Память личности как психический познавательный процесс

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология личности
  • 35 35 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 17.05.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Психологические аспекты исследования психических процессов памяти 5
1.1. История исследования памяти 5
1.2. Память: ее организация и основные процессы 14
Глава 2. Память как высшая психическая функция 17
2.1. Память как психическое явление 17
2.2. Виды памяти, ее психологические особенности 22
Глава 3. Методы и средства для исследования параметров памяти человека 27
Заключение 32
Список литературы 34

Фрагмент для ознакомления

Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека. Она «позволяет ему регулировать поведение в зависимости от ранее пережитых чувств»[12, с. 178].По степени волевой регуляции памяти память разделяется на:произвольную,непроизвольную.Указанные виды памяти различаются в зависимости от степени волевой регуляции, от цели и способов запоминания и воспроизведения. «Если не ставят специальной цели запомнить и припомнить тот или иной материал и последний запоминается как бы сам собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий, то это память непроизвольная. Так, ученик запоминает интересную книгу, кинофильм, события, произведшие на него большое впечатление, интересный рассказ учителя. Однако запоминается само собой далеко не все, что надо человеку помнить. Если ставят специальную цель запомнить, применяют соответствующие мнемические (от греческого слова «мнеме» — память) приемы, производят волевые усилия, то это память произвольная»[7, с. 275].Непроизвольная память в развитии предшествует произвольной. Жизненный опыт ребенка вначале строится в основном на непроизвольной памяти и приобретается ребенком без специального намерения запомнить и без специальных усилий. Однако в сознательной, активной деятельности, при усвоении системы знаний, умений и навыков (например, в учении) произвольная память занимает ведущее место. Необходимо помнить, что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его личностью и деятельностью. «Лучший способ запомнить и надолго сохранить в памяти информацию – применить знания на практике». [8, с. 126]Эффективность памяти определяется её воспроизведением. Кратковременная и долговременная память различаются также и по количеству материала, который удерживается в памяти. Эта характеристика называется объёмом, или ёмкостью памяти. Объем и длительность хранения являются зависимыми параметрами.По длительности хранения память делится на кратковременную и долговременную. Кратковременная память – вид памяти, при котором объем полученной информации значительно ограничен и задерживается в памяти до 30 секунд. Согласно D.A. Booth [2, с. 672] на 9-12 секунде начинается переход кратковременной памяти в долговременную. Однако информация остается в кратковременной памяти, пока полностью не закодируется и не передастся в долговременную. «Консолидация памяти (переход кратковременной памяти в устойчивую долговременную) осуществляется в течение 15-30 минут» [3, с. 20]. Долговременная память – это вид памяти, характеризующийся неограниченным объемом информации, которая может удерживаться в памяти от нескольких часов до нескольких лет, а иногда и всю жизнь.Таким образом, виды памяти различают в зависимости от того, что запоминается, как запоминается и насколько долго хранится. Все рассмотренные виды памяти играют определенную роль в жизни и деятельности человека.Глава 3. Методы и средства для исследования параметров памяти человекаДля оценки параметров памяти предлагается программно-технический комплекс, позволяющий определить такие свойства памяти как объем, точность и оперативность. Отличительной чертой предлагаемого комплекса является то, что стимульная информация и реактивная клавиатура реализована с использованием универсальной резистивной сенсорной панели. Программное обеспечение (ПО) программно-технического комплекса создано с использованием компилятора MicrosoftVisual C++ 2008, имеет модульную структуру и функционирует под управлением операционной системы Windows. Каждый модуль связан с конкретным психофизиологическим исследованием и выбирается из основной программы посредством меню. Модуль исследования основных параметров внимания имеет графический интерфейс пульта испытуемого (ПИ) представленный на рис. 1. ПИ осуществляет предъявление испытуемому стимульной и предупредительной информации с помощью моделей точечных источников света, цифровых индикаторов и подсвечивающих табло. Рисунок 1. Графический интерфейс пульта испытуемогоПри исследовании такого показателя как объем памяти (ОП) используется интерактивная клавиатура 1, которая в данном виде тестирования играет роль квадратной матрицы поля стимулов (КМПС). Основная процедура обследования состоит из рядациклов, каждый из которых содержит этап предъявления зрительного образа в виде совокупности подсвеченных и не подсвеченных элементов КМПС, предъявляемых на некоторое время экспозиции, и последующего этапа воспроизведения испытуемым этого времени нажатием на те элементы матрицы, свечение которых он запомнил. Предъявление и воспроизведение зрительного матричного образа осуществляется на одних и тех же элементах матрицы. Основными параметрами метода являются: время экспозиции (от 20 мс до 360 с); объем зрительного образа, определяемый общим числом элементов предъявляемой матрицы (от 3Х3 до 7Х7, при этом количество элементов матрицы регулируется программным образом);статистическая сложность образа, которая определяется средней частотой появления подсвечиваемого элемента матрицы. Статистический синтез изображений проведен таким образом, что средняя частота появления светящегося элемента остается постоянной при изменении объема зрительного образа. Предусмотрен режим предъявления зрительных образов, имеющих зависимую статистическую структуру, со средней частотой появления светящегося элемента, зависящего от состояния соседнего элемента. Один из режимов позволяет предъявлять последовательность образов, в которых половина светящихся элементов появляется на постоянных позициях, а вторая половина - по псевдослучайному закону. Также имеется возможность предъявления образа на время, определяемого самим испытуемым, например до полного запоминания. Объем памяти ОП рассчитывается в соответствии с формулой, где N - общее количество предъявленных образов, С - количество ошибочно воспроизведенных образов, Tcp - среднее время ответа испытуемого. Для исследования точности и оперативности работы памяти используются методики, описанные в работе [27], которые включают последовательность таких тестов как поиск сигнала в шуме (ПСШ), опознание (ОП), полное воспроизведение (ППВ), определение отсутствующей цифры (ООЦ). В процессе работы используется интерактивная клавиатура 3, в которой надписи на крайних клавишах "L" и "R" программно меняются на "Да" и "Нет" соответственно, а цветная клавиша "Y" на надпись "Готов". Испытуемый получает задачу запомнить предъявляемую ему с помощью «всплывающего» окна цифру-инструкцию и с помощью кнопок "Да" и "Нет" отметить, присутствовала ли данная цифра в последовательности из 5 цифр. Тестирование включает в себя предварительный этап тренировки, в ходе которого через 1 с после нажатия испытуемым кнопки "Готов", появляется цифра-инструкция, после чего через 1 с следует с межстимульным интервалом 120-150 с последовательность из 5 цифр. Через 2 с после реакции испытуемого появляется новая цифра-инструкция и через 1 сновая последовательность из 5 цифр. После предъявления 5 последовательностей тренировка завершается и ПО переводится в режим тестирования, в ходе которого испытуемому последовательно предъявляется 20 серий из 5 цифр каждая в указанном выше порядке.При исследовании полного воспроизведения испытуемый получает задачу, в ходе которой он должен воспроизвести предъявленную серию из 5 натуральных цифр. Предварительно проводится обучение испытуемого, в ходе которого через 1 с после нажатия на кнопку "Готов" ему предъявляется серия из 5 цифр, которую необходимо воспроизвести на цифровой клавиатуре. Спустя 2 с после окончания воспроизведения, автоматически предъявляется новая серия цифр. После предъявления 5 серий тренировка завершается и ПО переходит в режим тестирования предъявляя пациенту 20 серий из 5 цифр. В ходе проведения теста по определению отсутствующей цифры испытуемому предъявляется серия из 5 цифр, вслед за которой, с интервалом в 1 спри помощи всплывающего сообщения предъявляются те же цифры, кроме одной. Необходимо определить отсутствующую цифру и отметить ее нажатием на соответствующую клавишу. В процессе тестирования испытуемому предъявляется 20 серий по 5 цифр каждая. В качестве основных показателей ПО рассчитывает количество правильных и ошибочных ответов, а также временные характеристики - среднее время ответов, общее время воспроизведения и время запоминания в режиме произвольной экспозиции. Определение точности и оперативности работы памяти (ТОР) осуществляется по формулам аналогичным , где N - общее количество предъявленных серий цифр, С - количество ошибочных ответов, Tcp - среднее время ответа испытуемого. Использование современных сенсорных панелей совместно с электронными медико-техническими устройствами позволяет повысить качество психологической диагностики за счет создания интерактивных программно-технических комплексов, к отличительной особенности которых следует отнести "естественность" графического интерфейса, легкую адаптацию пациента к работе.ЗаключениеАнализ памяти как сквозного психического процесса показал, что память – это основа психической жизни человека. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти.Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память позволяет человеку накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт.Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы: уже процесс первичного закрепления материала может происходить в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявится в узнавании, в свободном воспроизведении.Общим для всех этих многообразных психических процессов, которые обычно объединяются термином память, является то, что они отражают и воспроизводят прошлое, прежде пережитое человеком. Память – форма сохранения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. У разных людей превалируют различные виды памяти. Наиболее популярной является следующая классификация:по объекту запоминания:образная память,словесно-логическая память, двигательная память,эмоциональная память.по степени волевой регуляции памяти:произвольная память,непроизвольная память.по длительности хранения памяти:кратковренная память,долговременная память.С.Л. Рубинштейн различал следующие виды памяти:моторная память, образная память,логическая память,аффективная память.Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение и последующее воспроизведение.В настоящее время перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: учение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала. Список литературыАткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М., 1980.Аткинсон Р.С. Введение в психологию. – М., 2003. Бань Н.С. Память человека и возможности улучшения запоминания / Н.С. Бань. – М., 1977. Батова Н.Я., Холмская Е.Д. Нейропсихологический анализ влияния эмоционального фактора на воспроизведение словесного материала // Вопросы психологии. – 1984. – № 3.Большунов Я.В. К характеристике структуры произвольного воспроизведения // Вопросы психологии. – 1978. – № 3.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 Т. – М., 1982. Т. 1. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003.Дубровина И.В. Психология. – М.: Академия. – 2001.Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. – М., 1980.Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1961.Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. – М., 1978.Крутецкий В.А. Психология. – М., 1986.Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М., 1976. С. 38.Майерс Д. Психология. – Минск, 2005.Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999.Павлов И.П. Полное собрание трудов. – М.; Л., 1949. Т. 3. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. – М., 1961.Психология и педагогика. – М.—Новосибирск, 2000.Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М., 1998.Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога. – М., 2002.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М., 1966.Цит. по: Блонский П. П. Память и мышление. – СПб., 2001. Цит. по: Йейтс Ф. Искусство памяти / Ф. Йейтс. – СПб., 1997. Шлычкова А.Н. Изучение эффективности развитых видов запоминания // Вопросы психологии. – 1982. – № 6; Шлычкова А.Н. Непроизвольное и произвольное запоминание осмысленного материала старшеклассниками // Вопросы психологии. – 1986. – № 4.Плотников В.В., Кореневский Н.А. Забродин Д.М. Автоматизация методик психологического исследование: принципы и рекомендации / монография, Орел: Из-во ин-та психологии АНССР, ВНИИОТ Госагропрома СССР, 1989

Список литературы
1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. – М., 1980.
2. Аткинсон Р.С. Введение в психологию. – М., 2003.
3. Бань Н.С. Память человека и возможности улучшения запоминания / Н.С. Бань. – М., 1977.
4. Батова Н.Я., Холмская Е.Д. Нейропсихологический анализ влияния эмоционального фактора на воспроизведение словесного материала // Вопросы психологии. – 1984. – № 3.
5. Большунов Я.В. К характеристике структуры произвольного воспроизведения // Вопросы психологии. – 1978. – № 3.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 Т. – М., 1982. Т. 1.
7. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология. – М., 2003.
8. Дубровина И.В. Психология. – М.: Академия. – 2001.
9. Зинченко В.П., Величковский Б.М., Вучетич Г.Г. Функциональная структура зрительной памяти. – М., 1980.
10. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., 1961.
11. Клацки Р. Память человека: структуры и процессы. – М., 1978.
12. Крутецкий В.А. Психология. – М., 1986.
13. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М., 1976. С. 38.
14. Майерс Д. Психология. – Минск, 2005.
15. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1999.
16. Павлов И.П. Полное собрание трудов. – М.; Л., 1949. Т. 3.
17. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. – М., 1961.
18. Психология и педагогика. – М.—Новосибирск, 2000.
19. Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М., 1998.
20. Рогов Е.Н. Настольная книга практического психолога. – М., 2002.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000.
22. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М., 1966.
23. Цит. по: Блонский П. П. Память и мышление. – СПб., 2001.
24. Цит. по: Йейтс Ф. Искусство памяти / Ф. Йейтс. – СПб., 1997.
25. Шлычкова А.Н. Изучение эффективности развитых видов запоминания // Вопросы психологии. – 1982. – № 6;
26. Шлычкова А.Н. Непроизвольное и произвольное запоминание осмысленного материала старшеклассниками // Вопросы психологии. – 1986. – № 4.
27. Плотников В.В., Кореневский Н.А. Забродин Д.М. Автоматизация методик психологического исследование: принципы и рекомендации / монография, Орел: Из-во ин-та психологии АНССР, ВНИИОТ Госагропрома СССР, 1989

Вопрос-ответ:

Что такое память личности?

Память личности - это психический познавательный процесс, который позволяет нам сохранять и восстанавливать информацию о себе, своих переживаниях, событиях, знаниях и навыках.

Каковы основные процессы памяти?

Основными процессами памяти являются кодирование (перевод информации в форму, понятную для нервной системы), сохранение (удержание информации в памяти) и восстановление (извлечение информации из памяти).

Какие виды памяти существуют и какие у них психологические особенности?

Существует краткосрочная память (которая позволяет хранить информацию в течение нескольких секунд или минут) и долгосрочная память (позволяет хранить информацию в течение длительного времени). Особенностью краткосрочной памяти является ее ограниченная емкость, в то время как долгосрочная память способна хранить значительно большее количество информации.

Какие методы и средства используются для исследования памяти человека?

Для исследования параметров памяти человека используются различные методы, такие как эксперименты, наблюдения, тестирование, анкетирование. В качестве средств исследования могут использоваться компьютерные программы, приборы для измерения физиологических показателей (например, электроэнцефалография) и другие технические устройства.

Что такое эмоциональная память?

Эмоциональная память - это вид памяти, который связан с сохранением и воспроизведением информации, связанной с эмоциональными переживаниями. Она имеет особую психологическую значимость, поскольку эмоциональные события часто оказывают сильное влияние на формирование и хранение памятных следов.

Какие аспекты психических процессов памяти были исследованы в истории?

В истории исследования памяти были изучены различные аспекты психических процессов, такие как механизмы хранения информации, способы восстановления информации, факторы, влияющие на запоминание и забывание, а также стратегии повышения эффективности памяти.

Какая организация и основные процессы в памяти?

Память организована в виде трех основных процессов: кодирование, хранение и извлечение информации. Кодирование - это процесс преобразования входящей информации в форму, которая может быть хранена в памяти. Хранение - это процесс сохранения закодированной информации в памяти. Извлечение - это процесс получения информации из памяти и использования ее.

Что представляет собой память как психическое явление?

Память можно рассматривать как психическое явление, которое позволяет человеку сохранять и восстанавливать информацию о прошлых событиях и опыте. Она играет важную роль в формировании нашей личности, позволяя нам узнавать себя и свое прошлое, а также использовать полученные знания для принятия решений и решения задач.

Какие виды памяти существуют и какие у них психологические особенности?

Существует несколько видов памяти, каждый из которых имеет свои психологические особенности. Краткосрочная память предназначена для хранения небольшого объема информации в течение короткого времени. Долгосрочная память позволяет хранить информацию на более длительный срок. Рабочая память является комбинацией краткосрочной памяти и когнитивных процессов, связанных с обработкой информации. Каждый из этих видов памяти имеет свои особенности в объеме хранения, длительности хранения и способе использования информации.

Какие методы и средства используются для исследования параметров памяти человека?

Для исследования параметров памяти человека используются различные методы и средства, такие как психологические тесты, эксперименты с запоминанием и воспроизведением информации, нейрофизиологические и нейроимиджинговые методы, а также наблюдение и анализ поведения и реакций человека. Эти методы позволяют изучать процессы кодирования, хранения и восстановления информации, а также выявлять факторы, влияющие на эффективность памяти.