Психологический портрет участников неформальных юношеских объединений
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 21 + 21 источник
- Добавлена 24.05.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект исследования молодежных субкультур 6
1.1 Содержание понятия «молодежная субкультура» 6
1.2 Классификация неформальных объединений 11
1.3 Психологическая характеристика юношества 18
Глава 2. Методика исследования неформальных групп на примере движения живой ролевой игры 23
2.1 Исследование молодежных субкультур методом фокус-групп 23
2.2 Результаты исследования ролевых игр как субкультуры методом фокус-групп 27
2.3 Анализ и интерпретация результатов 30
Список использованных источников 41
Данное желание хорошо проявляется во фразе: «Цель у нас - не выделяться». Субкультура не презентирует себя в обществе.
В субкультуре как образе жизни следует отметить необходимость прочитывать определенную литературу: большей часть в стиле «фэнтези» и исторической литературы. А, кроме того, участники говорят о специфичности восприятия, чтении этой литературы с определенных позиций, среди которых можно выделить:
Критическое восприятие читаемого, оценка с точки зрения «возможности - невозможности», то есть как своеобразным экспертом.
Отбор интересных фактов, идей для игры. Почти все игры стиля «фэнтези» ставятся по существующим романам. Прочтение этих романов - необходимое условие не только для разработки игры, но и для принятия участия в игре, для того чтобы понять мир, в который будешь играть, героев, образы и т.д. Еще большее значение такое прочтение литературы имеет при подготовке к историческим играм.
Участниками отмечается, что, при прочтении той или иной книги, они погружены в мир ее образов, принимаются на себя роли, оцениваются ходы героев: «Читаешь, и думаешь: А как бы я здесь поступил? Что бы сделал в этой ситуации?»
Необходимо сказать, что данный вид субкультуры очень литературен.
Среди качеств субкультуры как образа жизни можно выделить так же ее относительную замкнутость. Допуск в эту субкультуру происходит в большей частью по личному знакомству. Имеется несколько настороженных и недоверчивых отношений к «чужим».
Еще в характеристике черт субкультуры отметим присутствие хорошо отлаженной сети коммуникации, работающей даже на междугородном уровне и построенной на личных связях. Эта сеть имеет большое значение в жизни субкультуры - по ней движется основной поток субкультурной информации. Доступ к этой сети - доступ к информации, которая поддерживает жизнь субкультуры, в основном это - информация об играх. Включенность в эту сеть на междугородном уровне - признак определенного положения в субкультурной иерархии.
Говоря о субкультуре, группа моложе 20 лет, говорят, прежде всего, о некоей общности людей, объединенных общими взглядами на жизнь. «Другое общество, которое не принадлежит…» .
Подчеркивается момент экстернальности, обособленности от остального общества и культуры: «Ты можешь создать свое маленькое общество, в котором тебе комфортно».
Выделяется определенный социализирующий момент: «Ступень жизни…». Субкультура воспринимается как определенный жизненный этап, который что-то привнесет в жизнь.
Главное в общности для А-группы - общение, поэтому, говоря о том, что такое рок-культура, выделяют ее как круг общения: «Это большей частью круг общения».
Пребывание в субкультуре, безусловно, связано с определенными эстетическими предпочтениями (прежде всего в музыке, затем в одежде).
Итак, в ходе исследования мы получили необходимый объем информации, что позволило нам описать данную субкультуру во всех значимых социокультурных и психологических ее характеристиках. Субкультура представляет собой довольно замкнутое сообщество с более или менее четкими границами, с четкой иерархической структурой, системой нормативно-ценностных ориентаций, внутренней материальной и духовной культурой. Более всего по своим социальным характеристикам она похожа на хип-систему конца 80-х годов, описываемую Щепанской. Субкультура находится вне социальной системы и массовой культуры, создавая свои каналы коммуникации, свою символику. Характерным для данной субкультуры является подчеркнутое отсутствие презентации себя в обществе (даже субкультурное событие происходит вне городов, вне мест, где их могут увидеть) и достаточно четкие границы сообщества.
2.3 Анализ и интерпретация результатов
После исследования по тесту-опроснику Басса-Дарки, были обработаны анкеты и проведена интерпретация полученных результатов.
Результаты рассчитывались по следующим формулам: 1) количество баллов * на коэффициент, 2) Индекс агрессивности (ИА)=1+2+3, 3) Индекс враждебности (ИВ)=6+7.
Рок-культура: молодые люди музыкальной направленности, проводящие много времени, проявляют агрессию к другим людям, и чаще всего без особых оснований.
Результаты: 1) Физическая агрессия – 8*11=88
2) Вербальная агрессия – 11*8=88
3) Косвенная агрессия – 5*13=65
4) Негативизм – 4*20=80
5) Раздражение – 7*9=63
6) Подозрительность – 4*11=44
7) Обида – 4*13=52
8) Чувство вины – 3*11=33
ИА=88+88+65=241
ИВ=44+52=96
Изобразим полученные результаты на графике:
Из графика видно, что у рокеров преобладает физическая агрессия, вербальная агрессия и негативизм. Это говорит о том, что уровень агрессии у гопников высокий, они используют физическую силу против другого лица, выражают негативные чувства через речь, переходят от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Чувство вины для таких людей практически не присуще.
Ролевики. Результаты: 1) Физическая агрессия – 3*11=33
2) Вербальная агрессия – 4*8=32
3) Косвенная агрессия – 3*13=39
4) Негативизм – 2*20=40
5) Раздражение – 5*9=45
6) Подозрительность – 3*11=33
7) Обида – 2*13=26
8) Чувство вины – 5*11=55
ИА=33+32+39=104
ИВ=33+26=59
Изобразим полученные результаты на графике:
Из графика видно, что ролевики не обладают большой агрессией, все показатели почти на одном уровне. Это можно объяснить тем, что они живут в своем мире и им не важно, что происходит вокруг них, и, следовательно, им не на кого проявлять агрессию. Однако у готов очень высокое чувство вины, это можно объяснить тем, что их субкультура подразумевает это, т.к. они постоянно находятся в состоянии параллельности к реальности.
Сравним результаты по всем показателям агрессии.
Физическая агрессия:
На этом графике мы можем видеть, что по критерию физической агрессии более агрессивными являются рокеры. Это объясняется образом позиционирования себя.
Вербальная агрессия:
На этом графике мы можем видеть тоже самое, что и на предыдущем. Гопники на первом месте, металлисты на втором. Это можно объяснить все тем же, что и тех и у других возникают конфликты друг с другом.
Косвенная агрессия:
На этом графике мы видим, что по уровню косвенной агрессии на первом месте стоят рокеы. Скорей всего это связано с тем, что намного выразительнн, нежели другие субкультуры, и боятся вступить в конфликт с другими людьми, поэтому им нет смысла проявлять физическую или вербальную агрессию на кого-либо открыто. У гопников же (стоят на втором месте) агрессия проявляется во всех видах, поэтому они и стоят на втором месте.
Негативизм:
На этом графике рокеры находятся на первом месте. Это можно объяснить тем, что в большинстве случаев, рокеры ко всем относятся негативно и пытаются отстоят свою точку зрения с помощью активной борьбы.
Раздражение:
На этом графике на первом месте стоят рокеры. Это можно объяснить тем, что готовы проявить негативные чувства, вследствие своего ораза жизни.
Подозрительность:
На этом графике эмо опять находятся на первом месте, и скорей всего это связано с тем, что эмо, как субкультуру не любят, и поэтому они относятся ко всем с подозрением и ожидают от любого человека подвоха.
Обида:
Наэтом графике рокеры опять находятся на первом месте. Скорей всего, это можно объяснить тем, что в большинстве случаев рокеры, как субкультуру, не любят. Из-за этого у них проявляется обида ко всем окружающим.
Чувство вины:
На этом графике ролевики находятся на первом месте. Это можно объяснить тем, что у готов проявляется чувство вины из-за того, что их субкультура подразумевает это, т.к. они постоянно находятся в отчуждении, они приносят жертвы (животных) и возможно, что им жаль, что они совершили такой поступок.
Индекс агрессивности:
На этом графике отчетливо видно, что по уровню агрессивности на первом место стоят рокеры. Это связано с тем, что они используют физическую силу против другого лица, выражают негативные чувства через речь, переходят от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Чувство вины для таких людей практически не присуще. Они постоянно вступают в конфликты из-за любой мелочи.
Индекс враждебности:
На этом графике отчетливо видно, что на первом месте стоят рокеры. Скорей всего это связано с тем, что у них высокий уровень обиды на всех, поэтому они враждебно относятся к окружающим их людям.
Подводя итог, можно сказать, что у любой из субкультур уровень агрессии находится на разном уровне. Однако первое место по агрессивности занимают гопники.
Данная глава разделена на две части, в первой части рассказывается о базе и методах исследования. В ней описаны данные о респондентах (кто принимал участие, процентное соотношение юношей и девушек, средний возраст и др.) и методики, которые участвовали в опросе. Исследование проводилось на основе Теста-опросника Басса-Дарки. Также описываются содержание этих тестов (контингент, диагностическая цель, описание тестов автором и др.). Во второй части этой главы идет анализ и интерпретация результатов. Включает в себя графические описания полученных результатов, благодаря которым, можно видеть подтверждение моей гипотезы.
После проведения всех исследований я обнаружила, что моя гипотеза полностью подтвердилась, т.к. по всем результатам видно, что у всех субкультур разный уровень агрессии.
Заключение
Первая глава была разделена на две части. В первой части рассказывается о понятии агрессивности, о механизмах агрессивности, дается определение понятия агрессивность, его основные теоретические подходы. Так мы выяснили, что агрессивность – устойчивая черта личности – готовность к агрессивному поведению. Ее уровни определяются как научением в процессе социализации, так и ориентацией на культурно-социальные нормы, важнейшие из которых – нормы социальной ответственности и нормы возмездия за акты агрессии. Важная роль принадлежит и таким ситуативным переменным: истолкованию намерений окружающих, возможности получения обратной связи, провоцирующему влиянию оружия, и пр. А агрессия – индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. Служит формой реагирования физического или психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения. Во второй части рассказывается о субкультурах, неформальных организациях, неформалах, о типах субкультур, дается определение понятия субкультуры и неформалов, описание типов субкультур, их основные характеристики. Так неформалы - это группа людей, которая возникла по чьей-нибудь инициативе или спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и потребностями. Принято считать, что субкультура - это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур связано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что субкультуры отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Иногда еще больше акцентируют этот момент, считая, что субкультура - современное порождение городского уклада жизни. Вторая глава также была разделена на две части, в первой части рассказывается о базе и методах исследования. В ней описаны данные о респондентах (кто принимал участие, процентное соотношение юношей и девушек, средний возраст и др.) и методики, которые участвовали в опросе. Исследование проводилось на основе Теста-опросника Басса-Дарки. Также описываются содержание этих тестов (контингент, диагностическая цель, описание тестов автором и др.). Во второй части этой главы идет анализ и интерпретация результатов. Включает в себя графические описания полученных результатов, благодаря которым, можно видеть подтверждение моей гипотезы. После проведения всех исследований я обнаружила, что моя гипотеза полностью подтвердилась, т.к. по всем результатам видно, что у всех субкультур разный уровень агрессии.
Я считаю, что можно провести исследование, для выявления точных причин появления агрессии, и выяснить, почему именно гопники являются самыми агрессивными из всех субкультур.
Таким образом, в данной курсовой работе мы сделали попытку «нарисовать» психологический портрет неформального молодежного сообщества.
Глубокий теоретический анализ термина и проведенные исследования позволяют говорить о том, что молодежная субкультура, как феномен культурного поля выполняет те же функции, что и любая другая культурная среда. Молодежная субкультура выступает как определенная значащая среда, создающая определенную картину мира, и передающаяся путем социализации в ней новых членов. Область значений этой среды, ее традиции, нормы и ценности направлены на удовлетворение определенных потребностей. Прежде всего, потребностей, не имеющих возможности быть удовлетворенными в рамках общей культуры. Молодежная субкультура - это, по сути, наиболее компромиссный способ сублимации асоциальных и внесоциальных импульсов, социокультурно не одобряемого поведения.
В заключение хотелось бы отметить, что проблема молодежных субкультур - широкая проблема, требующая всестороннего, междисциплинарного подхода, изучения на разных уровнях: от макро- до микросоциологического и психологического. Данная работа представляет уникальный разработанный авторский концептуально целостный подход к изучению данной проблемы. Мы попытались охватить явление на всех уровнях его возможного анализа, рассмотреть все стороны этого многогранного явления. Несомненно, в рамках данной работы невозможно затронуть все аспекты данной проблемы и провести все исследования, представляющие интерес. Тема молодежной субкультуры по-прежнему остается открытой. Но, что представляется наиболее важным в данной работе - это сформированный целостный взгляд на проблему, обозначение нового теоретического подхода и разработки на его основе практических исследований, способных раскрыть сущность данного феномена, причины его существования и механизмы функционирования.
Список использованных источников
Алещенок С.В. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – М., 2000.
Бабахо В. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодёжной субкультуры: конфликт или преемственность поколений? / В. А. Бабахо, С. И. Левикова // Общественные науки и современность. 1996, № 3. – С. 56–66.
Белановский С. А. Методика и техника фокусированного интервью., - М., 1993.
Бобахо В.А. Социально-политические аспекты молодежной субкультуры // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. – 1996. – № 2
Богомолова Н. Н. Фокус-группы как метод., - М., 1997.
Грибанов В. В. Инициативные самодеятельные молодежные движения., - М., 1991.
Карманова А.В. Отчуждение и современные молодежные субкультуры: социально-философский анализ: дисс. ... канд. философских наук / Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. – Кемерово, 2007.
Латышева Т. В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы / Т. В. Латышева // Социологические исследования. 2010, № 6. – С. 93–101
Левикова С.И. Молодежная субкультура. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования – 2002. – № 10. – С. 79-87.
Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга. Теория, практика, методы профилактики экстремизма / Ред. А.А. Козлова, В.А. Канаяна. – СПб., 2008.
Пипенко М. А. Виртуальные фановские практики в контексте молодёжной культуры (на примере русскоязычного сегмента Интернет): дис. … канд. соц. 384 наук: 22.00.06 / Пипенко Мария Александровна. – Ульяновск, 2007. – 214 c.
Рейнгольд Г. Умная толпа: Новая социальная революция / Г. Рейнгольд; пер. с англ. А. Гарькавого. – М.: Фаир-Пресс, 2006.
Розин М. Психологические ловушки контркультуры — В кн.: Современные тенденции молодежной социализации: наблюдения, оценки, суждения (Отв. ред.: А.Г. Быстрицкий, М.Ю. Рощин). М., 1992.
Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. – Томск: Томский государственный университет, 2005.
Muggleton D. Inside subculture: The Postmodern Meaning of Style / D. Muggleton. – Oxford: Berg, 2000. – 198 p.
Redhead S. The end of the century party: youth and pop towards. / S. Redhead. – Manchester: Manchester University Press, 2000. – 124 p.
Беспалов М. Флешмоб как метод художественного сознания / М. Беспалов // Флешмоб — феномен управляемой толпы. URL: http://mobs.alfamoon.com/flashmob–articles/flashmob–as–art.html
Огнева Т. Флэш-моб – метод психотерапии слишком логичных людей? / Т. Огнева // Комсомольская Правда, 2009, октябрь. URL: http://kazan.kpmal.2bserv.ru/daily/24380/560884).
Пензин А. Индустрия ночи / А. Пензин // Критическая масса, 2004, №2. URL: http://magazines.russ.ru/km/2004/2/pen14.html.
Словарь терминов коммуникаций. URL: http://www.znaki-pr.spb.ru/slovar.html.
2
1. Алещенок С.В. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. – М., 2000.
2. Бабахо В. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодёжной субкультуры: конфликт или преемственность поколений? / В. А. Бабахо, С. И. Левикова // Общественные науки и современность. 1996, № 3. – С. 56–66.
3. Белановский С. А. Методика и техника фокусированного интервью., - М., 1993.
4. Бобахо В.А. Социально-политические аспекты молодежной субкультуры // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. – 1996. – № 2
5. Богомолова Н. Н. Фокус-группы как метод., - М., 1997.
6. Грибанов В. В. Инициативные самодеятельные молодежные движения., - М., 1991.
7. Карманова А.В. Отчуждение и современные молодежные субкультуры: социально-философский анализ: дисс. ... канд. философских наук / Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. – Кемерово, 2007.
8. Латышева Т. В. Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы / Т. В. Латышева // Социологические исследования. 2010, № 6. – С. 93–101
9. Левикова С.И. Молодежная субкультура. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
10. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социологические исследования – 2002. – № 10. – С. 79-87.
11. Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга. Теория, практика, методы профилактики экстремизма / Ред. А.А. Козлова, В.А. Канаяна. – СПб., 2008.
12. Пипенко М. А. Виртуальные фановские практики в контексте молодёжной культуры (на примере русскоязычного сегмента Интернет): дис. … канд. соц. 384 наук: 22.00.06 / Пипенко Мария Александровна. – Ульяновск, 2007. – 214 c.
13. Рейнгольд Г. Умная толпа: Новая социальная революция / Г. Рейнгольд; пер. с англ. А. Гарькавого. – М.: Фаир-Пресс, 2006.
14. Розин М. Психологические ловушки контркультуры — В кн.: Современные тенденции молодежной социализации: наблюдения, оценки, суждения (Отв. ред.: А.Г. Быстрицкий, М.Ю. Рощин). М., 1992.
15. Шабанов Л.В. Социально-психологические характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность. – Томск: Томский государственный университет, 2005.
16. Muggleton D. Inside subculture: The Postmodern Meaning of Style / D. Muggleton. – Oxford: Berg, 2000. – 198 p.
17. Redhead S. The end of the century party: youth and pop towards. / S. Redhead. – Manchester: Manchester University Press, 2000. – 124 p.
18. Беспалов М. Флешмоб как метод художественного сознания / М. Беспалов // Флешмоб — феномен управляемой толпы. URL: http://mobs.alfamoon.com/flashmob–articles/flashmob–as–art.html
19. Огнева Т. Флэш-моб – метод психотерапии слишком логичных людей? / Т. Огнева // Комсомольская Правда, 2009, октябрь. URL: http://kazan.kpmal.2bserv.ru/daily/24380/560884).
20. Пензин А. Индустрия ночи / А. Пензин // Критическая масса, 2004, №2. URL: http://magazines.russ.ru/km/2004/2/pen14.html.
21. Словарь терминов коммуникаций. URL: http://www.znaki-pr.spb.ru/slovar.html.
Вопрос-ответ:
Какие классификации неформальных объединений существуют?
Существует несколько классификаций неформальных объединений, включая различные критерии. Одна из них основана на целях и задачах объединения, другая - на форме организации и структуре группы. Также можно выделить классификацию по возрасту участников или по социальному статусу.
Какие особенности юношества можно выделить по психологической характеристике?
Психологическая характеристика юношества включает в себя такие особенности, как стремление к самоутверждению, потребность в общении с ровесниками, формирование своей личности и самоопределение. Также юношество часто сопровождается поиском признания, протестом и желанием отличаться от других.
Каким методом было исследовано движение живой ролевой игры?
Движение живой ролевой игры было исследовано методом фокус-групп, который предполагает сбор данных через групповое обсуждение определенных тем с участием специально подобранных участников. Этот метод позволяет получить более развернутые и точные данные о предмете исследования.
Какие результаты были получены при исследовании ролевых игр?
При исследовании ролевых игр как субкультуры были получены следующие результаты: участники ролевых игр часто проявляют высокий уровень фантазии, имеют потребность в экспрессии своих эмоций и часто ощущают необходимость в принадлежности к группе. Также они выделяются высоким уровнем социальной активности и открытостью к новому.
Какие теоретические аспекты исследования молодежных субкультур были рассмотрены в статье?
В статье были рассмотрены такие теоретические аспекты исследования молодежных субкультур, как понятие молодежной субкультуры само по себе, классификация неформальных объединений и психологическая характеристика юношества. Такое исследование позволяет лучше понять особенности разных молодежных групп и их влияние на формирование личности молодых людей.
Что такое молодежная субкультура?
Молодежная субкультура - это группа молодых людей, которые разделяют общие ценности, интересы и образ жизни, в отличие от основной молодежной среды.
Какие бывают классификации неформальных объединений?
Существуют различные классификации неформальных объединений, включая субкультуры по стилю одежды, музыкальным предпочтениям, спортивным интересам, социально-экономическому положению, полу и другим параметрам.
Какой психологический портрет юношества?
Психологический портрет юношества включает такие характеристики, как стремление к автономии и независимости, идентификация с молодежными субкультурами, поиск смысла и самоопределение, протест против взрослых норм, чувство собственной уникальности и реализация своего потенциала.
Как проводилось исследование молодежных субкультур методом фокус-групп?
Исследование проводилось с помощью фокус-групп, где участники субкультур собирались и обсуждали различные аспекты своей жизни, интересы и мотивации. Используя этот метод, исследователи смогли получить глубокое понимание психологического портрета участников.
Какие результаты были получены в исследовании ролевых игр как субкультуры?
Результаты исследования показали, что ролевые игры являются важным аспектом жизни участников субкультуры. Они позволяют им выразить свою креативность, социализироваться, развивать коммуникативные навыки и получать удовлетворение от игровой активности.
Какие понятия рассматриваются в теоретическом аспекте исследования молодежных субкультур?
В теоретическом аспекте исследования молодежных субкультур рассматриваются понятия "молодежная субкультура", "классификация неформальных объединений" и "психологическая характеристика юношества".
Какие методики исследования неформальных групп были использованы исследовании движения живой ролевой игры?
В исследовании движения живой ролевой игры была использована методика "фокус-групп", которая позволяет изучить особенности и мотивацию участников данной субкультуры.