Развитие памяти у детей в младшем школьном возрасте

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 36 36 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 01.05.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретический анализ проблемы развития памяти в младшем школьном возрасте 6
1.1 Понятие и сущность памяти. Основные ее процессы, виды, типы и их особенности 6
1.2 Особенности развития и формирования памяти в младшем школьном возрасте 11
1.3 Приемы и способы запоминания. Факторы, влияющие на развитие памяти в младшем школьном возрасте 14
Выводы по 1 главе 18
2. Опытно-экспериментальное исследование по изучению развития памяти младшего дошкольника 20
2.1 Методы и организация исследования 20
2.2 Обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы 22
Выводы по 2 главе 26
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение 1 Список детей 31
Приложение 2 Материал к методике 32
Приложение 3 Карточки с ответами детей 33

Фрагмент для ознакомления
Список использованных источников

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб.пособие. - 2-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. - С.218.
2. Большая энциклопедия психологических тестов. Автор – составитель Карелин. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2000. – С. 325.
4. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. - Ч.2. От младшего школьного возраста до юношества: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; / под. ред. Б.С. Волкова. - М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, 2008. - 343 с.
5. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Лекции по психологии. - М.: Владос, 1999. - 234 с.
6. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: АСТ, 2001. - 976 с.
7. Иванов М.М. Техника эффективного запоминания в бизнесе, учебе, деловом общении и повседневной жизни. - 2-е изд., доп. - М.: АО "МЕНАТЕП - ИНФОРМ", 1996. - 224 с.
8. Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. - М.: Владос - пресс, 2001. - 378 с.
9. Кулагина И.Ю. Возрастная психология; Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - 464 с.
10. Методика «Определение типа памяти» у младших школьников. Режим доступа [Электронный ресурс]: http://www.psylist.net/praktikum/00067.htm. Дата обращения: 26.03.2014
11. Мещерякова Б.Г. Большой энциклопедический словарь. / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.
12. Нартова - Бочавер С.К. Введение в психологию развития: учеб.пособие / С.К. Нартова - Бочавер, А.В. Потапова. - М.: Флинта: МПСИ, 2005. - 216 с.
13. Немов Р.С. Психология. Т.1. - М.: Владос, 2005. . –2008. –№1. – C. 38 – 44.
14. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед учеб.заведений: В 3 кн. - Кн 2. Психология образования. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 608 с.
15. Никитина Т.Б. Как развить хорошую память. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 320 с.
16. Петровский А.В. Общая психология. - М.: Академия, 1997. - 496 с.
17. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 448 с.
18. Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М.: АПН, 1999. - 221 с.
19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 672 с.
20. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ред. – сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

Вопрос-ответ:

Какие процессы включает в себя память?

Память включает такие процессы, как запоминание, хранение и воспроизведение информации.

Какие типы памяти существуют?

Существуют несколько типов памяти: зрительная, слуховая, двигательная, операционная, эпизодическая, сенсомоторная и другие.

Какие особенности развития и формирования памяти у детей в младшем школьном возрасте?

У детей в младшем школьном возрасте формируется операционная память, они приобретают навыки логического мышления и способности к абстрактному мышлению. Однако, их память еще не совершенна, у них возникают трудности в запоминании и воспроизведении информации.

Какие приемы и способы запоминания помогают развивать память у детей в младшем школьном возрасте?

Для развития памяти у детей полезно использовать такие приемы, как повторение материала, организация задач и действий в последовательность, создание ассоциаций и мнемонических картинок, использование рифм и песен для запоминания информации, а также игры и упражнения на развитие памяти.

Какие факторы влияют на развитие памяти у детей в младшем школьном возрасте?

На развитие памяти у детей влияют такие факторы, как интеллектуальные способности, эмоциональное состояние, здоровье, образовательная среда, поддержка и поощрение со стороны взрослых, а также регулярное тренирование памяти в процессе обучения и игр.

Что такое память и какова ее сущность?

Память - это психический процесс, который позволяет человеку сохранять, хранить и восстанавливать информацию из прошлого. Сущность памяти заключается в формировании, сохранении и воспроизведении образов или шаблонов, созданных на основе опыта.

Какие основные процессы существуют в памяти и как они различаются?

Основные процессы памяти включают запоминание, хранение и воспроизведение информации. Запоминание - это фиксирование информации в памяти, хранение - это длительное сохранение информации, а воспроизведение - это возможность восстановить ранее запомненную информацию.

Какие особенности развития и формирования памяти могут наблюдаться в младшем школьном возрасте?

В младшем школьном возрасте наблюдается активное формирование и развитие памяти. Дети становятся способными запоминать больше информации, улучшается их способность к концентрации внимания, а также развивается навык организации и структурирования запоминаемой информации.

Какие приемы и способы запоминания могут использоваться в младшем школьном возрасте?

В младшем школьном возрасте могут применяться различные приемы и способы запоминания, такие как повторение, ассоциации, мнемотехника, визуализация. Важно также создавать условия для активного познавательного процесса, используя интересные и разнообразные методы обучения.

Какие факторы могут влиять на развитие памяти в младшем школьном возрасте?

На развитие памяти в младшем школьном возрасте могут влиять такие факторы, как общая интеллектуальная развитие ребенка, его эмоциональное состояние, особенности образовательной среды, активное использование памяти в повседневной жизни, а также наличие подходящих стимулов и мотивации у ребенка.