Воспитание уважительного отношения детей к культуре разных народов
Заказать уникальную дипломную работу- 64 64 страницы
- 36 + 36 источников
- Добавлена 21.05.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические аспекты этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста 6
1.1. Этническая составляющая современных проблем воспитания 6
1.2. Понятие этнической толерантности в условиях современного детского сада 11
1.3. Аспекты этнокультурного воспитания в современном детском саду 20
2. Исследование возможности организации работы по воспитанию уважительного отношения детей к культуре разных народов 28
2.1. Организация и результаты исследования 28
2.2. Проблемы отношения детей к культуре разных народов в ДОУ 37
2.3. Рекомендации по организации воспитательного процесса в формировании уважительного отношения дошкольников к культуре разных народов 51
Заключение 59
Список литературы 62
Исходя из перечисленных особенностей сказки возможно отметить, что она является очень продуктивной формой организации детского опыта. При этом разнообразие сюжетных линий дает педагогу возможность рассматривать разные элементы культуры, модели поведения, обряда, традиции, религиозные особенности разных народов.
В результате выбор сказки – это выбор некого стимула, который влияет на сознание ребенка и влияет на становление и развитие его психики. Обращение ребенка не всегда являются самопроизвольными, зависящими от него, так как сказка обычно рассказывается взрослым человеком, одним из родителей или педагогом, поэтому она является также обращением взрослого к ребенку. В теории объектных отношений данные обращения рассматриваются таким образом, что создаются условия прохождения этапов развития или напротив - тормозятся.
Важной составляющей этнокультурного воспитания на уровне детского сада также является игра, которая имеет широкие возможности в формировании у детей навыков общения и взаимодействия, а также формирования представлений о ценностных ориентациях и традициях других народов.
Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Так, П.Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования. К.Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным «материалом» для детей.
Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой. В младенческих играх трудно различить, где кончается песня и начинается игра. Песня постепенно переходит в подвижную игру.
В каждой из детских игр разных народов отражается исконная любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры-забавы с придумыванием нелепиц, каламбуров, со смешными движениями, жестами, «выкупом» фантов. Шуткам и юмору, характерным для них, присущи безобидность. Они определяют педагогическую ценность народных игр, так как доброжелательный смех партнеров — близких взрослых, товарищей — действует на ребенка сильнее, чем замечания, наказания.
Через игру ребенок может успешно познавать особенности деятельности и культурные элементы разных народов. Также на уровне детского сада возможно успешно сочетать модель ролевой игры со сказочным сюжетом. В частности, развивать направления театрализованной игры с постановками разных сказок. В том числе на уровне праздников, в которых участвуют родители.
Музыкальное направление этнокультурного развития детей на уровне ДОУ также является одной из проблемных составляющих в связи с тем, что у музыкального педагога существует определенная утвержденная программа. Включение в нее музыкальных композиций и занятий по музыкальной культуре разных народов требует поиска и разучивания дополнительных музыкальных произведений, включения в процесс совместной деятельности с воспитателями.
Однако, не смотря на это возможности включения в процесс музыкальных занятий этнических композиций и песен достаточно широки в связи с тем. Что современные технические средства позволяют воспроизводить музыку не только в живом виде на музыкальных инструментах. Поэтому музыкальные занятия за счет включения в них этнического компонента могут стать не только более разнообразными, но также сочетаться с занятиями танцев, физической культуры. Дети могут разучивать разного рода этнические танцы, а использование в данном процессе национальных костюмов и театрализованных представлений будет способствовать не только получению знаний об элементах разнообразной этнической культуры, но и развитию творческих навыков и умений детей.
Важной составляющей также являются занятия творчеством. Занятия творческой деятельностью могут происходить как в процессе использования игровой деятельности на занятии, так и в качестве предварительной работы, а также игровой деятельности, в которой используются детские поделки. Представление народной культуры в данном процессе может происходить как на занятиях по рисованию, также и на занятиях лепки, аппликации и т.д. и сочетаться с другими видами этнокультурного воспитания.
К примеру, может быть дана уточка, но с характерными для торжокской игрушки налепами. Прежде чем дать задание детям, необходимо познакомить их со значение этих налепов, показать, как можно с помощью налепов придавать выразительность образа.
О том, какие качества имеют персонажи для лепки, рисования, аппликации и пр. дети узнают из народных игр, сказок, занятий которые проходят накануне или в ходже творческого занятия. Дети усваивают определенные образы и качества персонажей, тем самым познавая мир в контексте познания и традиционной культуры.
В качестве примера подобного взаимодействия возможно привести занятие на тему: «Сказочная птица». Для передачи выразительности образа птицы дети могут использовать налепы в виде ожерелья, пуговок, сережек, короны, хохолков, изображали птиц в движении. Сказочная птица является персонажем множества народных детских сказок, благодаря чему дети вполне успешно могут воссоздавать ее образ в процессе занятия творческой деятельностью. В дальнейшем занятие может быть продолжено с использованием детской поделки, разбора и анализа особенностей игрушки.
В таком же направлении возможно работать и при создании детьми реальных животных, которые имеют определенные модели поведения, отражаемые в народных играх, народных сказках разных национальностей.
В частности, игра волк и овцы.
Избранный волк садится на бугорке и думает, как бы унести овечку из стада, которое, рассыпавшись по полю, щиплет себе спокойно травку. Когда волк бросается на овец, тогда они разбегаются во все стороны; пойманная им овечка играет уже серого волка.
После игровой деятельности, в которой дети усваивают характер и модель поведения волка и овец им будет гораздо проще вылепить данных персонажей.
Важной составляющей является и рассматривание готовых моделей игрушки, игра с ними с сюжетной составляющей. Рассматривая образцы игрушек, дети замечают особенности национальных игрушек и отображение в них этнических элементов.
Одной из творческого процесса, как части занятий является представление ее в совокупности и рассказом о народной культуре. На занятиях дети могут не только узнавать как люди жили, как выглядела их расписная посуда, игрушки и одежда, но также и узнавать во что играли их сверстники разных национальностей
Усвоение элементов составляющей народной культуры происходит гораздо более успешно в случае, если на занятиях присутствуют и модели практики. В связи с этим творческие занятия вполне успешно может начинать народная игра.
Занятие может проходить более интересно и занимательно для детей в том случае, если их творческая деятельность будет разнообразной, то есть дети не будут изображать одну и ту же игрушку, животное и пр. Определить выбор возможно с использованием народной игры.
В частности, распределение на лепке моделей дымковских игрушек может происходить при помощи такой игры, как считалка или жеребьевка.
Перед занятием может быть проведена игра «жмурки», победители которой первыми выбирают себе задание по душе.
Успешно также использовать в данном контексте игру «фанты», в которой методом слепого выбора определяется «что этому фанту сделать».
Таким образом, возможности использования народной игры на творческих занятиях весьма широки и имеют следующие приоритеты:
1. использование игры, как способа формирования представлений о модели в национальной культуре;
2. использование игры, как способа формирования представлений о значении предмета в национальной культуре;
3. использование игры, как развлекательной составляющей национальной культуры;
4. игра, как способ формирования представлений о культуре, частью которой является народное творчество.
Комплекс игры и творческой деятельности будет способствовать успешному формированию представлений о народной культуре, народной игре, развивать творческие задатки ребенка, способствовать формированию этнической толерантности.
В целом, как возможно отметить, проблемы воспитания уважительного отношения к культуре разных народов у детей на уровне ДОУ имеют ряд проблем, однако, данные проблемы решаются организацией комплексной работы и устранением проблемных составляющих на уровне знаний детей, выявленных в процесс диагностики.
2.3. Рекомендации по организации воспитательного процесса в формировании уважительного отношения дошкольников к культуре разных народов
Как было выявлено в результате исследования на теоретическом и практическом уровне решение проблемы формирования уважительного отношения у детей к культуре разных народов на уровне ДОУ может быть решено в процессе организации комплексной работы. В связи с этим актуальным представляется развитие представленных в предыдущем параграфе направлений, а также подключения к процессу педагогов с целью организации работы с родителями.
Одной из выявленных проблемных составляющих на уровне группы детей было определено отсутствие у них социальной толерантности, в частности гендерной и существования на уровне группы разобщенности. В совокупности с выявленными проблемами этнической толерантности актуальным представляется включение в процесс работы, ориентированной на развитие направления сюжетно – ролевой игры.
В сюжетно-ролевой игре наиболее ярко проявляется специфика игровой деятельности: свобода и самостоятельность играющих добровольно сочетается с выполнением правил, с безоговорочном подчинением им. Но, как указывал Л.С.Выготский, добровольно подчинение происходит в том случае, когда правила не навязываются извне, а вытекают из ее содержания и задач, и их выполнение составляет главную прелесть игры.
Главное внимание в работах ведущих педагогов-дидактов, таких, как Т.Н. Доронова и О.А. Карабанова, обращается именно на сюжетно-ролевую творческую игру и те педагогические условия, в которых «наиболее эффектно формируются содержательная игровая деятельность детей и их взаимоотношения». Применение сюжетно-ролевых игр способствует воспитанию и развитию детей младшего школьного возраста, развитию у них толерантности. Педагоги используют сюжетно-ролевые игры для того, чтобы дети могли ещё лучше познать мир, развить «внутреннее Я», повысить уровень интеллекта и научиться взаимодействовать с окружающими. Ещё одна очень важная функция ролевой игры заключается в том, что в ней ребёнок имеет возможность переработать обуревающие его эмоциональные впечатления и «отыграть» эмоциональное напряжение. Игра - способ переживания эмоционально-напряжённых ситуаций. Сюжетно-ролевые игры являются и школой общения. Ролевые игры учат ребёнка основам трёх очень важных видов человеческого общения - ролевого, делового и дружеского.
Исходя из данных, полученных в результате практического исследования, мной были разработаны занятия коррекционной работы с детьми с использованием возможностей сюжетно – ролевой игры. Игры основываются на предварительной работе педагога по устранению проблем знаний детей в области национальностей и их разнообразия, сочетаются с общей работой в области творческой деятельности, занятий по музыке и пр.
Занятие 1. Знакомство с национальностью.
Во игры оптимально использовать привычную детям игру – бросание мяча.
Дети бросают мяч друг другу и называют одну из национальностей, которую знают. Педагог поправляет в случае неверно названной национальности. В частности, название религии – это не национальность.
Следующим этапом исследования становится рисование национальности так, как дети себе ее представляют.
Занятие 2. Что такое радость?
Педагог начинает занятие с психологической зарядки.
Психологическая зарядка «закончим предложение»: педагог предлагает детям закончить предложение, которое он начал.
- Для мамы радость - это…
- Для девочки радость - это…
Следующим этапом занятия становится беседа с детьми, на которой они и педагог обсуждают, что такое счастье, радость и как сделать счастливым и радостным другого человека. Дети придумывают способ, как развеселить друг друга и что они будут для этого делать.
Занятие 3. Что такое страх?
Занятие оптимально начать с разминки во время которой педагог показывает детям вырезанные из плотного картона черные кляксы и спрашивает на каких страшных существ они похожи.
На следующем этапе занятия педагог показывает детям рисунки, где изображен страх и задает вопрос о том, какой страх изображен и почему дети так решили.
Следующим этапом работы становится чтение детям сказки представителей одной из национальностей России. К примеру, ненецкой сказки об «Айоге».
После прослушивания сказки дети обсуждают события, описанные в ней и выясняют, какие особенности национальности они выяснили, как ненцы жили.
Занятие 4. Кого мы боимся?
Занятие начинается с воспоминаний детей о существах, которых они боятся, вспоминают всех страшных персонажей. В каких сказках присутствовали эти персонажи, какая национальность народа, сочинившего данную сказку. Выяснение каким образом боролись в сказке со страхом, чем сходных страхи в культурах разных национальностей.
Занятие 4. Что такое гнев и зло?
Начало занятия начинается с упражнений. Педагог показывает детям картинки, персонажи на которых изображают различные стадии гнева. Дети должны определить, что такое делает персонаж на картинке.
На следующем этапе дети пытаются самостоятельно изобразить гнев, то есть представить, что они разозлились.
Далее дети выясняют в каких из национальных сказках появлялись гнев и зло и в каком виде. Следующим этапом занятия становится вопрос о том, что нужно сделать, чтобы перестать злиться или перестал злиться другой человек. Как это проявилось в сказках разных национальностей.
Занятие 5. Я какой?
Занятие начинается с разминки во время которой дети дают себе характеристику, отвечая на вопрос «Ты какой?».
Следующим этапом становится характеристика детьми друг друга.
Следующим этапом работы становится выяснение того, какими себе представляют дети людей разных национальностей, почему, какие у них характеристики. Обсуждают правильные ли это представления на основе имеющего опыта творческих занятий, игр, чтения сказок и праздников.
Занятие 6. Сюжетно – ролевая игра «Диалог».
Цель: осознание и творческое воспроизведение детьми различных выразительных интонаций.
Сначала учитель разъясняет детям значение слова «диалог» (разговор двух или большего числа людей). Затем предлагает выслушать смешной диалог, выразительно читая стихотворение В. Лугового «Жил-был»:
– Где жил?
– Забыл.
– Где был?
– Забыл.
– Что ел?
– Забыл.
– Что пил?
– Забыл.
Выясняется, какое слово постоянно повторяется одним из участников диалога (забыл). Учитель предлагает разыграть диалог: читает первую строчку стихотворения и все вопросы (строгая интонация), а учащиеся хором повторяют слово забыл (плаксивая интонация). В конце диалога «забывчивый» громко плачет.
Игру можно варьировать: Педагог, разделив детей на две группы, поручает им исполнение ролей поведения разных национальностей как они себе это представляют.
Занятие 7. Сюжетно – ролевая игра «Продолжи сказку».
Цель: развитие речи, творческой фантазии детей, стимулирование театрально-пластического творчества. Постановка люой национальной сказки.
Занятие 8. Сюжетно – ролевая игра «Угадай, кто?»
Цель: развитие творческой фантазии и представления детей об этнической идентичности и национальной культуре.
Ход: детям представляются картинки на которых изображены представители разных этносов в национальной одежде. Нужно угадать.
Занятие 9. Театральная игра «Жил был царь»
Сказка сочиняется самими детьми коллективно при помощи педагога. Происходит распределение ролей и обязанностей.
Занятия сочетаются с разнообразной творческой деятельностью детей, а также работой педагогов по устранению проблем национальной нетерпимости у родителей так, как формирование уважительного отношения к культуре разных народов должно формироваться и в самой семье, где воспитывается ребенок. С этой целью оптимально проведение следующих мероприятий:
- Проведение лекций и занятий для родителей, устранение проблем, связанным с отсутствием у них информации о разных национальностях и искаженной информации.
- Включение родителей в творческий процесс ДОУ. В данном аспекте оптимально подключение родителей к изготовлению реквизитов для детских спектаклей и ролевых игр, в частности изготовлению костюмов и декораций.
- Включение родителей в творческий процесс на уровне посещения музеев, представляющих элементы разнообразных культур, рекомендации просмотра фильмов и мультфильмов совместно с детьми, чтения национальных сказок.
- Проведение праздников на уровне ДОУ, посвященных дням национальной культуры с постановкой спектаклей при помощи детей, различных конкурсов и национальных забав.
Важной составляющей также является работа с педагогами ДОУ, которые также не должны проявлять нетерпимость по отношению к разным национальностям. В данном случае актуально проведение лекций, тренингов и пр.
Включение в процесс занятии творчеством в целом представляется не менее актуальным направлением работы, особенно в связи с тем, что творчество должно переплетаться с активной игровой деятельностью детей, занятиями музыкой и танцами. В связи с этим творческий процесс может включать в себя занятия по рисованию
Согласно рекомендациям А.Х. Асленбековой в процесс воспитания детей на уровне ДОУ также возможно включение следующих составляющих и элементов:
1. Сочетания направлений работы словотворчество, изо, музыка, живопись, театр.
- диагностика интересов и способностей детей;
- развитие нестандартного мышления;
- самореализация детей и взрослых в процессе сотрудничества;
- включение детей в творческий процесс
разнообразных видов деятельности.
2. Включение в мир народного творчества, национальных традиций:
- создание условий для развития ребенка, как субъекта культуры и собственного жизнетворчества в процессе сотрудничества со взрослыми;
- формирование интереса к истории культуры разных народов, к истории народной мудрости и традициям.
3. Включение в изучение мира рукотворных творений человека, мир труда, ремесел:
- развитие навыков труда;
- включение в разнообразную трудовую деятельность;
- знакомство с миром профессий.
4. Включение в мир дружбы, человеческих отношений:
- формирование умений понять других людей;
- накапливать знания о человеке, обществе, о самом себе;
- формирование отношений детей и взрослых на принципах сотрудничества, сотворчества.
5. Включение в мир здоровья:
- физическое развитие ребенка на основе народных подвижных игр;
- возрождение традиций народной медицины.
6. Включение в мир игр, игрушек, праздников
- организация содержательной досуговой деятельности детей, в целях развития творческой личности;
- изучение истории возникновения народных игр и праздников;
- использование развивающих дидактических, ролевых игр.
7. Включение в познание мира мудрого, доброго, вечного:
- введение детей в мир мудрых мыслей, добрых чувств, общечеловеческих ценностей, помощь в осмыслении этого мира, самореализация.
- возрождение духовных ценностей семьи и дома;
- объединение детей и их родителей на основе общего интереса к миру семьи, её родословной;
- возвращение семье «канала трансляций» национальных ценностей;
- закрепление связей поколений.
8. Включение в мир добра, милосердия:
- воспитание в детских душах любви и сострадания к ближнему, гуманного отношения к людям, отзывчивости, чуткости и доброты;
- включение в посильную деятельность по оказанию помощи своим престарелым родным, близким, ветеранам войны и труда;
- включение в благотворительную деятельность.
В результате организации комплексной работы возможна реализация процесса познания мира в качестве социального окружения, в которое включены разные национальности и представители культуры, имеющие свои собственные достижения, актуальные для человечества в целом. В результате в процессе формирования представлений о разных культурах и уважения к ним у детей будет формироваться толерантное отношение к представителям разных культур и этносов.
Заключение
Таким образом, в результате проведенного исследования было выявлено, что общение детей дошкольного возраста в различных социо - культурных средах сопряжено с рядом трудностей, являющихся следствием отличий в воспитании и усвоенных в семье норм и правил общения с окружающими людьми. Тем не менее ситуация является преодолимой в случае взаимодействия детей из разных культур в одной группе. Однако, при всем этом, остается проблема воспитания, обусловлена различием этнических традиций так, как даже само отношение к детям является разным для культур различных народностей в России и ближнего зарубежья.
Современный детский сад представляет собой воспитательное учреждение, где происходит не только процесс воспитания и развития детей, но также и формирование их нравственных и патриотических качеств, а также включение в процесс социализации и формирование системы ценностей. Однако, как уже было сказано в предыдущем параграфе, именно данный компонент становится одним из проблематичных в связи с тем, что современный детский сад ориентирован на воспитание детей – представителей разных национальностей и культур, а также ориентирован и на выполнение государственной программы по формированию у детей этнической толерантности и системы ценностей, характерной для гражданина – патриота многонациональной и многоконфессиональной страны.
Подобный подход обусловлен тем, что современная социальная структура является не только многокомпонентной, но и отличается многообразие своих взглядов, в частности и относительно этнокультурных компонентов. Гуманистические устремления и существующие нормы законодательства, в том числе на международном уровне диктуют приоритет толерантного отношения к представителям различных этносов, рас, народностей, конфессий. Все граждане развитого социального государства имеют равные права и возможности своего развития вне зависимости от того, насколько малочисленной является их социальная группа или субкультура. Однако, по факту толерантность является приоритетом далеко не для каждого индивида, в том числе и в России.
Понимание толерантности на уровне современного детского сада тесно взаимосвязано с формированием восприятия детьми представителей других культур конструктивно, также как наличие в стране представителей многих национальностей, конфессий и культур. Воспитание толерантности является частью государственной образовательной программы, а также частью процесса патриотического воспитания и формирования у детей этических принципов, которые основаны на восприятии представителей разных этносов и культур.
Современные педагогичекие подходы и принципы организации педагогического процесса на уровне детского сада представляют достаточно широкие возможности для формирования толерантных отношений у детей, в том числе и в процессе творческого развития детей. При этом, необходимо также выделить и актуальность учета особенностей возрастного развития детей так, как для каждого возраста в детском саду существуют свои собственные программы этнокультурного воспитания.
В результате проведенного исследования было выявлено, что у детей присутствуют модели национальной нетерпимости, а также социальной нетерпимости которые, которые связаны с отсутствием информации о самих понятиях нация, этнос, религия, раса. Во многом причиной подобной проблемы является отсутствие на уровне детского сада воспитательной модели воспитания с присутствием изучения культуры разных народов, формирование представления о многообразии культурных элементов быта у народов России и зарубежья. Устранение данной проблемы является одним из приоритетов формирования этнокультурной толерантности в ДОУ.
Как было выявлено в результате исследования на теоретическом и практическом уровне решение проблемы формирования уважительного отношения у детей к культуре разных народов на уровне ДОУ может быть решено в процессе организации комплексной работы. В связи с этим актуальным представляется развитие комплексной работы повышения уровня знаний, развития творческих умений и навыков, развития умения выстраивать конструктивный диалог, а также подключения к процессу педагогов с целью организации работы с родителями.
Занятия сочетаются с разнообразной творческой деятельностью детей, а также работой педагогов по устранению проблем национальной нетерпимости у родителей так, как формирование уважительного отношения к культуре разных народов должно формироваться и в самой семье, где воспитывается ребенок. С этой целью оптимально проведение следующих мероприятий:
- Проведение лекций и занятий для родителей, устранение проблем, связанным с отсутствием у них информации о разных национальностях и искаженной информации.
- Включение родителей в творческий процесс ДОУ. В данном аспекте оптимально подключение родителей к изготовлению реквизитов для детских спектаклей и ролевых игр, в частности изготовлению костюмов и декораций.
- Включение родителей в творческий процесс на уровне посещения музеев, представляющих элементы разнообразных культур, рекомендации просмотра фильмов и мультфильмов совместно с детьми, чтения национальных сказок.
- Проведение праздников на уровне ДОУ, посвященных дням национальной культуры с постановкой спектаклей при помощи детей, различных конкурсов и национальных забав.
Важной составляющей также является работа с педагогами ДОУ, которые также не должны проявлять нетерпимость по отношению к разным национальностям. В данном случае актуально проведение лекций, тренингов и пр.
Список литературы
Асланбекова А.Х. Использование игр в процессе воспитания этнической толерантности у детей седьмого года жизни//Известия РГПУ им. Герцена – 2010 - № 121. – С. – 24-32.
Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петербю ун-ва, 2005. – 120с.
Бондырева С.К. Толерантность. Учебно-методическое пособие/ - М.: 2003 – 240с.
Войновская Т. Уважение к другому: может стоит потренироваться?//Народное образование.-2009.-№2.-С.216-218.
Вульфов Б.З. Воспитание толерантности, сущность и средства// Внешкольник-2002. - № 6. с. 16 – 25.
Гершунский, Б. Толерантность в системе ценностно – целевых приоритетов образования /Б.Гершунский//ЛС педагогической прессы.-2002.-№5.-С.3.
Дудко, О. Мы вместе! Урок толерантности [Текст]/О.Дудко// История.-2009.-№16.-С.38 - 44.
Егорова, И. Школа толерантности, школа дружбы [Текст]/И.Егорова//Воспитание школьников.-2008.-№9.-С.8-10.
Илюхина, Г.Е. Взаимосвязь и взаимозависимость толерантности и правовой культуры в школе [Текст]/Г.Е.Илюхина//Наука и практика воспитания и дополнительного образования.-2008.-№2.-С65
Карпова М.О. Программа «Толерантный класс» [Текст]/М.Карпова и др.//Завуч начальной школы.-2009.-№6.-С.113-123.
Кленова, Н.В. Что нужно знать о толерантности [Текст]/Н.В.Кленова// Образование в современном мире.-2003.-№7.-С.13.
Кленова, Н.В. Как воспитать толерантность [Текст]/Н.В.Кленова//Дополнительное образование и воспитание.-2006.-№3.-С.17
Коржуев В.А. Толерантность в контексте педагогической культуры. - М.: Просвещение, 2000. – 217 с.
Крушельницкая О.И. Психологические условия формирования толерантности у младших школьников//Начальная школа плюс до и после.-2009.-№2.-С.68-73.
Манузина Л.А «Не накликайте беды! Люди, любите друг друга!»: урок толерантности//Открытая школа.-2005.-№1. – С. 18 – 24.
Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2009. – 456 с.
Олейникова О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского Союза // Высшее образование в России. -2006.-№6.
Попова, Л.В. «Я в мире…мир во мне…толерантность – путь к миру» классный час для 4-х классов [Текст]/Л.В.Попова//Завуч начальной школы.- 2007.-№7.-С.105-109.
Пугачева Е.А. Толерантность в новом тысячелетии как условие поиска взаимоприемлемых отношений между людьми // Наука и школа. - 2007. - №3. - С.69-70.
Равильева С.Т. Игры в которые играют дети. – Спб.: Мир детства, 2011. – 412 с.
Романюк, Т.В.Межнациональное общение: тренинг и упражнения. [Текст] /Т.В.Романюк//Воспитание школьника.-2009.-№7.-С.60-63.
Саетгараева, З. «Будьте добрыми, человечными!» [Текст]: классный час/З.Сатгараева//Воспитание школьника.-2003.-№9.- С.31-34.
Семья: толерантность, любовь, авторитет: Методическая разработка педсовета [Текст]// Школьный психолог.-2006.-№4.-С.42-44.
Солдатова, Г.У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив / Г.У. Солдатова // Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. – М.: Изд-во МГУ, 2003. –112 с.
Степанова С. «…Да не судимы будете»: Толерантность//Классное руководство и воспитание школьников.-2008.-№14.-С.12-18.
Сультеев, Д. Единство равных (к Международному дню толерантности)/Д.Сультеев//Воспитание школьников.-2008.-№9.-С.3-8.
Тётушкина, Л.А. «Толерантность – слагаемое безопасности» [Текст] /Л.А.Тётушкина//ОБЖ.-2008.-№11.-С.12-15.
Тихомирова Л.Ф. Я открываю мир: Развитие познавательных способностей детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 217 с.
Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. – М.:РОЛЬФ. 2000. – 412 с.
Третьякова А.Н. Толерантность как фактор эффективности педагогического коллектива// Начальная школа плюс до и после.-2009.-№2.-С.73-77.
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2006. – 336 с.
Хотинец В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопросы психологии. - 2001. - № 5. С. 60-72.
Черемошкина Л.В. Развитие внимания у детей. - Ярославль: Академия развития, 2007. – 288 с.
Широкова, Г.А., Жадько, Е.Г. Практикум детского психолога. – Ростов н/Д: Феникс,2005. – 107 с.
Элиасберг, Н.И.Формирование толерантности школьников в системе гражданско-правового образования.//ПИОШ.-2009.-№2.-С.56-62.
Ягодина, И.П. Толерантность: большая психологическая игра [Текст]/ И.П.Ягодина//Деятельность классного руководителя.-2009.-С.58.
Котырло В.К. Пути изучения у дошкольников эмоционального отношения к другим людям//Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье//Под ред. В.К. Котырло. - М., 1987. - С.8.
Репина Т.А. О путях изучения взаимоотношений дошкольников: Задачи и методы исследования//Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально-психологического исследования/Под ред. Т.А.Репиной. - М., 1978. - С.50.
Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М., 2008.
Там же
Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.,2005.
Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов-н/Д., 2012.
Аюева И. Патриотическое воспитание // Ребенок в дет. саду.- 2001.- № 5
Метечко А. А. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста: опыт работы // Совершенствование качества дошкольного образования в Пермской области.- Пермь,2001.
Юдина Г. Патриотическое воспитание: Из опыта работы педагогов ДОУ № 11 г. Армавира // Ребенок в дет. саду.- 2001.- № 4.
Симонова Л.П. Этнопедагогическое содержание в образовании. // Экологическое образование - N 3 – 2012.
Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов-н/Д., 2012.
Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. /Ярославский педагогический вестник. - 2003. - № 1
Там же
Там же
Там же
Кукушкин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. - Ростов-н/Д., 2012.
Иванова Е. А. Преемственное использование средств этнопедагогики в системе «детский сад - начальная школа» : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Смоленск, 2006.
Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2006. С. 208.
Широкова, Г.А., Жадько, Е.Г. Практикум детского психолога. – Ростов н/Д: Феникс,2005. С. 76.
Черемошкина Л.В. Развитие внимания у детей. - Ярославль: Академия развития, 2007. С. 211.
62
1. Асланбекова А.Х. Использование игр в процессе воспитания этнической толерантности у детей седьмого года жизни//Известия РГПУ им. Герцена – 2010 - № 121. – С. – 24-32.
2. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во С.-Петербю ун-ва, 2005. – 120с.
3. Бондырева С.К. Толерантность. Учебно-методическое пособие/ - М.: 2003 – 240с.
4. Войновская Т. Уважение к другому: может стоит потренироваться?//Народное образование.-2009.-№2.-С.216-218.
5. Вульфов Б.З. Воспитание толерантности, сущность и средства// Внешкольник-2002. - № 6. с. 16 – 25.
6. Гершунский, Б. Толерантность в системе ценностно – целевых приоритетов образования /Б.Гершунский//ЛС педагогической прессы.-2002.-№5.-С.3.
7. Дудко, О. Мы вместе! Урок толерантности [Текст]/О.Дудко// История.-2009.-№16.-С.38 - 44.
8. Егорова, И. Школа толерантности, школа дружбы [Текст]/И.Егорова//Воспитание школьников.-2008.-№9.-С.8-10.
9. Илюхина, Г.Е. Взаимосвязь и взаимозависимость толерантности и правовой культуры в школе [Текст]/Г.Е.Илюхина//Наука и практика воспитания и дополнительного образования.-2008.-№2.-С65
10. Карпова М.О. Программа «Толерантный класс» [Текст]/М.Карпова и др.//Завуч начальной школы.-2009.-№6.-С.113-123.
11. Кленова, Н.В. Что нужно знать о толерантности [Текст]/Н.В.Кленова// Образование в современном мире.-2003.-№7.-С.13.
12. Кленова, Н.В. Как воспитать толерантность [Текст]/Н.В.Кленова//Дополнительное образование и воспитание.-2006.-№3.-С.17
13. Коржуев В.А. Толерантность в контексте педагогической культуры. - М.: Просвещение, 2000. – 217 с.
14. Крушельницкая О.И. Психологические условия формирования толерантности у младших школьников//Начальная школа плюс до и после.-2009.-№2.-С.68-73.
15. Манузина Л.А «Не накликайте беды! Люди, любите друг друга!»: урок толерантности//Открытая школа.-2005.-№1. – С. 18 – 24.
16. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. – М. : Академия, 2009. – 456 с.
17. Олейникова О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского Союза // Высшее образование в России. -2006.-№6.
18. Попова, Л.В. «Я в мире…мир во мне…толерантность – путь к миру» классный час для 4-х классов [Текст]/Л.В.Попова//Завуч начальной школы.- 2007.-№7.-С.105-109.
19. Пугачева Е.А. Толерантность в новом тысячелетии как условие поиска взаимоприемлемых отношений между людьми // Наука и школа. - 2007. - №3. - С.69-70.
20. Равильева С.Т. Игры в которые играют дети. – Спб.: Мир детства, 2011. – 412 с.
21. Романюк, Т.В.Межнациональное общение: тренинг и упражнения. [Текст] /Т.В.Романюк//Воспитание школьника.-2009.-№7.-С.60-63.
22. Саетгараева, З. «Будьте добрыми, человечными!» [Текст]: классный час/З.Сатгараева//Воспитание школьника.-2003.-№9.- С.31-34.
23. Семья: толерантность, любовь, авторитет: Методическая разработка педсовета [Текст]// Школьный психолог.-2006.-№4.-С.42-44.
24. Солдатова, Г.У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив / Г.У. Солдатова // Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. – М.: Изд-во МГУ, 2003. –112 с.
25. Степанова С. «…Да не судимы будете»: Толерантность//Классное руководство и воспитание школьников.-2008.-№14.-С.12-18.
26. Сультеев, Д. Единство равных (к Международному дню толерантности)/Д.Сультеев//Воспитание школьников.-2008.-№9.-С.3-8.
27. Тётушкина, Л.А. «Толерантность – слагаемое безопасности» [Текст] /Л.А.Тётушкина//ОБЖ.-2008.-№11.-С.12-15.
28. Тихомирова Л.Ф. Я открываю мир: Развитие познавательных способностей детей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 217 с.
29. Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребёнка. – М.:РОЛЬФ. 2000. – 412 с.
30. Третьякова А.Н. Толерантность как фактор эффективности педагогического коллектива// Начальная школа плюс до и после.-2009.-№2.-С.73-77.
31. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2006. – 336 с.
32. Хотинец В.Ю. Психологические характеристики этнокультурного развития человека // Вопросы психологии. - 2001. - № 5. С. 60-72.
33. Черемошкина Л.В. Развитие внимания у детей. - Ярославль: Академия развития, 2007. – 288 с.
34. Широкова, Г.А., Жадько, Е.Г. Практикум детского психолога. – Ростов н/Д: Феникс,2005. – 107 с.
35. Элиасберг, Н.И.Формирование толерантности школьников в системе гражданско-правового образования.//ПИОШ.-2009.-№2.-С.56-62.
36. Ягодина, И.П. Толерантность: большая психологическая игра [Текст]/ И.П.Ягодина//Деятельность классного руководителя.-2009.-С.58.
Вопрос-ответ:
Какие теоретические аспекты этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются теоретические аспекты этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста, включая этническую составляющую современных проблем воспитания и понятие этнической толерантности в условиях детского сада. Также в статье обсуждаются аспекты этнокультурного воспитания в современном детском саду.
Что такое этническая составляющая современных проблем воспитания?
Этническая составляющая современных проблем воспитания - это фактор, который связан с различными этническими группами и их культурными особенностями. Многонациональное общество сталкивается с проблемой сохранения и развития национальных и культурных традиций в условиях глобализации. Данная проблема вносит определенные трудности в процесс воспитания детей дошкольного возраста.
Что такое понятие этнической толерантности в условиях детского сада?
Понятие этнической толерантности в условиях детского сада обозначает умение и готовность ребенка уважать и принимать различные культурные и этнические особенности других людей. Важно, чтобы дети научились не только толерантности, но и активному участию в познании и принятии новых культур.
Какие аспекты этнокультурного воспитания рассматриваются в современном детском саду?
В современном детском саду рассматриваются различные аспекты этнокультурного воспитания, такие как организация межкультурного общения, формирование позитивного отношения к культуре разных народов, знакомство с традициями и обычаями других народов, развитие этнокультурной идентичности и многое другое.
Какими методами можно организовать работу по воспитанию уважительного отношения детей к культуре разных народов?
Организация работы по воспитанию уважительного отношения детей к культуре разных народов может осуществляться через проведение различных мероприятий, таких как тематические игры, праздники, занятия с использованием национальных символов и традиций. Также важно создать условия для общения детей разных национальностей и культур, чтобы они могли узнавать друг о друге и находить общие интересы.
Какие теоретические аспекты связаны с этнокультурным воспитанием детей дошкольного возраста?
Теоретическими аспектами этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста являются понятие этнической составляющей современных проблем воспитания, понятие этнической толерантности и аспекты этнокультурного воспитания в современном детском саду.
Что представляет собой этническая составляющая современных проблем воспитания?
Этническая составляющая современных проблем воспитания связана с вопросами взаимодействия различных этнических групп в обществе, сохранением и развитием этнической культуры, актуализацией и преодолением этнических противоречий.
Как можно определить понятие этнической толерантности в условиях современного детского сада?
Понятие этнической толерантности в условиях современного детского сада означает готовность ребенка принимать и уважать представителей других этнических групп, а также готовность добиваться взаимопонимания и строить отношения на основе взаимного уважения к культурным различиям.
Какие аспекты этнокультурного воспитания существуют в современном детском саду?
В современном детском саду существуют различные аспекты этнокультурного воспитания, такие как ознакомление с культурой и традициями разных народов, развитие уважительного отношения к этническим меньшинствам, формирование толерантности и осознания своей национальной идентичности.
Как возможна организация работы по воспитанию уважительного отношения детей к культуре разных народов?
Организация работы по воспитанию уважительного отношения детей к культуре разных народов может осуществляться через проведение различных мероприятий, таких как знакомство с традициями и обычаями других народов, организация игр и мастер-классов, чтение книг о разных культурах и проведение дискуссий на эту тему.
Как развивать уважительное отношение детей к культуре разных народов в детском саду?
В детском саду можно развивать уважительное отношение детей к культуре разных народов, организуя мероприятия, посвященные различным культурам, проводя интерактивные уроки, на которых дети изучают особенности культур разных народов, а также путешествуя по различным странам с помощью виртуальных экскурсий. Очень важно также привлекать родителей и рассказывать им о значимости уважения и понимания других культур, чтобы они поддерживали это и в домашней обстановке.
Что такое этническая толерантность и как ее развивать у детей в детском саду?
Этническая толерантность - это способность уважать и принимать другие культуры и этнические группы, несмотря на их различия. В детском саду можно развивать эту толерантность, проводя диалоги о разных культурах, рассматривая с детьми традиционную одежду, национальные символы, танцы и музыку разных народов. Также важно вовлекать детей в совместные проекты, где они могут познакомиться с культурой друг друга и увидеть, что разнообразие является обогащением.