Анализ миграции трудовых ресурсов в мировой экономике
Заказать уникальную дипломную работу- 80 80 страниц
- 48 + 48 источников
- Добавлена 05.10.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Теоретические аспекты трудовой миграции населения 4
1.1.Понятие и классификация миграционных процессов на рынке труда 4
1.2.Особенности мирового рынка рабочей силы 14
1.3. Центры притяжения трудовых ресурсов 20
2.Анализ миграционных процессов на современном рынке трудовых ресурсов 23
2.1. Основные направления и центры притяжения трудовых ресурсов 23
2.2 Демографические причины и последствия трудовой миграции 26
2.3. Социально-демографические причины миграционных потоков 55
2.4. Прогноз развития ситуации на мировом рынке трудовых ресурсов 65
Заключение 71
Приложение 1. 78
Приложение 2. 79
Приложение 3. 80
Из Азии в Америку и Западную Европу мигрируют в основном китайцы, индийцы и пакистанцы. Несколько сократился поток мигрантов из стран Центральной и Восточной Европы, в основном благодаря политике Польши, которая, став членом ЕС, превращается в страну трудовой миграции. Следует отметить, что приведенная выше официальная статистика подсчитывается на основе въездных виз для длительного пребывания, выданных консульскими учреждениями стран-членов Евросоюза в странах происхождения мигрантов, и по количеству разрешений на проживание, выданных органами внутренних дел этих стран. Соответственно, в статистической базе по трудовой миграции остаются неучтенными лица, которые на момент обнародования статистических данных, имели документы на проживание на этапе возобновления. Также только отчасти учитываются несовершеннолетние мигранты, которые присутствуют на территории развитых стран. По нелегальным мигрантам у статистических служб нет точных данных.Причины выезда из стран заключаются в отсутствии работы и общей негативной для жизни социально-политической обстановки. С учетом превалирования мигрантов из стран Африки, посмотрим на схему, предлагаемую в отчете ООН от 2013 г:Рис.2. Доля населения с доходом менее 1,25 $ США в день за период с 1990 по 2010 гг.Следует отметить, среди коренного населения в развитых странах идет процесс старения населения, в связи с чем приток мигрантов осуществляет функцию восполнения убыли населения и заполняет рынок труда. для Италии, как и для большинства стран Евросоюза, на данном этапе характерны довольно низкие показатели рождаемости при преобладании показателей смертности: на 2013 год 8,78 промилле и 10,89 промилле соответственно. Показатели убедительно свидетельствуют о прогрессирующем процессе естественного сокращения населения на уровне -4,8 промилле.При этом, как уже отмечалось, растет и средний возраст населения. По данным Статистического досье по трудовой миграциив развитых странах уровень рождаемости среди иммигрантов (как в семьях иностранцев, так и в семьях с одним родителем иностранцем) выше среднего по стране. Неудивительно что, будущее демографическое развитие стран «золотого миллиарда» в первую очередь связывают с иммиграционной ситуацией.В результате интенсификации миграционных потоков социально-экономическая ситуация в развитых странах характеризуется в настоящее время определенным дисбалансом на рынке труда страны. Среди граждан принимающего социума преобладает тенденция к поиску работы, среди иностранных граждан работает большинство – порядка 58 %, а процент не занятого самый высокий среди граждан принимающего социума. Как отмечает ряд экспертов, в последние несколько десятилетий в развитых странах отмечалась тенденция использования неквалифицированного труда иммигрантов в малопривлекательных для коренных итальянцев сферах занятости с ростом самих миграционных потоков в Италию. Причинами интенсификации трудовой миграции стали, по мнению ведущего эксперта в сфере международных отношений, Зоновой Т.В., геополитические сдвиги в постбиполярном мире, революционные потрясения в странах Северной Африки, а также развитие китайского присутствия в мировой экономике. Практика применения труда мигрантов на работах низкой квалификации характерна не только для Итальянской республики и ЕС в целом, а также для России и многих других стран мира. Экономисты объясняют это явления тем, что при всей технологической развитости стран Запада, во многих отраслях экономики пока не удается осуществить должный уровень модернизации для снижения переменных издержек производства, а также тем, что не всегда есть возможность перемещения таких производств за пределы страны (например, туристический бизнес и его обслуживание). Поэтому единственным путем снижения переменных издержек становится снижение социальных гарантий работников, в том числе и заработной платы, что прямо противоречит законодательству развитых стран. С этой целью предприниматели предпочитают нанимать нелегальных трудовых мигрантов , которые готовы работать без заключения трудовых договоров и страховых выплат.В результате интенсификации нелегальной трудовой трудовой миграции, например, в странах ЕС, увеличивается удельная доля теневого рынка в экономике страны. По данным агентства FRONTEX, доля теневого рынка в 2013 году в ВВП стран ЕС составила 20%, в частности, в развитых странах27,8%. Для сравнения: в Германии и во Франции, где более четкий механизм приема беженцев, доля теневого сектора в экономике составила 16, 3 % на 2013 год. Таким образом, разрастание теневого рынка прямо связано с нелегальной миграцией. Причем одним из самых быстро развивающихся сегментов теневого рынка ЕС стала торговля наркотиками, причем основными перевозчиками наркотиков являются нелегальные мигранты. По существу, точных официальных данных по численности нелегальных мигрантов нет, однако по приблизительным оценкам аналитической статистики, по состоянию на 1 января 2013 года численность нелегальных мигрантов в Евросоюз варьировалась от 5 до 8 млн. человек.Например, в Италии, в силу ее транзитного географического положения, на нелегальных основаниях проживают до 350 тыс. человек, в основном выходцев из стран Северной Африки. После конфликта в Сирии 2013 года к мигрантам прибавились и беженцы из Сирии. Только за девять месяцев 2013 года было зафиксировано 113 тыс. незаконных пересечений границ ЕС - всего за год 140 тыс. нелегальных мигрантов. Для сравнения: в 2009 году было зафиксировано лишь 3,5 тыс. нарушений границы.Помимо этого, разрастание теневого сектора экономики в результате наплыва нелегальных мигрантов приводит к нарушению баланса бюджета страны: налоги не поступают в бюджетные статьи доходов в должном объеме, в результате чего государство лишается возможности маневрировать в условиях финансового кризиса. В данном контексте следует понимать, что индустриализация в стране началась позднее, чем в других странах Европы, основной рывок развития пришелся на 1950-е годы, но уже к 2010 году промышленность составляла порядка 30% всего ВВП. И только 2 % ВВП давал аграрный сектор. В настоящее время итальянская экономика находится в первой семерке развитых стран, производя 3,06% мирового ВВП (1, 438 трлн. долларов). Рост национального продукта в течение последних 5 лет находится в пределах 2-3% в год. Практически решена проблема инфляции, которая в 2013 году составила 1,7 % в год. В настоящее время промышленное производство составляет 36% ВВП, аграрный сектор 2%, остальной доход государства находится в секторе услуг ( в основном туристического бизнеса).На наш взгляд, именно такая структура народного хозяйства и привлекает нелегальных мигрантов, которые не имеют образования, поскольку не требует высокой квалификации работников. .В результате последствий финансового кризиса Европе, который сопровождался также и явлением экономической стагнации, в 2011 году перед руководством стран ЕС встал вопрос об ускоренной модернизации экономики. Кроме того, бюджеты стран Евросоюза в 2014 предусматривают незначительное сокращение госрасходов на 3,3 млрд. евро. Причем основными источниками сокращения государственных расходов в 2013-2014 годах стало замораживание пенсий и социальных пособий, а также определенная экономия от повышения возрастного предела по их получению. Помимо этого были повышены налоги, в частности НДС с 21% по 22%. Эти меры были призваны снизить дефицит государственного бюджета до 3% ВВП, а в стратегическом плане – к достижению структурного дефицита государственного бюджета в 0,5% ВВП.Таким образом, демографические последствия глобализации неизбежно затрагивают и структуру рынка труда в мире, где на неквалифицированных работах заняты в основном трудовые мигранты из развивающихся стран. Если при этом учитывать структуру производства в стране, то становится понятно, что большинство мигрантов попадают на рабочие места в сфере услуг в силу своей низкой квалификации.Практика использования неквалифицированного труда мигрантов характерна не только для СШ и ЕС (ведущих развитых стран), а также для России и многих других стран мира. Экономисты объясняют это явления тем, что при всей технологической развитости стран Запада, во многих отраслях экономики пока не удается осуществить должный уровень модернизации для снижения переменных издержек производства, а также тем, что не всегда есть возможность перемещения таких производств за пределы страны (например, туристический бизнес и его обслуживание). Поэтому единственным путем снижения переменных издержек производства во всех сферах (кроме высокотехнологичных отраслей, где не требуется большого количества живой рабочей силы) становится снижение социальных гарантий работников, в том числе и заработной платы, что прямо противоречит миграционному законодательству национальных государств. С этой целью предприниматели предпочитают нанимать нелегальных трудовых мигрантов , которые готовы работать без заключения трудовых договоров и страховых выплат.В результате неравномерности экономического развития регионов в мире тенденция, связанная со вторым демографическим переходом только будет в дальнейшем усиливаться и волны трудовых мигрантов будут только интенсифицироваться (См. Приложение 1 и Приложение 2).Рынок труда в таких условиях переполнен мигрантами, растет теневая экономика, в которой заняты мигранты на нелегальных основаниях, а также и повышение налогообложения – фирмы стремятся экономить на рабочей силе неквалифицированных мигрантов. Существует также и энергетическая зависимость: большинство сырьевых ресурсов по обслуживанию промышленности и порядка 75% энергетических ресурсов ЕС пока импортирует.В последнее десятилетие страны ЕС стремятся проводить жесткую бюджетную политику в рамках обязательств по Экономическому и валютному союзу, при этом государственная власть понимает всю необходимость в кардинальной перестройке национального рынка в том числе с помощью поощрения въезда высококвалифицированных мигрантов и ограничения нелегальной трудовой миграции. В процессе реформирования, конечно, возникают множественные преграды: например, государственный долг страны до сих пор превышает 100% ВВП, к тому же рост экономики пока ниже, чем средний рост по странам, входящим в евро-зону на 0,6%.Приток мигрантов в страну выполняет, таким образом, двоякую функцию- с одной стороны, позволяет поддерживать производство на уровне 2010 года, но с другой- нелегальная миграция приводит к росту теневой экономики, и, как следствие к росту дефицита государственного бюджета и внешнего долга страны. На наш взгляд, замкнутый круг в социально-экономических последствиях трудовой миграции, может быть ликвидирован при принятии государством миграционных решений с точки зрения теории человеческого капитала, то есть миграция должна пониматься как венчурный инвестиционный проект на государственном уровне. С этой целью необходимо расширят меры по адаптации и интеграции мигрантов в принимающий социум, причем меры эти должны включать не только финансовую помощь в виде пособий и языковых курсах, но и в повышении образования мигрантов, а для нелегалов- с последующей легализацией по окончании обучения специальности, например. Разумеется, такой подход потребует со стороны итальянского государства определенных вложений. Однако, уже существуют примеры, когда затраты на обучение, повышение квалификации мигрантов окупаются. Например, исследование Университетского колледжа Лондона (UniversityCollegeLondon) и Центра изучения трудовой миграции (CenterforResearchandAnalysisofMigration), представленное в ноябре 2013 года. Авторы работы пришли к выводу, что в 2001-2011 годах мигранты из европейских стран принесли казне Соединенного Королевства на 34 процента больше средств, чем государство на них потратило. В результате чистая прибыль Великобритании от приезжих рабочих была получена в размере 22,1 миллиарда фунтов стерлингов. Для сравнения, мигранты из неевропейских стран добавили в казну лишь 2,9 миллиарда фунтов, что лишь на два процента превышает сумму потраченных на них средств. Таким образом, в общей сложности за десять лет Соединенное Королевство получило от приезжих 25 миллиардов фунтов. Кроме того, оказалось, что мигранты склонны менее полагаться на социальные выплаты — вероятность обращения к органам государственной поддержки в их случае на 21 процент меньше, чем в случае с местными жителями (с учетом одинаковой квалификации и возраста).Правительства принимающих стран вынуждены обращать все более пристальное внимание на вопросы регулирования трудовой миграции, создаются программы для беженцев и легальных мигрантов, организуются бесплатные языковые курсы для ускоренного привлечения иммигрантов в социально-экономические процессы страны. Развиваются связи с итальянскими диаспорами за рубежом, что позволяет привлекать иностранный капитал и инвестиции в страну, активизируются процессы создания совместных предприятий, Однако эксперты отмечают, что, несмотря на предпринимаемые руководством страны меры по адаптации и интеграции мигрантов в принимающий социум, довольно значительная часть переселенцев изначально не намерена интегрироваться в систему европейских ценностей. Культурных, материальных, религиозных, политических, по отдельности и в комбинациях. В этом заключается главное отличие от представителей предыдущих миграционных волн. Мигранты, попавшие на территорию другой страны, готовы принимать терпимость и толерантность принимающего социума исключительно вместе с материальной помощью, но сами бывают нетерпимы к иноверцам и часто презрительно относятся к «мультикультуризму».Уровень транснационализации национальных экономик растет во многом в результате деятельности транснациональных корпораций (ТНК), по-другому называемых многонациональными корпорациями, международными монополиями. К ним относят хозяйственные структуры, которые включают родительские компании и их зарубежные филиалы. Родительской (материнской) называют ту компанию, которая частично или полностью контролирует активы других компаний за рубежом, для чего обычно ей нужно владеть не менее 10% их уставного капитала. Подобные фирмы называют зарубежными филиалами ТНК и подразделяют на дочерние компании (в них родительская компания владеет более 50% уставного капитала), ассоциированные (от 10 до 50% уставного капитала) и отделения (не являются юридическими лицами). В начале XX в. уже существовало немало ТНК. Однако массовым явлением, которое определяет ход экономического развития мира, ТНК становятся во второй половине XX в. К концу его насчитывается около 50 тыс. родительских компаний и примерно 300 тыс. зарубежных филиалов. Подавляющая часть родительских компаний размещается в развитых странах, намного меньше — в развивающихся, и незначительная часть — в странах с переходной экономикой (примерами могут быть «Лукойл», «Газпром», «Авто-ВАЗ», «Ингосстрах» и другие российские ТНК). Их быстрому росту способствуют быстрая интернационализация и либерализация хозяйственной жизни в большинстве стран мира, радикальные изменения в средствах связи и информации, позволяющие штаб-квартирам родительских компаний осуществлять повседневный контроль за хозяйственной жизнью своих зарубежных филиалов. Несмотря на все более свободный доступ товаров на зарубежные рынки и широкие возможности выбора способов выхода на эти рынки (через внешнюю торговлю, передачу технологии), ТНК предпочитают прямые инвестиции. В этом случае они получают доступ к экономическим ресурсам (факторам производства) зарубежных стран, некоторые из которых иммобильны или маломобильны (природные ресурсы, рабочая сила). Прилагая к ним свои собственные ресурсы (капитал, знания, предпринимательские способности), ТНК получают возможность в рамках всей планеты организовать ориентированную на наибольшую эффективность собственную производственную и сбытовую сеть. В настоящее время ТНК, по оценке, контролируют от 1/5 до 1/4 части мирового ВВП, а на торговлю между родительскими компаниями'и их зарубежными филиалами приходится 1/3 мировой торговли. В результате ТНК становятся важной составной частью механизма мирового хозяйства, которая во многих случаях имеет собственные интересы, могущие совпадать или не совпадать с интересами других составных частей механизма мировой экономики — национальных экономик, интеграционных объединений, международных организаций. Отсюда часто настороженное отношение к ним со стороны не только стран, где размещены их зарубежные филиалы, но и стран, где расположены штаб-квартиры родительских компаний. Ведь собственные производственно-сбытовые сети ТНК не только содействуют развитию внешнеэкономической деятельности стран их происхождения и размещения, но и нередко оказываются неподвластными государственному регулированию со стороны этих стран. Можно сделать следующий вывод:Международный опыт в целом необходимы для улучшения миграционной политики России. На протяжении нескольких лет в развитых странахразрабатываются системы внутреннего и внешнего контроля иммиграционных процессов, система квот для трудовых мигрантов, оказывается особое внимание фактору рождаемости среди мигрантов, а также действует и развивается система регулирования нелегальной трудовой миграции. Комплексный анализ данных направлений представляется перспективным для усовершенствования государственной миграционной политики.2.4. Прогноз развития ситуации на мировом рынке трудовых ресурсовС точки зрения социально-политических последствий трудовой миграции в мире можно говорить о двоякости функции трудовой миграции: с одной стороны, она насыщает рынок труда необходимыми кадрами, замещая те рабочие места, которые считается не престижными в глазах коренных итальянцев.К негативным социально-экономическим последствиям трудовой миграции в развитых странах, без сомнения, относится рост теневого сектора экономики, в котором заняты нелегальные мигранты. Это приводит к дефициту государственного бюджета, инфляции, а также повышению внешнего долга страны, что, несомненно, замедляет экономический рост итальянской экономики.Дислокация трудовых мигрантов в развитых странах неравномерна- большинство стремится в наиболее развитые области в промышленном отношении, чем создают конкуренцию коренным жителям, становясь тем самым фактором социальной нестабильности в принимающем социуме.В целом, рассмотрев последствия трудовой миграции для современного мирового рынка труда, можно говорить о том, что несмотря на высокую толерантность в принимающих странах к мигрантам, все же существует целый ряд проблем, которые являются конфликтогеннымифакторами на пространстве развитых стран. В частности, этно-конфессиональная принадлежность большинства мигрантов из Северной Африки, стран Азии представляет собой серьезную проблему в контексте мер по адаптации и интеграции в принимающий социум. В экономической сфере также обнаруживается ряд проблем, связанных с мигрантами, как легальными, так и нелегальными. Причем приток последних косвенно стимулирует развитие теневой экономики и , как следствие, вывод средств из-под контроля государства.К одному из самых очевидных последствий глобализации большинство исследователей относит усиление международных миграционных потоков.Роль трудовой миграции, как комплексного явления, включающего в себя социально-экономические, психологические, этнографические, правовые, политические аспекты в сложных и противоречивых процессах глобализации возрастает. Интенсификация миграционных процессов оказывает влияние на целый ряд важных показателей национальной безопасности стран, таких как: уровни социальной напряженности, конфликтности, политической активности, политической стабильности и других. Во все возрастающие миграционные потоки включены миллионы людей различного возраста, конфессиональной и этнокультурной принадлежности, уровня профессиональной и образовательной подготовки. Миграция и связанные с ней проблемы могут быть использованы как довольно действенный инструмент политической борьбы за власть. Социальные аспекты адаптации и интеграции мигрантов в принимающее общество, проблемы толерантности отношений между мигрантами и местным населением приобретают в современном мире важное политико-практическое и социо-культурное значение. Общие подходы к основам миграционной политики, принятые в международном сообществе, связаны с представлениями о необходимости решения таких актуальных проблем как: демографическая, сохранение территориальной целостности государства, социально-экономическая и политическая стабильность, сохранение определенной культурной идентичности страны; принципиальной управляемости внутренних процессов. Интеграционный потенциал самих мигрантов во многом определяется политической и социально-экономической ситуацией на их родине, профессиональным и образовательным уровнем, а также целью приезда. Особенность тенденции усиления взаимозависимости миграционных и политических процессов в глобальном мире проявляется, с одной стороны, в политизации миграционных, с другой стороны, в детерминированности политических процессов миграцией. Так, например, особую остроту приобрела эта проблема в Европе, которая стала «меккой» для многочисленных мигрантов, стекающих на ее территорию из проблемных европейских регионов и из других континентов. Для европейского общества, приоритетом которого является сохранение своей идентичности, выработка эффективной миграционной политики относится к числу наиболее важных условий региональной стабильности. Объективная оценка большей части миграционных проблем приводит к выводу о том, что многие из них в значительной степени являются следствием несогласованной политики стран на пространстве ЕС, хотя необходимость межгосударственной интеграции в управлении миграционными процессами, согласования национальных законодательств в этом вопросе признаются в европейском сообществе. Для государств-участников мире корректировка миграционной политики – важное условие достижения экономической и политической интеграции и устойчивого развития европейского сообщества как единого центра в мировом геополитическом пространстве.Угроза межэтнических, межконфессиональных конфликтов, распространения международных террористических сетей вынуждает Европу искать пути компромисса при решении сложных миграционных проблем. Будущая стабильность Европы во многом будет зависеть от того, как континент справится с одним из наиболее сложных вызов глобализации - качественным и количественным ростом миграционных потоков.Рис.3 Прогнозируемое направление трудовой миграции на 2015-2025 гг.Как видим, прогнозируемые потоки имеют фактически однонаправленную тенденцию- с Юга на Север, то есть из развивающихся и отсталых стран в развитые и благополучные с экономической точки зрения. Также, следует учитывать еще один фактор , который воздействует на интенсификацию трудовой миграции в мире- интеграционные процессы в самих развитых странах. Например, в случае вступления Турции в ЕС, стоит отметить вопрос о свободном перемещении рабочей силы как один из трудноразрешимых на переговорах Турции и ЕС на фоне общей проблемы интеграции в Евросоюзе мигрантов из мусульманских стран. Необходимость решения миграционных проблем с особой остротой выявляет актуальность социо-культурных аспектов интеграционных процессов, основанных на адекватной системе ценностей гражданского общества, общественной терпимости, толерантности, взаимном признании и уважении представителями разных стран и народов многообразия духовных религиозных традиций. Укрепление стабильных политических и экономических основ интеграционных процессов в новых расширенных границах Европейского Союза связано с решением задач достижения социальной гармонии и мира между разными этно-конфессиональными сообществами как на национальном, так и межгосударственном региональном уровне.На сегодняшний день миграционная карта ЕС выглядит следующим образом: в Норвегии и Швейцарии среди почти полумиллионного населения число мигрантов составляет 46 млн. человек, в основном выходцев из стран Азии и Африки, Латинской Америки и стран региона ЦВЕ. В Германии, которая по-прежнему остается центром притяжения мигрантов в мире по причине наибольшей экономической стабильности страны, насчитывается порядка 16 млн. мигрантов, при этом по степени проникновения мигрантов территория именно ФРГ занимает третье- после России и США- место в мире. Во второй стране «локомотива европейской интеграции»- во Франции число мигрантов варьируется от 5,5 до 6,9 млн. человек, в Великобритании на рынке труда зафиксировано в общей сложности 5,3 млн. человек мигрантов. В Испании поток несколько меньше- порядка 4,2 млн. человек. В Италии, например, - одной из самых активно принимающих мигрантов стран,- - 2,3 млн.человек за 2013 год, причем в основном из Южноафриканских стран, где ситуация гуманитарной катастрофы приняла устрашающие масштабы и данный поток , по прогнозам итальянских экспертов, будет расти и дальше. Сравнительно небольшой, но постоянный приток мигрантов наблюдается в Швейцарии: ежегодно в страну прибывают до 1,6 млн. человек. Голландия, благодаря либерализации своего законодательства в отношении сексуальных меньшинств фактически стала местом концентрации данной категории мигрантов со всего мира, в том числе из стран самого Евросоюза, ежегодный приток мигрантов в страну составляет порядка одного миллиона человек. В Австрии, где приняты довольно жесткие санкции против нелегальной трудовой миграции и за нарушение миграционного законодательства, мигрантов насчитывается чуть более 1,2 млн.человек. Швеция и Греция- последняя в основном результате глубочайшего экономического кризиса, - находятся на последнем месте по масштабам приема мигрантов: 1,1 и 900 тысяч. человек соответственно.При такой пестроте и многообразии миграционной ситуации в мире большинство стран Евросоюза стремятся к формированию таких методов миграционной политики, которые могут эффективно воздействовать на легальную часть трудовой миграции, сохраняя ограничительные меры для нелегального въезда. В этой сфере также отмечается стремление государств-членов мире к упрощению порядка и правил приема научных кадров высокой квалификации, что вызывает в дальнейшем дополнительные сложности с их последующей адаптацией: рабочие места создаются с учетом потребностей внутренней демографии, а ученые мигранты в большинстве случаев не так и не получают постоянного вида на жительство (GreenCard). По разным оценкам, на начало XXI в. в мире в целом насчитывалось от 120 млн до 175 млн чел. мигрантов, проживающих и работающих за пределами стран своего происхождения (от 2 до 2,9% населения планеты). А темпы прироста числа международных мигрантов в 1990-е гг. достигали почти 3% в год3. Таким образом, в свете всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод- глобализация и миграционные потоки в настоящий момент становятся взаимосвязанными явлениями, миграция, особенно трудовая, фактически превращается в фактор глобализации, что еще сильнее осложняет регулирование нелегальной трудовой миграции, а также адаптацию легальных мигрантов в мире.В целом, можно сделать вывод о том, что в современной науке нет общепризнанного определения понятия «миграция», причем отсутствует операционализация данного термина и в международном праве, что связано с многоплановостью и комплексностью самого явления. С точки зрения классификации миграционных потоков, то наибольшую научную разработанность получила классификация, основанная на причинах трудовой миграции, где особое внимание уделяется экономическим аспектам. Именно в результате объемности и полиморфности явления трудовой миграции в странах Европейского Союза разрабатываются как запретительные, так и адаптационные механизмы регулирования миграционных потоков. При этом вопросы интеграции мигрантов в принимающий социум оказываются в центре внимания исследователей в последние несколько лет. Следует отметить, что в настоящий момент активно разрабатываются именно адаптационные механизмы государственного регулирования трудовой миграции, направленные на поощрение легальной трудовой миграции в странах мира. ЗаключениеПодводя итог всему сказанному выше, можно сделать следующие выводы:С точки зрения социально-политических последствий трудовой трудовой миграции в современном мире можно говорить о двоякости функции трудовой миграции: с одной стороны, она насыщает рынок труда необходимыми кадрами, замещая те рабочие места, которые считается не престижными в глазах коренных жителей развитых стран, с другой – запретительные меры и ограничения на въезд дают стимул развития нелегальной трудовой миграции и разрастанию теневой экономики.К негативным социально-экономическим последствиям трудовой трудовой миграции на современном этапе, без сомнения, относится рост теневого сектора экономики, в котором заняты нелегальные мигранты. Это приводит к дефициту государственных бюджетов, инфляции, а также повышению внешнего долга стран, что, несомненно, замедляет экономический рост национальных экономик.Дислокация трудовых мигрантов в современном мире неравномерна- большинство стремится в развитые страны как в наиболее высокооплачиваемые и успешные в промышленном отношении, чем создают конкуренцию коренным гражданам (исключение составляют низкоквалифицированные работники-мигранты), становясь тем самым фактором социальной нестабильности в принимающем социуме.В целом, рассмотрев последствия трудовой миграции для современного рынка , можно говорить о том, что несмотря на высокую толерантность принимающего социума, составляющего собой титульную нацию, к мигрантам, все же существует целый ряд проблем, которые являются конфликтогенными факторами в развитых странах. В частности, этно-конфессиональная принадлежность большинства мигрантов из Северной Африки, стран Азии представляет собой серьезную проблему в контексте мер по адаптации и интеграции в принимающий социум. В экономической сфере также обнаруживается ряд проблем, связанных с мигрантами, как легальными, так и нелегальными. Причем приток последних косвенно стимулирует развитие теневой экономики и , как следствие, вывод средств из-под контроля государства. Все эти проблемы призвана решить миграционная политика национальных государств, в которые идет наибольший наплыв трудовых мигрантов. Также есть очень большая проблема по выплате пособий и социальных страховок для мигрантов. Решение проблемы разрастания теневого сектора экономики по всем мире сейчас является основной задачей в сфере регулирования рынка труда. По результатам проведенного нами анализа можно выделить следующие регионы- доноры трудовой миграции: Африканский континент с преимущественно голодающим населением и находящимся за четой бедности, регион Азии – Китай, где рынок труда национальный переполнен и вынуждает многих покидать страну в поисках работы, также регион ЦВЕ, откуда едут работники в более развитые страны Евросоюза и в Америку. Для России вообще характерна роль как донора по высококвалифицированным кадрам, так и роль активно принимающей страны для низкоквалифицированных работников из стран ближнего зарубежья, особенно из Казахстана, Узбекистана и Северного Кавказа. При этом миграционная политика и политика по регулированию внутреннего рынка труда в России существует только на бумаге, впрочем, как и все вообще политика государства в целом, и выражается только в некоторых спорадических, конвульсивных реагированиях на уже создавшуюся проблему: низкий уровень жизни гастарбайтеров , нечеловеческие условия труда, крайне кабальная система работ и т.д. Не созданы условия и по адаптации и интеграции трудовых мигрантов в российский , далеко не толерантный к иностранцам, социум, что создает конфликтогенность на самом рынке труда и в обществе в целом. Список литературы.International Migration 2013 – http://www.un.org.Annual Report on Immigration and Asylum (2013) On : http://www.emn.europa.euAppadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis, 1996.Deibel, K., Die Ausweisung von AusländerunterBerücksichtigung der Rechtsprechung des EuropäischenGerichtshofsfürMenschenrechte, ZAR 2009, p/26EU Employment and Social Situation. EU Commission Annual Report . March 2013. Special Supplement on Demographic Trends http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KE-BH-13-0S2/EN/KE-BH-13-0S2-EN.PDFFRONTEX http://frontex.europa.eu/2013GazianoBattistells. SIMI. Rome, 2002.HammarТ., Tamas K. Why DoPeople Go or Stay? I HammarТ., Brochmann G., Tamas K.., Faist Th. (eds.) International Migration,Immobility and Development: Multidisciplinary Perspectives. New York: Berg Publishers. 1997; Suarez-http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KE-BH-13-0S2/EN/KE-BH-13-0S2-EN.PDFImmigration and Refugee Protection Act (2001, c. 27) // URL: http://laws.justice.gc.ca/en/i-2.5/245769.html90 (датапоследнегообращения 0412.2013)International Organization for Migration (2013) World Migration 2003: Managing Migration, Challenges and Responses for People on the Move. IOM, Geneva.KritzM., Keely Ch., Tomasi S. (eds.) Global Trends in Migration: Theory and Research in InternationalPopulation Movements. New York: Center for Migration Studies. 1981Renoldi, C., Le principalimodificheallenormepenali in materia di immigrazione, in P. MorozzodellaRocca (ed.), Immigrazione e cittadinanza, Aggiornamento, Torino 2009, p.118.;Robertson R. Globalization Theory and Civilization Analysis // Comparative Civilizations Review. 1987, Vol. 17.Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. London, 1992Rogers, N., Scannel, R., Free movement of persons in the enlarged European Union, Sweetand Maxwell, London, 2005, p. 236;Romboli, R., Immigrazione, libertаpersonale e riserva di giurisdizione: la Corte costituzionaleaffermaimportantiprincipi, ma lo fasottovoce, in Foro it., 2001, I, p. 2703;Rossi, E., I dirittifondamentalideglistranieriirregolari, in M. Revenga Sanchez (ed.),ProblemasConstitutionales de la Inmigracion: una vision desde Italia y Espaсa, TirantloBlanch, Valencia, 2005, p. 109.; Rossi, E., L’abolizionedel divieto per le strutturesanitarie di denunciareglistranieriirregolari,available online at www.forumcostituzionale.it; Sacco, F., Nota a Corte Costituzionale, 15 luglio 2004 N. 222, in Giur. cost. 2004/4, p. 2356.А.Г. Киреев. «Ренессанс» экономической трудовой миграции на Западе. // Вопросы экономики. - № 4.-14-21. См. также:М.М. Вышегородцев, А.В. Сиденко. Утечка умов или приток капиталов в Россию, а стоит ли бить тревогу? // Финансы. - №10.- с.33-46.Андриченко Л.В., Елеонский В.О., Хабриева Т.Я. О концепции развития миграционного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права. 2013. N 4.Апанович М. Ю. Приводит ли миграция к столкновению ценностей?// Вестник МГИМО. МИД России, 2010. № 5 (14) стр. 315Апанович М. Ю. Вопросы интеграции мигрантов в Европе. //Вестник МГИМО (У) МИД России, 2011. № 6 (21) стр. 248.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. Бородкин Ф.М. Социальные эксклюзии // Социологический журнал. 2000. № 3–4 http://www.nir.ru/socio/scipubl/sj/sj3-4-00brod.htm (дата обращения 10.11.2013)Большая Советская Энциклопедия. - М.: БСЭ. Т. 10.-С. 47.Действующее международное право. В трех томах. Составители Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. Том 1. М., 2012. 334-337.Ефимов Ю.Г. Политическая миграциология: миграционные процессы в контексте политологических проблем. - М.: Изд-во АНМИ, 2005. - 202 с. См. также: Ефимов Ю.Г. Миграционные процессы как фактор перманентной трансформационной динамики социально-политических структур: политологический анализ. - Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2006. – 164 с.Зуев Г.М., Сороко Е.Л. Математическое описание миграционных процессов. – Автоматика и телемеханика, 1978, №7, с. 94 -101.Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М.: Диалог-МГУ, 1999. С. 19. См. также: Блинова М.С. Современные социологические теории трудовой миграциинаседления. М., 2009. С. 12.Ионцев, В. Экономика народонаселения / В. Ионцев. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 667 с.Конвенция ОАЕ, регулирующая специфические аспекты проблемы беженцев в Африке :Извлечения. //Вестник Московского университета. -1993. - Вып. 5. - С. 59 – 63Костюк О. В. Межкультурная коммуникация в процессе глобализации современного мира.- Ставрополь, 2002. 170 с.Куксина, А. Международная миграция рабочей силы / А. Куксина. – Донецк: ДонГУ, 1998. – 91 с. Макогон, Ю. Международная экономика / Ю. Макогон, В. Миронов, Н. Бударина. – Донецк: ДонНУ, 2006. – 340 с. Отчет Тысячелетие ООН http://www.un.org/ru/millenniumgoals/pdf/Russian2013.pdfПереведенцев В.И. Методы изучения трудовой миграции населения. М., 1971, 356 с. См. также: Методология и методы изучения миграционных процессов. Под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля. М., 2007; Колесникова О.А. Трудовая миграция и рынок труда: региональный аспект// Регион.№3, с.48-54; Немерюк Е.Е. Миграция и рынок труда в современном российском обществе: социологический анализ.-Саратов, 2006, 285 с.Розин, М. Д. Межнациональная адаптация в поликультурном регионе: современные методы и ракурсы исследования Текст. / М.Д. Розин // Научная мысль Кавказа. Междисциплинарные и специальные исследования. 2008. - Спецвыпуск № 1 (05).- С. 22-32.Рыбаковский А.А. Миграция населения (вопросы теории). М., 2013. с.68-69. Рыбаковский А.А. Миграция населения. Вып. 5: Стадии миграционного процесса. (Приложение к журналу «Миграция в России».) М., 2001. С. 15-16. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории) –М., «Инфра-М», -2013, 256 с.Рязанцев СВ. Влияние трудовой миграции на социально-экономическое развитие Европы: соименные тенденции. Ставрополь, 2001, 356с. См. также: Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса. (Очерки теории и методов исследования).М.,2001. 344сРязанцев, С. Влияние трудовой миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции Текст. / С. Рязанцев. — Ставрополь: Кн. изд-во, 2001.-542 с.Семенчин Е.А., Бабченко О.В. Применение цепей Маркова для прогнозирования миграционных процессов // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 2 – С. 57-58 Солдатова, Г. У. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности Текст. / Г.У. Солдатова; под ред. Г.У. Солдатовой. М., 2002.-130сЮ. Бойко. Проблемы трудовой миграции в развитии интеграционных процессов. ОпытЕСиРоссии// Мириполитика.№10, 2012. Юдина Т.Н. Социология трудовой миграции. М., 2006,- 437 с. См. также: Блинова М.С. Современные социологические теории трудовой миграции населения.- М., 2012, 344с.Юдина Т.Н. Социология трудовой миграции: к формированию нового научного направления. М., 2004. С. З5. См. также: Осипов А.Г. Автономия, меньшинства и мультикультурализм: в чем смысл «правления многообразием»? // Мир России. 2008. № 1. С. 109-110.Приложение 1. Среднегодовой миграционный прирост 1950-2050 (прогноз).Приложение 2. Общий прирост и миграционный прирост 2010-2050Приложение 3. Сущность международного разделения труда
2. Annual Report on Immigration and Asylum (2013) On : http://www.emn.europa.eu
3. Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis, 1996.
4. Deibel, K., Die Ausweisung von AusländerunterBerücksichtigung der Rechtsprechung des EuropäischenGerichtshofsfürMenschenrechte, ZAR 2009, p/26
5. EU Employment and Social Situation. EU Commission Annual Report . March 2013. Special Supplement on Demographic Trends http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KE-BH-13-0S2/EN/KE-BH-13-0S2-EN.PDF
6. FRONTEX http://frontex.europa.eu/2013
7. GazianoBattistells. SIMI. Rome, 2002.
8. HammarТ., Tamas K. Why DoPeople Go or Stay? I HammarТ., Brochmann G., Tamas K.., Faist Th. (eds.) International Migration,
Immobility and Development: Multidisciplinary Perspectives. New York: Berg Publishers. 1997; Suarez-
9. http://epp.eurostat.ec.europa.eu/cache/ITY_OFFPUB/KE-BH-13-0S2/EN/KE-BH-13-0S2-EN.PDF
10. Immigration and Refugee Protection Act (2001, c. 27) // URL: http://laws.justice.gc.ca/en/i-2.5/245769.html90 (датапоследнегообращения 0412.2013)
11. International Organization for Migration (2013) World Migration 2003: Managing Migration, Challenges and Responses for People on the Move. IOM, Geneva.
12. KritzM., Keely Ch., Tomasi S. (eds.) Global Trends in Migration: Theory and Research in InternationalPopulation Movements. New York: Center for Migration Studies. 1981
13. Renoldi, C., Le principalimodificheallenormepenali in materia di immigrazione, in P. MorozzodellaRocca (ed.), Immigrazione e cittadinanza, Aggiornamento, Torino 2009, p.118.;
14. Robertson R. Globalization Theory and Civilization Analysis // Comparative Civilizations Review. 1987, Vol. 17.
15. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. London, 1992
16. Rogers, N., Scannel, R., Free movement of persons in the enlarged European Union, Sweetand Maxwell, London, 2005, p. 236;
17. Romboli, R., Immigrazione, libertаpersonale e riserva di giurisdizione: la Corte costituzionaleaffermaimportantiprincipi, ma lo fasottovoce, in Foro it., 2001, I, p. 2703;
18. Rossi, E., I dirittifondamentalideglistranieriirregolari, in M. Revenga Sanchez (ed.),ProblemasConstitutionales de la Inmigracion: una vision desde Italia y Espaсa, TirantloBlanch, Valencia, 2005, p. 109.;
19. Rossi, E., L’abolizionedel divieto per le strutturesanitarie di denunciareglistranieriirregolari,available online at www.forumcostituzionale.it;
20. Sacco, F., Nota a Corte Costituzionale, 15 luglio 2004 N. 222, in Giur. cost. 2004/4, p. 2356.
21. А.Г. Киреев. «Ренессанс» экономической трудовой миграции на Западе. // Вопросы экономики. - № 4.-14-21. См. также:М.М. Вышегородцев, А.В. Сиденко. Утечка умов или приток капиталов в Россию, а стоит ли бить тревогу? // Финансы. - №10.- с.33-46.
22. Андриченко Л.В., Елеонский В.О., Хабриева Т.Я. О концепции развития миграционного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права. 2013. N 4.
23. Апанович М. Ю. Приводит ли миграция к столкновению ценностей?// Вестник МГИМО. МИД России, 2010. № 5 (14) стр. 315
24. Апанович М. Ю. Вопросы интеграции мигрантов в Европе. //Вестник МГИМО (У) МИД России, 2011. № 6 (21) стр. 248.
25. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. Бородкин Ф.М. Социальные эксклюзии // Социологический журнал. 2000. № 3–4 http://www.nir.ru/socio/scipubl/sj/sj3-4-00brod.htm (дата обращения 10.11.2013)
26. Большая Советская Энциклопедия. - М.: БСЭ. Т. 10.-С. 47.
27. Действующее международное право. В трех томах. Составители Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. Том 1. М., 2012. 334-337.
28. Ефимов Ю.Г. Политическая миграциология: миграционные процессы в контексте политологических проблем. - М.: Изд-во АНМИ, 2005. - 202 с. См. также: Ефимов Ю.Г. Миграционные процессы как фактор перманентной трансформационной динамики социально-политических структур: политологический анализ. - Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2006. – 164 с.
29. Зуев Г.М., Сороко Е.Л. Математическое описание миграционных процессов. – Автоматика и телемеханика, 1978, №7, с. 94 -101.
30. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М.: Диалог-МГУ, 1999. С. 19. См. также: Блинова М.С. Современные социологические теории трудовой миграциинаседления. М., 2009. С. 12.
31. Ионцев, В. Экономика народонаселения / В. Ионцев. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 667 с.
32. Конвенция ОАЕ, регулирующая специфические аспекты проблемы беженцев в Африке :Извлечения. //Вестник Московского университета. -1993. - Вып. 5. - С. 59 – 63
33. Костюк О. В. Межкультурная коммуникация в процессе глобализации современного мира.- Ставрополь, 2002. 170 с.
34. Куксина, А. Международная миграция рабочей силы / А. Куксина. – Донецк: ДонГУ, 1998. – 91 с.
35. Макогон, Ю. Международная экономика / Ю. Макогон, В. Миронов, Н. Бударина. – Донецк: ДонНУ, 2006. – 340 с.
36. Отчет Тысячелетие ООН http://www.un.org/ru/millenniumgoals/pdf/Russian2013.pdf
37. Переведенцев В.И. Методы изучения трудовой миграции населения. М., 1971, 356 с. См. также: Методология и методы изучения миграционных процессов. Под ред. Ж. Зайончковской, И. Молодиковой, В. Мукомеля. М., 2007; Колесникова О.А. Трудовая миграция и рынок труда: региональный аспект// Регион.№3, с.48-54; Немерюк Е.Е. Миграция и рынок труда в современном российском обществе: социологический анализ.-Саратов, 2006, 285 с.
38. Розин, М. Д. Межнациональная адаптация в поликультурном регионе: современные методы и ракурсы исследования Текст. / М.Д. Розин // Научная мысль Кавказа. Междисциплинарные и специальные исследования. 2008. - Спецвыпуск № 1 (05).- С. 22-32.
39. Рыбаковский А.А. Миграция населения (вопросы теории). М., 2013. с.68-69.
40. Рыбаковский А.А. Миграция населения. Вып. 5: Стадии миграционного процесса. (Приложение к журналу «Миграция в России».) М., 2001. С. 15-16.
41. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (вопросы теории) –М., «Инфра-М», -2013, 256 с.
42. Рязанцев СВ. Влияние трудовой миграции на социально-экономическое развитие Европы: соименные тенденции. Ставрополь, 2001, 356с. См. также: Рыбаковский Л.Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса. (Очерки теории и методов исследования).М.,2001. 344с
43. Рязанцев, С. Влияние трудовой миграции на социально-экономическое развитие Европы: современные тенденции Текст. / С. Рязанцев. — Ставрополь: Кн. изд-во, 2001.-542 с.
44. Семенчин Е.А., Бабченко О.В. Применение цепей Маркова для прогнозирования миграционных процессов // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 2 – С. 57-58
45. Солдатова, Г. У. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности Текст. / Г.У. Солдатова; под ред. Г.У. Солдатовой. М., 2002.-130с
46. Ю. Бойко. Проблемы трудовой миграции в развитии интеграционных процессов. ОпытЕСиРоссии// Мириполитика.№10, 2012.
47. Юдина Т.Н. Социология трудовой миграции. М., 2006,- 437 с. См. также: Блинова М.С. Современные социологические теории трудовой миграции населения.- М., 2012, 344с.
48. Юдина Т.Н. Социология трудовой миграции: к формированию нового научного направления. М., 2004. С. З5. См. также: Осипов А.Г. Автономия, меньшинства и мультикультурализм: в чем смысл «правления многообразием»? // Мир России. 2008. № 1. С. 109-110.
Вопрос-ответ:
Что такое трудовая миграция?
Трудовая миграция - это перемещение населения из одного места в другое с целью поиска работы и улучшения своего экономического положения.
Какие бывают типы миграционных процессов на рынке труда?
Миграционные процессы на рынке труда могут быть внутренними (внутри страны) и международными (между странами). Внутренняя миграция включает переезд людей из одного региона в другой в поисках работы, тогда как международная миграция предполагает пересечение границы для трудоустройства иностранными работниками.
Какие особенности есть на мировом рынке рабочей силы?
На мировом рынке рабочей силы есть несколько особенностей. Во-первых, существуют центры притяжения, которые предлагают более высокие заработные платы и больше возможностей для трудоустройства. Во-вторых, технический прогресс и глобализация делают возможным перемещение рабочих мест из одной страны в другую. В-третьих, международные организации и соглашения регулируют миграционные процессы и права работников.
Какие направления и центры притяжения трудовых ресурсов существуют?
В мировом масштабе основными направлениями и центрами притяжения трудовых ресурсов являются развитые страны, такие как США, Германия, Канада и другие, где предлагаются лучшие условия трудоустройства и высокооплачиваемые рабочие места.
Какие демографические причины и последствия связаны с трудовой миграцией?
Одной из демографических причин трудовой миграции является неравномерность распределения населения по странам и регионам. Некоторые страны имеют избыток трудовых ресурсов, в то время как другие испытывают недостаток работников в определенных отраслях. Последствиями трудовой миграции могут быть увеличение экономического развития в странах-центрах притяжения, эмиграция высококвалифицированных специалистов из стран-источников рабочей силы, а также социальные и культурные изменения.
Что такое трудовая миграция?
Трудовая миграция - это перемещение рабочей силы из одной страны или региона в другую в поисках работы или лучших условий труда и жизни.
Какие бывают типы миграционных процессов на рынке труда?
Миграционные процессы на рынке труда можно классифицировать по разным критериям. Например, по времени действия: временная миграция (временное трудоустройство в другой стране) и постоянная миграция (переезд на постоянное место жительства в другую страну). Также миграцию можно разделить на внутреннюю (в пределах одной страны) и международную (из одной страны в другую).
Какие особенности есть на мировом рынке рабочей силы?
На мировом рынке рабочей силы существуют несколько особенностей. Во-первых, различия в уровне заработной платы и условиях труда между разными странами привлекают мигрантов из более бедных стран в более развитые. Во-вторых, между странами существуют различия в квалификации и специализации рабочей силы, что также влияет на миграцию.
Какие могут быть причины и последствия трудовой миграции?
Причины трудовой миграции могут быть разные, включая экономические, политические и социальные факторы. Например, высокий уровень безработицы, низкая заработная плата или конфликты в стране могут способствовать миграции. Последствия могут включать экономический рост в стране-получателе, улучшение условий жизни для мигрантов и их семей, а также негативные последствия, такие как социальные проблемы в стране-источнике миграции и проблемы интеграции мигрантов в общество страны-получателя.