Агрессия у детей с ЗПР (задержкой психического развития)
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 03.05.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Основы агрессии у детей 5
1.1 Термины и их значения 5
1.2Специфика речи детей 10
1.3.Характеристика детей с ЗПР 13
Глава 2.Исследование причин детской агрессии 15
2.1.Констатирующий эксперимент 15
2.2 Проведение исследований. Анкеты, опросные листы и способы их обработки 18
2.3 Использование датской агрессивности в педагогическом процессе 23
Заключение 25
Список литературы 27
Наблюдения сразу фиксируются в таблице для последующей обработки.Выяснению связей между культурным и материальным уровнем, а так же вербальной агрессивностью, по результатам наблюдений составляется обобщающая таблица следующей формы:Фамилия, имяОбеспеченность семьиКультурный уровеньСловарный и фразеологический запасЧастота проявлений агрессивностиРуднев КоляСредняяНизкийНебольшой. Построение простых фраз. Склонность к дракам. Драки сопровождает брань, угрозы Частая. Агрессивность – как доминирующая форма самоутверждения.Скворцова ЛенаНизкаяСреднийСредний. Умеет строить сложные фразы. Употребление брани редкое. Угрозы – в ответ на обиду.В ответ на обиды. Агрессивность – как форма защиты.Леша ИвановСредняяВысокийВысокий. Мальчику много читают, умеет цитировать, хорошая память. Часто использует жаргонНе агрессивен. Экспрессивность при пересказах.Гриша МоргуновСредняяВысокийСредний. Строит сложные фразы с ошибками. Применяет термины без знания значенийНеуравновшенный. Любит дразнить других часто повторяя непонятные слова. Крик и интонационнаяарессивностьдоминирютЛюда ПетроваНизкийНизкийСловарный запас небольшой. Агрессивность – в брани, угрозахАгрессивность в постоянной готовности ругать, унижать, угрожать. Интонационный напор.Для установления зависимости между материальным уровнем семьи и проявлениями вербальной агрессии с использованием инструментов математической статистики, необходимо установить градацию доходов в семье, а так же создать числовую шкалу проявлений вербальной агрессивности. Поскольку разнообразие проявлений такой агрессивности велико, а единая статистическая база отсутствует, предлагаемая шкала носит субъективный характер. Для того, чтобы исследование носило объективный характер необходима его координация, выработка единой методики, по которой данные градировались бы учителями и психологами по мере их получения. В качестве одного из вариантов рассмотрим следующий информационный спектр.№12345ГрадацияДо 1500рДо 3000рДо 5000рДо 10000рСвыше 10000рОценка фразеологической агрессивности141291012Оценка интонационной агрессивности1714101215Численность наблюдаемых612721В приведенной таблице оценка агрессивности дается в двадцати балльной шкале. Более высокий балл отвечает большей агрессивности. 0 – агрессия отсутствует, 20 – все вербальные проявления несут агрессивный характер. В качестве признака градации исследуется зависимость уровня вербальной агрессивности и его проявлений от материального состояния семьи. Приведен доход в рублях на одного члена семьи. Статистика набрана по одному классу и любезно представлена классным руководителем. Представительность выборки невелика, особенно по группе высокого материального обеспечения. Данные по этому ребенку получены в другой школе, что делает оценку еще менее объективной, однако позволяет предположить существование социальной разобщенность в школах города и наличие отдельных образовательных учреждений для лиц с разным уровнем семейного дохода. Еще один количественный фактор – частота проявлений вербальной агрессивности. Для анализа этого фактора рекомендуется по результатам наблюдений заполнять следующую форму:Фамилия, ИмяФорма проявления агрессивностиЧастота повторения (в относительных единицах по 20 балльной шкале0Люда ПетроваБрань, грубые слова и фразы17Дразнение, нанесение обид14Угроза12Крик16Интонационная озлобленность18Ехидство7Леша ИвановБрань, грубые слова и фразы6Дразнение, нанесение обид8Угроза10Крик9Интонационная озлобленность7Ехидство12Имеет смысл составление индивидуальных карточек по предложенной форме. Такие карточки позволяют определить уровень агрессивности в речи конкретного ребенка. В них также имеет смысл приводить информацию о социальной среде семьи, материальном положении. Ведение карточек особенно полезно при необходимости индивидуальной работы с трудными, психически неуравновешенными детьми. Сведение данных карточек в единую таблицу (база данных может формироваться на электронных носителях) позволяет сравнивать параметры детей друг с другом, формировать обобщающие критерии.Оставляя анализ результатов для следующего раздела, приведем также анкету, предлагаемую родителям.Читаете ли Вы книги ребенку?Читает ли ребенок самостоятельно по собственной инициативеКак ребенок проводит досуг (секции, телевизор, компьютер)Круг чтения ребенкаКруг интересов ребенкаСколько времени в день ребенок проводит совместно со взрослымиКак часто в семье используются угрозы, крикКак часто ребенок кричит, грозит родственникам, друзьямНазовите источник пополнения агрессивного словаря ребенкаКак видно из данной анкеты, ответы на вопросы требуют доверительного отношения с родителями. Такое доверительное отношение чаще всего основано на анонимности. Последнее обстоятельство не дает возможности получать данные о зависимости уровня речевой агрессивности от культурного уровня семьи, однако дает возможность представить, как ребенок проводит время, круг его общения и интересов.2.3 Использование датской агрессивности в педагогическом процессеВербальная агрессивность, как многократно отмечалась – явление естественное. Бороться с ним бесполезно. Поэтому задачей педагога является использование вербальной агрессии в учебном процессе. В первом разделе настоящей работы обсуждались варианты мотивации детей. В практической деятельности наиболее активно применяется вовлечение учащихся начальной школы в сценические кружки. Такие кружки создаются при школах, существуют практически во всех районных домах творчества. Исследование влияния занятий театральной деятельностью на речевую агрессивность детей проводилось путем устного опроса родителей, классных руководителей и руководителей театральных студий, а так же бесед с детьми на отвлеченные темы. Полученные результаты не обрабатывались статистическими методами, а потому носят предварительный оценочный характер.Все отмечают, что после занятий у детей существенно расширяется словарный запас, уменьшается стремление дразнить кого-то, повторять бессмысленные или не понятые слова и фразы. Направленное обучение владения словом приводит к изменению интонационных акцентов, в том числе и при выражении агрессии. Кроме крика в арсенале ребенка появляются язвительность, ехидство, сарказм, насмешка. Изменяется в сторону увеличения количество цитат. Так, отмечено при детских ссорах цитирование былин, угроз, встречающихся в речи сказочных персонажей. Среди забавных проявлений речевой агрессии отметим угрозу заколдовать, превратить собеседника в жабу. Ребенок явно находился под влиянием постановки сценок из сказки «Старик Хоттабыч».В целом единодушно констатируется позитивное воздействие специальных внеклассных занятий с детьми на изменение формы проявления речевой агрессии. ЗаключениеВ заключение можно сказать, что у детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая - механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя.Вторая - не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Проявления агрессивного поведения чаще наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении желанного результата - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;- сниженный уровень саморегуляции;- неразвитость игровой деятельности;- сниженную самооценку;- нарушения в отношениях со сверстниками.Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем. Число детей с таким поведением стремительно растет. Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:1. ухудшением социальных условий жизни детей;2. кризисом семейного воспитания;3. невниманием школы к нервно-психическому состоянию детей;4. увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребенка.Следует подчеркнуть, что в большинстве случаев подобные особенности психологического развития ребенка наблюдаются у детей, которые воспитываются в семьях, имеющих различные проблемы, а также у детей, воспитывающихся в неполных семьях, в приютах или детских домах, где в силу определенных обстоятельств дети не имеют возможности получать достаточное количество внимания и любви.Список литературыАндреева Г.М. Социальная психология. М., АСПЕКТ-ПРЕСС, 2011, 374 с.Библиотека для родителей. Мир детства. Младший школьник. М., Педагогика, 2010, 271 с.Бодалева А.А. Популярная психология для родителей. М., «Педагогика», 2013.Васильченко К.С. «Путешествие в страну «Я». Д., «Сталкер», 2012.Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М.: Педагогическое общество России, 2012. – 128с.Гулеватая Н.Г. Агрессия младших школьников, ее истоки.Ершова Н.М. Воспитание в неполной семье, М., «ПРОГРЕСС», 2010, 205 с.Кравченко А.И. Введение в социологию. М., «Новая школа», 2011, 140с.Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность.», М., 2002.Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 400с.Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. М., «Владос», 2012, 190 с.Российская педагогическая энциклопедия. В 2т. Т.2 / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Большая российская энциклопедия, 2011.Словарь социально-психологических понятий. Коллектив, личность, общение. Под ред. Кузьмина Е.С. и Семенова В.Е., М., Лениздат, 2009, 143 с.Фейербах Л. Избранные философские произведения в двух томах, т. I. М., 2010.
2. Библиотека для родителей. Мир детства. Младший школьник. М., Педагогика, 2010, 271 с.
3. Бодалева А.А. Популярная психология для родителей. М., «Педагогика», 2013.
4. Васильченко К.С. «Путешествие в страну «Я». Д., «Сталкер», 2012.
5. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М.: Педагогическое общество России, 2012. – 128с.
6. Гулеватая Н.Г. Агрессия младших школьников, ее истоки.
7. Ершова Н.М. Воспитание в неполной семье, М., «ПРОГРЕСС», 2010, 205 с.
8. Кравченко А.И. Введение в социологию. М., «Новая школа», 2011, 140с.
9. Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность.», М., 2002.
10. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 400с.
11. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. М., «Владос», 2012, 190 с.
12. Российская педагогическая энциклопедия. В 2т. Т.2 / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Большая российская энциклопедия, 2011.
13. Словарь социально-психологических понятий. Коллектив, личность, общение. Под ред. Кузьмина Е.С. и Семенова В.Е., М., Лениздат, 2009, 143 с.
14. Фейербах Л. Избранные философские произведения в двух томах, т. I. М., 2010.
Вопрос-ответ:
Какие термины связаны с агрессией у детей с ЗПР?
Некоторые термины, связанные с агрессией у детей с ЗПР, включают: конфликт, агрессивное поведение, угроза, насилие.
Как речь детей с ЗПР отличается от речи других детей?
Специфика речи детей с ЗПР заключается в том, что они могут иметь ограниченный словарный запас, испытывать трудности с выражением своих мыслей и эмоций, а также проявлять повышенную агрессивность в силу этих трудностей.
Какие характеристики присущи детям с ЗПР?
Дети с ЗПР обычно имеют отставание в развитии коммуникативных и когнитивных навыков, а также проявляют сниженный уровень адаптации в обществе. Они часто бывают подвержены агрессивному поведению из-за трудностей, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни.
Как проводится исследование причин детской агрессии?
Для проведения исследования причин детской агрессии обычно используются констатирующие эксперименты, анкеты и опросные листы. После сбора данных проводится их анализ и обработка для выявления наиболее значимых факторов, влияющих на проявление агрессивного поведения у детей.
Как использование датской агрессивности помогает в педагогическом процессе?
Использование датской агрессивности в педагогическом процессе позволяет обучать детей-агрессоров навыкам эмоционального контроля, разрешению конфликтных ситуаций и коммуникативным стратегиям, что может снизить уровень их агрессивного поведения.
Что такое ЗПР?
ЗПР означает задержку психического развития, это состояние, при котором у детей наблюдаются определенные отклонения в развитии психических функций по сравнению с их сверстниками.
Какие термины используются в статье?
В статье используется ряд терминов, связанных с агрессией у детей с ЗПР: агрессия, констатирующий эксперимент, опросные листы и др.
Как характеризуются дети с ЗПР?
Дети с ЗПР характеризуются отклонениями в развитии психических функций, что может проявляться в различных симптомах и поведенческих особенностях, включая агрессивность.
Какие методы используются при исследовании причин детской агрессии?
При исследовании причин детской агрессии используются различные методы, включая констатирующий эксперимент, использование анкет и опросных листов, а также методы обработки полученных данных.
Как можно использовать детскую агрессивность в педагогическом процессе?
Как указывается в статье, агрессивность детей с ЗПР можно использовать в педагогическом процессе для изучения и решения проблем, связанных с их психическим развитием и поведением. Это позволяет разработать более эффективные методы работы с такими детьми.
Что такое ЗПР?
ЗПР - это задержка психического развития, которая проявляется у детей в отставании от сверстников по психическим функциям.
Какие термины используются в статье?
В статье используются такие термины, как агрессия, речь детей с ЗПР, характеристика детей с ЗПР.