Религия и молодежь. Отношения молодежи Республики Татарстан к сектам
Заказать уникальную дипломную работу- 89 89 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 11.06.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Изучение феномена религиозных объединений в социологической науке 3
Глава 2. Религиозный аспект как составляющая социокультурного становления молодежи Татарстана 34
2.1. Распространение в республике Татарстан сектантства и его развитие в системе духовности населения 34
2.2. Анализ вовлеченности татарстанской молодежи в сектантские движения 43
Глава 3. Отношение молодежи Татарстана к сектам 53
3.1. Организация и результаты исследования 53
3.2. Анализ результатов исследования 72
Список литературы 83
Приложения 85
Приложение 1 85
Приложение 2 87
Не все респонденты имели представление о малочисленных сектах, при этом юноши (84%) были более информированы, чем девушки (68%). Также все 100% юношей показали информированность о деструктивных сектах тогда, как среди девушек процесс составил только 74%.
В целом возможно отметить, что юноши более информированы о разнообразии сект, чем девушки. Для девушек информация относительно секты актуальна только в отношении массовых и получивших широкое распространение.
Следующий вопрос позволил выявить специфику получения информации студентами от сектах. В результате полученных данных было выявлено, что студенты получают информацию о сектах из разнообразных источников. Приоритетным является телевидение, которое признано актуальным всеми 100% респондентов. Художественная литература в качестве информативного средства актуальная для 8% юношей и 76% девушек. Научная литература совершенно не актуальна для юношей и актуальна для 10% девушек. Для всех 100% респондента актуальна информация, которую они получают от друзей и знакомых, а также из сети интернет. Менее актуальная информация, которая транслируется на радио – 82% юноши и 70% девушки.
Тем самым возможно отметить, что молодые люди так или иначе сталкиваются с информацией о сектах, в том числе на уровне распространения ее через СМИ. При этом, не выявленной остается оценка получаемой ситуации, а также тот факт осуществляется ли она целенаправленно или попадается случайно так, как в определенной мере значимым является факт пропаганды через актуальных для молодежи СМИ.
Рис. 2 – Способы получения информации о сектах
Стремление узнать о сектах больше проявляют 10% юношей и 86% девушек, не проявляют желания узнавать о сектах больше только 12% юношей, 8% юношей не уверены в своем желании, равнодушие относительно данного вопроса проявили 70% юношей и 17% девушек.
Рис. 3 – Желание повысить уровень информированности о сектах
При этом представителями сект из всего числа опрошенных являются только 12% юношей. Остальные респонденты не считают себя представителем религиозной секты.
Респондентами отмечалось, что представителя секты возможно отличить по внешнему виду. В данном утверждении сошлись во мнениях все 100% девушек и все 100% юношей.
Рис. 4 – Отличительные особенности представителей сект
Считали, что возможно отличить представителя секты по поведению 16% юношей и 40% девушек. Также все 100% респондентов считали возможным отличить представителя секты по пристрастию к музыкальному направлению. Все 100% юношей также считали, что отличительной особенностью является сленг тогда, как сленг к отличительным особенностям отнесли только 28% девушек.
На вопрос «Считаете ли вы, что определенный стиль в одежде и внешний вид – это обязательный атрибут представителя секты?» утвердительно ответили 100% юношей и 52% девушек. 48% девушек также выразили неуверенность в том, что возможно руководствоваться данным критерием.
Не является определяющим фактором для всех респондентов также и определенное пристрастие к музыке. О том, что можно однозначно судить о принадлежности к секте по музыкальным пристрастиям считают 100% юношей и только 52% девушек. 48% девушек не уверены в том. Что возможно делать такие выводы однозначно.
Также все 100% молодых людей отметили, что их привлекает атрибутика отдельных сект. Однако потребность стать представителем одной из сект возникала только у 72% юношей и 40% девушек. Не возникало такой потребности у 28% юношей и 60% девушек.
Рис. 5 – Желание стать представителем секты
В целом представляет возможным отметить, что юноши проявляют больший интерес к сектам, чем девушки. Девушки в оценку представителя секты и принадлежности к секте в большей мере ориентированы на внешнюю атрибутику и менее информированы о специфике и разнообразии сект, чем молодые люди.
Следующим этапом исследования стало выявление отношения молодых людей к сектам и их представителям.
По результатам исследования было выявлено, что негативное чувство термин «секта» вызывает у 64% юношей, позитивные чувства у 24% юношей. Нейтрально к сектам относятся 12% юношей и 100% девушек.
Рис. 6 – Отношение студентов к термину «секта»
При этом среди всего перечня перечисленных сект практически все они вызывают негативное мнение у студентов.
Рис. 7 –Негативное отношение студентов к отдельным сектам
Как возможно отметить, девушки относятся более терпимо к сектам, чем юноши. Негатив у них взывают только секты, которые включают в свою систему ценностей элементы агрессии либо полное поглощение совей деятельностью.
Среди приоритетных причин создания сект были выделены следующие: 100% респондентов посчитали, что таковой причиной является необходимость организации досуга. Выбор секты, как элемента проведения досуга, представляется одной из весомым причин вступления в секту. Также все студенты отметили, что это вместе с тем и способ самовыражения, а также поиск общения по интересам. 52% юношей и 12% девушек отметили, что это желание слепого следования за другими.
Рис. 8 – Причины создания сект
Таким образом, значительное число юношей выдвинуло в качестве мотива негативный фактор создания и вступления молодежи в секты. При этом все 100% респондентов считают, что только некоторые секты оказывают негативное влияние на молодых людей.
Далее было выявлено, что 38% юношей и 86% девушек считают, что секты, проповедующие агрессию и нетерпимость необходимо запретить. Против их запрещения высказались 40% юношей и 4% девушек. Проявили равнодушие 22% юношей и 10% девушек.
Проявление нетерпимости к агрессии и негативное отношение к агрессивным моделям и ценностям в сектах является основополагающей мотивацией нетерпимости у девушек тогда, как юноши с большей терпимостью относятся к наличию в сектах элементов агрессии и агрессивного поведения членов секты.
Рис. 9 – Отношение к агрессии и нетерпимости в сектах
Сходные модели отношения также просматриваются и в случае наличия в сектах склонностей к девиациям, которые оказывают негативное влияние на здоровья. К таковым относятся курение, употребление наркотических веществ, алкоголя, культ самоубийств и пр. Стремление запретить подобные секты выразили 14% юношей и 38% девушек, против запрета высказались 36% юношей и равнодушие к вопросу проявили 50% юношей и 62% девушек.
Рис. 10 – Отношение к девиации в сектах
В целом, как возможно отметить, в отношении девиаций, разрушающих здоровье, респонденты высказались более терпимо и в большей степени проявили равнодушие, чем к проявлению агрессии. Фактически, выстраивается модель при которой молодые люди терпимо относятся к саморазрушению, но нетерпимо относятся к проявлению агрессии к окружающим.
Среди мотивации возможного обращения к сектам респонденты в качестве ведущего мотива отразили желание выделится (78% юношей и 100% девушек). 16% юношей и 100% девушек также отметили в качестве мотива состояние одиночества, 100% юношей и 52% девушек – потребность в друзьях, 24% девушек – напряженность в семье, 16% юношей и 4% девушек – недоверие к окружающему миру, 24% юношей и 10% девушек – желание стать частью коллектива, 48% юношей и 8% девушек – проявление протеста.
Рис. 11 – Мотивация обращения к секте
Как возможно отметить, девушки в большей степени ориентированы на мотивацию, которая подразумевает негативные эмоциональные состояния, толкающие молодого человека к вступлению в секту. Для юношей в качестве деструктивной мотивации отмечается конфликт с окружающим миром, поиск себя.
Девушками также отмечаются и негативные тенденции для развития молодежи при вступлении в секту тогда, как молодые люди воспринимают данный процесс более позитивно. 68% девушек отмечают, что при вступлении в секту подразумевается полное подчинение ее правилам. 92% юношей и 28% девушек определили необходимость отказа от индивидуальности, 4% юношей и 8% девушек считают, что секта дает молодым людям новые возможности развития и самовыражения.
Тем самым, для молодых людей представляется относительным понимание негативного или позитивного влияния секты на человека, однако они оценивают вступление в секту, как фактор связанный с отказом от индивидуальности.
Рис. 12 – Модели развития в секте
Негативное отношение к сектам по мнению студентов вызвано следующими мотивами. 76% юношей и 52% девушек считают, что причина негативного отношения – выражение нестандартности. Нестандартность предполагает отличие в поведении и внешнем виде, которые являются непонятными обществу, а потому отторгаемыми.
100% юношей и 56% девушек считает, что причиной негативного отношения может стать склонность представителей сект к правонарушениям. Как было выявлено ранее, часть сект оценивается молодыми людьми, как деструктивные, а потому отторгаемые.
50% юношей и 86% девушек считает, что причиной отторжения может стать склонность к саморазрушительному поведению.
Во многом информация и мнение молодых людей складываются именно благодаря материалам, которые распространяются через СМИ, а это, в первую очередь, сведения негативного характера которые позволяют оценить секту в качестве модели поведения, связанного с девиацией, в том числе и с саморазрушительным поведением.
Рис. 13 – Причины негативного отношения к сектам
Как возможно отметить, для юношей более значимым негативным фактором является причина разрушения комфорта окружающих, чем своего собственного. Для девушек большую роль играет саморазрушение.
Актуальным для себя общение с представителями разнообразных сект считают в разных аспектах считают 92% респондентов. Не актуальным оно является для 16% девушек. Актуальным для 26% юношей. Актуально общение только с определенными, не выражающими стремление к агрессии секты для 70% юношей и 36% девушек. Актуально при условии не выражения стремления к девиациям для 2% юношей и 18% девушек и актуально с не выражающими стремление к агрессии и девиациям для 30% девушек.
Тем самым возможно отметить, что молодые люди достаточно терпимо относятся к представителям сект и общению с ними в случае, если они не являются правонарушителями и не проповедуют различного рода девиации, а фактически не стараются вовлечь их в свою среду. Попытки привлечения в секту воспринимаются настороженно или негативно.
Рис. 14 – Актуальность общения с представителями сект
Таким образом, возможно отметить, что для агрессия и является наиболее непривлекательным фактором в установлении отношений с представителями сект для юношей, саморазрушительное поведение для девушек.
В целом, гипотезы исследования были подтверждены и возможно утверждать, что:
- Юноши более информированы о сектах и их специфике, чем девушки.
- Негативное отношение к сектам вызывает наличие в их системе ценностей агрессии или саморазрушительного поведения.
В целом, как было выявлено, молодежь достаточно терпимо относится к сектам и в определенной мере секты взывают у них интерес. При этом одним из показательных также является оценка более половины студентов для себя возможным вступить в секту. Однако, позитивное отношение складывается в отношении по большей части сект, которые не характеризуются политикой агрессивного привлечения адептов. Причиной и желанием вступить в секту для студентов представляется интерес, получение нового опыта.
3.2. Анализ результатов исследования
В результате проведенного исследования было вывялено, что уровень риска в молодежных коллективах относительно принятия модели возможности вступления в религиозную секту, достаточно высокий. Приоритетным акцентом мотивированности, при этом, является низкая осведомленность о сектах и высокий уровень интереса к их внешней атрибутике. В результате исследования было выявлено, что именно студентами с низким уровнем знаний о сектах проявляется большая терпимость по отношению к религиозным движениям. Чем выше информированность о специфике секты и области ее деятельности, тем чаще предлагаются модели, ориентированные на их подавление, ущемление, запрещение.
Достаточно противоречивая модель складывается у студентов, которые проявляют модель поведения, связанную с демонстрацией достаточно высокого уровня терпимости к сектам, однако, было возможным проследить, что она в большей степени связана с ситуациями отсутствия близких контактов с их представителями. Также студенты часто проявляли неуверенность в своих ответах и выбирали вариант «не уверен». Подобная модель дает основания полагать, что студенты находятся в неком пограничном состоянии относительно своих мировоззрений и в целом при негативном воздействии на них могут воспринять и деструктивную модель, то есть быть вовлеченными в секту.
В ответах студентов также отмечались факторы, которые, которые способствуют возникновению у них нетерпимости по отношению к представителям определенных сект, которые несут в себе явно деструктивный характер. Отношение к сектам, которые проповедуют применение силы, как вариант борьбы является непривлекательным в первую очередь для девушек. Для ряда молодых людей данная позиция определилась в качестве допустимой.
Фактически полностью сходные модели существуют и при оценке роли и значения противодействия распространению сектам. Наиболее значимым фактором с точки зрения студентов в противодействии оценивалась роль правительства и правоохранительных органов. Само общество занимало второстепенные позиции, собственная инициатива в данном вопросе рассматривалась студентами, как не существенная или мало значимая.
В целом, необходимо отметить, что у группы девушек не было выявлено ярко выраженной нетерпимости к сектам. В большей степени они были ориентированы на социально – одобряемую модель толерантного поведения, которая на уровне российского общества представляет некий средний вариант, при котором не выражается нетерпимое отношение, но так иже и отсутствует ярко выраженное сочувствие/отрицание.
В целом, уровень информированности о сектах и сектантских движениях во многом определяется в качестве ведущего так, как позволяет оценить уровень опасности секты для молодого человека. Также было выявлено, что молодые люди считают основополагающими причинами вовлечения в секты трудные жизненные ситуации и эмоциональную неустойчивость, что совпадает с оценкой специалистов относительно данного вопроса.
В качестве тревожного фактора возможно оценить интерес студентов к сектам. Интерес, любопытство является одной из значимых причин вовлечения молодежи в секты. При этом, желая посмотреть на секту изнутри молодые люди не всегда адекватно осознают, что уйти из нее они уже вряд ли смогут, особенно, если это секта агрессивного характера и включает в себя деструктивные модели поведения. Принадлежность к общей группе и общему делу часто является одной из явных проблем при попытке уйти из секты.
Одной из причин вовлечения в секту помимо интереса также является и компания друзей. В процессе исследования студентами было отмечено, что они в большей мере не являются противниками общения с представителями разнообразных сект, если те не являются деструктивными. Однако, фактически ни одна секта не раскрывается потенциальным последователям, как деструктивная. Соответственно ее адепты не будут проявлять таковой модели перед новым потенциальным членом. Особенности и негативные составляющие проявляются уже по мере все более глубокого включения в процесс. В том числе на уровне давления на человека в том, что он должен придерживаться определенной модели поведения даже в том случае, если он этого уже не хочет.
Чтобы радикально изменить сознание человека, за ним устанавливают тотальный психологический контроль. Контролируется все: поведение, эмоции, мысли, поступающая информация. Каждая из этих форм контроля оказывает огромное влияние на человеческий мозг. Вместе они образуют тоталитарную паутину, при помощи которой можно манипулировать даже очень сильной личностью». Психиатры предупреждают, что выйти из деструктивного культа очень трудно. «Людям постоянно внушают, что на уход из секты толкает слабость духа, незрелость, глупость, гордыня, греховность. И если человек все же покидает группу раньше срока, то чувство вины и стыда за невыполнение обязательств, данных им, как им кажется, самому Богу в лице лидеров неопятидесятнической группы, приводит его к психическим проблемам». А отсюда и до самоубийства недалеко, считают психиатры.
При этом, многие современные секты успешно маскируются под нерелигиозные организации и приглашают новых потенциальных адептов не просто на молитвы и отправления культовой обрядности, а на различные курсы саморазвития, самосовершенствования и пр. Секта может быть даже замаскирована под тренинг и последующем постепенно раскрывать свои особенности адепту, который уже не может из нее уйти.
В качестве примера возможно привести одну из историй в сети интернет: «Началось с того, что один из знакомых рассказал, что есть потрясающие курсы саморазвития - ну просто чудо. Что до этих курсов он был забитым, а после стал более активным и интересным. Что происходит на курсах - отказался говорить. Так как меня мёдом не корми, дай поразвиваться, отправился я на эти курсы. Что показалось странным: до курсов проходил собеседование (ничё так, полезное) и подписывал бумаги о том, что я обязуюсь не болтать на курсах; никому не рассказывать, что там происходит; не пить и не есть во время занятий; не записывать. Ну ладно, любопытство берет верх, да и я вроде разумный и рассудительный человек.
Было занимающихся около 40 человек. Что бросилось в глаза - все пришли по приглашению друзей и знакомых. Начал общаться с одним из организаторов - оказалось, что они даже другой рекламы никакой не дают, только по рекомендации идут люди. Один из организаторов пообещал, что жизнь моя круто перевернётся, сказали, что они мне завидуют и меня ждёт просто какое-то просветление.
Начался тренинг. Вышла харизматичная, симпатичная женщина и начала вещать. Особенности: стала обращаться ко всей аудитории на «ты», типа к каждому из нас и чтобы нельзя было спрятаться за спинами других. Рассказывала интересно, вовлекала аудиторию».
Далее человек рассказывает, как при помощи программирования на определенную модель поведения его попытались привлечь к группе на постоянной основе. Целью данных манипуляций было обеспечение материальных взносов с посещающих тренинги и верящих в то, что они помогают им устроиться в жизни более успешно за счет просветления духа, приобщения к мировому разуму.
В данном аспекте необходимо отметить тот факт, что привлечение к секте на современном этапе выходит на новый уровень. Как было выявлено в результате анкетирования молодые люди Татарстана имеют общее представление о том, какие секты существуют и предпочитают с ними не сталкиваться. Однако, помимо них получают распространение все новые движения, которые еще мало известны и трактуются себя не как секты, а как некие закрытые организации, фактически элитные клубы в которые не так просто попасть. Запрет и интрига делают свое дело и молодые люди начинают активно интересоваться тем, что там находится в этом собрании избранных.
Фактически же при включении в секту может происходить не просто процесс попытки изменения сознания, а полная изоляция человека от социума, помещение его в совершенно иную среду, где на него можно успешно воздействовать. В частности, в качестве примера возможно привести вполне стандартную ситуацию из опта одного из молодых людей, который просит помощи на одном из форумов для общения в сети Интернет: «Сложилась довольно нестандартная ситуация - девушка, с которой встречаюсь вот уже 4 года, попала в религиозную секту. Что за секта и чем они там занимаются - не говорит. Но как я понял, её там убедили, что все друзья, подруги, родные и близкие - это балласт, от которого необходимо избавиться. Месяц как не могу её увидеть, по телефону говорит неохотно и грубо, что на нее совсем не похоже. Мать ее обо всем знает, но ничего поделать не может, т.к. влияния на дочь уже не имеет».
При этом, современные СМИ далеко не в полной мере отображают специфику деятельности сект. Сами же религиозные последователи также ориентированы на то, чтобы распространять о себе в СМИ самую благоприятную информацию. В частности, секта «Краеугольный Камень» в качестве PR в своем продвижении использует свою благотворительную деятельность. Однако, реальная деятельность в данном направлении ограничена и фактически является прикрытием для развитии самой секты и привлечения в нее новых адептов, которые являются средством пополнения ее материальных ресурсов.
Фактически, отражение современных сект и их деятельности в СМИ Татарстана неоднозначно. С одной стороны психосоциальные аспекты деятельности сект воспринимаются как отрицательные, с другой – как положительные.
Наиболее важные положительные психосоциальные аспекты основаны на экологических представлениях значимости деятельности ряда сект, возможности исцеления души, личностном росте, самосовершенствовании.
Особую значимость данные психосоциальные аспекты приобретают в современном обществе в связи с неблагоприятной экологической обстановкой, кризисных явлений в обществе устранить которые часть общества пытается возвратом к мистическим корням своих предков, но в новом, видоизмененном представлении.
В частности, подобная модель присутствует в секте Анастасийцев, которая получила весьма высокую популярность именно в молодежной среде Татарстана в связи с атрибутикой и системой ценностно – культурных ориентаций, которые они представляют обществу. Своеобразный возврат «к корням», стремление единения с природой и восстановление традиций, в том числе одежды и моделей поведения в целом ложится на благодатную почву всплеска современного национального самосознания в России, стремлением к патриотизму. Однако, модель также предлагает и обращение к специфическим религиозным мировоззрениям, которые четко разделяют мир на «мы» и «они». В результате возникает модель отрицания ряда общественных ценностей последователей данной секты. Однако, фактически среди существующих в Татарстане секта Анастасийцев не несет в себе явные деструктивные черты и не проповедует агрессивного поведения, отказа от родственных и социальных связей, необходимости участия в различных мероприятиях, связанных с религиозным культом.
Относительно благополучной в данной основе оценивается и секта кришнаитов, которая также привлекает молодежь. Однако, молодежь в большей мере привлекает ее внешняя атрибутика в связи с чем большую часть адептов секты составляют молодые женщины. Как было выявлено в результате исследования именно для девушек внешняя атрибутика играет наибольшую роль в определении привлекательности секты. Фактически же в современном Татарстане ни одна из существующих сект больше не может предложить такого колорита элементов восточной культуры, красок и национальной одежды в индийском этническом стиле, также, как и разнообразия праздников, танцев и музыкальных композиций. В результате привлекая адептов своей внешней атрибутикой секта кришнаитов привлекает их и к составляющим мировоззрения.
Фактически распространению влияния секты кришнаитов на молодежь также способствует и популярность восточной культуры в целом. Молодые люди с удовольствием ориентируются на праздники и традиции восточного календаря, посещают пункты общественного питания в этническом восточном стиле и пр.
При этом, также необходимо отметить, что распространению сект, которые основаны на учениях мировых религий, способствует дискредитация этих религий и нарушение ими канонов и норм. Согласно анализу молодежных форумов и социальных сетей Татарстана представляется возможным отметить, что в целом очень высок уровень негативного отношения именно к двум наиболее распространенных религиозным конфессиям России в целом и Татарстана в частности – православному христианству и исламу. Результатом становится популяризация различных ответвлений, по-своему трактующих составляющие данных вероучений. Негативные образ православного христианства во многом связан с деятельность РПЦ, ее реакцией на определенные события и дискредитацией ее действиями священников и самого патриарха. В противовес этому секты христианского толка предлагают иную модель, в которой существует некая модель «чистого» вероучения, которая снизошла на нового пророка. Ответвления мусульманских сект основываются на тех же принципах и причинах. Для молодых же людей сам повод объявить протест общепринятой концепции сам по себе уже является привлекательным.
Наиболее привлекательными в среде молодежи Татарстана являются разнообразные оккультные вероучения, связанные с магическими ритуалами. В новом восприятии данное направление более не трактуется как религия, а центральная роль в нем отводится психологическому воздействию. Цель окультной церемонии - построить мост между миром духов, потусторонним миром и известным нам миром повседневной реальности. И зачастую все участники церемонии подвергаются влиянию предъявляющей себя силы. Именно этот аспект и отличает оккультизм от большинства религий: прямой и непосредственный духовный опыт без посредников, в частности жрецов и священников, которые пытаются установить монополию на божественное. В оккультизме гуру существуют только в мире духов, где и получает свое знание.
Оккультизм в целом идет рука об руку с анимизмом. Во-первых, все, что существует, - живое и наделено духом. Во-вторых, все живое связано друг с другом благодаря этим духам. Таким образом, все люди, деревья, собаки, кошки, пчелы, камни, горы, моря, Земля и Небо - связаны друг с другом. Данный аспект является составляющей моделью многих религиозных сектантских вероучений.
Одним из психосоциальных аспектов современного оккультизма, воспринимающегося с положительной стороны, являются так называемые «пиковые переживания», часто радикально изменяющие жизнь. Переживания, которые в обыденном языке называют религиозными или духовными и которые дают человеку набор ценностей и практик для практического применения. Одной из сфер подобного применения. В значительной мере отраженного в смысловых содержаниях изученных статей, является исцеление духовной сущности, ее роста за счет единения с природой, с природными духами, понять которых возможно при посредничестве гуру.
С помощью ритуала гуру осуществляет сдвиг сознания, который и позволяет его душе путешествовать в другие миры. Данное состояние отрыва от реальности явно напоминает состоянии наркотического опьянения. Измененное состояние сознания в свете развития современного общества и искушенности молодежи в достаточной мере сильно привлекает молодежь, стремящуюся познать особенности ощущений, связанных с уходом из реальности.
В значительной мере отрицательные психосоциальные аспекты выражаются и в состоянии общественного кризиса, утрате части духовных ценностей, традиционных мировоззрений, которым человек пытается найти замену. Именно подобные явления приводят к возрождении и распространению многих элементов традиционных культур, ставящих своей целью воздействие на психику человека.
По средствам возможности психотерапевтического воздействия человек получает возможность справиться с духовными переживаниями, заглянуть внутрь себя, рассмотреть жизненные позиции более многогранно, повлиять на течение жизни по средствам магического воздействия на духовный мир.
Фактически же, сетка в большей мере представляет собой деструктивную модель влияния, которая основана на подавлении у молодых людей активности самосознания. Во многом это связано с тем, что лидеры сект обладают определенными харизматическими качествами и которые способны привлекать к себе новых адептов, не способных противостоять авторитету лидера.
В целом специалистами отмечается, что социально опасные секты возглавляют харизматические вожди с непререкаемым авторитетом. Очень часто они берут на себя роль новых «апостолов» - избранников Всевышнего. Прихожане традиционных церквей объявляются грешниками, у которых нет никаких шансов на искупление и вечную жизнь. Единственное условие благоденствия - активное участие в жизни группы «избранных».
Деструктивный характер многих из сект также проявляется в том, что они считают тело вместилищем абсолютного зла, которое нужно устранять при помощи специальных приемов. В частности, предводитель верующих может проводить обряд наложения рук в сочетании с магическими пассами. После этого адепты падают на спину, бьются в припадке, кричат и рыдают. Лидер получает полный контроль над беспомощной паствой. Очень легко поддаются вербовщикам люди в состоянии депрессии и хронического стресса, склонные к самоубийству.
При этом, как было выявлено, для молодых людей являются привлекательными и другие составляющие секты для того, чтобы оценивать их как потенциальных адептов, характеризовать, как подверженных влиянию религиозной секты. Фактически же в отношении религиозных сект на современном этапе также является актуальным вопрос об определении их деструктивности. Определить является ли секта деструктивной достаточно сложно, особенно в современной религиозной системе, где религиозные организации не представляют своих истинных характеристик открыто.
Кандидатом социологических наук, доцентом философского факультета КФУ Астаховой Ларисой Сергеевной относительно данной проблемы было отмечено следующее: «Деструктивность любой религиозной группы в конечном итоге подтверждают суды – в данном случае и в отношении религиозных организаций должна действовать своего рода «презумпция невиновности». Народная молва иногда опережает вышеупомянутые органы. Это происходит даже в том случае, когда терактов данное течение не осуществляло, но, по мнению людей, оно осуществляет деструктивную политику, например, не признает государство, «уходит в леса», не отдает детей в армию, или наоборот слишком плотно занимается военной подготовкой членов организации. Однако все это не может быть стопроцентным признаком сектанства, так как даже в РПЦ существует, например, сообщество казаков, которые очень строги в соблюдении всех христианских канонов и достаточно много времени уделяют дисциплине и военной подготовке».
Факту способствования распространения религиозных сект и организаций также во многом способствует и лояльная политика государства в данном вопросе, фактическое отсутствие четкого понятия того, что представляет из себя секта. В результате существующие религиозные организации и течения фактически невозможно определить, как сектантские в связи с тем, что они не имеют явно деструктивной направленности. Однако, при всем этом они воздействуют на сознание своих адептов, приобщают их к ценности определенной модели поведения, способствует разобщению граждан на уровне одного государства.
В целом, в результате проведенного исследования было выявлено, что отношение молодежи Татарстана е сектам возможно определить не только, как лояльное, но и в определенной мере заинтересованное. Интерес представляется основополагающим фактором обращения молодых людей к сектам также, как и отсутствие достаточного уровня информированности о том, что собой представляют их вероучения и чем грозит молодому человеку стать адептом одной из религиозных сет даже в том числе, если она не имеет явно деструктивной направленности.
Список литературы
Айсин К.Н. Семь соток для «партии Аллаха»: Под Казанью действует община «истинных мусульман» // Независимая газета – Религии. – 19 декабря 2007 года: http://religion.ng.ru/problems/2007-12-19/6_allah.html
Баран З. «Хизб ут-тахрир»: политическая радикализация ислама / Зейно Баран. – Б.м.: Центр Никсона, 2004. – С.15
Батров Р. Разводка мусульман // Сайт Духовного управления мусульман Республики Татарстан, 20 августа 2013 года. URL: http://dumrt.ru/node/9479
Демидова Е. Файзрахманисты – «истинные сыны Аллаха» // Religo.ru, 19 декабря 2009 года: http://religo.ru/photo/2897
Мамиргов М.З. Книга исламских сект и вероучений / Мурат Мамиргов. – М.: «Исламский мир», 2007. – С. 419-420.
Многонациональный Татарстан (информационно-справочный материал) / сост. Терентьева И. В., Алишев А. С. – Казань, 1993. – С.56
Мофлюханов Н. Отдалимся от заблуждения // газета «Иман». — 1998. — № 7 (апрель)
Мухаметшин Р.М. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в ХХ веке. – Казань: Татарское книжное издательство, 2005. – С.217
На улицах Казани стали появляться исламисты в футболках с символикой «Хизб ут-Тахрир» // Интерфакс-Религия, 19 июля 2013 года. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=52019
Сафаров А. А. Закат казанского феномена. История ликвидации организованных преступных формирований Татарстана / Асгат Сафаров. – Казань: Татарское книжное издательство, 2012. – С.287.
Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России. – М.: Алгоритм, 2007. – С.448
Сулейманов Р. Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами в России: идеология, организация подполья, экстремистская деятельность / Раис Сулейманов // Сайт Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований: URL: http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/16/286/
Шагавиев С. Опасность «Хизб-ут-Тахрир» для мусульман России / Саид Шагавиев // Совершенствование деятельности правоохранительных органов по предупреждению экстремизма: сборник материалов межведомственной научно-практической конференции (5 мая 2010 г., Казань). – Казань: КЮИ МВД России, 2010. – С.145
Якупов В.М. Ислам в Татарстане в 1990-е годы. – Казань: Издательство «Иман», 2005. – С.124
Якупов В. М. Неофициальный ислам в Татарстане: движения, течения, секты. – Казань: Издательство «Иман», 2003. – 273 с.
Приложения
Приложение 1
Анкета «Информированность молодежи о сектах»
Уважаемый респондент!
Вам предлагается заполнить анкету в рамках социологического исследования, которое проводится для изучения информированности молодежи Татарстана о сектах. Фамилию и имя указывать не нужно. Все Ваши ответы будут использованы только в обобщенном виде, конфиденциальность гарантируется.
Правила заполнения анкеты:
- внимательно прочитайте вопрос и предложенные ответы.
- выберите все ответы, которые соответствует Вашему мнению и отметьте их.
- Если в списке нет подходящего ответа, то в графе «другое» впишите свой вариант ответа.
Вопрос анкеты Отметьте галочкой Ваш пол 1. Знакомо ли вам понятие секта?
а) да
б) нет 2. Какие секты вам известны?
а) кришнаиты
б) Хизб-ут-Тахрир
в) Краеугольный камень
г) Свидетели иеговы
д) Старообрядцы
Е) Ахмадия
ж) Муниты
з) Анастсийцы
и) Файзрахманистов
К) Свой вариант 3. Из каких СМИ вы получаете информацию о сектах?
а) Телевидение
б) Печать
В) Художественная литература
Г) Научная литература
Д) Знакомые и друзья
Е) Радио
Ж) Интернет 4. Хотели бы вы знать о сектах больше?
А) Да
Б) Нет
В) Не уверен
Г) Мне все равно 5. Являетесь ли вы представителем какой-либо секты?
А) Да
Б) Нет 6. Представителя секты возможно отличить по
А) Внешнему виду
Б) По поведению
В) По пристрастию к музыке
Г) По специфическому сленгу
Д) Другое 7. Считаете ли вы, что определенный стиль в одежде и внешний вид – это обязательный атрибут представителя секты?
А) Да
Б) Нет
В) Не уверен 8. Считаете ли вы, что пристрастие к определенной музыке – это обязательный атрибут секты?
А) Да
Б) Нет
В) Не уверен 9. Привлекает ли вас атрибутика определенных сект или вызывает интерес?
А) Да
Б) Нет
В) Не уверен 10. Возникала ли у вас в жизни возможность или потребность стать участником секты?
А) Да
Б) Нет
Приложение 2
Анкета «Отношение молодежи к сектам»
Уважаемый респондент!
Вам предлагается заполнить анкету в рамках социологического исследования, которое проводится для изучения отношения молодежи к сектам. Фамилию и имя указывать не нужно. Все Ваши ответы будут использованы только в обобщенном виде, конфиденциальность гарантируется.
Правила заполнения анкеты:
- внимательно прочитайте вопрос и предложенные ответы.
- выберите все ответы, которые соответствует Вашему мнению и отметьте их.
- Если в списке нет подходящего ответа, то в графе «другое» впишите свой вариант ответа.
Вопрос анкеты Отметьте галочкой 1. Термин секта в целом вызывает у вас чувство
а) негатив
б) позитив
В) нейтрально 2. Какие секты вызывают у вас негативные чувства?
а) кришнаиты
б) Хизб-ут-Тахрир
в) Краеугольный камень
г) Свидетели иеговы
д) Старообрядцы
Е) Ахмадия
ж) Муниты
з) Анастсийцы
и) Файзрахманистов
К) Свой вариант
3. Каковы по вашему мнению причины создания сект?
а) способ организации досуга
б) способ самовыражения
В) поиск общения
Г) слепое следование за другими
Д) влияние времени
Е) не могу точно ответить 4. Считаете ли вы, что секты оказывают негативное влияние на молодых людей?
А) Да
Б) Нет
В) Не уверен
Г) Только некоторые из них 5. Считаете ли вы, что секты, проповедующие агрессию и нетерпимость нужно запретить?
А) Да
Б) Нет
В) Мне все равно 6. Считаете ли вы, что запретить нужно секты, приветствующие девиантное поведение, которое оказывает негативное влияние на здоровье?
А) Да
Б) Нет
В) Мне все равно 7. Мотивы обращения к сектам молодежи вызваны
А) состояние одиночества
Б) потребностью в друзьях
В) напряженностью в семье
Г) недоверием к окружающему миру
Д) желанием выделится
Е) желание стать частью коллектива
Ж) проявление протеста 8. Включение в секту предполагает
А) Полное подчинение ее правилам
Б) Отказ от собственной индивидуальности
В) Новые возможности самовыражения
9. Чем вызвано негативное отношение к ряду сект?
А) Выражением своей нестандартности
Б) Склонности к правонарушениям
В) Склонности к саморазрушительному поведению 10. Считаете ли вы для себя актуальным общение с представителями разнообразных сект?
А) Да
Б) Нет
В) Только с определенными, не выражающими стремление к агрессии
Г) Только с определенными, не выражающими стремление к девиациям
Д) Только с определенными, не выражающими стремление к агрессии и девиациям
Гараджа В.И. Социология религии. - М.: «Аспект- Пресс», 1996, с. 15
Там же, с. 21
Гараджа В.И. Социология религии. - М.: «Аспект- Пресс», 1996, с. 23
Конфуций. Луньюй: М.:: Эксмо, 2007. – 434 с.
Там же.
Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с., с. 535
Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. СПб.: «Художественная литература», 1994. – 528 с.
Там же.
Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. СПб.: «Художественная литература», 1994. – 528 с., с. 386
Там же.
Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. – 310 с.
Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: АСТ, 2006. – 350 с.
Там же. с. 34
Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: АСТ, 2006. – 350 с., с. 47
Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. М.: Республика, 1995. 375 с. – с. 78
Конт О. Курс позитивной философии.Антология мировой философии. Т.3. - М., 1971.
Конт О. Курс позитивной философии.Антология мировой философии. Т.3. - М., 1971.
Там же.
Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. тотемическая система в австралии. / Социология религии: классические подходы. Хрестоматия. – М., 1994.
Там же.
Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. тотемическая система в австралии. / Социология религии: классические подходы. Хрестоматия. – М., 1994
Там же.
Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) / Избранное. Образ общества. - М., 1994
Там же.
Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) / Избранное. Образ общества. - М., 1994
Зиммель Г. К социологии религии / Избранное. Том первый - Философия культуры. М., 1996.
Зиммель Г. К социологии религии / Избранное. Том первый - Философия культуры. М., 1996.
Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Изб. произведения. Т.1. М.: Политическая литература, 1970. – 543 с.
Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Изб. произведения. Т.1. М.: Политическая литература, 1970. – 543 с.
Парсонс Т. Американская социология сегодня. Проблемы, перспективы, методы. - М., 1972. - С. 25-36, 360-378.
Там же.
Парсонс Т. Американская социология сегодня. Проблемы, перспективы, методы. - М., 1972. - С. 25-36, 360-378.
Там же.
Парсонс Т. Американская социология сегодня. Проблемы, перспективы, методы. - М., 1972. - С. 25-36, 360-378.
Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с., с. 889
Тейяр де Шарден П. Божественная среда. М.: АСТ, 2003. – 314 с., с. 239
Там же. с. 242
Левинас Э. Избранное: Тотальность и бесконечное. СПб.: Университет. кн., 2000. – 387 с.
Жижек С. Добро пожаловать в пустыню реального. М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. — 160 с., с. 16
http://www.gumilev-center.az/fajjzrakhmanisty-sekta-islamskogo-proiskhozhdeniya-v-tatarstane-v-nachale-khkhi-veka/
http://www.anticekta.ru/?p=5143
Струим, Н. Л., Гусева, Н. Г. Оценка мотивации возникновения ранних наркоманий как элемент эпидемиологического надзора и прогнозирования при ВИЧ-инфекции / Н. Л. Струим, Н. Г. Гусева. - М.: Государственный ПИИ семьи и воспитания, 2009. с.8.
http://wapkin.livejournal.com/1298250.html
http://wapkin.livejournal.com/1298250.html
http://wapkin.livejournal.com/1298250.html
http://pismosebe.ru/kak-ya-popal-v-sektu/
http://dumrt.ru/node/1956
2
1. Айсин К.Н. Семь соток для «партии Аллаха»: Под Казанью действует община «истинных мусульман» // Независимая газета – Религии. – 19 декабря 2007 года: http://religion.ng.ru/problems/2007-12-19/6_allah.html
2. Баран З. «Хизб ут-тахрир»: политическая радикализация ислама / Зейно Баран. – Б.м.: Центр Никсона, 2004. – С.15
3. Батров Р. Разводка мусульман // Сайт Духовного управления мусульман Республики Татарстан, 20 августа 2013 года. URL: http://dumrt.ru/node/9479
4. Демидова Е. Файзрахманисты – «истинные сыны Аллаха» // Religo.ru, 19 декабря 2009 года: http://religo.ru/photo/2897
5. Мамиргов М.З. Книга исламских сект и вероучений / Мурат Мамиргов. – М.: «Исламский мир», 2007. – С. 419-420.
6. Многонациональный Татарстан (информационно-справочный материал) / сост. Терентьева И. В., Алишев А. С. – Казань, 1993. – С.56
7. Мофлюханов Н. Отдалимся от заблуждения // газета «Иман». — 1998. — № 7 (апрель)
8. Мухаметшин Р.М. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в ХХ веке. – Казань: Татарское книжное издательство, 2005. – С.217
9. На улицах Казани стали появляться исламисты в футболках с символикой «Хизб ут-Тахрир» // Интерфакс-Религия, 19 июля 2013 года. URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=52019
10. Сафаров А. А. Закат казанского феномена. История ликвидации организованных преступных формирований Татарстана / Асгат Сафаров. – Казань: Татарское книжное издательство, 2012. – С.287.
11. Силантьев Р.А. Новейшая история ислама в России. – М.: Алгоритм, 2007. – С.448
12. Сулейманов Р. Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами в России: идеология, организация подполья, экстремистская деятельность / Раис Сулейманов // Сайт Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований: URL: http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/16/286/
13. Шагавиев С. Опасность «Хизб-ут-Тахрир» для мусульман России / Саид Шагавиев // Совершенствование деятельности правоохранительных органов по предупреждению экстремизма: сборник материалов межведомственной научно-практической конференции (5 мая 2010 г., Казань). – Казань: КЮИ МВД России, 2010. – С.145
14. Якупов В.М. Ислам в Татарстане в 1990-е годы. – Казань: Издательство «Иман», 2005. – С.124
15. Якупов В. М. Неофициальный ислам в Татарстане: движения, течения, секты. – Казань: Издательство «Иман», 2003. – 273 с.
Вопрос-ответ:
Какие выводы делают авторы статьи о распространении сектантства в республике Татарстан?
Авторы статьи делают вывод о том, что сектантство имеет распространение в республике Татарстан и развивается в системе духовности населения.
Какие аспекты религиозного феномена рассматривают авторы статьи?
Авторы статьи рассматривают религиозный аспект как составляющую социокультурного становления молодежи Татарстана.
Какую роль играют сектантские движения в жизни татарстанской молодежи?
Сектантские движения играют роль вовлекательного фактора для татарстанской молодежи и оказывают влияние на ее отношение к религии и верованиям.
Какие исследования были проведены в рамках статьи?
В рамках статьи проведены исследования распространения сектантства в республике Татарстан и его влияния на молодежь, а также исследование отношения молодежи Татарстана к сектам.
Каковы основные выводы авторов статьи относительно отношения молодежи Татарстана к сектам?
Основные выводы авторов статьи относительно отношения молодежи Татарстана к сектам не указаны в данном описании.
Какие религиозные объединения изучаются в статье?
В статье изучаются секты, присутствующие среди молодежи в Республике Татарстан.
Какие аспекты рассматриваются во второй главе статьи?
Во второй главе статьи рассматривается религиозный аспект, как одна из составляющих социокультурного становления молодежи в Татарстане. Анализируется распространение сектантства в республике и вовлеченность татарстанской молодежи в сектантские движения.
Какое отношение молодежи Татарстана к сектам рассматривается в статье?
В статье рассматривается отношение молодежи Татарстана к сектам. Анализируется организация и результаты исследования отношения молодежи к сектантским движениям в республике.