Российско-украинское взаимодействие в сфере энергетики в начале 21 века.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Политология
  • 118 118 страниц
  • 74 + 74 источника
  • Добавлена 25.05.2014
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Российско-украинское сотрудничество: роль энергетического фактора 8
1.1 Роль энергетического фактора в мировой политике 8
1.2 Современное состояние отношений России и Украины 26
1.3 Энергетическая дипломатия России и Украины 32
Глава 2. Современное состояние энергетической отрасли в России и Украине 46
2.1 Энергетическая отрасль России на современном этапе 46
2.2 Состояние энергетической отрасли Украины 70
2.3 Анализ зависимости России и Украины от сотрудничества в энергетической сфере 77
Глава 3. Перспективы развития взаимодействия России и Украины в сфере энергетики 84
3.1 Перспективные направления сотрудничества России и Украины в сфере энергетики 84
3.2 Перспективы решения газовых проблем в российско-украинских отношениях 88
3.3 Проекты России и Украины в области ядерной энергетики 93
Заключение 108
Список использованных источников и литературы 112

Фрагмент для ознакомления

Российские и украинские ядерные мощности часто вовлекались в совместные проекты. Например, украинские предприятия привлекались при реализации проектов ГК «Росатом» в Иране (АЭС «Бушер») и при строительстве АЭС в Китае. Сотрудничество осуществлялось на уровне коммерческих соглашений между основным подрядчиком и отдельными предприятиями отрасли как с российской, так и с украинской стороны. Это позволяет утверждать, что предприятия атомной отрасли России и Украины были и до настоящего момента интегрированы, но не на уровне межправительственных соглашений, а на уровне краткосрочных коммерческих соглашений и контрактов.
Сотрудничество России и Украины в атомной области осуществляется в рамках Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о научно-техническом и экономическом сотрудничестве в области атомной энергетики от 14 января 1993 г. Позднее, в 1996 г., было дополнительно заключено межправительственное соглашение о сотрудничестве в области транспортировки ядерных материалов. В последующие годы было подписано еще пять межправительственных соглашений, в том числе соглашения о строительстве энергоблока №2 Хмельницкой АЭС, энергоблока №4 Ровенской АЭС (в 2001 г.), энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС (в 2010 г.). Также в 2003 г. на уровне межправительственного соглашения была закреплена организация ЗАО «Совместное украинско-казахстанско-российское предприятие по производству ядерного топлива». И, несмотря на события 2004 г., когда изменение внутренней политической ситуации в Украине отразилось на линии внешней политики, проводимой государством, и привело к некоторой стагнации в отношениях России и Украины в атомной сфере, в настоящее время партнерство двух стран снова развивается.
На сегодняшний день на стадии реализации находятся несколько проектов, среди них:
строительство энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС;
организация совместного российско-украинского предприятия по производству ядерного топлива;
осуществление поставок ядерного топлива на 14 из 15 украинских энергоблоков.
Кроме того, завершена формализация участия Украины в Международном центре по обогащению урана, который организован на базе Ангарского электролизного химического комбината (г. Ангарск, Россия). Украинская сторона выкупила 10% акций Центра и наравне с Арменией и Казахстаном стала полноправным партнером России в этом проекте. К перспективным проектам сотрудничества относятся совместная добыча урана, обращение с ОЯТ и производство тихоходных турбин для АЭС.
Рассмотрим такой аспект взаимоотношений России и Украины как строительство энергоблоков.
9 июня 2010 г. генеральный директор ГК «Росатом» С.В. Кириенко и министр топлива и энергетики Украины Ю.А. Бойко подписали соглашение о строительстве третьего и четвертого энергоблоков Хмельницкой АЭС. Ввод в эксплуатацию запланирован на конец 2016 г., проектная мощность 2000 МВт. По оценке «Росатом», для проведения работ потребуется 5-6 млрд. долларов. В статье 4 Соглашения о сотрудничестве в строительстве энергоблоков № 3 и № 4 Хмельницкой установлено, что «российская сторона обеспечит организацию финансирования в полном объеме, необходимом для проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию энергоблоков №3 и №4, в том числе для оплаты товаров, работ, услуг, поставляемых из Российской Федерации в Украину или закупаемых в Украине, при условии частичного софинансирования с Украинской стороной».
На Хмельницкой АЭС запланировано строительство энергоблоков типа ВВЭР–1000. По соглашению основным подрядчиком является ЗАО «Атомстройэкспорт» – ведущая инжиниринговая компания «Росатом» по строительству объектов ядерной энергетики за рубежом. «Атомэнергомаш», активы которого также принадлежат «Росатом», изготавливает корпусы только для реакторов типа БН. Корпусы для реакторов типа ВВЭР в России производит только ОАО «Ижорские заводы», которое не является аффилированым предприятием «Росатом». Будучи постоянным партнером ОАО «Атомстройэкспорт», ЗАО «Ижорские заводы» может быть привлечено к изготовлению корпусов для реакторов, строительство которых предусмотрено русско-украинским соглашением. Однако, в силу ограниченных производственных возможностей, в год Ижорские заводы могут изготовить только ограниченное количество корпусов для реакторов типа ВВЭР. Помимо планов развития атомной энергетики внутри страны Россия сейчас участвует в нескольких проектах по строительству АЭС за рубежом (включая АЭС Белене в Болгарии, АЭС Тяньвань в Китае и АЭС Куданкулам в Индии), и все строящиеся энергоблоки – реакторы типа ВВЭР-1000. С учетом ограниченных возможностей Ижорских заводов для выполнения обязательств по всем контрактам и реализации собственных планов развития России необходимо привлекать к участию третьи стороны – закупать отдельные составляющие (в частности, корпусы для реакторов) за рубежом. В данном случае возможно сотрудничество с французской компанией «AREVA» – партнером ОАО «Атомстройэкспорт» по нескольким проектам, включая АЭС Белене в Болгарии, и Skoda, производящей оборудование для реакторов типа ВВЭР и РБМК.
Несмотря на возможность привлечения иностранных партнеров для реализации планов строительства энергоблоков, в перспективе сотрудничество России и Украины в области строительства АЭС может вызвать проблему производственного обеспечения обязательств по контрактам.
Помимо зарубежных проектов, согласно Энергетической стратегии России до 2030 г. на территории России должны быть построены 20-40 энергоблоков предположительно типа АЭС-2006, которые в настоящее время находятся на стадии разработки, но должны быть основаны на проекте реактора типа ВВЭР. Опираясь на действующую Энергетическую стратегию Украины и принимая заложенные в ней задачи за наиболее оптимистический из возможных сценариев развития атомной энергетики Украины, можно оценить, что до 2030 г. на территории предполагалось построить от 14 до 21 энергоблока (отметим, что по состоянию на начало 2012 года эти планы были занижены), каждый из которых потенциально может быть построен в сотрудничестве с Россией. Принимая во внимание планы России по развитию своей атомной энергетики и полагая, что планы Украины будут полностью реализованы в сотрудничестве с российской стороной, перед атомной индустрией России и Украины может встать задача изготовления деталей и частей для 40-61 реакторов в ближайшие 20 лет. При этом, возможные соглашения о строительстве АЭС на территории Украины не исключают аналогичных контрактов российской стороны с другими странами. Таким образом, при реализации сценария, предполагающего строительство 61 энергоблока, даже с привлечением иностранных партнеров Россия не сможет в полной мере реализовать потенциал возможного сотрудничества без введения в эксплуатацию дополнительных производственных мощностей, а это потребует значительных инвестиций в атомную отрасль.
В целях диверсификации поставщиков ядерного топлива Украина в 2008 г. заключила соглашение о поставках топлива с американской компанией Westinghouse Electric Company. Это было продиктовано тем фактом, что на тот момент единственным поставщиком топлива для Украины была Россия.
На сегодняшний день, уже начаты коммерческие поставки изготовленного «Westinghouse» топлива. Однако, это топливо еще не сертифицировано и, по мнению экспертов Национальной комиссии радиационной защиты Украины, может стать источником экологической угрозы региону и сопредельной территории Черноморского бассейна. Кроме того, существенной проблемой является вывоз и переработка этого топлива, поскольку по контракту на «Westinghouse» такие обязательства возложены не были. На данный момент, отработанные ТВС производства «Westinghouse» помещаются в бассейн выдержки при АЭС, и вопрос об утилизации ТВС после срока выдержки пока не решен.
На большинство работающих на Украине энергоблоков топливо поставляет «ТВЭЛ». Это топливо изготавливается по российским технологиям и целиком удовлетворяет спецификациям построенных на территории Украины реакторов. При этом, согласно заключенному контракту, «ТВЭЛ» вывозит все свое отработанное топливо для переработки и хранения в Россию.
В начале июня 2010 г. «ТВЭЛ» и «Энергоатом» подписали долгосрочный контракт на поставку ядерного топлива для украинских атомных станций. Сроки и цена контракта не были прокомментированы, однако ранее «Росатом» заявлял о готовности пойти на значительные уступки украинской стороне и сделать скидку на ядерное топливо до 1 млрд. долларов, если контракт будет подписан сроком на 15-25 лет. Таким образом, российское ядерное топливо для украинской стороны дешевле американского почти на 20%, а также более эффективно и безопасно.
Поставки топлива на украинские АЭС – направление сотрудничества, которое будет осуществляться до тех пор, пока не будет построено и запущено в эксплуатацию совместное предприятие по изготовлению ядерного топлива. После этого момента российские поставки будут постепенно замещаться продукцией совместного предприятия.
Наиболее важным проектом в российско-украинском взаимодействии в области ядерной энергетики является строительство совместного завода по переработке ОЯТ.
22 сентября 2010 г. правительство Украины утвердило победителя на строительство завода по производству ядерного топлива – компанию «ТВЭЛ». Единственным конкурентом «ТВЭЛ» была американская компания «Westinghouse Electric Company».
Основной причиной успеха российской компании называют ее готовность вкладывать в строительство собственные средства. Общий вклад в строительство составит около 6,6 млрд. руб., из которых 4,3 млрд. руб. будут привлечены со стороны в качестве инвестиций. Однако, немаловажным является факт, что украинские АЭС (в настоящее время 14 из 15 энергоблоков) работают на топливе российского производства, и реализация проекта предприятия по изготовлению ядерного топлива совместно с Россией позволит Украине обеспечить свои АЭС топливом отечественного производства и снизить зависимость энергетики страны от иностранного поставщика, которым на данный момент является Россия.
Для российской стороны участие в этом проекте также является крайне выгодным, поскольку, помимо прочего, совместное с Украиной предприятие по изготовлению топлива по российской технологии предоставит импортерам продукта необходимую в соответствии с существующим сегодня пониманием альтернативу поставкам «ТВЭЛ». Таким образом, будут соблюдены современные требования диверсификации поставщиков, и российская компания не потеряет часть своего рынка.
Согласно соглашению, заключенному между Госкорпорацией «Ядерное топливо» и ОАО «ТВЭЛ», совместное предприятие будет организовано в виде закрытого акционерного общества, в котором 50% плюс одна акция будет принадлежать «Ядерное топливо». На заводе по изготовлению топлива будут производиться ТВС для реакторных установок ВВЭР-1000 либо «более перспективная конструкция, обеспечивающая более высокие эксплуатационные характеристики». Проектная мощность завода – 400 т урана в год. В соответствии с соглашением российская сторона передает следующие технологии: снаряжение топливных стержней, изготовление топливных сборок, производство порошка диоксида урана, изготовление топливных таблеток, изготовление циркониевых комплектующих изделий топливных сборок, изготовление комплектующих изделий топливных сборок из нержавеющей стали. Передача акционерному обществу права «использования российских технологий и технической документации для организации на Заводе производства технологических переделов на условиях неисключительных лицензий» осуществляется в виде взноса в уставный капитал акционерного общества, соучредителем которого является «ТВЭЛ». Передача технологии будет осуществлена до 2020 г .
Завод по производству ядерного топлива «будет обеспечиваться услугами по обогащению урана, производимыми на российских предприятиях или поставляемыми Международным центром по обогащению урана (сокращенно ОАО «МЦОУ») с созданием механизма гарантированного обеспечения Завода этими услугами». В настоящее время Украина уже выкупила «корпоративные права по заводу по обогащению ядерного топлива на территории Российской Федерации». Детали взаимодействия «МЦОУ» и совместного предприятия при участии обеих сторон в обоих проектах пока прорабатываются.
Сейчас идет подготовка технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта, и, согласно заявлению министра топлива и энергетики Украины Ю.А. Бойко, сделанному на конференции «Энергетические проблемы Европы и вопросы российско-украинского сотрудничества» 7 декабря 2010 г., уже выбрана площадка для строительства предприятия. Завод по производству ядерного топлива будет располагаться в районе Желтых Вод.
Совместное российско-украинское предприятие по изготовлению топлива, от части, дублирует ЗАО «Совместное украинско-казахстанско-российское предприятие по производству ядерного топлива», основанное в 2001 г. ОАО «ТВЭЛ», Фондом государственного имущества (Украина) и Национальной атомной компанией «Казатомпром» (Казахстан). Согласно соглашению, заключенному сторонами, казахстанская сторона должна производить топливные таблетки, украинская – циркониевый прокат и комплектующие изделия для тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ) и ТВС, а российская компания осуществлять окончательную сборку ТВЭЛ и ТВС. В то же время, по соглашению, заключенному между Госкорпорацией «Ядерное топливо» и ОАО «ТВЭЛ», топливные таблетки, которые в рамках трехстороннего соглашения должны были производиться казахстанской стороной, будут изготавливаться на совместном предприятии России и Украины. С учетом того, что ЗАО «Совместное украинско-казахстанско-российское предприятие по производству ядерного топлива» создавался с целью обеспечения топливом украинских АЭС, а после создания совместного российско-украинского предприятия украинские АЭС будут работать на топливе отечественного производства, совместное украинско-казахстанско-российское предприятие, по факту, утратило свое первоначальное значение. После запуска завода по производству топлива на территории Украины «Совместное украинско-казахстанско-российское предприятие по производству ядерного топлива» потеряет рынок, на который оно было ориентировано, и, без некоторой модификации, станет экономически нерентабельным. Возможным вариантом развития трехстороннего сотрудничества может стать присоединение Казахстана к российско-украинскому предприятию, при этом форма и степень участия казахстанской стороны будет определяться дополнительными соглашениями между сторонами.
Реализация совместного предприятия по производству ядерного топлива – это перспективное направление сотрудничества, однако осуществление этого проекта связано с рядом трудностей.
Создание совместного предприятия по производству ядерного топлива, наряду с вступлением Украины в «МЦОУ»,– это качественно новый уровень интеграции атомных отраслей стран. Существенной проблемой в процессе интеграции является разница законодательства России и Украины. В соответствии с российским законодательством в атомную сферу возможно привлечение частного капитала, в то время как атомная отрасль Украины целиком принадлежит государству, и привлечение инвестиций из частного сектора невозможно. Осуществление полномасштабного сотрудничества требует синхронизации нормативной базы стран в области использования атомной энергии с тем, чтобы при реализации совместных проектов не возникало конфликтов, связанных с разницей в законодательствах. Еще одним возможным решением может быть введение новой формы собственности, при которой было бы возможно привлечение инвестиций из частного сектора без внесения изменений в законодательства стран.
Другой проблемой, связанной с интеграцией атомных отраслей России и Украины, является проблема общего рынка. Несмотря на то, что наличие предприятия по изготовлению топлива по российским технологиям выгодно скажется на перспективе строительства новых АЭС на территории Украины по российским технологиям, организация этого производства сократит объем российского экспорта ядерного топлива. Как только акционерное общество выйдет на международный рынок, предлагая топливо, изготовленное по российским технологиям, оно отсечет часть доли рынка, традиционно бывшей российской. Экспорт «ТВЭЛ» сократится на объем поставок непосредственно на Украину, поскольку украинские АЭС будут обеспечиваться топливом совместного производства. Кроме того, в соглашении о создании на территории Украины предприятия по производству ядерного топлива отмечена возможность поставок в перспективе продукции завода на рынки третьих стран.
Решением проблемы общего рынка в перспективе может стать модификация совместного предприятия. Согласно Соглашению, на заводе будет организовано только производство ТВС для реакторов типа ВВЭР-1000. Однако если организовать несколько линий производства, которые бы позволяли изготавливать топливо не только для реакторов ВВЭР-1000, но также ТВС-квадрат, то это позволит решить вопрос с потерей одной из сторон доли рынка. В случае организации более универсального производства, где изготавливалось бы топливо не только для установок, построенных по российским проектам, но также для европейских моделей реакторов, сегмент рынка, на котором сможет конкурировать совместное предприятие, значительно увеличится, и, вместо потери части рынка, экспорт ТВЭЛ возрастет. Принимая также во внимание нацеленность украинской стороны, в том числе, и на западный рынок, данный вариант развития событий представляется вероятным.
Одним из перспективных направлений сотрудничества России и Украины может быть совместное производство тихоходных турбин для АЭС. В результате распада СССР предприятие по производству тихоходных турбин Турбоатом осталось на территории Украины (г. Харьков). В настоящее время в России такие установки пока не производятся, хотя уже осуществляется проект по созданию совместного российско-французского предприятия по производству турбин в г. Подольске (Россия), а компанией Силовые машины был заложен новый цех по производству таких турбин в г. Санкт-Петербурге. Однако, согласно заявлению главы «Ростатом» С.В. Кириенко, Россия выступает за диверсификацию поставщиков оборудования для АЭС. Таким образом, проекты, в настоящее время реализуемые Россией, не исключают возможности сотрудничества российской стороны в области производства тихоходных турбин с Украиной. По словам С.В. Кириенко, для России выстроить интеграцию с украинской стороной было бы целесообразно – это удешевит и оптимизирует процесс производства.
Попытки наладить совместное производство уже предпринимались, однако успешными не были. Россия не раз выражала готовность участвовать в совместном предприятии, но украинская сторона энтузиазма не проявляла. Не смотря на это, реализация подобного сотрудничества обеспечила бы более эффективное производство и была бы выгодна обеим странам, особенно с учетом планов строительства большого числа новых атомных энергоблоков как на территории России, так и на территории Украины.
Другим направлением возможного сотрудничества является совместная разработка урановых месторождений. Испытывая дефицит уранового сырья, для обеспечения потребности своей атомной энергетики в уране России, помимо разведки и разработки месторождений на своей территории, необходимо искать возможности для участия в совместных проектах по добыче урана за рубежом. В настоящее время в области геологоразведки и добычи урана Россия сотрудничает со многими странами ближнего и дальнего зарубежья, включая Казахстан, Армению, Австралию, Канаду и Намибию. Украина обладает богатейшими запасами урановой руды. Располагая 21 месторождением, в том числе Новоконстантиновским – крупнейшим урановым месторождением в Европе, она является одним из наиболее привлекательных партнеров в области добычи урана. Согласно заявлению Н.Я. Азарова, сделанного весной 2010 г., разработка урановых месторождений является одной из основных задач Украины. То же отражено и в действующей Стратегии энергетического развития Украины до 2030 г. Однако это требует больших финансовых и временных затрат, и для успешной реализации планов по разработке своих месторождений Украине необходимо искать возможные пути привлечения инвестиций.
Таким образом, сотрудничество в сфере разработки месторождений и добычи урана является взаимовыгодным предприятием для обеих сторон. Совершенно очевидно, что в интересах России добавить к уже имеющимся активам украинские месторождения, Украине же сотрудничество выгодно с точки зрения сокращения собственных затрат на разработку месторождений и приобретение сырья для топлива. Помимо прочего, с учетом реализуемого проекта по созданию совместного российско-украинского предприятия по производству ядерного топлива на территории Украины в непосредственной близости от Новоконстантиновского месторождения, сотрудничество сторон в области добычи и конверсии урана может быть удобным ввиду необходимости обеспечения завода по производству топлива гексафторидом урана в требуемом количестве.
Россия всегда выражала готовность участвовать в разработке, прежде всего, Новоконстантиновского месторождения и инвестировать необходимые средства пропорционально своей доли в уставном фонде специально образованного совместного предприятия. В тоже время позиция украинской стороны в отношении сотрудничества с Россией в области разработки месторождения и добычи урана в течение последних лет несколько раз менялась. В ноябре 2009 г. в Киеве состоялось 5-е заседание Подкомиссии по вопросам атомной энергетики и ядерных материалов Комитета по вопросам экономического сотрудничества Украинско-Российской межгосударственной комиссии, по итогам которого было достигнуто взаимопонимание сторон о «развитии сотрудничества в области геологоразведки, добычи и переработки урановых руд». На встрече премьер-министров Украины и России Н.Я. Азарова и В.В. Путина 30 апреля 2010 г. в г. Сочи намерение о сотрудничестве стран в области добычи природного урана на территории Украины было подтверждено, и в ближайшее время работы по разработке месторождения должны быть активизированы, прежде всего, проведена его технико-экономическая оценка. Также должны быть определены условия и установлена организационно-правовая форма сотрудничества.
Еще одним перспективным направлением сотрудничества России и Украины является, как уже отмечалось выше, создание предприятия по обращению с ОЯТ. Принимая во внимание стремление Украины воссоздать на своей территории замкнутый ЯТЦ, основными стадиями которого являются добыча, конверсия, производство топлива и переработка ОЯТ, очевидно, что в интересах Украины организовать предприятие по переработке ОЯТ. Однако, переработка ОЯТ, так же как и обогащение урана, является чувствительным этапом ЯТЦ, и, с учетом явного нежелания развивать на территории страны производства двойного применения, вероятно, что переработку ОЯТ Украина предпочтет осуществлять за пределами своих территориальных границ. Ранее Россия уже выражала желание организовать на своей территории международный центр по переработке и захоронению ОЯТ. Таким образом, участие сторон в совместной инициативе по созданию международного центра по переработке ОЯТ по типу МЦОУ является взаимовыгодным в перспективе направлением сотрудничества. Организация Центра позволит решить вопрос с обращением с ОЯТ, произведенного на совместном российско-украинском предприятии по производству ядерного топлива. Традиционно, ответственность за ОЯТ лежит на производителе свежего топлива, и так как топливо будет изготавливаться сторонами совместно, обращение с ОЯТ также будет областью совместной ответственности России и Украины. Организация совместной переработки ОЯТ решит также проблему обращения с топливом производства «Westinghouse», которое в настоящее время хранится в бассейнах выдержки при энергоблоке, на котором оно используется.
Проблема обращения с радиоактивными отходами (РАО) также является областью общего интереса России и Украины. Сотрудничество в этом направлении может включать совместную разработку и внедрение новых способов переработки ОЯТ и хранения РАО, которые бы снизили радиационное воздействие отходов на окружающую среду, и строительство хранилища РАО.
На современном этапе отношения России и Украины в сфере ядерной энергетики продолжают развиваться, это связано с общим интересом сторон. В частности, в начале января 2014 года состоялось очередное заседание Российско-украинской межгосударственной комиссии, на котором Россия приняла решение увеличить свои инвестиции в ядерную энергетику Украины. По словам правительственного уполномоченного по вопросам сотрудничества с Российской Федерацией Валерия Мунтияна, «Комиссия дала поручение правительствам двух стран принять безотлагательные меры, которые будут способствовать росту объемов инвестиций в 2014 году. И одна из основных отраслей - ядерная энергетика. В частности, предлагается продолжить меры по организации в Украине производства ядерного топлива для реакторов ВВР-1000, также подготовить предложения по сооружению 3 и 4 энергоблоков Хмельницкой АЭС».
Итак, развитие сотрудничества с сфере ядерной энергетики между Россией и Украиной способствует укреплению энергетической безопасности обеих стран.


Заключение

В настоящее время значение энергетического фактора в мировой политике, так и в мировой экономике крайне велико. За последние годы произошло много политических и геополитических процессов, сильно повлиявших на развитие этого рынка.
Для мирового рынка энергетический фактор играет высокую роль, крупнейшие государства мира – США, Япония, Китай, Германия, Франция – входят в число крупнейших потребителей энергетического сырья. Проблемы с исчерпаемостью топливно-энергетических ресурсов (в частности, нефти и природного газа) в любом случае приведут к необходимости более широкого использования альтернативных источников, в первую очередь атомной энергетики.
Согласно статистической информации, население нашей планеты постоянно растет и по прогнозам к середине XXI века может достигнуть 9 млрд. человек. Уже сегодня возникают вопросы о нехватке энергии, которая была бы достаточна для нормального существования человечества. Самые оптимистические предсказания говорят о том, что углеводородных источников топлива хватит максимум на 50 лет, а пессимистичные – 10-15 лет.
Одной из альтернатив является развитие ядерной энергетики, что использует различными государствами. Однако энергия атома вызывает большие споры в силу высокой угрозы безопасности, так как ее можно использовать также и для создания ядерного оружия. Кроме того, в марте 2011 года в результате землетрясений и цунами в Японии на станциях АЭС («Фукусима-1») создалась огромная угроза радиационного заражения не только японской территории, но и соседних государств. В этой связи возникает серьезная угроза экологии планеты, а в прошлом веке человечество столкнулось с глобальной экологической проблемой, которая несмотря на достижения научно-технического прогресса (а во многом и благодаря им) поставила человечество на грань экологической катастрофы.
В отношениях России и Украины сфера энергетики является очень важным актуальным вопросом. Сотрудничество развивается в рамках таких ресурсов как нефть, природный газ, энергия атома, гидроэнергия и др. На основе проведенного анализа можно констатировать, что взаимодействие в сфере поставок природного газа столкнулось с серьезными противоречиями, которые также затрагивают и государства Евросоюза. В этом контексте появились разговоры о диверсификации поставок из России.
Сотрудничество России и Украины в области атомной энергетики, несомненно, основывается на стремлении стран наилучшим образом реализовать свои интересы. К сферам общего интереса России и Украины в области использования атомной энергии относятся разработка урановых месторождений и добыча урана, решение проблемы с обращением с ОЯТ и развитие производственных мощностей. Взаимовыгодным направлением сотрудничества также является совместное производство ядерного топлива и совместное обогащение урана. Кроме того, Россия заинтересована в освоении технологии по производству тихоходных турбин, а Украина все еще нуждается в поставках российского ядерного топлива и заинтересована в строительстве новых атомных энергоблоков на своей территории.
Широкая сфера взаимного интереса России и Украины является хорошей основой для интеграции атомных активов стран. Уже подписано соглашение о строительстве атомных энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС, осуществляются поставки ядерного топлива. Согласно достигнутым соглашениям, реализуется проект по совместному российско-украинскому производству ядерного топлива; завершился процесс вступления Украины в МЦОУ.
Таким образом, уже две из пяти стадий ЯТЦ Россия и Украина будут осуществлять совместно. Третьим совместно реализованным этапом ЯТЦ может стать предприятие по обращению с ОЯТ. Предложение о создании такого предприятия было озвучено российской стороной в рамках инициативы по созданию Глобальной ядерной инфраструктуры в 2006 г., и, в виду остроты проблемы обращения с ОЯТ для каждой из сторон, это является перспективным направлением возможного сотрудничества России и Украины.
Помимо новых контрактов на строительство на территории Украины атомных энергоблоков, перспективными также являются такие направления сотрудничества, как совместная разработка урановых месторождений, в том числе Новоконстантиновского, и совместное производство тихоходных турбин, развитие долгосрочной кооперации в строительстве и эксплуатации АЭС.
Реализация всех проектов взаимовыгодного сотрудничества позволит создать такую схему взаимодействия России и Украины в области использования атомной энергии, которая будет наилучшим образом отвечать интересам обеих стран и обеспечит оптимизацию производственного процесса. Однако для осуществления такого полномасштабного сотрудничества необходимо решить проблемы, затрудняющие и препятствующие его реализации:
Производственные мощности России должны быть модернизированы. Возможен ввод в эксплуатацию новых дополнительных мощностей. Это позволит осуществить цели Энергетической стратегии России на период до 2030 г.
Между МЦОУ и совместным предприятием по производству топлива должны быть установлены договорные связи, устанавливающие порядок и характер их взаимодействия. При том, что и МЦОУ и совместное предприятие – акционерные общества, они организованы по разному принципу. МЦОУ – многостороннее предприятие, участниками которого являются не только Россия и Украина. Поэтому для осуществления сотрудничества между двумя центрами должны быть установлены экономические связи.
Законодательство России и Украины должно быть синхронизировано таким образом, чтобы оно позволяло осуществление сотрудничества в области атомной энергетики и привлечение инвестиций из частного сектора.
В отношениях России и Украине в области ядерной энергетики в 2011 г. появилась проблема, которая связана с диверсификацией украинской стороной своих закупок ядерного топлива. Теперь они поставляются не только российской компанией «ТВЭЛ», но также и американской «Westinghouse». Это было негативно оценено в РФ.
Решение указанных выше задач потребует времени, существенных капиталовложений, организационных усилий и стабильности, и успех работы по каждому из направлений будет зависеть как от политической и экономической ситуации, так и от взаимного желания и готовности стран сотрудничать.
Модель российско-украинского сотрудничества может быть распространена на другие страны СНГ с поправками на особенности внешней и внутренней политики стран и то, насколько развита их атомная отрасль. Сотрудничество может быть продиктовано стремлением получить прямую экономическую выгоду, целями обеспечения национальной безопасности, или необходимостью укрепления позиций государства на международной арене.
Список использованных источников и литературы

Источники
Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 г. // URL: http://www.worldcourts.com/eccis/rus/conventions/1991.12.21_Declaration_AlmaAta.htm
Енергетична Стратегія України на період до 2030 р // URL: http://zakon.rada.gov.ua/signal/kr06145a.doc
Концепция внешней политики Российской Федерации от 2008 года. // Собрание законодательства РФ. 2008. №28. Ст. 2880.
Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 2009 // URL: http://президент.рф/transcripts/5979
Соглашение между Государственным концерном «Ядерное топливо» (Украина) и открытым акционерным обществом «ТВЭЛ» (Российская Федерация) о сотрудничестве при организации в Украине производства ядерного топлива для реакторных установок типа ВВЭР – 1000 по российским технологиям.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в строительстве энергоблоков № 3 и 4 Хмельницкой АЭС от 09.06.2010 г.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537) // URL: http%//www.scrf.gov.ru/documents/99.html
Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. М.: Известия, 2003.

Монографии
Богатуров А.Д., Давыдов Ю.П., Дребенцов В.В. «Славянский фактор»: межславянские отношения в середине 90-х годов. М., 1995.
Бойко Ю.А. Выступление на конференции «Энергетические проблемы Европы и вопросы российско-украинского сотрудничества», Киев, 2010, 7 декабря.
Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия: Учебное пособие. М.: МГИМО(У) МИД России, 2002.
Латышев Д.Ю. Развитие нефтяного комплекса России при переходе на эффективную систему контроля за разработкой запасов. Автореферат. СПб., 2008.
Грушевский М.С. История украинского народа. М., 2002. С. 43-55.
Никитин А.И., Хлестов О.Н., Федоров Ю.Е. Миротворческие операции в СНГ. Международно-правовые, политические, организационные аспекты. М., 1998.
Woehrel S. Russian Energy Policy Toward Neighboring Countries // Congressional Research Services. 2009. September, 2. 25 p.

Статьи в периодических изданиях
Дзагуто В. Россия и Украина объединятся на атомном уровне. Владимир Путин предлагает создать единый профильный холдинг. КоммерсанЪ. 2010. 28 апреля. С. 11.
Ларионова М.В. Проблемы и перспективы сотрудничества России и ЕС в рамках энергетического диалога // Вестник международных организаций. 2006. №4. С. 7-15.
Мещерин А. Шаткое благополучие // Нефтегазовая вертикаль. 2009. №22. С. 27-34.
Онуфриева О.А. О некоторых проблемах российско-европейского сотрудничества в энергетической сфере // Проблемы современной экономики. 2011. №1. С. 405-408.
Рудакова Е.А. Проблемы и перспективы энергетического сотрудничества России и ЕС // Власть. 2012. №4. С. 59-64.
РФ намерена освоить производство аналогичных выпускаемым «Турбоатомом» тихоходных турбин для АЭС // Транспортный бизнес. 2010. 9 июня.
Хакимов Б. Коллективная безопасность в СНГ // Международная жизнь. 2001. №7.

Ресурсы Интернет
Азаров Н. Жизнь в нашей стране не легкая // URL: http://zadonbass.org/news/hot/message_27323
Азаров Н. Кто сдаст России еще и урановые месторождения // URL: http://www.ua-today.com/modules/myarticles/print_storyid_33151.html
Атомстройэкспорт // URL: http://www.atomstroyexport.ru/about/rus/1
Галанин Н.И. Энергетическая политика Украины: новые вызовы и возможности // URL: http://www.politex.info/content/view/380/30/
Гожулянина Т. Новости атомной энергетики. Перспективы сотрудничества // URL: http://vostgok.com.ua/index.php?go=news38
Гурков А. Немецкий эксперт о России как энергетической державе. Часть вторая: какова роль России на мировом рынке газа? // URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0,2144,1905994,00.html
Данные инвестиционно-финансовой компании ООО «Еврогрин» // URL: http://www.eurogreen.ru/index.php?p=view_news&id=3472
Деньги из воздуха. Энергосберегающие проекты могут быть профинансированы за счет международных программ борьбы с изменением климата // Аналитический портал по энергетике // URL: http://energy.dsnews.ua/financing/97-dengi-iz-vozduha-energosberegajushie-programmy-mogut-byt-profinansirovany-za-schet-borby-s-izmeneniem-klimata
Дубинин Ю.В. Битва за Черноморский флот // Россия в глобальной политике. 2006. №1. // URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/18/5307.html
История «газового» конфликта России и Украины. Справка // URL: http://www.rian.ru/spravka/20051228/42763666.html
Кабмин намерен вложить 205 млн долларов в строительство завода по переработки урана // РБК-Украина // URL: http://www.rbc.ua/rus/top/show/istochnik-kabmin-nameren-vlozhit-250-mln-doll-v-stroitelstvo-25102010084900
Марчуков А. Нерв украинского «разлома» // URL: http://stoletie.ru/pole/070517133854.html;
Мережко А. Сон разума: украинский национализм как идеология // URL: http://politics.in.ua
Обзор налогового режима в нефтегазовой отрасли России // URL: http://www.ey.com/global/content.nsf/Russia/Energy_Chemicals_Utilities_-_Oil_n_Gas_Tax_Guide
Официальный сайт компании ОАО «Газпром» // URL: http://www.gazprom.ru/articles/article5427.shtml
Официальный сайт НК «ТНК-ВР» // URL: http://www.tnk-bp.ru/company/
Официальный сайт ОАО «Газпром нефть» // URL: http://www.gazprom-neft.ru/company/
Официальный сайт ОАО «Лукойл» // URL: http://www.lukoil.ru/static_6_5id_29_.html
официальный сайт ОАО «Роснефть» // URL: http://www.rosneft.ru/about/Glance/statistical_overview/
Официальный сайт ОАО «Сургутнефтегаз» // URL: http://www.surgutneftegas.ru/ru/about/main/
Петров Н. Чем ответит Россия на изменение концепции внешней политики Украины? // Московский центр Карнеги // URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/media/72284.htm
Продукция и услуги. Skoda. // URL: http://www.skoda-js.cz/ru/products-and-services/index.shtml
Симония Н. Место и роль России в структурных изменениях на мировых нефтяных рынках // URL: http://www.wpec.ru/text/200712152032.htm#_edn5
Симония Н. Нефть в мировой политике // Журнал «Международные процессы» // URL: http://www.intertrends.ru/nineth/001.htm
ТВЭЛ выиграл тендер на строительство завода по изготовлению ядерного топлива // URL: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1508534
Украина намерена израсходовать $1,5 млрд на безопасность АЭС // РИА Новости.Украина от 18 апреля 2011 г. // URL: http://ua.rian.ru/economy/20110418/78714675.html
Украина, ядерный ренессанс и Россия // Проект «ФЛОТ2017» // URL: http://flot2017.com/show/opinions/29942
Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru
Ядерный триумф. Россия победила США в принципиальном тендере на строительство завода по производству ядерного топлива на Украине // Деловая газета Взгляд от 6 сентября 2010 г. // URL: http://www.vz.ru/economy/2010/9/6/430679.html
BP Statistical Review of World Energy 2010 // URL: http://www.bp.com/liveassets/bp_internet/globalbp/globalbp_uk_english/reports_and_publications/statistical_energy_review_2008/STAGING/local_assets/2010_downloads/statistical_review_of_world_energy_full_report_2010.pdf
International Energy Outlook 2007 // URL: www.eia.doe.gov/oiaf/ieo/oil.html
International Energy Outlook 2013 // URL.: http://www.eia.gov/forecasts/ieo/more_highlights.cfm
Makarychev A. Russia’s Energy Policy: between Security and Transparency // URL: http://csis.org/files/media/csis/pubs/pm_0425.pdf
Morse E.L. Strategic Energy Policy Challenges for the 21st century // Report of an Independent Task Force // URL: http://www.rice.edu/energy/publications/docs/TaskForceReport_Final.pdf
Oganyesyan M. The meaning of Ukraine in Energy cooperation between Russia and EU with an example of natural gas: Case study Ukraine // URL: http://www.polsoz.fu-berlin.de/polwiss/forschung/systeme/ffu/veranstaltungen/termine/archiv/pdfs_salzburg/Oganyesyan.pdf?1367712372
Reports prepared by the two single interlocutors // European Union - Russia Energy Dialogue // URL: http://ec.europa.eu/energy/russia/joint_progress/index_en.htm
Russia, Ukraine should switch to pragmatic energy cooperation - Putin // URL: http://en.interfax.com.ua/news/economic/182497.html
Russia-Ukraine-EU Cooperation Necessary // URL: http://larouchepac.com/node/29340
The Statistical Review of the World Energy 2011 // URL: http://www.bp.com
World Energy Outlook 2014 // URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/Energy-Outlook/Energy_Outlook_2035_booklet.pdf
Umbach F. Ukraine’s Energy Security Challenges: Implications for the EU // URL: http://transatlantic.sais-jhu.edu/publications/books/Open_Ukraine/05.Umbach.pdf
Andres R., Kofman M. European Energy Security: Reducing Volatility of Ukraine-Russia Natural Gas Pricing Disputes // Strategic Forum (INSS). 2011. February 2011.
Kuzio T. Poor Ukrainian-Russian Ties Reflect Yanukovych-Putin Relationship // Eurasia Daily Monitor. 2011. Vol. 8. Issue 180.
Ukraine 2012. Energy Policies Beyond IEA Countries // URL: http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/Ukraine2012_free.pdf
Korduban P. Ukraine and Russia Prepare New Gas Agreement // Eurasia Daily Monitor. 2011. Vol. 8. Issue 178.
Woehrel S. Russian Energy Policy Toward Neighboring Countries // URL: http://www.fas.org/sgp/crs/row/RL34261.pdf
Shapovalova N. The battle for Ukraine’s energy allegiance // URL: http://www.fride.org/descarga/PB55_Ukraine_allegiance_ENG_sep10.pdf
Dubien A. The Opacity of Russian-Ukrainian Energy Relations. Paris: Russia/NIS Center, 2007.
Kuhn M., Umbach F. Strategic Perspectives of Unconventional Gas in Europe: A Game Changer with Implications for the EU’s Common nergy Security Policies // EUCERS-Strategy Papers, King’s College. 2011. Vol. 1. No. 1.
Shumylo-Tapiola O. Ukraine and Russia: Ever Closer Neighbors? Policy Outlook. Washington DC: Carnegie Endowment for International Peace, 2011.
Youngs R. Europe’s External Energy Policy: Between Geopolitics and the Market // CEPS Working Document. 2007. No. 278/November.
BP Statistical Review of World Energy June 2012 // URL: http://www.bp.com/statisticalreview
См. например: Мировой нефтегазовый сектор-2013: США рвутся в лидеры, ОПЕК отступает // URL: http://ria.ru/economy/20131223/985920892.html; Самойлова С. Россия сближается с ОПЕК // URL: http://politcom.ru/6872.html
Прокофьев И. Нефть и газ в оценках ОПЕК // URL: http://www.worldenergy.ru/mode.1349-id.7230-type.html
Мировой нефтегазовый сектор-2013: США рвутся в лидеры, ОПЕК отступает // URL: http://ria.ru/economy/20131223/985920892.html
Доля ОПЕК на мировом рынке в 2014 г. снизится в пользу сланцевой нефти // URL: http://tek.rbc.ua/rus/dolya-opek-na-mirovom-rynke-v-2014-g-snizitsya-v-polzu-slantsevoy-11072013130700
Симония Н. Нефть в мировой политике // Журнал «Международные процессы» // URL: http://www.intertrends.ru/nineth/001.htm
Симония Н. Нефть в мировой политике // Журнал «Международные процессы» // URL: http://www.intertrends.ru/nineth/001.htm
Составлено по: World Energy Outlook 2014 // URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/Energy-Outlook/Energy_Outlook_2035_booklet.pdf
Иран попросил Индию увеличить закупки нефти и газа // URL:http://www.vestifinance.ru/articles/27962
Составлено по: World Energy Outlook 2014 // URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/Energy-Outlook/Energy_Outlook_2035_booklet.pdf
Ахмедбейли А. Газовый проект Иран-Пакистан: США «против», Россия «за» ("Trend News Agency", Азербайджан) // URL: http://inosmi.ru/world/20120920/199513971.html
Симония Н. Место и роль России в структурных изменениях на мировых нефтяных рынках // URL: http://www.wpec.ru/text/200712152032.htm#_edn5
См.: World Energy Outlook 2014 // URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/Energy-Outlook/Energy_Outlook_2035_booklet.pdf
ТЭК России. Ежемесячный бюллетень. 2014 №1.
Технология GTL- это процесс преобразования природного газа в высококачественные, не содержащие серу моторные топлива и другие, более тяжёлые, углеводородные продукты. Процесс GTL подразделяется на следующие фазы: 1. Производство синтез-газа из природного газа путём соединения кислорода с углеродом. 2. Превращение синтез-газа в синтетическую сырую нефть. 3. Очистка синтетических моторных топлив и других продуктов.
Кузнецов А.М., Акопян Т.А. Формирование единого мирового рынка природного газа // URL: http://rfbs.ru/component/option,com_docman/task,doc_download/gid,3/Itemid,178/
Официальные данные компании ОАО «Газпром» // URL: http://www.gazprom.ru/
Там же.
Данные инвестиционно-финансовой компании ООО «Еврогрин» // URL: http://www.eurogreen.ru/index.php?p=view_news&id=3472
Природный газ в мировом энергетическом балансе // URL: http://dolgikh.com/index/0-37
Ахтамзян И. Через год после Фукусимы общество больше не боится мирногоатома. URL: http://www.rbcdaily.ru/2012/03/12/focus/562949983220117 (дата обращения: 28.04.2012).
Там же.
Боровик В.С., Малышевский В.С., Янчевский С.Н. Знакомьтесь: атомная станция. Эффективность, безопасность, надежность. Ростов: Ростовский информационно-аналитический центр Волгодонской АЭС, 2008. С. 4.
Мировая атомная энергетика. URL: http://www.ecoatominf.ru/publishs/VAES/VAES_5.htm (дата обращения: 28.04.2012).
Ядерная энергетика в мире // Официальный сайт РОСАТОМ. URL: http://www.rosatom.ru/wps/wcm/connect/rosatom/rosatomsite/aboutcorporation/nuclearindustry/nuclearindustry/ (дата обращения: 28.04.2012).
Ахтамзян И. Через год после Фукусимы общество больше не боится мирногоатома. URL: http://www.rbcdaily.ru/2012/03/12/focus/562949983220117 (дата обращения: 28.04.2012).
Боровик В.С., Малышевский В.С., Янчевский С.Н. Знакомьтесь: атомная станция. Эффективность, безопасность, надежность. Ростов: Ростовский информационно-аналитический центр Волгодонской АЭС, 2008. С. 7.
Марчуков А. Нерв украинского «разлома» // URL: http://stoletie.ru/pole/070517133854.html; Грушевский М.С. История украинского народа. М., 2002. С. 43-55.
Мережко А. Сон разума: украинский национализм как идеология // URL: http://politics.in.ua
Петров Н. Чем ответит Россия на изменение концепции внешней политики Украины? // Московский центр Карнеги // URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/media/72284.htm
Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия: Учебное пособие. - М.: МГИМО(У) МИД России, 2002. – с.15
Концепция внешней политики Российской Федерации от 2008 года. // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №28. - Ст. 2880.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537). - http%//www.scrf.gov.ru/documents/99.html
Концепция внешней политики Российской Федерации от 2008 года. // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №28. - Ст. 2880.
Там же.
Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 2009 // URL: http://президент.рф/transcripts/5979
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537) // URL: http%//www.scrf.gov.ru/documents/99.html

Концепция внешней политики Российской Федерации от 2008 года. // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №28. - Ст. 2880.
Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. М.: Известия, 2003. С. 9.
Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. М.: Известия, 2003. С. 9.
Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. М.: Известия, 2003. С. 10.
Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. М.: Известия, 2003. С. 12.
Там же.
Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. М.: Известия, 2003. С. 13.
Галанин Н.И. Энергетическая политика Украины: новые вызовы и возможности // URL: http://www.politex.info/content/view/380/30/
The Statistical Review of the World Energy 2011 // URL: http://www.bp.com
Латышев Д.Ю. Развитие нефтяного комплекса России при переходе на эффективную систему контроля за разработкой запасов. Автореферат. СПб., 2008. С. 17.
The Statistical Review of the World Energy 2011 // URL: http://www.bp.com
Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru
Мещерин А. Шаткое благополучие // Нефтегазовая вертикаль. 2009. №22. С. 27-34.
Там же.
Официальный сайт ОАО «Лукойл» // URL: http://www.lukoil.ru/static_6_5id_29_.html
Официальный сайт ОАО «Сургутнефтегаз» // URL: http://www.surgutneftegas.ru/ru/about/main/
Официальный сайт НК «ТНК-ВР» // URL: http://www.tnk-bp.ru/company/
Официальный сайт НК «Роснефть» // URL: http://www.rosneft.ru/about/Glance/statistical_overview/
Официальный сайт ОАО «Лукойл» // URL: http://www.lukoil.ru/static_6_5id_29_.html
Официальный сайт ОАО «Газпром нефть» // URL: http://www.gazprom-neft.ru/company/
официальный сайт ОАО «Роснефть» // URL: http://www.rosneft.ru/about/Glance/statistical_overview/
Официальный сайт компании ОАО «Газпром» // URL: http://www.gazprom.ru/articles/article5427.shtml
Официальные данные компании ОАО «Газпром» // URL: http://www.gazprom.ru/documents/Statistika
Официальные данные компании ОАО «Газпром» // URL: http://www.gazprom.ru/documents/Statistika
Данные инвестиционно-финансовой компании ООО «Еврогрин» // URL: http://www.eurogreen.ru/index.php?p=view_news&id=3472
Официальный сайт компании ОАО «Газпром» // URL: http://www.gazprom.ru/articles/article5427.shtml
BP Statistical Review of World Energy June 2012 // URL: http://www.bp.com/statisticalreview
BP Statistical Review of World Energy 2010 // URL: http://www.bp.com/liveassets/bp_internet/globalbp/globalbp_uk_english/reports_and_publications/statistical_energy_review_2008/STAGING/local_assets/2010_downloads/statistical_review_of_world_energy_full_report_2010.pdf
Деньги из воздуха. Энергосберегающие проекты могут быть профинансированы за счет международных программ борьбы с изменением климата // Аналитический портал по энергетике // URL: http://energy.dsnews.ua/financing/97-dengi-iz-vozduha-energosberegajushie-programmy-mogut-byt-profinansirovany-za-schet-borby-s-izmeneniem-klimata
Деньги из воздуха. Энергосберегающие проекты могут быть профинансированы за счет международных программ борьбы с изменением климата // Аналитический портал по энергетике // URL: http://energy.dsnews.ua/financing/97-dengi-iz-vozduha-energosberegajushie-programmy-mogut-byt-profinansirovany-za-schet-borby-s-izmeneniem-klimata
BP Statistical Review of World Energy 2010 // URL: http://www.bp.com/liveassets/bp_internet/globalbp/globalbp_uk_english/reports_and_publications/statistical_energy_review_2008/STAGING/local_assets/2010_downloads/statistical_review_of_world_energy_full_report_2010.pdf
Енергетична Стратегія України на період до 2030 р // URL: http://zakon.rada.gov.ua/signal/kr06145a.doc
Там же.
Азаров Н. Жизнь в нашей стране не легкая // URL: http://zadonbass.org/news/hot/message_27323
Там же.
Азаров Н. Жизнь в нашей стране не легкая // URL: http://zadonbass.org/news/hot/message_27323
Кабмин намерен вложить 205 млн долларов в строительство завода по переработки урана // РБК-Украина // URL: http://www.rbc.ua/rus/top/show/istochnik-kabmin-nameren-vlozhit-250-mln-doll-v-stroitelstvo-25102010084900
Украина намерена израсходовать $1,5 млрд на безопасность АЭС // РИА Новости.Украина от 18 апреля 2011 г. // URL: http://ua.rian.ru/economy/20110418/78714675.html
Москва решила пока не перекрывать газ Украине // URL: http://www.bbc.co.uk/russian/business/2014/04/140409_ukraine_russia_gas_putin.shtml
Москва решила пока не перекрывать газ Украине // URL: http://www.bbc.co.uk/russian/business/2014/04/140409_ukraine_russia_gas_putin.shtml
Ализаде Ф. Евросоюз принимает “газовый вызов” России // URL: http://www.zerkalo.az/2014/evrosoyuz-prinimaet-gazovyiy-vyizov-rossii/
Там же.
Гасанова Д. Энергетический аспект украинского кризиса // URL: http://www.grtribune.ru/home/politicreview/9014-2014-04-13-01-47-18.html
Ализаде Ф. Евросоюз принимает “газовый вызов” России // URL: http://www.zerkalo.az/2014/evrosoyuz-prinimaet-gazovyiy-vyizov-rossii/
Дубинин Ю.В. Битва за Черноморский флот // Россия в глобальной политике. 2006. №1. // URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/18/5307.html
Гурков А. Немецкий эксперт о России как энергетической державе. Часть вторая: какова роль России на мировом рынке газа? // URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0,2144,1905994,00.html
Обзор налогового режима в нефтегазовой отрасли России // URL: http://www.ey.com/global/content.nsf/Russia/Energy_Chemicals_Utilities_-_Oil_n_Gas_Tax_Guide
История «газового» конфликта России и Украины. Справка // URL:
http://www.rian.ru/spravka/20051228/42763666.html
История «газового» конфликта России и Украины. Справка // URL:
http://www.rian.ru/spravka/20051228/42763666.html
История «газового» конфликта России и Украины. Справка // URL:
http://www.rian.ru/spravka/20051228/42763666.html
Там же.
Там же.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве в области транспортирования ядерных материалов от 12.04.1996 г.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в завершении сооружения и пуска в промышленную эксплуатацию на территории Украины энергоблока №2 Хмельницкой и энергоблока №4 Ровенской атомных электростанций от 14.12.2001 г.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в строительстве энергоблоков № 3 и 4 Хмельницкой АЭС от 09.06.2010 г.
Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Российской Федерации и Кабинетом министров Украины о содействии в развитии и деятельности закрытого акционерного общества «Совместное украинско-казахстанско-российское предприятие по производству ядерного топлива» от 13.05.2003 г.
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в строительстве энергоблоков № 3 и 4 Хмельницкой АЭС от 09.06.2010 г.
Там же.
Атомстройэкспорт // URL: http://www.atomstroyexport.ru/about/rus/1
Продукция и услуги. Skoda. // URL: http://www.skoda-js.cz/ru/products-and-services/index.shtml
ТВЭЛ выиграл тендер на строительство завода по изготовлению ядерного топлива // URL: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1508534
Украина, ядерный ренессанс и Россия // Проект «ФЛОТ2017» // URL: http://flot2017.com/show/opinions/29942
ТВЭЛ выиграл тендер на строительство завода по изготовлению ядерного топлива // URL: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1508534
Ядерный триумф. Россия победила США в принципиальном тендере на строительство завода по производству ядерного топлива на Украине // Деловая газета Взгляд от 6 сентября 2010 г. // URL: http://www.vz.ru/economy/2010/9/6/430679.html
Соглашение между Государственным концерном «Ядерное топливо» (Украина) и открытым акционерным обществом «ТВЭЛ» (Российская Федерация) о сотрудничестве при организации в Украине производства ядерного топлива для реакторных установок типа ВВЭР – 1000 по российским технологиям.
Там же.
Там же.
Бойко Ю.А. Выступление на конференции «Энергетические проблемы Европы и вопросы российско-украинского сотрудничества», Киев, 2010, 7 декабря.
Там же.
РФ намерена освоить производство аналогичных выпускаемым «Турбоатомом» тихоходных турбин для АЭС // Транспортный бизнес. 2010. 9 июня.
Азаров сдаст России еще и урановые месторождения // URL: http://www.ua-today.com/modules/myarticles/print_storyid_33151.html
Гожулянина Т. Новости атомной энергетики. Перспективы сотрудничества // URL: http://vostgok.com.ua/index.php?go=news38
Украина может получить в России $6 млрд на развитие атомной энергетики // URL: http://www.unian.net/politics/871006-ukraina-mojet-poluchit-ot-rf-6-mlrd-na-razvitie-atomnoy-energetiki.html












111


118

Список использованных источников и литературы

Источники
1) Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 г. // URL: http://www.worldcourts.com/eccis/rus/conventions/1991.12.21_Declaration_AlmaAta.htm
2) Енергетична Стратегія України на період до 2030 р // URL: http://zakon.rada.gov.ua/signal/kr06145a.doc
3) Концепция внешней политики Российской Федерации от 2008 года. // Собрание законодательства РФ. 2008. №28. Ст. 2880.
4) Послание Федеральному Собранию Российской Федерации. 2009 // URL: http://президент.рф/transcripts/5979
5) Соглашение между Государственным концерном «Ядерное топливо» (Украина) и открытым акционерным обществом «ТВЭЛ» (Российская Федерация) о сотрудничестве при организации в Украине производства ядерного топлива для реакторных установок типа ВВЭР – 1000 по российским технологиям.
6) Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в строительстве энергоблоков № 3 и 4 Хмельницкой АЭС от 09.06.2010 г.
7) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537) // URL: http%//www.scrf.gov.ru/documents/99.html
8) Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. М.: Известия, 2003.

Монографии
9) Богатуров А.Д., Давыдов Ю.П., Дребенцов В.В. «Славянский фактор»: межславянские отношения в середине 90-х годов. М., 1995.
10) Бойко Ю.А. Выступление на конференции «Энергетические проблемы Европы и вопросы российско-украинского сотрудничества», Киев, 2010, 7 декабря.
11) Жизнин С.З. Энергетическая дипломатия: Учебное пособие. М.: МГИМО(У) МИД России, 2002.
12) Латышев Д.Ю. Развитие нефтяного комплекса России при переходе на эффективную систему контроля за разработкой запасов. Автореферат. СПб., 2008.
13) Грушевский М.С. История украинского народа. М., 2002. С. 43-55.
14) Никитин А.И., Хлестов О.Н., Федоров Ю.Е. Миротворческие операции в СНГ. Международно-правовые, политические, организационные аспекты. М., 1998.
15) Woehrel S. Russian Energy Policy Toward Neighboring Countries // Congressional Research Services. 2009. September, 2. 25 p.

Статьи в периодических изданиях
16) Дзагуто В. Россия и Украина объединятся на атомном уровне. Владимир Путин предлагает создать единый профильный холдинг. КоммерсанЪ. 2010. 28 апреля. С. 11.
17) Ларионова М.В. Проблемы и перспективы сотрудничества России и ЕС в рамках энергетического диалога // Вестник международных организаций. 2006. №4. С. 7-15.
18) Мещерин А. Шаткое благополучие // Нефтегазовая вертикаль. 2009. №22. С. 27-34.
19) Онуфриева О.А. О некоторых проблемах российско-европейского сотрудничества в энергетической сфере // Проблемы современной экономики. 2011. №1. С. 405-408.
20) Рудакова Е.А. Проблемы и перспективы энергетического сотрудничества России и ЕС // Власть. 2012. №4. С. 59-64.
21) РФ намерена освоить производство аналогичных выпускаемым «Турбоатомом» тихоходных турбин для АЭС // Транспортный бизнес. 2010. 9 июня.
22) Хакимов Б. Коллективная безопасность в СНГ // Международная жизнь. 2001. №7.

Ресурсы Интернет
23) Азаров Н. Жизнь в нашей стране не легкая // URL: http://zadonbass.org/news/hot/message_27323
24) Азаров Н. Кто сдаст России еще и урановые месторождения // URL: http://www.ua-today.com/modules/myarticles/print_storyid_33151.html
25) Атомстройэкспорт // URL: http://www.atomstroyexport.ru/about/rus/1
26) Галанин Н.И. Энергетическая политика Украины: новые вызовы и возможности // URL: http://www.politex.info/content/view/380/30/
27) Гожулянина Т. Новости атомной энергетики. Перспективы сотрудничества // URL: http://vostgok.com.ua/index.php?go=news38
28) Гурков А. Немецкий эксперт о России как энергетической державе. Часть вторая: какова роль России на мировом рынке газа? // URL: http://www.dw-world.de/dw/article/0,2144,1905994,00.html
29) Данные инвестиционно-финансовой компании ООО «Еврогрин» // URL: http://www.eurogreen.ru/index.php?p=view_news&id=3472
30) Деньги из воздуха. Энергосберегающие проекты могут быть профинансированы за счет международных программ борьбы с изменением климата // Аналитический портал по энергетике // URL: http://energy.dsnews.ua/financing/97-dengi-iz-vozduha-energosberegajushie-programmy-mogut-byt-profinansirovany-za-schet-borby-s-izmeneniem-klimata
31) Дубинин Ю.В. Битва за Черноморский флот // Россия в глобальной политике. 2006. №1. // URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/18/5307.html
32) История «газового» конфликта России и Украины. Справка // URL: http://www.rian.ru/spravka/20051228/42763666.html
33) Кабмин намерен вложить 205 млн долларов в строительство завода по переработки урана // РБК-Украина // URL: http://www.rbc.ua/rus/top/show/istochnik-kabmin-nameren-vlozhit-250-mln-doll-v-stroitelstvo-25102010084900
34) Марчуков А. Нерв украинского «разлома» // URL: http://stoletie.ru/pole/070517133854.html;
35) Мережко А. Сон разума: украинский национализм как идеология // URL: http://politics.in.ua
36) Обзор налогового режима в нефтегазовой отрасли России // URL: http://www.ey.com/global/content.nsf/Russia/Energy_Chemicals_Utilities_-_Oil_n_Gas_Tax_Guide
37) Официальный сайт компании ОАО «Газпром» // URL: http://www.gazprom.ru/articles/article5427.shtml
38) Официальный сайт НК «ТНК-ВР» // URL: http://www.tnk-bp.ru/company/
39) Официальный сайт ОАО «Газпром нефть» // URL: http://www.gazprom-neft.ru/company/
40) Официальный сайт ОАО «Лукойл» // URL: http://www.lukoil.ru/static_6_5id_29_.html
41) официальный сайт ОАО «Роснефть» // URL: http://www.rosneft.ru/about/Glance/statistical_overview/
42) Официальный сайт ОАО «Сургутнефтегаз» // URL: http://www.surgutneftegas.ru/ru/about/main/
43) Петров Н. Чем ответит Россия на изменение концепции внешней политики Украины? // Московский центр Карнеги // URL: http://www.carnegie.ru/ru/pubs/media/72284.htm
44) Продукция и услуги. Skoda. // URL: http://www.skoda-js.cz/ru/products-and-services/index.shtml
45) Симония Н. Место и роль России в структурных изменениях на мировых нефтяных рынках // URL: http://www.wpec.ru/text/200712152032.htm#_edn5
46) Симония Н. Нефть в мировой политике // Журнал «Международные процессы» // URL: http://www.intertrends.ru/nineth/001.htm
47) ТВЭЛ выиграл тендер на строительство завода по изготовлению ядерного топлива // URL: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1508534
48) Украина намерена израсходовать $1,5 млрд на безопасность АЭС // РИА Новости.Украина от 18 апреля 2011 г. // URL: http://ua.rian.ru/economy/20110418/78714675.html
49) Украина, ядерный ренессанс и Россия // Проект «ФЛОТ2017» // URL: http://flot2017.com/show/opinions/29942
50) Федеральная служба государственной статистики // URL: http://www.gks.ru
51) Ядерный триумф. Россия победила США в принципиальном тендере на строительство завода по производству ядерного топлива на Украине // Деловая газета Взгляд от 6 сентября 2010 г. // URL: http://www.vz.ru/economy/2010/9/6/430679.html
52) BP Statistical Review of World Energy 2010 // URL: http://www.bp.com/liveassets/bp_internet/globalbp/globalbp_uk_english/reports_and_publications/statistical_energy_review_2008/STAGING/local_assets/2010_downloads/statistical_review_of_world_energy_full_report_2010.pdf
53) International Energy Outlook 2007 // URL: www.eia.doe.gov/oiaf/ieo/oil.html
54) International Energy Outlook 2013 // URL.: http://www.eia.gov/forecasts/ieo/more_highlights.cfm
55) Makarychev A. Russia’s Energy Policy: between Security and Transparency // URL: http://csis.org/files/media/csis/pubs/pm_0425.pdf
56) Morse E.L. Strategic Energy Policy Challenges for the 21st century // Report of an Independent Task Force // URL: http://www.rice.edu/energy/publications/docs/TaskForceReport_Final.pdf
57) Oganyesyan M. The meaning of Ukraine in Energy cooperation between Russia and EU with an example of natural gas: Case study Ukraine // URL: http://www.polsoz.fu-berlin.de/polwiss/forschung/systeme/ffu/veranstaltungen/termine/archiv/pdfs_salzburg/Oganyesyan.pdf?1367712372
58) Reports prepared by the two single interlocutors // European Union - Russia Energy Dialogue // URL: http://ec.europa.eu/energy/russia/joint_progress/index_en.htm
59) Russia, Ukraine should switch to pragmatic energy cooperation - Putin // URL: http://en.interfax.com.ua/news/economic/182497.html
60) Russia-Ukraine-EU Cooperation Necessary // URL: http://larouchepac.com/node/29340
61) The Statistical Review of the World Energy 2011 // URL: http://www.bp.com
62) World Energy Outlook 2014 // URL: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/Energy-economics/Energy-Outlook/Energy_Outlook_2035_booklet.pdf
63) Umbach F. Ukraine’s Energy Security Challenges: Implications for the EU // URL: http://transatlantic.sais-jhu.edu/publications/books/Open_Ukraine/05.Umbach.pdf
64) Andres R., Kofman M. European Energy Security: Reducing Volatility of Ukraine-Russia Natural Gas Pricing Disputes // Strategic Forum (INSS). 2011. February 2011.
65) Kuzio T. Poor Ukrainian-Russian Ties Reflect Yanukovych-Putin Relationship // Eurasia Daily Monitor. 2011. Vol. 8. Issue 180.
66) Ukraine 2012. Energy Policies Beyond IEA Countries // URL: http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/Ukraine2012_free.pdf
67) Korduban P. Ukraine and Russia Prepare New Gas Agreement // Eurasia Daily Monitor. 2011. Vol. 8. Issue 178.
68) Woehrel S. Russian Energy Policy Toward Neighboring Countries // URL: http://www.fas.org/sgp/crs/row/RL34261.pdf
69) Shapovalova N. The battle for Ukraine’s energy allegiance // URL: http://www.fride.org/descarga/PB55_Ukraine_allegiance_ENG_sep10.pdf
70) Dubien A. The Opacity of Russian-Ukrainian Energy Relations. Paris: Russia/NIS Center, 2007.
71) Kuhn M., Umbach F. Strategic Perspectives of Unconventional Gas in Europe: A Game Changer with Implications for the EU’s Common nergy Security Policies // EUCERS-Strategy Papers, King’s College. 2011. Vol. 1. No. 1.
72) Shumylo-Tapiola O. Ukraine and Russia: Ever Closer Neighbors? Policy Outlook. Washington DC: Carnegie Endowment for International Peace, 2011.
73) Youngs R. Europe’s External Energy Policy: Between Geopolitics and the Market // CEPS Working Document. 2007. No. 278/November.
74) BP Statistical Review of World Energy June 2012 // URL: http://www.bp.com/statisticalreview

Вопрос-ответ:

Какую роль играет энергетический фактор в мировой политике?

Энергетический фактор играет важнейшую роль в мировой политике, так как энергия является неотъемлемой частью экономики и безопасности государств. Энергетические ресурсы и транзитные маршруты обладают геополитической значимостью и могут быть использованы в качестве инструментов воздействия на другие страны. Крупные игроки, такие как Россия и Украина, имеют возможность использовать свои энергетические ресурсы и сферу влияния для достижения своих политических и экономических целей.

Каково современное состояние отношений между Россией и Украиной?

Современные отношения между Россией и Украиной напряжены и осложнены политическими и экономическими конфликтами. Конфликт на востоке Украины, присоединение Крыма к России, энергетические споры и другие факторы создают напряженную обстановку между двумя странами. В то же время, Россия и Украина продолжают сотрудничать в сфере энергетики, так как оба государства зависят друг от друга в этой области.

Какие аспекты включает в себя энергетическая дипломатия России и Украины?

Энергетическая дипломатия России и Украины включает в себя использование энергетических ресурсов и инфраструктуры для достижения политических и экономических целей. Обе страны используют свои энергетические ресурсы и транзитные маршруты для укрепления своих позиций на мировой арене, защиты своих интересов и достижения компромиссов в различных вопросах. Энергетическая дипломатия также включает в себя ведение переговоров, заключение договоров и решение споров в сфере энергетики.

Какую роль играет энергетический фактор в мировой политике?

Энергетический фактор имеет огромное значение в мировой политике. Он влияет на экономику, безопасность и геополитическую ситуацию различных стран. Некоторые государства доминируют на мировом рынке энергоресурсов и используют это как политический инструмент для достижения своих целей. Такие страны, как Россия и США, являются крупными экспортерами энергии и имеют значительное влияние на политику других государств. Энергетическая независимость становится все более важной для государств, чтобы обеспечить стабильность своей экономики и безопасности.

Какое современное состояние отношений между Россией и Украиной?

Отношения между Россией и Украиной остаются напряженными. После развала Советского Союза две страны столкнулись с рядом проблем, таких как территориальные споры, экономические конфликты и конкуренция за влияние в регионе. В последние годы отношения обострились из-за конфликта в Украине, аннексии Крыма и поддержки сепаратизма в восточных регионах Украины со стороны России. Политические и экономические проблемы продолжают оставаться причиной трений между двумя странами.

Что такое энергетическая дипломатия и какую роль она играет в отношениях России и Украины?

Энергетическая дипломатия - это использование энергетических ресурсов и политики в качестве инструментов во внешних отношениях. В случае России и Украины, энергетическая дипломатия играет важную роль из-за прямой зависимости Украины от российской нефти и газа. Россия использует свое доминирующее положение на поставках энергии для достижения своих политических и экономических целей в отношении Украины. Энергетическая дипломатия также включает в себя переговоры о ценах и объемах поставок, налаживание энергетического сотрудничества и поиск альтернативных источников энергии.

Какая роль энергетического фактора в мировой политике?

Энергетический фактор играет важную роль в мировой политике. Энергия является необходимым ресурсом для развития экономики и обеспечения жизнеспособности государств. Владение энергетическими ресурсами дает возможность государствам влиять на международные отношения, выполнять энергетическую дипломатию и использовать энергию в качестве политического и экономического оружия.

Каково современное состояние отношений между Россией и Украиной?

Современное состояние отношений между Россией и Украиной сложно и напряжено. Конфликт на востоке Украины и проблема аннексии Крыма привели к глубокому охлаждению отношений между двумя странами. Энергетический сектор стал одной из сфер, которая испытывает большие проблемы в связи с политическими разногласиями. Обе страны проводят энергетическую дипломатию, но сотрудничество на этом уровне ограничено.

Каково современное состояние энергетической отрасли в России?

Современное состояние энергетической отрасли в России может быть охарактеризовано как разнообразное. Россия является одним из ведущих мировых производителей и экспортеров энергоресурсов, таких как нефть и газ. В то же время, сектор возобновляемых источников энергии в России развивается медленно по сравнению с другими странами. Кроме того, Россия активно модернизирует свою энергетическую систему и стремится снизить зависимость от импорта.

Каково современное состояние энергетической отрасли в Украине?

Современное состояние энергетической отрасли в Украине характеризуется разнообразными проблемами. Украина является в значительной степени зависимой от импорта энергии, особенно от России. Энергетическая система страны нуждается в значительных инвестициях и модернизации. Кроме того, Украина сталкивается с проблемами в сфере энергоэффективности и возобновляемой энергетики. Однако, Украина принимает шаги для диверсификации своих энергетических источников и снижения зависимости от России.

Какую роль играет энергетический фактор в мировой политике?

Энергетический фактор играет важную роль в мировой политике. Он обуславливает экономические и политические взаимоотношения между государствами и является инструментом влияния на международную арену. Крупные производители энергии, такие как Россия, могут использовать свои ресурсы для укрепления своего положения на мировой сцене и воздействия на другие страны.

Какое сегодня сотояние энергетической отрасли в России и Украине?

Состояние энергетической отрасли в России и Украине различается. В России энергетика играет ключевую роль в экономике и является основным источником доходов для государства. Россия обладает большими запасами нефти и газа и является ведущим поставщиком этих ресурсов на международном рынке. В Украине ситуация сложнее. Несмотря на наличие значительных энергетических ресурсов, страна столкнулась с проблемами в сфере энергетики, такими как устаревшая инфраструктура и высокая зависимость от импорта газа.