Понятия, виды и функции государственного управления

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Административное право
  • 32 32 страницы
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 09.05.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Государство как субъект государственного управления 4
1.1 Основные характеристики государства 4
1.2 Государственное управление как системное явление 10
Глава 2.Теоретические аспекты государственного управления 15
2.1 Понятие и функции государственного управления 15
2.2 Виды и методы государственного управления 23
Заключение 31
Список литературы 32

Фрагмент для ознакомления

Государственное управление урегулировано публичным правом, при этом отдельные государственно- управленческие вопросы подлежат гражданско-правовой регламентации. Исходя из этого необходимо понимать разницу между суверенным государственным управлением и управление, которое осуществляется в частноправовых формах.
Эти виды управления определяются различными правовыми формами. Если государственное управление осуществляется в форме публичного права, то тогда говорят о суверенном (публичном) управлении, реализуемом самим государством или от его имени; если управленческая деятельность установлена частным правом, то в данном случае речь идет о частноправовом управлении.
Суверенное управление — это управление «принуждающее» (правоохранительное, атакующее), т.е. применяющее меры административного принуждения. В данном случае контрольно-надзорные органы и должностные лица применяют меры обеспечительного, предупредительного, пресекательного, наказательного и восстановительного характера. В данном случае имеет место возможность временное ограничение реализации прав и свобод граждан, права распоряжения объектами собственностью.
Принудительное управление осуществляется в основном полицейскими и другими контролирующими органами, в задачи которых входит обеспечение общественного порядка, пресекание правонарушений, защита общества. Главным принципом «принуждающего» управления является легитимностьь.
Деятельность, которая осуществляется в частноправовых формах, ориентирована на достижение государственно-управленческих целей и решение государственно-правовых задач посредством участия в экономике страны.
Частная сфера государственного управления охватывает материальные потребности управления, т.е. когда государство выступает как частный предприниматель и заключает различные договоры. К таковым можно отнести договоры купли-продажи, которые нацелены на обеспечение управления необходимыми, договоры подряда с дорожно-строительными предприятиями, договоры, трудовые договоры со служащими.
Государство принимает участие в данных договорах в качестве не только заказчика и потребителя, но и субъекта, который желает получить экономическую прибыль как самостоятельный предприниматель на равных с другими предпринимателями.
Управление, в процессе которого используются частноправовые средства и механизмы, может также осуществляться как хозяйственная деятельность органов публичной власти по обеспечению «нормального» существования общества (например, государственное обеспечение электроэнергией, газом, водой, теплом; организация самими городами, поселками).
Такое управление, которое можно назвать созидающим, «положительным», является неотъемлемым атрибутом современного социального государства. «Положительное» управление — это забота государства о нормальном существовании людей; это и управление образованием, и социальным строительством, и управление в сфере здравоохранения, экономики, электроснабжения, и т.д.
Подобного рода форма организации управления существует во многих странах, прим этом она допускается только в определенных случаях. В случаях, где отсутствует четкое правовое регулирование со стороны государства, положительное управление могут осуществлять частные предприятия.
Управление с точки зрения его организации в принципе находится в равной мере во всех областях, все-таки необходимо различать общее управление и особенное управление. Общее управление предназначается для каждого вида управленческой деятельности и реализуется одинаковыми механизмами, формами и методами независимо от отраслей управления. Особенное управление имеет распространение на определенные области — финансы, строительство, сельское хозяйство.
Под методами государственного управления определяются способы воздействия субъекта управления на объект управления, которые используются для достижения целей и задач управления, для реализации функций управления. Методы отвечают на вопрос о том, каким способом наиболее рационально существует возможность достичь поставленных целей.
Методы управления существуют в единстве с целями управления. Цель обусловливает специфику использования методов, выбор методов, определяет реальность достижения поставленных целей. Однако, также методы указывают на то, как достигаются цели управления. Методы характеризуют качественную сторону управления. Их совершенствование способствует улучшению управления.
Методам управления свойственны следующие черты:
они выражают связь субъекта управления с объектом управления, метод — это средство осуществления управляющего воздействия субъекта управления на объект управления;
методы — это способы упорядочения, организации происходящих в системах управления процессов, средства, с помощью которых достигаются цели совместной деятельности людей;
методы управления являются активным элементом в системе управления;
использование методов носит альтернативный характер;
в государственном управлении они являются орудием политики государства, который используется государственным аппаратом для достижения целей.
Сущность методов управления в государстве определяется его социальной природой. Субъекты государственного управления используют методы влияния с целью осуществления задач и функций государства, общества для решения экономических, социальных, правоохранительных и других задач.
Сложность процессов управления обусловливают существование плюрализма методов управления. Методы дополняют друг друга, поскольку каждый метод характеризуется способом реализации целей управления.
Существуют два универсальных способа влияния на сознание людей: убеждение и принуждение. Они образуют общие методы социального, в том числе и государственного управления. Наряду с этим, в управленческой деятельности убеждение заключается в различных вариантах, что дает основание для выделения наиболее определенных видов методов управления.
Выделяются административные, экономические, социально-психологические, а также комплексные методы управления. Внимание акцентируется на общих методах управления, которые относятся ко всей системе управления, и местные, свойственные отдельным ее частям. Существуют и другие виды классификации.
Самым четким критерием классификации методов управления является характер влияния на объект управления: прямой или косвенный. Методы прямого управляющего воздействия определяются односторонним властным воздействием субъекта управления на управляемых. Субъект управления принимает решение, исполнение которого носит обязательный характер.
Управляемый становится в такие условия, в которых он сам заинтересован функционировать должным образом а в связи с тем, что данного рода поведение стимулируется определенными средствами.
Так как стимулирующие средства зачастую носят материальный характер, то они называются экономическими методами. Наряду с этим, в государственном управлении имеют широкое использование, наряду с административными и экономическими, методы морального, психологического воздействия на человека. В силу этого выделяются как самостоятельная группа социально-психологических методов .
Административные, экономические и социально-психологические методы управления, характеризуя различные способы влияния субъекта управления на объект управления, взаимосвязаны и взаимозависимы. Каждый из перечисленных методов имеет возможность волевого предписания, экономическое содержания и оказания социально-психологическое влияния. В управленческой практике методы не применяются отдельно друг от друга. Все методы управления должны соответствовать законодательству по содержанию, целенаправленности и организационной форме.
В различных управленческих ситуациях, отраслях и областях управления может преобладать использование каких-либо методов. Например, в области управления хозяйством предпочтение отдается экономическим методам. В социально-культурной области управления имеют широкое применение социально-психологические методы. В управлении обороной доминируют административные методы.
Административные методы характеризуются «властью — подчинением», в них наиболее ярко отражается властная природа управленческой деятельности. Однако это не исключает при использовании административных методов влияния учета интересов последних, напротив, научное управление предполагает учет их интересов.
По форме предписания административные методы могут быть разделены на категорические, поручительные и рекомендательные. В систему экономических методов входят прибыль, кредит и др.
Социально-психологические методы управления ориентированы на формирование в коллективе органа исполнительной власти благоприятного и устойчивого морально-психологического климата, который способствует успешному решению стоящих задач, установлению взаимопонимания между субъектом управления и объектом управления.
К социологическим методам управления относятся:
методы управления социально-массовыми процессами (например, регулирование движения кадров, распределение кадров);
методы управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами (планирование развития коллектива, повышение социальной и групповой активности);
методы управления индивидуально-личностным поведением (создание благоприятных условий труда для работников, формирование оптимальной системы управления).
К психологическим методам управления относятся:
методы комплектования малых групп и коллективов на базе психологической совместимости работников;
методы психологического побуждения, формирование мотивов труда;
методы профессионального отбора работников, которые обладают такими психологическими характеристиками, которые наибольшим образом соответствуют занимаемой должности и др.
Административные, экономические и социально-психологические методы государственного управления взаимосвязаны. К примеру, материальное стимулирование оформляется с помощью издания полномочными органами юридических актов управления. Назначение на должность лица с учетом его психологического склада, характера и способностей оформляется актом уполномоченного органа. Исходя из этого недопустимо противопоставление административных, экономических и социально-психологических методов управления.
Заключение
Государственное управление является сложный процесс взаимодействия фундаментальных элементов, результатом которого является особая система государственного управления, обуславливающая способ и характер взаимодействия составляющих ее социальных институтов. Основу системы государственного управления составляют четыре элемента: власть, управление, территория, экономическая система.
Институт государственной власти как на федеральном, так и региональной уровнях играет одну из ключевых ролей в любом государстве.
Россия является федеративным государством, в состав которого входят регионы, обладающие статусом равноправных субъектов Российской Федерации. Взаимоотношения федерального центра и региональных властей, отношения, возникающие между органами государственной власти различных субъектов федерации создают очень сложный комплекс внутренних связей и зависимостей внутри системы государственной власти России.
Концепцию государственного управления России стоило бы основывать на решении стратегически ключевой задачи развития общества – на рациональном использовании сформированного в стране интеллектуального, технологического, хозяйственного потенциала для выхода на мировой рынок высоких технологий, завоевания там конкурентоспособных позиций, рынков сбыта. Данного рода стратегия предполагает подведение под современный интеллектуальный и технологический потенциал страны соответствующей информационной базы, новых технологий, без которых неизбежно отставание.
В свою очередь, стратегически важным представляется сохранение тех позиций, на которых строится интеллектуальный и технологический потенциал трансформирующейся России: инфраструктура, потенциал образования, науки, техники. В данном контексте необходимы опережающее государственное мышление, помощь и управленческие решения относительно политики протекционизма.
Список литературы
Алехин, А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: учебное пособие / А. П. Алехин, А. А. Кармалицкий, Козлов Ю. М. – М.: Наука, 2006. – 672 с.
Валитов O.K. Правовые основы Российского государства. - М: Изд-во Феникс, 2008 г., 434 с.
Владимиров B.A., Теория Государства и права. М.: АСТ, 2008 г. 431 с.
Глотов В.И., Ротов А.Г., Сухарев С.А. Государственное управление // Государственная служба. № 5. 2009. С. 3236.
Гришковец, А. А. Государственное управление / А. А. Гришковец // Журнал российского права. – 2009. –№ 7. – с. 86-89.
Грядовой Д. И. Теория государства и права: Учебник для студентов вузов. – М.:ЮНИТИ, 2008 г., 421 с.
Гуревич, А. В. Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: учебник / А. В. Гуревич – М.: ЮРКНИГА , 2007. – 216 с.
Иванова К.Л. Правовые основы Российского государства. Изд-во Наука: М., 2010 г., 346 с.
Карпова А.В. Государственное управление. Учебное пособие.. М., 2009 г., 346 с.
Клименко К.Л. Государственное управление. Учебное пособие. Изд-во Наука: М., 2009 г., 390 с.
Кочетков, А. В. Принципы и источники формирования кадров государственной службы в Российской Федерации: / А. В. Кочетков – М.: Наука, 2005. – 389 с.
Мальенко И. Н. Государственное управление, М.: 2009 г., 352 с.
Маслов Е.В. «Право: Учебное пособие». М., 2008 г., 256 с.
Матузов, Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько – М.:Юристъ, 2005. – 341 с.
Овсянко, Д. М. Государственное управление: Учебник / Д. М. Овсянко – М.: Юристъ, 2005. – 287 с.
Владимиров B.A., Теория Государства и права. М.: АСТ, 2008 г. 21 с.

Карпова А.В. Государственное управление. Учебное пособие.. М., 2009 г., 135 с.

Гуревич, А. В. Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: учебник / А. В. Гуревич – М.: ЮРКНИГА , 2007. – 47 с.


Алехин, А. П., Кармалицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: учебное пособие / А. П. Алехин, А. А. Кармалицкий, Козлов Ю. М. – М.: Наука, 2006. – 421 с.

Владимиров B.A., Государственное управление. М.: АСТ, - 2012 г. – 45 с.
Иванова К.Л. Государственное и муниципальное управление. Изд-во Наука: М., 2010 г., 29 с.
Марченко И. Н. Теория государственного управления, М.: 2011 г., 52 с.
Клименко К.Л. Государственное управление. Учебное пособие. Изд-во Наука: М., 2009 г., 142 с.
Стрекозов В.Г. Конституционное право России. М.: Норма, 2009. С. 126.

Марченко И. Н. Теория государственного управления, М.: 2009 г., 212 с.

Матузов, Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько – М.:Юристъ, 2005. – 171 с.

Клименко К.Л. Государственное управление. Учебное пособие. Изд-во Наука: М., 2007 г., 153 с.













16

Список литературы
1. Алехин, А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: учебное пособие / А. П. Алехин, А. А. Кармалицкий, Козлов Ю. М. – М.: Наука, 2006. – 672 с.
2. Валитов O.K. Правовые основы Российского государства. - М: Изд-во Феникс, 2008 г., 434 с.
3. Владимиров B.A., Теория Государства и права. М.: АСТ, 2008 г. 431 с.
4. Глотов В.И., Ротов А.Г., Сухарев С.А. Государственное управление // Государственная служба. № 5. 2009. С. 3236.
5. Гришковец, А. А. Государственное управление / А. А. Гришковец // Журнал российского права. – 2009. –№ 7. – с. 86-89.
6. Грядовой Д. И. Теория государства и права: Учебник для студентов вузов. – М.:ЮНИТИ, 2008 г., 421 с.
7. Гуревич, А. В. Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: учебник / А. В. Гуревич – М.: ЮРКНИГА , 2007. – 216 с.
8. Иванова К.Л. Правовые основы Российского государства. Изд-во Наука: М., 2010 г., 346 с.
9. Карпова А.В. Государственное управление. Учебное пособие.. М., 2009 г., 346 с.
10. Клименко К.Л. Государственное управление. Учебное пособие. Изд-во Наука: М., 2009 г., 390 с.
11. Кочетков, А. В. Принципы и источники формирования кадров государственной службы в Российской Федерации: / А. В. Кочетков – М.: Наука, 2005. – 389 с.
12. Мальенко И. Н. Государственное управление, М.: 2009 г., 352 с.
13. Маслов Е.В. «Право: Учебное пособие». М., 2008 г., 256 с.
14. Матузов, Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько – М.:Юристъ, 2005. – 341 с.
15. Овсянко, Д. М. Государственное управление: Учебник / Д. М. Овсянко – М.: Юристъ, 2005. – 287 с.

Вопрос-ответ:

Какие функции выполняет государственное управление?

Государственное управление выполняет ряд основных функций, таких как формирование и реализация государственной политики, обеспечение правопорядка и общественной безопасности, финансовое планирование и контроль, регулирование экономики и социальной сферы, управление территориальным развитием и многое другое.

Какие характеристики отличают государство как субъект государственного управления?

Основными характеристиками государства как субъекта государственного управления являются: наличие территории, населения и суверенитета; единство верховной власти и правовое государство; наличие норм и правил, регулирующих общественные отношения; осуществление функций государственного управления и многое другое.

Что представляет собой государственное управление как системное явление?

Государственное управление представляет собой системное явление, то есть оно включает различные элементы и подсистемы, взаимодействующие между собой. Оно имеет свои цели и задачи, структуру и процессы, методы и инструменты, а также основывается на определенных принципах и принципах управления.

Какие функции выполняет государственное управление?

Государственное управление выполняет ряд основных функций, таких как формирование и реализация государственной политики, обеспечение правопорядка и общественной безопасности, финансовое планирование и контроль, регулирование экономики и социальной сферы, управление территориальным развитием и многое другое.

Какие виды и методы государственного управления существуют?

Виды и методы государственного управления могут быть различными и зависят от конкретных условий и задач. Существуют такие виды управления, как административное, политическое, экономическое и социальное. Методы государственного управления включают такие инструменты, как законодательные акты, распоряжения, приказы, контроль и надзор, финансовые механизмы и многое другое.

Какие основные характеристики присущи государству и его управлению?

Основными характеристиками государства являются территория, население, суверенитет и органы государственной власти. Государственное управление, в свою очередь, представляет собой системное явление, которое включает в себя функции планирования, организации, контроля и регулирования деятельности органов государственной власти.

Что такое государственное управление и какие функции оно выполняет?

Государственное управление - это системное явление, которое включает в себя планирование, организацию, контроль и регулирование деятельности органов государственной власти. Оно осуществляет такие функции, как нормотворческая функция (разработка и принятие законов и нормативных актов), исполнительная функция (осуществление полномочий и решение текущих задач), контрольно-надзорная функция (контроль за исполнением законов и правил) и регулирующая функция (регулирование отношений граждан и организаций).

Каким образом государственное управление урегулировано публичным правом?

Государственное управление регулируется публичным правом через набор законов, конституцию и другие нормативные акты, определяющие компетенцию и полномочия органов государственной власти, порядок их деятельности, правовой статус граждан, а также принципы и процедуры принятия решений. Публичное право также регулирует процесс обжалования этих решений и контроля за их исполнением.

Какие основные характеристики государства?

Основные характеристики государства включают территорию, население, суверенитет и государственность. Территория государства представляет собой определенную часть земли, на которой государство осуществляет свою власть. Население государства состоит из группы людей, населяющих данную территорию и подчиняющихся его власти. Суверенитет государства означает его независимость от других государств и способность самостоятельно принимать решения. Государственность выражается в наличии конституции, законодательства и органов государственной власти, которые обеспечивают функционирование и управление государством.

Какие функции выполняет государственное управление?

Государственное управление выполняет ряд функций, включающих нормативно-правовую, исполнительную, организационно-управленческую, аналитическую и контрольную функции. Нормативно-правовая функция заключается в разработке и принятии законов и нормативных актов, регулирующих отношения в обществе. Исполнительная функция включает осуществление государственной политики, реализацию законов и принятие оперативных управленческих решений. Организационно-управленческая функция предполагает организацию работы государственных органов и координацию их деятельности. Аналитическая функция включает анализ ситуации, разработку стратегии и прогнозирование возможных последствий. Контрольная функция предполагает контроль за исполнением законов и принятием управленческих решений.