Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста по средствам физических упражнений

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 39 39 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 02.05.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
План

Введение 3

Глава 1. Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста 10
Выводы к первой главе 15

Глава 2. Плоскостопие – причины возникновения у детей, профилактика 16
2.1. Признаки и причины возникновения плоскостопия 16
2.2. Методы профилактики плоскостопия 21
Выводы ко второй главе 23

Глава 3. Методы профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста 24
3.1. Методика физических упражнений для профилактики плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста 24
3.2. Организация и проведение экспериментального исследования 29
Выводы к третьей главе 34

Заключение 36

Список использованных источников ……………………………………..38


Фрагмент для ознакомления

Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом миска с водой и челноком с парусами. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, спокойно выдыхая воздух на челнок. Дуть следует спокойно, чтобы челнок поплыл, но не перевернулась.
Физические упражнения, используемые для профилактики плоскостопия, мы разделяли на упражнения общего назначения (упражнения, которые формируют осанку; развивают органы дыхания; опорно-двигательный аппарат).
Одновременно физические упражнения, способствующие развитию физических качеств разделяем на упражнения для развития координационных, скоростных и силовых способностей, гибкости и выносливости.
В отдельную группу выделяем физические упражнения, которые формируют различные психофизиологические качества: внимание, восприятие и ориентировки в пространстве и времени.
Статические и динамические упражнения, которые вошли в методику, были без предметов и с предметами (в качестве предметов мы выбирали мяч, обруч, скакалку, флажки и фитбол).
Статические упражнения можно разделить на три группы, в зависимости от положения, в котором они выполняются: ​​стоя, сидя, лежа. Упражнения, выполняемые в положении стоя, также имеют свои особенности, поскольку могут выполняться с опорой на двух или на одной нижней конечности, при этом играет определенную роль и опора, на которой они выполняются, поскольку она может быть обычной или уменьшенной.
Особого внимания заслуживают упражнения у гимнастической стенки. Они предусматривают дополнительные точки опоры, а следовательно и перераспределение нагрузки на нижние конечности.
Динамические упражнения выполняются в обычных, облегченных или усложненных условиях. Предложенные нами упражнения выполняли преимущественно индивидуально и группами, хотя иногда уместным было выполнение физических упражнений в парах. Такое распределение физических упражнений позволяет рассматривать их с позиций образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, которые решались в процессе реализации разработанной нами методики.
Для направленного воздействия на локальные изменения показателей сагиттального профиля стопы у детей, имеющих склонность к плоскостопию, в частности в показателях угловых характеристик, предлагаем упражнения, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы.
Предложенные комплексы физических упражнений можно применять в различных формах физического воспитания. Предусмотрено их выполнения в статическом и динамическом режимах работы.

3.2. Организация и проведение экспериментального исследования
Организация и проведение исследования, позволили разработать технологию профилактики плоскостопия для детей старшего дошкольного возраста.
С целью проверки эффективности предложенной методики был организован формирующий эксперимент - внедрена и экспериментально проверена методика профилактики плоскостопия дошкольников.
Для участия в формирующем эксперименте были созданы контрольная и экспериментальная группы, по 20 человек в каждой (ε = 0,03 ≤ 0,05), мальчиков и девочек в возрасте 5-6 лет.
Контрольная группа занималась по программе для дошкольных учреждений, экспериментальная - по нашей методике, которая предусматривала выполнение утренней гимнастики, разработанных комплексов физических упражнений на занятиях по физической культуре, комплексов упражнений на подвижных минутках, ортопедических игр и выполнения домашних заданий.
Методику профилактики плоскостопия в экспериментальной группе реализовано автором с помощью педагогического коллектива дошкольного учреждения.
Перед началом формирующего эксперимента были сделаны антропометрические измерения, которые свидетельствуют, что показатели массы и длинны тела мальчиков и девочек соответствуют среднему уровню их физического развития (табл. 3.1.)
Таблица 3.1.
Антропометрические характеристики тела детей старшего
дошкольного возраста (Х± σ)

п/п Показатель Мальчики Девочки 1 Масса тела (кг) 20,7±1,36 20,2±2,23 2 Длинна тела (см) 115,3±2,82 114,5±3,87 3 Рост сидя (см) 65,3±1,44 63,8±2,38 4 Окружность бедра (см) 34,0±2,02 33,1±2,86 5 Окружность голени (см) 24,0±1,38 23,5±1,88 6 Длинна стопы (см) 19,1±0,69 19,0±1,36 7 Ширина стопи (см) 7,0±0,27 6,8±0,38
Автоматизированная обработка видеограмм стопы с помощью программы «Big Foot» дает основание утверждать, что биомеханические характеристики (рис. 3.1), которые отображают информацию об опорно-рессорных свойствах стопы у мальчиков, выше, чем у девочек (p <0,05).















Рис. 3.1. Биомеханические характеристики стопы детей старшего дошкольного возраста: 1 - длина стопы, 2 - длина опорной части стопы, 3 - высота голеностопного сустава, 4 - высота верхнего края ладьевидной кости, 5 - плюсневый угол α, 6 - пяточный угол β, 7 - угол γ.
На основании полученных данных мы разработали шкалу оценки, характеризующую сагиттальный профиль стопы и возможность контролировать процесс ее формирования у дошкольников.
Анализ уровня физической подготовленности свидетельствует, что у мальчиков и девочек он ниже нормативного. Стоит также отметить наличие слабой корреляционной связи между показателями (r = 0,03, p <0,05).
Беседы с воспитателями и родителями свидетельствует о недостаточном уровне теоретических знаний по проблеме профилактики плоскостопия и практических навыков применения различных средств и методов физической культуры для укрепления опорных свойств стопы дошкольников.
Содержание методики профилактики плоскостопия представлена в схеме 3.2., где изложено содержание программы, определена основная цель - профилактика плоскостопия, сохранение здоровья, развитие физических качеств.
Одновременно отражены основные задачи, которые будут достигаться во время ее внедрения (образовательные, оздоровительные, воспитательные и профилактические).
В процессе реализации методики профилактики считаем целесообразным использовать дидактические принципы: сознательности и активности; систематичности и последовательности; повторяемости и постепенности; наглядности; доступности и индивидуализации.
Одновременно считаем необходимым придерживаться и специальных, принятых в теории и методике физического воспитания принципов, отражающих закономерности физического воспитания: непрерывности; постепенного наращивания развивающие - тренировочных воздействий; адаптивного сбалансирования динамики нагрузок; цикличности и возрастной адекватности.



Рис. 3.2. Содержание методики профилактики плоскостопия



В процессе профилактики плоскостопия необходимо использовать и общие принципы системы физического воспитания: всестороннего гармоничного развития личности, принцип оздоровительной направленности, связи с жизнедеятельностью.
В нашей методике были применены такие методы обучения, как информационно - рецептивный, репродуктивный, метод проблемного обучения и метод формирования творчества.
Также использованы специальные методы теории и методики физического воспитания: методы строго регламентированных упражнений, игровой и соревновательный.
Мы постарались использовать все методы и принципы в единстве, реализуя тем самым оздоровительную, воспитательную и образовательную функции физического воспитания, а также обеспечивая связь физического воспитания с подготовкой к школе и формированием гармонично развитой личности, принципом оздоровительной направленности, связи и с жизнедеятельностью.
В процессе реализации технологии профилактики плоскостопия доказано, что у детей экспериментальной группы статистически достоверно (t > tгр) улучшились пять показателей сагиттального профиля стопы: плесневый угол α, пяточный угол β, угол γ, а также четыре показателя физической подготовленности: скорость, гибкость и скоростно-силовые качества (на примере прыжка в длину и скачка вверх).
У дошкольников контрольной группы статистически достоверно (t > tгр) улучшились лишь показатели развития физических качеств: у мальчиков - гибкости, скоростно-силовых качеств (на примере прыжка в длину и скачка вверх), у девочек - скорости, гибкости и скоростно-силовых качеств (на примере прыжка в длинну). При этом увеличение показателей сагиттального профиля стопы незначительное и статистически недостоверное (t < tгр).
Анализ результатов исследования показывает, что в процессе реализации методики профилактики плоскостопия у мальчиков и девочек экспериментальной группы произошли более существенные изменения исследуемых показателей сагиттального профиля стопы, чем у детей контрольной группы.
У детей контрольной группы изменение показателей сагиттального профиля статистически недостоверна (t < tгр). Одновременно у детей экспериментальной группы статистически достоверно (t > tгр) улучшилось пять показателей: угол α - на 6,6 град. у мальчиков и на 6,5 град. - у девочек угол β - на 5,2 град. у мальчиков и на 5,0 град . - у девочек угол γ - на 11,8 град. у мальчиков и на 11,5 град. - у девочек; высота голеностопного сустава - на 2,3 мм у мальчиков и на 2,7 мм - у девочек; высота верхнего края ладьевидной кости - на 1,9 мм у мальчиков и на 1,4 мм - у девочек, удостоверяющий укрепление опорных свойств стопы дошкольников и подтверждает эффективность предложенных методов профилактики плоскостопия.
Полученные результаты свидетельствуют об эффективности предложенной методики профилактики плоскостопия методами физических упражнений у дошкольников, а также дают основание утверждать о целесообразности их применения с целью повышения физической подготовленности детей.
Проведенный эксперимент показывает, что использование разработанной методики профилактики плоскостопия дало положительный эффект.
Выводы к третьей главе
Таким образом, профилактику плоскостопия можно рассматривать как комплекс профилактических упражнений физической культуры. Так, под физической культурой следует понимать некоторую системную совокупность общих, эстетических, групповых, индивидуальных представлений и способов активного сохранения и направления изменения опорно-двигательного аппарата, пропорций, форм и кожного покрова своего тела и его частей.
Физические упражнения - это двигательно-исполнительный компонент двигательной культуры, включающий в себе восприятие культуры движения, теорию, практику анализа движений, педагогические, эстетические и социологические аспекты двигательной деятельности, которые в совокупности позволяют предотвратить нарушения опорно-двигательного аппарата и укрепить детские мышцы.






















Заключение
Рост заболеваемости в связи с различными нарушениями осанки отмечается у детей дошкольного возраста, они на сегодня является одной из самых серьезных социальных проблем.
Анализ статистических данных, заставляет увидеть всю глубину этой проблемы: более 90 % детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. Развитие выраженной деформации позвоночника и грудной клетки при сколиотической болезни у детей влияет на значительное ухудшение функционального состояния организма ребенка. Это проявляется в серьезных отклонениях деятельности дыхательной и сердечнососудистой систем. При плоскостопии резко ухудшается опорная функция ног, изменяется положение таза и позвоночника, затрудняются движения.
Анализ последних публикаций по данной проблеме свидетельствует, что уже в дошкольном возрасте наблюдается значительное ограничение двигательной активности ребенка, формируется «дефицит движений», которые так необходимы для нормального физического и умственного развития.
Вследствие гиподинамии у дошкольников развивается плоскостопие. Плоскостопием называется болезнь, при которой свод стопы теряет свою естественную вогнутость, и нога становится уплощенной. Казалось бы, такой небольшой дефект, но вреда от него очень-очень много. Во-первых, у человека сразу меняется походка. Во-вторых, обувь стаптывается неравномерно, внутренняя часть быстрее, чем внешняя. Самое ужасное заключается в том, что такие «плоские» стопы теряют способность пружинить при ходьбе.
Одним из важных аспектов в реализации такой проблемы является создание предпосылок для обеспечения успешной бытовой и учебной деятельности посредством использования специальных двигательных режимов в структуре корригирующей гимнастики.
В результате проведенной работы была предложена методика профилактики плоскостопия с использованием физических упражнений для детей дошкольного возраста, которая включает непосредственно физические упражнения и комплекс ортопедических игр на их основе.
Такая методика будет эффективным профилактическим средством предупреждения плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.
























Список использованных источников
Бондарь Е. М. Функциональное состояние опорно-двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста / Е. М. Бондарь //Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – 2006. – № 4. – С. 59–64.
Бычук И. О. Технология профилактики плоскостопия детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры. – Ивано-Франковск, 2011. – 25 с.
Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: учеб . пособие /Виленская Т.Е. - Ростов н / Д : Феникс, 2006 . - 256 с.
Ингерлейб М.Б. Анатомия физических упражнений / М. Б. Ингерлейб - Изд. - Ростов н / Д :Феникс, 2009. - 187 с.
Ковальчук Н. М. Общеразвивающие упражнения и их конструирование: учеб. пособие. для студ. высш. учеб.закл. / Н. М. Ковальчук , В. И. Санюк . - М.: РИО " Башня " Вол. нац . ун-та им . Леси Украинский , 2007. -104 с.
Кузнецов А. Ю. Анатомия фитнеса / А. Ю. Кузнецов - Изд . Второе , доп . - Ростов н / Д : Феникс , 2007. - 224 с.
Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / под . ред . проф. Ю. Ф. Ку -рамшина . - 2- е изд ., Испр . - М. : Сов . спорт, 2004 . - 464 с.
Лапутин А. Н. Технология контроля двигательной функции стопы школьников в процессе физического воспитания : метод. пособие для студентов II курса факультета спорт. медицины и физ. реабилитации / А.Н. Лапутин, В.А. Кашуба, К.Н. Сергиенко. – К., 2003. – 67 с.
Мехина Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю. В. Мехина, А. В. Мехина . - Ростов н / Дону :Феникс , 2002 . - 384 с.
Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей. Программа диагностики и коррекции нарушений / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. – СПб: Речь, 2001. – 166 с.
Садчикова Л.И. Соматические и педагогические компоненты оздоровительной физической культуры с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дисс. на соискание учен. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.02 „Теория и методика обучения (физическая культура, основы здоровья)” / Л.И. Садчикова. – Смоленск, 2003. – 22 с.
Степаненкова Э. С. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб.-метод. пособие /Степаненкова Э. С. – М. : Академия, 2001. – 368 с.
Третьяк Н.В. «О программах дошкольного воспитания» Третьяк Н.В., Скоролупова О.А. // Дошкольное воспитание.- 2007. - №3. – с. 6-8.
Третьяк Н.В. Методические рекомендации по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007 – 2010 годах. – 2007. - №11. – с. 6 -8.
Филиппова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. Филиппова С.О. СПб.: «Детство – пресс», 2007. – 416 с.











3







Цель: профилактика плоскостопия, сохранение здоровья, развитие физических качеств

Задания: образовательные, оздоровительные,
воспитательные,
профилактические


дидактические

Методы: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного обучения, формирования творчества и практические методы теории и методики физического воспитания: метод строго регламентированных упражнений, игровой и соревновательный методы

Средства: физические упражнения, подвижные и украинские народные игры, гигиенические факторы, силы природы

Формы занятий: утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, прогулки, домашние задания

Этапы реализации методики

Подготовительный
6 занятий

Основной
38 занятий

Заключительный
6 занятий

Цели и задания этапов, контроль на этапе, результат на этапе

Контроль реализации методики профилактики плоскостопия

Результат реализации методики профилактики плоскостопия

Содержание методики профилактики плоскостопия

Принципы


специальные

Способы обучения: фронтальный, групповой, индивидуальный

Список использованных источников
1. Бондарь Е. М. Функциональное состояние опорно-двигательного аппарата детей старшего дошкольного возраста / Е. М. Бондарь //Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – 2006. – № 4. – С. 59–64.
2. Бычук И. О. Технология профилактики плоскостопия детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры. – Ивано-Франковск, 2011. – 25 с.
3. Виленская Т.Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста: учеб . пособие /Виленская Т.Е. - Ростов н / Д : Феникс, 2006 . - 256 с.
4. Ингерлейб М.Б. Анатомия физических упражнений / М. Б. Ингерлейб - Изд. - Ростов н / Д :Феникс, 2009. - 187 с.
5. Ковальчук Н. М. Общеразвивающие упражнения и их конструирование: учеб. пособие. для студ. высш. учеб.закл. / Н. М. Ковальчук , В. И. Санюк . - М.: РИО " Башня " Вол. нац . ун-та им . Леси Украинский , 2007. -104 с.
6. Кузнецов А. Ю. Анатомия фитнеса / А. Ю. Кузнецов - Изд . Второе , доп . - Ростов н / Д : Феникс , 2007. - 224 с.
7. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / под . ред . проф. Ю. Ф. Ку -рамшина . - 2- е изд ., Испр . - М. : Сов . спорт, 2004 . - 464 с.
8. Лапутин А. Н. Технология контроля двигательной функции стопы школьников в процессе физического воспитания : метод. пособие для студентов II курса факультета спорт. медицины и физ. реабилитации / А.Н. Лапутин, В.А. Кашуба, К.Н. Сергиенко. – К., 2003. – 67 с.
9. Мехина Ю. В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю. В. Мехина, А. В. Мехина . - Ростов н / Дону :Феникс , 2002 . - 384 с.
10. Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей. Программа диагностики и коррекции нарушений / А.А. Потапчук, М.Д. Дидур. – СПб: Речь, 2001. – 166 с.
11. Садчикова Л.И. Соматические и педагогические компоненты оздоровительной физической культуры с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: автореф. дисс. на соискание учен. степени канд. пед. наук: спец. 13.00.02 „Теория и методика обучения (физическая культура, основы здоровья)” / Л.И. Садчикова. – Смоленск, 2003. – 22 с.
12. Степаненкова Э. С. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб.-метод. пособие /Степаненкова Э. С. – М. : Академия, 2001. – 368 с.
13. Третьяк Н.В. «О программах дошкольного воспитания» Третьяк Н.В., Скоролупова О.А. // Дошкольное воспитание.- 2007. - №3. – с. 6-8.
14. Третьяк Н.В. Методические рекомендации по принятию мер по развитию дошкольного образования в 2007 – 2010 годах. – 2007. - №11. – с. 6 -8.
15. Филиппова С.О. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. Филиппова С.О. СПб.: «Детство – пресс», 2007. – 416 с.

Вопрос-ответ:

Какие анатомо-физиологические особенности характерны для детей старшего дошкольного возраста?

Дети старшего дошкольного возраста характеризуются особенностями развития мышц и суставов, формированием осанки и структуры стопы.

Какие возрастные особенности у детей старшего дошкольного возраста могут влиять на возникновение плоскостопия?

В старшем дошкольном возрасте происходит активное ростовое развитие скелета, что может способствовать возникновению плоскостопия.

В чем заключаются особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста?

Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста характеризуется быстрым ростом мышц, укреплением опорно-двигательного аппарата и формированием проприоцептивного аппарата.

Какие причины могут быть ответственны за появление плоскостопия у детей?

Появление плоскостопия у детей может быть вызвано наследственностью, ослаблением мышц и связок стопы, неправильной обувью и неблагоприятными факторами окружающей среды.

Какие методы профилактики плоскостопия у детей существуют?

Для профилактики плоскостопия у детей рекомендуется проведение специальных физических упражнений, контроль за качеством обуви и регулярное обследование у врача-ортопеда.

Какие анатомо-физиологические особенности у детей старшего дошкольного возраста влияют на развитие плоскостопия?

У детей старшего дошкольного возраста формируется осанка и ноги постепенно приобретают свою форму. Их костно-суставные системы еще не окончательно сформированы, а мышцы и связки не достаточно развиты, что делает их ноги более восприимчивыми к плоскостопию.

Какие особенности физического развития у детей старшего дошкольного возраста могут быть причиной возникновения плоскостопия?

Физическое развитие детей старшего дошкольного возраста характеризуется активными играми и движением. Они могут проводить много времени на ногах и совершать долгие походы. При неправильной обуви и несбалансированной нагрузке на ноги, это может вызывать возникновение плоскостопия.

Какие признаки и причины возникновения плоскостопия у детей?

Возможные признаки плоскостопия у детей включают сплющенный свод стопы, болезненные ощущения в ногах, быструю утомляемость при длительной ходьбе. Причинами возникновения плоскостопия могут быть генетическая предрасположенность, неправильная обувь, недостаток физической активности, несбалансированная нагрузка на ноги.

Какие методы профилактики плоскостопия могут быть использованы у детей?

Для профилактики плоскостопия у детей можно использовать физические упражнения, такие как ходьба на носках, пальтоход, пяточные подъемы, бег на месте. Также важно наблюдать за правильным подбором обуви и ограничивать длительные периоды стояния на ногах.

Какие выводы можно сделать по первой главе исследования о профилактике плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста?

Из первой главы исследования мы можем сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста существуют анатомо-физиологические особенности, которые могут повлиять на развитие плоскостопия. Также физическое развитие и активные игры могут быть причиной возникновения данного заболевания. Для профилактики плоскостопия рекомендуется использовать физические упражнения и правильно подбирать обувь.

Какие анатомо-физиологические особенности у детей старшего дошкольного возраста влияют на развитие плоскостопия?

У детей старшего дошкольного возраста еще не полностью сформированы мышцы стопы, связки и суставы. Их костная система по-прежнему достаточно гибкая, что может способствовать развитию плоскостопия, если не принимать особых мер для его предотвращения.

Какие особенности физического развития у детей старшего дошкольного возраста могут увеличить риск возникновения плоскостопия?

У детей старшего дошкольного возраста активно развивается их опорно-двигательная система. Однако, из-за недостатка физической активности или неправильного нагрузочного режима, мышцы ног не могут адекватно справляться с нагрузкой, что может привести к развитию плоскостопия.