Славянское язычество

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История религии
  • 22 22 страницы
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 09.05.2014
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Предпосылки и развитие славянского язычества 5
1.1. Место язычества в классификации религий 5
1.2. Язычество – как народная религия 7
Глава 2. Верования древних славян. 10
2.1. Божества древних славян 10
2.2. Языческие обряды 17
Заключение 21
Список литературы 22

Фрагмент для ознакомления

Дух водной стихии - русский водяной, польский topielec,wodnik, чешский vodnik,wodnymuz - вызвал значительно больший страх, чем сравнительно добродушный шутник леший, потому что опасность утонуть в водовороте значительно страшнее, чем заблудиться в лесу.Характерный образ полевого духа: русский полудница, польский poludnice, чешский polednice. Это женщина в белом, которая будто бы является работающим на поле в полуденный зной, когда обычай требует делать перерыв в работе: полудница наказывает нарушителя. Образ полудницы - олицетворение опасности солнечного удара.В горных районах Польши и Чехии существует поверье о духах гор, которые стерегут сокровища или покровительствуют горнякам:skarbnik у поляков,perkman у чехов и словаков.Более сложный и менее ясный образ виллы, особенно распространен у сербов (у болгар - самовила,самодива). Виллы - лесные, полевые, горные, водяные или воздушные девы, которые могут вести себя и дружественно и враждебно по отношению к человеку, в зависимости от его поведения.Более ясен вопрос о происхождении русалки. Образ русалки известный у всех славян. Одни считают ее олицетворением воды, другие считали, что русалка - это утопленница. Само слово выводили от «русые» (светлый, ясный). Именно выдающееся исследование о восточнославянских русалок принадлежит Д. К. Зеленину.Под церковным влиянием большинство этих мифологических образов объединилось под собирательным названием нечистой силы. [6]2.2. Языческие обрядыУ древних славян были различные обряды, различные религиозные праздники, которые осуществлялись в определенное время, повторялись в определенные дни, на одном и том же месте. Они распределяли свои праздники согласно трем видам деятельности света, выражалась временами года, который делился на три части.1. Весенние обряды.Первымбыл праздник Весны, торжество в честь Лада, воскресенье или возврат солнца, летний солнцеворот.Праздник Весны начиналось довольно рано - только начинал таять снег,отправлялось богослужение и приносился в жертву козел. Зеленая веха, то есть высокая ветвь, связанная вроде метлы, является как бы объявлением весеннего праздника. Памятником подобных древних обычаев у славян остались песни, в которых упоминается о таком жертвоприношения и обычай водить козла, кроме того хоровод ребят поет песни, вспоминая имя Лада и Леля, т.е. светлого. С этим сочетался символический обряд потопления зимы и призвания весны, от чего оставили возгласы в песнях.Праздник весны имел четыре значения: религиозное, земледельческое, семейное и поминальное.Во-первых, это было торжество прихода весны. Оно начиналось призыванием матери солнца, большой Лады. После того пели торжественные гимны в честь солнца; хоровод обращался к луне и звездам; пели песни в честь воды; молились о плодородии дожде, обращались к лесам, прося их развиться, призвали птиц развеселить пением процветающие дубравы. Затем отбывали символические игры; некоторые из них символизировали весну, другие означали воспоминания мифологических событий.Второе значение этого праздника было земледельческое; земледельческие работы изображались в нем символическими образами. Доказательством этого являются игры; например, посев проса, и хороводные песни, где изображается вспашка, посев мака, льна, ячменя, пшеницы и др..и различные сельскохозяйственные работы. Все то, воспроизводясь в священном, будто освящало полевые работы крестьян.Третье значение было семейное. Любовь светоносного мужского и водного женского божеств,то есть Праздник Вита и Диванны, служил прообразом сочетанияполов на земле. Поэтому в хороводе, составленном для богослужения,молодежьдолжна была соединяться браком для прославления верховной любви в конце праздника, а к тому времени в своих играх и песнях выражали взаимную любовь, ухаживания и т.п..Четвертое значение праздника было поминальное. Тот же праздник называется сегодня радуница, проводы. После веселых игр ходили славяне на могилы или к памятникам, где стояли на столбах сосуды с пеплом умерших, приносили туда еду и напитки, делали возлияния в честь покойников, а женщины в песнях - плачах вспоминали добродетели умерших. После этого справлялась тризна, торжественный пир, на котором ели и пили в честь покойников. Потом начиналась борьба и ристалища. Те богатырские игры считались необходимыми для умерших.После весеннего праздника начинались полевые работы, сопровождавшиеся песнями и весельем. Все это выглядело богослужения Ладовые. Вечерами собирались ребята в круг вблизи воды у рощ или левад. Это были «игрища между селами», на которых, по словам Нестора,«умыкаху у водыдьвиця».Когда земледельцы обсевались и наступало больше свободного времени, когда лучи солнца припекали ощутимее и развитие органической жизни шло быстрее, славяне праздновали праздник в честь Лада, что называлсяСедьмик. Это слово совпадает с семью тысячами дней царствования Дажьбога и семи мечами Руевита. Этот праздник назывался на Руси Ярилом, а у словаков Турица и Литницямы. И это слово имело у славян четыре значения. Идея его - это поклонение светоносному существу во время наибольшей его деятельности, богу Руевиту. Девушки и юноши в венках, с ветками собирались в круг на берегу реки на возвышении, в роще. Срубленное дерево, украшенное лентами (символическими знаками) служило непременным условием того праздника у русичей. Как правило, это дерево - береза и оно символизировало мать Лада - природу.Во время летнего праздника приносились жертвы русалкам - до сих пор существует название русалочье воскресенье, выражения святки, русалии. Наконец, в завершение продолжительного праздника Лада отправлялось большое торжество Купала. Ни одно из народных праздников после принятия христианства не оставалось у славян с его откровенно языческими чертами, как купальский праздник.Празднование славянского Купала было общим праздником всего языческого мира.Значение этого праздника символическое сочетание браком Солнца с Водой, от которого образовались жизни и любовь в созидании.Третий праздник у славян был зимой, в то время, когда солнце имело наименьшую силу и возвращалось снова на весну, когда зима борется с летом (т.е. зимний солнцеворот). Этот праздник имеет основу в общечеловеческом мифологическом смысле рождение света. У славян этот праздник называется Колядой.Год славяне начинали с зимнего поворота солнца (солнцеворота).Святовит,пораженный некоторое время назад Чернобогом, встает и начинает оживлять природу. А поскольку солнце осуществляет деятельность свою постоянно, и сначала оно малым, то отсюда возник представление всех языческих народов о рождении и детстве светоносного начала в годовом его бытии, отсюда происходит изображение женщины (олицетворенной природы) с младенцем. Наверное, это было также праздник, потому что в некоторых обрядовых песнях об этом говорится по языческим представлениям. В то время осуществлялись игры и различные гадания и приносились жертвы.Обычай щедровать, колядовать и поздравлять на новый год был преимущественно земледельческим. Певцы - колядники - под окном прославляют богатство и счастье хозяина и желают ему такого же добра и на следующий год [7]ЗаключениеДревнеславянская мифология совершенно не сохранилась, хотя, вероятно, она существовала. Бедность остатков древнеславянской религии побудила некоторых исследователей считать эту религию жалкой, убогой по сравнению с религиями других древних народов. «Особенно было убого язычество Руси, - говорил, например, Е. В. Аничков, - жалкие ее боги, грубые культ и нравы». Но дело, видно, просто в недостаточной изученности религии древних славян и в бедности первоисточников. Если бы мы знали о ней столько же, сколько о религии, например, древних римлян, славянская религия вряд ли показалась бы нам более убогой и жалкой, чем римская. [6]Список литературыБычков А. А. Энциклопедия языческих богов (мифы древних славян) - - М.: Вече, 2000.Велесова книга. Легенды. Мифы. Думы. - М. 2002.Гаврилов Д., Наговицын А. Боги славян, язычество, традиция. -СПб.: «Нева», 2002.-320 с. Драчук В.С. Дорогами тысячелетий. - М., «Молодая гвардия «, 1977.Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М. Наука. 1988.Рыбаков Б. Язычество древних славян. - М.: «Академия», 2000. - 121 с. Свято- Русские веды. Книга Коляды. Обработка А. И. Асова. М., ФАИР - ПРЕСС. 2001.Токарев С. А. Религия в истории народов мира. - М. 1986.

Список литературы

1. Бычков А. А. Энциклопедия языческих богов (мифы древних славян) - - М.: Вече, 2000.
2. Велесова книга. Легенды. Мифы. Думы. - М. 2002.
3. Гаврилов Д., Наговицын А. Боги славян, язычество, традиция. -СПб.: «Нева», 2002.-320 с.
4. Драчук В.С. Дорогами тысячелетий. - М., «Молодая гвардия «, 1977.
5. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М. Наука. 1988.
6. Рыбаков Б. Язычество древних славян. - М.: «Академия», 2000. - 121 с.
7. Свято- Русские веды. Книга Коляды. Обработка А. И. Асова. М., ФАИР - ПРЕСС. 2001.
8. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. - М. 1986.

Вопрос-ответ:

Что такое славянское язычество?

Славянское язычество - это древняя религия, которая была распространена среди древних славян. Они поклонялись различным божествам природы и проводили ритуалы для благополучия, урожайности и защиты от неблагоприятных сил.

Какое место занимало язычество в классификации религий?

Язычество относится к классу народных религий, которые более просты и связаны с конкретной территорией и народностью. Они отличаются от мировых религий, таких как христианство или ислам, которые имеют множество последователей по всему миру.

Какие божества поклонялись древними славянами?

Древние славяне поклонялись множеству божеств, которые представляли различные аспекты природы и жизни. Некоторые из них включали Перуна - бога грома и молнии, Велеса - бога мудрости и знаний, Мокошь - богиню рождения и богатства, и многих других.

Какие были языческие обряды древних славян?

Древние славяне проводили множество обрядов и ритуалов для обращения к божествам и обеспечения благополучия. Они включали подношение жертв, молитвы, празднования сезонных событий, ритуалы связанные с рождением, свадьбой и похоронами, а также проведение обрядов для урожайности и защиты от неблагоприятных сил.

Какие источники можно использовать для изучения славянского язычества?

Для изучения славянского язычества можно использовать различные источники, включая древние тексты, художественные произведения, исследования и богослужебные тексты, которые описывают верования и обряды древних славян. Кроме того, существуют современные практики и реконструкции языческих обрядов, которые также могут быть полезными для изучения этой темы.

В чем заключаются предпосылки и развитие славянского язычества?

Предпосылки и развитие славянского язычества основаны на верованиях древних славян, которые имели политеистическую систему богов и проводили различные языческие обряды.

Какое место занимает язычество в классификации религий?

Язычество относится к так называемым народным религиям, которые основаны на духовных верованиях и обрядах определенного народа или этнической группы.

Какие божества были важными для древних славян?

Древние славяне почитали множество божеств, среди которых были главные боги, такие как Перун (бог грома и молний), Велес (бог земли и скотоводства) и Сварог (бог огня и кузнецов).

Что такое "водяной" в славянском язычестве и какая роль у него была?

"Водяной" - это дух водной стихии, который вызывал больший страх у славян, чем другие духи, потому что была опасность утонуть в воде. Он часто изображался как зловещий персонаж, который преследовал людей на воде.