Государство и церковь в Древней Руси

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 13 13 страниц
  • 2 + 2 источника
  • Добавлена 31.05.2012
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1 Становление церкви в Русском государстве
2 Церковно-государственные отношения в Древней Руси
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Ряд крестьянских и городских восстаний в XI в. В Киеве, Новгороде, Суздальской земле, направленных против утверждавшегося феодального строя, освященного христианской церковью, возглавляли волхвы»За епископами по своему значению следовали монастыри. Они появились на Руси вместе с введением христианства, и уже в XI в. число их возросло до значительной цифры, так что не было города, в котором бы не насчитывали одного или нескольких монастырей. В Киеве в XIII веке их было до семнадцати, а в Новгороде – до двадцати двух.Настоятели монастырей, игумены и архимандриты, подобно епископам, имели значительное влияние на общественные дела, оказывали влияние и на формирование правосознания русского общества, а также и на князей своими посланиями, в которых часто содержались предложения по изменению или становлению различных норм права.«Расширение юрисдикции церкви осуществляется своеобразным путем. Наряду с усвоенным из архетипа статьи перечнем дел по семейному, брачному, частью наследственному праву статья включает новый перечень, касающийся, однако, одного узкого вопроса – преступлений против церкви»Следующей ступенью являлось белое духовенство, которое жило на землях, принадлежавших церкви, и получало доходы от прихожан за отправление разных церковных треб, а также жалованье от князя или другого частного лица, на земле которого была выстроена церковь.Церкви принадлежал суд по всем делам, как гражданским, так и уголовным, когда подсудными были лица или учреждения, состоящие на церковной службе, т.е. лица, служащие церкви и их семейства, а также специальные учреждения: больницы, богадельни, гостиницы и т.д., и, наконец, лица, живущие на церковных землях и не состоящие на церковной службе.Все судебные дела между лицами, подведомственными церкви, производились судьями, назначаемыми митрополитом, епископом из духовенства или из владычных бояр и слуг, в зависимости от рода дел.Вторым правом церкви было право на земельные владения. Монастыри и епископские кафедры, нередко были владельцами больших земельных имений, как населенных, так и ненаселенных.Подати и повинности, назначаемые монастырями и церквями, определялись по взаимным условиям с крестьянами, селившимися на церковных землях. Сами церкви и монастыри не освобождались от платежей, податей и общественных повинностей с земель, которыми они владели.Церкви было также предоставлено право на торговлю. Монастыри, церкви и вообще духовные лица, как богатые землевладельцы, участвовали в торговле, для которой имели своих особенных приставников.Древнерусское законодательство старалось не отличать духовенство и церковь в отношении пользования землей и торговли от светских лиц и обществ. Если и давались привилегии епископам, монастырям и пр., то эти привилегии не были общим законом и жаловались только некоторым из них, как, впрочем, и светским лицам. После князей Владимира и Ярослава мы не встречаем у духовенства никаких значительных привилегий.Само государство стало обозначать себя как христианский (православный) союз. Церковное единство способствовало становлению государства и служило для него образцом и, отчасти, вызвало его к жизни. При этом христианство оставалось на протяжении всей истории его развития идеологическим источником русской государственности.ЗАКЛЮЧЕНИЕ«Совместное участие высших представителей светской и церковной властей в создании и утверждении устава является естественным. Ни один из них самостоятельно не мог бы осуществить это дело: без участия митрополита приобретение им прав высшей государственной власти, так же как и составление перечня подлежащих наказанию поступков и определение размеров наказания, было невозможно».Для понимания деятельности древнерусской церкви как социально-политической организации важно изучение не только ее общехристианских и византийских традиций и истоков, но и условий ее экономического положения на Руси, как при самом учреждении, так и в процессе эволюции в течение интересующего нас времени. Активная роль государственной власти при формировании на Руси церковной организации сказалась не только в создании ее структуры – митрополичьей и епископских кафедр, но и в обеспечении материальных условий их деятельности.«Исследование древнерусских княжеских уставов в ряду других источников XI-XIVвв.позволяет привлечь к изучению проблемы взаимоотношений светской и церковной власти на Руси большую группу памятников и получить ценную информацию по целому ряду других вопросов: истории общественного и государственного строя, права, церкви, денежного обращения и др.»Разделение древнерусского права на отрасли: уголовное, наследственное, обязательное, с одной стороны, и семейное, брачное и церковное – с другой, нашло выражение не только в разных кодексах – в Правде Русской и уставе Ярослава, но и в разных судебных ведомствах. Важнейшей чертой судебно-административного устройства Древнерусского государства было разделение его на два ведомства – светское и церковное.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫЩапов, Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси X1-X1V в / Я.Н. Щапов. М.: Наука, 1972. – 340 с.Щапов, Я.Н. Формирование церковной юрисдикции и проблема правового положения изгоев в Древней Руси. Исторический вестник. – №1/16, 2002

1.Щапов, Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси X1-X1V в / Я.Н. Щапов. М.: Наука, 1972. – 340 с.
2.Щапов, Я.Н. Формирование церковной юрисдикции и проблема правового положения изгоев в Древней Руси. Исторический вестник. – № 1/16, 2002

Вопрос-ответ:

Когда начало формирование церкви в Древней Руси?

Становление церкви в Русском государстве началось с введения христианства в IX веке.

Какие отношения были между государством и церковью в Древней Руси?

Церковно-государственные отношения в Древней Руси были тесными и сложными. Церковь играла важную роль в политической жизни государства.

Какие восстания происходили в XI веке в Древней Руси?

В XI веке на Руси произошло несколько крестьянских и городских восстаний, направленных против утверждавшегося феодального строя, который был оспариваем церковью.

Кто возглавлял волхвы во время восстаний в Киеве, Новгороде и Суздальской земле в XI веке?

Волхвы, освященные христианской церковью, возглавляли восстания во время волнений в Киеве, Новгороде и Суздальской земле в XI веке.

Когда появились монастыри на Руси?

Монастыри появились на Руси вместе с введением христианства, а к XI веку их число значительно возросло и стало иметь значимость в обществе.

Какова роль церкви в Древней Руси?

Церковь в Древней Руси играла важную роль, осуществляя влияние на политическую и социальную жизнь. Она была организованной структурой, которая участвовала в управлении государством и формировании законов. Кроме того, церковь осуществляла миссионерскую деятельность, проповедуя христианство среди народа.

Каким образом церковь формировалась в Русском государстве?

Церковь формировалась в Русском государстве путем введения христианства. В IX веке князь Владимир Красное Солнышко принял христианство и проповедал его в своем государстве. Постепенно была проведена христианизация населения, созданы епархии, храмы и монастыри. Церковь стала отдельной иерархической структурой, с признанной властью и богатством.

Каковы были отношения между государством и церковью в Древней Руси?

Отношения между государством и церковью в Древней Руси были тесными. Церковь была важным инструментом власти для государства, она участвовала в правлении и формировании законов. В свою очередь, государство признавало религиозную власть церкви и поддерживало ее деятельность. Однако существовали и конфликты между государством и церковью, связанные с распределением власти и богатства.

Кто возглавлял восстания против церкви в Древней Руси?

Возглавлять восстания против церкви в Древней Руси чаще всего становились волхвы - древние славянские жрецы и колдуны. Они не принимали христианство и сопротивлялись его распространению. Помимо волхвов, восстания могли возглавлять и другие недовольные феодальным строем люди, но основной идеологией и организацией восстаний была орденная часть волхвов.