Смысл откровения о грехопадении в кратком сопоставлении с его аналогами в других религиях.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Религиоведение
  • 31 31 страница
  • 7 + 7 источников
  • Добавлена 26.04.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3

1. Христианство: понятие первородного греха 4
1.1 Первородный грех и его последствия 4
1.2 Грехопадение и свободная воля человека 7
1.3 Концепция искупления первородного греха Иисусом Христом и условия спасения 9
1.4 «Первородный грех» в православии, католицизме и протестантизме 13
1.4.1 Православие 13
1.4.2 Католицизм 14
1.4.3 Протестантизм 15
2. Ислам: нравственная несовершенность человека в Коране 17
2.1 Бог и человек 17
2.2 Адам в Коране 21
2.3 Иисус в Коране 23
2.4 Греховность человека в исламе 23
3. Иудаизм: отрицание первородного греха 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Фрагмент для ознакомления

Но если в книге Бытия оно конкретно – дерево познания добра и зла (Быт 2:17), то в Коране оно никак не определено: «А ты, Адам, поселись ты и жена твоя в раю; питайтесь, чем хотите, но не приближайтесь к этому дереву, а то вы окажетесь несправедливыми!» (Коран 7:19 К.).
Согласно большинству мусульманских комментаторов, Бог произвольно указал на дерево в раю с тем, чтобы испытать послушание Адама. Однако некоторые комментаторы связывают это дерево с «деревом благословенным, маслиной ни восточной, ни западной» (Коран 24:35). В самом Коране дерево конкретизируется лишь в речах сатаны, нашептавшего Адаму: «О Адам, не указать ли тебе на древо вечности и власть непреходящую?» (Коран 20:120 К.).
Сатана, обольщая Адама и его жену, объясняет божественный запрет на дерево следующим образом: «Запретил вам ваш Господь это дерево только потому, чтобы вы не оказались ангелами или не стали вечными» (Коран 7:20 К.).
Адам и жена его, уступая наущениям сатаны, поели от запретного дерева. «…И ослушался Адам Господа своего и сбился с пути» (Коран 20:121 К.). Адам заблудился, сбился с истинного пути, которым надлежит идти человеку, следуя божественному руководству, которое дано в богооткровенном Законе. За этот проступок Бог изгоняет Адама и жену его из рая.
И, наконец, итог коранической драмы первого человека: «Потом избрал его Господь и простил его и повел прямым путем» (Коран 20:122 К.). Вот, собственно, ключевые моменты коранической интерпретации греха Адама: ослушался и сбился с пути, но затем раскаялся, и пришло прощение и водительство от Бога, и Адам пошел прямым путем. Таким образом, речь в Коране идет явно о личной ошибке Адама, ошибке поправимой в случае раскаяния и принятия божественного водительства. Этот грех непослушания Богу повторяют все люди за исключением Марии и Иисуса.
В Бытии ни слова не говорится о раскаянии Адама, однако иудейская традиция рассматривает Адама как образец покаяния. Подобная же тенденция свойственна многим ранним христианским авторам, например, у Тертуллиана: «Так как я кругом грешен и рожден не для чего иного, как для покаяния, то не могу умолчать об этом, как не молчит и сам Адам, родоначальник и рода человеческого, и оскорбления Господа, Адам, который был возвращен в рай именно через публичное исповедание грехов» (О покаянии, 12).
В мусульманской традиции утверждается также мнение, что грех Адама был предопределен Самим Богом.

2.3 Иисус в Коране

Особое место и особая роль в Коране отведены Иисусу (Isa), непосредственному предшественнику Мухаммада. Коран отрицает божественную природу Христа, признавая Его только в качестве пророка и посланника. В Коране также утверждается, что Иисус не умер и не был распят, поскольку исключительным актом Своего милосердия Бог избавил Его от палачей и вознес к Себе (Коран 3:55; 4:157-158). Корану чужда проблематика искупления, поэтому вполне закономерно отрицание распятия, смерти, а следовательно, и воскресения.

2.4 Греховность человека в исламе

Итак, греховность человека в исламе рассматривается вне понятия первородного греха.
1) Человеческая природа слаба – человек смертен и нравственно слаб. Без Бога человек – ничто.
2) Человек в исламе, как в христианстве, обладает свободой воли, но при этом сам по себе человек не способен различать добро и зло – это различение дается только в откровении Бога.
3) Если в христианстве человеческий род един через единство своей природы, и первородный грех таким образом становится общим грехом для всех людей, то в исламе человеческое равенство и единство имеет скорее юридический характер: все верующие в единого Бога равны перед Его законом.
4) В Коране нет понятия первородного греха. Грех в исламе имеет только нравственное основание – грех не является следствием испорченной природы человека. Грех, как в иудаизме и христианстве, также понимается как нарушение человеком своих обязанностей перед Богом.
5) Человек, соответственно, нуждается не в искуплении, а в постоянном руководстве Бога. Принятие божественного руководства, данного в пророках и Писаниях, является достаточным основанием для восстановления изначального состояния праведности, в котором был создан человек, и обретения спасения. В этом сходство с иудаистской концепцией самосовершенствования души.
6) В отличие от христианской концепции, через непослушание Богу Адам совершает ошибку прежде всего нравственную, а не бытийственную, т. е. исправимую путем раскаяния и принятия воли и руководства Бога. В христианстве, как известно, отсутствует упоминание о раскаянии Адама. Иудаизм же рассматривает Адама как образец покаяния.
7) Коран все же оставляет последнее слово в любом вопросе за Богом.
















3. Иудаизм: отрицание первородного греха


Иудаизм не приемлет учения о первородном грехе.
Учение о грехе в иудаизме основано на концепции, согласно которой любой греховный поступок всегда является преступлением против Бога, неподчинением Его воле. Как ослушника проклинает Бог Адама, вкусившего от запретного древа (Быт. 3:17).
В начале книги Бытия – книги, священной как для иудеев, так и для христиан, – рассказывается о том, как Первый человек, Адам, совершил свой первый грех: в райском саду, нарушив запрет Бога, он вкусил от плода дерева познания добра и зла. Это грехопадение повлекло за собой вселенскую катастрофу – изгнание первых людей из рая. И иудаизм, и христианство согласны в том, что последствия греха Адама люди несут на себе до сих пор.
Однако в вопросе о последствиях грехопадения прародителей для их потомков христианство и иудаизм принципиально расходятся в своих концепциях. Эти расхождения заключаются в следующем.
Если христианство намекает на то, что вина за грех Адама является наследственной в том смысле, что человеческая природа с тех пор повреждена и испорчена, то иудаизм полностью отрицает подобную идею. Сам термин «первородный грех» неприемлем для иудаизма. Иудаизм со всей определенностью утверждает, что каждый человек, кем бы он ни был, получает от рождения чистую душу, и только от его собственного выбора зависит – сделать ее грешной и «виновной перед Богом», или же сделать ее праведной и чистой; спастись или погибнуть. Ежедневная утренняя молитва иудея начинается со слов: «Бог мой! Душа, которую Ты дал мне, – чиста...».
Христианство также принимает идею совершенствования души, не принимая при этом идею чистой души от рождения. Как известно, согласно христианской концепции, после первородного греха душа человека от рождения более склонна к греху.
Это принципиальное различие обосновывается следующим образом. После грехопадения в раю, прародители Адам и Ева, в соответствии с предупреждением Бога (Быт. 2:17), должны были умереть. Однако, как известно, физическая смерть Адама наступила в возрасте 930 лет (Быт. 5:5). Из этого следует, что смерть, о которой говорил Бог, была не физической, а духовной. Иначе говоря, произошло разъединение душ прародителей с Богом, и их покинула благодать Божия. Благодать, о которой неоднократно говорится в Ветхом Завете, очевидно, имеет самое непосредственное влияние на душу человека, в частности, на такие ее стороны, как чувства, ум, волю. В связи с этим, указанные стороны души без благодати Божией должны были повредиться, то есть должен был исказиться образ Божий. Далее, поскольку рождение есть создание из себя себе подобного, то и потомки Адама и Евы должны рождаться с поврежденным образом Божиим, или с уклонением к греху. В Ветхом Завете грешное состояние человека, являющееся следствием его врожденного уклонения к греху, характеризуется, например, словами: «И воззрел (Господь) Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6:12).
В контексте рассуждений о первородном грехе обнаруживается еще одно кардинальное различие между иудаизмом и христианством, касающееся вопроса о роли дьявола в деле грехопадения Адама и о его свободе воли.
В иудаизме ангелы вообще и «сатан» в частности, в отличие от человека, мыслятся как существа, не наделенные свободой воли. Это орудия, служебные духи, которые, проявляя расторопность внутри предписанной им миссии, заведомо лишены каких-либо собственных интересов. В частности, миссия сатана – осуждать человека, то есть провоцировать человека на поступки, противные его достоинству и назначению, и отмечать грехи. Сатан выступает на Божественном Суде как обвинитель человека перед Богом, как «небесный прокурор», но отнюдь не как независимый судья, не как «противник Бога».
Из этого, в свою очередь, следует, что дьявол (в образе змея), искушая Еву и Адама (Быт. 3:1-5), действовал по велению Бога. Однако, с данной точки зрения становится совершенно не понятным почему же тогда дьявол, являющийся только послушным орудием Бога, был проклят и наказан Богом (Быт. 3: 15).
Христианская позиция прямо противоложна иудейской: «Должно знать, что ангелы, будучи разумными, суть свободны, и, как сотворенные, также – и изменчивы. И [это] показал дьявол, который был создан от Творца добрым, но самовластно сделался изобретателем порока, также и те силы, которые отпали вместе с ним, то есть, демоны; между тем, остальные чины ангелов пребывали в добре» (Иоанн Дамаскин).
Таким образом, в вопросе о греховности природы человека позиция иудаизма заключается в следующем.
1) Иудаизм в корне отрицает утверждение о существовании первородного греха. В отличие от христианства, иудаизм утверждает, что наказание за непослушание Адама было телесным, но не духовным.
В книге Бытие говорится о том, что Адаму запрещено вкушать плоды от определенного дерева, и дано предостережение – «в день в который вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт 2:17). Но известно, что Адам жил еще столетия после того, как нарушил повеления Бога. Согласно иудаизму, этот стих из Бытия говорит о буквальной смерти, т.е. Адам в наказание получил процесс старения и, в конечном итоге, смерть.
2) Потомки ослушавшегося Адама не рождаются грешными. Иудаизм, основанный на законах Торы, утверждает: человек сотворен «по образу и подобию» Создателя. Человек обладает свободой воли от Бога и способен духовно совершенствоваться. Человек, следовательно, способен отличать добро от зла и делать выбор. 
3) Отсюда следует, что человеческая природа никак не испорчена проступком Адама: душа с самого начала наделена чистотой и по природе праведна. Грех есть отказ исполнять волю Бога – он не передается по наследству. Новорожденный младенец рождается абсолютно чистым нравственно: он еще ничего не успел сделать в этой жизни, ни хорошего, ни плохого, он пришел в мир, не умея ни говорить, ни ходить, не имея вообще никаких знаний.
4) Иудаизм утверждает, что человек может совершенствовать свою душу, преодолевая таким образом грех, с помощью изучения и следования заповедям Священного писания, Торы.























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, понятие первородного греха (грехопадения) является одним из основных христианских понятий. Согласно христианской трактовке, смысл этого понятия заключается в том, что человек теряет свою непосредственную связь с Богом и свое изначальное совершенное бытие после того, как, будучи искушенным дьявольским змеем, нарушает единственный запрет Бога. Грехопадение становится началом человеческой истории.
Первый человек, Адам, был создан из ничего (буквально – из праха). Душа человека как его сущность «вдыхается» Богом, и с момента своего сотворения бессмертна. Человеку по своей природе свойственны такие качества Бога, как способность любить и свобода воли.
Совершая первородный грех, человек отдаляется от Бога, изгоняется из рая, познает нужду и страдания. При наличии бессмертной души, тело человека становится смертным. «Смерть – возмездие за грех» (Рим 6:23). Вся человеческая история после грехопадения мыслится как история греха.
Если, согласно христианскому учению, цель сотворения человека – это любовь ко всему и, прежде всего, к Богу, то главной жизненной задачей человека должно стать волевое стремление вновь приблизиться к Богу, преодолев образовавшуюся пропасть, преобразиться.
Второй важный момент в «истории греха» – миссия Христа. Если совершенный Адамом грех – это грех всего человеческого рода («все согрешили в Адаме»), то Иисус своими муками на кресте искупил грехи человеческие и дал человечеству шанс на спасение.
В Коране, аналогично Библии, также говорится о заповеди, данной прародителям в раю, подстрекательстве к ее нарушению со стороны дьявола, грехопадении прародителей и их изгнании из рая. В Коране, в отличие от библейского изложения, прародители: были заранее предупреждены о том, что дьявол их враг (Коран 7: 22); раскаялись в своем грехе (Коран 7: 23); были прощены (Коран 20: 122).
В исламе, в отличие от христианской традиции, тема первородного греха и испорченности человеческой природы как таковой не развивается. Грех в исламе имеет только нравственное основание – грех не является следствием испорченной природы человека. Человек нуждается в постоянном руководстве Бога, через которое он обретает путь к своему спасению.
Согласно иудаизму, противопоставив свою волю Божественной, Адам положил начало всеобщему разделению и вражде. Мировое добро, орудиями которого являются Тора, должно победить разделение, порождаемое грехом, и восстановить первоначальную гармонию всего сущего. Однако иудаистское учение о начале греха с Адама не аналогично христианской идее первородного греха, ибо оно не предполагает, подобно христианству, что грехопадение Адама обрекает все человечество на вечную греховность. Человек способен преодолеть свою греховность собственными силами еще до всеобщего спасения и независимо от него, хотя полная победа над грехом ожидается лишь с приходом Мессии.












СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Библия.
Лебедев В., Викторов В. Религиоведение. М., 2013.
Религиоведение: Хрестоматия. М., 2010.
Пинес Ш. Иудаизм, христианство, ислам. Парадигмы взаимовлияния. М., 2012.
Яблоков И. Основы религиоведения. М., 2008.
Журавский А. В. Ислам. М., 2004
Ислам и христианство: на пути к диалогу. Антология. М., 2006.













17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Библия.
2. Лебедев В., Викторов В. Религиоведение. М., 2013.
3. Религиоведение: Хрестоматия. М., 2010.
4. Пинес Ш. Иудаизм, христианство, ислам. Парадигмы взаимовлияния. М., 2012.
5. Яблоков И. Основы религиоведения. М., 2008.
6. Журавский А. В. Ислам. М., 2004
7. Ислам и христианство: на пути к диалогу. Антология. М., 2006.

Вопрос-ответ:

Что означает понятие первородного греха в христианстве?

Первородный грех в христианстве означает грехопадение первых людей, Адама и Евы, и его последствия для всего человечества.

Как связано грехопадение с понятием свободной воли человека?

Грехопадение и свободная воля человека связаны тем, что Адам и Ева совершили грех и потеряли свободу относительно греха, что привнесло порчу в нашу природу.

Какое место в христианстве занимает концепция искупления первородного греха Иисусом Христом?

Искупление первородного греха Иисусом Христом является центральным моментом христианской веры, и через Его жизнь, смерть и воскресение, человечество имеет возможность спасения и примирения с Богом.

Как понимается первородный грех в православии?

В православии первородный грех понимается как состояние, присущее каждому человеку по рождению, относительно грехопадения первых людей, но не сопровождающееся личной виной или суровыми последствиями.

Как православие, католицизм и протестантизм относятся к понятию первородного греха?

Православие рассматривает первородный грех как патриархальное наследие, католицизм учит о том, что первородный грех передается по наследству, и протестантизм придерживается концепции первородного греха как универсальной греховности, присущей всем людям.

В чем заключается смысл откровения о грехопадении в христианстве?

Ответ: Октровение о грехопадении в христианстве заключается в том, что первобытные люди, Адам и Ева, нарушили заповедь Бога и совершили грех, что привело к падению человечества и введению смерти и страдания в мир. Это открытие позволяет людям осознать свою греховность и нужду в искуплении.

Какие аналоги у грехопадения существуют в других религиях?

Ответ: В других религиях также существуют концепции, которые отражают падение человечества из благополучного состояния. Например, в иудаизме есть история о нарушении заповеди Бога Адамом и Хаввой, которая привела к исключению их из рая. В индуизме есть понятие падения человека в цикл сансары из-за нарушения дхармы. Также некоторые другие религии имеют аналогичные идеи о падении и греховности человека.

Что означает понятие первородного греха в христианстве?

Ответ: Первородный грех в христианстве - это грехопадение первых людей, Адама и Евы, которое передалось всему человечеству как наследственная греховность. В результате этого греха человек рождается в состоянии греха и отделенности от Бога, и только через спасение искуплением Христом он может быть освобожден от этого греха.