Модели современного гуманитарного образования в Германии: культурологический аспект
Заказать уникальную курсовую работу- 21 21 страница
- 11 + 11 источников
- Добавлена 30.04.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы содержания гуманитарного образования в Германии 5
1.1 Современные тенденции в высшем образовании Германии 5
1.2 Проблемы развития высшего гуманитарного образования в Германии 9
Глава 2. Основные модели гуманитарного образования Германии 13
2.1 Германский подход к внедрению компетентностной модели 13
2.2 Место гуманитарного образования в культурологическом аспекте 17
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Общие когнитивные компетенции рассматриваются как предпосылки для развития предметных компетенций. К числу важнейших личностных компетенций, включающих в числе других когнитивные и социальные, относят способности обучаемых к поиску, анализу и оценке возможных путей саморазвития, самостоятельному формированию требований и ограничений в личной, трудовой и общественной жизни, развитию навыков выбора и реализации жизненных планов.
2.2 Место гуманитарного образования в культурологическом аспекте
В глобальные замыслы развития человеческого знания практически никто из его архитекторов сегодня, увы, не включает гуманитарное знание. Последнее оценивается лишь с позиций технических и естественных наук, причем только в той мере, в какой они могут способствовать экономическому росту. В результате происходит глобальный закат гуманитарного образования. Как отмечают американские ученые К. Дэвидсон и Д.Т. Голдберг, ситуация в этой области плачевна.
Модель корпоративного университета, основанная на принципах эффективности и превосходства и являющаяся зачастую проводником ценностей неолиберального государства и нужд корпораций, претендует на гегемонию концепций универсального знания. Она не только лоббирует технологическое умение вместо гуманитарного знания, но и неизбежно подменяет гуманитарное знание социальными науками, которые выступают при этом идеальным инструментом навязывания определенного типа модернизации и определенной парадигмы знания и образования.
Потребный сегодня тип образования должен базироваться не просто на реабилитации гуманитарного знания, но на критическом мышлении, культуре диалога на равных, осознании важности и ценности жизни как таковой (жизни отдельных людей, стран и народов, жизни планеты в целом), с тем чтобы смягчить негативные эффекты технократического типа. Центральной здесь является идея этической и политической ответственности тех, кто продуцирует, транслирует и применяет знание.
Такое образование неизбежно окажется связанным с возрождением гуманитарных наук, которые в идеале действуют в сфере понимания и актуализации критического, а не только позитивного знания. Гуманитарное образование нацелено на то, чтобы использовать технологии с точки зрения потребностей тех или иных многообразных культурных, национальных, этнических, религиозных и иных идентичностей – как групповых, так и индивидуальных. Однако оно не сможет конкурировать с технократическими тенденциями, если будет действовать сциентистскими методами и инструментами: ограничиваться дескриптивностью, уходить целиком в сферу диахронного изучения культур, игнорировать современность, подменять критическое понимание простым «описанием» и «изучением» разнообразных явлений как объектов (в рамках изобретенной в постренессансной Европе оппозиции модерность/традиция), тяготеть к так называемым «area studies» (региональным исследованиям), построенным на объективации иной культуры и ее присвоении с последующей унификацией или демонизацией.
Ценность культуроцентристских подходов, по-видимому, должна заключаться как раз в их способности ставить под сомнение сциентистские методы и инструменты знания, дезавуировать эпистемологические основания их риторики, деконструировать саму таксономию существующих дисциплинарных делений и научных принципов. Гуманитарное образование должно быть направлено прежде всего на воспитание новых субъектностей, которые, в свою очередь, нельзя представить без такого важнейшего и актуальнейшего сегодня аспекта культуры и образования, как разнообразие и различие.
На примере образовательного пространства Германии можно увидеть несколько версий современной модели образования, претендующих на переосмысление соотношения гуманитарного и технократического элемента, фактологии и герменевтики: мультикультурная, интеркультурная и транскультурная. Все они так или иначе выражают свое отношение к нациигосударству, к национальной культуре и идентичности, заостряя либо сглаживая вопрос о необходимости иной, не мононациональной модели образования, которая помогла бы ответить на вызовы унификации и стандартизации. Тем самым они основываются на осмыслении связи универсального и партикулярного, занимая определенную позицию в философском споре коммунитаризма и теорий справедливости. В условиях глобализации национальное не в силах на своем локальном уровне противостоять ни унифицирующим тенденциям в мировом масштабе, ни лавинообразному росту культурной диверсификации и размыванию однородности, связанным с массовыми миграциями. Необходим столь же глобальный по охвату и пафосу ответ на вызов глобализации, в частности, нужна такая национальная модель образования, которая не основывалась бы лишь на моноэтническом понимании нации.
Заключение
Образование представляет собой один из важнейших факторов интеграционных процессов в современном мире. Именно в образовательном пространстве сосредоточены основные социальноэкономические, политические, религиозные и культурологические проблемы. Поэтому на повестку дня ставится вопрос о возможности универсального подхода к образованию в поисках стратегии гармоничного межцивилизационного развития на основе идеалов справедливости и равноправия. При этом нужно учитывать, что растущее число людей, живущих в условиях культурной и эпистемологической диверсификации, отказывается сегодня воспроизводить европоцентристскую монокультурную модель образования в качестве универсальной. Простая экспансия некоей единой модели университета и образования уже не может удовлетворить многочисленные группы, чьи локальные истории разворачивались на границах, стыках или вне основного пути западной модерности.
Список использованной литературы
Арнаутов Н.Б. К вопросу о современных тенденциях чистемы высшего образования Германии. URL: http://elibrary.ru/download/64689614.pdf.
Дахин А.Н. Компетентностное обучение в России и за рубежом: попытка сопоставления // Вопросы информатизации образования. Научно-практический альманах. Сент.–дек. 2011.
Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. М.: Логос, 2009.
Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Издво НГУ, 1995.
Чиркина Н.А. Проблемы развития высшего образования в современной Германии. URL: http://elibrary.ru/download/60325295.pdf.
Davidson Cathy N., Goldberg David Theo. A Manifesto for the Humanities in a Technological Age // The Chronicle of HigherEducation, The Chronicle Review. 2004, 13February. URL: http://chronicle.com/free/ v50/i23/23b00701.htm.
Delamare F., Winterton J. What is competence? // Human Resource Development International. V. 8. № 1. March 2005.
Kroeber A., Kluckhohn C. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. Harvard University Peabody Museum of American Archaeology and Ethnology Papers. Bd. 47. H. 1. Cambridge (Mass.), 1952.
Scharloth, J. Interdisziplinären Forschungskolloquiums Protestbewegungen / J. Scharloth. – Heidelberg, 2006.
Straka G.A. Neue Lernformen/Alte Lernformen: Gestaltungsaspekte der Berufsbildung in Deutschland. In Bundesinstitut für Berufsbildung. Bielefeld: Bertelsmann, 2005.
Тatsachen über Deutschland. – Societäts-Verlag. Frankfurt/Main, 1999.
Kroeber A., Kluckhohn C. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. Harvard University Peabody Museum of American Archaeology and Ethnology Papers. Bd. 47. H. 1. Cambridge (Mass.), 1952.
Тatsachen über Deutschland. – Societäts-Verlag. Frankfurt/Main, 1999.
Арнаутов Н.Б. К вопросу о современных тенденциях чистемы высшего образования Германии. URL: http://elibrary.ru/download/64689614.pdf
Чиркина Н.А. Проблемы развития высшего образования в современной Германии. URL: http://elibrary.ru/download/60325295.pdf
Scharloth, J. Interdisziplinären Forschungskolloquiums Protestbewegungen / J. Scharloth. – Heidelberg, 2006.
Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. М.: Логос, 2009. С. 36.
Straka G.A. Neue Lernformen/Alte Lernformen: Gestaltungsaspekte der Berufsbildung in Deutschland. In Bundesinstitut für Berufsbildung. Bielefeld: Bertelsmann, 2005. S.111.
Delamare F., Winterton J. What is competence? // Human Resource Development International. V. 8. № 1. March 2005. P. 27.
Дахин А.Н. Компетентностное обучение в России и за рубежом: попытка сопоставления // Вопросы информатизации образования. Научно-практический альманах. Сент.–дек. 2011. С. 56.
Straka G.A. Neue Lernformen/Alte Lernformen: Gestaltungsaspekte der Berufsbildung in Deutschland. In Bundesinstitut für Berufsbildung. Bielefeld: Bertelsmann, 2005. S.111.
Davidson Cathy N., Goldberg David Theo. A Manifesto for the Humanities in a Technological Age // The Chronicle of HigherEducation, The Chronicle Review. 2004, 13February. URL: http://chronicle.com/free/ v50/i23/23b00701.htm.
Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Издво НГУ, 1995. 535 с.
2
1. Арнаутов Н.Б. К вопросу о современных тенденциях чистемы высшего образования Германии. URL: http://elibrary.ru/download/64689614.pdf.
2. Дахин А.Н. Компетентностное обучение в России и за рубежом: попытка сопоставления // Вопросы информатизации образования. Научно-практический альманах. Сент.–дек. 2011.
3. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. М.: Логос, 2009.
4. Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Издво НГУ, 1995.
5. Чиркина Н.А. Проблемы развития высшего образования в современной Германии. URL: http://elibrary.ru/download/60325295.pdf.
6. Davidson Cathy N., Goldberg David Theo. A Manifesto for the Humanities in a Techno logical Age // The Chronicle of HigherEducation, The Chronicle Review. 2004, 13February. URL: http://chronicle.com/free/ v50/i23/23b00701.htm.
7. Delamare F., Winterton J. What is competence? // Human Resource Development International. V. 8. № 1. March 2005.
8. Kroeber A., Kluckhohn C. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. Harvard University Peabody Museum of American Archaeology and Ethnology Papers. Bd. 47. H. 1. Cambridge (Mass.), 1952.
9. Scharloth, J. Interdisziplinären Forschungskolloquiums Protestbewegungen / J. Scharloth. – Heidelberg, 2006.
10. Straka G.A. Neue Lernformen/Alte Lernformen: Gestaltungsaspekte der Berufsbildung in Deutschland. In Bundesinstitut für Berufsbildung. Bielefeld: Bertelsmann, 2005.
11. Тatsachen über Deutschland. – Societäts-Verlag. Frankfurt/Main, 1999.
Вопрос-ответ:
Какие тенденции прослеживаются в высшем образовании Германии?
Современные тенденции в высшем образовании Германии включают акцент на практические навыки, развитие междисциплинарности, внедрение компетентностной модели и использование новых технологий в образовательном процессе.
Какие проблемы существуют в развитии высшего гуманитарного образования в Германии?
Проблемы развития высшего гуманитарного образования в Германии включают снижение финансирования, недостаток учебных материалов, несоответствие программ обучения потребностям рынка труда и неразвитость компетенций социального взаимодействия у выпускников.
Какой подход используется в Германии при внедрении компетентностной модели?
Германия использует системный подход при внедрении компетентностной модели, включающий определение ключевых компетенций, разработку соответствующих программ и оценку результатов обучения.
Какое место занимает гуманитарное образование в культурологическом аспекте в Германии?
Гуманитарное образование занимает важное место в культурологическом аспекте в Германии, так как способствует формированию культурных ценностей, общественной толерантности и развитию межкультурного диалога.
Какие модели гуманитарного образования существуют в Германии?
В Германии существуют различные модели гуманитарного образования, включая классическую университетскую модель, прикладную модель и модель общественных наук.
Какие современные тенденции есть в высшем образовании Германии?
В современном высшем образовании Германии наблюдаются несколько основных тенденций. Во-первых, это уклон на практическую подготовку, приоритет у практических навыков и опыта, а не только на получение теоретических знаний. Во-вторых, значительная роли отводится развитию междисциплинарных программ и курсов, способствующих гибкости и широте образования. Также, становится все более популярным дистанционное обучение и онлайн-курсы.
Какие проблемы есть у развития высшего гуманитарного образования в Германии?
У гуманитарного образования в Германии есть несколько проблем. Во-первых, много выпускников гуманитарных специальностей испытывают сложности с трудоустройством, из-за что интерес к гуманитарным дисциплинам уменьшается. Вероятно, это связано с тем, что гуманитарное образование часто считается "непрактичным" и имеет меньшую востребованность на рынке труда по сравнению с техническими специальностями. Кроме того, отсутствие финансовой поддержки и нехватка ресурсов также создают проблемы для развития гуманитарного образования.
Каковы основные модели гуманитарного образования в Германии?
В Германии существуют несколько основных моделей гуманитарного образования. Одна из них - компетентностная модель, которая акцентирует внимание на развитии практических навыков и компетенций у студентов. Другая модель - местный подход, который уделяет особое внимание культурологическим аспектам и специфике региональной культуры. И наконец, есть модель дистанционного обучения, которая позволяет получать высшее гуманитарное образование удаленно, без необходимости посещения традиционного учебного заведения.
Какие тенденции можно наблюдать в современном высшем образовании Германии?
В современном высшем образовании Германии можно выделить несколько тенденций. Во-первых, все большую роль начинает играть компетентностный подход, который призван развивать у студентов не только знания, но и навыки и компетенции, необходимые для успешного трудоустройства. Во-вторых, все большее внимание уделяется интердисциплинарности, то есть объединению различных дисциплин и наук для решения сложных проблем. Также наблюдается увеличение числа иностранных студентов, что способствует межкультурному взаимодействию и обмену опытом. Наконец, важным трендом является цифровизация образования и развитие онлайн-форматов обучения.
Какие проблемы возникают в развитии высшего гуманитарного образования в Германии?
Развитие высшего гуманитарного образования в Германии встречает несколько проблем. Во-первых, наблюдается дефицит квалифицированных преподавателей в гуманитарных областях знания, что затрудняет набор кадров, соответствующих требованиям современного рынка труда. Во-вторых, снижается интерес студентов к гуманитарным специальностям, так как они считают, что они менее востребованы и неприносят такую же прибыль, как технические специальности. Еще одной проблемой является несоответствие программы гуманитарного образования актуальным потребностям и требованиям рынка.