Оптическая дисграфия, дислексия. Методика коррекционно- логопедической работы.
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 4 + 4 источника
- Добавлена 15.05.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Оптическая дисграфия, дислексия. Методика коррекционно- логопедической работы. 5
2.Ситуационная задача. 15
Заключение 16
Список литературы 18
Так, наэтапеаналитическогочтения(овладенияслоговымчтением)наиболеераспространеннойявляетсяфонематическаядислексия.Припереходексинтетическимформамчтения(переходотпослоговогопрочтениякчтениюцелыми словами)возникаетаграмматическаядислексия.Постепенивыраженности нарушенияавторомтрадиционновыделяетсяалексияидислексия.Причем, основываясьназарубежнойтерминологии,дляобозначениячастичногорасстройствачтения предлагается использовать термины «дислексия развития»1или«эволюционнаядислексия»дляотграничениянарушенийразвитияэтого навыка от случаев распада функции, имеющих место при афазии.А.Н. Корнев (1997 г.) предлагаетмедико-психологическуюполикаузальнуюмодельдислексии,восновекоторойлежатнарушенияспецифическихцеребраль-ныхпроцессов,составляющихосновнойфункциональный базис навыкачтения.Вего«мультиаксальной»(терминА.Н.Корнева)классификациивыделенычетыреоси,вкаждойизкоторыхвыделеныспецифическиеформынарушениячтения.Этиопатогенетическиеформывыделяютсясучетомэтиологииипатогенезадислексии,это:конституциональная,энцефалопатическаяиконституционально-энцефалопатическаядислексия.Рассматриваядислексиюкакпсихопатологическиесиндромы,А.Н.Корневуказываетнасиндромцеребрастеническогоинфантилизмаисиндроморганическогоинфатилизма.Ведущиймеханизмдислексииотраженвформахдислексиипсихологическойоси,это:дисфазическийвариантдислексии,дигнозическийисмешанный.И,наконец,постепенидезадаптацииавторомпредложенафункциональнаяось,всоответствиискоторойвыделенылатентная,выраженнаядислексияиалексия.Нашеисследование(2003г.)такжепозволилоопределитьдвеосновные причинывозникновениядислексии:несформированностьустнойречиинесформированностьзрительныхфункций.Взависимостиотпреобладанияречевогоилизрительногодефицитаописанаспецифичнаясимптоматикадислексииипредложенынаправлениякоррекцииразличныхвариантовнарушений чтения.Изучениематериаловисследованийпоследнихлетпозволяетговорить о зарождениивпервомдесятилетииXXIвекаэтапамоделированиядислексиинаосновесистемногоподхода.Причем,всеработыэтогонаправления—зарубежные.Наибольшеговниманиязаслуживаетмодельэкосистемыдислексии,предложеннаяJ.Nickolson,M.Snowling(2004).Согласноэтоймодели,дислексия—этоособоесостояние,требующеебережногоотношения,соблюдениябалансабиологических,психологических,социальныхвозможностейличностиипредполагающееиндивидуальныйподходккоррекцииимеющихсянарушенийсучетомзадачсоциализациииинкультурацииребенка.2.Ситуационная задача.Катя, 5 лет.Папа пришел домой.Пана пиишел домой. Пана пПриоптическойдисграфииребёнокнеразличаетсходныеграфическирукописные буквы:п– н,п– и, с– о,и–ш,л– м.Заменаиискажениебуквсталидовольнораспространённойпроблемойначальнойшколы,ипедагогипришликвыводу,чтопрофилактикудисграфиинужнопроводитькакможнораньше,когдаребёноктольконачинаетзнакомитьсясграфическимизображениембуквКоррекционная работа веласьвдвухнаправлениях:развитиеграфомоторныхнавыков;овладение графическойсимволизацией.Начинаютзанятиясо штриховки,обводки,срисовыванияфигурипредлагаютупражнения:дорисовывание незаконченныхрисунков;дорисовывание рисунковс законченнымизображением,нонедостающими деталями;воспроизведение фигур,графическихэлементовпопамяти.ЗаключениеВзаключениеисторико-теоретическогоанализаразвитияученияодислексии остановимся на краткой характеристике вклада каждого из них.Наэтапесозданиямонофакторныхмоделейдислексииисследователи придерживаютсямнения,чтодляобъяснениянарушениянеобходимовыделитьодинсистемообразующийфактор,откоторогозависятикоторымопределяютсямеханизмынарушения,егосимптомыипатогенез.Авторамитаких моделейсделанапопыткасвестивсенаблюдаемоемногообразиепроявленийдислексииксостояниюэтогофактора.Большинствомонофакторныхмоделей укладываютсяводноиздвухнаправлений:теориюзрительногодефицитаили теорию речевого (в зарубежной литературе — фонологического) дефицита.Такиемоделивесьмапродуктивныдлясозданияцелостныхсистемкоррекциинарушений,посколькувнихвыделенядерный,осевойдефект, на устранение которого направляются усилия.Основнымограничениемлюбоймонофакторноймоделиявляетсято,что онанеможетнепротиворечивообъяснитьвсеимеющиесяфакты,чтоприводит к их игнорированию или отрицанию.Согласнополифакторныммоделям,дислексиявыступаетследствиемвоз- действиянеодного,ацелогоспектрафакторов(одноуровневыхилиразноу- ровневых)отсостояниякоторыхзависитизучаемыйобъект.Вовсехмоде-ляхэтоготипаучитываетсявоздействиенаобщеесостояниечтениякаждого изфактороввотдельности,визолированномрассмотренииипрактически неучитываетсяихвзаимодействиемеждусобой,влияниедругнадруга.Полифакторностьпредполагаетмножественностьсценариевразвитиядислексии и,соответственно,коррекционныхмаршрутоввзависимостиотвыраженностипатологическогофактора.Такиемоделивсегдаостаютсяоткрытымидля новыхпатогенетическихпричин,таккакоснованиядляихвыделениядостаточно неопределенны [3].Модельэкосистемыдислексии,становлениекоторойпроисходитвнастоящеевремя,обеспечиваетпроектированиесистемычтения,описывающейвозможныевариантыовладенияэтимнавыкомребенкомвзависимости отсочетаниявнутреннихивнешнихпатологий.Экологическоемоделирова-ниесистемыдислексиидопускаетнеравнозначноевлияниекаждогоэлемен- тасистемынаееобщеесостояние.Такаямодельпредусматриваетуровневое иерархическоестроениесистемы,гдеэлементыразличныхуровнейимеют неодинаковоевлияниенафункционированиесистемы.Итолькоэтамодель позволяетучестьзначениесоциальных(социо-культурных)факторовдлявсей системы в целом.Современныйэтапизучениядислексииобусловленусилениемвнимания ксоцикультурномуаспектучтения.Вконтекстевсеобщейпроблемыкуль- турычтениявинформационнуюэпоху,социализирующейроличтенияиего возможностейдляосвоениякультурныхценностейвопросыформирования икоррекциичтенияприобретаютновоезвучание.Передпедагогамивстает задачанеобучениячтениюкакинструментудальнейшегообучения,аформирования активной читательской деятельности, потребности в чтении, формированиячтениякаккодакультуры(Е.Л.Гончарова,Э.А.Орлова).Этотаспект деятельностипедагогапроработаннасегоднявесьмаслабо,авлогопедиче-скойпрактикепрактическиотсутствует.Иименноэтонаправлениедолжно статьприоритетнымвизучениидислексиииразработкеметодическогосо- держаниялогопедическойработы,направленнойнапреодолениенарушений чтения.Список литературыКаганМ.С.Человеческая деятельность.(Опыт системного анализа).–М.:Политиздат, 1974.Основытеориикоммуникации/Подред.М.А.Василика.–М.:Гардарики,2003.ОрловаЭ.А.Культурная(социальная)антропология:Учебноепособиедлявузов. – М.: Академический Проект, 2004.РусецкаяМ.Н.Нарушениячтенияумладшихшкольников:Анализречевыхизрительных причин: Монография. – СПб.: КАРО, 2007.
2. Основы теории коммуникации/Подред.М.А.Василика.–М.:Гардарики,2003.
3. Орлова Э.А. Культурная(социальная)антропология:Учебноепособиедлявузов. – М.: Академический Проект, 2004.
4. РусецкаяМ.Н.Нарушениячтенияумладшихшкольников:Анализречевыхизрительных причин: Монография. – СПб.: КАРО, 2007.
Вопрос-ответ:
Что такое оптическая дисграфия и дислексия?
Оптическая дисграфия и дислексия - это нарушения письма и чтения, связанные с проблемами в восприятии и обработке зрительной информации.
Какая методика используется для коррекционно-логопедической работы с оптической дисграфией и дислексией?
Методика коррекционно-логопедической работы включает такие методы, как фонематический анализ, прогнозирование и моделирование нарушений, развитие навыков чтения и письма с использованием специальных упражнений и игр.
Какие типы дислексии существуют?
Существуют различные типы дислексии, такие как фонематическая дислексия, аграмматическая дислексия, оптическая дислексия и другие. Каждый тип характеризуется своими особенностями нарушений чтения и письма.
Какие проблемы могут возникать при переходе от послогового чтения к чтению целыми словами?
При переходе от послогового чтения к чтению целыми словами может возникнуть аграмматическая дислексия, которая проявляется в нарушениях грамматической структуры текста, проблемах с пониманием и адекватной передачей смысла.
Какие методы используются для развития навыков чтения и письма у детей с оптической дисграфией и дислексией?
Для развития навыков чтения и письма у детей с оптической дисграфией и дислексией используются специальные упражнения, игры и тренировки, направленные на улучшение восприятия зрительной информации, развитие графомоторики и формирование навыков связывания звуков с буквами.
Что такое оптическая дисграфия и дислексия?
Оптическая дисграфия и дислексия - это формы нарушений чтения и письма, вызванные различными причинами. Оптическая дисграфия связана с нарушениями восприятия зрительной информации, в то время как дислексия - с нарушениями восприятия звуков речи.
Как можно корректировать оптическую дисграфию и дислексию?
Для коррекции оптической дисграфии и дислексии применяются различные методики логопедической работы. Одна из них - методика коррекционно-логопедической работы, которая включает в себя тренировку зрительного восприятия, упражнения на развитие памяти и внимания, работу с звуками и слогами, а также тренировку умения читать и писать.
Чем оптическая дисграфия отличается от дислексии?
Оптическая дисграфия связана с нарушениями зрительного восприятия и проявляется в трудностях при письме, восприятии текста и ориентации на странице. Дислексия, в свою очередь, связана с нарушениями звукового восприятия и проявляется в трудностях при чтении и правильном произношении звуков и слов.
Как определить степень выраженности нарушения при оптической дисграфии или дислексии?
Степень выраженности нарушений при оптической дисграфии или дислексии может быть разной. Определить ее можно с помощью специальных тестов и анализа результатов обучения. Как правило, степень выраженности нарушения варьируется от легкой до тяжелой.
Какие методы работы эффективны при коррекции оптической дисграфии и дислексии?
При коррекции оптической дисграфии и дислексии эффективными методами являются тренировка зрительного восприятия, развитие памяти и внимания, работа с звуками и слогами, тренировка чтения и письма. Важно индивидуально подходить к каждому ребенку и использовать методики, которые наиболее эффективны для его конкретного случая.
Что такое оптическая дисграфия? Как она проявляется?
Оптическая дисграфия - это один из видов дислексии, который проявляется в трудностях с письмом. Дети с оптической дисграфией испытывают затруднения в правописании слов, делают ошибки в расстановке букв и неправильно употребляют знаки препинания. Возможно также неразличение и путаница похожих букв и звуков.