Изменение нормы произношения
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 50 + 50 источников
- Добавлена 10.05.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Понятие языковой картины мира и роль орфоэпического словаря в установлении языковых норм 5
1.1 Языковая картина мира 5
1.2 Роль орфоэпических словарей в установлении и соблюдении норм языка 6
Глава 2. Изменения в произношении в современном русском языке 9
2.1 Усиление буквенного произношения 9
2.2 Изменения в произношении согласных звуков 10
2.3 Изменения в произношении гласных звуков 13
Заключение 18
Список литературы 19
Таким образом, на основании рассмотренных примеров, можно сделать вывод, что на протяжении активных изменений в произношении в русском языке играли заимствования, которые постепенно приобретая морфологические признаки русского языка меняли свое исконное произношение от первоначального с которым оно пришло в язык к форме, которая образовалась в результате более активного вхождения его в язык и подчинения законам его развития.
Заключение
Как видим на данных примерах, процесс русификации на протяжении десятков лет протекает неравномерно, а также весьма противоречиво, с трудно уловимой закономерностью.
Хронология, как мы увидели на ряде примеров мало помогает в установлении данных изменений, не проясняет ситуацию и отнесенность к разной сфере употребления.
В частности, недавние заимствования быстрее переходят в своем произношении на русский вариант, чем старые, а с другой стороны, бытовые слова могут очень стойко сохранять произношение первоисточника, тогда как терминологические, в частности книжные слова, могут переориентироваться на замену произносительной нормы.
Все это создает сегодня причины неустойчивой и неоднозначной характеристики этих слов в словарях.
Таким образом, правильность и неправильность норм произношения тех или иных слов русского языка можно охарактеризовать только зная историю языка, а также систему влияния других языковых схем на русский язык. Использование современных методик языкознания позволяет непосредственно формировать современные знания о развитии современного русского языка. Научные пособия, в частности орфоэпические словари, которые посвящены данной теме позволяют сегодня исследовать данную проблему в современном разрезе.
Список литературы
Апресян В. Ю. Речевые стратегии выражения эмоций в русском языке/ В.Ю. Апресян // Рус. яз. в науч. освещении. - 2010. - № 2 (20).
Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984.
Агеенко Ф.Л.., Зарва, М.В. Словарь ударений русского языка. – М., Русский язык,1993.
Бессонова Л. Е., Зелинская А. Ю. Структурно-семантическое содержание ассоциативного поля концепта (из опыта проведения экспериментальных методик) // Учёные записки ТНУ, Т. 17 (56). – 1: Филологические науки. – Симферополь, 2004. – С. 142-150.
Бондарко, Л.В. Фонетика современного русского языка. - СПб., 1998.
Борунова Н.С. Орфоэпический словарь русского языка / Л.В.Бондарко. - СПб., 1998.
Васильева, А. Н. Основы культуры речи. - М.: Высш. шк., 1990.
Введенская, Л. А. Культура и искусство речи. Современная риторика - Ростов н/Д: Феникс, 1995.
Вербицкая, Л. А. Давайте говорить правильно / Л.А.Вербицкая. - М.: Высш. шк.,1993.
Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков М.: Языки русской культуры, 1999. – 780 с.
Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. – М., 1996. – 411 с.
Голуб, И.Б., Розенталь, Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.,1993.
Горошко Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. Харьков; М.: Изд. группа «РА – Каравелла», 2001. – 320 с.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. С-Петербург, 2002.
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных школ. - М.: ООО «Тид «Русское слово», 2005.
Грамматика современного русского литературного языка - М.: Наука, 2000.
Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. "Введение в теорию межкультурной коммуникации". Учебное пособие, "Академия", 2006.333 с.
Еськова, Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. – М.,1993.
Ефремова, Т.Ф., Костомаров, В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М.,1993.
Зарва М.В Словарь ударений., Москва: Изд-во НЦ ЭНАС, 2000
Изард К. Э. Психология эмоций/Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 1999.
Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002.
Карасик В. И. Модельная личность как лингвокультурный концепт // Филология и культура. Мат-лы III международной конференции. Ч.2 Тамбов.
Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. М., 1991.
Колесов В. В. Концепт культуры: образ — понятие — символ // Вестник СПбГУ. Сер.2. СПб., 1992. Вып. 3., № 16.
Костомаров, В.Г. Языковой вкус эпохи. – СПб.,1999.
Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. 2008
Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитвных терминов. – М.: МГУ, 1996. – 245 с.
Мартинек С. В. Экспликация валентностей слова в ассоциативном эксперименте// 2003. - №44. – С. 130-134.
Маслова, В. А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие / Маслова. – Минск: ТетраСистемс, 2005. – 256 с.
Мурашов, А. А. Культура речи учителя. - М.: Изд-во Междунар. пед. акад.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.
Мурашов, А. А. Педагогическая риторика. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. - М., 1974
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова. Под ред. Р.И.Аванесова. М.: Русский язык, 1987.
Панов М.В. История русского литературного произношения. М., 1990
Попова З. Д., Стернин И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. – Воронеж, 2000. – 30 с.
Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. - Воронеж: Истоки, 2002.
Развитие фонетики современного русского языка.— М., 2001.
Русское литературное произношение и ударение» - М. 1959.
Русский орфографический словарь отв. ред. В.В. Лопатин, Москва, 2004
Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. - М.: Высш. шк., 2005.
Словарь ударений Зарва М.В., Москва: Изд-во НЦ ЭНАС, 2000
Слышкин Г. Г. Концептологический анализ институционального дискурса // Филология и культура. Мат-лы…, 2001, с.34-36.
Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. – М.: Academia , 2000. – 128 с.
Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М. 1997.
Тихонов А.Н.Морфемно-орфографический словарь, Москва: Астрель, 2002
Телия В. Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический, культурологический аспекты. М., 1996. — 284 с.
Фесенко Т. А. Концептуальные системы как контекст употребления и понимания вербальных выражений // Когнитивные аспекты языковой категоризации. Сб. науч. трудов. Рязань, 2000.- с.141-144.
Цыганова Т.Ф. Нормы современного русского литературного языка. Дмитров 2012.
Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка Москва: Дрофа, 2004
Введенская, Л. А. Культура и искусство речи. Современная риторика - Ростов н/Д: Феникс, 1995., с. 54
Введенская, Л. А. Культура и искусство речи. Современная риторика - Ростов н/Д: Феникс, 1995., с. 87
Мурашов, А. А. Культура речи учителя. - М.: Изд-во Междунар. пед. акад.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002., с. 23
Мурашов, А. А. Культура речи учителя. - М.: Изд-во Междунар. пед. акад.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002., с. 25
Введенская, Л. А. Культура и искусство речи. Современная риторика - Ростов н/Д: Феникс, 1995., с. 65
Грамматика современного русского литературного языка - М.: Наука, 2000.
Грамматика современного русского литературного языка - М.: Наука, 2000.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова. Под ред. Р.И.Аванесова. М.: Русский язык, 1987.
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных школ. - М.: ООО «Тид «Русское слово», 2005.
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. С-Петербург, 2002
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных школ. - М.: ООО «Тид «Русское слово», 2005.
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных школ. - М.: ООО «Тид «Русское слово», 2005.
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных школ. - М.: ООО «Тид «Русское слово», 2005.
Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных школ. - М.: ООО «Тид «Русское слово», 2005.
Щерба Л.В. О нормах образцового русского произношения // Русский язык в школе. 1936. № 5. С. 105–107.
Еськова, Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. – М.,1993.
Борунова Н.С. Орфоэпический словарь русского языка / Л.В.Бондарко. - СПб., 1998.
Русское литературное произношение и ударение» - М. 1959.
Русское литературное произношение и ударение» - М. 1959.
Развитие фонетики современного русского языка.— М., 2001.
Грамматика современного русского литературного языка - М.: Наука, 2000.
Грамматика современного русского литературного языка - М.: Наука, 2000.
2
2. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М., 1984.
3. Агеенко Ф.Л.., Зарва, М.В. Словарь ударений русского языка. – М., Русский язык,1993.
4. Бессонова Л. Е., Зелинская А. Ю. Структурно-семантическое содержание ассоциативного поля концепта (из опыта проведения экспериментальных методик) // Учёные записки ТНУ, Т. 17 (56). – 1: Филологические науки. – Симферополь, 2004. – С. 142-150.
5. Бондарко, Л.В. Фонетика современного русского языка. - СПб., 1998.
6. Борунова Н.С. Орфоэпический словарь русского языка / Л.В.Бондарко. - СПб., 1998.
7. Васильева, А. Н. Основы культуры речи. - М.: Высш. шк., 1990.
8. Введенская, Л. А. Культура и искусство речи. Современная риторика - Ростов н/Д: Феникс, 1995.
9. Вербицкая, Л. А. Давайте говорить правильно / Л.А.Вербицкая. - М.: Высш. шк.,1993.
10. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков М.: Языки русской культуры, 1999. – 780 с.
11. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. – М., 1996. – 411 с.
12. Голуб, И.Б., Розенталь, Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.,1993.
13. Горошко Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. Харьков; М.: Изд. группа «РА – Каравелла», 2001. – 320 с.
14. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. С-Петербург, 2002.
15. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных школ. - М.: ООО «Тид «Русское слово», 2005.
16. Грамматика современного русского литературного языка - М.: Наука, 2000.
17. Гришаева Л.И., Цурикова Л.В. "Введение в теорию межкультурной коммуникации". Учебное пособие, "Академия", 2006.333 с.
18. Еськова, Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. – М.,1993.
19. Ефремова, Т.Ф., Костомаров, В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М.,1993.
20. Зарва М.В Словарь ударений., Москва: Изд-во НЦ ЭНАС, 2000
21. Изард К. Э. Психология эмоций/Перев. с англ. — СПб.: Издательство «Питер», 1999.
22. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002.
23. Карасик В. И. Модельная личность как лингвокультурный концепт // Филология и культура. Мат-лы III международной конференции. Ч.2 Тамбов.
24. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. М., 1991.
25. Колесов В. В. Концепт культуры: образ — понятие — символ // Вестник СПбГУ. Сер.2. СПб., 1992. Вып. 3., № 16.
26. Костомаров, В.Г. Языковой вкус эпохи. – СПб.,1999.
27. Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. 2008
28. Кубрякова Е. С., Демьянков В. З., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитвных терминов. – М.: МГУ, 1996. – 245 с.
29. Мартинек С. В. Экспликация валентностей слова в ассоциативном эксперименте// 2003. - №44. – С. 130-134.
30. Маслова, В. А. Когнитивная лингвистика: учебное пособие / Маслова. – Минск: ТетраСистемс, 2005. – 256 с.
31. Мурашов, А. А. Культура речи учителя. - М.: Изд-во Междунар. пед. акад.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002.
32. Мурашов, А. А. Педагогическая риторика. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
33. Ожегов С. И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. - М., 1974
34. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова. Под ред. Р.И.Аванесова. М.: Русский язык, 1987.
35. Панов М.В. История русского литературного произношения. М., 1990
36. Попова З. Д., Стернин И. А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. – Воронеж, 2000. – 30 с.
37. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. - Воронеж: Истоки, 2002.
38. Развитие фонетики современного русского языка.— М., 2001.
39. Русское литературное произношение и ударение» - М. 1959.
40. Русский орфографический словарь отв. ред. В.В. Лопатин, Москва, 2004
41. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. - М.: Высш. шк., 2005.
42. Словарь ударений Зарва М.В., Москва: Изд-во НЦ ЭНАС, 2000
43. Слышкин Г. Г. Концептологический анализ институционального дискурса // Филология и культура. Мат-лы…, 2001, с.34-36.
44. Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. – М.: Academia , 2000. – 128 с.
45. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М. 1997.
46. Тихонов А.Н.Морфемно-орфографический словарь, Москва: Астрель, 2002
47. Телия В. Н. Русская фразеология: Семантический, прагматический, культурологический аспекты. М., 1996. — 284 с.
48. Фесенко Т. А. Концептуальные системы как контекст употребления и понимания вербальных выражений // Когнитивные аспекты языковой категоризации. Сб. науч. трудов. Рязань, 2000.- с.141-144.
49. Цыганова Т.Ф. Нормы современного русского литературного языка. Дмитров 2012.
50. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка Москва: Дрофа, 2004
Вопрос-ответ:
Что такое языковая картина мира?
Языковая картина мира - это обобщенное представление о мире, которое формируется в сознании носителей определенного языка через языковые средства. Это понятие объединяет знания, представления и оценки о предметах и явлениях действительности, которые выражаются с помощью языковых единиц.
Какую роль играют орфоэпические словари в установлении языковых норм?
Орфоэпические словари играют важную роль в установлении и соблюдении норм произношения. Они содержат информацию о правильном произношении слов, помогая людям соблюдать языковые нормы и избегать ошибок. С помощью орфоэпических словарей люди могут узнать, как правильно произносить те или иные звуки или слова.
Какие изменения произошли в произношении согласных звуков в современном русском языке?
В современном русском языке произошли некоторые изменения в произношении согласных звуков. Например, звук [т] в некоторых позициях стал звучать как [ть] или [т'] (например, слово "мать" произносится как "мать"). Также наблюдается усиление буквенного произношения, что приводит к отказу от смягченного произношения согласных звуков.
Какие изменения произошли в произношении гласных звуков в современном русском языке?
В современном русском языке произошли некоторые изменения в произношении гласных звуков. Например, гласный звук [о] в некоторых случаях заменяется на [а] (например, слово "гора" произносится как "гара"). Также наблюдается удлинение гласных звуков в некоторых позициях и изменение их качества.
Какие источники можно использовать для более подробного изучения изменений в произношении русского языка?
Для более подробного изучения изменений в произношении русского языка можно использовать различные источники. В частности, можно обратиться к специальным лингвистическим исследованиям, монографиям, статьям, научным журналам и учебным пособиям, посвященным фонетике и орфоэпии. Также полезным может быть изучение орфоэпических словарей, которые содержат информацию о правильном произношении слов и звуков.
Какие изменения происходят в произношении в современном русском языке?
В современном русском языке происходят изменения в произношении, такие как усиление буквенного произношения, изменение в произношении согласных звуков и изменение в произношении гласных звуков.
Какое значение имеет орфоэпический словарь в установлении и соблюдении норм языка?
Орфоэпический словарь играет важную роль в установлении и соблюдении норм языка. Он содержит правила произношения и уточняет нормы для каждого слова, помогая людям говорить правильно и развивать свои языковые навыки.
Что представляет собой языковая картина мира?
Языковая картина мира - это совокупность знаний, которые человек имеет о языке и о том, каким образом он используется для передачи информации о внешнем мире. Это знания о грамматике, лексике, произношении и других аспектах языка.