Роль и особенности налогов в российской системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 19.06.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 1
1.Внешнеэкономическая политика и ее роль в экономике России 4
2. Анализ налогового регулирования ВЭД и налоговой политики в России в с учетом вступления в ВТО и таможенного союза 22
3. Перспективы совершенствования государственного налогового регулирования внешнеэкономической деятельности 30
Заключение 34
Список литературы 35
Нельзя не согласиться с точкой зрения о наличии у России собственного пути сближения национального законодательства с нормами ВТО. Специфика этого пути в том, что одновременно происходит: заимствование норм ВТО и перенос их в национальное законодательство; отсылка к "праву ВТО"; принятие нормативно-правовых актов в соответствии с нормами и принципами ВТО.
При характеристике внутреннего права России в сфере международной торговли и выявлении проблем по несовершенству нашего внутреннего законодательства в контексте международной торговой системы отметим основные Соглашения ВТО: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Соглашение по антидемпинговым мерам, Соглашение по техническим барьерам в торговле, Соглашение по сельскому хозяйству, Генеральное соглашение по торговле услугами.
Таким образом, международная торговая система не ограничивается только "правом ВТО". Тем не менее именно Соглашения ВТО определяют для государства принципы и методы современной международной торговли. Именно в рамках "права ВТО" закладываются идеологические основы международной торговой системы. Задачей ВТО является не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли. Работа ВТО, так же как и ГАТТ до нее, опирается на основные принципы, среди которых равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (НБТ). Режим НБТ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации. Взаимность - все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными. Прозрачность - члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.
На современном этапе намерения государства по реформированию существующего законодательства регулируются Планом мероприятий по приведению законодательства РФ в соответствие с нормами и правилами ВТО (Распоряжение Правительства РФ от 08.08.2001 N 1054-р (в ред. от 21.06.2002) "О Плане мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации").
Для реализации данного Плана в РФ были приняты новые федеральные законы и внесены изменения в уже существующие нормативные акты. Экспортная пошлина применяется странами, вывозящими в основном сырьевые товары для двух целей: увеличение доходной части бюджета и защита внутреннего производителя. Практика переговоров о присоединении стран к ВТО свидетельствует о попытках ряда стран-участниц "несырьевой" направленности трактовать применение экспортных пошлин как меру по ограничению экспорта и требовать ее отмены.
В успехе модернизации многое зависит от теоретических положений, лежащих в основе этого процесса. Под этим термином можно понимать осовременивание, выход на уже существующие сегодня высокие политические, экономические, социальные и другие стандарты жизнедеятельности, существующие в развитых странах. В свою очередь, под инновациями можно понимать новые, не известные ранее технологии и процессы, которые изобретены нынешним поколением. По нашему мнению, под модернизацией целесообразно понимать процесс, который синтезирует модернизацию и инновации в приведенных выше смыслах.
Особую роль в процессах модернизации страны и развития кооперативных начал в деятельности ВТО должна сыграть российская наука. Россия пока еще имеет достаточно сильных позиций в мировой науке. Это обстоятельство не отрицают и зарубежные ученые. Особое внимание необходимо уделить вопросам модернизации энергетической отрасли. России нужна целостная система мер, которая позволит осуществить модернизацию российского ТЭКа. В исследовании делается вывод о том, что средоточием модернизационных усилий в нашей стране должен стать человек. Только такой подход может обеспечить истинную модернизацию и прогресс России в "обществе знаний".
Одним из вызовов (а иногда и угроз) безопасности России многие исследователи называют влияние вступления нашей страны в ВТО на интеграционные процессы в рамках СНГ.
Прогрессивные направления в области построения таможенного контроля на положениях Киотской конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур и Рамочных стандартов меняют философию таможенного администрирования, закладывают основные принципы не только таможенного регулирования, но и взаимоотношений между таможней и бизнесом. Реализация этих принципов в отдельных аспектах не является далекой и призрачной перспективой, а уже сегодня находит проявление в текущей деятельности таможенных органов как Евросоюза, так и Таможенного союза (ТС), в т.ч. таможенных органов Российской Федерации. Интеграция России в мировую экономику предполагает ее участие в межгосударственных финансовых институтах. В условиях глобализации экономики страна не может без ущерба для своих интересов оставаться в стороне от участия в международных финансовых организациях и в первую очередь в Международном валютном фонде (МВФ).
Либерализация внешнеэкономической деятельности в России оказала существенное влияние на торговые отношения. Страна в сравнительно короткие сроки вышла на достаточно высокий уровень открытости: была отменена государственная монополия на внешнюю торговлю, введена внутренняя и внешняя обратимость национальной валюты по текущим операциям. Реформы способствовали становлению рыночных отношений в стране. Это повлияло на развитие экономического взаимодействия и экономического сотрудничества с Западом, что позволило на этой основе получать новые технологии. Тем не менее продовольственная ситуация продолжала оставаться критической в силу низкой платежеспособности населения.
Россия сегодня рассматривает возможности присоединения к ряду других международных организаций. В последнее время заметно активизировался процесс взаимодействия России с Организацией экономического сотрудничества и развития. В российском обществе довольно активно дебатируется вопрос о более тесном сотрудничестве с Североатлантическим альянсом, вплоть до вступления в эту организацию.
В то же время нельзя не остановиться на таком специфическом элементе нашей экономики, как бегство от налогов, которое в последние годы приобрело повальный характер, а от таможенных пошлин не убежишь. В целом применение вывозных пошлин осуждается ВТО, и их рекомендуется не применять. Что же касается сосуществования экспортных пошлин и принципов международной торговой системы, основанной на запрете нетарифных ограничений и стремящейся к максимальному снижению тарифов, то режим наибольшего благоприятствования должен действовать и в отношении экспортных пошлин. При этом принцип РНБ должен применяться к способу взимания таких пошлин, а также ко всем правилам и нормам, установленным для экспорта соответствующих товаров.
Экспортная пошлина на сегодняшний день является редко применяемой, критикуемой, но остается одним из способов таможенно-тарифного регулирования международной торговли. Недооценка этой важнейшей сферы жизнедеятельности может способствовать, наряду с резким нарастанием ранее существовавших, появлению различных угроз в данной области. Ведь на сегодняшний день международная торговая система сталкивается не только с нетарифными мерами (которые прямо запрещены ГАТТ), но и с мерами так называемой серой зоны, под которыми обычно понимают добровольное ограничение экспорта и аналогичные договоренности. Данные меры были объявлены "вне закона" в ходе Уругвайского раунда, но проблема состоит в том, что не все такие меры могут быть выявлены, идентифицированы, особенно когда их существование одобряется молчаливым согласием сторон. То есть международная торговля терпит ущерб, и подрывается авторитет ВТО как основного регулятора и форума государств в современной торговой системе.
Таким образом, применение экспортных пошлин для России является составной частью оптимальной концепции таможенно-тарифного регулирования в сфере внешней торговли.
Присоединение России к ВТО позволит создать предсказуемые условия для деятельности как российских, так и иностранных экономических операторов. Будут созданы более благоприятные условия для доступа отечественных товаров и услуг на мировой рынок. Однако за все это Россия будет вынуждена заплатить открытием своего внутреннего рынка. В этих условиях чрезвычайно важным является выработка комплекса мер, направленных на защиту отечественного производителя. При этом, однако, должны быть сохранены нормальные условия для развития конкуренции.
3. Перспективы совершенствования государственного налогового регулирования внешнеэкономической деятельности
Важным итогом в развитии ВЭД страны явилось также устойчивое положительное сальдо торгового баланса. Это было достигнуто за счет резкого сокращения государственного импорта и увеличения экспорта сырьевых товаров. Доходы от внешней торговли значительно ослабляют нагрузку на расходную часть бюджета. Тем самым уже в среднесрочной перспективе удаётся выйти из тяжелейшего валютно-финансового кризиса. Вместе с этим на фоне положительных тенденций в развитии ВЭД есть и негативные стороны:
- привлекаемый иностранный капитал концентрируется в первую очередь в торговле, в т.ч. в значительной степени – во внешней, а также в топливно -сырьевых отраслях. Это совсем не те вложения, которые нам бы хотелось видеть. России нужны инвестиции в новые технологии и развитие предпринимательства;
- экспорт России продолжает носить ярко выраженный сырьевой характер. На долю пяти товарных групп приходятся около 80 процентов экспорта. Происходит активное исключение из структуры экспорта продукции машиностроения;
- несмотря на рост экспорта, это не сопровождается адекватным увеличением валютных поступлений в доход государства;
- продолжается увеличение импорта, т.е. ввоз в Россию с/х продукции в ущерб развитию сельского хозяйства на внутреннем рынке;
- выявилась незащищенность отечественных производителей от конкурирующей импортной продукции по широкому кругу товаров;
- растёт дискриминация со стороны иностранных государств в отношении широкого перечня экспортируемой из России продукции, в результате чего страна не только ограничена в реальных возможностях поставок своих вполне конкурентоспособных товаров на западные рынки, но и потеряла прежние;
- в России исчерпались экстенсивные факторы роста экспорта основных сырьевых товаров, т.е. за счёт физического объёма вывоза.
Существуют две крайние модели развития ВЭД: внешне - и внутренне ориентированные. Эти стратегии разделяются на основе внешних или внутренних факторов, воздействие которых должно оказывать преобладающее влияние на развитие ВЭД.
Внешне ориентированная модель, то есть направленная на присоединение к мировому сообществу, основывается на использовании таких положительных факторов, как повышение конкурентоспособности и диверсификации продукции, квалификации трудовых ресурсов, использование внешней сферы для смягчения трудностей и для следования за лидером, использование внешнего спроса в условиях ограниченного внутреннего спроса на отечественную продукцию. Эта модель получила широкое распространение в самом начале реформы ВЭД, когда платёжеспособный спрос внутри страны был низким и поэтому отечественные производители ориентировались преимущественно на связи с развитыми странами. Развитым странам, прежде всего от России нужна продукция добывающей отрасли. Это способствовало усилению сырьевой зависимости отечественного экспорта.
Внешне ориентированная модель направлена на увеличение экспорта. Однако экономического роста можно достичь лишь при условии, что заработанные средства будут инвестироваться в развитие производства. Иначе расширение экспорта означает лишь отток ресурсов. Вывоз сырья приводит не только к падению цен на мировых рынках, но и к неблагоприятной структурной перестройке внутри страны: ресурсы переходят из обрабатывающих отраслей в добывающие. А это означает закрепление сырьевой специализации и деградацию промышленности, которую придётся закупать у других стран. Именно такие перспективы открывает свобода торговли России при внешне ориентированной модели.
В сложный период, который переживает Россия, неадекватной оказалась и реакция наших зарубежных партнеров. В их политике выявились элементы протекционизма со стороны не только отдельных товаропроизводителей, но и определенных властных кругов, которые опасаются возможной конкуренции экономически сильной России и поэтому достаточно откровенно выступают за применение под разными предлогами в отношении нашей страны политики двойного стандарта.
Западные страны создают препятствия на пути российского экспорта, причем даже в отношении сырьевых товаров, если это затрагивает интересы производителей на их собственных рынках. Что касается экспорта высокотехнологичной продукции (космические, ядерные технологии) и услуг, то на Россию оказывается давление даже в случае ее попыток выйти на рынки развивающихся стран.
Сложная ситуация сложилась в области регулирования импорта. На начальном этапе реформ в течение некоторого времени какие-либо барьеры на пути импорта в Россию практически отсутствовали. Именно в этот момент нужно было подумать о создании отвечающей международным нормам системы защиты внутреннего рынка. Однако таких шагов предпринято не было, и ситуация складывалась иначе.
Правительство России со значительным опозданием стало предпринимать целенаправленные действия для создания адекватного мировым нормам механизма защиты интересов российских производителей как внутри страны, так и за рубежом, предотвращения «утечки» из страны средств, а также недопущения недобросовестной конкуренции.
Следует отметить, что специфика нового этапа реформ в части ВЭД нашла отражение в среднесрочной программе правительства, которая в этой сфере исходит, прежде всего, из необходимости решения задач:
- развитие экспорта и совершенствования его структуры;
- защита внутреннего рынка и отечественных производителей;
- продолжение курса на интеграцию российской экономики в мировое хозяйство и обеспечения для этого благоприятных внешних условий.
Заключение
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность в сфере международного инвестирования, внешней торговли и иного международного обмена товарами, работами, услугами, правами и результатами интеллектуальной деятельности.
Внешнеэкономическая деятельность находится в рамках внешнеэкономических связей, которые, в свою очередь, являются комплексной системой самых различных форм международного сотрудничества государств и их субъектов во всех отраслях экономики. Внешнеэкономические связи являются комплексной системой экономических отношений, возникающих при движении различных ресурсов между государствами и экономическими субъектами государств.
Список литературы
Нормативные правовые акты
Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.
Федеральный закон РФ от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195.
Литература
3.Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 гг. Электронный ресурс — http://президент.РФ /news/8192.
4.Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014г.и на плановый период 2015 и 2016гг.
5.Дернберг Р.Л. Международное налогообложение: Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 1997.
6.Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. Учебное пособие. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005
7.Киреева Е.Ф. Налогообложение в международной экономической практике: основы организации международного налогообложения – Минск: БГЭУ, 2006.
8.Погорлецкий А.И. Международное налогообложение – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006.
9.Погорлецкий А.И. Налоговое планирование внешнеэкономической деятельности – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006.
10.Стажкова М.М, Владимирова М.П., Теунаев Д.М. Офшоры инструмент международного налогового планирования – М.: изд-во «Кнорус», 2006.
11.Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике. / Под. ред. Сутырина С.Ф. - СПб .: Издательство Михайлова В.А., Изд-во «Полиус», 1998.
12.Тараторин И.Г., Роденков А.И., Ершов А.Д. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД. – М.: изд-во «Знание», 2001.
13.Внешнеэкономическая деятельность (особенности документального оформления бухгалтерского учета и налогообложения). Под общ. ред. Семенихина В.В. – М.: Изд-во «Эксима», 2005.
Погорлецкий А.И. Налоговое планирование внешнеэкономической деятельности – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006.
Бублик В.А. Таможенный союз - первый шаг к глобальной Евразии // Рос. право: образование, практика, наука. 2010. N 2. С. 12.
Бублик В.А. Таможенный союз - первый шаг к глобальной Евразии // Рос. право: образование, практика, наука. 2010. N 2. С. 12.
36
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года.
2. Федеральный закон РФ от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
3. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195.
Литература
3.Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 гг. Электронный ресурс — http://президент.РФ /news/8192.
4.Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014г.и на плановый период 2015 и 2016гг.
5.Дернберг Р.Л. Международное налогообложение: Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 1997.
6.Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. Учебное пособие. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005
7.Киреева Е.Ф. Налогообложение в международной экономической практике: основы организации международного налогообложения – Минск: БГЭУ, 2006.
8.Погорлецкий А.И. Международное налогообложение – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006.
9.Погорлецкий А.И. Налоговое планирование внешнеэкономической деятельности – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006.
10.Стажкова М.М, Владимирова М.П., Теунаев Д.М. Офшоры инструмент международного налогового планирования – М.: изд-во «Кнорус», 2006.
11.Сутырин С.Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике. / Под. ред. Сутырина С.Ф. - СПб .: Издательство Михайлова В.А., Изд-во «Полиус», 1998.
12.Тараторин И.Г., Роденков А.И., Ершов А.Д. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД. – М.: изд-во «Знание», 2001.
13.Внешнеэкономическая деятельность (особенности документального оформления бухгалтерского учета и налогообложения). Под общ. ред. Семенихина В.В. – М.: Изд-во «Эксима», 2005.
Вопрос-ответ:
Какую роль играют налоги в российской системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности?
Налоги играют важную роль в российской системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Они позволяют государству контролировать и регулировать экономические процессы, а также получать средства для финансирования социальных программ и развития страны. Налоговая политика влияет на логистику, торговлю, инвестиции и другие аспекты внешнеэкономической деятельности.
Как изменилось налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности в России с учетом вступления в ВТО и таможенного союза?
С вступлением России в ВТО и созданием таможенного союза были внесены изменения в налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности. Были снижены таможенные пошлины на ввозимые товары, что способствовало увеличению объемов международной торговли. Также были изменены ставки налогов и введены новые налоговые льготы для экспортеров и импортеров, с целью стимулирования внешнеэкономической активности.
Какие перспективы совершенствования государственного налогового регулирования внешнеэкономической деятельности?
Перспективы совершенствования государственного налогового регулирования внешнеэкономической деятельности включают усовершенствование налогового законодательства с целью упрощения и снижения налоговых бремен для бизнеса, сокращение бюрократических процедур и повышение прозрачности налоговой системы. Также важным аспектом является развитие международного сотрудничества и гармонизация налогового законодательства с партнерами России.
Как налоги влияют на логистику внешнеэкономической деятельности?
Налоги могут значительно влиять на логистику внешнеэкономической деятельности. Уровень таможенных пошлин и налогов на импорт и экспорт товаров может влиять на стоимость перевозки и выбор маршрутов. Налоговые ставки также могут влиять на цены товаров, что может повлиять на спрос и предложение в логистической цепи. Поэтому необходимо учитывать налоговые аспекты при разработке логистических стратегий и планировании поставок.
Какую роль играют налоги в российской системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности?
Налоги в России выполняют важную роль в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности. Они позволяют контролировать и стимулировать экспорт и импорт товаров и услуг, бороться с недобросовестной конкуренцией, обеспечивать бюджетные доходы и т. д. Налоги также могут использоваться для защиты от импорта определенных товаров и поддержки отечественных производителей.
Какие особенности имеет налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности в России в свете вступления в ВТО и таможенного союза?
Вступление России в ВТО и таможенный союз привело к изменению некоторых особенностей налогового регулирования внешнеэкономической деятельности. В частности, были внесены изменения в ставки импортных таможенных пошлин, уточнены принципы взимания НДС, появились новые требования к декларированию товаров и т. д. В целом, налоговая политика стала более согласованной с требованиями международных организаций и партнеров.
Какие перспективы совершенствования государственного налогового регулирования внешнеэкономической деятельности в России?
В области совершенствования государственного налогового регулирования внешнеэкономической деятельности в России можно выделить несколько перспектив. Во-первых, это упрощение и автоматизация процессов таможенного оформления и учета товаров и услуг. Во-вторых, это более активное использование налоговых льгот и стимулов для привлечения инвестиций и развития экспорта. В-третьих, это проведение анализа и оценка эффективности действующих налоговых мер и их адаптация к изменяющимся условиям рынка.
Каковы особенности налогов в российской системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности?
Особенности налогов в российской системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности включают различные виды налогов, применяемых при проведении внешнеторговых операций, такие как таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль и др. Кроме того, существуют специальные режимы налогообложения, такие как особые экономические зоны, свободные таможенные зоны и прочие налоговые льготы.
Какой роль налогов в российской системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности?
Роль налогов в российской системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности состоит в формировании доходов государства, регулировании внешнеторговых операций, стимулировании или ограничении импорта и экспорта определенных товаров. Налоги также выполняют функцию защиты от демпинговых практик, предотвращения утечки капитала и создания равных условий конкуренции для отечественных и зарубежных предприятий.
Как изменилось налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности в России после вступления в ВТО и таможенный союз?
После вступления России в ВТО и создания таможенного союза с Беларусью и Казахстаном были внесены изменения в налоговое регулирование внешнеэкономической деятельности. Например, были снижены некоторые таможенные пошлины и введены новые правила оценки товаров при таможенном оформлении. Также появились новые правила налогообложения для участников таможенного союза и внешних поставщиков. Общая цель этих изменений - создание более прозрачной и предсказуемой среды для внешнеторговых операций и привлечения иностранных инвестиций.
Какая роль выполняют налоги в российской системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности?
На данном этапе налоги играют важную роль в российской системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Они являются инструментом государства для управления экономикой и внешнеторговыми отношениями. С помощью налогов государство может стимулировать или ограничивать импорт и экспорт определенных товаров, регулировать денежно-кредитную политику и привлекать инвестиции. Налоги также являются источником доходов бюджета, что позволяет государству финансировать различные программы развития и социальные нужды.