Антикризисная политика государства
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 23.05.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Вступление 3
1. Цикличность экономики и антикризисная политика: исторический и теоретический аспект 4
2. Антикризисная политика отдельных стран: современная практика. 11
2.1 Антикризисная политика Греции 11
2.2 Антикризисная политика Австрии. 15
2.3 Антикризисная политика России. 20
3. Перспективные направления антикризисной политики в мировом масштабе и в России 25
Заключение 30
Список литературы 31
Но об эффективности такой помощи заставляет задуматься следующий факт: за 2009 г. число «долларовых» миллиардеров в России увеличилось почти вдвое – с 32 до 62 человек, а к 2012 г. Достигло 97 человек, обладающих 30% богатства страны. Произошла сверхконцентрация промышленных, финансовых и природных ресурсов в руках небольшой группы людей. При этом важно отметить, темпы накопления богатства не имеют отношения к производительности труда, что оказывает на рядовых россиян огромное деморализующее воздействие. Кроме того, из реальной экономики продолжает утекать капитал в спекулятивную сферу и за границу.
Таким образом, анализ современного состояния экономики показывает, что кризис затронул практически все сферы деятельности и для борьбы с ним нужны новые, более эффективные антикризисные меры. Возможно, полезным было бы проанализировать успешный опыт других стран мира.
Перспективные направления антикризисной политики в мировом масштабе и в России
Первым, наиболее очевидным последствием нестабильности на мировых финансовых рынках стала нехватка ликвидности. Проблемы с ликвидностью стали лакмусовой бумажкой начинающегося мирового экономического кризиса. Поэтому в первую очередь встала необходимость принятия мер противодействия именно кризису ликвидности.
В отношении мер в области мировой торговли международными организациями декларировалась необходимость скорейшего восстановления кредитных рынков для финансирования торговых операций по доступным процентным ставкам. В отличие от декларативных мер в отношении свободной торговли данные меры в большинстве случаев успешно прошли стадию согласования среди членов международных организаций и в итоге были подписаны и утверждены.
ОЭСР также подчеркивает важность недопущения протекционизма в области инвестиций в виде создания ограничений для свободного передвижения капитала, так как ограничение конкуренции между странами не только на товарном, но и на инвестиционном рынке ведет к снижению эффективности национальных экономик и высоким издержкам в будущем.
В связи со стремительным нарастанием кризисных явлений после 2008 г. все более ясным становился масштаб угроз для экономик как развитых, так и развивающихся стран. Непосредственные причины финансового кризиса аналитические департаменты ведущих международных организаций стали связывать с недостаточным регулированием и надзором на финансовых рынках. В области корпоративной культуры неадекватная устойчивому развитию компаний система стимулов также способствовала трансмиссии кризисных явлений из финансового сектора в реальную экономику.
В результате аналитические выводы рекомендательного характера большинства международных организаций стали декларативными мерами, провозглашающими необходимость создания условий для адекватного принятия инвесторами рисков. В число данных условий входят обеспечение контроля на финансовых рынках, надзор за рейтинговыми агентствами, а также совершенствование системы бонусного вознаграждения труда менеджеров корпораций.
В современных условиях кризиса экономисты осознали необходимость усиления надзора, регулирования и контроля над финансовыми операциями.
Важно, чтобы надзорные органы и центральные банки разных стран и дальше усиливали кооперацию и обмен информацией, включая оценку рисков финансовой устойчивости. Они должны совместно расследовать и наказывать мошенничество, рыночные злоупотребления и манипуляции. Однако необходимо с осторожностью прибегать к практике усиления регулирования, поскольку «существует угроза введения непродуманных и слишком дорогих норм регулирования» (ОЭСР). Чрезмерное регулирование не должно тормозить развитие финансовых рынков.
Декларирование многими странами принятия продуманных и скоординированных мер борьбы с кризисом относится к согласованности действий как внутри страны, так и на международном уровне. Внутри страны должен быть разработан комплекс антикризисных мер, объединяющих действия национальных регуляторов (правительства, центрального банка, служб регулирования и надзора) и законодательных органов. МВФ подчеркивает важность применения «согласованных мер бюджетно-налоговой и финансовой политики» национальными властями. На международной арене необходимость координации действий по борьбе с кризисом связана с негативными последствиями принятия странами разно направленных антикризисных программ.
На пике экономического спада многие страны осознали необходимость стимулирования деловой активности для предотвращения развития кризиса. В основном их меры были направлены на оживление сократившегося во время кризиса совокупного спроса. Расширение спроса приводит к уменьшению запасов готовой продукции, что является сигналом к росту выпуска, найму дополнительных работников, повышению инвестиционного спроса и т. д., а это означает переход экономики на стадию подъема. Многими международными экономическими организациями подчеркивается необходимость повышения совокупного спроса во время кризиса с помощью создания налоговых стимулов.
В краткосрочном периоде, по мнению ОЭСР, следует уделять «повышенное внимание устранению налоговых барьеров, которые препятствуют эффективному функционированию финансовых рынков». Это касается налогов, которые искажают выбор инвестора в случае, когда есть альтернатива: инвестировать либо самостоятельно, либо посредством механизма коллективных инвестиций. Налоги также могут становиться барьерами для использования различных финансовых инструментов. Устранение подобных несоответствий в налогообложении финансовых операций на финансовых рынках поможет странам осуществить выход из кризиса.
Поддержка населения со стороны государства во время экономического кризиса решает сразу две проблемы. Во-первых, снижается социальная напряженность в обществе, увеличивается лояльность населения к антикризисным мерам правительства. Во-вторых, социальные пособия способствуют увеличению потребительского спроса, а значит, ведут к повышению совокупного спроса в экономике. Таким образом, помимо гуманистических причин социальная поддержка населения во время кризиса оказывается значимой по политическим и экономическим мотивам.
Эффективным средством борьбы с социальными последствиями кризиса предлагается также считать предоставление безработным кредитов и грантов на организацию собственного бизнеса. Создание благоприятных условий для ведения малого и среднего бизнеса всегда являлось мерой, стимулирующей экономическую активность. Ее положительными социальными последствиями являются снижение безработицы и увеличение налоговых поступлений. Поэтому особенно актуальным становится ее применение во время кризиса.
Во время кризиса прямое воздействие международных экономических организаций на экономику выражалось в выдаче кредитов и грантов нуждающимся странам, финансировании международной торговли, издании руководящих принципов для органов регулирования, а также создании международными организациями новых органов и комиссий для оказания консультационной и материальной помощи странам-членам. Эти направления необходимо развивать и в дальнейшем.
Один из важных уроков, вынесенных мировым сообществом из современного экономического кризиса, заключается в несоответствии финансовых правил и глобальных институтов прошлого века реалиям XXI в. В частности, кризис показал необходимость проведения реформы международных экономических организаций и корректировки норм регулирования и надзора. Странам пришлось задуматься о том, какой вектор долгосрочного роста выбрать, чтобы их развитие было устойчивым.
На основе проведенного анализа можно выделить следующие перспективные направления повышения эффективности антикризисной политики России в будущем:
Существенное повышение эффективности бюджетных расходов;
Реформирование институтов, регулирующих финансовые рынки;
Повышение эффективности среднесрочной антиинфляционной политики;
Разработка плана по превращению рубля в резервную валюту;
Проведение анализа мер в сфере диверсификации экономики, расширение спектра бизнес-услуг;
Разработка работающего законодательства и создание стимулов в сфере инновационного развития;
Защита прав собственности и поддержка «среднего» бизнеса;
Активная модернизация системы поддержки безработных и социальной поддержки в целом, либерализация трудовых отношений;
Стимулирование соблюдения контрактного права;
Преодоление монополизма и стимулирование конкуренции;
Инфраструктурное строительство;
Интеграция в глобальную экономику и использование внешней интеграции для ускорения роста и модернизации экономики.
Заключение
Как бы ни были разрушительны последствия кризиса для мировой экономики, либо для экономики отдельного государства, необходимо помнить, что кризис несет в себе и положительный эффект: он заставляет мир двигаться вперед, готовит почву для дальнейшего, наиболее эффективного и успешного, развития.
Современный кризис отличается от всех других своими масштабами, новыми механизмами действия и сложность, но при грамотной подготовке антикризисных мер, его последствия могут быть не такими разрушительными, как предполагается.
Как показывает опыт некоторых стран, например Китая, Индии, Австрии продуманная антикризисная политика может эффективно бороться с негативными последствиями, более того экономика может развиваться и во время кризиса.
В ходе исследования были решены задачи теоретического обоснования понятий цикличность и антимонопольная политика, рассмотрен опыт проведения госудасртвенной антимонопольной политики Греции, Австрии и России, проанализирована эффективность использования различных мер антимонопольной политики в масштабах мира и нашей страны.
Практика показывает, что для успешного выхода из кризиса и дальнейшего развития необходимо реализовывать комплекс мер во всех сферах. Государство должно играть важную роль в этом процессе, помогать, направлять и поддерживать других субъектов экономики и тогда оно само сможет функционировать эффективно.
Конкретными направлениями антимонопольной политики для России на современном этапе должны стать:
Совершенствование нормативно-правовой базы всех направлений развития экономики, ее эффективное использование;
Инновационное и высокотехнологичное развитие;
Диверсификация промышленности и снижение зависимости России от сырьевой направленности;
Социальная защита населения, повышение уровня жизни, стимулирование спроса и многое другое.
Список литературы
Акимова Е. Н., Кружкова К. В. Основные направления современной антикризисной политики // Электронный журнал «Вестник МГОУ» / www.evestnik-mgou.ru. – 2013. – №1
Арбатова Н.К. Кризис и Европейский Союз: политические аспекты. / МЭ и МО. 2012. №11. СС.33-42.
Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность). – М.: БЕК, 1996. – 352 с.
Батяева А. Последствия кризиса: Балласт пошел ко дну // Газета Ведомости. – 2009. – 09 октября. – № 191 (2461).
Богатые и очень бедные [Электронный ресурс] // Свободная Пресса: [сайт]. URL: http://svpressa.ru/economy/article/59649/ (дата обращения:15.10.2012).
Вечканов, Г. С. Вечканова Г.П. Макроэкономика. С-Петербург Изд-во "Питер". - 2003. 648 с.
Голышева М. О. Антикризисное государственное регулирование реального сектора экономики: международный опыт – Теория управления, №8, 2012.
Международный опыт антикризисной политики / С.М. Дробышевский, Е.В. Синельникова, А.В. Сорокина, П.В. Трунин, Е.В. Худько. — М.: Издательство «Дело» РАНХ, 2010. —224 с. — (Сер. «Экономическая политика: между кризисом имодернизацией»).
Маркс К. Капитал. Т.1. М.: Изд-во политической литературы, 1983.
Обзоры инвестиционной политики ОЭСР: Российская Федерация [Электронный ресурс] //http://www.oecd.org/russia/37466426.pdf
Перспективы развития России в 2014 году [Электронный ресурс] // http://www.webeconomy.ru/
Разоблачение олигархов. Почему бизнесмены просят помощи у государства и на что ее тратят // Финансовые известия. – 2009. – 17 августа.
России могут потребоваться новые антикризисные меры [Электронный ресурс] – Статья от 28.03.2014 // http://stringer-news.com/publication.mhtml?Part=50&PubID=30372
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (отдельные главы) //Антология экономической классики. М.: Эконов, 1993. Т.1.
Сухарева И. О. Управление проблемными долгами в банковском секторе: уроки кризиса [Электронный ресурс] –Дата обращения 15.04.2014 // http://www.forecast.ru/
Сайт министерства иностранных дел Греции. [Электронный ресурс] (http://www.mfa.gr/www.mfa.gr/GoToPrintable.aspx?UICulture=en-US&GUID={B6394928-A11D-4294-A182-9E70D0DDB3A1}).
[Электронный ресурс] http://www.webeconomy.ru/
PM Karamanlis: Bank deposits guaranteed, responsibility to the country comes first. (http://www.greekembassy.org/embassy/content/en/Article.aspx?office=3&folder=361&article=24301).
Wolfgang Waldner: «Europa braucht Politiker mit Veranwortung». 06.06.2012.
(http://www.bmeia.gv.at/aussenministerium/pressenews/presseaussendungen/2012/waldner-europa-braucht-politiker-mit).
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (отдельные главы) //Антология экономической классики. М.: Эконов, 1993. Т.1.
Маркс К. Капитал. Т.1. М.: Изд-во политической литературы, 1983.
Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность). – М.: БЕК, 1996. – 352 с.
Вечканов, Г. С. Вечканова Г.П. Макроэкономика. С-Петербург Изд-во "Питер". - 2003. 648 с.
Сухарева И. О. Управление проблемными долгами в банковском секторе: уроки кризиса –Дата обращения 15.04.2014 // http://www.forecast.ru/
Голышева М. О. Антикризисное государственное регулирование реального сектора экономики: международный опыт – Теория управления, №8, 2012.
http://www.webeconomy.ru/
См. Арбатова Н.К. Кризис и Европейский Союз: политические аспекты. / МЭ и МО. 2012. №11. СС.33-42.
PM Karamanlis: Bank deposits guaranteed, responsibility to the country comes first. (http://www.greekembassy.org/embassy/content/en/Article.aspx?office=3&folder=361&article=24301).
Сайт министерства иностранных дел Греции.
(http://www.mfa.gr/www.mfa.gr/GoToPrintable.aspx?UICulture=en-US&GUID={B6394928-A11D-4294-A182-9E70D0DDB3A1}).
Wolfgang Waldner: «Europa braucht Politiker mit Veranwortung». 06.06.2012.
(http://www.bmeia.gv.at/aussenministerium/pressenews/presseaussendungen/2012/waldner-europa-braucht-politiker-mit).
Швейцер В.Я.,Серик Р.Я. Австрийская экономика в европейском измерении. /Государства Альпийского региона и страны Бенилюкс в меняющейся Европе. М. 2009. С.92.
Die Seite wurde nicht gefunden.
(www.handelsblatt.com/politik/international/defizit-2016-nahe-null-oesterreich –will-kraeftig-sparen/v).
России могут потребоваться новые антикризисные меры – Статья от 28.03.2014 // http://stringer-news.com/publication.mhtml?Part=50&PubID=30372
Перспективы развития России в 2014 году // http://www.webeconomy.ru/
Батяева А. Последствия кризиса: Балласт пошел ко дну // Газета Ведомости. – 2009. – 09 октября. – № 191 (2461).
Разоблачение олигархов. Почему бизнесмены просят помощи у государства и на что ее тратят // Финансовые известия. – 2009. – 17 августа.
Богатые и очень бедные [Электронный ресурс] // Свободная Пресса: [сайт]. URL: http://svpressa.ru/economy/article/59649/ (дата обращения:15.10.2012).
Акимова Е. Н., Кружкова К. В. Основные направления современной антикризисной политики // Электронный журнал «Вестник МГОУ» / www.evestnik-mgou.ru. – 2013. – №1
Обзоры инвестиционной политики ОЭСР: Российская Федерация //http://www.oecd.org/russia/37466426.pdf
Международный опыт антикризисной политики / С.М. Дробышевский, Е.В. Синельникова, А.В. Сорокина, П.В. Трунин, Е.В. Худько. — М.: Издательство «Дело» РАНХ, 2010. —224 с. — (Сер. «Экономическая политика: между кризисом имодернизацией»).
32
1. Акимова Е. Н., Кружкова К. В. Основные направления современной антикризисной политики // Электронный журнал «Вестник МГОУ» / www.evestnik-mgou.ru. – 2013. – №1
2. Арбатова Н.К. Кризис и Европейский Союз: политические аспекты. / МЭ и МО. 2012. №11. СС.33-42.
3. Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность). – М.: БЕК, 1996. – 352 с.
4. Батяева А. Последствия кризиса: Балласт пошел ко дну // Газета Ведомости. – 2009. – 09 октября. – № 191 (2461).
5. Богатые и очень бедные [Электронный ресурс] // Свободная Пресса: [сайт]. URL: http://svpressa.ru/economy/article/59649/ (дата обращения:15.10.2012).
6. Вечканов, Г. С. Вечканова Г.П. Макроэкономика. С-Петербург Изд-во "Питер". - 2003. 648 с.
7. Голышева М. О. Антикризисное государственное регулирование реального сектора экономики: международный опыт – Теория управления, №8, 2012.
8. Международный опыт антикризисной политики / С.М. Дробышевский, Е.В. Синельникова, А.В. Сорокина, П.В. Трунин, Е.В. Худько. — М.: Издательство «Дело» РАНХ, 2010. —224 с. — (Сер. «Экономическая политика: между кризисом имодернизацией»).
9. Маркс К. Капитал. Т.1. М.: Изд-во политической литературы, 1983.
10. Обзоры инвестиционной политики ОЭСР: Российская Федерация [Электронный ресурс] //http://www.oecd.org/russia/37466426.pdf
11. Перспективы развития России в 2014 году [Электронный ресурс] // http://www.webeconomy.ru/
12. Разоблачение олигархов. Почему бизнесмены просят помощи у государства и на что ее тратят // Финансовые известия. – 2009. – 17 августа.
13. России могут потребоваться новые антикризисные меры [Электронный ресурс] – Статья от 28.03.2014 // http://stringer-news.com/publication.mhtml?Part=50&PubID=30372
14. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов (отдельные главы) //Антология экономической классики. М.: Эконов, 1993. Т.1.
15. Сухарева И. О. Управление проблемными долгами в банковском секторе: уроки кризиса [Электронный ресурс] –Дата обращения 15.04.2014 // http://www.forecast.ru/
16. Сайт министерства иностранных дел Греции. [Электронный ресурс] (http://www.mfa.gr/www.mfa.gr/GoToPrintable.aspx?UICulture=en-US&GUID={B6394928-A11D-4294-A182-9E70D0DDB3A1}).
17. [Электронный ресурс] http://www.webeconomy.ru/
18. PM Karamanlis: Bank deposits guaranteed, responsibility to the country comes first. (http://www.greekembassy.org/embassy/content/en/Article.aspx?office=3&folder=361&article=24301).
19. Wolfgang Waldner: «Europa braucht Politiker mit Veranwortung». 06.06.2012.
(http://www.bmeia.gv.at/aussenministerium/pressenews/presseaussendungen/2012/waldner-europa-braucht-politiker-mit).
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет антикризисная политика для государства?
Антикризисная политика является важным инструментом для преодоления экономических кризисов и поддержания стабильности в стране. Она помогает смягчить последствия кризисов, укрепить экономическую систему и обеспечить устойчивое развитие.
Каковы основные принципы антикризисной политики?
Основными принципами антикризисной политики являются своевременность, комплексность и эффективность. Принцип своевременности подразумевает реагирование на кризисные явления незамедлительно, чтобы предотвратить их глубокое ухудшение. Комплексность означает использование различных мер и инструментов для снижения негативных последствий кризиса. Принцип эффективности предполагает выбор наиболее эффективных и оптимальных решений для достижения поставленных целей.
Какую антикризисную политику применила Греция в связи с кризисом 2008 года?
Греция применила ряд мер, включающих сокращение государственных расходов, повышение налогов и введение структурных реформ. Была проведена программа международной финансовой поддержки, в результате которой Греция получила финансовую помощь от Европейского союза и Международного валютного фонда.
Какова роль антикризисной политики в современной Австрии?
В Австрии антикризисная политика осуществляется путем предоставления финансовой поддержки бизнесу и инвестиций в инфраструктуру. Также проводятся меры по стимулированию экономики и поддержке занятости. Австрия также активно сотрудничает с другими странами Европейского союза для оказания взаимной поддержки в период экономических кризисов.
Какие перспективные направления антикризисной политики можно выделить для России?
В России перспективными направлениями антикризисной политики являются развитие инновационной экономики, поддержка малого и среднего бизнеса, снижение зависимости от нефтегазового сектора, развитие инфраструктуры и повышение инвестиционной активности. Также важным направлением является поддержка занятости и социальная защита населения в условиях экономического спада.
Антикризисная политика государства - это важный инструмент в экономике?
Да, антикризисная политика государства играет важную роль в смягчении последствий экономических кризисов. Она направлена на стабилизацию экономики, поддержку отраслей, наиболее пострадавших от кризиса, и обеспечение социальной защиты населения.
Какие страны применяют антикризисную политику?
Разные страны имеют свою собственную антикризисную политику, которая зависит от особенностей их экономического и политического состояния. Некоторые из них известны своей успешной антикризисной политикой, например, Греция, Австрия и Россия.
Какие перспективные направления антикризисной политики существуют?
Существуют различные перспективные направления антикризисной политики в мировом масштабе и в России. Например, развитие инфраструктуры, поддержка инноваций и науки, регулирование финансовой системы, поддержка предпринимательства и малого бизнеса, макроэкономическое управление и др. Эти направления должны способствовать стабилизации экономики и повышению устойчивости государства к кризисам.