Гендерная трансформация ролей в современной семье. На примере Санкт-Петербурга

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социология общая
  • 104 104 страницы
  • 54 + 54 источника
  • Добавлена 24.05.2014
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Семья как социокультурный феномен 6
1.1. Понятие семьи и ее социокультурная значимость 6
1.2. Функции семьи 21
1.3. Гендерные аспекты семейных взаимоотношений 35
Глава 2. Полоролевые позиции в современной семье 49
2.1. Трансформация гендерных ролей в современной семье 49
2.2. Традиционные и современные позиции современного быта 64
2.3. Гендерные позиции в публичной и приватной сфере 74
2.4. Итоги 84
Заключение 94
Список литературы 99
Приложение 103

Фрагмент для ознакомления

При этом, определяются и критерии, которыми должна обладать женщина в своей материнской самореализации. Хорошая мать должна быть, в первую очередь, заботливой, хозяйственной, умной, уметь сопротивляться невзгодам и сопереживать. Данные критерии, как в дальнейшем возможно будет пронаблюдать, во многом переносятся и на женщину в принципе. В отличие от мужчин женщина должна проявлять большую гибкость и эмоциональность, руководствоваться и опираться на чувственную составляющую. Данные позиции прослеживаются и в передачах. Ориентированных на смешанного зрителя и даже в передачах для мужчин. Приоритетная позиции в оценке женского образа ассоциируется именно с понятием «должна» в отличие от приоритетного мужского принципа «может». То для женщины не определяется как ведущая такая ценность, как выбор. Для нее предопределена определенная модель, которой она должна следовать, если хочет получить общественное одобрение, а не порицание.
Приоритет позиции «должна», в частности, весьма успешно отслеживается в передачах, посвященных женской моде. Ведущие данных передач на протяжении всей сюжетной линии могут акцентировать внимание на необходимости для женщины ухаживать за собой и всегда выглядеть презентабельно. Только в этом случае они будет иметь успех. Личные качества, умения и навыки отодвигаются, при этом на второй план, акцентируется внимание на том, что женщина вне зависимости от ее интеллектуального уровня не конкурент мужчине и единственная возможность для нее быть успешной – это хорошо выглядеть.
В частности, подобную позицию весьма ярко представляет ориентированная на женщин развлекательная передача «Клуб бывших жен». Сюжетная линия представляет образ «неудачницы», все неудачи которой заключаются в том, что она одета не по моде, у нее отсутствует качественный макияж, маникюр, прическа и прочие атрибуты, которые создают именно внешний вид. Ведущие акцентируют внимание на том, что именно от этого все ее беды, поэтому от нее ушел муж. Она позволила себе забыть о том, что она «должна» и получила негативный результат. Изменение внешности ставится в приоритет как ведущее средство решения всех проблем вне зависимости от их специфики.
Еще одной важной функцией, является представление значимости в образной оставляющей женщины ее семейного положения. Женщина обязательно должна быть замужем. Если у нее нет мужа – она несчастна и является неудачницей в жизни. При этом жена должна быть хозяйственной, верной и  умной. Подобные же качества автоматически перекосятся и на бизнес – сферу, если женщина задействована в ней. Ярким примером представлении подобной позиции является передача, ориентированная на женщин «Деловые женщины». Не смотря на суть названия в основном передача представляет зрительницам темы о том, как быть женой и матерью, как оставаться бизнес – леди не нанося своей занятостью ущерба семье. В сравнении с позицией мужчины в бизнесе ни в одной передаче в принципе не возможно найти мнения о том, что мужчина должен жертвовать своей трудовой занятостью ради семьи. Напротив – семья должна относиться с пониманием к занятости мужчины так, как он это делает именно ради своих близких. О том, что женщина также может ориентироваться в своей карьере на интересы семьи, повышение ее материального достатка не упоминается. По больше части женский бизнес преподносится как некий вариант попытки женской самореализации или даже развлечения.
Непременным приоритетом для женских передач остается личная жизнь. Выделяя качества, которые относятся к области личной жизни женщины в теле - контенте, необходимо отметить, что вне зависимости от того, насколько успешна женщина в карьере, насколько успешен ее бизнес и какую должность она занимает, общество рассматривает ее в первую очередь, как женщину, которая в российском в большей мере стереотипном сознании расценивается именно, как потенциальная жена и мать. Иные приоритеты для нее допустимы, однако постановка их на первое место перед выполнением своих традиционных функций значительной частью населения порицается, что можно определить исходя из постановки на первое место именно данных качеств, а не карьерного роста, обучения или достойной профессии, которые относятся к сфере самореализации. Определяющие же имиджевые составляющие матери и жены являются желательными и на уровне профессиональной деятельности.
Для мужчины вариативность самореализации более обширна, что во многом обусловлено уже рассмотренной спецификой восприятия его роли в современном обществе, которое во многом продолжает поддерживать гендерные стереотипы.
Исходя из представленных данных исследования возможно отметить, что приоритетные имиджевые составляющие для женщины и мужчины весьма различны. Психологические особенности полов во многом зависят не только от личностной предрасположенности, но и от социальных стереотипов, приписываемых полам и определяемых категорией «идеал». Соответствие идеалу формирует у личности уверенность в себе, тогда, как отступление от него комплексы – скрытые и явные.
В определенной мере разрушающей стереотипы является передача «Клуб бывших жен», приоритетной сюжетной линией которой является выведение женщины их депрессии после развода. Не смотря на то, что основная линия выстроена на обвинении самой женщины в том. Что она потеряла мужа благодаря своей невнимательности к самой себе, ведущие представляют и совершенно иную позицию, которая ставит своей целью защитить женщину от повторной ошибки, от дальнейших неудач в личной жизни.
Передача отражает факт того, что мода диктует женщине все, что касается ее повседневной жизни: как она должна одеваться, какой именно косметикой пользоваться, как себя вести, с какими мужчинами общаться и многое другое. По сравнению с мужчинами, общество становится к женщине все более требовательным. Особенно ярко подобные тенденции выражаются в молодежной среде, где несоблюдение женщиной определенных канонов и правил поведения может отнести ее к «изгоям», неуспешным женщинам.
Идеальные молодые женщины могут быть весьма разнообразны внешне. И именно это демонстрируют все передачи, которые были проанализированы в контексте исследования. В некотором роде это даже поощряется, так как подчеркивает определенную индивидуальность женщины. Но, при этом на ряд традиционно принятых элементов внешности мода смотрит весьма однобоко.
В частности, данные стандарты касаются качеств, наиболее ценных для современной женщины. В обществе по – прежнему выше всего ценят в женщине стремление к самопожертвованию, готовность отодвинуть свои интересы по отношению к интересам мужа и семьи на второй, а то и на третий план, готовность довольствоваться тем что есть и быть за это благодарной, превозносить имеющиеся достоинства мужчины (даже если они минимальны) и тактично умалчивать о недостатках.
При этом современные представители противоположного пола желают, чтобы женщина была как можно более самостоятельной, относительно независимой, но не пыталась превзойти мужчину, таким образом, ущемляя его мужское достоинство.
В результате возможно сделать вывод, что в современном представлении идеальная женщина – это по - прежнему прежде всего мать и хранительница домашнего очага и семейного счастья. Интересы семьи для нее должны иметь первостепенное значение перед собственными, а мужчина должен чувствовать себя за женщиной «как за каменной стеной».
Исходя из анализа передач для мужчин приоритетом в их жизни представляются прежде всего они сами и их увлечения. Данная особенность прослеживается уже исходя из названий телепередач, которые посвящены мужскому досугу. Для сравнения среди женских передач (не считая кулинарных) фактически нет таких, которые бы освещали ее досуг. Все они носят социально – психолого – бытовой характер и в большей мере ориентированы не на интересы самой женщины, а на интересы ее родных и близких, которые она должна соблюдать. Фактически, даже презентабельный внешний вид женщины – это не для нее самой, а для мужа, чтобы вызывать у него желание, гордость, «радовать глаз», для семьи, которая так же может гордиться, для детей, которым не должно быть стыдно за то, что мать плохо выглядит и не соответствует стандартам. В подобном русле воспринимают себя и сами женщины. В частности, героиня передачи «Клуб бывших жен» отметила:
- Я не хочу, чтобы моему сыну было стыдно идти рядом со мной по улице.
В отличие от женщин мужчин их внешний вид практически не интересует. Гораздо больше внимания уделяется их увлечениям, которые никак не относятся к семье или детям и порой даже вредят семейным отношениям.
В частности, такое увлечение мужчины, как рыбалка приводит к его отлучкам из дома, снижению возможности обустройства быта а также достаточно серьезно бьет по семейному бюджету за счет покупки дорогостоящих рыболовных снастей. Передачи достаточно редко представляют сюжетные составляющие, в которых представлена модель семьи или даже жены. Если в сюжетной линии присутствует женщина, то это скорее модель для демонстрации общей картины привлекательности мужского хобби и досуга.
Тем не менее, в большинстве случаев позиционируются и остаются наиболее значимыми традиционные качества мужчины, наиболее ценным из которых несомненно является умение и способность обеспечить семью, позволив, таким образом, проявить женщине выполнять свое прямое биологическое и социальное предназначение – хранительницы домашнего очага.
Таким образом, не смотря на значительные изменения ценностей многие из них по – прежнему остаются неизменными, и в первую очередь это традиционные гендерные ценности, позволяющие мужчине и женщине независимо от возраста полноценно проявить себя в социальной среде. Современные представления о том, какой должна быть современная женщина весьма различны и в большинстве своем зависят от традиционной культуры, в которой эта самая женщина находится.
Гендерные стереотипы определяют всю суть системы взаимоотношений, в том числе и в направлении формирования образа. В соответствие с этим мальчиков с раннего детства приучают быть мальчиками и осознавать это тогда, как девочки должны проявлять женственные черты, чтобы избежать осуждения со стороны общества. И внешние данные являются одним из самых важных атрибутов формирования имиджа личности.
Особенностью самооценки между мужчинами и женщинами также является ее различие в самоощущении и открытости. В частности, женщины как и мужчины могут осознавать свои заслуги, достижения, но при этом мужчины способны их выражать открыто и явно тогда, как большинство женщин склонно свои заслуги занижать, не признавать их публично. Подобные стратегии также проявляются как приоритетные модели поведения в проанализированных передачах.
Подобные стратегии поведения во многом обусловливаются существующими гендерными стереотипами, которые предписывают мужчине быть лидером, добиваться, проявлять свою уникальность, неповторимость и значимость. В противовес этому женщине предписывается ущемлять свои интересы в году мужским, быть более покладистой, покорной. В определенной мере играет свою роль и многовековой стереотип о превосходстве мужского ума над женским. Исходя из проанализированных сюжетных линий многие женщины просто не воспринимают свои возможности и способности адекватно. Они отказываются даже не попытавшись в связи с тем, что общественное мнение закрепило в ней уверенность в том, что она с этим не справится. В данном же направлении осуществляется и восприятие уже проделанной работы: «Я не могла это сделать так, как я женщина» иди «Я не сделала ничего особенного».
Различными в связи с этим являются и требования к мужчине и женщине в бытовой сфере. К примеру, при наличие в доме холостяка беспорядка мало кто упрекнет его за лень, беспомощность. Неспособность элементарно поддержать санитарное состояние своего жилища так, как согласно стереотипному мышлению уборка – это не мужская работа. В случае же, если беспорядок присутствует при наличие в жилище женщины, ее будут осуждать весьма активно в соответствие со стереотипом «хранительницы очага».
В общей оценке возможно представить приоритетные позиционируемые качества для мужчины:
- умение создать организацию, обеспечить ее деятельность всем необходимым, поставить и распределить среди исполнителей задачи, координировать и контролировать их выполнение;
- доминантность, честолюбие, стремление к власти, личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах а порой и любой ценой, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;
- контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить в правильности своей точки зрения, повести за собой;
- инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нем, и при необходимости легко перестроиться;
- способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими;
- стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск самому и увлекать за собой подчиненных.
В отличие от качеств, приоритетных для мужчины, от женщины так же ожидается подход более ориентированный на контакт, уступки. Подобный подход возможно оценить, как «материнский». От женщины ожидают, что она будет не просто успешно взаимодействовать с окружающими, заниматься созданием определенного рода уюта, соответствовать существующим канонам, включающим в себя одновременно не только образ успешной бизнес – леди, но также жены и матери.
Таким образом, в публичной и приватной сфере наблюдается определенный процесс трансформации гендерных ролей, однако, в большей степени по отношении к женщине и по отношению к публичной сфере, в которую ее наконец допускают не осуждают за стремление помимо мужа, детей и хозяйства также заниматься еще и карьерой и саморазвитием. Однако, при этом для нее определяются жесткие рамки как и в какой сфере она может быть успешной, какие качества должна проявлять и главное – она не должна заниматься собой в ущерб семье и интересам мужчины. Для мужчины же публичная и приватная сфера остается на уровне патриархальных стереотипах. Фактически для современного мужчины позволено все, общество относится к нему снисходительно и сочувственно при любой модели поведения.




2.4. Итоги

Трансформация ролей в современной семье в целом происходит гораздо медленнее, чем на Западе в связи с большей склонностью современных россиян к изменениям, а в некоторых вариантах напротив – стремлением вернуть архаичные устои. Для современной женщины в сравнении с предыдущими поколениями предоставляется гораздо больше возможностей в саморазвитии и это ведет к процессу повышения ее роли в семье. Однако, в большей мере процесс является односторонним и в то время, как женщина расширяет свои возможности для мужчины они остаются на прежнем уровне даже не смотря на то, что российское в большей степени все еще остается ориентированным на дискриминацию женщин в целом ряде областей труда, карьерного роста и пр. При всем этом женщина становится все более самостоятельной и независимой тогда, как мужчина напротив – становится все более зависимым так, как не считает для себя необходимым трансформироваться к новым условиям.
Согласно проведенному исследования в структуре семейных взаимоотношений мужчина более склонен к традиционной модели тогда, как женщина в большей мере проявляет склонность к модели равноправия. В результате для мужчины определяются в качестве приоритетных позиций такие установки, как приоритет его интересов в семье, приоритет его мнения перед мнением жены, определением им важных моментов в жизни семьи. Женщина же должна быть более гибкой, строить свое поведение таким образом, чтобы не ущемлять мужских интересов, должна быть опорой и поддержкой. Однако все чаще именно в бытовой сфере мужчина проявляет инфантильность. В результате для него ушли в прошлое его бытовые функции тогда, как для женщины данные функции по-прежнему остаются актуальными и вдобавок к ним добавляются и бывшие мужские, но только уже выполняемые группой специалистов.
Согласно дополнительному исследованию, которое проводилось в процессе опроса замужним женщинам задавались дополнительные вопросы в форме короткого интервью. Вопросы касались проблем семейного быта и были ориентированы на специфику распределения обязанностей внутри семьи.
В результате на вопрос: «Каким образом в вашей семье распределяются домашние обязанности между вами и супругом?» одна из респонденток ответила следующим образом.
«Я бы определила роль своего супруга в семейном быту как «дублер кота». У нас кот есть. Крупный породистый. Супруг у меня тоже крупный и бока пролеживает ровно с тем же успехом. Домой с работы он приходит на два часа раньше меня, однако когда прихожу я он фактически ничего не делает. Лежит на диване, смотрит телевизор, сидит за компьютером и так весь вечер. Даже посуду за собой помыть не в состоянии. Я с работы бегу в магазин, чтобы купить продукты, и это при том, что он на машине. А я на общественном транспорте. Тащу все на себе. Прихожу домой и у меня начинается вторая смена. Нужно приготовить, помыть, постирать, проверить уроки у ребенка, погладить ему рубашку ибо даже это он сделать не в состоянии. Они с котом все это время лежать на своем любимом диване. Не мужское это дело по дому вкалывать».
Другая респондентка описывает приблизительно схожую картину.
«Супруг у меня зарабатывает хорошо. Однако же помимо этого от него нет помощи совершенно. Единственное, чем он себя утруждает по дому – это уборка на его собственном рабочем столе. Все остальное на мене: уборка, стирка, готовка, дети. Он не помогает совершенно. Он видите ли устает на работе. А как буд-то не устаю, не смотря на то, что тоже работаю. Он даже кран починить не в состоянии. Если что-то несложное, то я делаю сама. Если же серьезно – то вызывают специалистов. А он даже как дрель включается не имеет понятия».
При этом, в определенных случая существует напротив – конструктивная модель поведения супругов в быту.
«В прошлом году так случилось, что муж потерял работу. Организация, в которой он работал, закрылась. И в результате он три месяца не мог трудоустроиться. За это время я просто забыла, что такое домашняя работа. Я приходила домой и уже был готов ужин, все прибрано, постирано. Когда мы оба работаем, то обязанности по дому мы делим. По принципу у кого что лучше получается. Для моего мужа не зазорно выполнять так называемую женскую работу».
Другая респондентка отметила следующую модель бытовых взаимоотношений.
«В принципе муж делает кое-какую работу по дому. Не всю, некоторую он считает недостойной мужчины. Например когда я сидела в декрете и ребенок был маленький, то он даже ему памперс ни разу не сменил. Сказал, что ему это противно и вообще ходить за детьми – это занятие не для мужчины. Так он может посуду помыть, пропылесосить, муссов вынести, с ребенком поиграть. Но вот его каждый раз нужно очень долго заставлять что-то сделать, а потом он мне говорит, что я его без конца пилю».
Таким образом, возможно отметить, что принятие в семейной жизни модели равноправия для мужчины не является приоритетным тогда, как женщина пытается выстроить именно такую модель. Однако по факту оказывается, что женщина берет на себя двойные обязанности, тогда, как мужчина от части обязанностей отказался в силу трансформации социально – экономических процессов. При этом, для мужчины в большей степени проявляется склонность манипулирования женщиной в бытовых отношениях, обращаться к своей усталости, женскому сочувствию, манипулированию традиционными стереотипами. Например: «Это не мужское занятие».
Как уже было сказано в предыдущей главе, успешность манипулятивных воздействий во многом зависит от принадлежности личности к мужскому или женскому полу.
Склонность к манипулятивному воздействию во многом зависит от того, насколько уверенным является в себе человек и насколько он предрасположен воспринимать чужое мнение, как свое собственное. Считается, что на уверенность наиболее часто влияют таки факторы, как соответствие критериям идеала.
Психологические особенности полов во многом зависят не только от личностной предрасположенности, но и от социальных стереотипов, приписываемых полам и определяемых категорией «идеал». Соответствие идеалу формирует у личности уверенность в себе, тогда, как отступление от него комплексы – скрытые и явные.
Современный окружающий мир диктует женщине совершенно новые, отличные от признанных веками идеалов. Мода диктует женщине все, что касается ее повседневной жизни: как она должна одеваться, какой именно косметикой пользоваться, как себя вести, с какими мужчинами общаться и многое другое. По сравнению с мужчинами, общество становится к женщине все более требовательным. Особенно ярко подобные тенденции выражаются в молодежной среде, где несоблюдение женщиной определенных канонов и правил поведения может отнести ее к «изгоям», неуспешным женщинам.
Какой именно должна быть идеальная женщина весьма ярко отражается в современной молодежной культуре, а так же массовом искусстве: телевидении, кино, глянцевых журналах, рекламе и т.д.
Идеальные молодые женщины могут быть весьма разнообразны внешне. В некотором роде это даже поощряется, так как подчеркивает определенную индивидуальность женщины. Но, при этом на ряд традиционно принятых элементов внешности мода смотрит весьма однобоко. К примеру, идеальная женщина ни в коем случае не должна иметь лишний вес. Лишний вес воспринимается как неспособность женщины ограничивать и контролировать свои порывы. Идеальная женщина непременно должна иметь стройное подтянутое тело. Но, не смотря на все существующие каноны внешности, которыми обладают актрисы Голливуда и модели глянцевых журналов, идеал повседневности оценивается естественно не только по внешним параметрам, а в первую очередь по некому набору внутренних качеств.
Опросы, проводимые психологами с целью выявления качеств, наиболее ценных для современной молодой женщины, так же показали незначительный отход от традиционно ценимых качеств. Мужчины по – прежнему выше всего ценят в женщине стремление к самопожертвованию, готовность отодвинуть свои интересы по отношению к интересам мужа и семьи на второй, а то и на третий план, готовность довольствоваться тем что есть и быть за это благодарной, превозносить имеющиеся достоинства мужчины (даже если они минимальны) и тактично умалчивать о недостатках.
При этом современные представители противоположного пола желают, чтобы женщина была как можно более самостоятельной, относительно независимой, но не пыталась превзойти мужчину, таким образом, ущемляя его мужское достоинство.
Таким образом, возможно сделать вывод, что в современном представлении идеальная женщина – это по - прежнему прежде всего мать и хранительница домашнего очага и семейного счастья. Интересы семьи для нее должны иметь первостепенное значение перед собственными, а мужчина должен чувствовать себя за женщиной «как за каменной стеной».
В отличие от мужчин, женщины ценят прежде всего «кормильца», человека с качествами, позволяющими женщине ощутить себя слабой, защищенной, любимой и ценимой.
Все большая феминизация современной женщины делает возможным для нее самостоятельно добиться в жизни определенного уровня благосостояния, не рассчитывая при этом на помощь мужчины. Поэтому, женщина может позволить себе обратить внимание на не практичные качества мужчины, в том числе сексуальную привлекательность.
Тем не менее, у большинства современных молодых женщин, наиболее значимыми остаются традиционные качества мужчины, наиболее ценным из которых несомненно является умение и способность обеспечить семью, позволив, таким образом, проявить женщине выполнять свое прямое биологическое и социальное предназначение – хранительницы домашнего очага.
Таким образом, не смотря на значительные изменения ценностей многие из них по – прежнему остаются неизменными, и в первую очередь это традиционные гендерные ценности, позволяющие мужчине и женщине независимо от возраста полноценно проявить себя в социальной среде. Современные представления о том, какой должна быть современная женщина весьма различны и в большинстве своем зависят от традиционной культуры. В которой эта самая женщина находится. Так как объектом изучения данной работы является современная женщина западной культуры, в том числе российской, то представления об идеале традиционных обществ будут интересны только в сравнении.
Сегодня гендерные стереотипы меняются, но по-разному у различных слоев общества. Так, стереотип женственности сложился в ХIХ в., но остается популярным до сих пор (особенно у мужчин): женщина должна быть нежной, красивой, мягкой, ласковой и в то же время пассивной и зависимой. Но, по представлениям самих современных женщин, им надо быть умными, энергичными, предприимчивыми — т. е. обладать мужскими качествами.
Изменились и стереотипы маскулинности. Если традиционно в них входили физическое превосходство, сдержанность, функциональное отношение к женщине и пр, то теперь допускается проявление чувств, хотя у менее образованных людей стереотип маскулинности остается более традиционным.
Но в целом можно констатировать, что современная культура безусловно отличается по своим представлениям о гендерных различиях и гендерном равенстве от предшествующих культур.
Исследуя гендерные установки общества, западные ученые считают, что в более неблагополучной ситуации находятся девочки. Однако в нашей культуре дело может обстоять по-другому: в ней причудливо сочетаются элементы маскулинности и фемининности — мужские качества (лидерство, смелость, решительность, независимость) кажутся более привлекательными на рациональном уровне, однако на эмоциональном уровне более позитивно отношение к фемининным качествам (сочувствие, понимание других, слабость и беззащитность всегда ценились нашим народом) и, может быть, в целом — к женщинам.
Одной из значимых характеристик современных полов является их реакция на обратную связь, которая весьма различна не только в зависимости от ситуации, но и в зависимости от принадлежности к определенному полу.
Молодые мужчины не реагируют на негативную обратную связь (когда им сообщают, что их социальная сенситивность недостаточно развита), но реагируют на позитивную (в этом случае их сенситивность подобного рода увеличивается). Женщины в этом плане более чувствительны и уязвимы - они реагируют и на позитивную, и на негативную обратную связь.
Подобного рода стратегия позволяет мужчинам выстроить эффективную психологическую защиту, которая дает возможность ощутить свои силы. Женщинам же подобная позиция позволяет реагировать на изменяющуюся ситуацию.
Различными способами формируется у мужчины и женщины так же самооценка. Низкая самооценка женщин обусловлена переживаниями, которые возникают из-за ухудшения взаимоотношений с близкими людьми, например, когда близкие друзья не прощают им обид, - у мужчин такое событие не оказывает влияния на самооценку.
Мужчины более закрыты и чаще всего не реагируют на отрицательную обратную связь. Они игнорируют раздражающие факторы, которые могут отрицательно сказаться на их самооценке. У женщин, в противовес мужскому типу, удар по самолюбию и самооценке наносится в случае сомнений в их способностях установить контакт с человеком. Для мужчины же самым важным ударом считается сомнение в их независимости.
Таким образом, здесь снова можно наблюдать влияние гендерных стереотипов. Общество предписывает мальчикам и мужчинам добиваться успеха, быть уникальными, неповторимыми, конкурентными и т. п., и это действует как постоянное подкрепление: если индивид соответствует стереотипу, он получает положительное подкрепление (его хвалят, уважают, им восхищаются), если же нет - следует негативная оценка личности. Соответственно меняется и самооценка. Видимо, то, что мальчики и мужчины вынуждены прибегать к более мощной защите своей самооценки, свидетельствует об их более сложных личностных проблемах.
В большинстве своем формирование гендерных различий в психологии мужчины и женщины формируется ценностями общества. На современном этапе развития Российское общество сочетает с себе черты трех практически равновесных культур: западно – европейской, советской и традиционной православной. Каждая из них дает определенные установки по формированию необходимых, с их точки зрения, психологических качеств мужчины и женщины, которые начинают закладываться с детства.
Общество конструирует гендерные различия и в количественном плане - по сравнению с детским возрастом взрослые женщины склонны к снижению своей самооценки и росту неуверенности в себе, а мужчины - к повышению самооценки и росту своей уверенности - возможно, в силу того, что общество положительно подкрепляет их в этом отношении.
Самооценка и установление личностного комфорта является определяющим фактором в том, насколько личность склонная к манипулятивному воздействию.
Гендерные характеристики во многом являются одновременном и характеристиками культуры, отражающими традиции, устои, нравственные основы. Их разрушение происходит поступательно, с каждым новым поколением. Показателем этого является тот факт, что женщины склонны следовать принципам традиции, не рискуя их разрушать и нарушать в опасении общественного порицания.
Иные стратегии наблюдаются в поведении мужчин, которые проявляют большую уверенность в своих правах. Они более активно демонстрируют свои достоинства, менее подвержены гендерным стереотипам.
У мужчин и женщин также по разному формируется и самооценка. Для женщины наличие низкой самооценки, как правило, является результатом ее переживания, которое могло возникнуть благодаря различным причинам, связанным с неприятием ее окружающими. Для женщины является весьма значимым то, как ее оценивают другие, налаживание успешных коммуникативных связей. Отсутствие успешного взаимодействия, нежелание окружающих воспринимать ее, как ценного члена общества, отмечать ее достижения и достоинства вызывает чувство самокритики, результатом которого становится заниженная самооценка. Женщина в приоритете ищет причину неудачи в себе, а не в окружающих.
Для мужчины мнение окружающих о нем является не настолько важным, как для женщины. Фактически мужчина самоустраняется от всего, что может повредить его комфорту. Поучив негативную обратную связь мужчина будет склонен от нее устраниться, а не пытаться изменить в положительную сторону, как женщина.
В целом же в контексте исследовании были подтверждены гипотезы, выдвинутые во введении. Было доказано, что для мужчины традиционные установки на установление взаимоотношений в семье являются более приоритетными, чем для женщины, которая стремится к равноправию. При этом, в существующей модели, диктуемой обществом, ее стремление к равноправию не поощряется и для женщины определяется в качестве приоритета отношений в семье поддержка мужа, второстепенная роль ее личных устремлений, недопустимость проявляется эгоизма с ее стороны, установка на то, что она должна быть сильной, терпеливой, должна жертвовать собой ради детей, ради супруга. Ее интересы могут быть в приоритете только в том случае, если одновременно она защищает интересы своих детей или ее интересы не идут в разрез с семейными. При этом для мужчины допускается более снисходительная модель и в случае проявления им девиаций семья обязана отнестись с пониманием, поддержать, помочь справиться с проблемой.
В результате процесс трансформации происходит двояко. С одной стороны мужчина получает больше свободы и возможности комфортного существования в семье тогда, как на женщину возлагаются дополнительные обязанности в связи с признанием ее полноценным членом общества.









Заключение

Таким образом, в современной науке семья оценивается, как один из основных социальных институтов, который выполняет возложенные на него функции, в том числе и функцию воспроизводства поколений и воспитания детей. По сути, семья представляется уникальной структурой, которая удовлетворяет множество потребностей человека. Воспитание в семье становится основополагающим и формирующим личностные особенности, также как и оказывающим влияние на процесс социализации и становления личности.
Традиционные стереотипные отношения в семье определяют не только ролевые позиции, но и приоритетные личностные качества для членов семьи. Семья в современном мире продолжает играть важную роль, как основы воспитания детей и организации личной жизни индивидов. Успешность развития семьи во многом определяется условиями ее жизни. Под условиями жизни семьи подразумевается совокупность ряда факторов макро- и микросреды, то есть окружающего социума в общем и ближайшего социального окружения. При изучении данных специфических условий рассматриваются как субъективные, так и объективные условия жизни.
К семье, как социальному институту предъявляются определенные требования, которые изменяются с течением времени и изменениями потребностей и направленности общества. Изменяются и функции семьи.
Функционирование каждой отдельной семьи осуществляется исходя из совокупности принципов и приоритетов каждого из ее членов, его личностных особенностей, степени влияния и уровня конфликтности, устремленности на выполнение той роли, которая отводится семьей.
В отличие от Запада, где процесс гендерной трансформации наблюдается в стремлении к равноправию и устранению и устранению сексизма, в России наблюдается собственный путь, согласно которому женщина наделяется все большим числом обязанностей в семье тогда, как для мужчины их становится все меньше. Для современной женщины на уровне стремления к эмансипации представляется зазорным неумение выполнения каких-либо традиционно мужских обязанностей и проявление своей беспомощности в решении ряда бытовых вопросов и проблем. При этом, для мужчины по-прежнему остается зазорным выполнение обязанностей традиционно – женских. При этом, эмансипация женщины приводит к постановке вопроса о необходимости наличия в ее жизни мужчины за исключением его репродуктивной функции. Инфантильность мужчины в ведении домашнего хозяйства, отрицание возможности взять на себя часть традиционно – женских обязанностей делает брак для женщины менее актуальным. С выполнением мужчиной репродуктивной функции и последующим его нежеланием оказывать поддержку в процессе ухода за ребенком женщина ставит перед собой выбор: сохранить брак, в котором мужчина является обузой, а не опорой или снять с себя обременительные обязанности по уходу не только за ребенком, но и за ним и жить самостоятельно. В результате процент разводов после рождения первого ребенка достаточно высок.
В результате проведенного в контексте работы исследования было выявлено, что приоритетом для женщин определятся женщина – феминистка, то есть тип женщины, которая ставит вопрос о равноправии и отсутствии дискриминации по признаку пола. Вторым по привлекательности образом является бизнес – леди, что делает для респонденток актуальным карьерный рост. Роль матери оказывается на более низком уровне, ее опережает красавица, что делает возможным отметить материнство, как не актуальный и не первостепенный аспект в жизни женщины.
Для мужчин напротив – ведущим представляется именно образ матери. Его они определяют, как ведущий для женщины. Образ красавицы напортив – имеет наиболее низкие показатели, даже ниже, чем образ наложницы, символизирующий подчинение и оценку женщины в качестве сексуальной забавы для мужчины. Совершенно неприемлемыми для мужчины представляются образы феминистки и бизнес – леди. Фактически же мужчины определяют для женщины традиционные, а не современные роли равноправных партнерш. Женщина – это в первую очередь работница и мать. Возможно сексуальная игрушка, но не более того.
Также было выявлено, что для мужчин в женщине являются наиболее ценными качества: трудолюбие, честность, заботливость. Совершенно необязательными для них представляются женская успешность и образованность. Для женщин напротив образование, успешность, уверенность в себе и проявление заботы – приоритетные качества для мужа.
В данном случае женщины и мужчины смотря на предполагаемых партнеров более стереотипно и как мужчина, так и женщина выстраивают себе картину партнера с точки зрения традиции: женщина – хозяйка, мужчина – опора семьи, добытчик.
Женщины проявляют большую склонность к равноправию, чем мужчины. Среди мужчин большую часть составляют те, кто считает для себя неприемлемым выполнение женских обязанностей. Одобрение супругами действий друг друга в браке в большей степени считают необходимыми женщины, чем мужчины. Мужчины же считают, что женщина должна получать одобрение мужчины в своих действиях.
Обязательным деторождение в браке считают в большей степени женщины, чем мужчины. При этом мужчины оставляют за собой приоритет определить является ли рождение ребенка необходимым.
Показательным стал вопрос, касающийся возможности проявления насилия по отношению к женщине в браке. Считали недопустимым насилие по отношению к женщине только чуть более половины только женщин. Остальные считали, что насилие возможно в случае, если женщина этого заслуживает. Для мужчин насилие являлось приемлемой моделью в подавляющем большинстве.
Данная проблема является показателем сохранения архаичных позиций по отношению к женщине не только у самих мужчин, но и женщин. Общество рассматривает допустимость сексуального и физического насилия в браке, что определяется приемлемым и для самих супругов. Показательным в данном отношении являются истории женщин, подвергающихся насилию со стороны своих мужей.
В целом было определено, что мужчины в большей степени склонны к традиционализму в семейных взаимоотношениях, чем женщины. Однако и для женщин традиционные модели остаются актуальными.
В публичной и приватной сфере также наблюдается определенный процесс трансформации гендерных ролей, однако, в большей степени по отношении к женщине и по отношению к публичной сфере, в которую ее наконец допускают не осуждают за стремление помимо мужа, детей и хозяйства также заниматься еще и карьерой и саморазвитием. Однако, при этом для нее определяются жесткие рамки как и в какой сфере она может быть успешной, какие качества должна проявлять и главное – она не должна заниматься собой в ущерб семье и интересам мужчины. Для мужчины же публичная и приватная сфера остается на уровне патриархальных стереотипах. Фактически для современного мужчины позволено все, общество относится к нему снисходительно и сочувственно при любой модели поведения.
Трансформация ролей в современной семье в целом происходит гораздо медленнее, чем на Западе в связи с большей склонностью современных россиян к изменениям, а в некоторых вариантах напротив – стремлением вернуть архаичные устои. Для современной женщины в сравнении с предыдущими поколениями предоставляется гораздо больше возможностей в саморазвитии и это ведет к процессу повышения ее роли в семье. Однако, в большей мере процесс является односторонним и в то время, как женщина расширяет свои возможности для мужчины они остаются на прежнем уровне даже не смотря на то, что российское в большей степени все еще остается ориентированным на дискриминацию женщин в целом ряде областей труда, карьерного роста и пр. При всем этом женщина становится все более самостоятельной и независимой тогда, как мужчина напротив – становится все более зависимым так, как не считает для себя необходимым трансформироваться к новым условиям.
Согласно проведенному исследования в структуре семейных взаимоотношений мужчина более склонен к традиционной модели тогда, как женщина в большей мере проявляет склонность к модели равноправия. В результате для мужчины определяются в качестве приоритетных позиций такие установки, как приоритет его интересов в семье, приоритет его мнения перед мнением жены, определением им важных моментов в жизни семьи. Женщина же должна быть более гибкой, строить свое поведение таким образом, чтобы не ущемлять мужских интересов, должна быть опорой и поддержкой. Однако все чаще именно в бытовой сфере мужчина проявляет инфантильность. В результате для него ушли в прошлое его бытовые функции тогда, как для женщины данные функции по-прежнему остаются актуальными и вдобавок к ним добавляются и бывшие мужские, но только уже выполняемые группой специалистов.
В результате проведенного исследования в работе были доказаны гипотезы и возможно утверждать, что:
- процесс гендерной трансформации ролей в современной семье происходит в совокупности и взаимосвязи традиционных представлений и ценностей и радикальных феминистских мировоззрений Запада;
- мужчины в системе семейных взаимоотношений более тяготеют к традиционной модели взаимоотношений семьи с определением для женщины второстепенной роли, женщины в большей степени стремятся к модели равноправия.







Список литературы

Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.
Анисимов Е. В. Женщины у власти в XVIII веке как проблема // Вестник истории, литературы, искусства. Отд-ние ист.-филол. наук РАН. — М.: Собрание; Наука, 2005. — С. 328—335.
Барбру Д – Х. Женщина и руководство. – СПб.: Сова, 1996, - 132 с.
Беннис У., Нанус Б. Лидеры: Стратегия принятия самостоятельных решений. – СПб.: Сильван, 1995. – 186 с.
Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 320 с.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.- СПб.: Питер, 2002.
Большой толковый социологический словарь. Том 1 (А-О): пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 1999. – 544 с.
Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов/Пер. с англ. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. – 336 с.
Гидденс Э. Социология/Пер. с англ. Науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 703 с.
Глуханюк Н. С. Практикум по общей психологии. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 224 с.
Голод С.И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи // СоцИс. – 2008. - №1
Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М.: Элита, 2010.
Грошев И. В. Мужчины и женщины как руководители: различия в принятии решений//Проблемы теории и практики управления. – 1998. - № 6. – С. 115-120.
Гурко Т. Брак и родительство в России. – М.: ИС РАН, 2008. – 216 с.
Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия//Психологический журнал, 1993. - Т.14.- N 4.
Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции//Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. - 1993. - N4.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М.: Академия, 2006.
Дружинин В.Н. Женская карьера и женская судьба./Управление персоналом. – 1996. - № 11.
Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2004. – 509 с.
Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия.-Екатеринбург, 2005.
Женщина в сфере управления: проблемы и технологии//Межвузовская научно-исследовательская программа «Феминология и гендерные исследования в России: перспективные стратегии и технологии». – Иваново: Издат. Центр «Юнона», 1999. – 110 с.
Женщина-начальник: книга о том, как управлять предприятием. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 509 с.
Женщины в обществе: Реалии, проблемы, прогнозы/Отв. ред. М. И. Римашевская. - М.: Наука, 1991. – 125 с.
Житова А. К. Жизнь наверху. Искусство быть лидером//Социально-политический журнал. - 2003. - № 7 – С 56 – 79.
Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология: Учебное пособие. М.: Инфра - М, 2006. – 416 с.
Зелинский С. А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. — СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2008.
Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. - М.: Гуманитарный центр «Монолит», 2008.
Кирилина А. В. О применении понятия «гендер» в русскоязычном лингвистическом описании.//Филологические науки. - 2000. - №3 – С. 15 – 26.
Клёцина И. С. Психология гендерных отношений: теория практика. Монография. - СПб.: Алетейя, 2004. – 408 с.
Клименкова Т. А. Женщина как феномен культуры. - М.: Преображение, 1996. – 154 с.
Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. – М.: Время, 2009. – 411 с.
Кон И.С. Введение в сексологию. - М.: Медицина, 1989. – 336 с.
Короленко Ц. П. Мифология пола. – Красноярск, 1994. – 282 с.
Ладанов И. Д. Психология управления рыночными структурами. – М.: УЦ «Перспектива», 1997. – 288 с.
Майерс Д. Социальная психологии. – СПб.; М.: Прайм – Еврознак; Олма – Пресс, 2004. – 510 с.
Малкина – Пых И. Г. Гендерная терапия. - М.: Эксмо, 2006. - 928 с.
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999. – 425 с.
Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай – 96»/Под ред. О. Ворониной, З. Хоткиной, Л. Луняковой. - М.: Московский центр гендерных исследований, 1997. – 198 с.
Ожигова Л.Н. Психология гендерной идентичности личности. - Краснодар: Кубанский ГУ, 2006. – 290 с.
Основы психологии: Практикум/Ред. – сост. Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 704 с.
Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 528 с.
Психологическая диагностика: Учеб. пособие/Под ред. М. К. Акимовой. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.
Психология женщины: Хрестоматия/Сост. Криулина А. А. - Курск, 1992. 128 с.
Работающие женщины в условиях перехода России к рынку/Под ред.Л.С.Ржапицыной. - М.: Институт экономики РАН, 1993. – 228 с.
Реан А. А. Психология изучения личности. — СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1999. – 288 с.
Римашевская Н. Гендерные аспекты социально-экономической трансформации в России//Социальные последствия рыночных реформ в России. - М.:ИСЭПН РАН, 1997. – С 150 – 195.
Словарь гендерных терминов/Под ред. А. А. Денисовой/Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты. - М.: Информация XXI век, 2002. - 256 с.
Социальная психология: учебное пособие/Отв. ред. А.Л. Журавлев. - М.: ПЕРСЭ, 2002. – 351 с.
Стрекалова Н. Д. Проблемы становления и продвижения женщин в сфере управления//Женщина в российском обществе. - 1999. - № 3 (15). - С. 18-33.
Теория и методология гендерных исследований/Под общ. ред. О. А. Ворониной. - М.: МЦГИ – МВШСЭН – МФФ, 2001. – 416 с.
Фрейд З. Я и оно. – Спб.: Питер, 2009. - 418 с.
Фромм Э. Мужчина и Женщина. - М.: АСТ, 1998. – 509 с.
Чирикова А. Женщины во главе фирмы. – М.: Институт социологии РАН, 1998. – 357 с.
Шейнов В. Женщина плюс Мужчина: Познать и покорить. - Мн.: Харвест, 2000. – 607 с.

Приложение


Анкета
Уважаемые дамы и господа.
Кафедра социологии УКАЗАТЬ УНИВЕРСИТЕТ приглашает Вас принять участие в социологическом исследовании, посвященном вопросу проблемы гендерной трансформации в современной семье Санкт - Петербурга.

Правила заполнения анкеты:
Пожалуйста, не пропускайте вопросы. Необходимо выбранный вами вариант ответа отметить «галочкой». Возможно несколько вариантов ответа на один вопрос. Исследование анонимно, его результаты будут использованы для научных целей в обобщенном виде

Заранее благодарим Вас!

1. Ваш пол
1. Женщина
3. Мужчина

2. Ваш возраст ________________

3. Ваше образование
1. Среднее
2. средне – специальное
3. Неоконченное высшее
4. Высшее

4. . Укажите Ваше семейное положение:
1. холост/не замужем □
2. разведен/разведена □
3. состою в юридически оформленном браке □
4. состою в юридически неоформленном браке □
5. вдовец/вдова □

5. Если Вы состоите в браке, укажите как долго:
1. до 1 года □
2. 1 – 5 лет □
3. 6 – 15 лет □
4. более 15 лет □


6. Какой образ женщины, из перечисленных, Вам наиболее близок?
женщина – наложница. Она всегда рядом со своим мужчиной, подчиняется ему. Вызывает у него сексуальное влечение. □
женщина – феминистка, знающая свои права и такая же полноправная, как мужчина.□
женщина – работница, идеал советской эпохи. □
женщина – мать, хранительница семейного очага. □
женщина – красавица. Внешне привлекательная, ухоженная, современная. □
другое:_____________________________________

7. Что для Вас является наиболее и мене важным при выборе партнера по браку.
1. Уверенность в себе 2. Доброта 3. Забота 4. Честность 5. Трудолюбие 6. Привлекательность 7. Уважающий мужа/жену 8. Красота 9. Образованность 10. Успешность 8. Вопрос только для мужчин. Ушли бы Вы в декрет вместо Вашей супруги, при условии, что ее заработок намного выше Вашего?:
1.нет, в нашей стране не принято мужчинам уходить в декрет □
2. конечно да, с воспитанием ребенка я тоже могу справиться □
3. неважно кто больше зарабатывает, женщина должна сидеть дома и воспитывать детей □
4. затрудняюсь ответить □

9. Как Вы оцениваете положение в современном обществе женщины?:
1. не воспринимается всерьез
2. живет полноценной жизнью
3. ее удел семья и дети
4. никогда не будет успешна в карьере
5. другое:______________________________________________


10. Считаете ли вы актуальным сохранение женщиной ее девичьей фамилии в браке?
1. нет, это не допустимо она должна взять фамилию мужа
2. да, считаю допустимым
3. Для меня это не принципиально

11. Считаете ли вы возможным оформление детей на фамилию жены, если она сохранила девичью фамилию в браке
1. Да, вполне
2. Нет, это недопустимо
3. Мне все равно
4. При определенных обстоятельствах да

12. Являетесь ли вы человеком, придерживающихся определенных религиозных верований?
1. Православие
2. Ислам
3. Католичество
4. буддизм
5. Другое ___________________________________________

13. Актуальны ли для вас религиозные установки в отношениях с членами семьи?
1. Руководствуюсь ими полностью
2. Руководствуюсь только частично
3. Не актуальны

14. Считаете ли вы, что в браке мужчина является главой семьи и его мнение первостепенно перед мнение остальных членов семьи?
1. Да
2. Нет
3. Я за равные партнерские отношения

15. Считаете ли вы возможным распределение обязанностей в быту на равных между супругами?
1. Да, так и должно быть
2. Мужчина не должен выполнять женские обязанности
3. Мужчина не должен выполнять женские обязанности, в женщина мужские
4. Женщина не должна выполнять мужские обязанности

16. Считаете ли вы, что супруги должны во всех своих действиях получать одобрение друг друга?
1. Да, так и должно быть
2. Женщина обязана получить одобрение мужчины
3. Никто никому не обязан
4. мужчина должен получить одобрение женщины

17. Считаете ли вы деторождение обязательным в браке?
1. Да, иначе зачем жениться
2. Этот вопрос решается по согласию супругов
3. Если мужчина считает это необходимым
4. Нет, это архаизм

18. Считаете ли вы допустимым насилие в семье по отношению к женщине?
1. Нет, это не допустимо
2. Если женщина этого заслуживает, то да
3. Вполне допустимо для поддержания мужского авторитета

19. Интересы мужчины в браке в плане карьеры, личного развития приоритетны?
1. Да, разумеется
2. Нет, супруги имеют равные права
3. Если только женщина не работает

20. Допустима ли измена в браке?
1. Нет, не допустима
2. Для мужчины допустима
3. Допустима, если она не ведет к разрушению, семьи
4. Для женщины допустима

Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы./Ю.Е. Алешина// Вестник Московского Университета. Психология. Сер. 14. – 1987. - № 2. с. 60.
Кулик Л.А., Берестов Н.И. Семейное воспитание./Л.А. Кулик – М.: Наука, 1990. с.16.
Семья и формирование личности. / А.А. Бодалев. – М.: Наука, 1981. с.71.
Лебединская О.Т. Любовь. Семья. Дети./О.Т. Лебединская – СПб.: Питер, 2000. с.101.
Навайтис Г.А. Тайны семейного (не)счастья./Г.А. Навайтис – М.: Элита, 1998. с.68.
Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек.: Дис. Канд. псих. наук./Д.В. Берко – Ставрополь, 2000. с.19.
Кон И.С. Маскулинность в меняющемся мире // Вопросы философии – 2010 - № 5. с.48.
Карабанова О. А. Психология семейных отношений: Учебное пособие. - Самара: Издательство СИОКПП, 2001. с. 72.
Кон И.С. Особенности социализации мальчиков и девочек // Вопросы воспитания. Научно-практический журнал, 2010. № 1(2). С. 57.
Архангельский В.Н, Антонова О.И., Никитина С.Ю. Основные результаты пилотажного обследования «Семья и рождаемость» // Вопросы статистики. 2006. - № 10. с.3.
Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект; Екатеринбург:  Деловая книга, 2007. с. 206
Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. – М.: Время, 2009.
Голод С.И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи // СоцИс. – 2008. - №1
Балашов В. А., Савинов Л. И. Облик современной семьи. - Саранск: Морд.кн.из-во, 2007. с. 97.
Обухова Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития./Л.Ф. Обухова– М.: Педагогика, 2009. с.81.
Чередниченко В. И. Трудные дети и трудные взрослые. – М.: Аспект – Пресс, 2010. с. 45.
Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. – СПб.: Питер, 2004. с. 37.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ./ Э. Эриксон.- М.: МПСИ, 2006. – 207.
Малкина – Пых И. Г. Гендерная терапия. - М.: Эксмо, 2006. с. 62.
Ожигова Л.Н. Психология гендерной идентичности личности. - Краснодар: Кубанский ГУ, 2006. с.96.
Малкина – Пых И. Г. Гендерная терапия. - М.: Эксмо, 2006. с.601.
Основы психологии: Практикум/Ред. – сост. Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. с. 61.
Кон И.С. Введение в сексологию. - М.: Медицина, 1989. с. 113.
Мировые финансовые институты и торговля// http://www.pandia.ru/text/77/209/84479.php
Клёцина И. С. Психология гендерных отношений: теория практика. Монография. - СПб.: Алетейя, 2004.
Клименкова Т. А. Женщина как феномен культуры. - М.: Преображение, 1996.
Клёцина И. С. Психология гендерных отношений: теория практика. Монография. - СПб.: Алетейя, 2004.
Клёцина И. С. Психология гендерных отношений: теория практика. Монография. - СПб.: Алетейя, 2004.
Клименкова Т. А. Женщина как феномен культуры. - М.: Преображение, 1996.
Клименкова Т. А. Женщина как феномен культуры. - М.: Преображение, 1996.
Клёцина И. С. Психология гендерных отношений: теория практика. Монография. - СПб.: Алетейя, 2004.
Клёцина И. С. Психология гендерных отношений: теория практика. Монография. - СПб.: Алетейя, 2004.
Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними/ Т.Гончарова // Народное образование. 2012.- № 6
Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. — М.: Мысль, 2011.
Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. — М.: Мысль, 2011.
http://www.islamdag.ru/vse-ob-islame/8007
http://www.woman.ru/relations/marriage/thread/3869530/
http://www.kleo.ru/consult/familyconsult/questions_822.shtml
Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М.: Элита, 2010. с.311.
Клёцина И. С. Психология гендерных отношений: теория практика. Монография. - СПб.: Алетейя, 2004. с. 18.
Малкина – Пых И. Г. Гендерная терапия. - М.: Эксмо, 2006. с. 62.
Клёцина И. С. Психология гендерных отношений: теория практика. Монография. - СПб.: Алетейя, 2004. с. 196.
Шейнов В. Женщина плюс Мужчина: Познать и покорить. - Мн.: Харвест, 2000. с.280.












84

1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.
2. Анисимов Е. В. Женщины у власти в XVIII веке как проблема // Вестник истории, литературы, искусства. Отд-ние ист.-филол. наук РАН. — М.: Собрание; Наука, 2005. — С. 328—335.
3. Барбру Д – Х. Женщина и руководство. – СПб.: Сова, 1996, - 132 с.
4. Беннис У., Нанус Б. Лидеры: Стратегия принятия самостоятельных решений. – СПб.: Сильван, 1995. – 186 с.
5. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. – 320 с.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.- СПб.: Питер, 2002.
7. Большой толковый социологический словарь. Том 1 (А-О): пер. с англ. - М.: Вече, АСТ, 1999. – 544 с.
8. Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов/Пер. с англ. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. – 336 с.
9. Гидденс Э. Социология/Пер. с англ. Науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 703 с.
10. Глуханюк Н. С. Практикум по общей психологии. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 224 с.
11. Голод С.И. Социолого-демографический анализ состояния и эволюции семьи // СоцИс. – 2008. - №1
12. Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. – М.: Элита, 2010.
13. Грошев И. В. Мужчины и женщины как руководители: различия в принятии решений//Проблемы теории и практики управления. – 1998. - № 6. – С. 115-120.
14. Гурко Т. Брак и родительство в России. – М.: ИС РАН, 2008. – 216 с.
15. Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия//Психологический журнал, 1993. - Т.14.- N 4.
16. Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции//Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. - 1993. - N4.
17. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. - М.: Академия, 2006.
18. Дружинин В.Н. Женская карьера и женская судьба./Управление персоналом. – 1996. - № 11.
19. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2004. – 509 с.
20. Ермаков Ю.А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия.-Екатеринбург, 2005.
21. Женщина в сфере управления: проблемы и технологии//Межвузовская научно-исследовательская программа «Феминология и гендерные исследования в России: перспективные стратегии и технологии». – Иваново: Издат. Центр «Юнона», 1999. – 110 с.
22. Женщина-начальник: книга о том, как управлять предприятием. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 509 с.
23. Женщины в обществе: Реалии, проблемы, прогнозы/Отв. ред. М. И. Римашевская. - М.: Наука, 1991. – 125 с.
24. Житова А. К. Жизнь наверху. Искусство быть лидером//Социально-политический журнал. - 2003. - № 7 – С 56 – 79.
25. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология: Учебное пособие. М.: Инфра - М, 2006. – 416 с.
26. Зелинский С. А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. — СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2008.
27. Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием.
Роль коммуникативных процессов. - М.: Гуманитарный центр «Монолит», 2008.
28. Кирилина А. В. О применении понятия «гендер» в русскоязычном лингвистическом описании.//Филологические науки. - 2000. - №3 – С. 15 – 26.
29. Клёцина И. С. Психология гендерных отношений: теория практика. Монография. - СПб.: Алетейя, 2004. – 408 с.
30. Клименкова Т. А. Женщина как феномен культуры. - М.: Преображение, 1996. – 154 с.
31. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. – М.: Время, 2009. – 411 с.
32. Кон И.С. Введение в сексологию. - М.: Медицина, 1989. – 336 с.
33. Короленко Ц. П. Мифология пола. – Красноярск, 1994. – 282 с.
34. Ладанов И. Д. Психология управления рыночными структурами. – М.: УЦ «Перспектива», 1997. – 288 с.
35. Майерс Д. Социальная психологии. – СПб.; М.: Прайм – Еврознак; Олма – Пресс, 2004. – 510 с.
36. Малкина – Пых И. Г. Гендерная терапия. - М.: Эксмо, 2006. - 928 с.
37. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999. – 425 с.
38. Материалы Первой Российской летней школы по женским и гендерным исследованиям «Валдай – 96»/Под ред. О. Ворониной, З. Хоткиной, Л. Луняковой. - М.: Московский центр гендерных исследований, 1997. – 198 с.
39. Ожигова Л.Н. Психология гендерной идентичности личности. - Краснодар: Кубанский ГУ, 2006. – 290 с.
40. Основы психологии: Практикум/Ред. – сост. Л. Д. Столяренко. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 704 с.
41. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 528 с.
42. Психологическая диагностика: Учеб. пособие/Под ред. М. К. Акимовой. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.
43. Психология женщины: Хрестоматия/Сост. Криулина А. А. - Курск, 1992. 128 с.
44. Работающие женщины в условиях перехода России к рынку/Под ред.Л.С.Ржапицыной. - М.: Институт экономики РАН, 1993. – 228 с.
45. Реан А. А. Психология изучения личности. — СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1999. – 288 с.
46. Римашевская Н. Гендерные аспекты социально-экономической трансформации в России//Социальные последствия рыночных реформ в России. - М.:ИСЭПН РАН, 1997. – С 150 – 195.
47. Словарь гендерных терминов/Под ред. А. А. Денисовой/Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты. - М.: Информация XXI век, 2002. - 256 с.
48. Социальная психология: учебное пособие/Отв. ред. А.Л. Журавлев. - М.: ПЕРСЭ, 2002. – 351 с.
49. Стрекалова Н. Д. Проблемы становления и продвижения женщин в сфере управления//Женщина в российском обществе. - 1999. - № 3 (15). - С. 18-33.
50. Теория и методология гендерных исследований/Под общ. ред. О. А. Ворониной. - М.: МЦГИ – МВШСЭН – МФФ, 2001. – 416 с.
51. Фрейд З. Я и оно. – Спб.: Питер, 2009. - 418 с.
52. Фромм Э. Мужчина и Женщина. - М.: АСТ, 1998. – 509 с.
53. Чирикова А. Женщины во главе фирмы. – М.: Институт социологии РАН, 1998. – 357 с.
54. Шейнов В. Женщина плюс Мужчина: Познать и покорить. - Мн.: Харвест, 2000. – 607 с.

Вопрос-ответ:

Что такое гендерная трансформация ролей в современной семье?

Гендерная трансформация ролей в современной семье — это процесс изменения традиционных гендерных ролей и взаимоотношений между мужчинами и женщинами внутри семейного контекста.

Какие функции выполняет семья с точки зрения социокультурного значения?

Семья выполняет такие функции, как репродуктивная, экономическая, социализационная, эмоциональная, организационная и регулирующая.

Какие аспекты гендера можно выделить в семейных взаимоотношениях?

В семейных взаимоотношениях можно выделить такие гендерные аспекты, как распределение домашних и общественных обязанностей между мужчиной и женщиной, воспитание детей, принятие решений, контроль над ресурсами и другие.

Какие изменения происходят с гендерными ролями в современной семье?

В современной семье происходит трансформация гендерных ролей, которая выражается, например, в более равных обязанностях и ответственности между партнерами, возможности мужчин заниматься домашними делами, женщинам стремиться к профессиональному росту и т.д.

Какие гендерные позиции можно выделить в публичной и приватной сфере в семье?

В публичной сфере в семье мужчины часто выступают в роли заработчика, проводят больше времени на работе и принимают важные решения, а женщины занимаются воспитанием детей и бытовыми делами. В приватной сфере гендерные роли и позиции могут быть более равномерно распределены и гибкие в зависимости от семейной динамики.

Что такое гендерная трансформация ролей в современной семье?

Гендерная трансформация ролей в современной семье - это процесс изменения и переосмысления традиционных гендерных ролей мужчины и женщины внутри семейной структуры. Вместо жестких стереотипов о том, что должно делать мужчина, а что должна делать женщина, современные семьи стремятся к равноправию и взаимоподдержке в выполнении семейных обязанностей.

Какие функции выполняет семья в социокультурном аспекте?

Семья выполняет ряд функций в социокультурном аспекте. Она является основной единицей общества, передающей традиции, ценности и культурный код. Семья играет роль социализатора, формируя личность и участвуя в процессе социализации. Она также выполняет экономическую функцию, обеспечивая материальные потребности своих членов. Кроме того, семья предоставляет эмоциональную поддержку и уверенность в себе, создавая атмосферу любви и заботы.

Как происходит трансформация гендерных ролей в современной семье?

Трансформация гендерных ролей в современной семье происходит через переосмысление традиционных стереотипов и установление равноправия между партнерами. Мужчины и женщины делают упор на разделение домашних и семейных обязанностей, осознанное родительство и взаимоподдержку во всех сферах семейной жизни. В результате, гендерные роли становятся гибкими и адаптивными, и члены семьи могут выбирать для себя то, что лучше соответствует их личностным предпочтениям и способностям.

Что такое гендерная трансформация ролей в современной семье?

Гендерная трансформация ролей в современной семье означает изменение традиционных гендерных ролей, которые были распределены между мужчинами и женщинами на основе их пола. В современной семье все больше наблюдается смещение ролей и повышение гендерной гибкости, когда мужчины и женщины могут брать на себя разные функции и обязанности в семейной жизни.

Какие функции выполняет семья в социокультурном аспекте?

Семья выполняет множество функций в социокультурном аспекте. Она предоставляет защиту и поддержку членам семьи, обеспечивает их физическое и эмоциональное благополучие. Семья также передает культурные ценности, нормы и традиции, а также играет важную роль в социализации детей. Кроме того, семья является основным механизмом репродукции общества, передающим генетическую информацию от одного поколения к другому.

Какие гендерные аспекты существуют в семейных взаимоотношениях?

Гендерные аспекты семейных взаимоотношений включают распределение ролей между мужчинами и женщинами, стереотипные представления о "мужском" и "женском" поведении, неравенство в плане власти и принятия решений. В современной семье все больше людей стремятся к равноправным отношениям и разделению ответственности между партнерами, однако традиционные гендерные нормы и ожидания по-прежнему оказывают влияние на семейные отношения.