История Православия в Косово

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Религиоведение
  • 20 20 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 28.05.2014
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Проблема Косова и позиция Сербской Православной Церкви 5
1.1 Происхождение Косово 5
1.2 Уничтожение культурного наследия Косово 9
Глава 2. Межконфессиональные отношения 12
2.1 Конфликт цивилизаций 12
2.2 Наступление на Косовскую Православную Церковь 15
Заключение 20
Список литературы 21
Фрагмент для ознакомления

Сначала они разбили ценную греческую мозаику, разграбили и сожгли все внутреннее убранство, на иконах оставили надписи «UCK», экскременты. Затем 25 июля 1999 г. храм-мученик был взорван и разрушен до основания.
Церковь св. Георгия в селе Рудник, г. Србица. Храм, построенный еще в ХIV в., приобрел современный вид при патриархе Макарии Соколовиче в ХVI в. К этому же времени относилась и фресковая роспись. У храма росла 800-летняя шелковица, посаженная, по преданию, св. Савой Сербским, который привез саженец из Иерусалима. Храм был разгромлен и подожжен, а в августе 1999 г., после прихода французского контингента КФОР, взорван.
Церковь свт. Николая в селе Джураковац. Храм свт. Николая был основан в 1340 г., расположен на старинном сербском кладбище. В крипте был упокоен прах основателя храма о. Даниила (1363). На кладбище сохранились надгробные памятники ХIV в. Храм был разграблен, сожжен, а затем взорван в присутствии итальянского контингента в октябре 1999 г.
Церковь св. Параскевы-Пятницы в селе Дрсник (г. Печ). Храм, основанный в 1570 г., принадлежит к православному заповеднику Печской патриархии. Церковь разграблена, подожжена и заминирована в зоне итальянской ответственности КФОР.
Монастырь Зочиште и церковь св. Козьмы и Дамиана в г.Ораховац. Церковь и действующий монастырь относятся к ХIV в. Комплекс был осквернен, разграблен, подожжен, а затем, в сентябре 1999 г., взорван в зоне ответственности немецкого контингента КФОР. Приходская церковь св. Троицы в селе Грмово (г. Витина). Церковь, построенная на средства крестьян в 1998 г., отличалась удивительной красотой и гармоничностью, была центром большого прихода. После дислокации американского контингента КФОР, албанские эктремисты разгромили и подожгли храм, а 25 июля 1999 г. полностью его разрушили, взорвав.
Монастырь св. Уроша и церковь Успения Богородицы в селе Шареник, Горно-Неродимле (г. Урошевац). Монастырь св. царя Уроша построила царица Елена во второй половине ХV в. Патриарх Паисий обнаружил в монастыре мощи царя Уроша. После прихода американцев в июне 1999 г., монастырь был разрушен до основания.
Монастырь св.Троицы и церковь Богоматери Одигитрии недалеко от села Мушутиште, вблизи г. Сува-Река. Монастырь св.Троицы и церковь Богоматери Одигитрии принадлежат к числу мировых памятников истории и культуры эпохи XIV в. Здесь хранились ценная коллекция рукописных книг ХIV–ХVIII вв., в том числе рукописный Апостол ХIV–ХV вв., и коллекция икон. Фрески церкви Богоматери Одигитрии принадлежат к шедеврам живописи, описаны и изучены многими мировыми знатоками. Сохранились до наших дней фрагменты росписи 1320 г., поражавшие зрителей смелостью и новаторством приемов. В алтаре находилось уникальное изображение южно-славянского просветителя Климента Охридского. Во второй половине июня 1999 г., после прихода немецкого подразделения КФОР, боевики разорили монастырь и похитили ценности. 10 июля 1999 г. монастырский храм был разрушен до основания. Пожар уничтожил все монастырские корпуса, библиотеку с собранием древних икон.
Мы не ставим целью перечислить все 15 десятков уничтоженных албанскими боевиками сербских православных храмов, часовен, монастырей. Приведенные нами конкретные и запротоколированные примеры вандализма и культурного геноцида достаточно красноречивы, чтобы сделать вывод о последовательности и запланированности систематических действий албанских экстремистов. Уничтожению подвергались памятники на всей территории края, вне зависимости от местоположения – в крупных городах, селах, в горах, независимо от времени постройки: самый старый разрушенный храм датирован ХII в., самый новый – 1998 г. Планомерное уничтожение памятников культуры осуществлялось во всех зонах ответственности миротворцев, при этом в следующей пропорции: 32 памятника в зоне ответственности итальянцев, 30 – в зоне немецких сил, 25 – в зоне американцев, 12 – в английской зоне, 8 – во французской. Данные за 2000 г. касаются 107 уничтоженных памятников. В настоящее время их число возросло до 150.
В ряде случаев уничтожение храмов сопровождалось убийствами и насилием над мирным населением, как это случилось при уничтожении приходского храма св. Илии в деревне Жегара (около г. Гнилане).
Многие храмы и монастыри подвергались нападениям неоднократно. Так, например, храм св. Троицы в селе Дони-Ратиш (г. Дечаны) с 1996 по 1998 г. подвергался нападениям семь раз, но только в конце июля 1999 г. после прихода итальянцев из КФОР, был полностью разрушен взрывом.
Одновременно с монастырями страдают культурные объекты – библиотеки, социальные учреждения. Так, вместе с храмом архангела
Михаила в пос. Штимле в зоне ответственности британского контингента пострадал и приют для девочек-сирот.
Многие памятники культуры напрямую связаны с Россией, которая не смогла эффективно защитить православное наследие в Косове. Так, церковь Введения Пресвятой Богородицы в селе Бело-Поле (г. Печ) относится к ХVI в. В 1868 г. разрушенная церковь была восстановлена на средства и по желанию российской императрицы Марии Александровны. В церкви хранилось собрание икон, книг и сосудов, в том числе итало-критская икона Богородицы с Христом ХV в. Судьба этого храма поражает даже на фоне общей трагедии Косова. После прихода итальянцев в июне 1999 г. экстремисты из ОАК осквернили, разрушили церковь и кладбище, сербское население подвергли унижениям и насилию. Сербы были вынуждены покинуть свои дома. Последних трех крестьян вооруженные боевики убили.
Месть по отношению к невинному народу и разрушения памятников культуры не могут стать основой для прочного мира на этих территориях, для будущего албанского и сербского народов.








Заключение
Культурные памятники Македонии, Косова и Метохии, Южной Сербии Х–ХIV вв. принадлежат к нашему общему православному наследию, более того, стоят у самых истоков формирования, а затем и расцвета славянской православной цивилизации, именно с этих земель распространившейся в Киевскую Русь.
Мы, к сожалению, плохо себе представляем, какую общемировую ценность представляют собой монастыри и храмы Косова и Метохии. Основная часть этих ансамблей была построена в ХI–ХIII вв. Как сказал Патриарх Сербский Павел: «Косово и Метохия – соборный храм сербского народа». У городков Гнилане, Клине, Врбница, Призрен сохранились сербские кладбища, основанные еще в XI в.
По официальной статистике, в Косове существует 1446 населенных пунктов. Как доказали исследования сербских и европейских искусствоведов, здесь описано и зарегистрировано 162 объекта культуры мирового значения, 500 признаны выдающимися памятниками, 1400 – памятниками регионального культурного значения.
Перечисление всех этих объектов заняло бы слишком много места, но такие шедевры, названные «молитвой в камне», как манастырь Печская Патриархия (1230–1330), храм Пр. Богородицы Левишской (1212–1305), Грачаница (1313–1321), Высокие Дечаны (1327–1335) вошли во все антологии мирового искусства. Многие из этих ансамблей пострадали как от рук албанских экстремистов, так и от бомбардировок НАТО.







Список литературы
Бажова А.П. Россия и югославян в конце XYIII - начале XIX века /РАН, ин-т российской истории. - М. 1996
Гиренко Ю.С. Советско-югославские отношения (страницы истории) - М: Международные отношения, 1983.
Иоанн (Шаховской), архиеп. Избранное. – Петрозаводск, 1992. – С. 73–74.
История Югославии. В 2-хт. - М,: изд-во АН СССР, 1963.
Краткая история Албании. – М., 1992.
Писарев Ю.А. Образование югославской государства. - М.: Наука, 1975.
Распятое Косово: Оскверненные и уничтоженные православные сербские храмы и монастыри Косова и Метохии (июнь 1999 – май 2001 г.). – Призрен; Грачаница. – 2001.
Стругар Влад. Югославия в огне войны 1941-1945гг. - М.: Наука, 1985.
Чуркина И.В. Национальная церковь и формирование южнославянских наций // Вопр. истории. – М., 2001. – № 3. – С. 44.
Этническое самосознание славян в ХV в. – М., 1995.
Янич Й. «Политические притчи патриарха Павла».
Jевтић А. Страдања Срба на Косову и Метохији од 1941 до 1990. – Приштина, 1990.
Бондарева Е.А. Культурный геноцид сербского народа на территории Косово. URL: http://elibrary.ru/download/40265633.pdf.
Современное положение Православной церкви в Косово. URL: http://kosovo.ws/today/poloj_cerkv.htm.
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39483.htm.

Янич Й. «Политические притчи патриарха Павла»
Распятое Косово: Оскверненные и уничтоженные православные сербские храмы и монастыри Косова и Метохии (июнь 1999 – май 2001 г.). – Призрен; Грачаница. – 2001. – 60 с
Этническое самосознание славян в ХV в. – М., 1995. – С.231.
Jевтић А. Страдања Срба на Косову и Метохији од 1941 до 1990. – Приштина, 1990. – С. 44.
Чуркина И.В. Национальная церковь и формирование южнославянских наций // Вопр. истории. – М., 2001. – № 3. – С. 44.
Краткая история Албании. – М., 1992. – С. 257.
Там же. – С. 378.
Иоанн (Шаховской), архиеп. Избранное. – Петрозаводск, 1992. – С. 73–74
Распятое Косово... – С. 5
Бондарева Е.А. Культурный геноцид сербского народа на территории Косово. URL: http://elibrary.ru/download/40265633.pdf









21

Список литературы
1. Бажова А.П. Россия и югославян в конце XYIII - начале XIX века /РАН, ин-т российской истории. - М. 1996
2. Гиренко Ю.С. Советско-югославские отношения (страницы истории) - М: Международные отношения, 1983.
3. Иоанн (Шаховской), архиеп. Избранное. – Петрозаводск, 1992. – С. 73–74.
4. История Югославии. В 2-хт. - М,: изд-во АН СССР, 1963.
5. Краткая история Албании. – М., 1992.
6. Писарев Ю.А. Образование югославской государства. - М.: Наука, 1975.
7. Распятое Косово: Оскверненные и уничтоженные православные сербские храмы и монастыри Косова и Метохии (июнь 1999 – май 2001 г.). – Призрен; Грачаница. – 2001.
8. Стругар Влад. Югославия в огне войны 1941-1945гг. - М.: Наука, 1985.
9. Чуркина И.В. Национальная церковь и формирование южнославянских наций // Вопр. истории. – М., 2001. – № 3. – С. 44.
10. Этническое самосознание славян в ХV в. – М., 1995.
11. Янич Й. «Политические притчи патриарха Павла».
12. Jевтић А. Страдања Срба на Косову и Метохији од 1941 до 1990. – Приштина, 1990.
13. Бондарева Е.А. Культурный геноцид сербского народа на территории Косово. URL: http://elibrary.ru/download/40265633.pdf.
14. Современное положение Православной церкви в Косово. URL: http://kosovo.ws/today/poloj_cerkv.htm.
15. http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/39483.htm.

Вопрос-ответ:

Какова история Православия в Косово?

История Православия в Косово богата и датируется многими веками назад. Косово считается святым местом для православных христиан, и здесь расположены множество православных храмов и монастырей. Однако, в течение последних нескольких десятилетий, Православие в Косово стало страдать из-за различных конфликтов и насилия.

Какова позиция Сербской Православной Церкви в отношении Косова?

Сербская Православная Церковь имеет очень сильную и эмоциональную связь с Косовом. Она считает эту землю священной и одним из столпов православия. Церковь выступает против независимости Косова и поддерживает сохранение этой территории в составе Сербии. Она также выступает за защиту православных святынь и обеспечение безопасности православного населения в Косово.

Какое происхождение у Косово?

Косово имеет сложное и многовековое происхождение. Оно было основано в древние времена и являлось частью различных государств и империй. В течение истории, Косово было под влиянием Римской империи, Византийской империи, Османской империи и других политических сил. Эта земля также была свидетелем множества конфликтов и страданий.

Какие проблемы возникают из-за разрушения культурного наследия Косово?

Разрушение культурного наследия Косово вызывает многие проблемы. Оно стирает и уничтожает элементы культурного наследия, которые имеют важное значение для идентичности и истории местного населения. Это также приводит к потере туристического потенциала и экономическому ущербу для региона. Кроме того, разрушение культурных памятников и храмов угрожает религиозной свободе и подрывает межконфессиональные отношения.

Какое значение имеет Косово для Сербской Православной Церкви?

Косово имеет огромное значение для Сербской Православной Церкви. Это священное место, где располагаются древние православные храмы и монастыри. Для церкви это святая земля, связанная с историческими и религиозными событиями.

Какие проблемы возникают в отношении Косова для Сербской Православной Церкви?

Для Сербской Православной Церкви проблема Косова заключается в уничтожении культурного наследия и наступлении на храмы и монастыри. Церковь выражает свою позицию в защите своих святынь и сохранении православной традиции в этом регионе.

Какие последствия привело наступление на Косовскую Православную Церковь?

Наступление на Косовскую Православную Церковь привело к разрушению храмов, расхищению ценностей, грабежам и убийствам. Церковь потеряла свои святыни и была лишена возможности свободно исполнять свои религиозные обязанности.

Какие причины лежат в основе межконфессионального конфликта в Косово?

Межконфессиональный конфликт в Косово имеет различные причины, включая исторические, религиозные и политические факторы. Проблема основана на различиях между сербским православным населением и албанским мусульманским населением, которые приводят к напряженности и насилию.

Какие последствия были в результате уничтожения культурного наследия в Косово?

Уничтожение культурного наследия в Косово привело к потере ценных исторических и культурных артефактов. Это разрушило богатую культурную и религиозную идентичность региона и лишило будущих поколений возможности узнать и оценить историю и наследие своей страны.

Какую позицию занимает Сербская Православная Церковь в отношении Косова?

Сербская Православная Церковь придерживается позиции, что Косово является неразрывной частью Сербии и основой для национального и идентификационного самосознания сербского народа. Церковь выступает за защиту православных святынь и культурного наследия в Косово.

Какие проблемы возникают в межконфессиональных отношениях в Косово?

В Косово существует конфликт цивилизаций, проявляющийся в противостоянии между православным христианством и исламом. Наступление на Косовскую Православную Церковь ведется со стороны албанских националистов и радикальных исламистов, что приводит к разрушению и разграблению православных храмов и культурного наследия.