Рождение иконы. Историческая судьба иконописи и иконопочитания

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 21 21 страница
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 15.05.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Икона как наследие византийской религии и культуры 5
Глава 2. Развитие иконописи в XVII веке 11
Заключение 19
Список литературы 21
Фрагмент для ознакомления

Таким стилем в середине столетия стало «живоподобие», внедренное в практику главой иконописной мастерской Оружейной палаты Симона Ушаковым. Несмотря на то, что сам Ушаков отличался несомненно яркой индивидуальностью творческой манеры, «живоподобие» его последователей и учеников отличает подлинная анонимность, и единственным критерием авторства в их произведениях вплоть до последнего десятилетия 17 века, когда обстановка в Оружейной палате начинает значительно меняться, является подпись мастера.
Теперь возникает вопрос, что же особенного было в стиле, который внедрил в практику Симон Ушаков? Новшества в стиле «живоподобие» затронули, прежде всего, письмо ликов: их стали изображать с большой точностью в передаче анатомических особенностей человека, выявляя при этом объемную пластику формы. Иконы, созданные в этом стиле, сохраняют условность художественного языка и основываются на традиционных принципах образной трактовки, технике и технологии. Лик Христа на таких иконах – это лик идеального Богочеловека, лишенный недостатков смертных, от которого исходит божественный свет.
Многослойная техника письма живоподобных ликов, разработанная Симоном Ушаковым, была очень сложной и требовала от исполнителя исключительного мастерства. Изографы Оружейной палаты следующего поколения, работавшего в Москве на рубеже XVII–XVIII веков, отработали новый стиль до совершенства. Их произведения отличает особый аристократизм, в основе которого лежал высочайший профессионализм исполнения. Примером зрелого «живоподобия» этого времени может служить икона «Вход в Иерусалим», некогда входившая в праздничный ряд иконостаса какого-то крупного московского храма. Изображение вписано в круг, поскольку иконостасы этого времени имели сложные резные рамы, в которых обильно использовались растительные мотивы и западноевропейские орнаментальные формы. Иконы заключались в картуши разнообразной, порой причудливой формы. Часто использовались овальные и круглые рамы, золоченая резьба которых подчеркивала красоту и отточенность живописи заключенных в них икон.
Для этого стиля характерно стремление к передаче объема, показу глубины пространства, интерес к архитектурным и пейзажным фонам, к деталям одежд и обстановки. К 80-м гг. XVII в. получил широчайшее распространение зеленовато-голубой фон, более светлый вверху и темнеющий к линии позема, который передавал воздушную среду.
Ведущим в цветовой гамме стал красный цвет разных оттенков и насыщенности. В колорите произведений еще значительную роль играют плотные оттенки охр и разновидности зеленоватого санкиря, чаше всего использующиеся в качестве фонов. Благодаря плотности, непрозрачности этих оттенков усиливается ощущение плоскостности изображений, а яркие цвета одежд, построек, пейзажа воспринимаются как цветные инкрустации на нейтральных тонах.
С середины XVII в. большое распространение получают привозные органические пигменты – цветные лаки-баканы, детально исследованные В.П. Голиковым. Все они обладали лессировочными свойствами – прозрачностью и хорошей укрывистостью. В отличие от традиционных пигментов, лаки придавали изображению оптическую глубину. Важнейшим свойством баканов оказалась способность «цветить» золото, которое просвечивало сквозь лаки и придавало им дополнительную яркость и блеск. Изменившийся колорит сыграл немалую роль в общем «оживотворении» русской иконописи второй половины XVII в.
Яркость и чистота цвета в иконах царских мастеров достигалась благодаря использованию дорогих привозных красок, в первую очередь баканов.
Заключение

В византийском искусстве образы служили символами глубочайшей одухотворенности, фигуры почти лишены материальности, лица имели строгий, аскетический характер. Принцип образа-символа был воспринят древнерусскими художниками.
Новгородские фрески показывают, что там в XII в. сложился собственный художественный стиль, отличающийся широкой свободной манерой письма и контрастом колорита. Во фресках новгородских церквей меньше торжественности, но больше движения. Особенной живописностью и экспрессией отличались росписи церкви Спаса-Нередицы, большинство из которых было уничтожено фашистами. В образах святых с горящими глазами дышала некая первозданная мощь, подлинно народная сила.
Блестящий расцвет древнерусской живописи приходится на конец XIV—XV века; с особенной силой он воплотился в творениях замечательных мастеров Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия.
В эпоху XVII века продолжаются новые тенденции, намеченные в предыдущем столетии. Так называемые иконы «догматического содержания», точнее, представляют из себя усложненные композиции аллегорического или исторического характера. Последний в образах Вселенских Соборов, а первый и в развивающейся богородичной иконографии («Живоносный источник», «Неувядаемый цвет»), и в литургических темах с иллюстрациями молитвы «Отче наш», Символа веры, Акафиста. Отдельная тема — изображения преподобных с основанными ими монастырями.
В это время в России продолжается работа, в предшествующем веке проводившаяся на Афоне — это создание иконописных подлинников (Сийский, Строгановский и другие), то есть собрание и систематизация прорисей различных иконографических композиций и их описание. Существуют лицевые (иллюстрированные) и теоретигеские (только с описаниями) подлинники. Имеются также свидетельства заимствований и переосмысления русскими мастерами иконописи и стенописи западноевропейских гравированных композиций, пришедших в Россию а виде иллюстрированных Библий Пискатора и других изданий (Амстердамское издание с гравюрами Питера ван дер Борхта), что будет продолжаться и в XVIII в.
Стилистически иконы становятся жестче, в то же время декоративнее и детализированнее, намечается свето-теневая разработка ликов. Среди царских мастеров, работавших при Оружейной палате, особое место занимает Симон Ушаков. Этот мастер стремится к тому, чтобы и в новой стилистике сохранить возвышенный характер своих произведений. Вторая половина XVII в. отмечена стилем Ушаковского «живоподобия», который привносит в построение композиции объемные формы, интерес к пейзажным линиям, прорисовке одежды и ликов. Иконопись этого периода отходит от условностей. Она становиться многогранной, детальной.

Список литературы

Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М., 1974.
Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. М., 1967.
Болотцева И.П. Новое о творчестве живописца XVIIв. Федора Евтихиева Зубова// Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Т. VIII. Русская художественная культура ХУП века. М., 1991.
Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. – М., 1966.
Комашко Н.И. Иконопись XVII века. Столичная традиция. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://rus-icons.ru/publication/detail.php?ID=258 проверено 28.04.2011г.
Корнеева Н.И. Федор Евтихиев Зубов и иконописная мастерская оружейной палаты [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://skm.solkam.ru/index.php?razdel=stat&text=stat3_04 проверено 28.04.2011г.
Корнилович К. Из летописи русского искусства. М., Л., 1960.
Леонов А. Симон Ушаков. Русская живопись XVII века. М., Л., 1945.
Лифшиц Л.И. История Русского Искусства. Искусство X-XVII веков. М. 2007.
Лифшиц Л.И. История русского искусства. Искусство X-XVII веков. М. 2007.
Павленко А.А. Иконописец Сергей Рожков и некоторые Особенности Развития Пейзажной линии в творчестве царских изографов XVIIв.
Произведение иконописцев Оружейной палаты Московского кремля. Из собрания Останкинского дворца. Каталог. М. 1992.
Савина С. Г. Иконография// Богословские очерки иконографического извода. СПб.: Церковь и культура, 2000.
Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. К 15-тилетию ПСТГУ.

Савина С. Г. Иконография// Богословские очерки иконографического извода. СПб.: Церковь и культура, 2000. С. 6.
Там же. С. 8.
Савина С. Г. Иконография// Богословские очерки иконографического извода. СПб.: Церковь и культура, 2000. С. 9.
Лифшиц Л.И. История русского искусства. Искусство X-XVII веков. М. 2007.
Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. – М., 1966.
Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М., 1974.
Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. – М., 1966.
Корнилович К. Из летописи русского искусства. М., Л., 1960.
Леонов А. Симон Ушаков. Русская живопись XVII века. М., Л., 1945.
Произведение иконописцев Оружейной палаты Московского кремля. Из собрания Останкинского дворца. Каталог. М. 1992г. С.4
Лифшиц Л.И. История Русского Искусства. Искусство X-XVII веков. М. 2007г. С.313
Болотцева И.П. Новое о творчестве живописца XVIIв. Федора Евтихиева Зубова// Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Т. VIII. Русская художественная культура ХУП века. М., 1991.
Павленко А.А. Иконописец Сергей Рожков и некоторые Особенности Развития Пейзажной линии в творчестве царских изографов XVIIв.
Корнеева Н.И.Федор Евтихиев Зубов и иконописная мастерская оружейной палаты[Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://skm.solkam.ru/index.php?razdel=stat&text=stat3_04 проверено 28.04.2011г.
. Корнеева Н.И.Федор Евтихиев Зубов и иконописная мастерская оружейной палаты[Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://skm.solkam.ru/index.php?razdel=stat&text=stat3_04 проверено 28.04.2011г.
Лифшиц Л.И. История Русского Искусства. Искусство X-XVII веков. М. 2007г. С.31
Н.И. Комашко ИконописьXVII века.столичная традиция. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://rus-icons.ru/publication/detail.php?ID=258 проверено 28.04.2011г.
Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. К 15-тилетию ПСТГУ. С 665
Полупрозрачные лаковые краски на основе кошенили, сандала и красного дерева












2

Список литературы

1. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М., 1974.
2. Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. М., 1967.
3. Болотцева И.П. Новое о творчестве живописца XVIIв. Федора Евтихиева Зубова// Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Т. VIII. Русская художественная культура ХУП века. М., 1991.
4. Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. – М., 1966.
5. Комашко Н.И. Иконопись XVII века. Столичная традиция. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://rus-icons.ru/publication/detail.php?ID=258 проверено 28.04.2011г.
6. Корнеева Н.И. Федор Евтихиев Зубов и иконописная мастерская оружейной палаты [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://skm.solkam.ru/index.php?razdel=stat&text=stat3_04 проверено 28.04.2011г.
7. Корнилович К. Из летописи русского искусства. М., Л., 1960.
8. Леонов А. Симон Ушаков. Русская живопись XVII века. М., Л., 1945.
9. Лифшиц Л.И. История Русского Искусства. Искусство X-XVII веков. М. 2007.
10. Лифшиц Л.И. История русского искусства. Искусство X-XVII веков. М. 2007.
11. Павленко А.А. Иконописец Сергей Рожков и некоторые Особенности Развития Пейзажной линии в творчестве царских изографов XVIIв.
12. Произведение иконописцев Оружейной палаты Московского кремля. Из собрания Останкинского дворца. Каталог. М. 1992.
13. Савина С. Г. Иконография// Богословские очерки иконографического извода. СПб.: Церковь и культура, 2000.
14. Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. К 15-тилетию ПСТГУ.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет икона в византийской религии и культуре?

Икона имеет огромное значение в византийской религии и культуре. Она является священным объектом, через который происходит общение с Богом и святыми. Иконы помогают верующим в достижении духовного совершенства и спасения души.

Как изменилась иконопись в XVII веке?

В XVII веке иконопись претерпела существенные изменения. Новым стилем стало живоподобие, внедренное в практику главой иконописной мастерской Оружейной палаты Симона Ушаковым. Живоподобие стало характерным чертой икон этого периода и отличалось от предыдущих стилей.

Кто был главой иконописной мастерской Оружейной палаты в XVII веке?

Главой иконописной мастерской Оружейной палаты в XVII веке был Симон Ушаков. Он был талантливым и известным иконописцем, его творческая манера имела яркую индивидуальность. Впоследствии его стиль был усвоен и развит его последователями и учениками.

Что отличает иконопись XVII века от предыдущих стилей?

Основной отличительной чертой иконописи XVII века было живоподобие. Этот стиль, внедренный Симоном Ушаковым, отличался от предыдущих стилей иконописи. Живоподобные иконы были более реалистичными и близкими к человеческой природе. Они стали особенно популярными и любимыми среди верующих.

Какие изменения произошли в иконописи в середине XVII века?

В середине XVII века произошли значительные изменения в иконописи. Один из главных изменений было внедрение стиля живоподобия в практику иконописной мастерской Оружейной палаты. Этот стиль был разработан главой мастерской Симоном Ушаковым и отличался своей индивидуальностью. В дальнейшем, его стиль был развит его последователями и учениками.

В чем заключается историческая судьба иконописи и иконопочитания?

Историческая судьба иконописи и иконопочитания связана с развитием и распространением христианства. Икона является наследием византийской религии и культуры, которая оказала большое влияние на развитие иконописи в разных временных периодах. В XVII веке произошло развитие нового стиля живописи - живоподобие, которое было внедрено в практику мастерской Оружейной палаты под руководством Симона Ушакова. Его последователи и ученики привнесли свои особенности в живоподобие.

Какое влияние оказала византийская религия и культура на иконопись?

Византийская религия и культура оказали большое влияние на развитие иконописи. Икона была признана основным объектом поклонения, символом веры и связующим элементом религиозной общины. Византийские художники разработали свои стилистические приемы, основанные на символике и духовном содержании иконы. Эти традиции были переданы иконописцам в разных странах и в разные временные периоды.

Как развивалась иконопись в XVII веке?

В XVII веке произошло развитие нового стиля живописи - живоподобие. Он был внедрен в практику мастерской Оружейной палаты под руководством Симона Ушакова. Живоподобие отличалось особым вниманием к деталям и подражанием реальному миру. Несмотря на индивидуальность творческой манеры самого Ушакова, его последователи и ученики также привнесли свои особенности в живоподобие, что привело к разнообразию стилей в иконописи XVII века.

Кто был главой иконописной мастерской Оружейной палаты в XVII веке?

В XVII веке главой иконописной мастерской Оружейной палаты был Симон Ушаков. Он был яркой и талантливой личностью, отличался своей индивидуальностью в творческой манере. Под его руководством мастерская развивалась и принимала новые техники и приемы в живописи.

Какова роль иконы в византийской религии и культуре?

Икона является важным элементом византийской религии и культуры. Она служит не только объектом поклонения, но и способом передачи святынь и образов святилища. Через иконы византийцы получали культовый контакт с православным богослужением, которое они практиковали. Также иконы влияли на эмоциональное состояние верующих, оказывая благотворное воздействие на их душу и ум.