Историография творчества Ф.М. Достоевского (в контексте категории преступления и наказания) в оценке дореволюционных и современных философов.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Философия
  • 21 21 страница
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 27.05.2011
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ
1. АНАЛИЗ СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОЙ ЛИНИИ РОМАНА
2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ГЕРОЕВ В КОНТЕКСТЕ КАТЕГОРИЙ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
3. ОБЩЕСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ МОТИВЫ РОМАНА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА:

Фрагмент для ознакомления

В свою очередь общественный «темперамент» Достоевского не позволил ему остаться в стороне от происходящих событий. Он активно исследует вопросы нравственности в своих произведениях. Тема соотношения категорий преступления и наказания становится ключевой в данных вопросах. Наказание рассматривается Достоевским не столько как необходимая уголовная мера по отношению к преступнику, сколько как необходимый элемент восстановления т. н. Вселенского равновесия. И если сам преступник не готов принять собственную вину и понести полагающееся ему справедливое наказание, это должен сделать кто-то другой – то есть взять ответственность за его преступление на себя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного историографического анализа творчества Ф. М. Достоевского в оценке отечественных исследователей можно сделать достаточно неожиданный вывод: в большинстве своем, при достаточно высокой оценке мировоззренческих идей творчества Достоевского, глубокого психологизма описания героев, его сюжетная канва и стилистические особенности расценивается авторами как достаточно посредственные: деление текста Достоевского на цитаты, «вырывание» фраз из «стремительного потока повествовательной стихии» приводит к тому, что «сквозь красочный слой начинает проглядывать голый холст; обнажается каркас, собранный из обломков дешевой мелодрамы, которую в изобилии поставляли Достоевскому современники».
Что же касается непосредственно категорий преступления и наказания, то здесь исследователи творчества Достоевского отмечают глубокий вклад автора как в художественную литературу, так и в идеологическую систему вообще. По их мнению, Достоевский развивает идею о том, что не только все наши поступки, но и мысли имеют свойство отражаться в другой, неземной жизни. В свою очередь высшая справедливость является прерогативой исключительного Страшного суда.
С точки зрения социологического подхода к категории преступления, авторы отмечают специфическую позицию Достоевского, сочетающую в себе как социологический, так и метафизический подходы: он выступал против ограниченности теории определяющего влияния социальной среды на личность преступника. Такая теория, в понимании Достоевского, полностью перечеркивает идею нравственной ответственности и свободы. Между тем теория преступлений требует проникновения в суть социального бытия героев, определяемую «противоречиями человеческой натуры», «коллизиями внутренней жизни индивидуального духа», а также «трагедиями преступлений и самоубийств». Поэтому, как отмечают исследователи творчества Достоевского, автор стремился сочетать в теории проблемы преступления как социологический, так и метафизический подходы, различающиеся по своей сути, но именно поэтому позволяющие выйти за пределы реальности и определить истинные мотивы преступления.

ЛИТЕРАТУРА:

Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. – Киев: Издательство «NEXT», 1994.
Бачинин В. А. Достоевский: метафизика преступления (Художественная феноменология русского протомодерна) / В. А. Бачинин. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001.
Бердяев Н. А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. – М.: Книга, 1990.
Вайль П. Страшный суд. Достоевский // Родная речь: Уроки изящной словесности. – М.: Независимая газета, 1999.
Варзин А. В. Утопия и антиутопия в речемыслительном пространстве Достоевского // Философский век. Альманах. Вып. 14. История идей как методология гуманитарных исследований. Программы спецкурсов. / Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. — СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2001.
Горичева Т. Достоевский – русская «феноменология» духа // Достоевский в конце XX века: Сб. ст. / Сост. К. А. Степанян.- М.: Классика плюс, 1996.
Гроссман Л. П. Поэтика Достоевского. – М.: Издательство: ГАХН, 1925.
Джоунс М. Достоевский после Бахтина: исследование фантастического реализма Достоевского. – СПб.: Академический проект, 1998.
Исаков А. Н. «Преступление и наказание»: три аналитики иного // Метафизические исследования XIY. Статус Иного / Под ред. Б. Соловьева.- Спб.: Алетейя, 2000.
Кантор В. К. Исповедь и теодицея в творчестве Достоевского (рецепция Аврелия Августина) // Вопросы философии. – М., 2011, № 4.
Касаткина Т. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века: Сб. ст. / Сост. К. А. Степанян. – М.: Классика плюс, 1996.
Коган Г. Ф. Вечное и текущее (Евангелие Достоевского и его значение в жизни и творчестве писателя) // Достоевский в конце XX века / Сост. К. А. Степанян. – М.: Классика плюс, 1996.
Лосский Н. О. Бог и мировое зло // Н. О. Лосский / Сост. А. П. Поляков, П. В. Алексеев, А. А. Яковлев. - М., 1994.
Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. – М.: Республика, 1995.
Набоков В. В. Лекции по русской литературе: Чехов, Достоевский, Гоголь, Горький, Толстой, Тургенев. – М.: Издательство «Независимая газета», 1999.
Овчаренко В. И. Российские психоаналитики. – М.: Академический Проект, 2000.
Померанц Г. С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским.- М., 1990.
Розанов В. В. На лекции о Достоевском // Опыты. Литературно-философский сборник. – М., 1990.
Руднев В. П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. – М.: Аграф, 2000.
Селезнев Ю. И. Достоевский. – М.: Молодая Гвардия, 1981.
Страхов Н. Н. Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание / Страхов Н.Н. Литературная критика // - М.: Современник, 1984.
Тимофеев А. С. Философско-религиозные искания Ф. М. Достоевского // Русская словесность. – 2007, № 4. С. 18-24.
Тихомиров Б. К. К осмыслению глубинной перспективы романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский в конце XX века: Сб. ст. / Сост. К. А. Степанян.- М.: Классика плюс, 1996.
Эткинд А. М. Эрос невозможного. История психоанализа в России. – СПб: Издательство "Медуза", 1993.
Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. – Киев: Издательство «NEXT», 1994, С. 10.
Бачинин В. А. Достоевский: метафизика преступления (Художественная феноменология русского протомодерна) / В. А. Бачинин. – Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2001.
Набоков  В. В. Лекции по русской литературе: Чехов, Достоевский, Гоголь, Горький, Толстой, Тургенев. – М.: Издательство «Независимая газета», 1999, С. 184.
Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. – Киев: Издательство «NEXT», 1994, С. 74.
Вайль П. Страшный суд. Достоевский // Родная речь: Уроки изящной словесности. – М.: Независимая газета, 1999.
Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. – Киев: Издательство «NEXT», 1994, С. 46.
Гроссман Л. П. Поэтика Достоевского. – М.: Издательство: ГАХН, 1925, С. 17.
Там же, С. 18.
Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. – М.: Республика, 1995.
Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. – Киев: Издательство «NEXT», 1994, С. 45.
Там же, С. 46.
Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. – Киев: Издательство «NEXT», 1994, С. 72.
Там же.
Вайль П. Страшный суд. Достоевский // Родная речь: Уроки изящной словесности. – М.: Независимая газета, 1999.
Кантор В. К. Исповедь и теодицея в творчестве Достоевского (рецепция Аврелия Августина) // Вопросы философии. – М., 2011, № 4, С. 99.
Вайль П. Страшный суд. Достоевский // Родная речь: Уроки изящной словесности. – М.: Независимая газета, 1999.
Там же.
Набоков  В. В. Лекции по русской литературе: Чехов, Достоевский, Гоголь, Горький, Толстой, Тургенев. – М.: Издательство «Независимая газета», 1999, С. 185.
Там же, С. 186.
Цит. по: Эткинд А. М. Эрос невозможного. История психоанализа в России. – СПб: Издательство "Медуза", 1993.
Бачинин В. А. Достоевский: метафизика преступления (Художественная феноменология русского протомодерна) / В. А. Бачинин. – Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2001.
Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. – Киев: Издательство «NEXT», 1994, С. 9.
Бачинин В. А. Достоевский: метафизика преступления (Художественная феноменология русского протомодерна) / В. А. Бачинин. – Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2001.
Вайль П. Страшный суд. Достоевский // Родная речь: Уроки изящной словесности. – М.: Независимая газета, 1999.
Бачинин В. А. Достоевский: метафизика преступления (Художественная феноменология русского протомодерна) / В. А. Бачинин. – Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2001.









17

ЛИТЕРАТУРА:

1.Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. – Киев: Издательство «NEXT», 1994.
2.Бачинин В. А. Достоевский: метафизика преступления (Художественная феноменология русского протомодерна) / В. А. Бачинин. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2001.
3.Бердяев Н. А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. – М.: Книга, 1990.
4.Вайль П. Страшный суд. Достоевский // Родная речь: Уроки изящной словесности. – М.: Независимая газета, 1999.
5.Варзин А. В. Утопия и антиутопия в речемыслительном пространстве Достоевского // Философский век. Альманах. Вып. 14. История идей как методология гуманитарных исследований. Программы спецкурсов. / Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. — СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2001.
6.Горичева Т. Достоевский – русская «феноменология» духа // Достоевский в конце XX века: Сб. ст. / Сост. К. А. Степанян.- М.: Классика плюс, 1996.
7.Гроссман Л. П. Поэтика Достоевского. – М.: Издательство: ГАХН, 1925.
8.Джоунс М. Достоевский после Бахтина: исследование фантастического реализма Достоевского. – СПб.: Академический проект, 1998.
9.Исаков А. Н. «Преступление и наказание»: три аналитики иного // Метафизические исследования XIY. Статус Иного / Под ред. Б. Соловьева.- Спб.: Алетейя, 2000.
10.Кантор В. К. Исповедь и теодицея в творчестве Достоевского (рецепция Аврелия Августина) // Вопросы философии. – М., 2011, № 4.
11.Касаткина Т. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века: Сб. ст. / Сост. К. А. Степанян. – М.: Классика плюс, 1996.
12.Коган Г. Ф. Вечное и текущее (Евангелие Достоевского и его значение в жизни и творчестве писателя) // Достоевский в конце XX века / Сост. К. А. Степанян. – М.: Классика плюс, 1996.
13.Лосский Н. О. Бог и мировое зло // Н. О. Лосский / Сост. А. П. Поляков, П. В. Алексеев, А. А. Яковлев. - М., 1994.
14.Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. – М.: Республика, 1995.
15.Набоков В. В. Лекции по русской литературе: Чехов, Достоевский, Гоголь, Горький, Толстой, Тургенев. – М.: Издательство «Независимая газета», 1999.
16.Овчаренко В. И. Российские психоаналитики. – М.: Академический Проект, 2000.
17.Померанц Г. С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским.- М., 1990.
18.Розанов В. В. На лекции о Достоевском // Опыты. Литературно-философский сборник. – М., 1990.
19.Руднев В. П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. – М.: Аграф, 2000.
20.Селезнев Ю. И. Достоевский. – М.: Молодая Гвардия, 1981.
21.Страхов Н. Н. Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание / Страхов Н.Н. Литературная критика // - М.: Современник, 1984.
22.Тимофеев А. С. Философско-религиозные искания Ф. М. Достоевского // Русская словесность. – 2007, № 4. С. 18-24.
23.Тихомиров Б. К. К осмыслению глубинной перспективы романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский в конце XX века: Сб. ст. / Сост. К. А. Степанян.- М.: Классика плюс, 1996.
24.Эткинд А. М. Эрос невозможного. История психоанализа в России. – СПб: Издательство "Медуза", 1993.

Вопрос-ответ:

Какие аспекты творчества Ф. М. Достоевского рассматриваются в статье?

В статье анализируются сюжетно-композиционная линия романа, особенности героев в контексте категорий преступления и наказания, а также общественно-правовые мотивы, затрагиваемые в произведении.

Каким образом Достоевский исследует вопросы нравственности в своих произведениях?

Достоевский активно исследует вопросы нравственности через сюжетные линии своих романов, создание социально-психологических характеристик героев, а также через обращение к общественно-правовым мотивам.

Какое место занимает категория преступления и наказания в творчестве Ф. М. Достоевского?

Категория преступления и наказания занимает важное место в творчестве Достоевского, являясь одной из центральных тем его романов. Автор исследует влияние этих категорий на жизнь героев и обращается к вопросам нравственности и справедливости.

Какой анализ сюжетно-композиционной линии романа производится в статье?

В статье проводится анализ сюжетно-композиционной линии романа, исследуется структура произведения и выявляются особенности его построения.

Какие особенности героев романа "Преступление и наказание" рассматриваются в контексте категорий преступления и наказания?

В статье анализируются социально-психологические особенности героев романа "Преступление и наказание" в контексте категорий преступления и наказания. Рассматривается влияние этих категорий на формирование и развитие характеров героев.

Какие аспекты творчества Ф.М. Достоевского рассматриваются в статье?

В статье рассматривается историография творчества Ф.М. Достоевского в контексте категории преступления и наказания. Анализируется сюжетно-композиционная линия романа "Преступление и наказание", изучается социально-психологическая специфика героев в контексте категорий преступления и наказания, а также общественно-правовые мотивы романа.

В чем заключается особенность героев романа "Преступление и наказание" в контексте категорий преступления и наказания?

Герои романа "Преступление и наказание" обладают социально-психологической спецификой, связанной с категориями преступления и наказания. Они осуществляют преступления, испытывают чувство вины и страдают от наказания за свои поступки. Достоевский через героев романа исследует вопросы нравственности и морали, а также показывает взаимосвязь преступления и наказания в жизни общества.

Какие общественно-правовые мотивы присутствуют в романе "Преступление и наказание"?

В романе "Преступление и наказание" присутствуют общественно-правовые мотивы, которые затрагивают вопросы правосудия, законности и социальной справедливости. Достоевский описывает деятельность судебной системы, раскрывает проблемы коррупции и несправедливости в правосудии, а также обращает внимание на взаимовлияние преступности и наказания на общество в целом.

Каков темперамент Ф.М. Достоевского и как он отразился на его творчестве?

Темперамент Ф.М. Достоевского был общественным, что не позволило ему остаться в стороне от происходящих событий. Он активно исследовал вопросы нравственности, социальной справедливости и правосудия, которые отразились в его творчестве. Достоевский стал одним из величайших философов и писателей своего времени, чья работа до сих пор актуальна и вызывает интерес у современных исследователей.