Социальная работа с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 68 68 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 26.05.2014
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологичские основы социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в РФ 6
1.1. Исторические этапы развития опеки и попечительства в России 6
1.2. Технологии социальной работы с сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей в РФ и Свердловской области 10
1.3. Правовое регулирование социальной поддержки статусных детей 22
Глава 2. Исследование направлений и эффективности социальной поддержки детей сирот в Свердловской области 34
2.1. Анализ аспектов работы с сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей в учреждениях Свердловской области 34
2.2. Изучение деятельности по соблюдению прав сирот и детей оставшихся без попечения родителей в Свердловской области 43
2.3. Оценка приоритетных стратегий развития социальной работы с детьми оставшимися без попечения родителей в Свердловской области 50
Заключение 57
Список литературы 61
Приложение 65

Фрагмент для ознакомления

Однако органами опеки и попечительства в городах и районах области ошибочно считают органы управления образованием, в штате которых есть специалисты по охране детства. Главы органов местного самоуправления, являясь согласно законодательству главами органов опеки и попечительства, то есть «главными опекунами в районе», не уделяют проблемам охраны прав детей, а в особенности детей-сирот, должного внимания, а также не всегда понимают свою личную ответственность за решение указанных вопросов.
3) Механизм защиты жилищных прав детей из неблагополучных семей: Согласно требованиям Семейного и Гражданского кодексов для отчуждения прав несовершеннолетних на жилое помещение требуется согласие органов опеки и попечительства. В последнее время в городах и районах Свердловской области, где стоимость жилых помещений сравнительно высокая, сложилась практика работы так называемых «черных риэлтеров» с неблагополучными семьями и выпускниками детских домов по продаже их квартир с одновременным приобретением им жилья в деревнях.
4) Выявление детей, оставшихся без попечения родителей: При анализе деятельности органов опеки и попечительства городов и районов области выявляется, что сведения о детях, оставшихся без попечения родителей, не всегда своевременно поступают в указанные органы. Так, родственники, воспитывающие детей-сирот, не сообщают в органы опеки и попечительства об отсутствии у таких детей родителей. Самым распространенным примером являются бабушки, на попечении которых остаются внуки, а родители уезжают в неизвестном направлении. Если ребенок не посещает образовательное учреждение (школу или детский сад), то органы опеки и попечительства в течение длительного периода времени не получают информации о таком ребенке.
5) Работа со средствами массовой информации: В связи с повышенным вниманием общественности, которое проявляется в последнее время к проблемам сиротства, данные вопросы регулярно освещаются в средствах массовой информации. Несмотря на положительный опыт сотрудничества департамента образования Свердловской области с прессой, нередко средства массовой информации искажают действующее законодательство для более эффективной его подачи.
Также необходимо отметить, что на современном этапе в Свердловской области постепенно внедряются проекты, ориентированные на повышение качества работы в соблюдении прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, с 2011 года в Свердловской области действует социальный проект «Чужих детей не бывает», в ходе реализации которого принят ряд дополнительных мер соцподдержки для семей и детей. Установлена единовременная выплата  в размере 30 тысяч рублей на усыновленного ребенка, также дети-сироты освобождены от платы за закрепленное жилое помещение и коммунальные услуги, увеличен размер вознаграждения приемному родителю за второго ребенка, принятого в семью.
В целях сохранности жилого помещения, закрепленного за детьми, оставшимися без попечения родителей, внесены изменения в областной закон «О защите прав ребенка», предусматривающие предоставление дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты в размере сто тысяч рублей на ремонт жилого помещения.
Также, по программе «Чужих детей не бывает» создаются видеопаспорта на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это небольшие видеоролики, с которыми может ознакомиться любой человек, пожелавший взять на воспитание ребенка. В 2012 году создано более 80 видеопаспортов на юных свердловчан. Информацию о таких ребятах можно узнать в управлении социальной политики по месту жительства, а также на сайтах Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства социальной политики Свердловской области, на странице «Территория без сирот» благотворительного фонда «Волонтеры – в помощь детям-сиротам».
В Свердловской области также действуют «Школы приемных родителей». Как результат – существенное сокращение отмененных решений органов опеки и попечительства о передаче детей-сирот на воспитание в семьи.
В целом, как было выявлено в процессе проведенного исследования основополагающими проблемами реализации прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является проблема развития семейных форм устройства детей, а также проблема адаптации детей к моменту их выпуска из детского дома. Также в качестве проблемной составляющей является адаптация детей на уровне детского дома и устранение девиантных моделей поведения, препятствующих процессу социализации. Приоритетные стратегии данного направления развития на современном этапе определяются в качестве ведущих направлений работы социальных работников в специализированных интернатных учреждениях.

2.3. Оценка приоритетных стратегий развития социальной работы с детьми оставшимися без попечения родителей в Свердловской области

Согласно результатом проведенного исследования процесс содействия развитию подростков на уровне интерната является одним из значимых и приоритетных направлений работы. Как указывают результаты исследования и оценки ситуации со стороны социальных работников проблемы социализации и готовности к самостоятельной жизни являются одними из ведущих. Причиной этого возможно отметить ограниченные возможности интерната и недостаточное количество педагогов, способных помимо воспитательных и учебной деятельности также обеспечить для детей досуговую деятельность и использовать прочие технологии социальной работы по подготовке детей к самостоятельной жизни.
Одним из направлений устранения групп проблем детей – сирот является более активная реализация здоровьесберегающих технологий посредством спортивно ориентированного развития ребенка.
При выстраивании работ с детьми основополагающим аспектом является выявление их системы ценностей и ценностных приоритетов.
Ценностные приоритеты детей – сирот весьма неоднозначны и базируются на целом ряде составляющих, не всегда актуальных для взрослой самостоятельной жизни.
Наиболее актуальным ориентиром при формировании системы ценностей могут стать ценностные ориентации современного общества:
1. Свобода. Свобода является одной из самых главных ценностей. Свобода слова, действий, выбора необходимы для самоутверждения и самосовершенствования.
2. Здоровье. Стремление к поддержанию здоровья и здорового образа жизни – необходимая ценность, как основной аспект выживания и развития. Только здоровый человек сможет чувствовать себя полноценной личностью, ощущать всю красоту и прелесть жизни во всех ее проявлениях.
3. Духовность. Благодаря духовной культуре подросток может дать начало живописи, рождению стихов и т.д. Некоторые могут стать художниками, писателями. Духовная удовлетворенность тесно связана с сознанием человека.
4. Материальные ценности. Каждый человек стремится к успеху, богатству, счастью. Поэтому современные дети должны стремиться создать с своей жизни необходимую материальную базу за счет получения образования и перспективной работы. Материальный достаток является основным показателем успешности.
Одной из развиваемых и приоритетных в работе социального работника является технология профилактики девиантности подростков. Основной способ борьбы с ней – предотвратить возникновении инцидентов, как таковых. На современном этапе развития социальной работы в данном направлении разработаны весьма действенные технологии профилактики девиантности среди подростков, которые могут использовать в своей практической работе педагоги, психологи, социальные педагоги и социальные работники. Среди наиболее действенных являются информационные технологии профилактики. Данные технологии включают в себя ряд постулатов, на основе которых выстраивается профилактическая социальная работа в данном направлении.
Значимым аспектом является работа с подростковыми группами. В данном направлении работает не только социальный педагог и работник, но и психолог. Ощущая поддержку подросток более успешно идет на контакт со специалистами. У него появляется более явный стимул для того, чтобы избежать возникновения девиантного поведения. Появляется стимул к тому, чтобы не перейти к употреблению наркотических средств, алкоголя и пр.
Фактически личность начинает принимать и оценивать факторы комфортного пребывания в новом социальном окружении, становится более гибкой. Успешность адаптации во многом определяется существующими социально – психологическими условиями, к которым относятся:
- язык;
- ценности и нормы поведения;
- навыки и умения;
- статусы и роли;
- поощрения и санкции.
Данные ориентиры являются ведущими для социальных работников при организации работы с детьми – сиротами в детских домах.
Содействие адаптации уже на уровне специализированных учреждений ориентируется на создании в коллективе ситуации, способствующей выработке у детей чувства эмоционального благополучия, доверия, значимости личности для коллектива. Подобные меры становятся ведущими и способствующими устранению возможности стремления воспринимать девиантные ценности иных групп.
Среди показателей удовлетворенности личности коллективом возможно отметить следующие:
- удовлетворенность собственным статусом в группе;
- удовлетворенность деятельностью коллектива;
- удовлетворенность деятельностью лидеров коллектива;
- наличие чувства защищенности в коллективе;
- внутреннее спокойствие и уверенность.
Данные факторы являются определяющими для комфортного пребывания в учреждении. Задачей взрослого в данном случае представляется проводить мониторинг ситуации развития группы и взаимоотношений в ней, вычленять и устранять возможные опасности и конфликты, внедрять социально одобряемые модели и нормы поведения через лидеров, тем самым препятствуя возникновения и развитию моделей асоциальных.
Исходя из данных аспектов социальное поведение основано на утверждении в отношении личности «поступай, как все» или «поступай, как следует». Индивид усваивает нормы морального поведения поступательно, благодаря чему получает возможность узнать и осознать, с какой целью он или кто-то другой совершает тот или иной поступок и почему он его совершает так, а не иначе. Общество диктует личности, как она должна жить, вести себя, какие привлекательные качества формировать исходя из своего социального положения, принадлежности к полу, возрастному периоду, семейному статусу, уровню образования и пр. В случае нарушения данных норм поведения и проявления личностных качеств, не соответствующих ее статусу, личность получает общественное неодобрение и порицание.
Помещение ребенка в социальную среду закрытого учреждения, особенно если до этого он воспитывался в семье, является не просто стрессовой ситуацией, а катастрофой. При отсутствие стимулирования социальной адаптации данный процесс будет протекать более длительный период и способствовать формированию у ребенка различных форм девиантного поведения, отсутствие желания принимать свой новый статус и устремления адаптироваться и развиваться согласно новым условиям.
В настоящее время в стационарных учреждениях Свердловской области для детей – сирот широко используются разные виды детского труда: по самообслуживанию, хозяйственно-бытовой, на природе, учебный и др. Для адаптационного процесса они играют значительную роль так, как позволяют подростку включиться в процесс жизнедеятельности учреждения и вносить свой вклад в его развитие, ощутить себя значимой и важной частью места пребывания.
Педагогами и психологами доказано, что эффективность овладения детьми навыками труда во многом определяется их осознанием значимости результатов своей деятельности. Там, где дети не «играют» в труд, а выполняют посильную, но общественно значимую деятельность, эти показатели значительно выше.
Необходимо отметить, что уровень сформированности трудовых навыков детей – воспитанников сиротских учреждений часто гораздо выше, чем у их сверстников из семьи. Это объясняется ранним активным включением детей в трудовую деятельность.
Важным средством формирования в детях любви к труду и желания трудиться является общественное мнение по отношению к человеку-труженику. Возрождение этой традиции во многом способствует росту привлекательности труда в глазах детей, стремление стать самим похожим на тружеников. В условиях воспитательного учреждения рекомендуется создавать условия для неформального общения детей с людьми труда, мастерами своего дела. Труд детей должен быть максимально коллективным, эмоционально положительно окрашенным. Именно тогда он не будет для детей тяжелым бременем, а станет привлекательной деятельностью, максимально раскрывающей потенциал ребенка.
Неотъемлемым компонентом всесторонне развитой личности является ее эстетическое воспитание. Огромное значение для детей-сирот приобретает эстетика быта. Воспринимая эстетическую организацию помещения, участка социально – реабилитационного центра, внешнего облика персонала и сверстников, ребенок получает первые представления о художественном вкусе, у него складываются эстетические эталоны, на которые он будет ориентироваться в последующей жизни. В социально – реабилитационных центрах ведется определенная работа в этом направлении: детей знакомят с произведениями изобразительного искусства, музыкой, учат понимать и восхищаться природой, обучают навыкам собственной эстетической деятельности (рисованию, лепке, пению, игре на музыкальных инструментах и т.д.). Однако катастрофически не хватает глубоких научно-методических разработок по оптимизации процесса эстетического воспитания воспитанников с учетом специфических условий детского дома.
Сегодня идет активная перестройка режима работы учреждений интернатного типа в Свердловской области, направленная на решение задачи социализации каждого ребенка. Основными признаками этой перестройки являются демократизация и гуманизация всей жизни. Однако нужно подчеркнуть, что гуманизация режима жизни детей – это не попустительство и вседозволенность, а такое устройство правил, которое позволяет каждому ребенку наиболее полноценно жить, чувствовать себя защищенным, быть здоровым и развитым.
В целом, процессы адаптации детей в социально детских домах во многом ориентированы на организацию процесса успешной социализации. Приоритетными сферами, способствующими конструктивной социализации являются организации, обеспечивающие творческий досуг при непосредственном руководстве квалифицированного педагога, ориентирующего ребенка на принятие норм и правил поведения, принятых в воспитательном учреждении.
Приоритетные направления работы социального работника по профилактике асоциального поведения у детей – сирот в приоритетных позициях базируется на своем разнообразии, многообразии подходов и технологий с акцентированием внимания на выявленные в результате диагностики проблемы. Социальные работники в данном процессе являются преимущественно организаторами необходимых мероприятий, привлечения специалистов и средств. Работа с детьми включает в себя множество этапов и будут являться эффективной при комплексном подходе, то есть не только просвещении, но создании альтернативы асоциального поведения.
Таким образом, возможного отметить, что для современной Свердловской области в реализации прав детей – сирот и детей без попечения родителей является совокупность проблем, одной из которых является невозможность полноценной социализации и адаптации в учреждении интернатого типа. В связи с этим в приоритеты деятельности для органов опеки и социальных работников встает обеспечение более успешных процессов развития усыновления гражданами и профилактика отказов от усыновления, развитие семейных детских домов, патронажных семей, взятия детей под опеку. Также в качестве актуальной является проблема устранения препятствий к реализации выпускниками из детских домов их права на жилье, социализации, адаптацию.













Заключение

Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что дети, оставшиеся без попечения родителей по причине биологического или социального сиротства определяются на воспитание в детские дома. Детский дом становится тем учреждением, где ребенок получает необходимую помощь в процессе взросления и где частичные родительские обязанности перекладываются на персонал. Однако, данная форма пребывания и социализации детей является далеко не идеальной и наиболее успешной формой развития и социализации ребенка продолжает оставаться семья. Именно в семье он наиболее полноценно получает необходимые для самостоятельной жизни навыки.
При этом, также необходимо отметить, что до поступления в детский дом дети могут находиться в реабилитационных центрах, которые адаптируют их к их новому статусу. Адаптация для детей в данных учреждениях является наиболее проблемной составляющей так, как они длительный период могли проживать в семье, в силу личностных характеристик, привычек и привязанностей, которые были разрушены, им гораздо тяжелее приспособиться к своему сиротскому статусу, чем детям – сиротам с рождения.
Направления социальной работы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на уровне регионов базируются на общих принципах, принятых при работе с детьми в РФ. Социальная работа, при этом, основывается на выявлении существующих групп проблем на базе различных учреждений, которые обеспечивают воспитательный процесс сирот.
Находясь на полном пансионе государства дети – сироты имеют весьма слабое представление о действительности окружающего мира, не имеют навыков самообслуживания и правовой грамотности. Все это создает значительные проблемы при их выпуске из детского дома и вступлении во взрослую самостоятельную жизнь.
Основной проблемой является ситуация неприспособленности детей - сирот к жизни в обществе и самообслуживанию, несформированности понятия о жизни в семье и отсутствии правовой грамотности. Наличие данных групп проблем становится причиной возникновения асоциального поведения, невозможности полноценного включения выпускников детских домов в жизнь общества.
Направления социальной работы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей основываются на как на федеральном, так и региональном уровне на мерах профилактики асоциального поведения, их социализации, творческого развития, поддержания для детей возможности социальной адаптации во внешнем мире. В Свердловской области социальные работники обеспечивают для себя приоритеты исходя и выделенных позиций, актуальных для федеральной системы опеки в целом.
Законодательство Свердловской области определяет приоритетом для детей семейные формы устройства исходя из чего приоритетом для органов опеки определяется осуществление поиска для детей приемных семей или обеспечение патронажа. При этом проблемной составляющей деятельности органов опеки Свердловской области определяется увеличение количества детей сирот, особенно сирот социальных.
Учреждения Свердловской области, ориентированные на работу с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в своем большинстве являются стационарными за исключением органов опеки, которые являются частью государственного аппарата.
В целом, среди аспектов работы с детьми – сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в Свердловской области были выделены следующие:
1. Педагогическая помощь, ориентированная как на детей, так и персонал учреждений по воспитанию сирот. Предоставление возможности обучения, развития, самореализации.
2. Социальная помощь, ориентированная на обеспечение социализации, адаптации, социальной коррекции.
3. Бытовое обслуживание: предоставление места для проживания, возможности удовлетворения первичных потребностей.
4. Психологическая помощь. Ориентирована на устранение групп психологических проблем, препятствующих полноценной адаптации и социализации. Необходима тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения. Предполагает анализ ситуации, психодиагностику личности, диагностику. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушения.
5. Медицинская помощь. Предполагает наличие профессиональной помощи – диагностика, лечение больных и адаптация здоровых. К основным социально-медицинским услугам относится: содействие в направление в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, организация консультирования по проблемам сексуальных отношений и психологических расстройств, воспитание здорового образа жизни и др.
6. Юридическая поддержка. Ориентирована на защиту прав детей. Осуществление помощи в оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов детей; участие в правовом просвещении, повышение юридической компетентности; участие в правовой защите личностных интересов детей.
В результате проведенного анкетирования среди специалистов по социальной работе г. Екатеринбурга было выявлено, что по мнению социальных работников работа в направлении развития опеки и попечительства является актуальным направлением, однако на уровне Свердловской области она недостаточно стимулируется и продвигается среди граждан.
При этом в результате опроса социальных работников детского дома было выявлено, что воспитанники интерната не зависимо от возраста не испытывают удовлетворённостью от пребывания в нем; не испытывают удовлетворённость взаимоотношениями с одноклассниками и воспитателями; не испытывают защищённость в коллективе; испытывают внутреннее напряжение и не уверенность.
Работу органов опеки специалисты в целом оценивают положительно, однако отмечают, что на данные органы возлагается чрезмерная ответственность, что вызывает проблемы в удовлетворении всех запросов, своевременного решения всех групп проблем, что делает проблематичной оценку работы органов опеки, как качественной.
В целом, как было выявлено в процессе проведенного исследования основополагающими проблемами реализации прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является проблема развития семейных форм устройства детей, а также проблема адаптации детей к моменту их выпуска из детского дома. Также в качестве проблемной составляющей является адаптация детей на уровне детского дома и устранение девиантных моделей поведения, препятствующих процессу социализации. Приоритетные стратегии данного направления развития на современном этапе определяются в качестве ведущих направлений работы социальных работников в специализированных интернатных учреждениях.
В качестве приоритетов решения групп проблем Свердловской области в реализации прав детей – сирот и детей без попечения родителей было отмечено обеспечение более успешных процессов развития усыновления гражданами, устранения препятствий к реализации выпускниками из детских домов их права на жилье, социализации, адаптацию.

Список литературы


Агентаева Л.И., Половишкина М.И., Социальный приют для детей и подростков: пробелы, поиски. Решения/Л.И. Агентаева – Новосибирск, 2007. – 316 с.
Ардашкин И. Б. Технология социальной работы: учеб. пособие. – Томск, 2007. – 318 с.
Асиньяров Г.З., Ивасенко П.С. Дети-переростки: экспресс-обучение в детском доме//Внешкольник – 2009 - №10 – 11 - С.13-14.
Байтингер Е. Меры защиты воспитанников детского дома// Директор школы.- 2009 - №4 - С.115-125.
Байтингер Е. Охрана жилищных прав воспитанников детского дома//Директор школы – 2010 - №9 - С.105-108.
Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ., Брянцевой и Б.Красовского. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с
Басюк В.С. Модель организации службы социально-психологического сопровождения в условиях детского дома: теоретико-практический аспект/В.С. Басюк - М.: Аспект – Пресс, 2011. – 401 с.
Беличева С.А. Развитие сети государственных учреждений для детей-сирот в России и проблемы их совершенствования//Вестник психосоц. и корр.-реабилитац. Работы – 2009 - №3 - С. 84-87.
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отношение. - М.: Владос, 2009. – 522 с.
Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика/Ю.С. Бородулина - Ростов-на-Дону, 2008 . – 314 с.
Бондырева С.К. Толерантность. Учебно-методическое пособие/ - М.: 2003 – 240с.
Войновская Т. Уважение к другому: может стоит потренироваться?//Народное образование.-2009.-№2.-С.216-218.
Войтенко Т.П., Миронова М.Н. Проблемы развития детей в детских домах и школах-интернатах//Вопросы психологии – 2009 - №2 - С. 118-120.
Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2012.- № 6- С.98.
Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка./А.И. Захаров – СПб.: Проспект, 2000. – 224 с.
Иванов В.Е. Формировании диалогического пространства в социокультурной среде/В.Е. Иванов // Мир психологии – 2008 - № 2 – с. 48-54.
Ипатов А.В. Личность аутодеструктивного подростка. Исследование и коррекция. – Спб.: Аура – Инфо, 2012. – 248 с.
Жданова М.А. Первичная социально-педагогическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей / Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - СПб.: Издательство СПГАВ, 1998. – 42 с.
Заяц О.В. Опыт организационно – административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. – 103 с.
Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. - СПб.: Питер, 2010.- 352 с.
Кокоренко В.Л. , Кучукова Н.Ю. , Маргошина И.Ю. Социальная работа с детьми и подростками. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
Костина Е.Ю. История Социальной работы. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 3003. – 109 с.
Коржуев В.А. Толерантность в контексте педагогической культуры. - М.: Просвещение, 2010. – 311с.
Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе. – Волгоград: ВГУ, 2004. – 60 с.
Кокоренко В.Л. , Кучукова Н.Ю., Маргошина И.Ю. Социальная работа с детьми и подростками. – Спб.: Академия, 2011. – 256 с.
Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.
Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. – 87 с.
Куприянчук Е.В. Преступная агрессивность подростков. – М.: Логос, 2009. – 293 с.
Нормативно-правовое обеспечение охраны прав детей: Документы//Вестник образования – 2010 - №16 -76 с.
О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей//ОвД. – 2009 - № 14 - С.52-56.
Об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации по осуществлению опеки (попечительства) над семьями//Вестник образования - 2010 - №16 - С.60-63.
Петров С.М. Детский дом - школа для детей-сирот в новом образовательном пространстве//Дефектология – 2010 - №1 - С.56-59.
Платонова Н.М. Инновации в социальной работе. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
Равильева С.Т. Игры в которые играют дети. – Спб.: Мир детства, 2011. – 412 с.
Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – Сыктывкар, 2012. - 314 с.
Сексуальное злоупотребление в отношении детей // Обозрение психиатрии и медицинская психология ПНИ им. Бехтерева, №4, 2012. С. 65-68.
Стребелева Е.А. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. - М.: Аспект – Пресс, 2011. – 211 с.
Тюрина Э.И. Технологии социокультурной работы с семьёй: учебное пособие / Э.И. Тюрина. - СПб.: СПбГИПСР, 2010. - 156 с.
Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. – М.: Дашков и К., 2012. – 272 с.
Шипунова Т.В. Технология социальной работы: Социальная работа с лицами девиантного поведения. – М.Академия, 2011. – 411 с.

































Приложение

Анкета: Отношение специалистов по социальной работе г. Екатеринбурга к опеке и попечительству как модели решения проблем детей – сирот и детей без попечения родителей


Считаете ли вы работу органов опеки и попечительства в вашем регионе успешной?
а) Считаю;
б) Не считаю;
в) затрудняюсь ответить.

2. Как Вы оцениваете ситуацию общего социального благополучия детей в нашем городе?
а) хорошее;
б) удовлетворительное;
в) неудовлетворительное;
г) катастрофическое.

3. Какие причины сиротства детей, в том числе социального Вы считаете наиболее распространенными?
а) алкоголизм родителей;
б) наркомания;
в) халатное отношение родителей к своим обязанностям;
г) насилие над ребенком в семье;
д) утрата родителей по причине смерти.

Считаете ли вы необходимым развитие опеки и попечительства как способа помощи детям - сиротам в их воспитании?
а) уверен, что это так;
б) уверен, что это неверное направление;
в) затрудняюсь ответить.

Как Вы думаете, кто может наиболее успешно осуществлять опеку над несовершеннолетним?
а) соответствующие детские учреждения с квалифицированными педагогами;
б) родственники;
в) любой человек, готовы дать ребенку условия необходимые для развития.

Если Вы узнаете о необходимости оказания помощи ребенку по причине ненадлежащего воспитания его опекуном проинформируете ли Вы об этом органы власти (администрацию), общественность?
а)проинформирую;
б) нет, это не мое дело
в) затрудняюсь ответить, все зависит от серьезности ситуации

Считаете ли вы необходимым развитие такой формы организации воспитания детей – сирот, как опека и попечительство неродными по крови людьми?
а) считаю;
б) затрудняюсь ответить;
в) пропаганда ни к чему, кто захочет и так возьмет ребенка;
г) нет, это пустая трата времени со стороны опекуна;
д) нужно развивать усыновление детей, а не опеку.

Считаете ли Вы, что материальные компенсации могут поднять энтузиазм людей и способствовать росту желающих осуществлять опеку над ребенком?
а) могут;
б) не могут;
в) затрудняюсь ответить.

Считаете ли вы, что опекун имеет возможность воспитать не менее достойного и успешного гражданина, чем родитель?
а) может;
б) не может.
в) все зависит от данных ребенка

10. Считаете ли вы, что социальны сироты изначально психологически и педагогически проблемны, что создает дополнительные проблемы для опекуна в процессе их воспитания утяжеляя его во много раз?
а) несомненно;
б) все зависит от людей;
в) нет, это предрассудки;
г) самую важную роль играет психологическая совместимость и ни что другое.

11. Возникало ли у вас когда – нибудь желание самостоятельно взять опеку над несовершеннолетним?
а) только при наличие родственных связей
б) при невозможности завести собственных детей, да возможно
в) да, серьезно думаю об этом
г) при наличие материальной помощи со стороны государства я бы счел для себя возможным такой поступок
д) это исключено

12. Какой возраст является наиболее приемлемым для приемной семьи, которая берет ребенка под опеку или на усыновление?
а) младенец
б) до 3 лет
в) от 3 до 10-12 лет
г) подросток
д) возраст не важен

13. Часто ли жители нашей области соглашаются взять опеку над ребенком, имеющим проблемы со здоровьем?
а) Да часто
в) Нет, очень редко
г) зависит от тяжести заболевания

14. Является ли материальная поддержка со стороны государства обязательным атрибутом в организации опеки и попечительства?
а) да, это непременно условие
б) является
в) в зависимости от потребностей

15. Считаете ли вы сферу опеки и попечительства значимой для сферы благотворительной помощи?
а) считаю
б) не считаю
в) в зависимости от потребностей данной сферы

Байтингер Е. Меры защиты воспитанников детского дома// Директор школы.- 2009 - №4. С. 115.
Платонова Н.М. Инновации в социальной работе. – М.: Академия, 2011. С. 207.
Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. - СПб.: Питер, 2010. С. 204.
Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2010.  с.205.
Платонова Н.М. Инновации в социальной работе. – М.: Академия, 2011. С. 64.
Байтингер Е. Меры защиты воспитанников детского дома// Директор школы.- 2009 - №4. С. 117.
Асиньяров Г.З., Ивасенко П.С. Дети-переростки: экспресс-обучение в детском доме//Внешкольник – 2009 - №10 – 11. С. 13.
Байтингер Е. Охрана жилищных прав воспитанников детского дома//Директор школы – 2010 - №9. С. 106.
Войтенко Т.П., Миронова М.Н. Проблемы развития детей в детских домах и школах-интернатах//Вопросы психологии – 2009 - №2. С. 119.
Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе. – Волгоград: ВГУ, 2004. С. 10.
Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. С. 70.
Тюрина Э.И. Технологии социокультурной работы с семьёй: учебное пособие / Э.И. Тюрина. - СПб.: СПбГИПСР, 2010. С. 28-42.
Кокоренко В.Л. , Кучукова Н.Ю. , Маргошина И.Ю. Социальная работа с детьми и подростками. – М.: Академия, 2011. С. 30-38.
Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. С. 14.
http://minszn.midural.ru/news/news-457.html
Нормативно-правовое обеспечение охраны прав детей: Документы//Вестник образования – 2010 - №16. С. 28.
Стребелева Е.А. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. - М.: Аспект – Пресс, 2011. С. 58.
Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. – М.: Дашков и К., 2012. С. 111.
Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – Сыктывкар, 2012. С. 22.












2

Список литературы


1. Агентаева Л.И., Половишкина М.И., Социальный приют для детей и подростков: пробелы, поиски. Решения/Л.И. Агентаева – Новосибирск, 2007. – 316 с.
2. Ардашкин И. Б. Технология социальной работы: учеб. пособие. – Томск, 2007. – 318 с.
3. Асиньяров Г.З., Ивасенко П.С. Дети-переростки: экспресс-обучение в детском доме//Внешкольник – 2009 - №10 – 11 - С.13-14.
4. Байтингер Е. Меры защиты воспитанников детского дома// Директор школы.- 2009 - №4 - С.115-125.
5. Байтингер Е. Охрана жилищных прав воспитанников детского дома//Директор школы – 2010 - №9 - С.105-108.
6. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / Пер. с англ., Брянцевой и Б.Красовского. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с
7. Басюк В.С. Модель организации службы социально-психологического сопровождения в условиях детского дома: теоретико-практический аспект/В.С. Басюк - М.: Аспект – Пресс, 2011. – 401 с.
8. Беличева С.А. Развитие сети государственных учреждений для детей-сирот в России и проблемы их совершенствования//Вестник психосоц. и корр.-реабилитац. Работы – 2009 - №3 - С. 84-87.
9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отношение. - М.: Владос, 2009. – 522 с.
10. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика/Ю.С. Бородулина - Ростов-на-Дону, 2008 . – 314 с.
11. Бондырева С.К. Толерантность. Учебно-методическое пособие/ - М.: 2003 – 240с.
12. Войновская Т. Уважение к другому: может стоит потренироваться?//Народное образование.-2009.-№2.-С.216-218.
13. Войтенко Т.П., Миронова М.Н. Проблемы развития детей в детских домах и школах-интернатах//Вопросы психологии – 2009 - №2 - С. 118-120.
14. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2012.- № 6- С.98.
15. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка./А.И. Захаров – СПб.: Проспект, 2000. – 224 с.
16. Иванов В.Е. Формировании диалогического пространства в социокультурной среде/В.Е. Иванов // Мир психологии – 2008 - № 2 – с. 48-54.
17. Ипатов А.В. Личность аутодеструктивного подростка. Исследование и коррекция. – Спб.: Аура – Инфо, 2012. – 248 с.
18. Жданова М.А. Первичная социально-педагогическая реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей / Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - СПб.: Издательство СПГАВ, 1998. – 42 с.
19. Заяц О.В. Опыт организационно – административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. – 103 с.
20. Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. - СПб.: Питер, 2010.- 352 с.
21. Кокоренко В.Л. , Кучукова Н.Ю. , Маргошина И.Ю. Социальная работа с детьми и подростками. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
22. Костина Е.Ю. История Социальной работы. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 3003. – 109 с.
23. Коржуев В.А. Толерантность в контексте педагогической культуры. - М.: Просвещение, 2010. – 311с.
24. Краснова В.Г. Педагогические аспекты в социальной работе. – Волгоград: ВГУ, 2004. – 60 с.
25. Кокоренко В.Л. , Кучукова Н.Ю., Маргошина И.Ю. Социальная работа с детьми и подростками. – Спб.: Академия, 2011. – 256 с.
26. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.- 92 с.
27. Кулебякин Е.В. Психология социальной работы. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. – 87 с.
28. Куприянчук Е.В. Преступная агрессивность подростков. – М.: Логос, 2009. – 293 с.
29. Нормативно-правовое обеспечение охраны прав детей: Документы//Вестник образования – 2010 - №16 -76 с.
30. О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей//ОвД. – 2009 - № 14 - С.52-56.
31. Об организации работы по передаче детей на воспитание в семьи, организации по осуществлению опеки (попечительства) над семьями//Вестник образования - 2010 - №16 - С.60-63.
32. Петров С.М. Детский дом - школа для детей-сирот в новом образовательном пространстве//Дефектология – 2010 - №1 - С.56-59.
33. Платонова Н.М. Инновации в социальной работе. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
34. Равильева С.Т. Игры в которые играют дети. – Спб.: Мир детства, 2011. – 412 с.
35. Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. – Сыктывкар, 2012. - 314 с.
36. Сексуальное злоупотребление в отношении детей // Обозрение психиатрии и медицинская психология ПНИ им. Бехтерева, №4, 2012. С. 65-68.
37. Стребелева Е.А. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития. - М.: Аспект – Пресс, 2011. – 211 с.
38. Тюрина Э.И. Технологии социокультурной работы с семьёй: учебное пособие / Э.И. Тюрина. - СПб.: СПбГИПСР, 2010. - 156 с.
39. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми. – М.: Дашков и К., 2012. – 272 с.
40. Шипунова Т.В. Технология социальной работы: Социальная работа с лицами девиантного поведения. – М.Академия, 2011. – 411 с.



Вопрос-ответ:

Какие основные этапы развития опеки и попечительства существовали в России?

Исторически развитие опеки и попечительства в России проходило через несколько этапов. Первым этапом было создание приютов для сирот и детей оставшихся без попечения родителей в XIX веке. Затем наступил этап создания детских домов и интернатов в Советском Союзе. Третий этап связан с переходом к индивидуальной опеке с использованием приемной семьи или приемной мамы. На данный момент активно развивается система инклюзивного обучения и социализации статусных детей.

Какие технологии социальной работы используются при работе с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей в России?

В России применяются различные технологии социальной работы с детьми сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей. Одна из таких технологий - индивидуальная работа с ребенком и его семьей, которая помогает выявить и решить проблемы, связанные с его статусом. Также широко используется групповая работа, организация различных мероприятий и тренингов, направленных на развитие социальных навыков и повышение самооценки детей.

Какое правовое регулирование социальной поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей существует в России?

Социальная поддержка детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в России регулируется нормативными актами, такими как Федеральный закон "О государственной помощи семьям с детьми", Федеральный закон "О cоциальном обслуживании населения", а также региональными законами и программами. Эти документы устанавливают права и гарантии для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в области социальной поддержки, включая обеспечение жильем, образованием, медицинским обслуживанием и другими услугами.

Как развивалась опека и попечительство в России?

Опека и попечительство в России прошли несколько исторических этапов развития. Вначале, до 1917 года, система опеки была религиозной и занималась приютом детей, оставшихся без родителей, в монастырях и церковных учреждениях. Затем, в советское время, опека и попечительство стали входить в компетенцию государства. В настоящее время, в России действуют различные организации и учреждения, которые занимаются социальной поддержкой детей, оставшихся без попечения родителей.

Какие технологии социальной работы используются с сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в России?

В России существует несколько технологий социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Одна из таких технологий – это семейно-родительская замена, когда детей помещают в приемные семьи. Также используется технология институционального присмотр и ухода, когда дети размещаются в специализированных учреждениях. Важными компонентами социальной работы являются реабилитация и адаптация детей, а также их психологическая поддержка.

Какая правовая база регулирует социальную поддержку детей, оставшихся без родителей, в России?

Социальная поддержка детей, оставшихся без попечения родителей, регулируется рядом законов и нормативных актов в России. Одним из основных законов, устанавливающих правовые основы социальной поддержки статусных детей, является Федеральный закон "О государственной поддержке семей, имеющих детей". Также существуют региональные законы и нормативные акты, которые устанавливают порядок и условия предоставления социальных услуг этой категории детей.

Какие этапы развития опеки и попечительства существуют в России?

В России можно выделить несколько исторических этапов развития опеки и попечительства. Один из первых этапов - это создание в 18 веке подведомственных Казначейству Сиротских палат, которые занимались воспитанием и образованием сирот. Во время Советского периода деятельность по опеке и попечительству была регламентирована законом «О воспитательно-опекунской работе с несовершеннолетними» от 1918 года. В настоящее время основой системы органов опеки и попечительства являются территориальные органы опеки и попечительства.

Какие технологии социальной работы используются с сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей в России?

В России существуют различные технологии социальной работы с сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей. Некоторые из них включают индивидуальное и групповое консультирование, психолого-педагогическую поддержку, патронатную систему, социально-лечебные и реабилитационные программы, социально-психологическую реабилитацию, работу воспитателя-патронажника и другие. В Свердловской области также активно применяется система делегирования опеки, где биологические родители сотрудничают с патронатными семьями для обеспечения оптимального развития ребенка.