающихся трав на черневом фоне носят восточный характер и вызывают предположение, что в работе над ним принимали участие мастера, приехавшие из Казани с последним казанским ханом Эдигером Махметом.
В 60-x годах XVI в. в Казани насчитывалось довольно значительное число посадских серебряников. По переписным книгам 1565–1568 гг., в городе значится 19 мастеров, имевших 17 лавок в серебряном и железном рядах.
Точных сведений о числе серебряников, работавших в Казани в XVII в., не сохранилось, но, по имеющимся документальным данным, можно с уверенностью сказать, что в это время серебряное мастерство стояло там на значительной высоте. Как в Ярославле и Нижнем Новгороде, так и в Казани наибольшее развитие получила в серебряном деле чеканка. Когда в 1652–1653 гг. из разных городов России созывали в Москву лучших серебряников для того, чтобы сделать чеканные оклады на иконы иконостаса Успенского собора в Кремле, тогда из Казани приехало 9 мастеров, которые все без исключения были чеканщиками.
В конце XVII в. в Казани высоко стояли резьба по серебру и черневое дело. Об этом свидетельствует очень интересный стакан с тонкой гравюрой, местами покрытой чернью, на котором изображены «Девять мучеников иже в Кизице». Стакан был сделан для казанского митрополита Адриана, основателя Кизического монастыря в Казани. Соприкосновение казанских серебряников с искусством Востока, несомненно, сказалось в орнаменте, вырезанном на оборотной стороне напрестольного креста 1689 г. из церкви св. Димитрия в селе Ягодном. Это необычный для русского искусства того времени орнамент веерообразных гвоздик с острозубчатыми лепестками на круто изогнутых в разных направлениях стеблях с сочными листьями.
В серебряном мастерстве Казани не могли не оставить следа и некогда делавшиеся в этой местности исключительные по тонкости работы булгарские украшения со сканью и зернью – височные кольца, перстни, серьги. В Казани, единственном из городов Поволжья, было развито искусство скани, причем оно носило там особый характер. В XVII в. почти повсеместно в России сканные узоры расцвечивали эмалью. Казанская скань является исключением, се завитки дают чисто графический рисунок сложных мелких узоров, С точки зрения техники выполнения скани работа казанских серебряников скорее приближается к среднеазиатской или греческой, чем русской скани.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, произведения прикладного искусства непосредственно входят в быт, в большей или меньшей степени с детства окружают человека, и, тем не менее, они труднее поддаются восприятию и оценке, чем живопись, скульптура и архитектура. Ювелирные изделия в этом отношении, быть может, еще сложнее для восприятия, чем росписи по дереву, керамика, ткани и вышивки. Древнерусское ювелирное искусство отличалось богатством форм. Для киевских ювелиров характерны изделия с перегородчатой эмалью, для Новгорода XI-XII веков — серебряные литургические сосуды и чеканные оклады икон; изделия Владимиро-Суздальской школы (XII-XIII века) отличались чередованием серебряных и золотых частей. Москва и Суздаль XIV-XV веков славились окладами икон и Евангелий, складнями со сканью, чеканкой, басмой, эмалью и литыми изображениями. Не было, кажется, такого уголка в древней Руси, где не работали бы золотых и серебряных дел мастер. В царских и патриарших мастерских, на посаде, в Серебряном ряду, в поместьях крупных феодалов и в маленьких монастырских мастерских горел огонь в горнах, плавили, ковали и чеканили серебро, вытягивали блестящие нити тонкой, мягкой проволоки. В столице же сложный церемониал внутренней жизни дворца требовал множества золотых и серебряных изделий, которые выполнялись большим штатом мастеров: нужны были посуда, оправы на оружие, на седла, на колчаны, наличья для выездов на охоту, конские уборы; драгоценные оклады с жемчугом и самоцветами на иконы, бывшие непременной принадлежностью жилищ; церковная утварь, оклады книг и лампады для соборов Московского Кремля и внутренних дворцовых церквей и др.
В XVI-XVII веках, несмотря на постоянные соприкосновения с искусством Западной и Восточной Европы, русское искусство еще идет своим самобытным путем, существует изолировано от развития западноевропейского искусства. Век спустя оно уже полностью включено в общеевропейский контекст.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Журавлева В., Костина И., Мунтян Т. Искусство русских ювелиров: Девять веков истории. – М.: Художник и книга, 2004. – 174 с.
Иванов А.Н. Мастера золотого и серебряного дела в России (1600-1926): в 2 т. – М.: Русский национальный музей, 2002. – Т.1. – 368 с.
Материальная и духовная культура феодальной России: Межвуз. сб. – Горький: ГГУ, 1990. – 111 с.
Постникова-Лосева М., Платонова Н. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. – СПб.: Комета-2, 2003. – 375 с.
Русские ювелирные украшения 16-20 веков. – М.: Галарт, 1994. – 343 с.
Сизова Т. Ювелирное искусство России. – М.: Интербук-бизнес, 2002. – 277 с.
Чавушьян Д. Традиции расписных эмалей сольвычегодска XVII века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. – 2010. – № 1. – С. 63-74.
Ювелирное искусство и материальная культура: Сб. ст. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2001. – 238 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А


Образцы произведений русского ювелирного искусства




Чаша, Сольвычегодск, XVII век
Приложение Б




Ковчежец 1589 г. Золото, драгоценные камни, жемчуг; чеканка, чернь, литье. Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль".
Приложение В




Панагия 16 век Сардоникс, золото, драгоценные камни, жемчуг; резьба, эмаль, скань. Оружейная палата Москва Розсип
Приложение Г



Шапка Казанская Середина 16 века Золото, драгоценные камни, мех; литье, чеканка, резьба, чернь. Оружейная палата Москва Розсип
Приложение Д




Цепь с крестом 16 - 17 век Серебро; позолота Длина 58,0 см Российский этнографический музей. Санкт-Петербург

Ювелирное искусство и материальная культура: Сб. ст. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2001. – С. 33.
Сизова Т. Ювелирное искусство России. – М.: Интербук-бизнес, 2002. – С. 18.
Постникова-Лосева М., Платонова Н. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. – СПб.: Комета-2, 2003. – С. 12.
Чавушьян Д. Традиции расписных эмалей сольвычегодска XVII века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. – 2010. – № 1. – С. 65.
Журавлева В., Костина И., Мунтян Т. Искусство русских ювелиров: Девять веков истории. – М.: Художник и книга, 2004. – С. 16.
Русские ювелирные украшения 16-20 веков. – М.: Галарт, 1994. – С. 34.
Постникова-Лосева М., Платонова Н. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. – СПб.: Комета-2, 2003. – С. 55.
Журавлева В., Костина И., Мунтян Т. Искусство русских ювелиров: Девять веков истории. – М.: Художник и книга, 2004. – С. 42.
Ювелирное искусство и материальная культура: Сб. ст. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2001. – С. 56.
Сизова Т. Ювелирное искусство России. – М.: Интербук-бизнес, 2002. – С. 57.
Иванов А.Н. Мастера золотого и серебряного дела в России (1600-1926): в 2 т. – М.: Русский национальный музей, 2002. – Т.1. – С. 65.
Постникова-Лосева М., Платонова Н. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. – СПб.: Комета-2, 2003. – С. 61.
Материальная и духовная культура феодальной России: Межвуз. сб. – Горький: ГГУ, 1990. – С. 30.
Журавлева В., Костина И., Мунтян Т. Искусство русских ювелиров: Девять веков истории. – М.: Художник и книга, 2004. – С. 77.
Ювелирное искусство и материальная культура: Сб. ст. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2001. – С. 83.
Русские ювелирные украшения 16-20 веков. – М.: Галарт, 1994. – С. 94.
Иванов А.Н. Мастера золотого и серебряного дела в России (1600-1926): в 2 т. – М.: Русский национальный музей, 2002. – Т.1. – С. 102.
Русские ювелирные украшения 16-20 веков. – М.: Галарт, 1994. – С. 98.
Постникова-Лосева М., Платонова Н. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. – СПб.: Комета-2, 2003. – С. 166.
Ювелирное искусство и материальная культура: Сб. ст. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2001. – С. 95.
Постникова-Лосева М., Платонова Н. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. – СПб.: Комета-2, 2003. – С. 112.
Материальная и духовная культура феодальной России: Межвуз. сб. – Горький: ГГУ, 1990. – С. 55.
Журавлева В., Костина И., Мунтян Т. Искусство русских ювелиров: Девять веков истории. – М.: Художник и книга, 2004. – С. 102.
Материальная и духовная культура феодальной России: Межвуз. сб. – Горький: ГГУ, 1990. – С. 88.
Сизова Т. Ювелирное искусство России. – М.: Интербук-бизнес, 2002. – С. 106.
Русские ювелирные украшения 16-20 веков. – М.: Галарт, 1994. – С. 87.
Ювелирное искусство и материальная культура: Сб. ст. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2001. – С. 109.
Постникова-Лосева М., Платонова Н. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. – СПб.: Комета-2, 2003. – С. 112.
Иванов А.Н. Мастера золотого и серебряного дела в России (1600-1926): в 2 т. – М.: Русский национальный музей, 2002. – Т.1. – С. 188.
Постникова-Лосева М., Платонова Н. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. – СПб.: Комета-2, 2003. – С. 127.
Русские ювелирные украшения 16-20 веков. – М.: Галарт, 1994. – С. 133.
Иванов А.Н. Мастера золотого и серебряного дела в России (1600-1926): в 2 т. – М.: Русский национальный музей, 2002. – Т.1. – С. 147.
Ювелирное искусство и материальная культура: Сб. ст. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2001. – С. 125.
Сизова Т. Ювелирное искусство России. – М.: Интербук-бизнес, 2002. – С. 148.
Журавлева В., Костина И., Мунтян Т. Искусство русских ювелиров: Девять веков истории. – М.: Художник и книга, 2004. – С. 110.
Иванов А.Н. Мастера золотого и серебряного дела в России (1600-1926): в 2 т. – М.: Русский национальный музей, 2002. – Т.1. – С. 188.
Русские ювелирные украшения 16-20 веков. – М.: Галарт, 1994. – С. 191.
Материальная и духовная культура феодальной России: Межвуз. сб. – Горький: ГГУ, 1990. – С. 99.
Постникова-Лосева М., Платонова Н. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. – СПб.: Комета-2, 2003. – С. 141.
Русские ювелирные украшения 16-20 веков. – М.: Галарт, 1994. – С. 216.












34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Журавлева В., Костина И., Мунтян Т. Искусство русских ювелиров: Девять веков истории. – М.: Художник и книга, 2004. – 174 с.
2.Иванов А.Н. Мастера золотого и серебряного дела в России (1600-1926): в 2 т. – М.: Русский национальный музей, 2002. – Т.1. – 368 с.
3.Материальная и духовная культура феодальной России: Межвуз. сб. – Горький: ГГУ, 1990. – 111 с.
4.Постникова-Лосева М., Платонова Н. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. – СПб.: Комета-2, 2003. – 375 с.
5.Русские ювелирные украшения 16-20 веков. – М.: Галарт, 1994. – 343 с.
6.Сизова Т. Ювелирное искусство России. – М.: Интербук-бизнес, 2002. – 277 с.
7.Чавушьян Д. Традиции расписных эмалей сольвычегодска XVII века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. – 2010. – № 1. – С. 63-74.
8.Ювелирное искусство и материальная культура: Сб. ст. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2001. – 238 с.

Вопрос-ответ:

Какое влияние оказала Москва на развитие русского ювелирного искусства в XVI-XVII веках?

Москва сыграла ведущую роль в становлении и развитии русского ювелирного искусства в XVI-XVII веках. Город стал центром российского ювелирного производства, где создавались уникальные украшения для королевских и государственных особ. Московское ювелирное искусство отличалось своими техническими приемами и дизайнерскими особенностями, которые до сих пор восхищают своей красотой и изяществом.

Какие особенности технических приемов можно выделить у московских ювелиров XVI-XVII веков?

Московские ювелиры XVI-XVII веков отличались высоким мастерством и уникальными техническими приемами. Они применяли сложные техники оправки драгоценных камней, гравировки, эмалевания, филигранного дела. Также московские ювелиры использовали кружевную филигрань, что придавало изделиям особую изящность и легкость. Они тщательно подходили к выбору материалов и инкрустации, создавая уникальные ювелирные шедевры.

Какие региональные особенности развития ювелирного искусства можно выделить в России XVI-XVII веков?

В России XVI-XVII веков существовали различные ювелирные центры, которые проявляли свои особенности в создании ювелирных изделий. Ювелирное искусство центральной России было влияние, прежде всего, московским стилем и техниками. Ювелирные центры северо-запада России также имели свои уникальные особенности в дизайне и материалах, используемых для создания украшений. Также важным направлением было серебряное и золотое дело, которое развивалось по всей стране и имело свои региональные особенности.

Какое влияние оказало развитие Московского ювелирного искусства на становление русского ювелирного искусства в целом?

Московское ювелирное искусство сыграло ведущую роль в становлении русского ювелирного искусства. Москва была центром производства и распространения ювелирных изделий в 16-17 веках. Московские ювелиры разработали свои технические приемы и стили, которые оказали влияние на другие регионы России. Они также отличались особыми художественными решениями и спецификой ювелирных украшений.

Какие особенности технических приемов московских ювелиров можно выделить?

Московские ювелиры использовали уникальные технические приемы, которые отличались от методов, применяемых в других регионах России. Они владели высоким уровнем мастерства в области ковки металла, гравировки, эмалевого и перламутрового дела. Особенно известными были мастера, специализировавшиеся на изготовлении филигранных изделий, в которых тонкие проволочки из золота или серебра образовывали сложные узоры.

Какие были специфика ювелирных украшений Московского ювелирного искусства?

Московские ювелиры создавали украшения, отличающиеся особым стилем и художественными решениями. Они часто использовали семантику и символику, воплощая религиозные или исторические сюжеты в ювелирных изделиях. Также они предпочитали яркие и декоративные элементы, такие как камни, эмаль и перламутр, чтобы придать изделиям выразительность и роскошь.

Какие региональные особенности развития ювелирного искусства можно выделить в России XVI-XVII веков?

В России XVI-XVII веков существовали различные ювелирные центры, каждый из которых имел свои особенности. Ювелирное искусство центральной России отличалось своеобразным стилем и техникой изготовления. Ювелирные центры северо-запада России также имели свою специфику, часто использовались богатые декоративные элементы. Кроме того, существовали мастера, специализирующиеся на создании золотых и серебряных изделий.

Какое значение имело русское ювелирное искусство в 16-17 веке?

Русское ювелирное искусство 16-17 века имело большое значение и являлось одним из важных проявлений культуры того времени. Оно отражало богатство и роскошь высших слоев общества, а также играло роль в ритуалах и обрядах.

Какие были особенности развития русского ювелирного искусства в 16-17 веке?

В 16-17 веке формировалось русское ювелирное искусство, которое сначала пыталось повторить западноевропейские образцы, а затем приобрело свои особенности. Важную роль в развитии искусства играло Московское государство, где сосредоточились мастера и создались основные центры производства.

Каковы были особенности московского ювелирного искусства 16-17 века?

Московское ювелирное искусство 16-17 века имело свои особенности в технических приемах и декоре. Мастера использовали позолоту, эмаль, гравировку и инкрустацию драгоценными камнями. Характерными украшениями были кресты, кулоны, серьги, кольца и знаки отличия.

Какие региональные особенности были в развитии ювелирного искусства России 16-17 века?

В развитии ювелирного искусства России 16-17 века можно выделить несколько региональных особенностей. Центральная Россия, особенно Москва, была главным ювелирным центром. На северо-западе страны процветало серебряное и золотое дело. Здесь создавались прекрасные украшения, особенно из серебра, с резьбой и гравировкой.