История храмов Даниловского благочиния:1) Казанской иконы Божьей Матери2) Усекновения главы И.Предтечи в Дьяково3) Вознесения Господня в Коломенском г.Москва
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 35 + 35 источников
- Добавлена 03.05.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. История храмовых построек 14
1.1. История строительства Церкви Вознесения Господня 15
1.2.Архитектура и внутреннее убранство 16
Глава 2. Церковь Усекновения главы И. Предтечи в Дьяково 24
1.1. История создания храма 24
1.2. Архитектура и внутреннее убранство 25
Глава 3. Церковь Казанской иконы Божьей Матери 36
3.1. История создания храма 36
3.2. Архитектура и внутреннее убранство 37
Заключение 40
Список использованных источников и литературы 43
Этот сборник содержит интересные подробности строительства Покровского собора: «Поставиша... церкви каменных близ мосту Фроловских ворот надо рвом. И потому дарова ему бог двух мастеров русских, по реклу Постника и Барму, и бышапремудрии иудобни таковому чюдному делу».Сохранился царский указ от 15 декабря 1555 года, направленийв Новгород, в котором было указано: „Церковному и городовому мастеру Постнику Яковлеву, да каменщикам псковским Ивашку Ширяю итоварыщы, к весне, в Казани новой город Казань камен делати выбралидвесте человек псковских каменщиков, стенщиков да ломцов, сколько будет человек пригоже».На основе царского указа и сообщения рукописного сборника XVII— XVIII века И. Е. Забелин предположил, что Постник — строитель Покровского собора и Постник Яковлев одно и то же лицо. Он писал: «Несомненно, что это тот Постник Яковлев, церковный и городовой мастер, которому в 1555 году была поручена постройка нового города Казани, каменного».Точка зрения И. Е. Забелина о двух строителях Покровского собора — Барме и Постнике Яковлеве — прочно установилась в науке и просуществовала более пятидесяти лет.В 1957 году казанский археолог Н. Ф. Калинин обратил внимание на запись на рукописном Судебнике 1550 года, в котором говорилось следующее: «Судебника Соловецкого монастыря стряпчего и слуги московские службы Дружины Тарутьева, сына Постникова по реклу Бармы, поступила Ивану Максимовичу, вологодцкому таможенному подьячему в 141 году». Н. Ф. Калинин предположил, что Судебник до 1633 года принадлежал московскому служилому человеку Дружине, сыну Тарутия и, очевидно, внуку «Постника по реклуБарма», который, вероятно, был потомком знаменитого строителя Покровского собора.Однако обращает на себя внимание тот факт, что одновременно со строительством собора (1554—1560) в Казани строились Кремль (с 1556 и последующие годы), Спасская башня и Спасская церковь Казанского кремля (1556—1560), Никольский храм Успенского монастыря в Свияжске (1556), Успенский собор в Свияжске (1566), Благовещенский собор Казанского кремля (1561). Строителями этих зданий считается псковский городовой мастер Постник Яковлев и каменщик Иван Ширяй. Невольно возникает вопрос, мог ли один зодчий Постник Барма одновременно руководить таким строительством в Москве и Казани. Или, быть может, мы имеем дело с двумя замечательными зодчими: Постником «по реклу»Барма — создателем выдающихся памятников московской архитектуры XVI века, Покровского собора и церкви Иоанна Предтечи, и церковным и городовым мастером Постником Яковлевым — строителем Казанского кремля и главных соборов в Казани и Свияжске. Небольшая звонница церкви Иоанна Предтечи как бы подсказывает, что Постник Барма, как и Постник Яковлев, был псковичом.За четыреста лет своего существования здание церкви Иоанна Предтечи неоднократно ремонтировалось и перестраивалось. Особенно крупные работы проводились в XIX веке, когда храм был приходской церковью села Дьяковского.Во время ремонтов растесывались проемы окон, срубались древние порталы, настилались новые полы и так далее. В 1900-е годы при устройстве отопления в центральном столпе была полностью уничтожена северная галерея, прорублен белокаменный фундамент, сильно повреждена апсида и два северных башенных придела. Результаты перестройки сказались очень быстро. К 1910 году в центральном столпе и башенных приделах появились многочисленные трещины, стали разрушаться кокошники. Здание нуждалось в срочном ремонте.После Великой Октябрьской социалистической революции, в 1928 году, здание церкви Иоанна Предтечи было передано музею «Коломенское». Под руководством П. Д. Барановского началась реставрация этого ценнейшего памятника старинной архитектуры. Были разобраны установленный на северной галерее калорифер и поздняя пристройка к западной галерее, полностью отреставрирован северо-восточный башенный придел, восстановлены древний проем северного окна центрального столпа в два окна, апсиды. К сожалению, начавшаяся Великая Отечественная война прервала реставрационные работы.В 1958 году Московская областная научно-реставрационная мастерская возобновила реставрацию церкви. Из-за плохого состояния кровли и стен здание находилось в аварийном состоянии. Под руководством архитектора И. И. Новикова были исследованы древние конструкции и укреплены стены, полностью восстановлены окна, порталы, северная галерея и древний пол.К 1964 году церковь была полностью отреставрирована и восстановлена в своем первоначальном виде.Глава 3. Церковь Казанской иконы Божьей Матери3.1. История создания храмаСтроительство храма было задумано первым царем династии Романовых - Михаилом Федоровичем в память избавления от польско-литовской интервенции в 1612 роду. Возможно, в конце царствования Михаила Федоровича в основание храма был положен первый камень. Но воплотить в жизнь идею отца удалось только царю Алексею Михайловичу. Этому помогло праздничное событие в царской семье - рождение сына и наследника, царевича Дмитрия.В грамоте архиепископу Маркелу Вологодскому и Великопермскому Алексей Михайлович пишет: «В прошлом 121 (1612) году, октября в 22 день на праздник Пречистыя Богородицы Явления Чудотворныя Иконы Казанския, на память Святого Аверкия епископа Еропольского чудотворца. Московское государство от литовских людей очистилося..., а в прошлом 157 (1648) году, октября в 22 день на праздник Пречистыя Богородицы явления родился наш сын, государь царевич князь Дмитрий Алексеевич». В грамоте архиепископу раскрывается духовный смысл посвящения главного престола храма Чудотворной Иконы Божией Матери Казанской, одного из пределов епископу Иеропольскому - в праздник которого произошло изгнание поляков и придела, посвященного небесному покровителю родившегося царевича.Строительство было начато не позднее начала 1649 года, так как вскоре царевич умер, а завершилось в 1651 году, когда патриархом Иосифом (1642-1652г.г.) в алтарь храма были положены три антиминса и организован церковный приход.Церковь была единственным каменным сооружением, входившим в комплекс царского деревянного дворца. В течение 100 лет церковь являлась домовым храмом царской семьи и соединялась с дворцом крытой галереей. Со второй половины 18 века она стала приходской церковью села Коломенского и окрестных деревень.В советское время храм закрывался на полтора года с 4 мая 1941 года по 12 января 1943 года.3.2. Архитектура и внутреннее убранствоАрхитектура церкви характерна для 60-х - 70-х гг. XVII в. Кирпичное оштукатуренное здание располагается на высоком подклете. В плане оно имеет прямоугольную форму с далеко выступающими на север и на юг двумя лестничными всходами-крыльцами, ведущими во второй ярус здания. Северное крыльцо, соединенное с отдельно расположенной шатровой колокольней, квадратной в плане, - единственный пример в архитектуре XVII в. Вероятно, оно построено в конце XVII в. или 1710 гг. Основу здания составляет куб с арками, перекрытый сомкнутым сводом и увенчанный пятью традиционными куполами, из которых один световой, а остальные глухие.Церковь двустолпная, столпы имеют круглую форму. В их нижней части сделаны выемки, предназначенные для установки царских мест. В XVII в. арки галереи-гульбища второго этажа, как и галереи подклета, были открытыми. В XVIII в. эти арки закрыли, а своды центральной части перестроили.В декоративном оформлении церкви присутствуют почти все традиционные элементы архитектурного убранства 1660-х - 1670-х гг.: столпы с «перехватами», сдвоенные или строенные полуколонки со слабо проработанными капителями, профилированные карнизы, кокошники, ширинки, ряды поребрика. Декор выполнен из лекального и фигурного кирпичей.В дальнейшем к Казанской церкви перешли функции домового храма. В высоком подклете хранились, «по обычаю», царская казна и наиболее ценное имущество, которое в царском обозе привозили сюда на время летнего отдыха.Южная паперть церкви крытым переходом была соединена с хоромами царицы. Подобные галереи - переходы от дворца к храму - упоминались еще в XII в., во времена дворца князя Андрея Боголюбского.Дата строительства перехода в Коломенском неизвестна. Впервые он упомянут в «Дневальных записках Приказа Тайных дел: 26 августа 1660 года царь Алексей Михайлович слушает всенощное бдение в церкви Казанской Богоматери, что на переходах»(Дневальные записки … С.100).«Крытый переход был описан польскими послам, посетившими, пол четверти аршина ширина, мосты войлоками постланы для тепла и мягкого хождения». Длина перехода составляла 24 сажени и 32 аршина, ширина - 3,5 аршина. В 1668 году было «велено выдать в церковь Казанскую 50 войлоков коровьих»[Архив ГИМ.Расходная книга 1668 г. Л.279.]. Возможно, войлок был выдан для замены обветшавшего покрытия на переходах и в храме.После окончания строительства Казанская церковь была расписана. Неизвестны схема росписи, время её создания и автор. Позднее, по указу царевны Софьи, 9 июля 1684 г. в Коломенское был послан один из крупнейших изографов того времени Федор Ефтифиев (Зубов) “со товарищи” для осмотра и починки стенного живописного письма: “На краску, олифу и всякие припасы им дано 15 рублей 27 алтын 2 деньги”. Восстановленная Зубовым живопись погибла во время одного из ремонтов церкви в XVIII-XIX вв. или была закрыта масляной живописью в начале XX века. Иконы и алтарные врата центрального иконостаса были выполнены царскими мастерами в конце XVII в., верхние ярусы - в конце XVIII в., иконостас придела Аверкия Иеропольского - в первой четверти XIX в., а придела Дмитрия Солоунского - в конце XIX в. Сегодня в интерьере церкви располагаются иконы XVII-XIX вв.Во времена царя Алексея Михайловича церковь была богато украшена разнообразными тканями и коврами. Для тепла металлический пол центральной части и лещадный пол приделов выстилались войлоком. Иконы на стенах украшались пеленам, полотенцами, многие иконы хранились в резных киотах. Большинство свиты царя молилось в помещении “трапезной”, самые близкие - в храме перед иконостасом. Царь с царицей восседали на празднично украшенных молитвенных местах-тронах, приставленных к двум колоннам. Представление о том, как могло выглядеть царское место в храме, можно получить из документа 1666 г., опубликованного И.Е.Забелиным в “Домашнем быте русских царей”: “... 174 (1666 г. В.С.), сентября 20 великий государь указал строить свое государево место против того, (так же. - В.С.), как его государево место сделано в селе Коломенском. А на обивку того места взять с Казенного двора 14 аршин атласу червчатого, да на подножки и на кровлю 6 аршин сукна-багреца червчатого, 3 фунта бумаги хлопчатой”. Вся церковь была богато уставлена церковной мебелью. С середины 1660-х гг. церков Казанской иконы Богоматери с дворцом Михаила Федоровича стали организующим центром нового Государева двора.Интерьер обеднен и искажен поздней грубой росписью стен.ЗаключениеЗавершая исследование, необходимо отметить, что заряд высокой духовной нравственности, заложенный церковной культурой, на современном этапе постоянно увеличивает свой потенциал, который в наши дни, как никогда, необходим отечественной культуре. В этом отношении уникальна роль православных храмов, которые всегда были оплотом духовности русского народа, великой его силой. Велика роль подмосковных церквей в духовной и культурной жизни столицы. Исключением не стали и храмы Даниловского благочиния: Казанской иконы Божьей Матери, Усекновения главы И. Предтечи в Дьяково, Вознесения Господня в Коломенском. В работе показано, что наиболее характерной чертой жизни и деятельности правящего дома стала поддержание духовной культуры народа, в том числе посредством строительства храмов, как поиск предельных возможностей человека в совершении духовного подвига. В конце XX века Русская Православная Церковь постепенно возвращала себе историческое место, которое она традиционно занимала в жизни российского общества. В настоящее время возрожденные из руин храмы России проводят большую культурно-просветительскую работу по нравственному оздоровлению общества.Подводя итоги проведенного исследования, считаем возможным сделать вывод о том, что вынесенные нами задачи раскрыты и подтверждены вышеизложенным материалом.В соответствии с намеченным направлением исследования, на основе систематизации и обобщения имеющихся, и выявления и анализа новых документальных источников, нам удалось реконструировать фактическую историю подмосковных храмов Даниловского благочиния от периода их создания до настоящего времени. Для решения этой задачи, дополнительно к традиционному кругу источников, были изучены и использованы материалы по социально-политической истории Москвы и Подмосковья, выявлены персоналии, наиболее значимые в жизни каждого из храмов (основатели, мастера-создатели церквей и их убранства, настоятели).В настоящее время храм находится в ведении государственных учреждении историко-архитектурной направленности. Изучение фактического материала позволило решить поставленные в исследовании задачи и проследить многообразный спектр функций храмов в историко-культурном развитии страны, актуализировать значение личностного фактора в создании и дальнейшей деятельности храмов (для примера, в начальный период истории церкви на первый план выдвигаются личности устроителей). Кроме того, комплексный исследовательский подход позволил выявить конкретные реалии культурного значения храмовых построек, как в жизни высших государственных деятелей, так и простых прихожан, которое осуществлялось через сакральные и социокультурные аспекты. Важным результатом исследования, на наш взгляд, явилась реконструкция истории создания, обустройства и бытования храмов на протяжении всего их исторического пути.Широкая картина исторической судьбы церквей позволяет нам утверждать, что последние являются не только выдающимися художественными творениями, но и храмами с яркой судьбой. Это подтверждает жизнеобразующей идеей создания храма, способной повлиять на его дальнейшую судьбу.Совершенно очевидно, что в области осмысления особенностей церковной культуры Москвы и Подмосковья дальнейшего исследования заслуживают следующие моменты: - раскрытие специфики историографии православного вопроса как культурного и религиозного феномена; - углубленное рассмотрение основных стилеобразующих компонентов церковной культуры с точки зрения отечественной историографии; - культурологический анализ деятельности средств массовой информации, связанный с осмыслением проблемы отечественных духовных святынь; - рассмотрение проблемы образовательной литературы для дошкольных, школьных и высших учебных заведений (создание новых учебных пособий, методических разработок лекций и уроков и т.д.); - весьма перспективным представляется дальнейшее исследование церковной культуры, в частности, функционирования церковного комплекса на территории бывшей резиденции российских монархов в селе Коломенское как особого феномена в культурной жизни России, ценностные доминанты которого созвучны процессу культурного развития нашей страны.Список использованных источников и литературыИсточники:Фонд – Научный архив МГОМЗ, Опись № 1. Дело № 314. «Документы о ремонте и реставрации Казанской Церкви за 1929-1963 гг.»Фонд – Научный архив МГОМЗ, Опись № 1. Дело № 121. «Документы (переписка, справки, договоры, выписки из различных документов) о передачи Казанской Церкви музею; списки церковной общины».Фонд – Научный архив МГОМЗ, Опись № 1. Дело № 388. «Списки и постенные планы икон трапезной в Церкви Казанской Богоматери, планы икон центрального предела, предела Аверкия Иеропольского Церкви Казанской Богоматери».Фонд –Научный архив МГОМЗ, Опись № 1. Дело №321. «Проект проведения противоаварийных и ремонтных работ по Церкви Иоанна Предтечи в селе Дьяково и Казанской Церкви в селе Коломенское»., М.1957 г.Фонд Научный архив МГОМЗ, Опись № 1. Дело № 170. «Казанская Церковь: 1).Освобождение от жильцов части Казанской Церкви; 2).Осмотр Церкви; 3).Выселение гражданки Петровой; 4). Ремонт Церкви».Фонд Научный архив МГОМЗ, Опись № 2. Дело № 183. «Усадьба Коломенское. Церковь Казанской Богоматери».Фонд – Научный архив МГОМЗ, Опись № 2. Дело № 120. «Поэтажные планы эксплуатации, технический паспорт на строения № 128 и № 131».Фонд – Научный архив МГОМЗ, Опись № 2. Дело № 447. «Переписка с вышестоящими организациями по вопрос освобождения помещения подклета в Церкви Казанской Богоматери».Фонд – Научный архив МГОМЗ, Опись № 2. Дело № 145. «Поэтажный план, экспликации и техническая характеристика здания Казанской Богоматери».Фонд – Научный архив МГОМЗ, Опись № 2. Дело № 446. «Договор об аренде здания Церкви Казанской Богоматери».Фонд – Научный архив МГОМЗ, Опись №2. Дело № 549. «Охранные обязательства по усадьбе «Коломенское» 1984 г. Документы разных лет…».Фонд – Научный архив МГОМЗ, Опись №2/Н. Дело № 190. «Церковь иконы Казанской Богоматери» (1651-1666 гг.Литература:Kolomenskoye: Museum of History, Art and Architecture/ Сост. Г. Гамалея. Ред. Ю. Ченяковская. Пер. Л. Лежнева. Л.: Aurora Art Publishers, 1986. 32 с. + илл.Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневековой Москвы. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 400 с.Валуев П. С. Исторические сведения из летописей отечественных и преданий изустных извлечения, о селе Коломенском, с присоединением видов и чертежа внутреннему расположению старинного царского дворца с теремами, до 1767 года там находившегося, и двум дворцовым церквам, за несколько веков сооруженным и доныне существующим. М., тип. Имп. Моск. Ун-та, 1809.- 16 с., 11 илл. / URL: http://www.raruss.ru/russian-manors/698-valuev-kolomenskoe.htmlГлушкова В. Г. Москва: от центра до окраин: административные округа Москвы: природа, история, экономика, культура, люди / В. Г. Глушкова. - Москва: Вече, 2008. - 477 с.Глушкова В. Г. Православные святыни Москвы / В.Г. Глушкова. - Москва: Вече, 2007. - 540 с.Государево село Коломенское и его жители / Правительство Москвы, Моск. гос. объед. худож. историко-архит. и природно-ландшафт. музей-заповедник; [отв. ред.: Е.А. Верховская]. - Москва: Голден-Би, 2007. - 255 с.Гра М. А., Жиромский Б. Б. Коломенское. Kolomenskoye. Kolomenskoie. Kolomenskoje: Краткий очерк. М.: Искусство, 1971.- 159 с.Гра М. А. Коломенское. [М.]: Московский рабочий, 1963.- 88 с.Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908.Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи / Сост. В.В. Зверинский. В 3 Т., СПб., 1890.Згура В.В. …Коломенское. Очерк художественной истории и памятников. М., О.И.Р.У., тип.к-ва «Наука и просвещение». 1928.- 74 с. / URL: http://oiru.archeologia.ru.Казанский П.С. История православного русского монашества от основания Печерской обители преп. Антонием до основания Лавры Св. Троицы преп. Сергием. М., 1855.Коломенское: Материалы и исследования. М., 1991.Корсаков А. Н. Село Коломенское. Историч. очерк. / Сост. А. Корсаков. М., тип. А. Жарковой, 1870.- 121 с.Малинов А.А., Жолондзь А.Г. Цветовая реконструкция фасадов церкви Казанской иконы Богоматери в селе Коломенском (на основе натурного обследования) // Искусство христианского мира. М., 1999. №3 (ИХМ). С. 176 – 184.Окрестности старой Москвы (Юго-восточная и южная части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города) / Баталов А. Л., Кириченко Е. И., Посохин М. М., Кузьмин А. В., Щёболева Е. Г.. — М.: Искусство — XXI век, 2007. — 360 с.Подключников В. Н. Коломенское / Под общей редакцией В. А. Веснина. — М.: Академия архитектуры СССР, 1944. — 63 с. — (Сокровища русского зодчества). Суздалев В.Е. Очерки истории Коломенского / В.Е. Суздалев; под общ. ред. Л.П. Колесниковой; Правительство Москвы, Моск. гос. объедин. худож. ист.-архит. и природ.-ландшафт. Музей-заповедник. – [Изд. 4-е, перераб. и доп.]. - Москва: МГОМЗ, 2008. - 182 с.Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII века: [Т. 1–4]. М.: печ. А. И. Снегиревой, 1910-16. Т. 2. Словарь. — 1910. — 402 с., 69 л. ил.Церковь Казанской Богоматери // Цветники. М., №3.- 2011.- С. 16-18.Чаев Н. А. Описание дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. Сост. пом. дир. Моск. оружейной палаты. Н. Чаев (С прил. вида Коломенск. дворца, снятого с натуры в царствование имп.Екатерины II Гильфердингм). М., Унив. тип. (Катков и Ко), 1869.- 39 с.Музей-заповедник «Коломенское» / URL: http://www.rusarchives.ru/muslib/gmk/nsa.shtmlМосковский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник. Официальный сайт / URL: http://mgomz.ru/pamyatniki/tserkov-kazanskoy-ikonyi-bozhiey-materi-xvii-v
Источники:
1. Фонд – Научный архив МГОМЗ, Опись № 1. Дело № 314. «Документы о ремонте и реставрации Казанской Церкви за 1929-1963 гг.»
2. Фонд – Научный архив МГОМЗ, Опись № 1. Дело № 121. «Документы (переписка, справки, договоры, выписки из различных документов) о передачи Казанской Церкви музею; списки церковной общины».
3. Фонд – Научный архив МГОМЗ, Опись № 1. Дело № 388. «Списки и постенные планы икон трапезной в Церкви Казанской Богоматери, планы икон центрального предела, предела Аверкия Иеропольского Церкви Казанской Богоматери».
4. Фонд –Научный архив МГОМЗ, Опись № 1. Дело №321. «Проект проведения противоаварийных и ремонтных работ по Церкви Иоанна Предтечи в селе Дьяково и Казанской Церкви в селе Коломенское»., М.1957 г.
5. Фонд Научный архив МГОМЗ, Опись № 1. Дело № 170. «Казанская Церковь: 1).Освобождение от жильцов части Казанской Церкви; 2).Осмотр Церкви; 3).Выселение гражданки Петровой; 4). Ремонт Церкви».
6. Фонд Научный архив МГОМЗ, Опись № 2. Дело № 183. «Усадьба Коломенское. Церковь Казанской Богоматери».
7. Фонд – Научный архив МГОМЗ, Опись № 2. Дело № 120. «Поэтажные планы эксплуатации, технический паспорт на строения № 128 и № 131».
8. Фонд – Научный архив МГОМЗ, Опись № 2. Дело № 447. «Переписка с вышестоящими организациями по вопрос освобождения помещения подклета в Церкви Казанской Богоматери».
9. Фонд – Научный архив МГОМЗ, Опись № 2. Дело № 145. «Поэтажный план, экспликации и техническая характеристика здания Казанской Богоматери».
10. Фонд – Научный архив МГОМЗ, Опись № 2. Дело № 446. «Договор об аренде здания Церкви Казанской Богоматери».
11. Фонд – Научный архив МГОМЗ, Опись №2. Дело № 549. «Охранные обязательства по усадьбе «Коломенское» 1984 г. Документы разных лет…».
12. Фонд – Научный архив МГОМЗ, Опись №2/Н. Дело № 190. «Церковь иконы Казанской Богоматери» (1651-1666 гг.
Литература:
13. Kolomenskoye: Museum of History, Art and Architecture/ Сост. Г. Гамалея. Ред. Ю. Ченяковская. Пер. Л. Лежнева. Л.: Aurora Art Publishers, 1986. 32 с. + илл.
14. Баталов А. Л., Беляев Л. А. Сакральное пространство средневековой Москвы. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 400 с.
15. Валуев П. С. Исторические сведения из летописей отечественных и преданий изустных извлечения, о селе Коломенском, с присоединением видов и чертежа внутреннему расположению старинного царского дворца с теремами, до 1767 года там находившегося, и двум дворцовым церквам, за несколько веков сооруженным и доныне существующим. М., тип. Имп. Моск. Ун-та, 1809.- 16 с., 11 илл. / URL: http://www.raruss.ru/russian-manors/698-valuev-kolomenskoe.html
16. Глушкова В. Г. Москва: от центра до окраин: административные округа Москвы: природа, история, экономика, культура, люди / В. Г. Глушкова. - Москва: Вече, 2008. - 477 с.
17. Глушкова В. Г. Православные святыни Москвы / В.Г. Глушкова. - Москва: Вече, 2007. - 540 с.
18. Государево село Коломенское и его жители / Правительство Москвы, Моск. гос. объед. худож. историко-архит. и природно-ландшафт. музей-заповедник; [отв. ред.: Е.А. Верховская]. - Москва: Голден-Би, 2007. - 255 с.
19. Гра М. А., Жиромский Б. Б. Коломенское. Kolomenskoye. Kolomenskoie. Kolomenskoje: Краткий очерк. М.: Искусство, 1971.- 159 с.
20. Гра М. А. Коломенское. [М.]: Московский рабочий, 1963.- 88 с.
21. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908.
22. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи / Сост. В.В. Зверинский. В 3 Т., СПб., 1890.
23. Згура В.В. …Коломенское. Очерк художественной истории и памятников. М., О.И.Р.У., тип. к-ва «Наука и просвещение». 1928.- 74 с. / URL: http://oiru.archeologia.ru.
24. Казанский П.С. История православного русского монашества от основания Печерской обители преп. Антонием до основания Лавры Св. Троицы преп. Сергием. М., 1855.
25. Коломенское: Материалы и исследования. М., 1991.
26. Корсаков А. Н. Село Коломенское. Историч. очерк. / Сост. А. Корсаков. М., тип. А. Жарковой, 1870.- 121 с.
27. Малинов А.А., Жолондзь А.Г. Цветовая реконструкция фасадов церкви Казанской иконы Богоматери в селе Коломенском (на основе натурного обследования) // Искусство христианского мира. М., 1999. №3 (ИХМ). С. 176 – 184.
28. Окрестности старой Москвы (Юго-восточная и южная части территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города) / Баталов А. Л., Кириченко Е. И., Посохин М. М., Кузьмин А. В., Щёболева Е. Г.. — М.: Искусство — XXI век, 2007. — 360 с.
29. Подключников В. Н. Коломенское / Под общей редакцией В. А. Веснина. — М.: Академия архитектуры СССР, 1944. — 63 с. — (Сокровища русского зодчества).
30. Суздалев В.Е. Очерки истории Коломенского / В.Е. Суздалев; под общ. ред. Л.П. Колесниковой; Правительство Москвы, Моск. гос. объедин. худож. ист.-архит. и природ.-ландшафт. Музей-заповедник. – [Изд. 4-е, перераб. и доп.]. - Москва: МГОМЗ, 2008. - 182 с.
31. Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII века: [Т. 1–4]. М.: печ. А. И. Снегиревой, 1910-16. Т. 2. Словарь. — 1910. — 402 с., 69 л. ил.
32. Церковь Казанской Богоматери // Цветники. М., №3.- 2011.- С. 16-18.
33. Чаев Н. А. Описание дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. Сост. пом. дир. Моск. оружейной палаты. Н. Чаев (С прил. вида Коломенск. дворца, снятого с натуры в царствование имп. Екатерины II Гильфердингм). М., Унив. тип. (Катков и Ко), 1869.- 39 с.
34. Музей-заповедник «Коломенское» / URL: http://www.rusarchives.ru/muslib/gmk/nsa.shtml
35. Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник. Официальный сайт / URL: http://mgomz.ru/pamyatniki/tserkov-kazanskoy-ikonyi-bozhiey-materi-xvii-v
Вопрос-ответ:
Какая история строительства Церкви Вознесения Господня?
Церковь Вознесения Господня была построена в Даниловском благочинии в Москве. Ее строительство началось в 15 веке и было завершено в 16 веке. В ходе строительства использовались типичные для того времени архитектурные решения, такие как пятиглавие и украшение фресками и иконами. Вознесенская церковь была одной из главных церквей Даниловского благочиния и служила обители и местом поклонения для прихожан.
Какая архитектура и внутреннее убранство Церкви Вознесения Господня?
Церковь Вознесения Господня имела типичную для того времени архитектуру. Она была пятиглавой и имела купольную систему. Внутреннее убранство было оформлено фресками и иконами, которые добавляли красоты и священности этому месту. Основной алтарь церкви был украшен иконами и другими религиозными предметами, создавая атмосферу поклонения и молитвы.
Какая история создания храма Усекновения главы И Предтечи в Дьяково?
Храм Усекновения главы И Предтечи в Дьяково был создан в 19 веке в Даниловском благочинии в Москве. В то время в России начало развиваться новое направление в архитектуре - русский стиль, и этот храм стал одним из его примеров. Он был построен в виде крестовой девятки и украшен резьбой и декоративными элементами, что придавало ему особый шарм и уникальность.
Какая архитектура и внутреннее убранство храма Усекновения главы И Предтечи в Дьяково?
Храм Усекновения главы И Предтечи в Дьяково имеет типичную для русского стиля архитектуру. Он представляет собой крестовую девятку с куполами. Внутреннее убранство храма оформлено иконами, фресками и резьбой, которые создают атмосферу благоговения и поклонения. Особое внимание уделяется иконе Усекновения главы И Предтечи, которая является центральной иконой храма и считается святыней.
Какова история строительства Церкви Вознесения Господня?
Церковь Вознесения Господня в Москве имеет достаточно долгую историю. Ее строительство началось в XV веке при Иоанне III. В течение нескольких веков храм претерпел множество изменений и дополнений. Наиболее значимыми являются реконструкции, произведенные в XVII и XVIII веках. В XIX и XX столетиях церковь была реставрирована и восстановлена после пожаров и разрушений.
Какова архитектура и внутреннее убранство Церкви Вознесения Господня?
Церковь Вознесения Господня в Москве представляет собой прекрасный образец русской архитектуры XVII века. Она включает в себя купола и колокольню, выполненные в стиле московского барокко. Внутреннее убранство храма украшено иконостасами, фресками и резными иконами. Центральным местом в интерьере является алтарь с изображением Вознесения Господня.
Какова история создания Церкви Усекновения главы И Предтечи в Дьяково?
Церковь Усекновения главы И Предтечи в Дьяково была построена в XIX веке. Ее возведение связано с историческими событиями того времени и важными духовными потребностями местного населения. Храм был освящен в 1846 году и до сегодняшнего дня служит верующим местом молитвы и поклонения.
Какова архитектура и внутреннее убранство Церкви Усекновения главы И Предтечи в Дьяково?
Церковь Усекновения главы И Предтечи в Дьяково представляет собой пример русской деревянной архитектуры. Она имеет изящную и простую форму со сложной декоративной отделкой. Внутреннее убранство храма также выполнено в деревянном стиле и украшено иконами и резными деревянными элементами.
Какая икона находится в Церкви Казанской иконы Божьей Матери?
В Церкви Казанской иконы Божьей Матери находится икона Казанской Божьей Матери.