Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о растениях в процессе экспериментирования
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 33 + 33 источника
- Добавлена 19.05.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы усвоения детьми дошкольного возраста знаний о растительном мире в процессе экспериментирования 7
1.1.Особенности усвоения детьми старшего дошкольного возраста знаний о растительном мире 7
1.2. Экспериментирование в системе формирования экологических представлений 8
Глава 2. Формирование экологических представлений у детейстаршего дошкольного возраста в процессе экспериментирования 17
2.1. Представления старших дошкольников о растениях 17
2.2. Методика формирования у детей представлений о растениях через экспериментирования 21
Заключение 26
Список литературы 27
Приложения 30
С.Н. Николаева: «Походы и экскурсии на природу – это интересное, полезное педагогическое мероприятие. На них решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Н.А. Рыжова: «Объектом экскурсии могут стать не только участки естественной, но и измененной человеком природы, на примере которых ребенок может увидеть, как не нужно поступать». Под элементарной поисковой деятельностью, указывают Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева и др., понимается совместная работа воспитателя и детей, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, в повседневной жизни, в игре и труде, в процессе познания мира. Поисковая деятельность начинается с постановки воспитателем познавательной задачи (возможна также постановка познавательной задачи детьми). Затем осуществляется её первичный анализ, и выдвигаются предположения (о возможном течении явления природы и его причинах), отбираются способы проверки предположений, выдвинутых детьми, осуществляется их проверка. Завершается поисковая деятельность анализом полученных в ходе проверки результатов и формированием выводов. Таким образом, успешному формированию представлению и взаимосвязи живых объектов со средой обитания способствует экспериментирование, которое является важным звеном в процессе экологического воспитания дошкольников.Эксперименты как ответ на детские вопросы. Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, как поведет себя муравей, если ему загородить дорогу в муравейник». Или: «Давай посмотрим, сможет ли кораблик развернуться в узком месте ручейка», «Ребята, Коля спрашивает, будут ли голуби есть творог; давайте проверим», «Ребята, Женя говорит, что под снегом травы нет, а я считаю, что есть. Как это можно узнать?» В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Вернувшись с прогулки, дети приносят два снежка; один оставляют на тарелке открытым, другой заворачивают в полиэтиленовый мешочек и сверху укутывают теплой тканью. Когда снег на тарелке подтает, раскрывают «одетого» снеговика и убеждаются, что тот сохранился в исходном состоянии. Значит, пальто само по себе не греет, оно просто сохраняет то, что находится под ним, — и тепло, и холод. Природоохранные акции – ряд действий, предпринимаемых для достижения какой – либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения, способствуют формированию обобщенных представлений о живых организмах у дошкольников. Это социально значимые мероприятия, считает С.Н. Николаева, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми (возможно участие родителей). Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, большое воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей. Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени, что делает их особенно ценными. Одним из важных методов формирования обобщенных представлений о живых организмах является прогулка. Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева и др., считают: «…прогулки дают возможность накопить представления о явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагог знакомит воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам, организует разнообразные игры с природным материалом и т.д. у детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность». По показанию многих исследований, подчеркивает Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, становление личности ребенка невозможно без эмоционального отношения к окружающему миру. Поэтому важно включать в экологическое воспитание детей такие средства, как праздники и развлечения. На чувства детей оказывают влияние красочное художественное оформление праздника, музыкальное сопровождение, художественное слово, костюмы персонажей и т.д. Педагогический смысл экологических праздников и досугов, по мнению С.Н. Николаевой, заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом. Определенный интерес представляет метод формирования обобщенных представлений о живом организме – экотренинг. Цель экотренинга – формировать у детей «экологическое чувство», обобщенные представления о живом организме; чувство сопричастности всему живому, осознание планеты Земля «общим домом»; создавать определенную «блокировку» совершения экологических ошибок, как в будущей их социальной деятельности, так и в быту; прививать детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное. Экотренинг способствует решению следующих задач:расширение чувственного опыта дошкольников, развитие перцептивных возможностей при контакте с природными объектами;развитие чувства эмоциональной отзывчивости, чувства сопричастности живой природе, чувства сопереживания;формирование экологических установок личности, активной жизненной позиции по отношению к природе, преодоление прагматического отношения к природе;обучение умениям и навыкам взаимодействия с природой;расширение индивидуального экологического пространства. Установить контакт ребенка с живыми объектами, формировать обобщенные представления о живых организмах помогает – экологическая тропа. Цель экологической тропы, по мнению Н.А. Рыжовой – обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. Выделяют два основных типа экологических тропинок: а) на территории дошкольного учреждения; б) в природных или приближенных к ним условиях (природный лес, парк, сквер). Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы – включение в неё как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. Труд в природе является обязательным компонентом формирования представлений о живых организмах. Как считают Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева и другие, труд в природе имеет большое образовательное значение. Однако, Н.А. Рыжова проанализировала труды ученых, пришла к выводу: «В дошкольной педагогике и психологии нет однозначного мнения по поводу выделения труда как самостоятельной деятельности ребенка в силу специфичности конечного продукта такой деятельности. В процессе труда дошкольник имеет возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растение, животное – окружающая среда). У него формируются необходимые навыки ухода за живыми организмами, чувства ответственности за них. В процессе труда в природе дошкольник учится подчинять свою деятельность, свои желания определенным общественным мотивам, понимать, что его труд принесет пользу людям, сохранит животных, растения». При уходе за живыми объектами, анализирует Н.А. Рыжова необходимо давать ребенку право выбора и подходить с позиции вариативности, предлагая различные виды:уход за домашними, декоративными животными и комнатными растениями;работа на огородах разного типа;посадка деревьев, кустарников;содержание в порядке территории детского сада;посильная и безопасная очистка близлежащих участков (леса, парка, берега реки);починка, реставрация книг, игрушек и т.п. (экономичное природопользование);подкормка птиц и других животных с учётом их биологических особенностей;создание кормушек, дополнительных местообитаний для животных с учетом их природных особенностей». С.Н. Николаева считает, что «Труд в природе – это, прежде всего, гуманное отношение ко всему живому, что окружает ребенка, это понимание благополучного или неблагополучного состояния обитателей уголка природы, это – сочувствие и жалость, это – желание, чтобы им было хорошо. И только во вторую очередь труд в природе – это правильные действия и операции с предметами ухода и оборудованием». В экологическом воспитании дошкольников широко используются разнообразные игры, предполагающие формирование обобщенных представлений о живых организмах в процессе ознакомления дошкольников с растительным миром. Н.А. Рыжова предлагает следующие виды игр, которые разделила условно:игры-превращения – используются для воспитания эмоционального отношения к природе, формирования уважительного отношения к её представителям, восприятию их как равных человеку;сюжетно-ролевые игры – используются для закрепления правил поведения в природе, в быту, правил экологической безопасности;интеллектуальные игры – используются для целей экологического обучения;подвижные игры – служат паузой для отдыха, переключением внимания детей на другой вид деятельности, средством оздоровления ребенка;дидактические игры – дают детям дополнительную информацию о природных взаимосвязях, отдельных объектах, о взаимоотношениях человека с природой. С.Н. Николаева выделяет игровые обучающие ситуации – специально продуманные с позиции задач обучения. Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева и др. выделяют:предметные игры – игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи), в которых уточняются, конкретизируются и обобщаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы;настольно-печатные игры – игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В них уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных неживой природы;словесные игры – игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов;творческие игры природоведческого содержания – это строительные игры, в которых дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт.Игры дошкольника, получившего конкретные представления, имеют явно выраженный репродуктивный характер. Они в деталях подражают виденным трудовым действиям взрослых. В игре всё связано с непосредственным наблюдением. Без него новые игровые задачи по инициативе детей фактически не возникают. Обогащение жизненного опыта дошкольников знаниями экологического характера ведёт к разному изменению картины игры. Игра представляет собой форму познания окружающей деятельности. Как и всякая другая деятельность, она осуществляется в процессе решения определённых задач. Специфика игровых задач состоит в том, что в них цель представлена в мнимой, воображаемой форме, отличающейся от практической цели неопределённостью ожидаемого результата и необязательностью его достижения.Игровая цель – всегда отвлечение от конкретной жизненной цели, её обобщённый эквивалент. Игровое действие, направленное на достижение игровой цели, осуществляется в мнимой ситуации, и поэтому игровые способы (операции) учитывают не реальные, а воображаемые условия достижения цели. Таким условиям соответствуют игровые способы действия, разные по степени обобщенности. Для закрепления и уточнения представлений детей, полученных в ходе непосредственного восприятия природных явлений, те же авторы предлагают использовать разнообразныйиллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции художественных картин, фотографии, диапозитивы, модели, диафильмы, кино- и телефильмы. С их помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно. Моделирование – метод формирования обобщенных представлений о живых организмах, который помогает обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, связях и отношениях, существующих между ними. Оно основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями.Использование наглядных моделей развивает умственные способности. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т. п.), появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей, ведет к формированию экологической культуры.Любой здоровый ребенок овладевает в той или иной мере этими действиями и без каких-либо специальных педагогических воздействий, поскольку использование заместителей вещей, построение наглядных моделей происходит в обычных для дошкольников видах деятельности. Это прежде всего сюжетно-ролевая игра, которая учит детей не только замещению, но и моделированию взаимоотношений взрослых. Когда ребята изображают в игре, например, ветеринара, который его лечит, они фактически создают модель взаимоотношений доктора и животного, хотя эта модель и не вычерчивается на бумаге, а разворачивается в живом действии. Наглядное моделирование проявляется и в детской конструктивной деятельности. Сделанный из природного материала домик — объемная модель реального здания, передающая при помощи заместителей (деталей строительного материала) отношения между его основными частями (стенами, крышей, окнами, дверями). Рассказы о природе помогают создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего, помогает воспитывать этические представления – любовь и бережное отношение к природе. Беседа о природе – используется воспитателями с разными дидактическими целями:для возбуждения интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией, просмотром кинофильма и т.д.);для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе, формирования отношения к природе. В каждой беседе решается задача развития речи детей. В данной технологии словесный метод связан, прежде всего, с чтением книги «Экология в картинках»: само чтение рассказов (чаще всего неоднократное), вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном — все это разные формы речевой деятельности, которые позволяют ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой. Итак, подводя итог, мы можем подчеркнуть, что формирование обобщенных представлений о живых организмах в процессе ознакомления с растительным миром является важной составной частью экологического воспитания дошкольников.Формирование обобщенных представлений дошкольников о живых организмах выступает средством экологического воспитания дошкольников. Анализ позволил нам выявить разнообразные средства и методы, с помощью которых может осуществляться формирование обобщенных представлений о живых организмах у дошкольников: экскурсии, прогулки, праздники, экотренинги, экологическая тропа, природоохранные акции и др. Способствуют подведению детей к установлению контактов с живой природой опосредованные методы восприятия объектов живой природы – разнообразные игры, моделирование, иллюстративно-наглядный материал, рассказы о природе, художественная литература, беседа о природе.Приложение 13.Экологический тренинг для педагогов.Экологический тренинг для педагогов состоит из 6 частей. Каждый этап регламентирован. В конце подводится общий итог. Отмечаются победители.1.1. Разминка.Вопросы раздаются каждому участнику.Что означает термин «экология»?Проблемы экологии во всем мире, нашей стране, республике, родном городе?В чем сущность экологического воспитания детей? Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста?Влияние экологии на здоровье детей?В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?В какой совместной деятельности с детьми Вы можете практически способствовать охране природы?Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?Перечислить классиков русской, зарубежной литературы, воспевающих природу в своих произведениях?Назвать пословицы, поговорки о природе?Вспомнить народные приметы?Прочитать наизусть стихи о природе?Музыкальная пауза и подведение итогов разминки.1.2. Решение педагогических ситуаций.I. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…» Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?II. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями. - Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку. - Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы». Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?III. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?1.3. Фрагмент игры «Что? Где? Когда?».Зачем белке длинный и пушистый хвост?Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?Во время листопада под осинами можно видеть много опавших веток. Как объяснить это явление?Почему в зимний день на окнах появляются узоры?Отчего кошка часто умывается, а собака – нет?Почему листья летом зеленые, а осенью желтые и багряные?Как летом без барометра можно узнать приближение ненастья?Почему опадают листья?Дым столбом, какую погоду предвещает?Лягушки расквакались к чему?1.4. Проверка домашних заданий.Изучив сказку Миллера и Штайнера «Хочет ли медведь остаться медведем?» /Дошкольное воспитание. 1986 г. N7/, ответить на вопрос : какая экологическая проблема поставлена в этой сказке?Представление наглядного материала для работы с родителями.Приложение 15.Семинар – практикум «Экологическое пространство в группах старшего дошкольного возраста »В современном мире проблемы экологической среды /экологические проблемы/ приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первоначальное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе /живой и неживой/, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребенка в целом. Так мы стараемся создать в своей группе все необходимые условия для проведения системной работы. Это и уголок природы с календарем наблюдений за погодой, и живой уголок, и огород на окне, и экспериментально-исследовательская зона и т.д.1.1.Уголок природы в старшей группе.Один из элементов развивающей предметной среды нашей группы – уголок природы. Неотъемлемая часть которого - календарь погоды. В котором дети фиксируют систематические наблюдения за одними и теми же явлениями природы, прослеживают различные изменения растений, животных, явлений неживой природы, а так же условия, при которых эти изменения произошли. Отображение событий значками, схематически или детскими рисунками имеет значение, прежде всего для эффективности самого наблюдения – ребенок возвращается к тем представлениям и впечатлениям, которые он получил. Ведение календаря развивает наблюдательность детей, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.1.2.Живой уголок.Второй элемент развивающей предметной среды – живой уголок. Где содержатся хомячки, красноухая черепаха и аквариум с разнообразными рыбками. Разнообразный видовой состав комнатных растений /около 20 видов/ подобран с учетом безопасности, целесообразности, географического и экологического аспектов. Живой уголок – одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Наблюдения на экскурсиях или занятиях кратковременны. А в живом уголке дошкольники могут в течении всего дня подходить к животным, рассматривать их вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами развиваются наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.1.3.Огород на окне.Особое место в ознакомлении детей с природой относится в нашей группе огороду на окне. Здесь мы знакомим детей с огородными культурами, с историей их происхождения, с этапами их роста и созревания. Дети в нашей группе являются основными хозяевами огорода в течение всего года; они сажают овощные культуры на зелень и выращивают рассаду, ухаживают за ними, собирают урожай, а затем заносят свои впечатления в журналы наблюдений за ростом растений. Рассказывая детям об овощных и злаковых культурах, мы подчеркиваем, насколько сложен труд земледельца, чтобы они уважительно и бережно относились ко всему, что создано этим трудом. Одновременно отмечаем и радость этого труда на земле, но понять это ребенок может только тогда, когда сам вырастит на подоконнике зелень /петрушку, зеленый лук, укроп, любисток и т.д./ и угостит всех витаминным супом. Или когда, ухаживая за своим питомцем, вырастит на маленьком огороде лакомство /овес, пшеницу/ для хомячка. Выращивая растения, ребенок входит в мир живой природы, который ломать он уже не будет, а будет только беречь. Так мы воспитываем навыки экологической культуры.1.4.Экспериментально-исследовательская зона.Имеется в нашей группе новый элемент развивающей предметной среды – это мини-лаборатория. Мини-лаборатория создана для развития познавательного интереса у детей к исследовательской деятельности, формирования у них научного мировоззрения. В мини- лаборатории собрано оборудование для опытно-экспериментальной работы в живой и неживой природе /колбы, мензурки, пробирки, вторичные упаковочные материалы, стержни, ванночки и т.д./, разнообразные коллекции /минералов, почв, камней, насекомых и т.д./, природный материал /кора деревьев, ракушки, шишки, желуди и т.п./.1.5.Теоретический материал.Экологическое воспитание – это относительно новое направление дошкольной педагогики, поэтому нам постоянно следует заниматься самообразованием, обращаться к различной литературе, чтобы освоить основные экологические понятия, получить самое элементарное, популярное, но правильное с научной точки зрения представление по основам экологии и передать его детям. В своей работе мы используем типовую литературу: С.А.Веретенниковой «Ознакомление дошкольников с природой», П.Г.Саморуковой «Как знакомить дошкольников с природой», программы: С.Н.Николаевой «Юный эколог», Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа», С.А.Козловой «Я – человек», методические пособия: Н.В.Коломиной «Воспитание основ эко логической культуры». А так же следим за публикациями по экологии в журналах «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание», и «Обруч». Кроме перечисленной литературы мы, конечно, используем периодические издания экологического содержания. В журналах «Свирель» и «Свирелька», «Муравейник» мы находим немало интересного для себя и детей. Серьезным справочным изданием нашего города, которое мы так же используем, является газета «Экологическая правда». Для плодотворной работы с детьми по этой теме нам было необходимо тщательно изучить новинки методической литературы и затем внедрить их в практику. На этой основе мы создали свои перспективные планы. С помощью родителей в нашей группе собрано достаточно обширное собрание детской художественной и познавательной литературы о природе. Это различные произведения отечественных классиков: Л.Толстого, М.Горького, К.Ушинского, Г.Тукая, С.Аксакова, Е.Чарушина, С.Маршака, Г.Снигирева, Н.Сладкова, И.Акимушкина. Интересны для экологического воспитания произведения современных писателей: В.Бочарникова, В.Ионовой, В.Антошкина, Г.Баширова, В.Степанова и др.1.6.Практический материал.Формирование представлений у старших дошкольников о планете Земля, ее важнейших характеристиках /полюса, океаны, континенты и т.д./ невозможно без основных географических пособий. Для этого в нашей группе был создан самодельный глобус. Мы с детьми с удовольствием путешествуем по карте Татарстана, рассматривая ее, находим место, где находится наш город. Знакомя детей с природой родного края, мы пришли к выводу, что для полного усвоения нам было очень полезно побывать на экскурсии в городском парке и пройти всем вместе по экологической тропе. Создание, которой в детском саду, наша основная задача на следующий учебный год. Сотрудничество воспитателей, родителей и детей по экологии побудило нас изготовить новые пособия и игры: «Красная книга», «Дерево России», «Родники Татарстана», «Большая книга поделок» /из того, что под рукой/ серия «Мы вместе с ребенком всей семьей», «Лекарственные растения на участке детского сада».1.7.Дидактические игры на экологическую тематику.Поскольку игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, мы подобрали из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная игровая деятельность. Игры и игровые элементы позволяют развить у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний. В свободное время мы предлагаем детям настольно-печатные, дидактические, развивающие игры: «Кто где живет?», «Звук, свет, вода», «Земля и ее обитатели», «Зеленый друг», «Живая и неживая природа», «Что лишнее?», «Стань другом природы» и т.д. Мы убедились на собственном опыте, что с помощью игр можно хорошо закреплять у детей полученные о природе представления.Банк идей.Предложить всем участникам пополнить «Банк идей», ответив на вопрос: «Как уголки природы сделать маленькими оазисами в группах?»Итоги. Результатом своей работы мы считаем открытые комплексные интегрированные занятия, по важнейшим темам проведенные на неделях «Специалист»: «Божьи коровки, учат любить и беречь свое имя», «Нам без птиц никак нельзя, птицы – лучшие друзья», «Как собака друга искала», семейный клуб приглашает на турнир «Знатоков природы», летнее развлечение «Ягодка – малинка» познавательный цикл из серии «Ягоды нашего края», праздник «Волшебной Воды» экологический цикл из серии «Наш дом – природа» поскольку они показали нам педагогам, насколько детям интересна эта тема. Решение которой было осуществлено при плодотворном участии родителей.Приложение 17Дискуссия«Экологическая культура: семейное и общественное воспитание»Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей .Формулировка цели, задач во многом определяет и содержание образования. Как справедливо отмечает известный специалист в области экологического образования И.Д. Зверев, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления (включая образование детей, родителей, педагогов). И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». Он подчеркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).Г.А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования, так как оно «должно развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решения жизненно важных для своей популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов». Он подчеркивает, что экологическое образование - это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей. С этих позиций данным автором выделен ряд задач в области экологического образования, среди которых, на наш взгляд, к уровню дошкольников приемлемы следующие: выработка этики по отношению к окружающей среде, воспитание граждан, понимающих связи человечества со всей окружающей средой.Наряду с термином «экологическое образование» в литературе (в том числе и дошкольной) активно употребляется термин «экологическая культура». В одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования. Мне кажется очень удачным и понятным определение В.А. Ясвина: «Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни.В дошкольной педагогике также пока нет единого мнения по поводу целей, задач и терминологии экологического образования. В отличие от других ступеней системы непрерывного экологического образования, авторы программ, пособий для дошкольников чаще всего используют термины «экологическое воспитание» и «экологическая культура». Термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов дошкольного звена только в последние годы и обычно употребляется как синоним экологического воспитания. Такая ситуация объясняется рядом причин. В предыдущий период по отношению к дошкольникам применялся термин «дошкольное воспитание», подразумевающий и обучение, и воспитание ребенка. Соответственно, возник и термин «экологическое воспитание». В то же время в системе непрерывного экологического образования в качестве интегрального понятия используется, как уже отмечалось, термин «экологическое образование», включающий воспитание, обучение, развитие. В последние годы в дошкольной педагогике появились выражения «дошкольное образование», «образовательное пространство детского сада», «образовательные программы», а сами детские сады официально переименованы в дошкольные образовательные учреждения. В связи с этим, а также в силу того, что дошкольная ступень является неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования, мне кажется возможным использование термина «экологическое образование дошкольников». При этом на разных ступенях системы непрерывного экологического образования воспитание и обучение могут играть разную роль (так, для дошкольников важнее воспитание, чем обучение). Помимо указанных терминов, в литературе можно встретить и выражения «образование в области окружающей среды», «образование для устойчивого развития». Как правило, эти термины чаще используются в зарубежных странах, они шире, чем экологическое образование .Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г.Филиппова). Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры - «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности». От формулировок указанных авторов несколько отличается точка зрения Т.В. Потаповой. Данный автор перечисляет целый комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды, среди которых указывает развитие у ребенка уверенности по отношению к своей среде обитания; элементарные знания о различиях между живой и неживой природой и представлениями о роли умственного и физического труда человека в преобразовании живой и неживой природы; элементарные навыки неразрушающего общения с дикой природой и творениями ума и рук человека; формирование ценностных установок, основ для последующего обучения правам человека и этической ответственности. В коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.Итак, мы выяснили, что в качестве целей и задач экологического образования авторы чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.Таким образом, под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:·формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);·развитие познавательного интереса к миру природы;·формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;·воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;·формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;·формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);·освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;·формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;·формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
1. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. – № 7. – С. 36-42.
2. Батищев Г. С. Познание и творчество // Природа. - 2006. - №6. – С. 26-32.
3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М., 1994., с. 202.
4. Виноградова Н.Ф. Воспитание положительного отношения к природе. // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 5.
5. Зебзеева В.А. Теория и методика экологического образования детей., изд-во Сфера. М.:2009, с. 245
6. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С.7-9
7. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
8. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. Л.Г. Нисканен, О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 208 с.
9. Кавказова Л. Детский сад - школа. Эксперимент //Обруч.-2008.-№ 1.- С.5-6.
10. Клопотова Е.Е. Возможности развития познавательной активности дошкольников в нормативной ситуации // Психологическая наука и образование. - М., 2005 - №2. – С. 37-43.
11. Кригер Е. Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. к. п. н. - Барнаул, 2007. – 123 с.
12. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование – М.: Детство-Пресс, 2010. – 176 с.
13. Матюшкин А.М. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей – М.: МПСИ, 2009. – 203 с.
14. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методологические основы коррекционной педагогики: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений - М.: ВЛАДОС, 2008. - 264 с.
15. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2004. - 336 с.
16. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2004. N 7. С. 52-64.
17. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада. - М.: Просвещение, 2004. - 208 с.
18. Нисканен Л.Г. Теория и методика экологического образования детей. – М., 2007. – 325с.
19. Нисканен, Л. Г. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования [Текст] / Нисканен Л. Г. // Дошкольник. Младший школьник. - 2013. - № 4. - С. 11-18
20. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. - М.: АСТ, 2010. – 126 с.
21. Поддьяков А.Н. Мышление и решение задач // Энциклопедия для детей. Т. 18. Ч. 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. М.: Аванта+, 2002. – 152 с..
22. Поддьяков А.Н. Проблемы изучения исследовательского поведения. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений. М.: Российское психологическое общество, Факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, 2008. - 85 с.
23. Поддьяков Н.Н. Закономерности психического развития ребенка. - Краснодар: Ун-т «МЭГУ. Краснодар», 2007. – 203 с.
24. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие /Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.
25. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. ф. Говорковой; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 2005. – 200 с.
26. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 26-34.
27. Рыжова Н. О проекте "Стратегии экологического образования в Российской Федерации" // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. С. 18-20.
28. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении – М.: Академия, 2007. – 120 с.
29. Савенков А.И. Маленький исследователь: Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития, 2007. – 117 с.
30. Энциклопедия живой природы. - М.: АСТ-Пресс, 1999.
31. Юхимчук Д.Ф. Комнатное цветоводство. – Киев: Урожай, 1977.
32. Я познаю мир:Детская энциклопедия:Растения / Сост.:Л.А.Багрова. - М.: АСТ, 1995.
33. Янтра И. Крюгер У. 1000 прекрасных растений в вашем доме /сост. Х. Хайтц/. – М.: БММ АО, 1996.
Вопрос-ответ:
Какие особености усвоения детьми старшего дошкольного возраста знаний о растительном мире?
У детей старшего дошкольного возраста формируются представления о растительном мире через процесс экспериментирования.
Что такое экспериментирование и как оно влияет на формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста?
Экспериментирование - это активная деятельность ребенка, направленная на исследование окружающего мира. Оно позволяет детям старшего дошкольного возраста учиться через практические наблюдения и опыты, что способствует формированию экологических представлений.
В чем заключается значение формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста?
Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста важно для их понимания и уважения к окружающей природе, а также для развития экологического мышления и ответственного отношения к природе.
Какие методы исследования используются для формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста?
Для формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста используются различные методы исследования, такие как наблюдение, опыты, поиск информации, моделирование и игровая деятельность.
Каким образом дети старшего дошкольного возраста усваивают знания о растительном мире?
Дети старшего дошкольного возраста усваивают знания о растительном мире через активное участие в экспериментах, где они могут непосредственно наблюдать и изучать растения, их рост и развитие.
Какие знания о растительном мире формируются у детей старшего дошкольного возраста?
У детей старшего дошкольного возраста формируются знания о различных типах растений, их основных частях (корень, стебель, лист, цветок), понимание процесса роста и развития растений, а также их роли в экосистеме.
Каким образом дети старшего дошкольного возраста усваивают знания о растительном мире?
Дети старшего дошкольного возраста усваивают знания о растительном мире через активное экспериментирование. Они проводят различные опыты, наблюдают за ростом растений, исследуют их части, делают выводы и обобщения.
Какую роль играет экспериментирование в формировании представлений о растениях у детей старшего дошкольного возраста?
Экспериментирование играет важную роль в формировании представлений о растениях у детей старшего дошкольного возраста. Оно позволяет детям активно и самостоятельно исследовать различные аспекты растительного мира, такие как рост, строение, размножение и взаимодействие с окружающей средой.
Какие особенности усвоения знаний о растительном мире наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста?
У детей старшего дошкольного возраста наблюдаются особенности усвоения знаний о растительном мире, такие как активное включение в процесс экспериментирования, интерес к наблюдению за ростом растений, способность делать обобщения и выводы на основе своих наблюдений.
Каким образом формируются экологические представления у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения растительного мира?
В процессе изучения растительного мира дети старшего дошкольного возраста формируют экологические представления. Они узнают о важной роли растений в экосистеме, о том, как растения взаимодействуют с другими живыми организмами и окружающей средой, а также о необходимости бережного отношения к растительному миру.